re318.fm Page 143 Wednesday, September 19, 2018 11:35 AM
-Ф-
-Ф-
Экологическое образование и воспитание
УДК 504
О ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ
ПО ПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА
Б01: 10.24411/1728-323Х-2018-13143
А. М. Сараева, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедры географии, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева,
Л. В. Суханов, кандидат географических наук, доцент, кафедры географии, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, С. Ю. Новакова, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного управления, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
Статья посвящена изучению взглядов о преподавании географии в вузе.
Новые реалии жизни, развитие цивилизации, глобализация всех процессов, в том числе и образование, потребовало перестройки географии на принципиально новой основе. Поставлены задачи гуманизации, индивидуализации и демократизации образования, признание личности каждого студента, учет индивидуальных различий, а также стимулирование развития способностей каждого.
Дается краткая характеристика роли географии в обучении бакалавров. Содержание географии перестает быть целью образования и все больше превращается в средство воспитания личности. Оно призвано обеспечить жизненное пространство студента, на котором он может получить необходимые знания в соответствии со своими потребностями и способностями. В этих условиях разработка проблемы насыщения содержания географии этногеографическими сведениями особенно важна.
Рассматривается включение этногеографических знаний в курсе «География России».
The article is devoted to the study of the views on geography teaching at higher school.
The new realities of life, the development of the civilization, the globalization of all processes, including education, have required geography restructuring on a fundamentally new basis. The tasks ofhumanization, in-dividualization and democratization of education, the recognition of the personality of each student, taking into account individual differences, as well as stimulating the development of the abilities of every person, are set.
A brief description of the role of geography in the training of bachelors is given. The content of geography is no longer a goal ofeducation and is increasingly becoming a means of education of any individual. It is designed to provide students with a living space where they can gain the necessary knowledge according to their needs and abilities. Under these conditions, the development of the problem of saturation of the content of geography with ethno-geographic information is especially important.
The inclusion of ethno-geographic knowledge in the course "Geography of Russia" is considered.
Ключевые слова: география, географическое образование, этногеографические знания, методика преподавания географии.
Keywords: geography, geographic formation, ethnographic knowledge, geography teaching methods.
Новые реалии жизни, развитие цивилизации, глобализация всех процессов, в том числе и образование, потребовало перестройки географии на принципиально новой основе.
География — это единственный предмет мировоззренческого характера, формирующий ц елостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. Изучение этого предмета закладывает основы пространственного мышления, позволяет оперировать понятиями «место», «район», «территория», с помощью которых осмысливаются пространственные аспекты развития природы, населения, хозяйства; география учит мыслить на трех уровнях, «играть масштабами»: Земля — регион — свой край, своя местность. Изучение географии развивает личностную установку каждого человека на бережное отношение к окружающей среде, формирует геоэкологическое сознание, экологическую культуру; только в процессе изучения географии приобретается картографическая грамотность.
Знание этого предмета необходимо для контактов между людьми всей планеты, понимание средств массовой информации, развитие туризма, налаживание контактов между жителями различных уголков Земли. Географическое образование уникально. Это образование — надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли как общего дома человечества.
Использование географических и этногеографи-ческих знаний важно в практической повседневной жизни.
Усиление внимания к изучению вопросов география населения, т. е. «очеловечиванию» содержания, замены отраслевого подхода комплексным,
№ 3, 2018
143
ге318.6п Page 144 Fгiday, Septembeг 7, 2018 11:36 AM
-Ф-
-Ф-
усилением научной популяризации географических знаний посредством возрождения комплексного страноведения. Современное комплексное страноведение, по мнению известного стра-новеда Я. Г. Машбица, выступает в качестве дисциплины, объединяющей все более разделяющиеся системы географических наук, создает надежный фундамент целостной географии, служит ядром всестороннего изучения территории и проблем ее развития.
В последнее время заметно возрос интерес к огромному русскому культурному наследию не только в учебной среде, но и среди людей, не связанных с изучением истории, этнографии, фольклористики и других наук. Объясняется это тем, что человек, узнавая о событиях, явлениях прошлого, не всегда может их понять, объяснить. В ходе эволюции обычаи, традиции, мировоззрение трансформировались, и то, что было ясным и понятным, привычным и обыденным несколько сотен л ет тому назад для наши предков, с точки зрения современного человека с трудом поддается объяснению. Мы не всегда знаем, как возник тот или иной обычай, о чем повествует то или иное произведение устного народного поэтического творчества, что символизирует то или иное произведение народного декоративно-прикладного искусства. Поэтому проблемы изучения народом своей национальной истории, культурных традиций особенно актуальны в настоящее время.
Этногеография как наука является частью национальной культуры любого народа. Она имеет большую познавательную, нравственную, эстетическую ценность. Именно в народном творчестве заложен огромный воспитательный потенциал, поэтому оно должно занять достойное место в современном обществе и выступать средством воспитания подрастающего поколения. Для полноценного использования этого потенциала необходимо тщательное изучение быта, народных промыслов, фольклора, его жанров, поэтических особенностей, а также поиск путей эффективного его включения в образовательный процесс.
Возрождение утраченных обрядов и праздников может стать эффективным способом приобщения современной молодежи к своим культурным корням, основой патриотических убеждений и чувств, осознания неразрывной связи со своим народом, его традиционного уклада жизни. Как писал известный демограф В. В. Покшишевский, изучающих ту или иную страну не может не интересовать, в каких домах живет население данной страны, чем люди питаются и во что одеваются, во что верят и как проводят свободное время. Поэтому трудно представить себе географа-страно-веда, не ориентирующегося в современной этнической картине мира.
144
Среди особенностей национальной культурной жизни России особая роль всегда принадлежала традиционному прикладному искусству. В наше время, когда проблемы сохранения национальной идентичности вышли на передний план, развитие традиционного искусства приобретает значение защиты русской идентичности, сохранения одного из богатейших и уникальных пластов историко-культурного наследия страны. При этом нельзя говорить о русском традиционном прикладном искусстве вообще. В нашей обширной стране великое множество местных центров народных художественных промыслов. Не случайно говорится, что ни город, то норов.
Расширяет и углубляет географические сведения использования курса «Топонимика». Топонимы указывают на особенности природы, той или иной местности, ее естественные богатства, а также экономические, бытовые, политические и культурно-исторические условия, делают карту до известной степени «зеркалом» истории и этнографии.
Гуманизация географического образования открыла широкие возможности опоры на исторический материал, на данные из этнографии, геологии, экологии, экономики, политики. Среди программ по географии уже освоены такие дисциплины «Медицинская география», «Рекреационная география»,
«Этногеография и география религий». Настоятельно необходимо повышение значение курса «География России» в системе географического образования, так как необходимо воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, глубокого понимания национальной государственной специфики, в том числе за счет переработки и усиления курса «География России» и «География родного края» в системе географического образования.
Наиболее значимо, доступно и интересно введение этногеографических знаний при изучении географии России как при рассмотрении общего обзора, так и крупных регионов страны. Особенно важно усилить внимание к этногеографичес-ким вопросам при изучении регионально географии, так как возможна организация самостоятельного поиска учащимся этногеографического материала. Они могут в ходе исследовательской деятельности описывать этногеографические особенности своего края: жилища, обычаи, которые сохранились и передаются от поколения к поколению. Этногеографические знания обогащают своим содержанием географию, сообщают сведения о материальной и духовной культуре этноса, которые существенно влияют на формирование такого компонента содержания, как эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности.
№ 3, 2018
-Ф-
Важно отметить, что некоторые этногеогра-фические элементы, такие как народные знания о природных явлениях, искусство и традиции, слабо представлены в содержании программ по географии. В связи с этим необходимо включить курсы этногеографическое знания подобного рода, поскольку они могут обратить внимание на человека, на сферу его непроизводственной деятельности, на многообразие его житейских интересов, устремлений и забот в синтезе с его производственной деятельностью.
Предлагаю новое видение преподавания курса «География России».
Начать описание данного варианта следует с того, что отправной точкой конструирования программы является человек: условия его жизни,
история освоения территории страны, хозяйственная деятельность, экологические проблемы. Предлагаемый нами подход гуманизирует науку, поворачивает лицо к человеку, формирует целостный подход к потребностям человека. В центре внимания первого раздела программы—человек, его связь с особенностями природной среды как обитателя Земли, в том числе с культурным ландшафтом, вообще с экологией культуры. Здесь также предлагается объединение изучения общего обзора природы и хозяйства на основе единства эстетических потребностей этноса, наличия элементов эстетики в любых нуждах человека.
Второй раздел предлагаемой программы представляет собой логический подход об общего обзора к региональному, позволяет усилить культу-
Фрагмент программы, отображающей этногеографические знания в курсе «География России»
-Ф
№ разделов и тем Содержание Количество часов
Раздел I Введение. Что изучает «География России». Историко-географическое положение и территория. Русские географические открытия и исследования. Географо-исторические источники знаний. Население и людские ресурсы. Численность населения, естественный прирост, миграция, половой и возрастной состав, этнический состав: численность народов, его размещение, правовое положение в стране, взаимоотношения с другими народами, материальная и духовная культура, типы расселения народов. Городское и сельское население, размещение и расселение населения. Людские ресурсы, их место в регионах России. Демографическая перспектива. Связь населения с окружающей средой и развитием общества 5 6
Раздел II. Темы Природные и социальные условия России. 1. Поверхность, недра, их отражение в культуре этноса. 2. Воздушный океан, агроклиматические ресурсы, их отражение в культуре этноса. 3. Воды наземные, подземные, водные ресурсы, их отражение в культуре этноса. 4. Мир живой природы, ее ресурсы, их отражение в культуре этноса. 5. Ландшафтные зоны, их отражение в культуре этноса. 6. Социально-территориальный комплекс, его элементы и их взаимное отношение 52
Раздел III Взаимодействие человека и природы. Социально-экологические проблемы 4
Раздел IV Региональное деление России. 1. Историко-географические регионы России 2
Раздел V География крупных регионов России 49
На основе страноведческого подхода На основе проблемного подхода (по природным и социально-экологическим условиям жизни населения) На основе культурологического подхода
1. Центр Русской равнины 2. Юг Русской равнины 3. Поволжье 4. Урал 5. Северо-запад Русской равнины 6. Кольско-Карельский край 7. Северо-восток и восток Русской равнины 8. Север России 9. Западная Сибирская равнина 10. Высокая Сибирь 11. Дальний Восток 1. Юг России а) Центр России б) Юг России в) Урал 2. Север России а) Север России б) Сибирь Европейская Россия Центральная Россия Южная Россия Волго-Камье Север России Сибирь Западная Сибирь Восточная Сибирь Дальний Восток
Раздел VI. Природно-социальная география своей области
Ф-
№ 3, 2018
145
-Ф-
-Ф-
-Ф-
-Ф-
рологический аспект образования и воспитания студентов, что позволяет использовать ее для школ разных профилей.
Особого внимания заслуживает региональный компонент в составе этногеографических знаний. Поскольку он затрагивает современные подходы к проблеме взаимодействия, между природой и человеком на региональном уровне. Достижением программы по географии последних лет является расширение содержания курса географии России за счет тем «Своя область», «Свой край», предполагает широкие возможности для комплексного изучения территории. При этом внимание акцентируется на особенностях географической среды и образа жизни человека в пределах изучаемой территории. Обогащение курса этно-географическим содержанием способствует созданию условий для развития опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности. Усиление этногеографического подхода нашло отражение в программе курса «Природно-социальная география своей области».
В данной программе показано своеобразие этногеографической характеристики отдельного региона, например, географии Орловской области. Изучение своей местности этногеографичной по свое сути, ибо изучение родного края есть изучение своих этногеографических условий. Тема «Свой край» изучает широкий диапазон местных объектов, как природных, так и этногеографи-ческих. Обогащение курса местным этногеогра-фическим материалом предполагает овладение элементами географической культуры.
Одним из аспектов этнографо-краеведческой работы является формирование географического
образа территории (ландшафта). В ограниченных временных рамках программного обучения это далеко не всегда представляется возможным. Этот пробел могут восполнить материалы с привлечением произведений литературы и искусства. Особенно близка к научному географическому описанию художественная проза. Впечатление, производимое художественным словом, усиливает восприятие рассматриваемого объекта или явления. Постепенно собирается, вырисовывается образный портрет места с выделением его главных черт.
Другим аспектом этнографо-краеведческой работы является изучение местной топонимики. Исторические названия имеют большую географическую информационную емкость. По названиям населенных пунктов, рек, озер можно судить о былых и существующих ландшафтах, хозяйственной деятельности людей, исторических событиях.
Таким образом, использование этногеографи-ческого материала способствует формированию портрета территории, что имеет большое значение в формировании географической культуры личности.
Внедрение в практику данной программы может осуществляться по учебникам географии нового поколения и предоставлена каждому студенту, независимо от места и условий его проживания. Возможен любой уровень географической подготовки с учетом индивидуальных потребностей и способностей посредством создания и внедрения электронных учебных пособий, использования дистанционных образовательных технологий.
Библиографический список
1. Машбиц Я. Г. Основы страноведения: Книга для учителя. — М., 1999.
2. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебн. пос. для студентов вузов / И. В. Душина, В. Б. Пятунин и др.; под ред. И. В. Душиной. — М.: Дрофа, 2007. — 509 с.
3. Сараева А. М. Вопросы этнографии и методика их изучения в курсе «Географии России»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. — 18 с.
4. Суханов Л. В. Эволюция расселения в сельских местностях Центральной России: автореф. дис. ... канд. геогр. наук. 1998. — 17 с.
ON TEACHING GEOGRAPHY ACCORDING TO THE BACHELOR DEGREE CURRICULUM
А. M. Sarayeva, Ph. D. (Pedagogics), associate professor, professor of the department of geography; L. V. Sukhanov, Ph. D. (Geography), Associate Professor, Department of Geography;
S. U. Novakova, Ph. D. (Economics), Associate Professor of the Department of Management and Public Administration. Turgenev Orel State University
References
1. Mashbits Ya. G. Osnovy stranovedeniya: Kniga dlya uchitelya. Moscow, 1999 [in Russian]
2. Metodika obucheniya geografii v obshheobrazovatel'nyx uchrezhdeniyax: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov / I. V. Du-shina, V. B. Pyatunin i dr; pod red. I. V. Dushinoy. Moscow, Drofa, 2007. — 509 s. [in Russian]
3. Saraeva A. M. Voprosy etnografii i metodika ix izucheniya v kurse "Geografii Rossii": avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1998. 18 s. [in Russian]
4. Sukhanov L. V. Evolyuciya rasseleniya v sel'skix mestnostyax Central'noj Rossii: avtoref. dis. ... kand. geogr. nauk 1998. 17 s. [in Russian]
146
№ 3, 2018