Доц. С. Н. ЧЕРКИНСКИЙ (Москва)
О преподавании гигиены во втузах1
Из кафедры коммунальной гигиены I ММИ
В настоящее время нельзя представить себе подготовку кадров санитарных инженеров и техников без прохождения ими основ гигиенических наук, по крайней мере применительно к той' области санитарной техники, в которой будет развиваться их работа. Если санитарная техника может быть определена как совокупность научных знаний, направленных к практическому осуществлению санитарных мероприятий, то ее нельзя себе представить полной без включения в нее и знаний гигиены.
Несомненно, что лучшие представители санитарнотехничсской мысли, наиболее квалифицированные преподаватели специальных са-нитарнотехнических предметов на соответствующих факультетах освещают основные проблемы санитарной техники и с общегигиенических позиций, однако этим нельзя ограничиваться.
Практическая деятельность санитарного инженера не может протекать эффективно, если он окажется недостаточно ориентированным в основных требованиях гигиены, если он не способен оценить их значение и не умеет ими воспользоваться и применить в каждом1 конкретном случае. При разрешении санитарнотехнических задач проектировщик и строитель .нередко встречаются с затруднениями и неудачами, которые лежат в плоскости недоучета санитарно-гигиенической стороны дела.
Опыт проектирования и строительства санитарнотехнических сооружений убеждает, что от правильного выбора основных гигиенических позиций зачастую зависит и правильное их инженерно-техническое разрешение.
Общественная гигиена должна быть преподана будущему санитарному инженеру как система научных знаний, на основании которых он мог бы усвоить огромное культурное и народнохозяйственное значение санитарнотехнических сооружений и их значение для охраны здоровья. Учащийся должен научиться понимать гигиенический смысл санитарных норм и требований, с которыми он будет встречаться в своей инженерной деятельности, и понять характер советского санитарного законодательства, призванного создать наиболее культурные и здоровые условия труда и быта. Это может быть достигнуто лишь тогда, когда преподавание гигиены войдет в систему подготовки специалистов по санитарной технике.
Поскольку в настоящий момент санитарная техника понимается больше в ограниченном смысле, как относящаяся преимущественно к технике водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции, нам представляется необходимым подчеркнуть, что сказанное выше относится к тем отраслям техники, которые непосредственно как будто и не призваны разрешать санитарные задачи, но которые определяют собой характер той внешней среды, в которой живут и работают трудящиеся Советского союза; поэтому общественная гигиена должна быть включена в курсы не только собственно санитарнотехнических факультетов строительных втузов, но и факультетов жилищного и промышленного строительства, архитектурно-строительных
1 Доложено на объединенном заседании правлений ВНИТО водоснабжения и канализации и Всероссийского гигиенического общества Э.Ш.1937 г. Печатается и сокращенном виде.
институтов и электротехнических институтов, готовящих светотехников и т. д.
Преподавание гигиены не только в медицинских учебных заведениях, но и во втузах, имеет уже свою некоторую историю. В борьбе с реакционной государственной медициной царской России прогрессивная врачебная и техническая общественность при поддержке либеральной части промышленной буржуазии в начале XX века учредила кафедры гигиены в Петербургском технологическом институте, на коммерческих курсах Побединского, в Киевском коммерческом институте и др. В первые же годы после Октябрьской революции гигиена в той или иной форме преподавалась в ряде высших технических, школ, как, например, в Московском высшем техническом училище, в Институте гражданских инженеров и т. д.
В этот период уже наметилась тенденция к некоторому приспособлению курса гигиены к профилю инженеров, и преподавание гигиены велось с уклоном в коммунальную гигиену, гигиену труда или промышленную гигиену и т. д.
Мы не располагаем сейчас достаточными данными для суждения о том, как обстоит дело с преподаванием гигиены во втузах в настоящее время, однако нам известно об исключении гигиены из программ Архитектурно-строительного института '; за последнее время наметилась тенденция сокращения курса гигиены на ряде факультетов строительных втузов (МИСИ и др.). В то же время не оказалось руководящего центра, который занялся бы разработкой рациональных типовых программ курсов гигиены для различных втузов в зависимости от их профиля, который изучал бы опыт преподавания гигиены и поднял бы преподавание ее на необходимую высоту.
Нам удалось собрать небольшой материал о преподавании гигиены на факультетах водоснабжения и канализации строительных втузов (Московский инженерно-строительный институт им. Куйбышева, Институт коммунальных инженеров и Строительный институт Моссовета). Мы располагаем и типовой программой гигиены водоснабжения и канализации, утвержденной НККХ РСФСР.
Число часов, отведенных на гигиену, колеблется от 26 по типовой программе НККХоза до 42 в Строительном институте Моссовета. В МИСИ на факультете водоснабжения ■ на гигиену выделено 32 часа, на других факультетах значительно меньше. Гигиена читается то в VI, то в VII и даже в VIII семестрах; таким образом, не всегда гигиена водоснабжения и канализации дается как заключительная глава специального санитарнотехнического курса и не всегда может базироваться на уже усвоенных знаниях слушателей.
Программы курсов весьма различны и по содержанию. Так, программа МИСИ, в отличие от остальных, не освещает вопроса о санитарно-гигиенических показателях санитарного состояния населенных мест (демографические и эпидемиологические данные и их анализ). Типовая программа НККХоза и Строительного института Моссовета знакомит только с теми эпидемическими заболеваниями, которые этиологически связаны с водными и почвенными факторами, в то время как программа Института коммунальных инженеров рассматривает влияние на здоровье населения всех внешних факторов и знакомит слушателей с мероприятиями по борьбе не только с острозаразными заболеваниями, но и с социальными болезнями.
Программа Института коммунальных инженеров почти исключительно разбирает гигиенические вопросы, связанные с водоснабжением, оставляя в тени вопросы канализации. В типовой программе НККХоза и Строительного института Моссовета отделы гигиенической оценки водоснабжения и канализации были уровновешены, а в программе МИСИ введен раздел, знакомящий и с вопросами очистки (для неканализованных владений).
Во всех программах за исключением типовой НККХоза уделяется внимание местным (примитивным) сооружениям для водоснабжения, а по программе МИСИ слушатели- должны быть ознакомлены с устройством и санитарным содержанием даже отхожих мест. Гигиеническая оценка санитарных приборов систем внутреннего водопровода и канализации дается тоже только по программе МИСИ.
1 В настоящее время восстановлено.
Оценке результатов физико-химических и бактериологических исследовании воды отводится всеми программами много места, но сравнительно недостаточно в программе. МИСИ. В этой же программе совершенно не затрагиваются вопросы санитарного контроля за водопроводными и канализационными сооружениями.
Значение и роль санитарных изысканий в проектировании водопроводных и канализационных сооружений наиболее четко выявляются из типовой программы НККХоза, санитарные особенности промышленного водоснабжения не рассматриваются ни в одной программе, если не считать слабых попыток программы МИСИ и Строительного института Моссовета.
Вопросы санитарной охраны труда при строительстве и эксплоатации водопроводных и канализационных сооружений в слабой степени затронуты лишь в программе МИСИ.
Нет нужды останавливаться на дальнейшем разборе этих программ. Это не входит в нашу задачу. На приведенном примере состояния преподавания гигиены на факультетах водоснабжения и канализации мы имели возможность отметить факт весьма различного решения вопроса о содержании курса гигиены на этих факультетах. Отсюда вытекает необходимость и своевременность их пересмотра.
Принимая <во внимание безусловную необходимость чтения специальных курсов гигиены в соответствии со специализацией подготовляемых инженеров в различных втузах и их факультетах, нужно разрешить ряд вопросов. Необходимо определить место курса гигиены в программе подготовки инженеров той или иной специальности, объем специализированного курса, который должен рассматриваться как минимальный, степень возможной увязки курса гигиены со специальными техническими курсами и необходимую степень освещения общегигиенических вопросов.
В правильной постановке преподавания гигиены во втузах, несомненно, заинтересована как медико-санитарная, так и техническая общественность. Решение поставленных нами вопросов преподавания гигиены во втузах не может быть делом только гигиенистов; к нему должны быть привлечены наиболее авторитетные представители санитарной техники. В совместном разрешении этого вопроса будет еще раз продемонстрирована действительно живая и плодотворная связь, которая существует в нашем Союзе между гигиеной и санитарной техникой.
Выводы
1. Гигиена должна занять достойное место в учебных программах строительных, архитектурных и других технических учебных заведений, в особенности на санитарнотехнических факультетах по водоснабжению, канализации, отоплению и вентиляции.
2. Тенденция к сокращению курсов гигиены на тех факультетах, где они уже имеются, должна быть решительно ликвидирована.
3. Методика преподавания гигиены на различных факультетах втузов, объем и содержание программ по гигиене должны быть пересмотрены и унифицированы для каждой специальности.
4. Желательно привлечение широкой гигиенической и технической общественности к обсуждению поднятого нами вопроса и освещению действительного состояния дела преподавания гигиены на местах.
5. Весьма целесообразно, чтобы вопросы преподавания гигиены во втузах были предметом обсуждения и в Комитете по высшей школе при СН'К СССР.