электронное научно-техническое издание
НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ
Эл № ФС 77 - 30569. Государственная регистрация №0421100025. ISSN 1994-0406
О проблемах подготовки
высококвалифицированных специалистов в системе непрерывного профессионального образования
77-30569/262420
# 10, октябрь 2011 Цибизова Т. Ю.
УДК 37.031.4
МГТУ им. Н.Э. Баумана [email protected]
Современное общество все более основывается на науке и знаниях, которые необратимо влияют на нашу жизнь. Проблемы, связанные с необходимостью совершенствования процесса подготовки кадров, способных решать инновационные задачи, обладающих навыками научного творчества, становятся особенно острыми. В последнее время этой проблеме уделяется повышенное внимание, как со стороны государственной системы образования, так и со стороны представителей работодателей.
Профессиональное образование и профессиональное обучение должно быть ориентировано на подготовку специалиста, способного обеспечить прогресс в развитии в своей отрасли. Быстрое развитие современного рынка труда требует работника нового типа: разносторонние знания, отличная специальная подготовка, активная жизненная позиция, способность адаптироваться к новым ситуациям, к постоянным изменениям, знания иностранных языков, новых информационных технологий, готовность развивать знания и адаптировать их к новым ситуациям - все это говорит о том, что образование должно быть ориентировано на опережающее обучение специалиста, на постоянное образование, на широкие знания, на осознание того, что не будет одной работы на всю жизнь.
Постоянное обучение - это требование любого предприятия. Таким образом, совершенно очевидно, что важнейшей формой самореализации личности на рынке труда является профессиональная подготовка. Промышленность очень нуждается в специалистах, но здесь важно наличие не только формального образовательного ценза, а реальных умений, знаний, навыков, отвечающим критериям высококвалифицированного специалиста. Поэтому гибкость и мобильность, - основные образовательные свойства личности, дающие ей
возможность оставаться и продвигаться на рынке труда и которые наиболее эффективно развиваются на широкой образовательной основе [5].
Соревнования национальных систем профессионального развития трудящихся стало ключевым элементом глобальной конкуренции. Сегодня выигрывает тот, кто быстрее адаптируется к запросам и требованиям динамично меняющегося мира, в котором постоянно обновляются технологии, где идёт ускоренное освоение инноваций и формируются глобальные рынки трудовых ресурсов.
Поэтому комплексное решение вопросов развития системы непрерывного профессионального образования является актуальной и значимой задачей.
Система непрерывного образования существует, научно обоснована и трактуется как «создание последовательных стратегий для обеспечения образовательных и обучающих возможностей для всех людей на протяжении всей жизни». Вот примерная схема непрерывного образования (рис. 1).
Рис. 1. Структура системы непрерывного образования
Частью системы непрерывного образования является система непрерывного профессионального образования, которое включает в себя:
• непрерывное обучение - учебная деятельность, предпринимаемая в течение всей жизни для развития компетентности и квалификации;
• компетентность - знания, навыки и производственный опыт, применяемые и совершенствуемые в конкретных условиях;
• квалификация - официальное выражение технических или профессиональных навыков работника, которые признаются на международном, национальном или отраслевом уровне;
• потенциал к трудоустройству - уровень универсальных компетентностей и квалификаций, которые усиливают потенциал человека в использовании предоставляемых образованием и подготовкой кадров возможностей для получения достойной работы и закрепления на ней, достижения прогресса на предприятии и на различных рабочих местах, а также для преодоления проблем, вызванных изменениями в технологии и условиях на рынке труда.
Таким образом, непрерывное профессиональное образование - всесторонне направленная обучающая деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью повышения уровня знаний, навыков и профессиональной компетенции [1].
Стратегия непрерывного профессионального развития включает этапы обязательного профессионального образования для получения соответствующих навыков; обновление знаний, умений, обучение не только профессиональным навыкам, но и другим жизненно важным, нужным и просто интересным для человека компетенциям.
Если мы говорим о подготовке высококвалифицированных специалистов, то система непрерывного профессионального образования может быть структурирована так, как представлено на рис. 2. Здесь мы сократили образовательный процесс от среднего образования, объединив в один этап средне общее (полное), начальное и среднее профессиональное образование, до послевузовского образования.
Рис. 2. Структура непрерывного профессионального образования
В условиях быстрого развития производительных сил, сопровождаемого массовым применением новых технологий, изменилось само понятие квалификации работников, как их способности выполнять ту или иную работу. Если раньше общественное признание имела квалификация, полученная в процессе специального профессионального обучения, а затем обогащённая опытом рутинной работы, то в настоящее время требования к квалификации работников кардинально изменилось [1].
Попробуем определить критерии, которые нас бы устроили в определении высококвалифицированного специалиста (рис. 3):
Рис. 3. Критерии оценки качества высококвалифицированного специалиста
В настоящее время квалификация рассматривается не только как способность изо дня в день выполнять одну и ту же работу, но и как способность работника переквалифицироваться, время от времени переходить к исполнению видоизменённых и более сложных обязанностей.
Самостоятельно вырабатывать в себе такие качества способны не все работники. В этих целях в стране должна функционировать национальная, в масштабе всего государства, система непрерывного, фактически в течение всей их трудовой жизни, профессионального образования.
Профессиональное самоопределение, согласно С.Я.Батышеву, это самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в результате анализа человеком своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей и соотнесение их с требованиями профессии. В основе профессионального самоопределения находится осознанная социальная позиция личности, заложенная всем комплексом воспитательных и образовательных влияний [2].
Б.С.Гершунский в своей монографии «Философия образования» создает структурную цепочку, характеризующую ступени образовательного процесса: «грамотность -образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет». Результат образования должен оцениваться как по «жестко контролируемым параметрам», так и «на уровне ментальных приоритетов и предпочтений данного конкретного общества, но с учетом динамики общественных ценностей и идеалов и меняющихся критериев реального
материально-духовного прогресса и человека, и общества» [4].
Кардинальные изменения общественной и культурной жизни, формирование рынка труда и профессий, быстро развивающаяся техническая и технологическая база профессиональной деятельности ориентируют систему образования на подготовку не только грамотного специалиста-исполнителя, но и самостоятельной, творчески развитой личности, критично и мобильно мыслящей, умеющей ориентироваться в стремительно нарастающем потоке информации, способной к непрерывному самообразованию.
Любой специалист должен получать не только определенную сумму знаний, но и самое главное - самостоятельно применять и повышать свои знания, проявлять научное творчество в своей профессиональной деятельности, используя в конкретной работе все новое полезное, что содержится в интенсивном потоке современной жизни.
Для того, чтобы подготовка специалистов имела действительно профессиональную направленность, необходимо присутствие представителей промышленности, производства на всех этапах процесса обучения и образования (рис. 4).
Рис. 4. Участие предприятий в системе непрерывного профессионального образования
Для России, учитывая нынешнее состояние промышленности и, особенно, для стратегически важных ее отраслей, крайне необходимо предпринять срочные меры для мощной модернизации именно профессионально-технического образования. Только 77-30569/262420, №11 ноябрь 2011 г. http://technomag.edu.ru 6
массовый приход в промышленность подготовленных на обновленной научно-технической базе инженеров-интеллектуалов, может спасти нашу промышленность от кризисных явлений.
Инженер - главная фигура в технических отраслях промышленности. На него возлагается обязанность разрабатывать новые, а также поддерживать и развивать действующие образцы техники и технологий. Поэтому подготовка специалистов для высокотехнологичных производств и качество такого образования является главной задачей высших учебных заведений.
С другой стороны, характеристики знаний, умений, навыков и компетенций формируются сообществом специалистов из промышленности. Следовательно, необходимым условием является сотрудничество промышленности с образованием, связь предприятия с вузом. Тогда совместными усилиями предприятие и вуз будут следить за качеством учебного процесса, создавать привлекательные условия для эффективного использования инженеров, молодых ученых и специалистов по своему прямому назначению - разработка новых технических решений в технике и технологиях.
В этом есть своя логика: современное производство, составляющее основу реального сектора экономики, должно базироваться на новейших инженерных и научных достижениях. Обеспечение такого производства высококлассными специалистами возможно лишь при наличии профессионально-ориентированного образования, опирающегося на систему научной подготовки кадров. От этого в значительной степени зависит способность страны к созданию наукоемких технологий как важнейшего условия укрепления ее национальной безопасности.
Однако, на сегодняшний день можно констатировать: уровень выпускников вузов
падает.
Причинами являются множество противоречий образовательного, профессионального, экономического и социального характера:
• между склонностями обучающихся, их способностями и требованиями к избираемой профессии;
• между осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы;
• между притязаниями личности и реальными возможностями заполнения вакантных мест;
• между определенной способностью каждого конкретного человека и представлениям о престиже профессии;
• желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем ее окружении;
• несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др.
• между запросами обучающихся на высокое качество профессиональной подготовки, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда, и применяемыми образовательными технологиями, которые не могут удовлетворить потребность в обучении. Студенты, школьники, безработные граждане и незанятое население хотят получать дополнительное образование, их интересы смещены сейчас в область экономики, менеджмента, юриспруденции;
• между динамикой спроса рынка труда на специалиста определенного профиля и традиционно сложившейся структурой их подготовки;
• между ограниченностью платежеспособного спроса на образовательные услуги и ростом числа желающих в короткие сроки и с минимальными затратами на основе практического опыта и собственного источника самообучения и готовности к нему решить задачи саморазвития личности и проблему повышения конкурентоспособности на рынке труда путем переподготовки в системе дополнительного профессионального образования с использованием современных образовательных технологий [3];
• между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами, сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях развития промышленности, его кадрового обеспечения;
• профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью промышленности заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом;
• потребностью учебных заведений и других социальных институтов в специалистах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны;
• необходимостью координации и интеграции профориентированных воздействий и решением ее узковедомственными путями и средствами.
И отсюда возникают проблемы в подготовке высококвалифицированных
специалистов:
• слабая базовая подготовка школьников (ЕГЭ. ГИА);
• устаревание учебных планов и профессорско-преподавательского состава вузов;
• старение материально-технической базы вузов;
• изменение государственных стандартов на подготовку специалистов в сторону гуманитарного цикла, а также в сторону подготовки бакалавров;
• сведение к минимуму производственных практик, а значит - отсутствие представлений о реальных нуждах промышленности и экономики страны;
• социально-культурное окружение, не дающее возможность возникновения желания получения технических специальностей, желания честно работать на страну.
Исключить данные противоречия и призвана реализация системы непрерывного профессионального образования.
Несмотря на то, что система непрерывного профессионального образования существует теоретически и научно обоснована, но на практике ее структурные составляющие не связаны друг с другом функционально, не работают на общую цель -подготовку высококвалифицированных специалистов.
Учитывая все вышесказанное, предлагаются следующие возможности решения проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов:
1. Усилить влияние промышленности на образовательный процесс в системе непрерывного профессионального образования с возможностью:
• корректировать запрос на подготовку по конкретным специальностям и квалификациям (бакалавр, специалист, магистр)
• корректировать образовательные стандарты в образовательном процессе высшего образования;
• развить систему общественно-профессиональной аккредитации вузов на основе повышения качества образования, востребованности в данных специальностях, конкурентоспособности выпускников и т.д.
2. Усиливать материально-техническую базу вузов, обеспечивать производственные практики, соотносить темы НИРС, курсовых и дипломных проектов с реальными задачами промышленности.
3. Осуществлять научно-исследовательское сотрудничество между вузами и предприятиями.
4. При проведении ФЦП И НИОКР промышленными предприятиями обязательным условием включить участие высших учебных заведений.
5. Обеспечивать взаимную научную и обучающую интеграцию между вузами и предприятиями.
6. Содействовать в обеспечении повышения квалификации, переподготовки, стажировки, второго высшего образования для сотрудников предприятий.
В современных условиях развития общества, характеризуемого как «постиндустриальное», при смене культурных, социальных, экономических ценностей, норм и отношений, при увеличении количества ежеминутно поступающей информации, в
условиях развития высокотехнологичных производств, междисциплинарных связей и полипрофессиональных интересов, возникла необходимость подготовки специалистов так называемого «широкого профиля». Тогда в ряду первостепенных задач развития социально-значимых подсистем общества, создание системы непрерывного профессионального образования, отвечающего сущности постиндустриального этапа, является приоритетной задачей, направленной на разработку теоретико-методологических основ современной педагогической теории непрерывного образования. Непрерывное образование является необходимым условием жизнедеятельности человека, развития его способностей, реализации его личностного и трудового потенциала на протяжении всей жизни.
Список литературы:
1. Барабанова С.В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2004. 340 с.
2. Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, пути реализации. М.: Высшая школа, 1987. 340 с.
3. Бетина И.Н., Лукина Г.М. Профессиональная подготовка как компонент непрерывного образования. // Межрегиональная научно-практическая Интернет-конференция «Проблемы и перспективы системы непрерывного образования «школа - лицей -колледж - вуз». 2009. URL http://www.tambmk.narod.ru/konferencii/noybr_2009.htm. (дата обращения 19.10.2011)
4. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: В поисках практико-ориентированных концепций. М.: Совершенство, 1998. 608 с.
5. Новиков А.М. Методология образования. М.: Эгвес, 2002. 320 с.