Научная статья на тему 'О проблемах культуры и образования в контексте постмодернизма'

О проблемах культуры и образования в контексте постмодернизма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / ЛОКАЛИЗОВАННОСТЬ / ТОПОЛОГИЧНОСТЬ / ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ / OPERATIONALISM / ПОСТИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / POST-INFORMATION SOCIETY / ПОСТМОДЕРНИЗМ / POSTMODERNISM / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / MASS CULTURE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL POLICY / ДУХОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / SPIRITUALITY OF AN INDIVIDUAL / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / SOCIETY MODERNIZATION / ГУМАНИЗМ / HUMANISM / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОСТЬ / INTERIORISATION / LOCALIZATION / TOPOLOGISM / EXISTENTIALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сторублевцева Дарья Анатольевна

В ХХ веке культура стала особой разновидностью потребления. На первое место вышла массовая культура как культура потребительского общества. Но в XXI веке становятся заметны изменения, свидетельствующие об изменении культурной ситуации. По-новому решается проблема выбора жизненной позиции, в культуре возникает отклик на поиски индивидом своего внутреннего «я», массовая культура теряет свои позиции. Поэтому возникает необходимость изменений и реформ на культурном и образовательном уровнях, призванных помочь личности найти свои социальные роли и духовые ориентиры в обществе. Поиск новых подходов к культуре и образованию, разработка конкурентной системы, развитие альтернативных проектов, развивающих идею престижности культурности, грамотности и образованности, должны стать частью продуманной государственной культурной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PROBLEMS OF CULTURE AND EDUCATION IN A POSTMODERNISM CONTEXT

Culture became a special kind of consumption in the 20th century. Mass culture moved into the first place as cooperative culture. But in the 21st century changes indicating an alteration in the cultural situation has begun to show. The problem of choice of stand in life is getting solved in a new way, response to individual searches of “the I inside” occurs in culture, mass culture is losing ground. This is why the necessity of changes and reforms appears at cultural and educational levels. These changes appeal to assist a personality for discovering its social roles and mental reference points in a society. The search of new approaches to culture and education, the elaboration of a competitive system, the development of alternative projects evolving the idea of culture prestigiousness, literacy and education are to become part of a considered national culture policy.

Текст научной работы на тему «О проблемах культуры и образования в контексте постмодернизма»

4. Бессонова О. Э. Затянувшийся бой. Переход к новой картине мира как вызов для российских интеллектуалов // Независимая газета. 2008. 21 марта. С. 11.

5. грушевицкая т. г., садохин А. П. Культурология : учебное пособие. Москва, 2011 С. 432—437.

6. каменец а. в. Государственная культурная политика как фактор столкновения гражданского общества : автореф. дис. ... доктора культурологии. Москва, 2005.

7. Культурология / под ред. С. Н. Иконниковой и В. П. Большакова. Москва, 2013. С. 496—497.

8. Культурология. В исходных научных понятиях, структурно-логических схемах, исторических феноменах культуры. Москва, 2011. С. 483-485.

9. Культурная политика. Проблемы теории и практики. Санкт-Петербург, 2003.

10. Нельзя потерять свои культурные корни. Выступление на заседании Совета по культуре и искусству // Литературная газета. 2013. № 40. 9—15 октября. С. 1.

11. Литературная газета. 2013. № 40. 9—15 октября.

12. Иемировская А. З. Культурология. Москва, 2013. С. 160—161.

13. Щипов А. Освобождение языка. О возможных последствиях валдайской речи президента Путина // Литературная газета. 2013. № 40. 9—15 октября. С. 9.

Московский государственный университет культуры и искусств

В ХХ веке культура стала особой разновидностью потребления. На первое место вышла массовая культура как культура потребительского общества. Но в XXI веке становятся заметны изменения, свидетельствующие об изменении культурной ситуации. По-новому решается проблема выбора жизненной позиции, в культуре возникает отклик на поиски индивидом своего внутреннего «я», массовая культура теряет свои позиции.

Поэтому возникает необходимость изменений и реформ на культурном и образовательном уровнях, призванных помочь личности найти свои социальные роли и духовые ориентиры в обществе. Поиск новых подходов к культуре и образованию, разработка конкурентной системы, развитие альтернативных проектов, развивающих идею престижности культурности, грамотности и образованности, должны стать частью продуманной государственной культурной политики.

Ключевые слова: интериоризация, локализованность, топологичность, операционализм, постинформационное общество, постмодернизм, массовая культура, образование, культурная политика, духовность личности, модернизация общества, гуманизм, экзистенциальность.

ПРОБАЕМАХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА

УДК 001.2:[008+37

Д. А. Сторублевцева

D. A. Storublevtseva

Moscow State University of Culture and Arts

ABOUT PROBLEMS OF CULTURE AND EDUCATION IN A POSTMODERNISM CONTEXT

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 37-41

37

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 5 (55) сентябрь-октябрь ^

Culture became a special kind of consumption in the 20th century. Mass culture moved into the first place as cooperative culture. But in the 21st century changes indicating an alteration in the cultural situation has begun to show. The problem of choice of stand in life is getting solved in a new way, response to individual searches of "the I inside" occurs in culture, mass culture is losing ground.

This is why the necessity of changes and reforms appears at cultural and educational levels. These changes appeal to assist a personality for discovering its social roles and mental reference points in a society. The search of new approaches to culture and education, the elaboration of a competitive system, the development of alternative projects evolving the idea of culture prestigiousness, literacy and education are to become part of a considered national culture policy.

Keywords: interiorisation, localization, topologism, operationalism, post-information society, postmodernism, mass culture, education, cultural policy, spirituality of an individual, society modernization, humanism, existentialism.

Совершенно очевидно, что явления, с которыми столкнулось современное общество, окончательно определили тенденции развития современного мира. Сформировалось общество, готовое отстаивать свои свободы и права, в том числе и право на информацию, которая отныне должна поступать в понятном и ясном формате, доступном для широкой и разнообразной аудитории. Это объясняется тем, что структура массового общества очень обширна, так как она имеет своим респондентом широкую аудиторию, желания и требования которой слишком разнообразны, ограничены возможностями интерпретации получаемой информации.

Многие исследователи считают, что основной проблемой, порождающей разрушительные тенденции в современной культуре, является стремление к обладанию, желание получать удовольствие и регулярно удовлетворять все свои потребности. И культура, по словам Бодрийяра, «становится особой разновидностью потребления — телезрителя, читателя газет и даже пешехода, пассажира, водителя, а комментарий к тексту неизбежно образует ещё один культурный текст» [1, с. 10].

На первое место выходит массовая культура как культура потребительского общества. В ней «малейший "гаджет" образует вокруг себя техномифологическое силовое поле. Способ применения бытовых вещей становится почти непреложной схемой мировосприятия. Между тем технический предмет, требующий от нас лишь чисто формального

соучастия, изображает нам мир, где нет усилий, где энергия абстрактна и всецело подвижна, где жест-знак обладает абсолютной действенностью» [1, с. 67]. формируется соответствующий тип личности на основе стереотипов и новых представлений о мире, стремящийся выделить свою индивидуальность через обладание все новыми и новыми «гаджетами», которые на самом деле не индивидуализируют, а лишь включают субъекта в бесконечную потребительскую гонку. Такие качества «одномерного», усреднённого человека, который ориентирован только на потребление, являются хорошим материалом для политических, идеологических и других манипуляций, в связи с чем культура к началу ХХ1 века становится мощным ресурсом политического и психологического воздействия.

Но при погружении в информационное культурное пространство все явственнее становятся изменения. Ставится и по-новому решается проблема выбора новой жизненной позиции. Постмодернистская, нигилистическая позиция отношения личности к бытию — «я не хочу» сменяется новой осознанной, продуманной, обоснованной позицией — «я не хочу, потому что...». Новый этап в личностном развитии индивида приводит к постановке и решению главной проблемы: «Что ты делаешь для себя истинного», повышается значение интериори-зации. В культуре возникает отклик на поиски индивидом своего внутреннего «я», массовая культура теряет свои позиции.

Информационное пространство, объединённое Интернетом, больше не нуждается в посредниках в виде рекламы и маркетинга. Интернет позволяет создавать сообщества, объединённые различными интересами, без ограничений и стандартов (Facebook, Twitter). Итоги подобной информационной революции можно видеть сейчас на улицах Египта, Сирии, Ливии и других стран.

Постмодернизм — это, по своей сути, ги-перинформатизм, но для ситуации перехода характерен уже дезинформатизм. И в ответ на этот культурный вызов постинформационное общество отторгает себя от системы, не желает интегрироваться, а желает выполнять простые, понятные задачи. Как итог, повышается значение операциона-лизма. Возникают сообщества людей, которые объединяются по принципу стремления жить так, как они хотят, а не так, как за них решают. Несмотря на видимую локализован-ность, система демонстрирует все признаки «открытой системы», топологичность. Можно сказать, что главной характеристикой современного типа культуры будет именно открытость системы, так как это диктуют условия информационного пространства. Совершенно ясно, что открытость и ризо-матичность отнюдь не являются признаками постмодернизма, это свидетельство новой системности.

У специалистов не вызывает сомнения, что массовая культура — естественный и вполне закономерный процесс развития современного постмодернистского общества, который, безусловно, является непосредственным спутником глобализации. Поэтому совершенно неизбежно в современном обществе массовым становится практически все. В условиях прозрачности и коммуникабельности противится этому невозможно, к тому же, благодаря массовой культуре, многие люди получили доступ к образованию, информации и свободе слова. Пытаться регулировать негативные процессы, происходящие в массовой культуре, было бы неправильно, так как это привело бы к контролю над личностью. Правильный путь видится

в повышении ценности образования и самообразования, в выходе из сферы культуры потребления в сферу культуры творческой личности с ее высокой самооценкой и чётким самоопределением. Это постепенно сформирует человека, который сможет противостоять всем искушениям массовой культуры и постепенно выведет современное общество на новый уровень культуры.

Патриарх Всея Руси Алексий II в одном из своих последних интервью с грустью говорил о сложной ситуации с образованием. Алексий отмечал, что возможность получать образование воспринималась его поколением как ценность. Нынешнее поколение относится к образованию как чему-то само собой разумеющемуся, из-за чего подходит к его получению с пассивной точки зрения потребителя очередного продукта.

В последние десятилетия вопросы образования были выключены из широкого общественного обсуждения. Но проблемы, связанные с реформированием современной системы образования, вызвали широкий отклик как среди общественности, так и среди специалистов. Стало ясно, что в сегодняшних условиях необходим поиск новых подходов и способов образования. Например, для повышения качества системы выпускных экзаменов необходимо привлечение специалистов вузов к контролю и составлению тестов, что обеспечит преемственность в образовательной системе страны. Есть возможность создания независимых центров тестирования, использования современных технических средств контроля. Развитие сотрудничества школы и вуза должно выражаться в налаживании общих контактов и организации мероприятий — конкурсов, олимпиад, научных форумов, лабораторий и исследовательских площадок, призванных выявить талантливых учеников, помочь им найти своё призвание.

Особый резонанс вызвало внедрение системы Единого государственного экзамена. В последние годы в стране не утихают скандалы, связанные с проведением этого экзамена. Становится ясно, что это не про-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 5 (55) сентябрь-октябрь ^

сто проблемы конкретного метода проверки знаний учащихся, а всей системы образования, которая не отвечает вызовам и реалиям информационного общества.

Вся система образования нуждается в перестройке, учитывающей особенности современной культурной обстановки. Совершенно очевидно, что проблема ЕГЭ не была бы такой острой, если бы существовала более гибкая система образовательных институтов. Выпускник школы должен иметь возможность не торопиться с поступлением в высшее образовательное учреждение. Ведь экзамен можно сдавать не один раз, есть возможность подготовиться, выбрать интересный вуз, позаниматься с репетиторами. Но вся общественная система препятствует сознательному выбору выпускника, начиная с общественной позиции — не поступил, значит, неудачник, заканчивая системой призыва в армию, которая, по сути, лишает выпускника школы не только сознательного выбора профессии, но и осознанного выполнения гражданского долга. Таким образом, реформирование системы образования требует изменений и в других государственных системах.

Кроме этого, поступив в вуз, студент попадает в ситуацию, не способствующую формированию осознанного стремления к получению профессионального образования. Это связано с условиями финансирования образовательных учреждений высшей школы. В сложившихся условиях университеты не заинтересованы в отчислении нерадивых студентов, так как это приведёт к потере финансирования. Складывается порочный круг — студент, поступивший лишь бы поступить, не заинтересованный в обучении и получении конкретной профессии, и университет, не заинтересованный в его отчислении. Многие видят решение этой проблемы в развитии двухуровневой системы высшего образования — максимально доступного и широкопрофильного бакалавриата и более профильной магистратуры.

Введение ЕгЭ должно было обеспечить более широкий доступ сельской молодёжи

в столичные и региональные вузы. Но выяснилось, что многие выпускники не возвращаются в свои родные регионы. Это означает, что необходимо разработать равновесную систему стимулирования обучения и социально-экономической поддержки молодых специалистов в регионах. Положительный результат принесло бы формирование общей базы, отражающей запрос в молодых кадрах на местах, развитие качественного дополнительного образования и системы повышения профессиональной квалификации, системы дальнейшего трудоустройства специалистов.

Многие специалисты считают, что необходима разработка конкурентной системы с несколькими альтернативными вариантами одновременно выпускных и вступительных экзаменов. Так же подчёркивается необходимость расширения ЕГЭ до масштабов культурного национального события. Подобный опыт есть у Китая и Южной Кореи. В этих странах при проведении единого экзамена используются беспрецедентные меры безопасности. Проведение процедуры ЕГЭ как культурного мероприятия в рамках страны позволит не только снизить психологическую нагрузку со школьников, но и повысить моральную значимость самого экзамена, престижность его самостоятельной честной сдачи [3].

Кроме этого, в России появляются самостоятельные альтернативные культурные и образовательные проекты, которые без государственной поддержки развивают идею престижности культурности, грамотности и образованности. Подобным примером является проект Ольги Рябковец «Тотальный диктант», который уже успел превратиться в общественное событие. В 2013 году в «Тотальном диктанте» участвовало более 30 тысяч человек. Стоит отметить, что проект, существующий с 2004 года, уже вышел за пределы России: диктант пишут в США, Египте, Боливии. Среди авторов текстов для диктантов известные писатели — Борис Стругацкий, Дина Рубина, Дмитрий Быков и др. А на множестве площадок, на которых одновременно проводится диктант, тексты

читают знаменитые актёры, журналисты.

Появляется все больше организованных энтузиастами проектов, которые призваны подчеркнуть роль спорта в культуре. Например, Московский марафон, который с каждым годом привлекает все больше и больше участников, в 2013 году собрал более 6,5 тысяч бегунов.

Многие негативные проявления современного духовного кризиса в культуре связаны с тем, что из системы образования фактически исчез её важнейший компонент — воспитание. Пока образование будет рассматриваться как сфера услуг, сложно ассоциировать его с одной из главнейших задач общества — социализацией личности, которая происходит в процессе ознакомления человека с основными культурными и нравственными нормами, приобщения его к активному участию в общественной жизни и творческой самореализации. Но, к сожалению, подход к образованию как сфере услуг присутствует в Постановлении Правительства Российской федерации, посвящённом изменениям в отраслях социальной сферы, направленным на повышение образования и науки [2]. Как справедливо отмечает В. А. Тихонова, чтобы изменить подобный подход «педагогической и научной общественности, деятелям культуры следует активнее включаться в обсуждение мер по обеспечению эффективности современной системы образования, культурной политики в воспитательном процессе, особенно — в патриотическом воспитании» [4, с. 27].

Продуманной частью государственной культурной политики должна стать позиция, что культура и образование — это не услуга,

а сложный процесс воспитания всесторонне развитой, а не просто эрудированной личности. Сущность образования заключается в формировании духовной личности, оно является способом приобщения человека к богатству культурного наследия, всеобщим ценностям, социально значимым понятиям. Поэтому образование не должно ограничиваться только задачей формирования профессиональных и коммуникативных навыков, но и направляться на воспитание гражданских и патриотических чувств человека, того духовного облика личности, которой предстоит модернизировать общество, обеспечить его динамичное развитие. Все изменения в ходе реформирования сфер культуры и образования призваны сформировать цельную духовную личность, живущую по принципам гуманизма, а для этого необходим активный диалог власти с теми людьми, которые реализуют реформы на местах.

В формирующейся новой реальности должны царить соответствующие идеалы и законы, которые, кстати, всегда были близки русской культуре. Понятия соборности, народности, свободы личности в экзистенциальном смысле вполне могут стать определяющими факторами в новой культуре. Они станут альтернативой духовному кризису, который в последние годы переживает мировое сообщество. Многие русские философы разрабатывали концепции внутреннего развития человека на основе уважения и взаимопонимания, этот опыт и должен лечь в основу новой культурной концепции, стать основным потенциалом не только для России, но и для всего мирового сообщества.

Примечания

1. Бодрийяр Ж. Система вещей. Москва, 2001.

2. Постановление Правительства РФ от 13.12.2012. № 2620. План мероприятий («дорожная карта»).

3. Тарасевич С. Какие проблемы государства, общества и школы выявил единый экзамен // Русский репортер. 2013. 13—20 июня.

4. тихонова в. А. Культурная политика в контексте задач патриотического воспитания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 3. С. 26—29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.