И. Н. Минеева
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ МОРДОВИИ: РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕГРАТОР
Работа представлена отделом теории и истории культуры Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве
Республики Мордовия.
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Н. Г. Юрченкова
Статья раскрывает современные тенденции духовного возрождения Республики Мордовия. Мордовский государственный университет в 1995-2004 гг. провел этнографическую экспедицию в мордовских селах по выявлению уровня религиозности сельской мордвы. В республике активизировалась духовно-просветительская работа с населением. Одно из приоритетных направлений работы церкви - воспитание подрастающего поколения в духе православных традиций. Храмостроитель-ство - примета современной жизни.
Ключевые слова: религия, Русская православная церковь, Республика Мордовия, епископ Варсоно-фий, Саранская и Мордовская епархия, православие, духовенство, храмостроительство.
I. Mineyeva
MODERN TENDENCIES OF ECCLESIASTICAL RENAISSANCE OF MORDOVIA: RELIGION AS A SOCIAL INTEGRATOR
The article reveals modern tendencies of ecclesiastical renaissance of the Republic of Mordovia. In 1995-2004 the Mordovian State University carried out an ethnographical expedition to Mordvinian villages to discover the level of religiousness of the countryside Mordvinians. Ecclesiastical and educational work with inhabitants was activated in the republic. One of the prior directions of the Church s work is education of the oncoming generation in the spirit of the Orthodox traditions. Church building is a sign of contemporary life.
Key words: religion, Russian Orthodox Church, Republic of Mordovia, Bishop Varsonophiy, Saransk and Mordovian Eparchy, Orthodoxy, clergy, church building.
Религия является неотъемлемой частью современного мира. Никто не может отрицать ее воздействие на различные области духовного производства, культурные традиции.
Общественно-политические и экономические изменения, произошедшие в российском обществе в начале 1990-х гг. не могли не отразиться на миропонимании, духовности, внутреннем кредо людей. В этот период религия выступила как социальный интегратор общества. Представители церкви активно участвовали в общественной деятельности,
способствовали нормизации политических, экономических и культурных процессов, межнациональных и межгосударственных отношений, способствовали решению глобальных проблем цивилизации. Путь по возрождению духовности страны, выбранный в переходный период, продолжается и сейчас.
С распадом СССР и суверенизацией РФ в сфере ее государственной политики по отношению к религии начались серьезные перемены. Статья 14 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация светское государство.
Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» [6].
В РФ было прекращено регламентирование директивными органами жизни религиозных общин, отвергнута практика воинствующего атеизма. Принятый в 1990 г. закон «О свободе вероисповеданий» [4] закрепил за гражданами РФ право свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, иметь, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона. Этот закон обеспечил реальное равноправие всех религиозных объединений.
Роль религии в общественно-политической жизни РФ заметно возросла, усилилось ее влияние на население. Так, проведенный по представительной выборке группой ученых Академий наук России и Финляндии в 1996 г. опрос 1664 россиян показал, что почти половина респондентов (49%) верят в бога, в то время как в 1991 г. таковых было лишь одна треть (34%). Подавляющее большинство респондентов (88%) положительно относится к РПЦ. Многие интервьюированные заявили, что считают ее близкой людям, открытой, исповедующей истинную веру (67%), необходимой (65%), терпимой (63%), надежной (61%), справедливой и компетентной (58%). 55% опрошенных уверены в том, что РПЦ успешно развивается, и только 9% думают, что она находится в упадке. Возросло с 67% в 1991 г. до 77% в 1996 г. число респондентов, считающих важным крестить новорожденных детей [3].
Существенно изменилась в последнее десятилетие этноконфессиональная ситуация в Республике Мордовия. 29 января 1991 г. по решению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода РПЦ церковные приходы РМ вышли из состава Пензенской и Саранской епархии, образовав собственную епархию - Саранскую и Мордовскую в границах территории РМ. Постановлением Святейшего Патриарха Алексия Второго и Священного Синода от 30 января 1991 г. ар-
химандриту Варсонофию (Судакову А. В.), клирику Пензенской епархии, было определено стать епископом Саранским и Мордовским.
Как показывают исследования, уровень религиозности мордвы несколько выше, чем у русских. Так было в прошлом, такая же ситуация сохраняется и в настоящее время. Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий не раз говорил по этому поводу: «... душа мордовского народа по натуре христианка, добрая душа». Он также заметил, что «основной процент верующих в селах, деревнях именно мордовских» [2, с. 2].
О высокой религиозности сельской мордвы свидетельствуют и материалы этнографических экспедиций Мордовского университета, проведенных в 1995-2004 гг. в целом ряде сел Мордовии (эрзя-мордовских - Большие Ремезенки Чамзинского, Ардатово и Каба-ево Дубенского, Андреевка и Старое Качаево Большеигнатовского, Качелай Кочкуровското районов; мокша-мордовских - Жуковка и Новое Бадиково Зубово-Полянского, Старое Синдрово Краснослободского, Сузгарье и Левжа Рузаевского районов). Основным инструментарием исследования служил вопросник, составленный автором данной статьи. Он заполнялся в процессе интервьюирования без указания фамилии, имени и отчества информатора. Такая анонимность способствовала сбору более объективной информации. Было опрошено, начиная с 18-летнего возраста, около трех тысяч человек.
На вопрос «Какой религии придерживаетесь?» 89% опрошенных ответили, что придерживаются православия. Остальные заявляли, что вообще не придерживаются религии (10,5%), либо придерживаются другого вероисповедания (0,5%). Крещеными оказались 97% информаторов.
В церковь ходят жители всех обследованных сел. Это подтвердили 64% опрошенных. Правда, делают это регулярно только 10% информаторов, остальные бывают в церкви реже, по большим религиозным праздникам и при исполнении некоторых православных религиозных обрядов (крещения, венчания, отпевания) [7, с. 402].
Чтобы выяснить, как оценивают жители сельских районов Мордовии происходящие в стране перемены в религиозной жизни, возможности их использования в решении некоторых важных общественно-политических и культурных задач, в духовно-нравственном возрождении народов России, в анкете были поставлены следующие вопросы: 1. «Как выдумаете, возросла ли роль религии в жизни общества, и как вы к этому относитесь?»;
2. «Как вы думаете, может ли религия помочь в возрождении России, упрочении целостности государства, укреплении нравственных устоев общества?».
На первый из них большинство опрошенных (75%) ответило, что роль религии в обществе возросла, верующих стало больше, и это хорошо. Но были и такие, кто, отмечая возросшее влияние религии, выражал по этому поводу недовольство, но их немного - менее 3%. Несколько иного мнения придерживается 9% информаторов, которые полагают, что роль религии в обществе в последнее время не возросла в связи с тем, что и раньше была не меньшей, так как они всегда верили в бога. Растущее влияние религии в обществе полностью отрицали 14% опрошенных.
При ответе на второй вопрос сельчане разделились во мнениях. И хотя большинство информаторов (43%) ответили на него положительно, некоторые из них (24%) считают, что такая помощь вряд ли будет существенной. Отрицательный ответ дали 13% опрощенных. Остальные (20%) не знали, что сказать, признав свою некомпетентность в этом вопросе [7, с. 404].
В республике активизировалась духовнопросветительская работа с населением. Много внимания уделяют проблемам духовности и бездуховности средства массовой информации. Православные священнослужители часто выступают по республиканскому радио, телевидению и в печати. С 1991 г. Саранская и Мордовская епархия издает свой журнал «Саранские епархиальные ведомости». Уже на протяжении ряда лет в Центре культуры г. Саранска еженедельно по понедельникам и средам проводятся богословские курсы для мирян, на которых они получают ответы на
возникающие у них вопросы относительно религии и церкви, их места в современной жизни.
Саранская и Мордовская епархия организует для мирян разного рода семинары, научные чтения (Масловские, Кирилло-Мефодиевс-кие, Сретенские, Серафимовские, Преображенские), в которых участвуют делегации из многих городов Российской Федерации, ученые Республики Мордовии. Ежегодно Отдел религиозного образования Саранской и Мордовской епархии и Международное общество духовного просвещения проводят съезды православных педагогов [1, с. 4]. С 1993 г. в г. Саранске постоянно действуют Православные катехизаторские курсы, куда принимаются все желающие независимо от возраста, пола и социального положения. Выпускники курсов получают квалификацию катехизатора-наставника в вере и псалом-щика-регента левого хора. Ежегодно курсы посещают около 70-100 человек. Среди них врачи, педагоги, студенты, пенсионеры, инженеры, люди искусства. Преподают на курсах священнослужители, ученые.
Одно из приоритетных направлений работы церкви - воспитание подрастающего поколения в духе православных традиций. В настоящее время при многих храмах открываются детско-юношеские воскресные церковноприходские школы, группы православного просвещения, кружки православных ремесел, катехизаторские кружки. Священнослужители проводят занятия и беседы с детьми в школах и детских садах. «Мы хотим построить цепочку православного просвещения, образования: детский сад - воскресная школа - православная гимназия», - говорит архиепископ Варсоно-фий [2, с. 2].
В марте 2002 г. при Мордовской республиканской молодежной общественной организации «Союз православной молодежи Мордовии» (директор - протоиерей А. Пелин) было основано Братство Православных Следопытов Мордовии (руководитель Тимур Руцкий). Деятельность молодых членов Братства сориентирована на четыре основных направления: православное образование, краеведение и гражданское воспитание, практика, следо-
пытство. При этом жизнь Братства основана на фундаменте православной веры. Дети и подростки приобщаются к соборной жизни РПЦ, становятся активными прихожанами.
Братство ставит задачу возвращения к забытым традициям и опыту старейшей детской организации, именуемой скаутским движением. «Мы как кирпичики, а наша организация - это большое здание. Цемент, который нас стягивает воедино - это общая связующая любовь: любовь к Богу, к Отечеству, к друзьям», - заявляет одна из первых следопыток Мордовии четырнадцатилетняя Алена Таратынова [9, с. 12].
19-21 декабря 2002 г. в г. Саранске состоялся Съезд православной молодежи Приволжского федерального округа, обсудивший вопросы привлечения православной молодежи к более активной и эффективной миссионерской деятельности, проповеди среди сверстников духовно-нравственных ценностей. В работе Съезда приняло участие более 1000 человек - представители общественных организаций, молодежные лидеры, студенты различных ВУЗов, педагоги, воспитатели, священнослужители. Делегатами Съезда были представители комитетов по делам молодежи регионов, входящих в Приволжский федеральный округ, руководители епархиальных отделов по делам молодежи, отделений Всероссийского Православного Молодежного Движения. Девиз Съезда - «Молодежь Поволжья за духовное возрождение России», как и принятое им обращение к сверстникам и общественности, призывают к служению Богу, Отечеству и ближним, к активному участию молодежи в социальной деятельности, сделать свой выбор за нравственность, сострадание и ответственно сть.
Все больше внимания РПЦ начинает уделять поддержке молодежи, занимающейся спортом, привлечению ее к религии через православных молодежных активистов, так или иначе функционирующих в молодежной спортивной среде. «Мы должны всячески поддерживать молодежь, занимающуюся спортом, - подчеркивал в своем докладе на Съезде православной молодежи Приволжского федерального округа митрополит Смоленский
и Калининградский Кирилл (в миру Гундяев Владимир Михайлович)» [5, с. 6].
Необходимость во взаимодействии с православным духовенством в деле воспитания подрастающего поколения признают и в Министерстве образования РМ. В 1995 г. министр образования РМ В. В. Кадакин и архиепископ Саранской и Мордовской епархии Варсонофий подписали соглашение о сотрудничестве, в котором наметили программу проведения совместных мероприятий, направленных на возрождение духовной культуры и традиций народной педагогики, на восстановление культурно-исторической преемственности в жизни народов, населяющих республику, на противостояние экспансии сектантских образований [8].
Особая роль в укреплении православия на земле мордовской исторически принадлежит монастырям, храмам и церквям. Они издавна были духовными центрами, не только сохранявшими православные традиции, но и ведшими активную миссионерскую деятельность среди мордовского народа.
Храмоздательство - примета жизни современной Саранской и Мордовской епархии. Первый храм был заново построен протоиереем О. Букаревым в г. Ковылкино (освящен в 1993 г. в честь Серафима Саровского). С тех пор в Мордовии «с нуля» возведено более 35 храмов, деревянных и каменных. Наиболее крупные постройки - каменные Благовещенская церковь в п. Комсомольский, Владимирская церковь в с. Новотроицкое (освящена в 2004 г.), Михаило-Архангельская церковь в п. Чамзинка (освящена в 1996 г.), Михаило-Архангельская в с. Ельники (освящена в 2003 г.), Покровская церковь в с. Кочкурово Дубенского района (освящена в 2005 г.), деревянные - в с. Урусово, п. Умет, Потьма, Явас и многих других.
Крупное достижение Саранской епархии -канонизация в чине местночтимых святых старца XVIII в. Феодора (Ивана Игнатьевича Ушакова), восстановителя Санаксарского монастыря (1998 г.), и его племянника Феодора Ушакова, адмирала Флота Российского, Непобедимого (2001 г.), а также монаха праведника Филарета Ичалковского (1999 г.).
Свидетельством значительных успехов Саранской и Мордовской епархии стал визит в Мордовию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, состоявшийся 3-4 августа 2000 г. и 5 августа 2006 г. Во время них Святейший Владыка познакомился с состоянием дел в епархии, посетил храмы, монастыри, общался с верующим народом.
Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что общественно-политический курс в области религии и меж-конфессиональных отношений, выбранный руководством нашей страны и поддержанный главой республики в начале 1990-х гг., продолжает осуществляться и сейчас. Свидетельством данной тенденции служит открытие
в г. Саранске кафедрального собора во имя Святого Праведного Воина Феодора Ушакова в августе 2006 г., который явился не только великолепным архитектурным украшением центра города, но и стал центром сосредоточения верующих людей, желающих приобщиться к духовной жизни.
Вера была и остается одним из основных средств социокультурной интеграции, является важнейшим связывающим элементом любого общества. Церковь сегодня обладает значительной мирской властью и определяет общественно-культурные процессы. Свидетельством этого является тот живой интерес к церковной традиции, который в наши дни все возрастает.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Варсонофий, епископ. Грехом стали гордиться // Республика молодая. 1994. 12 февраля.
2. Варсонофий, епископ. Отечеству нужны чистые люди // Мордовия. 1994. 18 февраля.
3. Воробьев В. Кто и как верит в бога // Культура. 1996. 15 июня.
4. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» // Советская Россия. 1990. 10 января.
5. Кирилл, митрополит. Говорить с молодежью на понятном ей языке. Доклад на съезде православной молодежи Приволжского федерального округа // Воскресенье. 2002. № 10.
6. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. литер., 1993. 64 с.
7. Мокшин Н. Ф. Мордва и вера. Саранск, 2005.
8. Потапов И. Министр и епископ подписали соглашение // Известия Мордовии. 1995. 3 июня.
9. Руцкий Т. Братство православных следопытов Мордовии - кто мы? // Следопыт. 2002. № 1.