Библиографический список
1. Жеребятникова Г.В. Образовательное пространство вуза: современное осмысление понятия. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2012.
2. Зенкина С.В., Панкратова О.П., Молчанов А.С. Средства информационнокоммуникационной среды в образовательной деятельности вуза. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2012; 24: 84 - 92.
3. Старостина С.Е. Естественно-научное образование: теоретический аспект. Новосибирск, 2010.
4. Табачкова М.Ю., Борискина И.П. Интерактивные методы обучения в математике. Интеграция образования. 2014; Т. 18; № 3 (76): 65 - 70.
5. Коломина М.В., Кирилина Ю.П., Везиров Т.Г. Опыт реализации кейс-метода на уроках информатики в Астраханском колледже культуры и искусств. Педагогический журнал. 2017; Т. 7; № 2A: 278 - 291.
6. Kolomina M.V., Vezirov T.G. Kirilina. Experience of a case-method on the lessons of Informatics in Astrakhan College of culture and arts. Pedagogical magazine. 2017; T. 7. No. 2A: 278 - 291.
References
1. Zherebyatnikova G.V. Obrazovatel'noe prostranstvo vuza: sovremennoe osmyslenie ponyatiya. Lichnost', sem'ya i obschestvo: voprosy pedagogikiipsihologii: sb. st. po mater. XX mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Novosibirsk: SibAK, 2012.
2. Zenkina S.V., Pankratova O.P., Molchanov A.S. Sredstva informacionnokommunikacionnoj sredy v obrazovatel'noj deyatel'nosti vuza. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. 2012; 24: 84 - 92.
3. Starostina S.E. Estestvenno-nauchnoe obrazovanie: teoreticheskij aspekt. Novosibirsk, 2010.
4. Tabachkova M.Yu., Boriskina I.P. Interaktivnye metody obucheniya v matematike. Integraciya obrazovaniya. 2014; T. 18; № 3 (76): 65 - 70.
5. Kolomina M.V., Kirilina Yu.P., Vezirov T.G. Opyt realizacii kejs-metoda na urokah informatiki v Astrahanskom kolledzhe kul'tury i iskusstv. Pedagogicheskijzhurnal. 2017; T. 7; № 2A: 278 - 291.
6. Kolomina M.V., Vezirov T.G. Kirilina. Experience of a case-method on the lessons of Informatics in Astrakhan College of culture and arts. Pedagogical magazine. 2017; T. 7. No. 2A: 278 - 291.
Статья поступила в редакцию 11.12.17
УДК 371
Asilderova M.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Social Pedagogy and Social Work,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF EDUCATION OF THE PEOPLES OF THE NORTH CAUCASUS IN THE CONTEXT OF THEIR ETH-NO-CULTURAL CHARACTERISTICS. The article identifies and investigates the features of development of system of education of the peoples of the North Caucasus in the context of their ethno-cultural characteristics. It is concluded that the rationale of the essence and character of education of the peoples of the North Caucasus, as well as the factors that define it, is not only an important scientific-theoretical and practical implications for understanding ethnic and cultural peculiarities of peoples in the XXI century retain their uniqueness and originality in the context of growing globalization processes.
Key words: education system, education, ethnic and cultural specifics of peoples of the North Caucasus.
М.М. Асильдерова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной педагогики и социальной работы, ФГБОУ ВО «Дагестанский
государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В КОНТЕКСТЕ ИХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
В статье выявлены и изучены особенности развития системы воспитания народов Северного Кавказа в контексте их этнокультурных особенностей. Сделан вывод о том, что обоснование сущности и характера воспитания народов Северного Кавказа, а также факторов, его определяющих, имеет не только важное научно-теоретическое, но и практическое значение для понимания этнокультурных особенностей народов, которые в XXI веке сохраняют свою уникальность и своеобразие в условиях нарастающих глобализационных процессов.
Ключевые слова: система воспитания, воспитание, этнокультурные особенности народов Северного Кавказа.
В силу сложившейся исторической общности коренных народов северо-кавказского региона России можно говорить об общих основаниях развития национальных систем воспитания детей и молодёжи. Формулируемые и адаптированные к практике воспитательные постулаты, которые создавались одними народностями, легко экстраполировались другими в развитии разных видов педагогического воздействия. При этом каждый из народов на протяжении всего своего развития вносил в воспитательную практику определенные коррективы, самобытные по своему характеру и дополняющие общую картину педагогического процесса. В этой связи целесообразно рассматривать всю сложившуюся воспитательную систему на Северном Кавказе как среду, построенную на единых общепедагогических подходах и этнокультурных основаниях с пониманием тех специфических особенностей, которые присущи тому или иному народу.
Анализ психолого-педагогической, этнографической и исторической литературы, а также собственные исследования показали, что народы Северного Кавказа во все времена истории в качестве основной цели воспитания считали формирование и развитие такой личности, которая способна максимально уверенно и оптимистично переносить различные жизненные трудности, отличается умом, физической силой, сформированностью нравственных качеств. Основываясь на позициях традиционной
педагогики, процесс личностного развития мы рассматриваем в единстве основных составляющих - умственного, нравственно-этического, трудового, эстетического и физического видов воспитания. Основное место в формировании и развитии личностных качеств подростков и молодежи отводится трудовому воспитанию, направленному на овладение необходимыми умениями и навыками выполнения различных видов физической деятельности. Начиная с 6-летнего возраста мальчики и с 4-летнего возраста девочки приобщались к трудовой деятельности, помогая родителям, а уже с 15-ти лет они трудились наравне с родителями и взрослыми.
Способность и мотивированность к труду, готовность к созидательной деятельности высоко оценивались горцами. Важно отметить, что сформированность трудовых навыков являлось показателем развитости человеческих качеств. Сформирован-ность трудовых навыков определяла успешность умственного развития детей и подростков, которым с юных лет прививалась потребность в усвоении знаний, развитии наблюдательности, памяти и сообразительности. Целенаправленному развитию подростка в семье и социуме во многом способствовал народный фольклор, в котором воспевались находчивость трудолюбие и физическое совершенствование. Интересны наблюдения А. Даринского, описанные в самом начале XX века [1], касаю-
щиеся особенностей семейного воспитания. Как отмечал исследователь, горцы начинают закаливать своих детей буквально с рождения. Закаливанию способствовали подвижные игры, обливание холодной водой в любое время года, упражнения юношей в боевых искусства. Таким образом, реализовывалось присущее народу жизненное кредо, касающееся того, что не может быть полноценного члена общества без привития ребенку и подростку важнейших морально-эстетических норм. Данное кредо определяло особенность развития всей воспитательной системы, как формируемой в масштабе семьи, так и всего общества. Взгляды горцев на совершенство человеческой личности отражены в многочисленных произведениях устного народного творчества. Идеал воспитания характеризовался такими качествами, как служение народу, готовность отдать свою жизнь свою землю, мудрость, физическая сила, уважение к старшим, женщинам, родителям, исполнение обычаев родного племени и т. д.
Из целого ряда свойств и качеств личности, которые целенаправленно формировались у подрастающего поколения, особое место отводилось патриотизму, который предполагал любовь к своей земле, языку, обычаям, народу, а также, человечность [1]. Таким образом, воспитание в горской семье выступало не только первоосновой развития общественной воспитательной системы, но и выступало как многостороннее явление, объединяющее такие составляющие, как уход за ребенком, сохранение его жизни и свободы, развитие умственных, нравственных, физических, эстетических качеств, подготовка к самостоятельной жизни. Можно доказательно утверждать, что вся сложившаяся воспитательная система горских народов была максимально полно сориентирована на формирование гармонично развитой личности, отличалась использованием комплексных форм организации всего воспитательного процесса. Выдвигаемая обществом цель воспитания подрастающего поколения рассматривалась не как удаленная перспектива, а как продуманное руководство к непрерывному, целенаправленному и поэтапному формированию и совершенствованию личностных качеств воспитанников. Как справедливо указывает З.Т. Джелиева, идеальный образ, отражающий неизменный по своей сути нравственно-социальный ориентир, сопутствовал человеку на протяжении всей его жизни и запечатлевался в разнообразных воспитательных средствах, адекватных возрастным особенностям самого субъекта [2]. Именно в вариативности форм и приемов воспитания подрастающих поколений выражается важное внутреннее свойство всей системы общественного воспитания горских народов Северного Кавказа.
Произведения устного народного творчества - сказки, песни, поговорки, пословицы во все времена отличались ярко выраженным воспитательным характером и были востребованы в решение педагогических задач. Через данные произведения подрастающему поколению внушалась гордость за принадлежность к народу, формировалось чувство национального достоинства. Интересна точка зрения В.К. Кочисова, который отмечал, что «колыбельные песни, высказывающие пожелания и надежды матери видеть свое дитя добрым, справедливым, красивым духовно и физически, заговоры с просьбой уберечь его от «зло-человека», постепенно и последовательно меняющиеся играми - вот в чем отражается содержание того совершенного, идеального образа, в стремлении подражать которому у ребенка формируются ценностные социальные ориентиры» [3]. В семейном воспитании виделось важное средство и фундамент социализации личности, закладывались модели общественно значимого поведения.
Раскрывая педагогические ресурсы семейного воспитания, следует указать на две формы горских семей - большую и малую. Этнографы отмечают факт того, что вплоть до начала ХХ века у всех народов Северного Кавказа преобладала большая патриархальная семья, а начиная с середины прошлого столетия данные семьи начали уступать место малым (нуклеарным) семьям. Данной трансформации во многом способствовало изменение социально-бытового уклада жизни горцев, а также форм семейных отношений. Большая (патриархальная) семья состояла из нескольких десятков человек, отношения между которыми регулировались подчинением младших старшими. Воспитанием детей и подростков в такой семье занимались все родственники, а не родители. Максимальное внимание вопросам воспитания уделяли представители старшего поколения, которые заботились о детях, рассказывали сказки и предания, наставляли в обычаях и традициях, направляли их игры и курировали первые шаги в трудовой деятельности.
В малых семьях воспитанием детей занимались родители и старшие по возрасту братья и сестры, а также близкие родственники. В качестве одной из непреложных норм семейного воспитания являлось привитие ребёнку и подростку уважения к своим родителям. Особое место в межличностных отношениях между членами одной семьи занимала совокупность запретов, которые известны под названием «обычаев избегания». Данные запреты принадлежали к сфере морального регулирования и были распространены в кавказском обществе. Данные адаты регламентировали семейный и общественный уклад жизни горских народов, непосредственно влияя на воспитание подрастающих поколений. В этнографической литературе под избеганиями понимается совокупность различных запретов, соблюдаемых супругами в отношении как по отношению к друг к другу, так и в отношении своих детей и родственников [4].
Отрицательные следствия различных избеганий между родителями и детьми следует связать с тем, что строгие правила горской этики требовали от подрастающего поколения беспрекословного подчинения, что накладывало отпечаток отчуждённости и суровости на воспитание. Вместе с тем, дагестанский исследователь Н. Самурский в обычаях избегания находит определённые положительные стороны, которые связывает с тем, что «под внешней суровостью деда, отца, брата таилось покровительство старшего, который нёс ответственность перед семьей за каждого его члена, и потому глава горской семьи был скуп на ласки. Это воспитывало и выковывало стальные спартанские характеры» [5]. Таким образом, данный адат, с одной стороны, воспитывал в подростках послушание, беспрекословное подчинение старшим, стыдливость, целомудрие, а, с другой, система запретов не способствовала развитию тёплых отношений между членами семьи, убивала в ребёнке личность и индивидуальность, что приводило к отчуждению ребёнка и родителей друг от друга. Вместе с тем, обычаи и традиции, существовавшие в большой и малой семьях, выступали не только регуляторами, но и трансляторами основ национальной культуры и системы этнических ценностей и отношений. Данную установку в полной мере реализовывала также и окружающая ребенка социальная среда. А.Х. Магометов писал, что институт куначества выступает в качестве одной из форм искусственного родства, в результате которого «два лица, принадлежащие к разным семьям, родам и даже племенам, вступали друг с другом в близкие дружеские отношения и оказывали друг другу в нужных случаях всяческую помощь и защиту» [6].
Куначество сыграло значительную роль в жизни горцев, в развитии системы воспитания детей и молодежи. Особенно значим тот факт, что куначество сыграло положительную роль во взаимообогащении и взаимовлиянии культур северокавказских и русского народов. Следует отметить, что с исторической трансформацией социальных условий жизни народа данный институт значительно изменился и до наших дней практически и сохранился в первоначальном виде.
Из общественных форм и традиций родового уклада жизни до позднейшего времени дошли обычаи искусственного родства через усыновление, к чему прибегали, преимущественно, в бездетных семьях. При этом важно указать на то, что усыновлялись в подавляющем большинстве родственники. С согласия родителей усыновляемый переходил в усыновляющую семью, воспитывался как родной сын, а после смерти отца становился во главе всего хозяйства и выполнял возлагаемые на него обязанности [7]. Если усыновлялся чужеродец, то в этом случае нарушался принцип наследования имущества, которое после смерти главы семьи переходило к ближайшим родственникам. Подобный взгляд на усыновление чужеродца правильно подметил М.М. Ковалевский, который указывал, что «пока у известного лица имеются родственники в мужской линии, он не вправе усыновить кого-либо; сделать это значило бы обнаружить решительное стремление обойти родственников при наследовании, чего последние отнюдь не допустят» [8].
Вместе с тем, важно выразить представление об усыновлении как необходимости установления покровительства и оказания помощи лицам, оказавшимся в тяжелых жизненных ситуациях. Являясь делом священным, усыновление осуществлялось не только в детстве, но и в более зрелом возрасте. Подтверждая факт того, что родовой уклад жизни горских народов способствовал формированию социально-ориентированной воспитательной системы, следует отметить, что с точки зрения общественного воспитания молодежи большой вклад внесли древнейшие органы общественного самоуправления - народные собрания и
«Советы старейшин» («Хаса» - в Кабарде, «Ныхас», «Беседа» - в Осетии, «Халхъны джыилыуу» - в Балкарии), устраиваемые, как правило, в центре села или на определенных возвышенностях [9]. В нартских сказаниях часто встречается слово «Хаса» и «Ныхас». При мы читаем, что каждый год нарты собирали большую Хасу, на которой решали важные общественные дела и устраивали состязания в силе, ловкости и храбрости молодых людей. «Ныхас» был важнейшим социальным институтом и круг вопросов, которые обсуждались был чрезвычайно широк. На «Ныхасе» горцы демонстрировали красноречие, упражнялись в стрельбе и народных промыслах, а сказители рассказывали сказки, легенды и народные предания. В этом «Ныхас» выполнял воспитательные функции, выступая важнейшим воспита-
Библиографический список
тельным ресурсом, позволяющим результаты семейного воспитания выносить на уровень общественного одобрения.
Таким образом, в масштабе общества складывалась уникальная социально-педагогическая система, которая строилась на национальных особенностях и в полной мере учитывала уклад жизни, народные традиции и обычаи, незыблемые законы межпоколенного взаимодействия и продуктивного сотрудничества. Обоснование сущности и характера воспитания народов Северного Кавказа, а также факторов, его определяющих, имеет не только важное научно-теоретическое, но и практическое значение для понимания этнокультурных особенностей народов, которые в XXI веке сохраняют свою уникальность и своеобразие в условиях нарастающих глобализационных процессов.
1. Даринский А. Семья у кавказских горцев. Записки общества истории, филологии и права при Варшавском университете. Варшава, 1903.
2. Джелиева З.Т. Осетинская народная педагогика об идеале совершенной личности. Актуальные проблемы современной педагогики. Владикавказ, 2001.
3. Кочисов В.К. Актуальные вопросы развития образования и педагогической мысли в Осетии: история, теория, практика. Владикавказ, 1997.
4. Смирнова Я.С. Избегание и процесс его отмирания у народов Северного Кавказа. Этнические и культурно-бытовые процессы у народов Кавказа. Москва, 1978.
5. Самурский Н. (Эфендиев). Дагестан. Москва-Ленинград, 1925.
6. Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин (XVII - XIX вв.). Орджоникидзе, 1974.
7. Чауский С.В. Формы искусственного родства у кавказских народов. Кавказский вестник. 1885; 6: 110.
8. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. -Москва, 1886; Т. 1.
9. Хатаев Е.Е. Этнопедагогика Северного Кавказа. Владикавказ, 2000.
References
1. Darinskij A. Sem'ya u kavkazskih gorcev. Zapiski obschestva istorii, filologii i prava pri Varshavskom universitete. Varshava, 1903.
2. Dzhelieva Z.T. Osetinskaya narodnaya pedagogika ob ideale sovershennoj lichnosti. Aktual'nye problemy sovremennoj pedagogiki. Vladikavkaz, 2001.
3. Kochisov V.K. Aktual'nye voprosy razvitiya obrazovaniya i pedagogicheskoj mysli v Osetii: istoriya, teoriya, praktika. Vladikavkaz, 1997.
4. Smirnova Ya.S. Izbeganie i process ego otmiraniya u narodov Severnogo Kavkaza. 'Etnicheskie i kul'turno-bytovye processy u narodov Kavkaza. Moskva, 1978.
5. Samurskij N. ('Efendiev). Dagestan. Moskva-Leningrad, 1925.
6. Magometov A.H. Obschestvennyj stroji byt osetin (XVII - XIX vv.). Ordzhonikidze, 1974.
7. Chauskij S.V. Formy iskusstvennogo rodstva u kavkazskih narodov. Kavkazskij vestnik. 1885; 6: 110.
8. Kovalevskij M.M. Sovremennyj obychaj i drevnij zakon. Obychnoe pravo osetin vistoriko-sravnitel'nom osveschenii. - Moskva, 1886; T. 1.
9. Hataev E.E. 'Etnopedagogika Severnogo Kavkaza. Vladikavkaz, 2000.
Статья поступила в редакцию 21.10.17