Научная статья на тему 'Жилищно-коммунальное строительство города Тулы в годы первой пятилетки (1928 1932 гг. )'

Жилищно-коммунальное строительство города Тулы в годы первой пятилетки (1928 1932 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
989
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА ТУЛЫ / АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ОБЛИК ГОРОДА / ПЕРВАЯ ПЯТИЛЕТКА / ЖИЛИЩНОЕ / КОММУНАЛЬНОЕ / КУЛЬТУРНО-БЫТОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / INFRASTRUCTURE TULA / ARCHITECTURE AND URBAN LOOK OF THE CITY / FIRST FIVE-YEAR PLAN / HOUSING / UTILITIES / CULTURAL AND RESIDENTIAL BUILDINGS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пастух Ольга Александровна

В статье анализируется и обобщается опыт строительства Тулы в сфере ЖКХ, полученный в годы первой пятилетки периода индустриализации страны времена бурного развития промышленного и коммунального строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOUSING AND UTILITY CONSTRUCTION CITY OF TULA IN THE FIRST FIVE-YEAR PLAN (192Q -1932)

This articleanalyzesand summarizesthe experience of the construction of Tula in the sphere of housing and communal services received in the first five-year plan period of industrialization, the rapid development of industrial and municipal construction.

Текст научной работы на тему «Жилищно-коммунальное строительство города Тулы в годы первой пятилетки (1928 1932 гг. )»

УДК 72.036:725.1

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ГОРОДА

ТУЛЫ В ГОДЫ ПЕРВОЙ ПЯТИЛЕТКИ (1928 - 1932 гг.)

О.А. Пастух

В статье анализируется и обобщается опыт строительства Тулы в сфере ЖКХ, полученный в годы первой пятилетки периода индустриализации страны - времена бурного развития промышленного и коммунального строительства.

Ключевые слова: инфраструктура Тулы; архитектурно-градостроительный облик города; первая пятилетка; жилищное, коммунальное, культурно-бытовое строительство.

Развитие промышленности явилось основным фактором, повлиявшим на развитие инфраструктуры Тулы. Решение руководства страны о превращении Тулы в одну из главных металлургических баз нашего государства коренным образом отразилось на архитектурно-градостроительном облике города. В годы предвоенных «сталинских пятилеток» город значительно разросся. В 1926 году численность населения в нем составляла 155 тысяч человек, а в 1939 году возросла до 272,4 тысяч человек. Образовывались и впоследствии присоединялись к городу новые поселки. Рост населения города сопровождался жилищным, культурно-бытовым и коммунальным строительством.

1. Жилищное строительство.

В Туле строительство малоэтажных жилых рабочих поселков велось компактными кварталами. Так же в городе, но уже по выборочному принципу, строили трех- и пятиэтажные жилые здания на отдельных участках. В начале 1920-х годов наиболее распространенным видом рабочего жилища в Туле были малоэтажные дома. С 1925 года началось строительство домов на основе типовых секций с лаконичным внешним обликом с двух- трехкомнатными квартирами. В 1925 г. было построено 13 жилых домов площадью 10 тыс. кв. м; в 1926 году - жилым товариществом рабочих было построено 10 жилых домов на 300 семей. За первую пятилетку рабочие Тулы получили 123 тыс. кв. м жилья. Началось строительство трех четырехэтажных домов на основе типовых секций (ванна и сквозное проветривание для квартир стало обязательным).

До 1928 года в Туле 27 процентов всех участков имело площадь до 450 кв. м, площадь от 450 до 600 кв. м - лишь 10 процентов, 39 % - от 600 до 1200 кв. м и 24 % - свыше 1200 кв. м.

На каждом таком участке имелось по нескольку отдельных застройщиков: на 1024 участка по 2 застройщика, на 373 участка - по 3 и на 161 участок - по 4 застройщика. Рост жилой площади в городе Туле можно проследить по данным, приведенным в табл. 1.

327

Таблица 1

Рост жилой площади в городе Туле (в тыс. кв. м)

Название города 1928 год 1929 год 1930 год 1931 год 1932 год

Тула 699,9 726, 4 740, 3 763, 3 872

Строительство 1932 года, по размерам далеко оставляющее за собой размеры строительства всех прошлых лет, требовало со стороны местных организаций и строительных органов напряжения всех сил. В Тульском округе большое строительство намечалось в поселке имени Томского, где строительным трестом патронного завода возвели порядка семи трехэтажных домов по 24 квартиры каждый. Однако, на стройке существовал ряд проблем: плохо было с рабочей силой - рабочие часто оставляли место работ, ощущалась нехватка строительных материалов (строительство обеспечивали всем необходимым лишь на 30 - 35%), очень остро стоял вопрос с жилищами для рабочих - на строительстве домов было занято 2000 чел, а свободных в общежитиях лишь 400 мест.

Несколько благополучнее обстояли дела у кооперативного строительства. Жилсоюз в тот сезон передал все капитальное строительство строительному участку Облжилсоюза. В эти годы Жилсоюз по утвержденным Стройконтролем проектам и рабочим чертежам в Туле строил 15-этажный дом на 40 квартир, другой дом 3 - 4 этажа на 30 квартир и еще 3-этажный на 13 квартир. В районах округа жилкооперация осуществила строительство еще 16 домов. Все постройки производили местные жилко-оперативные организации хозяйственным способом. Несмотря на то, что деньгами и проектами постройки обеспечены, на строительстве ощущался недостаток в дефицитных стройматериалах. В связи с этим в Тульском округе активно проводили работы по смягчению кризиса стройматериалов. Уже в 1932 году строили завод кровельной черепицы и клинкерный завод (оба с программой в 1 млн. шт.). Приступили так же к производству бето-нитовых камней (с программой в 3 млн. шт.). Организована мастерская по выделке фибролита (с программой в 5 800 м кВ). Организован и пущен завод канализационных труб с программой 1100 т. шт. Производились изыскания по открытию каменного карьера для известкового производства. Все коммунальное и жилищное строительство постепенно обеспечивали глиной.

2. Культурно-бытовое строительство.

Под обслуживанием материальных потребностей рабочих масс предполагалось понимать обычную инженерную инфраструктуру города (водоснабжение, освещение, отопление, канализацию, городской транспорт, внешнее благоустройство). А средством организации обслуживания культурно-бытовых нужд рабочих масс предлагалось считать бани, пра-

чечные, предприятия общественного питания (столовые, фабрики-кухни), детские сады, школы, вузы, санатории, дома отдыха.

В соответствие с программой социалистического строительства для нового типа общества город интенсивно застраивался и общественными зданиями. В отношении объектов обслуживания так же принимается установка на максимальную типизацию - определение видов оптимальной планировки, конструктивных схем и материалов, а так же типового технического оборудования. В систему сетевого обслуживания города предполагалось включить все виды хозяйственного и культурного снабжения. Это такие виды, как: связь (почта, телеграф, радио); жилище; питание; санитарно-гигиеническое и санитарно-техническое обслуживание; распределение продуктов широкого потребления; социальное воспитание, детское дошкольное обслуживание; политехническое обучение; культурное и общественно-политическое обслуживание; физкультурное и туристическое обслуживание; медицинское обслуживание (диспансеры, больницы, санатории, курорты). По такому же принципу формировались и технические системы - канализации, водопровода, дорожно-транспортная сеть. Следую данному принципу, в Туле было построено множество учреждений культуры и быта: фабрики-кухни, клубы, больницы, поликлиники, фабрично-заводское учебное заведение - школы ФЗУ. Принципы политехнического образования были тесно связаны с производством, с промышленными предприятиями. Этот постулат формулировался многими теоретиками-градостроителями. В частности, Н. Милютин, рассматривая пространственную организацию процессов обучения в социалистическом городе, предлагал учебные заведения располагать исключительно при промышленных предприятиях, формируя систему, соединяющую материальное производство и учебу, так называемый «ФабЗав-Втуз». В Туле были построены четыре школы ФЗУ при заводах: при патронном заводе, при Металлургическом комбинате на Косой Горе, школа ФЗУ железнодорожников, ФЗУ №1. Особо стоит отметить ФЗУ №1 - одна из лучших и крупнейших в СССР - была построена не далеко от Тульского Кремля (ее видно за фабрикой-кухней на фото ансамбля площади Челюскинцев). Так же в Туле построили грандиозный учебный комбинат. Был открыт механический институт, строительный, машиностроительный, педагогический, медицинский и железнодорожный техникумы, высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа. Касательно средних учебных заведений стоит отметить, что с 1909 года по 1932 год в Туле не построено ни одной школы и ни одного детского сада. Правда, были выстроены ясли на 60 детей (по ул. Жабровых). Но во второй пятилетке предусматривалось вложить в школьное строительство 1,4 млн. рублей.

В годы первых пятилеток в непосредственной близости от Кремля формировалась первая площадь советского времени - площадь Челюскинцев, на которой строились новые здания, необходимость которых так же

была продиктована новыми потребностями общества. В годы второй пятилетки, а именно в 1936 году, на площади был сооружен памятник героям гражданской войны и труда. Композиция постамента включала в себя небольшую трибуну для выступлений. Монумент объединил пространство площади (круглой в плане).

По строительству предприятий общественного питания в годы первой пятилетки в Туле были сделаны значительные успехи. Именно на площади Челюскинцев одним из первых было построено здание большой (центральной) фабрики-кухни (рис. 1), принадлежащей к новым типам комплексных общественных зданий. Так же в планах (уже на вторую пятилетку) было осуществить строительство фабрики-кухни при патронном заводе (на 1932 год здание построено наполовину) и столовой-распределителя при оружейном заводе (на 1932 год - строительство еще не начато).

Рис. 1. Ансамбль площади Челюскинцев в Туле. Здание фабрики-кухни, школы ФЗУ №1, угловая башня Кремля. По центру монумент. Фото

1960-х годов

Клубы и дворцы культуры (новый тип зданий, появившийся именно в годы советской власти) - одни из самых массовых и наиболее сложных в функциональном отношении видов культурно-просветительских зданий. В Туле в годы первой пятилетки было построено три клуба: Дворец культуры «Серп и Молот» (в рабочем районе Чулково); клуб железнодорожников (рядом с железнодорожной больницей и ФЗУ железнодорожников); Клуб металлистов (Дворец культуры машиностроительного завода им. В.М. Рябикова) - построен по проекту П. А. Голосова в 1931 году.

Больничное строительство в первую пятилетку характеризуется следующими показателями: выстроена железнодорожная поликлиника и глазная амбулатория; закончено строительство хирургического корпуса при больнице им. Семашко; построена чулковская поликлиника, новая детская больница, больница и единый диспансер при Косогорском металлургическом заводе; Яснополянская больница; заканчивалось строительст-

330

во глазной больницы. Обеспеченность стационарным лечением по Туле составляла 20 коек на тысячу жителей - это было недопустимо мало. На 1932 г. было запланировано строительство новой больницы в Чулкове на 1500 коек, стоимостью 5 млн. рублей. В конце первой пятилетки определи участок под строительство, сделали проект, но еще не начали стройку.

С точки зрения архитектуры авангарда большой интерес вызывает Глазной корпус железнодорожной поликлиники (рис.2), спроектированный московским архитектором К. Н. Яковлевым, при участии врача общественного деятеля профессора Е. Г. Лазарева. Строительство больничного корпуса шло с 1928 по 1933 год.

Рис. 2. Глазной корпус железнодорожной поликлиники (арх. К. Н.Яковлевым). Ход строительства (фото нач.1930-х гг.) и выстроенный корпус (фото 1980-х гг.)

3. Коммунальное строительство.

Коммунально-жилищное хозяйство города требовало значительных усилий и затрат, чтобы привести его в соответствие с огромным ростом города. Например, в 1930 году рост коммунального строительства по Тульскому округ составил 22,5 % по отношению к предыдущему году.

Водопроводное хозяйство начало улучшатся лишь к концу первой пятилетки.

Большое внимание требовалось уделить водопроводу. Крупнейшими работами явилось начало строительства нового артезианского водопровода в Туле. Длина сетей водопровода в 1931 году достигала 66 км. Воду жители брали из артезианской скважины, расположенной в центре города на небольшой глубине в 10 м. Первоочередной задачей на тот момент было наладить тщательную очистку воды. По всему городу длина водопроводной сети составляла 60 км, с потерями в 10 %, а присоединенных к ней домов - всего 900 штук. В Туле было 67 водозаборов, общей мощностью в 7000 м куб. в сутки. Норма воды на человека в те годы составляла всего 26 л/сутки. Но постепенно, со временем, водопроводное хозяйство города

улучшалось. В 1931 г., в связи с тем, что в 8 км от города был найден мощный подземный источник хорошей воды, заложили 15 скважин с общим дебетом в 206 л в секунду. К 1933 г. первая очередь водопроводных сооружений увеличила добычу воды до 500 л/сек. К концу второй пятилетки планировалось довести ее до 1.000 л/сек., что позволило бы дать на бытовые нужды 90 л на человека, на промышленность - 25 л на человека и на душевое устройство - 40 л на человека. Предполагалось, что городской водопровод будет обслуживать так же и металлический завод.

В табл. №2 представлены контрольные цифры развития водопроводного хозяйства.

Таблица 2

Водопроводное хозяйство в Туле за период 1928-1932 гг

Год 1913 1928 1932

Мощность насосной станции - 8,1 8,1

Длина водопроводной линии 2,7 52,8 74,7

Кол. домов, присоединенных к водопроводной - 816 1090

сети

Количество водонапорных колонок 17 51 97

Среднесуточная потребность воды 15,7 17,0 27,1

Капитальные вложения /в тыс. рублей/ - 61 300

Канализационная сеть Тулы находилась в годы первой пятилетки на первом этапе развития. Она была начата в 1925 г., в эксплуатацию пущена в 1929 г.

В 1930 году длина сети составляла 30 км, мощностью 500 м куб. в сек. Было присоединено порядка 150 владений, в основном это учреждения, фабрики и заводы.. Фактически в 1931 г. было пропущено 2.160 тыс. м куб. в год, что дает 25 л на душу в сутки. По плану очищение сточных вод должно было быть в биофильтрах. Канализацию планировали расширять с доведением ее мощности во второй пятилетки до 75 тыс. км. Предполагалось изменить и систему очистки сточных вод (с помощью полей орошения). В табл. 3 представлены контрольные цифры развития водопроводного хозяйства.

На канализационные работы в Туле только в 1930 году была составлена смета на 950 тыс. руб. Предполагалась постройка 7,5 км, канализационной сети, биологической станции и включение в канализацию 60 предприятий, учреждений и домовладений. Длина канализационных сетей за весь рассматриваемый период составила 36 км. Но, необходимо отметить, что остро ощущался недостаток рабочей силы.

К началу первой пятилетки состояние коммунального банного хозяйства в Туле было плачевное: оно обеспечивало всего 3,6 мест на тыся-

332

чу жителей. Бани имелись у Горкомхоза, у оружейного и патронного заводов. Банный трест владел всего тремя банями, общей вместимостью 783 человека. Из них новая была только одна - Чулковская, а две другие -крупнейшая баня №1 (на 448 мест) и баня №3 - сильно изношены. Их планировали закрывать на совсем, когда будет построена новая баня на 300 мест в Заречье. Ориентировочно ввод в эксплуатацию зареченской бани был намечен на 1932 год. При ней же планировали устроить механическую прачечную на 1,5 тонны сухого белья в смену. На тот момент в Туле была единственная прачечная - при Чулковской бане (рис. 3). Она была механизированная, с пропускной способностью в 0,5 тонн, но обслуживала только учреждения. Оружейный завод имел две бани, у патронного завода - одна баня вместимостью 35 человек. В связи с таким, просто не допустимым, положением дел патронный завод обязали в двухлетний срок возвести баню на 200 мест и отстроить банно-пропускной пункт на 22 человека с прачечной и дезинфекционной камерой. В 1931 г. пропускная способность исчислялась нормой в 10 помывок на человека в год. В городе, в котором отсутствовали ванны и душевые, а река была значительно загрязнена, эта норма недопустимо мала. В связи с острой санитарно-гигиенической обстановкой в городе предполагалось построить еще шесть прачечных. Оно было начато уже во второй пятилетке, но шло медленными темпами. Возникали разного рода проблемы, например, строительство прачечной задерживалось из-за отсутствие полного комплекта рабочих чертежей, недостаточного обеспечения строительными материалами, недостатка рабой силы и так далее. Состояние банно-прачечного хозяйства Тулы в первой пятилетки наглядно отражены в табл. 4.

Таблица 3

Канализационное и ассенизационное хозяйство в Туле за период 1928-1932 гг

№ п/п Год 1913 1928 1932

1 Мощность канализации - - 17,3

2 Длина канализационной сети /в км/ - - 33,4

3 Кол. домов, присоединенных к канал. сети - - 228

4 Принято сточных вод - - 2160

5 Капитальные вложения - - 600

6 Количество выход. выезд. 20 9 142

7 Количество цистерн - - -

8 Вывезено нечистот 11 - 55

9 Капитальные вложения - 1 180

Таблица 4

Банно-прачечное хозяйство в Туле за период 1928-1932 гг

Год 1913 1928 1932

Количество бань / всего/ - 5 8

Единовременная вместительность - 837 1567

Моющиеся /в тысячах человек/ - 1532 2915

Среднее число помывок /на 1 жителя/ - 9,5 12,8

Число механических прачечных - - 2

Всего тонн белья - - 180

Капиталовложения - 37 325

Рис. 3. Банно-прачечный комбинат в Чулково

С энергетикой в Туле ситуация была довольно своеобразная. Город был связан с МОГЭС и имел только коммунальную сеть: высоковольтную - 40 км; низковольтную - 140 км. Коммунальная сеть распределяла ток только для бытовых нужд, а для нужд средней и малой промышленности выделяли лишь 10 тыс. кВ. ампер, при этом обслуживалось и сельское хозяйство, которому было отпущено 35 млн. ватт. В Туле так же имелась законсервированная на тот момент времени городская электростанция. Эта станция и сооруженная в городе ТЭЦ могли бы быть использованы для нужд теплофикации. Соответствующий проект разрабатывался, хотя первоначальный размер теплофикации намечался очень скромный: всего 26 домовладений. Если с электроснабжением дела в городе обстояли не очень хорошо, то для газофикации город имел широкие перспективы благодаря строительству Новотульского металлургического комбината. По плану комбинат должен был вырабатывать колоссальное количество газа - 500 млн. куб. м в год. Таким количеством можно было бы снабдить всю Москву, Тулу и еще ряд других городов области. Для самой Тулы же было бы достаточно потреблять до 10 млн. куб. м в год, следовательно, вставала проблема - как быть с остальным.

В Москве прорабатывали эту проблему, и даже было предложение сделать газопровод в Москву. Но решено было отказаться от этой идеи, так как это крайне дорогое мероприятие в смысле капитальных вложений. Вопрос переизбытка вырабатываемого газа от Новотульского металлургического комбината требовал решения не только с точки зрения экономики ( нельзя упускать такое богатство в воздух), но так же с точки зрения загрязнения окружающей среды (повышенный уровень вредности для жителей окружающих районов).

Дорожное хозяйство и транспорт в Туле развивались интенсивно.

Постепенно возрастало значение автомобильного транспорта. Большие работы по дорожному строительству были организованы в Тульском округе в 1930 году. На отпущенные средства (500 тыс. рублей) планировали протянуть 240 км новых дорог, а именно следующие грунтовые дороги: Тула - Одоев - Белев, Дедилово - Богородицк, Жданка - То-варково, Богородицк - Волово, Волово - Доробино - Кресты - Архангельское - Медведки и от Ефремова до границы Елецкого округа. Наиболее крупным инженерным сооружением в Туле явился новый металлический Чулковский мост. Он соединил Чулковский рабочий район с центральным районом города.

Так же проводилась коренная реконструкция железнодорожного транспорта. Широкое распространение на нем передовых методов эксплуатации обеспечили значительный рост грузооборота на Тульском отделении железной дороги имени Дзержинского (Московская железная дорога). Была построена линия Плеханово - Козельск, усилившая Тульский железнодорожный узел и улучшила межрайонные внутриобластные экономические связи. В связи с этим увеличился и транзитный и местный пассажиропоток через станции Тула-1 и Тула -3.

Большого внимания городских властей требовал и городской пассажирский транспорт. К началу первой пятилетки в Туле общественный транспорт только лишь начинал устанавливаться и развиваться. До революции трамвая в Туле не было. Строительство трамвайных путей начали только в 1926 г. 10 ноября 1927 года по ним был пущен первый трамвай. Длина трамвайного пути составляла всего 12 км, сеть обслуживалась 27 моторными вагонами и 7 прицепными. Городские власти принимали меры для улучшения трамвайного движения, но самоснабжение мало помогало делу. Москва уделяла Туле немного средств, так как сама нуждалась и вела крупные работы по реконструкции трамвайного хозяйства. Несмотря на это пробег вагоно-километров в Туле с каждым годом все увеличивался: если в 1929 г. было сделано 725 тыс. вагоно-килом., то 1931 г. 664 тыс. вагоно-километров. Это дало рост на 229%. Но тем не мене большинство граждан Тулы вынуждены были передвигаться пешком. Развивающаяся промышленность должна была дать Туле и рельсы и вагоны. Ведь ввиду плохого транспорта страдала сама промышленность.

Первые две, вступившие в эксплуатацию трамвайные линии в Туле - Вокзальная и Зареченская - доказали как рентабельность предприятия, так и необходимость дальнейшего увеличения рельсовой сети. При неполном обслуживании населения трамвай дал нагрузку в 14,2 пассажиров на ваго-но-километр пробега против нормального количества в 9-10 пассажиров. Поэтому стало ясно, что дальнейшая эксплуатация должна пойти по пути расширения сети и увеличения числа трамвайных вагонов. В 1931 г. сооружена третья линия общим протяжением в 8 км, соединяющая центр Тулы с Чулковским районом. Таким образом, длина одиночного пути увеличилась до 23,9 км. Проведение Чулковской линии стало началом обслуживания рабочих районов массовым транспортом. В том же году осуществлена постройка Воронежской линии и трамвайного полукольца из Зареченского района города в Центральный район через новостроящийся мост (рис.4). Для организации трамвайных грузоперевозок сооружались специальные подъездные пути к промышленным и торговым учреждениям города. В целом, работа Тульского трамвая может быть охарактеризована следующими данными в табл. 5.

Таблица 5

Трамвайное хозяйство в Туле за период 1928-1932 гг _

Год 1913 1928 1932

Длина всего одиночного пути / в км/ - 9,6 36,0

Процент улиц и проездов с трамвайными линиями - 3,2 9,7

Количество вагонов - 7 64

Перевозка пассажиров /в тысячах человек/ - 3754 41116

Число поездок на 1 жителя /в год/ - 23,2 160,3

Капитальные вложения /в тыс. рублей/ - 317 1350

Количество перевезенных пассажиров/в тяс. чел./ - 9606 31600

В рассматриваемое пятилетие намечалось расширить сеть на 50 км, а подвижной состав планировалось увеличить до 58 единиц. Однако, по факту к концу первой пятилетки протяженность трамвайных линий достигла 36 км. В программе работ на 1932 г. по Туле намечена была важная линия, соединяющая центральный район города с развернувшимся жилстроительством и строительством большого учебного комбината за Толстовской заставой с продолжением этой линии до Косогорского металлургического завода. Задуманное было осуществлено в полной мере -трамвай соединил центр с Косогорским металлургическим комбинатом. Другая линия была запроектирована до новостроящегося металлокомбината у Осиновой горы, а Чулковская линия до новостроящейся больницы у Щегловской засеки. Кроме этого в 1932 приступили к постройке новых двух подстанций, причем, одна из них сдали в эксплуатацию в том же году. Перевозки в 1933 г. по отношению к 1929 г. увеличиваются в 4,3 раза.

336

Рис. 4. Трамваи на мостах через реку Упу (Чугунный и металлический мосты из Зареченского района в Центральный район города)

С безрельсовым городским пассажирским транспортом в Туле дела обстояли гораздо хуже, чем с трамваем. По установке правительства автобус должен был дополнить и даже где-то заменить трамвай. В Туле когда-то было 10 автобусов. На июнь 1932 остался лишь один. Остальные вышли из строя и были переделаны в грузовые машины. Впрочем, не только отсутствие автобусов мешало развитию автотранспорта в Туле: городские мостовые были плохо приспособлены для автобусов. Водители, участвовавшие в пробеге мотоциклеток в начале 1930-х годов, отмечали, что более плохих мостовых нигде больше не встречали. Скверной мостовой, отчасти булыжной отчасти из известняка, изношенной на 40 % , было покрыто 71,6 км или 95 % от общей длины улиц и проездов. У города имелись две возможности в отношении обустройства мостовых: клинкерные и силикатированные. И для той и для другой имелось местное сырье. В первой пятилетке уже начали строить, вступивший в строй уже в годы второй пятилетки, один клинкерный завод, работающий на местном сырье, -Обимский клинкерный завод (Обидимский завод холодного асфальта) в селе Обидимо Тульского края. Так же продумывался вопрос о селикати-рованном шоссе, очень распространенном за границей. В связи с этим, в первой пятилетке в Тульском округе МО началось строительство крупного химического предприятия — Ефремовского завода синтетического каучука, третьего в СССР по счету и по объемам производства. Строительство Ефремовского завода СК осуществлялось очень интенсивно: уже в мае 1933 года в строй была введена его первая очередь.

337

Достаточно плохо в Туле обстояли дела с благоустройством. Затраты на внешнее благоустройство по Тульскому округу в 1930 г. по отношению к предыдущему составили 11,2 % прироста. В 1929 г. санитарное состояние города было далеко не удовлетворительным: замощено только 18,4 % площади улиц, водоотведение совершенно было не организовано. Каменные тротуары проложены лишь кое-где на главных улицах. Уличное освещение недостаточно; освещаются главным образом только центральные улицы. В Туле на 1 км приходилось от 3,5 фонарей. Электрификация города не удовлетворяла потребности населения в электрическом освещении. На начало первой пятилетки невыразимо мала в Туле была зеленая зона: при 2,5 тыс. га селитебной территории, площадь зеленых насаждений всего 100 га, или 4 % , вместо 25 % нормы. Это отражено в табл. 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6

Количество зеленых насаждений по Туле к 1932 г

Наименование пунктов Бульвары Скверы Парки

(в га) ( в га) (в га)

Тула 2 2 200

Косая Гора 1 - -

Дело начало несколько улучшаться за счет передачи городу заповедника в 3 000 га леса. Но эта зона около города, а не городская. Туле было предложено организовать на территории края базисные питомники. В 1930 году в периодической печати МО появились критические заметки о задержке открытия городского парка в Туле. Через год городские власти, учтя и устранив практически все недочеты, действительно добились того, что городской парк стал центральным местом культуры и отдыха горожан. Помимо ремонта оранжерей в Туле, запроектировано обустройство новых зеленых территорий. В 1932 г. должны были начаться работы по озеленению населенных пунктов области, согласованно с проектами планировок населенных пунктов.

В поселке «Косая Гора», при Косогорском металлургическом заводе, (уже во второй пятилетке) архитектором И. Бузновым из Мособлпро-екта был спроектирован Парк культуры и отдыха. В нем осуществлялся весь комплекс культурно-политических и оздоровительных мероприятий. Его территория представляет собой лесной массив с небольшим количеством открытых площадок рельеф разнообразный. Парк включал в свои границы большой заводской пруд. Своей северной частью территория парка входит в жилые кварталы поселка. Размер парка 160 га, посещаемость 6 000 чел в день.

За годы первой пятилетки в Туле была проведена колоссальная ра-

бота по благоустройству города: разбиты новые скверы, построен городской парк, замощены многие улицы, асфальтированы площади и тротуары на главных уличных магистралях. Город, имеющий 6, 375 га земли своего огородного хозяйства, хозяйства как такового не вел. Земля ходила в аренде. Общий размер жилой площади - 724,71 кв. м., что в среднем на человека - 3, 98 кв. м. По отдельным частям города средняя величина колеблется: в Центральном районе - 4, 37 кв. м, в Заречье - 3,78 кв. м, в Чулково - 3,16 кв. м.

Первый договор на планировочные работы по Туле и области был заключен с Главным Геодезическим управлением. В мае 1930 года на совещание, проводимым Оркпланом, обсуждался план, предназначенного на 30 лет будущего развития социалистического города Тулы. В 1931 году договор с Главным Геодезическим управлением был перезаключен и предусматривал составление схемы, основных заданий и общего проекта. Но, в связи с реорганизацией Главного Геодезического управления, руководству города пришлось заключать новый договор на продолжение работ с другой проектной организацией - Гипрогором. По новому договору схемы и расположение основных зданий должно быть выдано к 1 января 1933 года. А спустя шесть месяцев после утверждения Наркомхозом этой схемы должен быть готов основной проект планировки города Тулы. Но Гипро-гор упорно задерживал работы по съемке и планировке, тем самым отрицательно влияя на строительство водопровода, канализационных сооружений и на работы по благоустройству. Планировочные работы фактически осуществлялись планировочно-земельным управлением ГКХ при отводе новых участков на строительство. Так же данное управление проводило съемочные работы, был напечатан план города. Вертикального

планирования управление не вело.

***

За годы первой пятилетки коммунальное хозяйство Тулы претерпело радикальные изменения. Учитывая все существующие проблемы в городском хозяйстве Тулы, руководством страны были назначенные конкретные работы по Тульскому округу МО в период первой пятилетки. Было осуществлено значительное расширение водопроводной сети, а так же началось строительство нового артезианского водопровода; широко развернулось строительство канализационной сети; строительство электрических станций, окончание работ по линии электросети Тула - Кашира; трамвайное строительство; строительство новых бань и прачечных; работы по внешнему благоустройству; сооружение крупных инженерного объекта - Чулковского моста, который соединил Чулковский рабочий район с центральным районом города Тулы.

Многие из предполагаемых мер были осуществлены практически в полном объеме. Однако, были и задержки и проволочки с выполнением намеченного. Многое пришлось переносить на следующую пятилетку.

Главнейшими причинами невыполнения программ по жилищному, коммунальному и культурно-бытовому строительству можно назвать следующие: неблагополучная ситуация с рабочей силой (по отдельным стройкам нехватка рабочих превышала 30%), огромная текучесть кадров, не удовлетворительная заготовка местных стройматериалов, плохая работа проектных организаций, недостаточное выделение фондируемых материалов, отсутствие транспорта и в ряде случаев недостаточное финансирование.

Несмотря, на все существовавшие трудности, тулякам удалось сделать огромные сдвиги в коммунальном хозяйстве и культурно-бытовом строительстве. На вторую пятилетку (1932 - 1937 гг.) по всем ключевым направлениям коммунального хозяйства в Туле были намечены крупнейшие мероприятия. В том числе по водопроводу, канализации, постройка бань улучшенного типа, расширение трамвайного хозяйства и т.д. Город должен была освоить значительную программу, решающую еще более масштабные задачи, чем в первой пятилетке.

Список литературы

1. Мельшиян В.В. Тула. Экономико-географический очерк. Тула: Пр.кн.из-во, 1968.

2. Лунц Л. Архитектура рабочего отдыха. Парки культуры и отдыха городов-новостроек // Архитектура СССР. 1934. № 5, М. С.20-29.

3. Канализация г. Тулы // Коммунальное хозяйство. 1929. №18. С. 204-212.

4. По области. Коммунальное хозяйство МО (по данным местной печати)//Коммунальное хозяйство. 1930. №6. С. 80-83.

5. В. Каменский. Задачи окружного коммунального хозяйства в 1930/31 г. //Коммунальное хозяйство. 1930. №7. С. 111 - 112.

6. Московское областное коммунальное хозяйство (по данным местной печати) Парки культуры и отдыха// Коммунальное хозяйство. 1930. №7. С. 113.

7. Азбука согласных из железа. Интервью с В.Н. Уклеиным// Молодой коммунар / От 21.06.1980.

Пастух Ольга Александровна, асп., gvolia@yandex. ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно-строительный Университет

HOUSING AND UTILITY CONSTRUCTION CITY OF TULA IN THE FIRST FIVE-YEAR PLAN (1928 - 1932)

O.А. Pastukh

This article analyzes and summarizes the experience of the construction of Tula in the sphere of housing and communal services received in the first five-year plan period of industrialization, the rapid development of industrial and municipal construction.

Key words: infrastructure Tula, architecture and urban look of the city, the first five-year plan, housing, utilities, cultural and residential buildings

Pastukh Olga Alexandrovna, postgraduate, gvolia@yandex. ru, Russia, Saint-Petersburg, Saint-Petersburg State University of Architecture and construction

УДК 539.3

К РАСЧЕТУ ОСНОВАНИЙ МЕТОДОМ КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

В.Г. Теличко, П.Ю. Ходорович

Рассматривается модификация объемного конечного элемента в форме тетраэдра для расчета массивных конструкций. Предложена модель решения задачи определения НДС слоистого полупространства, находящегося под местным давлением.

Ключевые слова: полупространство, анизотропия, ортотропия, напряженно-деформированное состояние, разносопротивляемость, конечный элемент.

Для повышения эффективности строительства существенно важным является совершенствование методов проектирования оснований и фундаментов, стоимость устройства которых может доходить до 20—30% стоимости зданий и сооружений. Сложность инженерно-геологической обстановки площадок строительства, уникальность и масштабность современных сооружений (АЭС, ТЭС, установки на шельфе и др.), повышение технологических нагрузок и этажности зданий требуют возможно полного учета реальных свойств грунтов оснований, что можно обеспечить только при использовании новейших достижений в области механики грунтов, горных пород и численных методов расчета.

Согласно [2] анизотропные грунты и породы широко распространены в коре и в верхней мантий Земного шара. Кроме того они обладают разносопротивляемостью [3]. Многие исследователи не без оснований высказывают мнение, что все грунты (нескальные породы), обладают в той или иной степени анизотропией свойств с учетом того, что при формировании в прошлые геологические эпохи они в большей или меньшей мере испытывали сложное нагружение, сформировавшее неоднородное и анизотропное напряженное состояние. Анизотропия в грунтах — скорее правило, чем исключение. К грунтам, у которых она ярко выражена, относятся ленточные глинистые отложения, лёссы и лёссовидные грунты, торфяни-

341

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.