УДК 316.346.32-053.6
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ К РЕЛИГИИ
Антонова Оксана Игоревна,
Уральский институт управления -филиал РАНХиГС, кафедра теории и социологии управления, кандидат социологических наук, доцент, г. Екатеринбург, Россия. E-mail: oksana.antonova@uapa.ru
Гафиятуллина Ксения Руслановна,
Уральский институт управления -филиал РАНХиГС, кафедра теории и социологии управления, аспирант, г. Екатеринбург, Россия. E-mail: ksenia.gafiatullina@uapa.ru
Костина Наталия Борисовна,
Уральский институт управления -филиал РАНХиГС, кафедра теории и социологии управления, доктор социологических наук, профессор, г. Екатеринбург, Россия. E-mail: natalya.kostyna@uapa.ru
Аннотация
Статья посвящена изучению отношения студенческой молодёжи Свердловской области к религии, религиозным практикам, их влиянию на светские практики и взгляды студенческой молодёжи. Данные вопросы рассматриваются на основе проведения эмпирических исследований в трёх крупных вузах города Екатеринбурга.
Ключевые понятия: студенчество, религиозное поведение, религиозное сознание, отношение студентов к религии.
1.
Важные тенденции современного трансформирующегося общества, констатируемые практически всеми исследователями в области социологии религии начала XXI вв. - активизация террористических организаций, основанных на религиозных идеях; стремление религиозных объединений увеличить влияние на различные стороны социальной жизни. После определенного всплеска религиозности, религиозного «ренессанса» в XX в. для ряда социальных групп характерно ослабление интереса к религии и религиозной жизни. Эти тенденции стали более ярко проявляться в последние 10-15 лет в противовес тенденциям, которые отмечали исследователи в начале XX в.
В то же время нельзя не обратить внимание на «возвращение» религии в обыденную светскую жизнь людей, что проявляется в их самоидентификации (отнесении себя к тому или иному религиозному течению, чаще всего к православию), в участии в различных религиозных таинствах (венчание, отпевание, широкое празднование курбан-байрама) и др. Имеет место политическая активизация ряда конфессиональных общностей, их стремлении оказывать активное влияние на социально-политические и культурные процессы. Наряду с формированием новых общин и приходов в традиционных для России конфессиях, набирает обороты и численность объединений различных направлений протестантизма и новых религиозных движений, для которых характерна активная работа с молодежью. На фоне стабилизации количества верующих в конце XX - начале XXI века имеет место некоторое возрастание доли «воцерковленных». В современной России деятельность религиозных объединений превратилась в важный элемент социальной структуры общества.
Деятельность религиозных объединений в указанных направлениях весьма часто является предметом обсуждений в СМИ. Многие средства массовой информации выпускают в эфир программы религиозного характера, все чаще мы видим трансляции того, как первые политические лидеры посещают религиозные мероприятии, устраивают ежегодные встречи с лидерами основных конфессий.
Лидеры государства проводят большую работу по взаимодействию с религиозными объединениями различной конфессиональной принадлежности, рассматривая
их как важный элемент формирующегося в России гражданского общества. В.В. Путин ежегодно устраивает встречи с российским Патриархом и лидерами традиционных религиозных общин России. В июле 2014 г. Президент РФ встретился с представителями международных общественных и религиозных организаций. В сентябре 2015 г. Владимир Владимирович принимал участие в открытии после реконструкции нового соборного комплекса Московской соборной мечети. [3] Все чаще первые лица государства участвуют не только в православных мероприятиях, но и присутствуют на праздниках и событиях других конфессий. В свою очередь, руководители конфессий также активно участвуют в социально-политических и культурных мероприятиях, высказывают свои мнения и позиции по поводу принимаемых государством решений, что, безусловно, воспринимается верующими как «руководство к действию».
В начале XXI века отмечается возрастание уровня толерантности граждан к тем, кто исповедует ту или иную религию или просто высказывает ей симпатию. В том числе это касается и молодежи в целом и молодежи студенческой, несмотря на то, что последняя меньше, чем другие молодежные группы, интересуется религией и не склонна участвовать в каких-либо культовых действиях.
В связи с обозначенными выше процессами для современной России актуальными являются вопросы диалога конфессий, форм сочетания в жизни людей светской и культовой практик, взаимоотношения светских и религиозных общностей в решении наиболее важных и острых социальных проблем. В России в результате многовекового преобладания православия и почти семидесятилетнего господства атеистической идеологии не сформированы традиции терпимого и уважительного отношения к инакомыслию, формы и механизмы сотрудничества верующих и неверующих, представителей различных религиозных конфессий. И государство, и религиозные объединения, и общественные организации сталкиваются сегодня с двумя группами проблем: 1) допустимого влияния ко-фессиональных общностей на социальные процессы; 2) преодоления противостояния этих общностей гражданским общностям, с одной стороны, друг другу - с другой.
Специфика религиозного мировоззрения заключается в том, что приверженцы каждой из существующих религиозных систем считают свою веру истинной, и эта
позиция во многом определяет их деятельность в культурной и социальной сферах, поддержку или негативное восприятие происходящих процессов. Так, нередко в выступлениях религиозных иерархов, а также ученых и политиков звучит негативная оценка возросшей роли светских форм сознания, объяснение социальных кризисов, катаклизмов, проблем отказом от Бога, утратой религией тотально-регулирующей функции. Исходя из этого, поиск путей решения социальных проблем связывается исключительно с возвратом к Богу, усилением роли церкви, расширением влияния религиозного сознания.
Но коль скоро значительная часть социальных и нравственных проблем характерна для жизни и будущего молодежи, важнейшим условием их решения религиозные объединения предлагают активную работу среди молодежи, формы которой разнообразны. Безусловно, подобная работа весьма значима, поскольку она преследует и весьма благородные цели: уберечь молодое поколение от влияния негативных социальных условий и факторов, привлечь ее к участию в решении многих важных и злободневных вопросов, в том числе - и проблем самой молодежи. Религиозные общности играют важную роль в реализации государственной молодежной политики, достижении таких целей в работе с молодежью, как противодействие распространению в молодежной среде наркомании, токсикомании и иных зависимостей, преступности и антисоциальных явлений, формирование у молодого поколения высоконравственных идеалов и патриотизма. Сохранение нравственности в обществе, духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание - это одна из областей, где религиозные организации и государство сотрудничают, на том основании, что религия во все времена была и носителем, и оформителем общечеловеческих ценностей. Конечно, нельзя ставить знак равенства между нравственностью и религиозным мировоззрением, последнее - не панацея от безнравственности, но традиционная роль религии как носителя нравственных ценностей должна учитываться.
Таким образом, несмотря на то, что многие исследователи говорят о религиозном возрождении, о возвращении религии тех позиций в обществе, которые она имела в досоветский период, на наш взгляд, необходимо проводить специальные исследования, чтобы выяснить: характеризует ли эта позиция настроения молодежи
в целом и студенческой в частности? Для понимания поведения молодежи в нынешней России нужно учитывать особенности современной России, во-первых, уже отмеченные выше процессы, происходящие в религиозной сфере и во взаимодействии этой сферы со светской практикой, и во-вторых, наличие мировоззренческой неопределенности, утверждении в сознании молодежи и их жизнедеятельности нерелигиозных ценностей и идей.
2.
Для выявления отношения студенческой молодежи Свердловской области к религии, её влиянию на светские практики нами был проведен опрос в период с октября по декабрь 2014 г. в трех крупных вузах г. Екатеринбурга (Уральский институт управления РАНХиГС, Гуманитарный университет, Уральский федеральный университет). Исследование проводилось с целью определения отношения к религиозной вере, роли религии в современном обществе и её значимости для молодого поколения, а также для выявления самоидентификации молодежи и факторов, влияющих на их религиозную принадлежность.
Исследование проводилось методом анкетного опроса. Среди студенческой молодежи Свердловской области большинство составляют женщины (70%). Анализируя возрастные группы, наиболее представительно выглядят когорты до 20 лет (70%) и от 21 до 25 лет (20%). В выборке представлена студенческая молодежь, преимущественно проживающая в г. Екатеринбурге (92% от числа опрошенных). Большинство респондентов из вполне материально обеспеченных семей - 58% - ответили, что в их семье денег достаточно (могут приобрести бытовую технику, но покупка квартиры или машины пока не возможна).
Иерархия ценностей опрошенных студентов представлена следующим образом - наиболее значимыми для современной студенческой молодежи являются: здоровье; семья, рождение и воспитание детей; любовь; друзья; честность, порядочность в отношениях между людьми. Среди наименее значимых ценностей - вера в Бога и религия (веру в Бога на 9 место по значимости поставили 34,3%, а религию поставили на 10 место 40,4%), что подтверждает широко распространенное мнение о невысокой значимости религии для такой подгруппы в рамках социальной молодежной группы, как студенчество.
3.
В ходе исследования респондентам предлагалось определить свою конфессиональную принадлежность. Полученные ответы распределились следующим образом (% от общего числа опрошенных).
Таблица 1
«К какому из религиозных направлений Вы себя причисляете?»
Православие 46,4%
Мусульманство 4,2%
Представители других религиозных направлений 2,2%
Ни к какому 42,4%
Затрудняюсь ответить 4,8%
Среди опрошенных наиболее часто встречаются представители таких религиозных конфессий, как православие (46,4%), мусульманство (4,2%), к другим религиозным направлениям отнесли себя 2,2% опрошенных, 4,8% затруднились ответить, а 42,4% вообще не идентифицируют себя с какой-либо конфессией. Такое большое количество приверженцев православной религии можно объяснить историческими традициями, в какой-то степени даже модой на православие, для кого-то русский и православный являются синонимами. Вполне возможно, что большинство студентов самоидентифицирует себя с православной религией, так как в детстве прошли обряд крещения (крещеный значит православный), само собой это было не их личное решение, а воля родителей или родственников. В данной ситуации определяющим фактором является семья, родители. Респондентам было предложено охарактеризовать, каких взглядов придерживается ваша семья и родственники - 62% студентов из группы верующих подтвердили, что их семья и родственники придерживаются в основном религиозных взглядов. Интересным является еще и тот факт, что среди опрошенных очень высок процент тех, кто не отнес себя ни к какому из предложенных религиозных направлений. Это свидетельствует о том, что 42% студентов с мировоззренческой неопределенностью, то есть они себя не могут отнести к какой-то определенной религии, это те, кто не считают себя верующими, и не считают себя атеистами. Именно эта группа сегодня выступает самой интересной
для различных религиозных организаций, именно с ними и стоит работать, проводить миссионерскую деятельность.
Интересными нам представляются результаты ответов на вопрос о влиянии различных факторов на выбор религиозного направления, то есть, из-за чего был сделан выбор в пользу того или другого религиозного направления. У большинства опрошенных на данный выбор повлияли родители (45,8%), а также жизненная ситуация (потеря близких, проблемы со здоровьем, проблемы в общении с окружающими др.) - 7,2%. В целом можно сказать, что чаще всего молодежь обращается к религии в моменты горя, сложных жизненных ситуаций. Никто не обращается по какому-то счастливому или радостному поводу, что подтверждается результатами опроса. Вопрос о причине обращения к религии - довольно личный, и поэтому многие оставили его без ответа. Среди тех, кто все-таки пояснил причину, наиболее часто встречаются следующие ответы: смерть близкого человека (родственника, друга и др.) - 10% ответивших выбрали этот повод; проблемы родных и близких со здоровьем (6%); трудности в учебе (сложные экзамены, поступление, сессия) - 2,4% от общего числа ответивших.
Как правило, среди людей, считающих себя верующими (чаще у православных, реже у мусульман и др.), крайне мало тех, кто соблюдает хотя бы основные предписания. В исламе посещение пятничной молитвы является обязательной, также необходимо посещать мечеть и по всем основным праздникам; православному христианину предписано посещать храм каждое воскресенье и во все великие праздники. По данным проведенного опроса, среди студентов Свердловской области ситуация выглядит следующим образом (процент от общего числа опрошенных).
Таблица 2
«Как часто Вы посещаете храм, мечеть, молельный дом и др. ?»
1) Верующие
Раз в месяц и чаще 7,7%
Один раз в два или три месяца 33,3%
Один раз в полгода 17,9%
Один раз в год и реже 30,8%
Не посещаю 5,1%
Затрудняюсь ответить 5,1%
2) Неверующие
Раз в месяц и чаще; один раз в два или три месяца; один раз в полгода 0%
Один раз в год и реже 20,0%
Не посещаю 80,0%
Затрудняюсь ответить 0%
3) Атеисты
Раз в месяц и чаще; один раз в два или три месяца 0%
Один раз в полгода 8,3%
Один раз в год и реже 16,7%
Не посещаю 75,0%
Затрудняюсь ответить 0%
Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство студентов либо вообще не бывают в храме, мечети, либо посещают его очень редко, причем, если можно так выразиться, совсем не с религиозными целями. Xрам, мечеть, молельный дом и др. посещают один раз в два или в три месяца 17,5% от общего числа опрошенных, 29% посещают один раз в год и реже, и 30% не посещают вообще. Эту группу студентов правильнее обозначить термином не «прихожане», а «захо-жане», используемым протодиаконом Русской Православной Церкви, профессором Московской духовной академии Андреем Кураевым [1, с. 193].
В качестве причин, по которым студенты ходят в храмы, мечети, молельные дома и др., 34% отметили желание помолиться (в тяжелой жизненной ситуации); желание хотя бы ненадолго отвлечься от повседневной суеты (21%). Xрамы, мечети, молельные дома и др. посещают во время «больших» религиозных праздников 20,5% опрошенных; еще одной причиной является необходимость совершения религиозных обрядов, связанных с созданием семьи, рождением детей и похоронами (20%). Для современной студенческой молодежи достаточно модным стало венчание в церкви, но относятся к нему не как к религиозному, культовому действию, а скорее как к продолжению свадебных и брачных церемоний.
Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что для молодых людей храм, мечеть, молельный дом и др. являются каким-то отдельно существующим
миром, отошедшим от мирских проблем, сложностей, миром спокойствия. Именно этим и объясняется такой высокий процент студентов, которые храм воспринимают как место, где можно отвлечься от суеты. Интересным является и тот факт, что студенты, которые редко, нерегулярно посещают храм изъявляют готовность и желание помолиться в тяжелой жизненной ситуации или же в преддверии важных религиозных праздников. Что же касается совершением обрядовых процедур, то это в большей степени свидетельствует всего лишь о возрождении традиции.
Примерно та же тенденция имеет место и при анализе частоты посещения различных религиозных мероприятий. Регулярно участвуют в праздниках, организованных религиозными объединениями всего лишь 6% опрошенных и 28%, от общего числа опрошенных, посещают их от случая к случаю. В культовых мероприятиях молодые люди участвуют еще с меньшей охотой. Всего лишь 24% посещают подобные мероприятия от случая к случаю и более 70% не посещают их вообще. Гораздо чаще молодые люди участвуют в благотворительных мероприятиях (54%). Интересным является тот факт, что многие не отождествляют благотворительные мероприятия с религией, это больше олицетворение светской формы благотворительности. В то же время именно религиозные объединения часто являются инициаторами различных благотворительных акций, и участие в них молодежи расценивают как определенную возможность последующего её привлечения к более активным религиозным практикам. Если говорить об эмоциональной составляющей участия в религиозных мероприятиях, то для 48% опрошенных это приносит умиротворение, для 39% надежду на божественную помощь в светских делах и для 36% - гармонию с окружающим миром и самим собой.
4.
Для определения, на сколько совпадают представление в религиях о том, что является греховным, с тем, что понимают под этим студенты, мы попросили их классифицировать различные поступки по принципу разделения их на «практически не грех», «грех средней тяжести» и «тяжкий грех». Ответы распределились следующим образом (в числителе - процент от общего числа опрошенных; в знаменателе - процент от верующих):
Таблица 3
«Какие из перечисленных поступков, действий, на Ваш взгляд, являются грехом?»
1) «тяжкий грех»
убийство 94 / 96,2
самоубийство 73,5 / 81,8
аборт 62 / 67,1
2) «грех средней тяжести»
проституция 46,4 / 52,6
измена жене, мужу 50 / 54,5
употребление легких наркотиков 41,6 / 43,4
пьянство 54,2 / 57,9
3) Практически «не грех»
гомосексуализм 41,6 / 37,3
ложь в личных интересах 49,4 / 49,4
употребление нецензурной лексики 68,7 / 56,6
развод в семье 48,2 / 48,7
курение 68,7 / 64
посещение стриптиз-бара 76,5 / 72
половые отношения до вступления в брак для девушки 71,1 / 66,2
половые отношения до вступления в брак для юноши 78,9 / 77
Для современной верующей молодежи убийство, самоубийство, аборт (относящиеся к разряду преступлений и серьезных проступков, осуждаемых обществом) определены как тяжкий грех большинством наших респондентов. Но, с другой стороны, отношение студентов, например к употреблению легких наркотиков, проституции, пьянству, носит уже не столь категоричный характер. Это может свидетельствовать о том, что влияние светских взглядов берет верх над влиянием религиозных. В ближайшем будущем отношение к данным поступкам может измениться и стать еще менее осуждаемыми или же даже допустимыми. И как сейчас для студентов в порядке вещей такие практики, как развод в семье, половые отношения до вступления в брак, посещение стриптиз-бара, употребление нецензурной лексики, курение и т.д. Некоторые даже замечают, что гомосексуализм является больше психологическим отклонением, нежели грехом. Большинство молодых людей руководствуются в жизни светскими
нормами, чем религиозными (52% от общего числа опрошенных считают, что в повседневной жизни нужно руководствоваться светскими нормами), что в какой-то степени и объясняет определение некоторых грехов как всего лишь проступки. Анализируя полученные данные, можно говорить о том, что несмотря на то, что существуют отличия в оценке различных поступков студентами верующими, неверующими и атеистами, при этом в целом взгляды всех этих подгрупп мало соответствуют религиозным. Это также свидетельствует о сглаживании различий в представлении о грехах между представителями разных конфессий и дает перспективу для их сотрудничества.
Проведенное эмпирическое исследование свидетельствует о том, что говорить о религиозном подъеме среди студенческой молодежи преждевременно, религиозность не является характеристикой массового сознания этой подгруппы. Мы можем лишь фиксировать постоянное увеличение количества религиозных объединений, духовных школ и религиозных средств массовой информации как печатных, так и телевизионных и т.д. Результаты исследования подтверждают, что религиозность тех, кто считает себя верующим, часто имеет ситуативный характер, в ней проявляется скорее не устойчивая мировоззренческая позиция, а умонастроение, отличающееся значительной подвижностью [2]. Молодые люди идентифицируют себя с той или иной религией не на основе приверженности во взглядах, а по принципу близости к тому народу, к которому они себя причисляют.
1. Костина, Н.Б. Влияние идей и норм православия на взгляды и практики уральской молодежи: результаты эмпирического исследования [Текст] / Н.Б. Костина, Б.С. Павлов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. J015. № J (35). С. 183-190.
J. Мчедлов, М.П. О религиозности российской молодежи [Текст] / М.П. Мчедлов // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 107-111.
3. Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс] // URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/46180 (дата обращения: J0.09.J015).
References
1. Kostina, N.B., Pavlov, B.S. Ш15) Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № J (35), pp. 183-190 [in Rus].
J. Mchedlov, M.P. (1998) Sociologicheskie issledovanija, № 6, pp. 107-111 [in Rus].
3. Oficial'nyj sajt Prezidenta RF. Available at: http://kremlin.ru/events/preside nt/news/46180 (accessed: J0.09.J015) [in Rus].
UDC 316.346.32-053.6
ATTITUDE OF YOUNG STUDENTS
OF SVERDLOVSK REGION TO RELIGION
Antonova Oksana Igorevna,
Urals Institute of Administration - branch of RANEPA,
The Chair of Theory and Sociology of Management
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Yekaterinburg, Russia. E-mail: oksana.antonova@uapa.ru
Gafiyatullina Ksenya Ruslanovna,
Urals Institute of Administration -
branch of RANEPA,
The Chair of Theory and Sociology
of Management,
Post Graduate Student,
Yekaterinburg, Russia.
E-mail: ksenia.gafiatullina@uapa.ru
Kostina Natalya Borisovna,
Urals Institute of Administration - branch of RANEPA,
The Chair of Theory and Sociology of Management,
Doctor of Sociological Sciences,Professor,
Yekaterinburg, Russia.
E-mail: natalya.kostyna@uapa.ru
Annotation
The article is devoted to the analysis of attitude of young students of Sverdlovsk region to religion, religious practices, their influence on unreligious practices and young students' ideas. The given aspects are considered on the basis of empirical researches in three largest higher educational establishments of Yekaterinburg.
Key concepts:
studentship,
religious behavior,
religious consciousness,
attitude of students to religion.