УДК 343 .83 АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ КИСЕЛЕВ,
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры мобилизационной и тактико-специальной подготовки, e-mail: kamkis@bk.ru; АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ ЧАБЫКИН,
кандидат педагогических наук, начальник кафедры мобилизационной и тактико-специальной подготовки (Академия ФСИН России), e-mail: chabykin_2009@mail.ru
О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Реферат: формирование профессионально-нравственных качеств у курсантов является важнейшим направлением организации воспитательной работы в вузах Федеральной службы исполнения наказаний. Важно понимать, что формирование профессионально-нравственных качеств личности сотрудника пенитенциарной системы происходит на всем его жизненном и профессиональном пути, но наибольшую значимость в этом процессе имеет этап обучения в вузе, так как именно в этот период закладываются базовые нравственные принципы, основы профессионализма, навыки самосовершенствования, развития интеллекта, определяется круг межличностных взаимодействий в будущей служебной деятельности.
Формирование внутренней готовности к профессионально-нравственному самоопределению курсантов начинается у них уже на первых этапах обучения в образовательном учреждении. Ведущая роль в этом процессе отводится способности руководства учебно-строевых подразделений, сотрудников отдела по работе с личным составом и профессорско-преподавательского состава кафедр сориентировать обучаемых на личностное самоопределение начиная с первого курса.
Ключевые слова: нравственная культура личности, мораль, духовные ценности, профессионально-нравственное воспитание, профессионально-нравственные качества персонала, нравственный смысл профессиональной деятельности, методология формирования ценностей.
В свете целей и задач проводимого в настоящее время курса на гуманизацию отбывания наказаний в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) особую актуальность для профессорско-преподавательского и руководящего состава вузов ФСИН России приобретают вопросы, связанные не только с повышением эффективности образовательного процесса, но и с воспитанием будущих сотрудников УИС.
Важную роль в системе воспитания обучаемых в специализированных образовательных учреждениях играет процесс формирования у курсантов профессионально-нравственных качеств. Однако анкетирование, проведенное нами в учебно-строевых подразделениях Академии ФСИН России, выявило в организации данного процесса на курсовом уровне ряд серьезных недостатков: отсутствие учета различий как социального, так и возрастного фактора и слабое знание курсовым руководством богатого научного
© Киселев А. М., Чабыкин А. А., 2015
педагогического наследия, касающегося проблем формирования личности.
Между тем возрастные закономерности формирования профессионально-нравственных качеств личности являлись предметом научных исследований как зарубежных, так и отечественных ученых. Так, И. Кант в своих работах выделял следующие четыре этапа профессионально-нравственного самоопределения в соответствии с возрастными периодизациями развития, принятыми в педагогике: этап детской игры; этап подростковой фантазии; этап предварительного выбора профессии и этап практического принятия решения [1]. А. Ш. Бю-лер, которую считают основательницей научной теории этапов профессионально-нравственной жизни, разработала концепцию о пяти фазах жизненного цикла. Применительно к нашей проблеме наибольшего внимания заслуживает выделенная ею вторая фаза - возрастной период от 16-20 до
25-30 лет, характеризующийся поисками признания личности. Именно на этой стадии развития личностью оптимально определяется та область деятельности, которая более всего соответствует ее способностям и устремлениям, уточняется жизненное призвание, происходит накопление определенного опыта жизненных успехов и служебных достижений.
Формирование профессионально-нравственных качеств личности сотрудника УИС происходит на всем его жизненном и профессиональном пути, но наибольшую значимость в этом процессе имеет этап обучения в вузе, так как именно в этот период закладываются базовые нравственные принципы, основы профессионализма, навыки самосовершенствования, развития интеллекта, определяется круг межличностных взаимодействий в будущей служебной деятельности.
Процесс формирования профессионально-нравственных качеств не может быть ограничен строго определенными рамками. Он динамичен, определяется специфическими условиями организации образовательного процесса в вузе ФСИН России, особенностями служебной деятельности, конкретной учебной или служебной ситуацией, а также неповторимой индивидуальностью каждого курсанта. Кроме того, модель профессионально-нравственного совершенствования личности курсанта в основе своей не должна строиться только на возрастном развитии. Немаловажное значение в процессе формирования профессионально-нравственных качеств будущих сотрудников УИС имеют и другие критерии. Например, в научных трудах отечественного ученого Б. Г. Ананьева приводятся данные относительно продуктивности деятельности человека в разных ее областях и формирования внутренней готовности личности к профессионально-нравственному самоопределению [2, с. 237-240].
Что касается формирования внутренней готовности к профессионально-нравственному самоопределению курсантов вузов ФСИН России, то, бесспорно, оно начинается уже на первых этапах обучения в образовательном учреждении. Здесь ведущая роль отводится способности руководства учебно-строевых подразделений, сотрудников отдела по работе с личным составом и профессорско-преподавательского состава сориентировать обучаемых на личностное самоопределение начиная с первого курса. Однако и положительное решение этой проблемы не дает нам стопроцентной гарантии в том, что у курсантов к окончанию их обучения в специализи-
рованном вузе сформированные профессионально-нравственные качества будут соответствовать запросам современного общества, поэтому приходится констатировать, что даже успешное овладение специальностью не гарантируют сформированности у будущих сотрудников УИС необходимых профессионально-нравственных качеств.
На процесс формирования профессионально-нравственных качеств у курсантов вузов ФСИН России будут оказывать значительное влияние и такие психологические функции, как память, мышление, внимание, способности, интересы, наклонности, мотивация и ценностные ориентации. Необходимо также учитывать и то, что природные особенности личности курсанта занимают далеко не последнее место в формировании у него профессионально-нравственных качеств. В связи с этим полагаем, что рассматривать профессионально-нравственный образец будущего сотрудника УИС целесообразно исходя из способности курсанта адаптироваться к требованиям профессиональной деятельности персонала пенитенциарных органов и учреждений современной России.
Следует подчеркнуть тот факт, что в повседневной практике образовательного процесса вузов ФСИН России присутствуют определенные шаблоны, приводящие, к сожалению, к некоторым негативным моментам в поведении будущих сотрудников УИС, к таким, например, как категоричность суждений, авторитарность и неразвитое чувство сопереживания. Однако эти шаблоны вполне преодолимы еще на младших курсах, при вдумчивом подходе курсового руководства к организации воспитательной работы.
Мы не ставили перед собой задачи тщательного и подробного выяснения воздействия всех существующих факторов на формирование у курсантов интересующих нас качеств, но полагаем, что более глубокое изучение динамики и основных этапов профессионально-нравственного становления курсантов вузов ФСИН России дает возможность начальствующему и профессорско-преподавательскому составу с научной точки зрения подойти к организации данного процесса. Надеемся, что актуальность затронутой в статье проблемы придаст новый стимул для научных исследований в области вузовской педагогики, в первую очередь применительно к специализированным образовательным учреждениям, готовящим специалистов для правоохранительных органов.
Список литературы
1. Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч. : в 4 т. М., 1965. Т. 4. 544 с.
2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., 1980. Т. 1, 2. 517 с.
ALEXANDER MIKHAYLOVICHKISELEV,
dsc in pedagogy, associate professor, professor, mobilization and tactical and special preparation department,
e-mail: kamkis@bk.ru; ANDREY ANATOLYEVICH CHABYKIN,
phd in pedagogy,
chief, mobilization and tactical and special preparation department
(Academy of the FPS of Russia), e-mail: chabykin_2009@mail.ru
ABOUT FORMATION OF PROFESSIONAL AND MORAL QUALITIES AT CADETS OF HIGHER
EDUCATION INSTITUTIONS OF FSIN OF RUSSIA
Annotation: authors believe that formation of professional and moral qualities at cadets is the most important direction of the organization of educational work in higher education institutions of Federal Penitentiary Service. It is important to understand that formation of professional and moral qualities of the identity of the employee of penal system happens on all his vital and professional way, but the greatest importance in this process the grade level in higher education institution as at this stage the basic moral principles are laid, has the professionalism foundation, skills of self-improvement, development of intelligence, the circle of interpersonal interactions in future office activity is defined.
Formation of internal readiness for professional moral self-determination of cadets begins at them already at the first grade levels in educational institution. The leading role in this process is assigned to ability of the management of educational and front divisions, the staff of department of work with staff and the faculty of chairs to orient trainees on personal self-determination, since the first course.
Key words: moral culture of the personality, morals; cultural wealth, professional and moral education, professional and moral qualities of the personnel, moral sense of professional activity, methodology of values formation.
References
1. Kant I. Osnovy metafiziki nravstvennosti. Sochineniya [Fundamentals of metaphysics of moral. Compositions]. In 4 vol. Moscow, 1965, Vol. 4. 544 р.
2. Anan'ev B. G. Izbrannye psihologicheskie trudy [Chosen psychological works]. Moscow, 1980, Vol. 1, 2. 517 р.
© Kiselev A. M., Chabykin A. A., 2015