Павлов Б.С.
д.филос.н., в.н.с. Института экономики УрО РАН
pavlov_boris@mail.ru
Разикова Н.И.
к.х.н., профессор УрФУ
natigraz@mail. т
О ПРИЧАСТНОСТИ УРАЛЬСКИХ СТУДЕНТОВ К РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ
Ключевые слова: студенческая молодёжь, профессиональное образование, православная церковь, семья, ценность, православная культура, религиозное сознание.
В истории общества церковь всегда выступала в качестве особого института воспитания молодежи, причем не только религиозного, но и патриотического, гражданского, а также участвовала в становлении национального самосознания молодого поколения. Как известно, в начале ХХ века советская власть резко ограничила функции религиозных организаций, в первую очередь - Русской Православной церкви (здесь и далее - сокращённо - РПЦ), отделив ее от государства. Тем самым, государство практически ликвидировало воспитательную функцию, законодательно «оградив» школу (как, собственно, и все институты системы общего и профессионального образования) от РПЦ1.
О масштабах институционального развития конфессиональных образований в Российском государстве за последние столетия можно судить хотя бы по следующим данным. В 1875 г. в Российской Империи (т.е. России вместе с Украиной, Белоруссией, Грузией, Молдавией и т.д.) было 494 монастыря (350 мужских и 143 женских). А в 1988 году в СССР осталось только три: Троице-Сергиева Лавра, Псково-Печерский монастырь, Данилов монастырь в Москве. А к исходу 2003 года в России действовало 635 монастырей (312 мужских и 325 женских), не считая 167 монастырских подворий и 45 скитов. Значит, к концу 90-х годов темп открытия монастырей достиг сотни в год2.
О масштабах религиозности уральского населения к концу ХХ века можно составить представление по данным одного из наших исследований, проведённого в 1989 г. на базе Центра изучения и формирования общественного мнения трудящихся при Свердловском обкоме КПСС3. Опрос 1100 человек показал, в частности, что «соотношение верующих и атеистов» по самооценкам респондентов было следующим (% от общего числа опрошенных):
- не принимали никогда участия в атеистических мероприятиях 37% респондентов (среди рабочих - 44%, среди колхозников, рабочих совхозов - 30%);
- 40% опрошенных никогда не бывали в молитвенном доме, в церкви; а среди тех, кто побывал в них, делали это в основном из-за любопытства - 43%, для участия в религиозных обрядах - 21%.
- 34% - считали, что атеистические мероприятия нужны, так как приносят большую пользу4.
Сегодня РПЦ стремится восстановить утраченные связи и расширить свое присутствие в российских вузах. Свидетельством такого стремления, в частности, может служить факт выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на IX Съезде Российского Союза ректоров, состоявшемся в марте 2009 г., где он сказал буквально следующее: «Мы с вами должны воспитывать. И нет никакого оправдания перед Высшей школой, если она отказывается от этого величайшего своего предназначения - воспитывать нравственную, высокоинтеллектуальную личность»5.
Также приведем цитату из другого выступления Патриарха: «Стоит задача интенсифицировать свидетельство Православной Церкви в вузах России. Церковь входит и должна все глубже и глубже входить в самую жизнь российского студенчества, делить его радости и скорби, иметь его не объектом попечения, но стать неотделимым от него субъектом»6.
1 Шемякина М. К. Концепт «возрождение» в свете православной модели русской жизни // Дискуссия: журнал научных публикаций. - Екатеринбург, 2012. - № 3. - С. 36-40.
2 Кураев А. Церковь в мире людей. - http://svitk.ru/ 004_book_ book/2b/507
По репрезентативной областной выборке было опрошено 1100 взрослых респондентов. Опрос проводился по поручению Отдела пропаганды и агитации Свердловского обкома КПСС социологами Института экономики УрО РАН (науч. рук. опросов -д.филос.н. Павлов Б.С.).
4 Павлов Б.С., Попов В.Г. Религия и атеизм на Среднем Урале: общественное мнение. (Информационные материалы). -Свердловск: Труды ИЭ УрО АН СССР, 1990.
5 Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на IX съезде Российского Союза ректоров // сайт Российского Союза Ректоров. - http://www.rsr-online.ru
6 Патриаршее приветствие участникам и гостям I конференции домовых храмов при университетах (вузах) России // Официальный сайт Московского Патриархата.
О пристальном внимании РПЦ к студенчеству можно судить по практическим делам Церкви. Вот некоторые купюры из сообщений информационного агентства Екатеринбургской Епархии1:
• «В Санкт-Петербурге пройдет межвузовский творческий конкурс, посвященный Татьяниному дню.
• В Московской области состоится конференция «Молодежь и религия».
• В Архангельске открылось студенческое православное кафе.
• При учебных заведениях среднего Урала появляется все больше домовых храмов:
- в православной школе на улице Ясной Екатеринбурга несет служение храм во имя Святого Страстотерпца Царевича Алексия;
- в Уральском горном университете восстанавливается храм во имя святителя Николая Чудотворца;
- еще один храм во имя святой мученицы Татианы появился на уральской земле. Он открыт в стенах Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии».
Общий для всех наук о религии, включая социологию религии, принцип - принцип опоры на эмпирические данные. Этот конституирующий научные знания о религии принцип одновременно является разделительной чертой между научным подходом к изучению религии и феноменологическим, философским и теологическим. Социолог, изучая религию, имеет дело с тем, что доступно чувственному восприятию. Поэтому в религию как предмет социологического анализа он не включает сверхъестественное, ограничиваясь только эмпирическими данными. Социолог занимается только тем, что можно наблюдать и подлежит проверке. Он не может удовольствоваться общим впечатлением или теологическими аргументами в подтверждение, например, тезиса о том, что религиозная вера вызывает и обусловливает нравственное поведение. Только эмпирические данные могут подтвердить или опровергнуть это утверждение. Социолог должен получить эти данные, и только располагая ими, он может строить теоретические модели.
Авторами статьи предпринята попытка рассмотреть некоторые аспекты поведения молодых россиян, связанные с таким феноменом общественного сознания, как «Вера в Бога». В представленной статье использованы в основном материалы двух комплексных региональных исследований по проблемам жизненных ценностей и ориентаций уральской студенческой молодёжи. Социологические опросы проводились авторами статьи в 2005 и 2011 гг. в рамках договора о творческом сотрудничестве между Институтом экономики УрО РАН и Физико-технологическим институтом УрФУ. Вот эти исследования:
- 2005 г. - в г. Екатеринбурге и г. Иваново был проведён опрос 500 абитуриентов, 510 курсантов и 250 экспертов четырёх военизированных вузов (Уральский институт ГПС МЧС России; Ивановский институт ГПС МЧС; России Уральский юридический институт МВД России; Екатеринбургский артиллерийский институт) - «Студент-2005»;
- 2011 гг. - опрос 680 студентов старших курсов Уральского государственного технического университета (УГТУ-УПИ)2 на технических и гуманитарных факультетах. Предмет исследования - уровень и характер причастности молодых людей к религиозной культуре - «Студент-2011».
Помимо этого, проблемы религиозной культуры уральской молодёжи (в том числе студентов) затрагивались нами и в других, последующих исследованиях, в частности:
- 2014 г. - по квотной выборке в семи институтах УрО РАН были проведены опросы 550 научных сотрудников, представляющих группу полных, зрелых, детных уральских семей, и 200 преподавателей ряда вузов Урала и Подмосковья - «Семья-Наука- 2014;.
- 2014 г. - по квотной выборке опрошены 150 экспертов, представителей трёх основных социально-профессиональных групп: а) 50 - преподаватели общественных наук в вузах - «ВУЗ»; б) 50 - специалисты областных, городских и районных социальных служб - «Организаторы»; в) 50 - специалисты в сфере социальных наук - «Наука». Экспертам предлагалось сделать краткосрочный прогноз (на период 2014-2020 гг.) развития позитивных и негативных социально-поведенческих процессов в молодежной среде, в сфере семейной, детской и молодежной политики РФ - «Не-благополучие-Детство-2014» .
- 2015 г. - по квотной выборке в восьми институтах Уральского федерального университета (г. Екатеринбург) проведены опросы 450 студенток старших курсов, готовящихся стать молодыми специалистами на предприятиях и в организациях. Выяснялись их основные ценностные ориентации, профессиональные и социально-демографические жизненные планы - «Студентки УрФУ-2015».
* * *
В ходе исследования «Студент-2005» респондентам, предлагалось ответить на вопрос «Верите ли Вы в Бога, и, если да, то к какому вероисповеданию Вы себя относите?». Были получены следующие ответы (% от общего числа опрошенных - 680 чел.)
Таблица 1
- в Бога не верю - 14
- в Бога верю, но не отношу себя ни к какому вероисповеданию - 31
- в Бога верю, отношу себя к православию - 47
- в Бога верю, отношу себя к Исламу - 3
- в Бога верю, отношу себя к прочим конфессиям - 5
1 Дайджест новостей домовых храмов (1-15 ноября 2005). - http://www.taday.ru/text/34756.html
2 В настоящее время - Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
Почти половина опрошенных студентов (47%) считают себя православными. Данный факт вполне можно считать одним из аргументов в пользу сотрудничества вуза и РПЦ, но с одной оговоркой. Почему студенты, у которых практически отсутствуют признаки канонического религиозного поведения, ассоциируют себя именно с православием. Что это: дань моде, исторической традиции («русский - значит православный»)?
На наш взгляд, это, прежде всего, может быть связано с религиозностью их родителей. Так на вопрос «Являются ли ваши родители верующими?» были получены следующие ответы: у подавляющего большинства опрошенных из группы «православных» верующими являются и мать (88%), и отец (70%). Также не последнюю роль в самоопределении опрошенных мог сыграть тот факт, что почти все они когда-то прошли обряд крещения. Так на вопрос «Крещены ли Вы?» утвердительно ответили 97% опрошенных из группы православных. Вполне возможно, большинство таких студентов мысленно ставят знак равенства между понятиями «крещенный» и «православный».
Как показывают многочисленные социологические опросы, посвященные проблеме религиозности российского населения, за самоназванием «православный» редко стоит нечто большее, чем просто слова1. Как правило, среди людей, считающих себя православными, крайне мало тех, кто старается соблюдать хотя бы основные предписания Православной Церкви. Например, православному христианину предписано посещать храм каждое воскресение и во все великие праздники. О том, насколько уральские студенты склонны соблюдать данное предписание, можно судить по их ответам на вопрос «Посещаете ли Вы храм, и как часто?» (% от общего числа опрошенных - в числителе; в том числе респондентов, причисляющих себя к православию - в знаменателе):
Таблица 2
- в сознательном возрасте не посещал никогда - 17 / 6
- очень редко, нерегулярно, не каждый год - 40 / 40
- раз в год обязательно - 11-17
- несколько раз в год (но не каждый месяц) - 13 / 20
- раз в месяц и чаще - 4 / 8
- каждую неделю - 1 / 2
- затруднились ответить, в том числе не ответили - 14 / 8
Как мы видим среди студентов, считающих себя православными, только каждый десятый (10%) посещает церковь регулярно, каждый двенадцатый (8%) - раз в месяц и чаще, и лишь двое из каждой сотни (2%) - каждую неделю. Подавляющее же большинство таких респондентов либо вообще не бывают в храме (6%), либо посещают его, но нерегулярно (77%). Конечно, эту группу студентов нельзя назвать добросовестными прихожанами, а скорее (на манер протодиакона Русской Православной Церкви, профессора Московской духовной академии Андрея Кураева) - «захо-жанами». Но факт остается фактом - они, все же, приходят в храм. Другой вопрос, с какой целью? Чтобы как-то прояснить этот вопрос мы спросили студентов: «Если вы редко бываете в Церкви, то в эти редкие случаи, что служит поводом к его посещению?». Как выяснилось, список поводов к посещению храма у группы православных студентов весьма обширен (% от общего числа опрошенных 530 чел.):
Таблица 3
- желание помолиться (в тяжелой жизненной ситуации; перед важным делом) - 78
- желание исповедаться и причаститься - 74
- «большие» церковные праздники (Рождество, Пасха и др.) - 71
- отпевание усопшего - 66
- желание поговорить (посоветоваться) со священником - 65
- крещение детей - 58
- желание хотя бы ненадолго отвлечься от повседневной суеты - 54
- венчание новобрачных - 53
- другое - 49
Помимо вопросов, касающихся религиозного поведения, студентам также предлагались вопросы, относящиеся к сфере религиозного сознания, с помощью которых мы пытались прояснить два момента: насколько взгляды студенческой молодежи соответствуют каноническим правилам Православной Церкви, и в чем отличие мировоззрения православных, внеконфессионально верующих и атеистов?
Известно, что в православии к числу восьми греховных страстей отнесены: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня. Грех для христиан - это не просто проступок или провинность, но и само желание не следовать заповеданному; а также нечто, противоречащее человеческой природе (ведь человек создан по образу и подобию Божию), порочность человеческого существа, проявление его падшей природы, которую он приобрёл при грехопадении.
С точки зрения православия - пишет протоиерей Серафим Слободской, «грех, или зло есть нарушение закона Божия. Грех - это причиняемый себе вред, объективно возникающий вследствие нарушения законов нормального человеческого существования. Грехом человек отдаляет себя от Бога. Исполнение заповедей необходимо не Богу, а человеку. Последствия причиненного себе вреда называют наказанием, а страдание от последствий - воздаянием. Гре-
1 См.: Палибина А.С. Ценности православия как фактор стабилизации семьи в современной России // Дискуссия: журнал научных публикаций. - Екатеринбург, 2011. - № 10. - С. 139-141; Черкасова А.А. Жизненные ценности студентов в России и США // Дискуссия: журнал научных публикаций. - Екатеринбург, 2011. - № 10. - С. 149-151.
ховные помыслы суть искушения»1. Осознают ли такую тесную взаимосвязь «грех-наказание» уральские студенты? Мы спросили у студентов «Верите ли Вы в то, что Бог наказывает людей за их прегрешения?» - «Студент-2». Утвердительно ответили чуть больше половины опрошенных (52%), отрицательно - каждый четвёртый-пятый (22%). Остальные 26% затруднились ответить на вопрос.
Логично было бы предположить, что наши респонденты, давшие утвердительный ответ, будут стараться (склонны) избегать тех поступков, за которыми, на их взгляд, «последует кара божья». Однако, по мнению многих священников сегодня слово «грех» «постепенно лишается своего истинного содержания, и в результате воспринимается как нечто запретное, но чрезвычайно привлекательное, что очень хочется совершить, хотя по непонятным причинам это очень не нравится Богу»2. Для того чтобы прояснить представления молодежи о грехе, молодым людям был задан вопрос: «Какие из перечисленных поступков, действий, на Ваш взгляд являются грехом?» («Студент-2») (см. табл. 4).
Таблица 4
Мнение респондентов о том, какие поступки являются грехом (% от общего числа опрошенных по группам)
Предмет греха Группы
Массив в целом в том числе
православные верующие вне конфессии атеисты
Убийство 89 93 90 83
Самоубийство 80 84 87 53
Аборт 72 78 74 51
Проституция 64 72 58 57
Измена (жене / мужу) 61 66 62 47
Гомосексуализм 52 56 49 53
Употребление легких наркотиков 50 63 41 28
Ложь в личных интересах 43 51 39 21
Пьянство 43 50 40 25
Употребление в разговоре матерных слов 25 36 19 8
Развод в семье 25 34 20 9
Курение 25 33 19 13
Посещение стриптиз-бара 13 20 7 2
Половые отношения до вступления в брак для ДЕВУШКИ 13 19 5 6
Сокрытие доходов от налоговой инспекции 12 14 11 4
Половые отношения до брака для ЮНОШИ 9 13 4 2
Сразу оговоримся, что в формулировке вопроса намеренно было использовано именно слово «грех», а не какое-либо другое, более нейтральное слово, например, «проступок». Во-первых, объектом исследования выступала в большей степени верующая молодежь, и нам было важно понять, насколько ей близки христианские заповеди (не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй т.д.). Во-вторых, хотя в современном обществе религиозная идеология не является господствующей, в повседневном языке слово «грех» продолжает употребляться для обозначения любых сколь-нибудь существенных промахов («вспомнить о грехах молодости»)3.
Итак, обратимся к ответам респондентов. С одной стороны, мы видим, что такие варианты ответов как убийство, самоубийство, аборт, проституция, измена жене/мужу (которые относятся к разряду преступлений и серьезных проступков, осуждаемых обществом), были отнесены к разряду греховных большинством респондентов (более 60%). Но с другой стороны, отношение студентов, например, к гомосексуализму, употреблению легких наркотиков, лжи, пьянству носит уже не столь категоричный характер, что в перспективе может привести к постепенному переходу этих видов поведения в сознании студенческой молодежи из разряда «порицаемых» в разряд «естественных». И как сейчас для студентов в порядке вещей такие поступки как развод в семье, половые отношения до вступления в брак, посещение стриптиз-бара, употребление матерных слов, курение и т.д. (эти ответы набрали не больше 25% голосов), так через несколько лет, например, гомосексуализм вполне может перестать восприниматься молодежью в нашей
4
стране как нечто выходящее за рамки норм .
Учитывая, что все перечисленные в таблице варианты действий с точки зрения Православной Церкви в большей или меньшей степени являются грехом, то ответ на первый, поставленный нами вопрос напрашивается сам собой -представления студенческой молодежи о грехе в целом весьма далеки от канонических правил Православной Церкви. Что касается отличий в мировоззрении православных, внеконфессионально верующих студентов и атеистов, то прослеживается следующая закономерность. Респонденты, называющие себя православными, хотя и проявляют более принципиальную нравственную позицию - разница в ответах по некоторым пунктам (таким как проституция, упо-
1 http://azbyka.ru/dictionary/08/zakon_bozhiy
2 Протоиерей Константин Гипп. Грех - болезнь или преступление? - http://www.foma.ru
3 Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - С. 193.
4 Павлов Б.С. Девиантная субкультура и деструктивные процессы в уральской семье // Качество жизни и экономическая безопасность России. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. - С. 522-541.
482
требление легких наркотиков, курение, употребление в разговоре «матерных» слов и т.д.) весьма ощутима, - в целом их взгляды также мало согласуются с «церковными нормами».
Небезынтересны и данные ответов на этот же вопрос двух групп студентов: мужчин и женщин. «Аборт» считают грехом - 66% мужчин-респондентов и 78% - женщин; «Гомосексуализм» - соответственно - 64/41%; «Проституция» - 59/69%; Измена (жене/мужу) - 57/65%; «Пьянство» - 37/48%; «Употребление в разговоре матерных слов» -22/27%; «Половые отношения до вступления в брак для девушки» - 13/12% и, наконец, «Половые отношения до вступления в брак для юноши» - 6/12%. Эти данные наглядно свидетельствуют об эмансипации молодых россиянок, приближения их ценностных ориентаций, нравственно-этического сознания и, соответственно, образа жизни, к стандартам мужского поведения1.
И ещё одно немаловажное обстоятельство. В опросе «Студент-2005» нашими респондентами были будущие специалисты сфер жизнедеятельности российского общества, связанных с опасностью для жизни (пожары, военные действия, проявления криминала), с большой вероятностью непредсказуемости, кажущихся следствием предначер-танности «неведомого рока», судьбы, от которой «Не уйдёшь!». Здесь воображение человека может «рисовать» присутствие каких-то «неподвластных» человеческой воле и, даже, «сверхъестественных сил». Как тут не подумать об обращении к всемогущему Богу: «Помоги!», «Сохрани!», «Сбереги!». Характерно, что в анкетах в пояснениях к вопросу о возможных субъектах жизненной поддержки не было ни одного упоминания и «ссылки на Бога»! Вспоминается народная мудрость: «На Бога надейся, а сам - не плошай!».
Согласно результатам социологических исследований, проводимых, в частности Социологическим центром Ю. Левады и Институтом социально-политических исследований (ИСПИ) РАН, динамика религиозности в стране в течение последнего - десятилетия XX - начала XXI в. имела тенденцию к экстенсивному росту. Количество людей, с большей или меньшей определенностью относящих себя к верующим, в течение 1990-х гг. возрастало и к концу века составило от 70 до 74% взрослого населения страны2.
* * *
В конце XIX века Г. Спенсер отметил уже начинающийся, по его наблюдениям, факт разложения семьи и ставил вопрос: «Представляют ли эти попытки дезинтеграции (разложения) семьи необходимые ступени нормального прогресса? Можно ли ожидать и желательно ли, чтобы семья совершенно разложилась?» На эти вопросы он отвечал отрицательно и с точки зрения возможности и желательности. Он думал, что процесс разложения семьи остановится. «Я не только не ожидаю, чтобы дезинтеграция (разложение) семьи могла пойти еще дальше, но, напротив того, имею данные подозревать, - писал он, - что она уже зашла слишком далеко... и мы должны ожидать теперь движения по обратному направлению» и, вероятно, «семья, состоящая из родителей и детей, восстановится снова и даже подвергнется дальнейшей интеграции (сплочению)»3.
Сегодня РПЦ стремится восстановить утраченные связи и расширить свое присутствие в российских вузах. Об определённых успехах идеологии РПЦ среди различных категорий российского населения (в нашем случае, в среде уральского студенчества) можно судить, хотя бы по данным нашего опроса «Студент-2011». Ниже приведены результаты ответов 680 студентов на ряд вопросов, касающихся матримониальных отношений респондентов на тот или иной вопрос (% от общего числа опрошенных в каждой группе; в числителе - ответы молодых мужчин - 350 чел.; в знаменателе - молодых женщин - чел.):
«Оцените, насколько важны для благополучного брака общность религиозных взглядов?»
- очень важна - 7 / 10
- довольно важна - 19 / 24
- не очень важна - 39/47
- совсем не важна - 35 / 19
«Как Вы считаете, будет ли брак молодоженов крепче, если они пройдут обряд венчания в церкви?»
- да, будет - 18 / 11
- не будет - 22 / 18
- крепость брачного союза зависит от других факторов - 51 / 64
- затруднились ответить - 9 / 7
* * *
Однако говорить о «религиозном возрождении» в России в постсоветский период как феномене духовной жизни общества, как характеристике массового сознания преждевременно. В действительности имеет место возрождение религиозных институтов, выражающееся в количественном росте религиозных объединений, духовных школ, развертывании издательской деятельности и т.п.
Святейший Патриарх Кирилл после совершения утрени с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в домовом храме Санкт-Петербургской духовной академии обратился с напутственным словом к молодёжи: «Я сегодня возносил, насколько мог, свои молитвы и о школе, и о студенчестве, потому что прекрасно понимаю, с какими огромными трудностями сталкивается сегодня молодой христианин, как много соблазнов, как много искушений, как много ложных путей, к которым нас подталкивают внешние обстоятельства, мощный информационный поток, обрушиваю-
1 Павлов Б.С. Семья и самосохранительное поведение молодёжи // Экономика региона. 2008. - № 2. - С. 109-121.
2 Миронов М.П., Павлов Б.С., Попов В.Г. Выбор и освоение профессии риска как социологическая проблема (на материалах учебных заведений ГПС МЧС). - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, УрАГС, 2005. - С. 326.
3 Спенсер Г. Основание социологии. - СПб., 1898. - Т. 2. С. 73-74.
щийся на сознание каждого человека, в том числе христианина. Быть верующим человеком всегда означало быть человеком сильным»1.
О том, насколько активно стремятся к приобщению молодёжи к религиозной культуре отделения РПЦ в регионах, можно судить хотя бы по действиям Екатеринбургской епархии, возглавляемой митрополитом Екатеринбургским
и Верхотурским Кириллом. Вот некоторые сообщения с ленты новостей епархии, касающейся уральских детей, под-
2
ростков и молодых людей :
10 апреля 2016 г. митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл открыл II Фестиваль постной кухни. На Фестивале его участников ждут: шоу команды «Уральские пельмени», мастер-классы приготовления постных блюд, дегустации, просмотр православных фильмов и многое другое. Откроет фестиваль митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Правящий архиерей торжественно наградил победителей конкурса Фестиваля. Программа Фестиваля постной кухни: мастер-классы, дегустации, кинопоказы и «Уральские пельмени».
13 апреля 2016 г. в Артинском благочинии прошёл муниципальный тур Всероссийской олимпиады по Основам православной культуры среди обучающихся 4 классов.
14 апреля 2016 г., накануне старта Межшкольного турнира «Русский силомер», руководитель Спортивно-патриотического отдела Екатеринбургской епархии Игорь Пыжьянов провел инструктаж судей турнира из числа студентов Екатеринбургского филиала Уральского государственного университета физической культуры и курсантов Института МЧС РФ. Судьями Межшкольного турнира «Русский силомер» станут 100 курсантов и студентов.
15 апреля 2016 г в Уральском институте ГПС МЧС РФ прошли торжественные мероприятия, посвященные 87-летию учебного заведения. По благословению Главы Екатеринбургской митрополии в мероприятиях принял участие старший священник Архиерейского подворья Храма-Памятника на Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших г. Екатеринбург протоиерей Максим Миняйло. Владыка поздравил Уральский институт ГПС МЧС России с днем образования.
15 апреля 2016 г. В церковно-приходских и общеобразовательных школах заканчивается подготовка к Богословской конференции. Главными темами Богословской конференции станут: «1000-летие Русского Афона», «Собор Екатеринбургских святых», «Святыни Екатеринбургской Епархии». В программе конференции тематические круглые столы, игра «Познай истину».
15 апреля .2016 г. Святейший Патриарх Кирилл: «Тема года «1000-летие Русского Афона» должна быть раскрыта в воскресных школах!» Следуя наставлению Патриарха Кирилла, сектор церковно-приходских школ Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии провел ряд мероприятий для детей и для педагогов по теме года.
15 апреля 2016 г. Методическое объединение учителей Основ религиозной культуры и светской этики Артин-ского городского округа завершило работу на текущий учебный год. На прошедшем 13 апреля заседании обсудили рабочие программы педагогов и подвели итоги.
15 апреля 2016 г Миссионерский институт Екатеринбургской епархии объявляет набор студентов на 20162017 учебный год. Направление подготовки: теология, специальность - академический бакалавр. Срок обучения на дневном отделении - 4 года, на вечернем и заочном - 5 лет.
15 апреля 2016 г 20 апреля в Учительской семинарии пройдет День открытых дверей Екатеринбургская православная учительская семинария во имя священномученика Фаддея (Успенского) приглашает 20 апреля на День открытых дверей. Встреча состоится в 11.00 в Духовно-просветительском центре Екатеринбургской епархии по адресу: Екатеринбург, ул. Репина 6, 2 этаж, к. 221.
* * *
Учитывая несомненно возросшую активность РПЦ по отношению к различным группам молодёжи, проходящих стадию первичной и вторичной социализации, нужно учитывать и следующий фактор. Религиозность тех молодых людей, кто считает себя верующим, часто имеет ситуативный характер, в ней проявляется скорее не устойчивая мировоззренческая позиция, а умонастроение, отличающееся значительной подвижностью. Нередко люди называют себя православными или мусульманами, воспринимая эти религии как существенный элемент культурной традиции
3
того народа, к которому они принадлежат .
Сегодня всё чаще можно слышать утверждения о том, что российское общество переживает духовно-нравственный кризис4. Несомненно, сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось чёткой и однозначной официальной идеологии, а общество - духовных и нравственных идеалов. В результате этого резко ослабла роль институтов социализации подрастающих поколений (в первую очередь, семьи, школы, системы профессионального образования), рассогласованность усилий которых привела к ограничению возможностей полноценного социально-гражданского становления и «размытости» духовно-нравственных ориентиров молодежи.
1 Слово Святейшего Патриарха Кирилла после богослужения в канун субботы 5-й седмицы Великого поста // http://www.pat пагсЫа. гиМЬЛеХ/4431630.Ыт1. 15 апреля 2016 г.
2 http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/news/
3 См.: Гараджа В.И. Социология религии. - М.: ИНФРА-М, 2005; Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи // Социол. исслед. - М., 1998. - № 6. - С. 107-111.
4 Сигнаевская О.Р. «Мир человека» в условиях возрождения религиозной культуры: философско-антропологический аспект // Дискуссия: журнал научных публикаций. - Екатеринбург, 2011. - № 9. - С. 80-83.
По мнению ряда исследователей, которое мы разделяем, произошло усиление роли Русской Православной Церкви, которая за последние двадцать лет из «пережитка прошлого» и фактора негативной социализации, с которым «нужно бороться», превратилась в один из ощутимых источников российской духовности. Государство обратило внимание на позитивную, примиряющую и объединяющую роль Церкви - носительницы общечеловеческих, общемировых ценностей, а церковь обратилась к государству за поддержкой в достижении определенных социальных, просветительских и религиозных целей.
В документе под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» перечислены более пятнадцати «областей соработничества» Церкви и государства, некоторые из которых тесно связаны с проблемами социализации и духовно-нравственного воспитания молодежи. Одной из таких областей является сотрудничество Церкви и высшей школы, имеющее давнюю традицию и прервавшееся в годы революции.
Вместе с тем, наши исследования позволяют сделать вывод о существенном противоречивом характере религиозности студенческой молодежи. Может ли это служить поводом к отказу сотрудничества вуза и Церкви? На наш взгляд - нет. Уральская студенческая молодежь (не исключением здесь являются и студенты других регионов России) занимает достаточно открытую позицию по отношению к религии, вообще, и по отношению к Церкви, в частности, и готова к диалогу с её представителями. Однако эффективность такого диалога будет во многом зависеть от формы сотрудничества, которую выберет администрация и общественные организации вуза.
В заключении хотелось бы отметить, что данная статья является попыткой обрисовать один из аспектов взаимодействия Высшей школы и Православной Церкви - социализация и духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи. Но перед нами стоит еще ряд вопросов, на которые до сих пор нет научно обоснованных ответов: Как «приживутся» религиозные компоненты в вузах? Какие последствия будет иметь это нововведение? Действительно ли взаимодействие вуза и Церкви будет способствовать нравственному оздоровлению студенческой молодежи?
Вопросы не столь просты и однозначны, ибо их решение должно основываться не на преимущественной реализации амбиций государства или РПЦ. Здесь поставлены «на кон» процесс и результаты формирования гражданской зрелости, моральных устоев и профессионализма будущих молодых специалистов российского социума. Одним словом - будущее России.