Научная статья на тему 'О проблеме формирования профессионально-нравственных ценностей будущих сотрудников полиции'

О проблеме формирования профессионально-нравственных ценностей будущих сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / МОРАЛЬ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОНРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА / НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ / MORAL CULTURE OF PERSONALITY / MORALITY / SPIRITUAL VALUES / PROFESSIONAL AND MORAL EDUCATION / PROFESSIONAL AND MORAL VALUES OF PERSONNEL / MORAL ASPECTS OF PROFESSIONAL ACTIVITY / CONTRADICTIONS IN FORMATION OF PROFESSIONAL AND MORAL VALUES AMONG CADETS OF HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / METHODOLOGY OF VALUES FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселев Александр Михайлович, Флоча Виарел Михайлович

статья посвящена проблеме формирования профессионально-нравственных ценностей у курсантов вузов МВД России. Организация данного компонента воспитательной работы позволит значительно повысить эффективность воспитательного процесса в специализированном вузе в целом и будет способствовать успешному решению служебных задач в профессиональной деятельности будущих сотрудников полиции России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселев Александр Михайлович, Флоча Виарел Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT FORMATION OF PROFESSIONAL AND MORAL VALUES OF THE FUTURE POLICEMEN

the article is devoted to the problem of formation of professional and moral values among cadets of higher education establishments of the Ministry of Internal Affairs. The organization of this component of educational work will significantly improve the efficiency of the educational process in a specialized institution as a whole and will contribute to the successful performance of duties of the future policemen.

Текст научной работы на тему «О проблеме формирования профессионально-нравственных ценностей будущих сотрудников полиции»

УДК 342.9 ББК 67.401.133 К44

A.M. KISELYOV*, V.M. FLOCHA

**

ABOUT FORMATION OF PROFESSIONAL AND MORAL VALUES OF THE FUTURE POLICEMEN

<D

a

ш

0)

о

0)

с

s

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования профессионально-нравственных ценностей у курсантов вузов МВ Д России. Организация данного компонентавоспитательной работы позволит значительно повысить эффективность воспитательного процесса в специализированном вузе в целом и будет способствоватьуспешномурешению служебных задач в профессиональнойдеятельности будущихсо-трудниковполиции России.

Ключевые слова: нравственная культураличнос-ти, мораль, духовные ценности, профессионально-нравственное воспитание, профессионально-нравственные ценности персонала, нравственный смысл профессиональнойдеятельности, методологияфор-мирования ценностей.

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ КИСЕЛЕВ *, ВИАРЕЛ МИХАЙЛОВИЧ ФЛОЧА**

О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Annotation: the article is devoted to the problem of formation of professional and moral values among cadets of higher education establishments of the Ministry of Internal Affairs. The organization of this component of educational work will significantly improve the efficiency of the educational process in a specialized institution as a whole and will contribute to the successful performance of duties of the future policemen.

Key words: moral culture of personality, morality, spiritual values, professional and moral education, professional and moral values of personnel, moral aspects of professional activity, contradictions in formation of professional and moral values among cadets of higher education establishments of the Ministry of Internal Affairs of Russia, methodology of values formation.

В свете целей и задач проводящейся в настоящее время реформы органов МВД России особую актуальность для профессорско-преподавательского и руководящего состава ведомственных вузов МВД приобретают вопросы повышения эффективности образовательного процесса, и в первую очередь связанные с воспитанием будущихсотрудниковполиции. Особую роль в системе воспитания современных курсантов специализированных образовательных учреждений, на наш взгляд, играет процесс формирования у обучаемых профессионально-нравственных ценностей. Однако следует отметить, что проведенный одним из авторов данной статьи эксперимент выявил ряд серьезных недостатков, таких как отсутствие учета различий социального и возрастного факторов, слабое овладение руководством учебно-строевых подразделений богатого научного педагогического наследия, касающегося проблем формирования личности, и т. д.

Между тем возрастные закономерности формирования профессионально-нравственных ценностей личности были предметом научных исследований многих отечественныхи зарубежных ученых. Например, И. Кант в своих работах выделял следующие четыре этапа профессиональ-

* Доктор педагогических наук, доцент; профессор кафедры организации режима и надзора в УИС (Академия ФСИН России);

** начальник кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки (Рязанский филиал Московскогоуниверситета МВД России) E-mail: uprikr.rfmosu@yandex.ru.

§

<0 О <0 го

о

с:

но-нравственного самоопределения в соответствии с возрастной периодизацией развития, принятой в педагогике, куда входят этапы: 1) детской игры; 2) подростковой фантазии; 3) предварительного выбора профессии; 4) практического принятия решения1. Такой известный ученый, как Ш. Бюлер, которую справедливо считают основателем научной теории этапов профессионально-нравственной жизни, разработала концепцию о пяти фазах жизненного цикла человека. Применительно к нашему объекту исследования наибольшего внимания заслуживает вторая выделенная ею фаза - возрастной период от 16-20 до 25-30 лет, характеризующийся поисками признания личности. Именно на этой стадии развития личностью оптимально определяется та область деятельности, которая более всего соответствует ее способностям и устремлениям, уточняется жизненное призвание, происходит накопление определенного опыта жизненных успехов и служебных достижений.

Необходимо отметить, что формирование профессионально-нравственных ценностей личности сотрудника полиции происходит на всем его жизненном и профессиональном пути, но наибольшую значимость, по мнению авторов, в этом процессе имеет этап обучения в вузе МВД России, так как именно в это время закладываются базовые нравственные принципы, основы профессионализма, навыки самосовершенствования, развитие интеллекта, определяется круг межличностных взаимодействий в будущей служебной деятельности.

Однако процесс формирования профессионально-нравственных ценностей не может быть ограничен строго определенными рамками - он динамичен, определяется специфическими условиями организации образовательного процесса в вузе МВД России, особенностями служебной деятельности, конкретной учебной (служебной) ситуацией, а также индивидуальностью каждого курсанта. Кроме того, модель профессионально-нравственного совершенствования личности курсанта в основе своей не должна строиться только на возрастном развитии. Немаловажное значение в процессе формирования профессионально-нравственных ценностей будущих сотрудников полиции имеют и другие критерии. Например, в научных трудах Б.Г. Ананьева2 приводятся данные относительно продуктивности деятельности человека в разных ее областях и формирования внутренней готовности личности к профессионально-нравственному самоопределению.

Что касается формирования внутренней готовности к профессионально-нравственному самоопределению курсантов вузов МВД России, то, бесспорно, оно начинается уже на первых этапах обучения в образовательном учреждении, и здесь ведущая роль отводится способности курсового руководстваи отдела по работе с личным составом сориентировать обучаемых на личностное самоопределение, начиная с первого курса. Но и положительное решение этой проблемы не дает нам стопроцентной гарантии в том, что у курсантов к окончанию их обучения в ведомственном вузе сформированные профессионально-нравственные ценности будут соответствовать высоким запросам современного российского гражданского общества.

Следовательно, приходится констатировать, что даже воспринимаемая на высоком уровне профессия и успешное овладение специальностью не гарантируют сформированности у будущих сотрудниковполиции необходимыхпрофес-сионально-нравственных ценностей. Исходя из изложенного считаем целесообразным рассматривать процесс формирования профессионально-нравственных ценностей курсантов через призму определенных факторов, в первую очередь социально-экономических и социально-психологических, оказывающих влияние на становление курсантов еще до их активного вступления на путь правоохранительной деятельности - в период обучения в ведомственном образовательном учреждении.

Помимо указанных причин, на процесс формирования профессионально-нравственных ценностей у курсантов будут оказывать значительное влияние психологические функции: память; мышление; внимание; способности; интересы; наклонности; мотивация; ценностные ориентации.

Необходимоучесть и то, что природные особенности личности курсанта занимают далеко не последнее место в формировании у него профессионально-нравственных ценностей. В связи с этим полагаем, что рассматривать нравственный образец будущего сотрудника полиции целесообразно с позиций его личностных качеств и в процессе формирования у него профессионально-нравственных ценностей основное внимание обращать на способность личности курсанта адаптироваться к требованиям профессиональной деятельности персонала органов полиции современной России.

Выбранную нами методологию отчасти подтверждают слова Э. Берна: «При длительном занятии тем или иным видом деятельности тенденция отражать других людей с определенной

точки зрения может стать у человека устойчивой, превратиться в профессиональную привычку, которая явно проявляется у врачей, артистов, писателей, следственных работников, то есть у всех тех, в чьей повседневной работе другой человек оказывается главной фигурой»3.

Следует подчеркнуть тот факт, что в повседневной практике образовательного процесса и служебной деятельности вуза МВД России присутствуют, к сожалению, определенные шаблоны, приводящие к таким негативным манерам в поведении будущихсотрудниковполиции, как категоричность суждений, поучающее общение, авторитарность и неразвитое чувство сопереживания.

Изучение динамики и основных этапов профессионально-нравственного становления курсантов вузов МВД России дает нам возможность планировать в практической деятельности научное управление данным процессом.

Перед авторами не стояла задача тщательного и подробного выяснения воздействия всех существующих источников (в гражданском обществе, курсовом коллективе, учебной группе, неформальном объединении) на формирование у курсантов интересующих нас ценностей, но мы пытались выяснить, какие из них наиболее благоприятно влияют на обучаемых в вузах МВД России.

Для определения положительных ориентаций обучаемых нам потребовалось сравнение референтных групп, на которые ориентированы ^ курсанты в своем поведении. В результате мы установили реальную референтную группу в ® моральной, эстетической и нравственной ориентации того или иного курсанта и анализиро- ^ вали его поведение. Подобная группа, ориентация на ее нормы и ценности являются, по нашему мнению, ведущими факторами в социализации курсанта, усвоении им определенного служебного опыта, формировании внутренних поведенческих регуляторов и самосознания.

В настоящее время педагогической наукой обобщен значительный материал, раскрывающий роль различных факторов в воспитании характера личности, формировании у нее высоких нравственных качеств. Однако проблема формирования профессионально-нравственных ценностей курсантов вузов МВД России как будущихсотрудниковполиции Российской Федерации остается нерешенной.

Полагаем, что актуальность затронутой в статье темы придаст новый стимул научным исследованиям в области вузовской педагогики и психологии, прежде всего применительно к специализированным образовательным учреждениям, готовящим специалистов для правоохранительных органов России.

1 См.: Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч.: в 4 т. М., 1965. Т. 4. С. 229, 269, 276-277.

2 См.:АнаньевБ.Г. Избранные психологическиетруды. М., 1980. Т. 1, 2.

3 Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психологиячеловеческой судьбы пер. с англ. / под общ. ред. М.С. Мацковского М., 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.