Научная статья на тему 'Страноведение как научная географическая основа международного туризма в СПбГУ: страницы истории и современность'

Страноведение как научная географическая основа международного туризма в СПбГУ: страницы истории и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1951
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЯ / GEOGRAPHY / СТРАНОВЕДЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / INTERNATIONAL TOURISM / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / EDUCATIONAL COMPLEX / REGIONAL GEOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севастьянов Дмитрий Викторович, Григорьев Алексей Алексеевич

В статье рассматриваются проблемы современного становления комплексного географического страноведения в СПбГУ. Возрождение географического страноведения на качественно новой основе произошло на факультете географии и геоэкологии СПбГУ в конце 1990-х гг., в ответ на вызовы активного развития международного туризма как в России, так и за рубежом. Рекреация и туризм в настоящее время стали существенной частью экономики во многих странах мира. Страноведение наука о странах и регионах мира, их природе, населении, экономике и политике является географической основой рекреации и международного туризма. Кафедра страноведения и международного туризма была образована и учреждена приказом ректора СПбГУ от 04.05.2000 г. в связи с актуализацией современных страноведческих знаний, востребованных в сфере международного туризма в России. На кафедре сложился коллектив высококвалифицированных специалистов в области естественной и общественной географии: ландшафтоведения, страноведения, истории и культурологии, этнографии, социологии и практики организации туризма. За 15 лет кафедрой было подготовлено и выпущено 235 квалифицированных дипломированных специалистов и 47 магистров географии, в том числе 16 магистров для Китайской народной республики. Большинство выпускников успешно работают в области рекреации и туризма. Перспективы развития кафедры в условиях новой структуры Института наук о Земле видятся в активизации научных исследований в области страноведения и рекреационного природопользования, в изучении международного опыта рационального использования территорий Арктики для целей рекреации и туризма, в применении новых подходов к организации национальных парков и развитию регионов России, во внедрении в учебный процесс новых курсов и инновационных образовательных технологий для студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL GEOGRAPHY AS A GEOGRAPHICAL SCIENTIFIC BASIS OF INTERNATIONAL TOURISM IN THE ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY: PAGES OF HISTORY AND THE PRESENT TIME

This article discusses the formation of the modern complex of geographical studies of countries in the world at the Faculty of Geography and Geoecology in St. Petersburg State University. Revival of regional geography on a new basis was at the Faculty of Geography and Geoecology at St. Petersburg State University in the late 1990s, in response to the challenges of the active development of international tourism, both in Russia and in other countries around the world. Recreation and tourism has now become an important part of the economy in many countries around the world. Regional geography is the science of the countries and regions of the world, their nature, population, economy and politics. It is a geographical basis for recreation and international tourism. The department of regional geography and international tourism has developed a team of highly qualified specialists in the field of natural and social geography: landscape science, geography, history, and cultural studies, ethnography, sociology and practice of tourism. During the 15 years of its existence the Department has prepared 235 graduates and 47 masters of geography. This includies 16 masters trained for the People’s Republic of China. Most graduates work successfully in the field of recreation and tourism. Prospects for the development of the department in the new structure the Institute of Earth Sciences seen in increased research in the field of geography and recreational nature, in the study of international experience in the rational use of the Arctic for the purposes of recreation and tourism.

Текст научной работы на тему «Страноведение как научная географическая основа международного туризма в СПбГУ: страницы истории и современность»

УДК 911.3

Вестник СПбГУ. Сер. 7. 2015. Вып. 1

Д. В. Севастьянов, Ал. А. Григорьев

СТРАНОВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В СПбГУ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

В статье рассматриваются проблемы современного становления комплексного географического страноведения в СПбГУ. Возрождение географического страноведения на качественно новой основе произошло на факультете географии и геоэкологии СПбГУ в конце 1990-х гг., в ответ на вызовы активного развития международного туризма как в России, так и за рубежом. Рекреация и туризм в настоящее время стали существенной частью экономики во многих странах мира.

Страноведение — наука о странах и регионах мира, их природе, населении, экономике и политике — является географической основой рекреации и международного туризма. Кафедра страноведения и международного туризма была образована и учреждена приказом ректора СПбГУ от 04.05.2000 г. в связи с актуализацией современных страноведческих знаний, востребованных в сфере международного туризма в России. На кафедре сложился коллектив высококвалифицированных специалистов в области естественной и общественной географии: ланд-шафтоведения, страноведения, истории и культурологии, этнографии, социологии и практики организации туризма. За 15 лет кафедрой было подготовлено и выпущено 235 квалифицированных дипломированных специалистов и 47 магистров географии, в том числе 16 магистров для Китайской народной республики. Большинство выпускников успешно работают в области рекреации и туризма.

Перспективы развития кафедры в условиях новой структуры — Института наук о Земле — видятся в активизации научных исследований в области страноведения и рекреационного природопользования, в изучении международного опыта рационального использования территорий Арктики для целей рекреации и туризма, в применении новых подходов к организации национальных парков и развитию регионов России, во внедрении в учебный процесс новых курсов и инновационных образовательных технологий для студентов.

Ключевые слова: география, страноведение, международный туризм, образовательный комплекс.

REGIONAL GEOGRAPHY AS A GEOGRAPHICAL SCIENTIFIC BASIS OF INTERNATIONAL TOURISM IN THE ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY: PAGES OF HISTORY AND THE PRESENT TIME

D. V. Sevastyanov, Al. A. Grigoriev

St. Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

This article discusses the formation of the modern complex of geographical studies of countries in the world at the Faculty of Geography and Geoecology in St. Petersburg State University. Revival of regional geography on a new basis was at the Faculty of Geography and Geoecology at St. Petersburg State University in the late 1990s, in response to the challenges of the active development of international tourism, both in Russia and in other countries around the world. Recreation and tourism has now become an important part of the economy in many countries around the world.

Regional geography is the science of the countries and regions of the world, their nature, population, economy and politics. It is a geographical basis for recreation and international tourism. The department of regional geography and international tourism has developed a team of highly qualified specialists in the field of natural and social geography: landscape science, geography, history, and cultural studies, ethnography, sociology and practice of tourism.

During the 15 years of its existence the Department has prepared 235 graduates and 47 masters of geography. This includies 16 masters trained for the People's Republic of China. Most graduates work successfully in the field of recreation and tourism.

Prospects for the development of the department in the new structure — the Institute of Earth Sciences — seen in increased research in the field of geography and recreational nature, in the study of international experience in the rational use of the Arctic for the purposes of recreation and tourism.

Keywords: geography, regional geography, international tourism, educational complex.

Современное страноведение — это особая географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением отдельных стран и регионов мира, групп стран и их региональных объединений. Важнейшая роль этой научной дисциплины заключается в фактическом синтезе разнообразных знаний о территориях и территориальных системах мира. Объектом страноведения является страна как основная единица социально-экономической организации мирового пространства. В страноведении и регионоведении осуществляется развитие идей комплексности и интеграции различных областей знаний не только географических, в которые неизбежно включаются и геоэкологические, но и исторических, этнологических, экономических и других, дополняющих необходимый предметный комплекс, формирующийся в каждом отдельном случае для целей синтеза объективной информации о конкретной территории. В идеале создается образ территории или страны, необходимый для применения в прикладных целях (регионального планирования, рекреационного развития территорий, организации туризма, оценки особенностей развития зарубежных стран и др.).

Страноведение — это часть мировой географии. Страноведческие работы известны с античных времен. Крупными географами-страноведами своего времени были Анаксимандр, Гекатей Милетский, Геродот, Эратосфен, Страбон, Птолемей и другие ученые античной эпохи. Наиболее важным этапом в страноведческом изучении мира является эпоха Великих географических открытий, продолжавшаяся с X по XIX в., которая принесла миру огромный объем новых знаний о природе далеких континентов и океанов Земли, о незнакомых островах, странах и народах мира. Это существенно расширило представления об Ойкумене, значительно укрепив авторитет географии как одной из важнейших и древнейших наук.

В Новое время среди зарубежных европейских географов наибольший вклад в страноведческие исследования был сделан К. Риттером, Г. Клёденом, Э. Реклю, А. Геттнером.

Российская школа географического страноведения начала складываться в конце XIX — начале XX в. в Петербурге и в Москве. Несомненно, что у истоков петер-буржской школы географического страноведения стоял Петр Петрович Семёнов-Тян-Шанский (1827-1914). Являясь вице-председателем Императорского Русского Географического Общества (ИРГО), основанного в 1845 г., он рассматривал страноведение как «один из высших этажей географии, как обобщающую и завершающую стадию географического изучения стран и районов» (1907). В Уставе ИРГО, было записано что «одна из важнейших, задач Русского географического общества состоит в географическом изучении и описании России и зарубежник стран». Под руководством П. П. Семёнова-Тян-Шанского были завершены и опубликованы многотомные, уникальные в своем роде страноведческие описания России. На примере изучения и описания крупнейшей страны мира — России — им, по существу, была заложена первая географо-статистическая страноведческая школа мирового значения.

В Петербурге—Петрограде страноведение, как важное научное направление утвердилось в 1918 г. в Географическом институте — первом образовательном географическом учреждении Советской России. Здесь, наряду с другими, была образована кафедра страноведения под руководством проф. Льва Семёновича Берга (1876-1950). Позднее, в 1925 г., когда Географический институт был присоединен к Ленинградскому университету на правах факультета, на вновь учрежденном Географическом факультете университета продолжила функционировать кафедра страноведения. Ее заведующим с 1925 по 1934 г. был профессор Л. С. Берг. Вместе с проф. В. П. Семёновым-Тян-Шанским (сыном Петра Петровича) они продолжали развитие страноведческих работ, рассматривали в единстве ландшафты и этносы.

В 1933-1934 гг., в результате проведения очередной реформы организации вузовской науки на Географическом факультете ЛГУ изменилась структура актуальных научных направлений и кафедр и такое подразделение как «кафедра страноведения» исчезло, растворившись в новой кафедре физической географии, заведовать которой до конца жизни (1950) продолжал профессор, а с 1946 г. — академик Л. С. Берг.

Среди основоположников московской школы страноведения, получившей развитие в МГУ им. М. В. Ломоносова, нельзя не назвать имена Д. Н. Анучина (18431923), Н. Н. Баранского (1881-1963) и И. А. Витвера (1891-1966). Николай Николаевич Баранский — крупный экономико-географ и государственный деятель, заведовал кафедрой социально-экономической географии зарубежных стран в МГУ. Его по праву считают основоположником регионального подхода в экономической географии, создателем российской научной школы экономико-географического страноведения. Он рассматривал страноведение как «купол над географией».

В конце 1990-х гг. пришло время реабилитации страноведческого направления в географии и возрождения кафедры страноведения в СПбГУ на качественно новом уровне. Знаменательно, что это произошло на Факультете географии и геоэкологии СПбГУ при непосредственном участии и по инициативе заведующего кафедрой физической и эволюционной географии — профессора Ю. П. Селиверстова. Именно от этой кафедры «отпочковалась» новая кафедра страноведения и международного туризма. Возглавить ее было поручено доктору географических наук, профессору Д. В. Севастьянову.

То обстоятельство, что среди организаторов страноведческого направления в Ленинградском университете был выдающийся географ-естествоиспытатель академик Л. С. Берг, несомненно обусловило специфику современной кафедры страноведения и международного туризма в СПбГУ. Природная составляющая страноведения рассматривается как базовая в связке с населением и экономикой стран мира.

Кафедра начала свою деятельность в 1999 г. и утверждена приказом ректора СПбГУ от 04.05.2000 г. К настоящему времени минуло 15 лет со времени ее основания. Кафедра возникла в связи с актуализацией современных страноведческих знаний на фоне бурного развития международного туризма в России в конце 1990-х гг. Это был период снятия «железного зановеса», активного интереса россиян к природе и культуре зарубежных стран, к географии мира. Миллионы россиян получили возможность выезда за рубеж с целями туризма. В России стала активно развиваться сфера рекреации и туризма. Поэтому, в стране назрела насущная необхо-

димость подготовки квалифицированных специалистов-страноведов, способных к изучению рекреационных ресурсов и организации рекреационной и туристской деятельности, имеющих комплексное географическое образование, соединяющее знания в области физической, социально-экономической, этнической и рекреационной географии. Географической основой рекреации и международного туризма, безусловно, является страноведение — наука о странах и регионах мира, их природе, населении, экономике и политике. Рекреация и туризм в настоящее время стали существенной частью экономики во многих странах мира.

На рубеже нового тысячелетия страноведение оказалось востребованным и органично вписалось в современный этап развития географической науки и высшего образования. Опыт обучения студентов на кафедре и анализ общения с ее выпускниками, успешно работающими в сфере рекреационного природопользования, экскурсионного дела и туризма, показывает, что современная профессиональная организация международного туризма и разработка новых туристских продуктов требуют общей географической, а еще лучше комплексной специальной страноведческой подготовки.

В условиях развития процессов глобализации повысился общественный интерес к страноведению, как комплексной географической дисциплине, сочетающей в себе разнообразные знания о странах мира: о природных условиях, об этнических особенностях населения, истории, культуре, экономике и политике отдельных государств. Для руководителей туристских фирм и самих туристов, отправляющихся в дальние страны, необходимы современные представления о сезонных особенностях климата в разных частях планеты, о распространении местных заболеваний, о ядовитых растениях и опасных животных. Не менее важными являются знания о лингвистических, религиозных и этнических особенностях стран мира, о национальных характерах, нравах и обычаях народов и других этнических особенностях стран и регионов. Кроме того, современный специалист, работающий в сфере туризма, должен знать политическую карту мира, иметь представления об уровне экономического развития и хозяйственной специализации стран и регионов мира, о местных законах и политических особенностях разных государств. При этом, он должен уметь пользоваться иностранными языками на профессиональном уровне, обладать навыками экономических расчетов рентабельности того или иного туристского продукта, знаниями делопроизводства в туристской фирме, иметь представление о правовых основах туризма.

Формирование научной концепции организованной кафедры страноведения и международного туризма основано на фундаментальных и новейших разработках московской и петербургской школ страноведения, регионоведения и рекреационной географии. В основе ее — основополагающие работы Д. Н. Анучина, Н. Н. Баранского, И. А. Витвера, Я. Г. Машбица, В. П. Максаковского, Н. С. Мироненко, Ю. Г. Липеца, Г. В. Сдасюк, В. С. Преображенского, В. И. Кружалина, Ю. А. Веденина, И. В. Зорина, а также Л. С. Берга, П. П. и В. П. Семеновых-Тян-Шанских, А. Г. Исаченко, В. М. Разумовского, С. Б. Лаврова, Ю. Д. Дмитревского, Ю. Н. Голубчикова, А. А. Анохина, А. И. Чистобаева и др.

Страноведение на кафедре получило развитие как комплексная географическая дисциплина, осуществляющая связь естественной и общественной географии, реализующая синтез новейших физико-географических, экологических, истори-

ко-этнологических, лингвистических, социально-экономических, рекреационных и других знаний о регионах и странах мира. Страноведческая наука исследует регионы и страны в логическом комплексе: «природа — население — хозяйство», рассматривая этот комплекс в процессе исторического развития и сложного взаимодействия его частей. Большое внимание на кафедре уделяется проблеме создания объективных географических образов стран и регионов мира, применительно к целям международного туризма. В рамках данной концепции базовые курсы физической и экономической географии и геоэкологии рассматриваются на кафедре как важнейшая географическая основа для подготовки специалистов в области комплексного страноведения и организации международного и внутреннего туризма. Преподавание комплексного страноведения потребовало междисциплинарного подхода и объединения усилий специалистов разных научных направлений.

Разработка 5-летней учебной программы по специализации «Страноведение и международный туризм» осуществлялась на межкафедральном и межфакультетском уровнях, с учетом мнения ряда ведущих специалистов физико-географов и экономико-географов, а также историков, этнографов и филологов. Важную роль в обсуждении и утверждении образовательной программы сыграли руководители профильных кафедр СПбГУ — профессора Ю. П. Селиверстов (кафедра физической и эволюционной географии), С. Б. Лавров и А. А. Анохин (кафедра экономической и социальной географии), В. Н. Мовчан (кафедра геоэкологии и рационального природопользования), А. В. Гадло (кафедра этнографии и антропологии), Ю. В. Кузнецов (кафедра управления и планирования социально-экономических процессов), С. И. Богданов (кафедра общего языкознания).

В результате географическая основа общего образовательного цикла была дополнена блоками специальных дисциплин по комплексному страноведению, этнологии, культурологии, языкознанию, экономике туризма, менеджменту и маркетингу в туризме, географии международного туризма и углубленным изучением английского языка. В результате программа подготовки специалистов на кафедре страноведения и международного туризма оказалась широко востребованной. Рейтинг кафедры среди студентов на протяжении всех лет остается неизменно высоким. Ежегодно были заполнены все плановые бюджетные и внебюджетные места желающих обучаться по специальности «География», специализации «Страноведение и международный туризм» и приобрести квалификацию «Географ-страновед, специалист в области международного туризма». К сожалению, классическое 5-летнее образование студентов-географов по специализации «Страноведение и международный туризм» продолжалось на кафедре до 2014 г., когда был произведен последний выпуск 9 специалистов географов-страноведов.

В соответствии с начавшейся в 2000 г. реформой образования в России и внедрением так называемой «болонской системы» двухуровенного высшего профессионального образования, на факультете географии и геоэкологии СПбГУ прием абитуриентов на специалитет с 2010 г. был прекращен. В последние годы образовательная программа на кафедре страноведения и международного туризма СПбГУ осуществляется по направлению «География» с предоставлением квалификации «Бакалавр географии» (профиль — страноведение и международный туризм); по магистерской программе «Страноведение и международный туризм» — с предоставлением ква-

лификации «Магистр географии» (по профилю — страноведение и международный туризм).

Всего в течение 15 лет работы кафедрой было подготовлено 235 квалифицированных дипломированных специалистов и 47 магистров географии, большинство из которых работают в области рекреации и туризма. Успешно осуществляется обучение иностранных студентов. В магистратуре кафедры в течение ряда лет обучаются студенты из Китайской Народной Республики. За период с 2008 по 2014 г. было подготовлено 6 бакалавров и 16 магистров для туристско-рекреационной сферы Китая.

По результатам исследований в области рекреационного природопользования и международного туризма в последние годы под руководством профессора Д. В. Севастьянова аспирантами были защищены четыре кандидатских диссертации (Л. О. Зелюткиной, Е. М. Коростелевым, В. Н. Калединым и Е. Н. Киприной). В настоящее время Е. М. Коростелев — доцент на кафедре страноведения и международного туризма СПбГУ В. Н. Каледин — ассистент на кафедре региональной политики и политической географии СПбГУ, Л. О. Зелюткина работает в должности доцента на факультете географии в СПбГПУ им. А. И. Герцена, Е. Н. Киприна — в должности доцента в Тюменском государственном университете.

Современное развитие. В настоящее время на кафедре страноведения и международного туризма сложился коллектив высококвалифицированных специалистов в области естественной и общественной географии: ландшафтоведения, страноведения, истории и культурологии, этнографии, социологии и практики организации туризма. На кафедре работают 2 профессора, доктора географических наук и 8 доцентов, кандидатов географических, филологических, исторических, социологических наук.

Профессора кафедры — д.г.н. Ал. А. Григорьев и д.г.н. Д. В. Севастьянов читают базовые страноведческие курсы в бакалавриате и в магистратуре, руководят аспирантами. Для обеспечения учебного процесса преподавателями кафедры подготовлены и опубликованы монографии, учебные и учебно-методические пособия и другие публикации.

Научные исследования сотрудников кафедры легли в основу ряда монографий: Григорьев Ал. А. «Священные земли Озерного края России» (2001), «Священные места России» (2004), «Удивительная география» (2005), «Знаки и образы в географическом страноведении» (2010), «География Всемирного наследия» (2012), «Стихия огня» (2013); Григорьев Ал. А., Зелюткина Л. О., Исаченко Т. Е. Коростелев Е. М., Па-ранина А. Н., Севастьянов Д. В. «Наследие Северо-Запада России и рекреационное природопользование» (2013); Зелюткина Л. О., Коростелев Е. М., Севастьянов Д. В. «Историко-географические путешествия по Русскому Северу» (2010); Зелютки-на Л. О., Коростелев Е. М., Севастьянов Д. В. «Водно-волоковые системы Севера России. География. История. Природопользование» (2013).

В ряду учебных пособий, опубликованных сотрудниками кафедры, широкое применение в учебном процессе имеют следующие: Севастьянов Д. В., Гузэль Н. И. «Физическая география стран ближнего зарубежья» (2006); Севастьянов Д. В. «Основы страноведения и международного туризма» (2008), «Страноведение с основами международного туризма» (2009); Щукин А. И. «Развитие этнического туризма на Северо-Западе Российской Федерации» (2001); Ботяков Ю. М. «К вопросу о традиционной политической культуре туркмен (Х1Х-ХХ вв.)» (2006); Тишкина А. Г.

«Организация и проведение практики по курсу "Страноведение"» (2005); Исаченко Т. Е., Тишкина А. Г. «Краеведение и экскурсоведение, как основа для конструирования образов регионов и стран» (2006); Коростелев Е. М. «Практикум по экологическому туризму» (2008); Гузэль Н. И., Коростелев Е. М., Соломина Ж. Б. «Учебно-методическое пособие по ландшафтно-краеведческой практике» (2009); и др.

Мулява О. Д., Бабюк О. В. «Менеджмент и маркетинг» (2004); Мулява О. Д., Сом-кин В. И. «Социология» (2007, 2009); Щукин А. И. «Организация этнического туризма на Северо-Западе России» (2005); Щукин А. И. «Технология разработки нового туристского продукта. Учебно-методическое пособие» (2007); Щукин А. И. «Правовое обеспечение туристской деятельности» (2009).

Особое значение на кафедре страноведения и международного туризма придается преподаванию иностранного языка. Углубленное изучение английского языка проводится на 3-4 курсах бакалавриата и в магистратуре, с ориентацией на профессиональную деятельность страноведа, менеджера международного туризма или гида-переводчика. Преподаватели — кандидаты филологических наук, доценты Г. Н. Шастина и Л. Ф. Шитова читают студентам такие специальные курсы как: «Введение в языкознание», «Теория и практика перевода», «Английский язык в сфере страноведения и туризма». Ими совместно с аспиранткой М. В. Бочарниковой опубликовано учебное пособие «Challenging world wonders = Семь чудес света: новый взгляд» (2008), которое активно используется студентами-страноведами. Кроме того, при изучении разговорного английского языка студентам прививается любовь к применению идеоматических выражений, содержащих географические названия. Л. Ф. Шитова опубликовала ряд учебных пособий на эту тему: «Carry Coals to Newcastl: 350 Geographical Idioms and More = Ехать в Тулу со своим самоваром: 350 географических идиом и не только» (2012); «Two is a Company: Dictionary of Pair Idioms = Два сапога пара: Словарь парных идиом» (2014) и другие. Спецкурсы иностранного языка, преподаваемые студентам кафедры, позволяют выпускникам хорошо овладеть разговорным английским языком, что является важным профессиональным навыком, который обеспечивает их востребованность как специалистов-профессионалов.

Тематика основных научных исследований преподавателей кафедры направлена на разработки в области методологии комплексного страноведения и рекреационного природопользования, краеведения и экскурсоведения. На кафедре реализуются такие научные направления как: Разработка теории и методологии комплексного страноведения (проф. Д. В. Севастьянов, проф. Ал. А. Григорьев); География природного и культурного наследия (проф. Ал. А. Григорьев); Рекреационное природопользование и международный туризм (проф. Д. В. Севастьянов, доц. Т. Е. Исаченко, доц. Е. М. Коростелев, доц. А. И. Щукин).

Особое внимание сотрудники кафедры уделяют вовлечению студентов в изучение природного и культурного наследия Северо-Западного региона России в целях организации и развития экологического туризма на территориях разных национальных парков и заповедников. Для этого кафедрой ежегодно организуются полевые экспедиции с участием студентов и аспирантов. Основное научное направление экспедиций — Изучение и диагностика охраняемых природных территорий, как основы развития природно-ориентированного туризма (проф. Д. В. Севастьянов, доц. Т. Е. Исаченко, доц. Е. М. Коростелев). Исследования проводятся на базе националь-

ных парков России, где со студентами осуществлялись активные формы обучения («Валдайский», «Себежский», «Водлозерский», «Кенозерский», «Русский Север», «Онежское Поморье»). Одним из новых оригинальных результатов исследований коллектива кафедры явилось изучение и реконструкция водно-волоковых путей древних новгородцев в парке «Русский Север», интересных как в природном, так и в историко-культурном отношениях для организации экологического и культурно-познавательного туризма.

Материалы исследований сотрудников отражены в ряде публикаций, а разработки новых экологических маршрутов переданы руководству национальных парков «Кенозерский», «Водлозерский», «Себежский». Основные итоги исследований опубликованы в коллективной научной монографии — «Водно-волоковые системы Севера России. География. История. Природопользование» (2013).

Исследования в области страноведения Китая и других стран юго-восточной Азии проводятся ассистентом кафедры, аспиранткой М. В. Бочарниковой. Изучением рекреационного потенциала и объектов наследия в северо-западном регионе России занимаются аспиранты кафедры — Г. М. Кобзарь и Е. Ю. Сергеева.

В направлении Ландшафтные основы формирования природного и культурного наследия территорий и типология культурного ландшафта (проф. Ал. А. Григорьев, доц. Т. Е. Исаченко, ст. преподаватель Ж. Б. Соломина) существенным результатом исследований явилась разработка проф. Ал. А. Григорьевым концептуальных основ изучения географии объектов природного и культурного наследия, выявление, систематизация и характеристика священных мест планеты, особенно на территории России (опубликованы три монографии). В ходе исследований, связанных с наследием малых городов и старинных русских усадеб в пределах Ленинградской области, Т. Е. Исаченко и Ж. Б. Соломиной были проведены инвентаризация и ландшафтный анализ их размещения, выявлена специфика структуры природно-культурных комплексов, определяемая ландшафтными особенностями территории. При этом, разработаны рекомендации для их включения в рекреационный каркас региона, на формирование новых туристических направлений и на организацию сохранения природного и культурного наследия. По материалам изучения малых городов России Ж. Б. Соломиной в 2009 г. защищена кандидатская диссертация (под руководством проф. Ал. А. Григорьева).

Этнографические и культурологические исследования, ориентированные на изучение связи природного ландшафта с традиционной системой жизнеобеспечения этноса проводятся доцентами Ю. М. Ботяковым и А. Г. Тишкиной. Исследования осуществляются преимущественно в пределах Кавказа и Северо-Западного региона России. Результаты исследований отражены в двух монографиях Ю. М. Ботякова и ряде статей А. Г. Тишкиной.

Ландшафтное обеспечение схем пространственного планирования для целей рекреации и туризма, в том числе полевые исследования природно-территориаль-ных комплексов регионов для обоснования рационального природопользования и формирования рекреационных центров, осуществляется доц. Т. Е. Исаченко. За последние годы Т. Е. Исаченко принимала участие в разработке ландшафтно-ди-намических и оценочных карт на территорию Вологодской, Псковской, Брянской, Орловской, Рязанской областей, проводила рекреационные исследования со студентами в национальном парке «Алания» в Северной Осетии, в национальном

парке «Себежский» в Псковской области и в Путоранском заповеднике в Норильском регионе.

Исследования в области этнографического музееведения в течение ряда лет проводили к.к.н. О. А. Ботякова и к.и.н. Ю. М. Ботяков. На базе собраний ведущих этнографических музеев России — Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) и Российского этнографического музея — на основе новейших технологий в процессе занятий со студентами осуществлялся синтез университетского и музейного образования и практические разработки вопросов музейной коммуникации в обучении студентов. Были составлены и опубликованы: «Путеводитель по Российскому этнографическому музею» для разных категорий посетителей (2009), «Атлас народов России» (2011), подготовлен к печати текст к «Этнографической карте России».

Уже одно перечисление вышеназванных направлений научных исследований кафедры показывает, что существенную роль в ее работе и специфике имеет изучение природного и культурного наследия планеты в его разных видах и пространственном распространении (включая памятники Всемирного Наследия ЮНЕСКО). Разработка теоретических вопросов наследия, методов и методик его изучения, сохранения, мониторинга и рационального использования — оптимальна только в среде коллектива из разных специалистов, подобного тому, который сформировался на кафедре.

Разработка методологии и организации туристской деятельности, включая менеджмент и маркетинг в туризме, а также социологические исследования в туристской деятельности выполняются совместно со студентами кафедры на базе Учебно-научного центра туризма и бизнеса СПб (доц. А. И. Щукин, доц. О. Д. Муля-ва). По результатам исследований этими авторами были опубликованы монографии и учебные пособия.

За время существования кафедры страноведения и международного туризма на факультете коллектив под руководством проф. Д. В. Севастьянова проводил научные исследования, поддержанные рядом грантов РФФИ: «Трансформация лим-но-гляциальных комплексов равнинных и горных стран» (2002-2004); «Геоэкологические основы формирования и функционирования объектов природного и культурного наследия на территории Северо-Запада России» (2004-2006); «Динамика геосистем на особо охраняемых природных территориях под влиянием природных и антропогенных факторов» (2007-2009). Результаты исследований коллектива по фундаментальной теме НИР СПбГУ — «Ландшафтно-экологический анализ геокультурного пространства Севера России и разработка концепции рекреационного природопользования в ключевых регионах» (2011-2013) опубликованы в двух коллективных монографиях.

Основные научные разработки сотрудников кафедры базируются на полевых исследованиях в разных районах на особо охраняемых природных территориях России (в Архангельской, Новгородской, Псковской, Ленинградской, Вологодской, Смоленской областях, республиках Карелия и Коми, на Кавказе и на Дальнем Востоке). К участию в исследованиях привлекаются наиболее склонные к научной работе студенты, магистранты и аспиранты.

Кафедра страноведения и международного туризма СПбГУ осуществляет творческие, научные и учебные контакты с Русским географическим обществом, Институтом озероведения РАН, Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого

РАН, Российским этнографическим музеем, Научно-исследовательским институтом природного и культурного наследия РАН (Москва), национальными парками и заповедниками России. Поддерживаются творческие контакты с рядом зарубежных учреждений: Университетом г. Ланджоу и Институтом природной среды и опасных явлений в горах г. Чэнду (КНР), Институтом географии Университета г. Грайфсвальд (Германия), Университетом Восточной Финляндии (г. Йоэнсуу), Софийским университетом и турфирмой «Географский Свят» (Болгария).

В образовательном комплексе, помимо общих для факультета географических дисциплин по направлению «География», для бакалавров кафедры страноведения и международного туризма учебный план предусматривает ряд специальных дисциплин и практикумов в области этнографии, социологии, экскурсоведения. В частности, для студентов 2-го курса бакалавриата организуется практикум по экскурсоведению, который проходит в форме самостоятельно проводимой студентами (под руководством доц. Т. Е. Исаченко и доц. А. Г. Тишкиной) многодневной автобусной экскурсии в пределах Северо-Западного региона России (Ленинградская, Новгородская, Псковская, Вологодская, области). Этот практикум позволяет привить первичные навыки экскурсоводов и выявить студентов, предрасположенных к организации и проведению экскурсий, обладающих необходимыми для этого качествами.

Наиболее существенное значение в развитии научного интереса, становлении профессиональных компетенций и приобретении студентами практических навыков имеет комплексная учебная практика после окончания 2-го курса. Первый этап практики проходит на Приладожской учебно-научной станции СПбГУ в поселке Кузнечное Ленинградской области. Здесь студенты приобретают практические знания в области ландшафтоведения, экологического туризма и краеведения. Они учатся организовывать и обосновывать экологические тропы в ландшафтах Прила-дожья, разрабатывать и проводить экскурсии по историко-культурным объектам г. Приозерска и г. Выборга. Второй этап летней учебной практики студенты-страно-веды проходят на так называемой «дальней практике». Эта практика — важнейшая для географов всех специализаций. Она проводится в разных регионах России и за рубежом. Основной целью дальних практик является знакомство студентов с новыми регионами и странами, с их природой и этнокультурными особенностями, с объектами природного и культурного наследия. На дальней практике они обучаются организации и проведению групповых туристских поездок и экскурсий. За 15 лет работы кафедры группы студентов познакомились с объектами рекреации и туризма в Центральной России, в Краснодарском крае и в Архангельской области, на побережье Черного и Белого морей, в горах Западного Кавказа, в Крыму и на Байкале. Студенты-страноведы путешествовали по Финляндии и Швеции, по Германии и Франции, по Чехии и Венгрии, по Польше и Литве, по Италии и Австрии, по Болгарии и Македонии.

Производственная практика студентов после 3-го и 4-го курсов проводится в национальных парках и туристских фирмах, где студенты приобретают навыки организации и проведения различного рода рекреационной и туристской деятельности. В рамках производственной практики осуществляется первичная профессиональная ориентация студентов, проверка на профессиональную пригодность для работы в экскурсионной и туристской сфере.

Выпускники кафедры ориентируются на работу в научных учреждениях и в вузах в сфере проблемного и комплексного страноведения, а также в области организации и осуществления туристской деятельности в государственных и коммерческих фирмах.

В апреле 2010 г. кафедра отметила свой первый юбилей. Была организована и проведена Международная конференция «Страноведение и регионоведение в решении проблем устойчивого развития в современном мире», посвященная 10-летию создания кафедры страноведения и международного туризма на факультете географии и геоэкологии СПбГУ На конференции обсуждались актуальные проблемы и фундаментальные задачи страноведения и регионоведения: теория и методы комплексного страноведения; исследования культурных ландшафтов Земли; научно-методические основы исследования потенциала развития стран и регионов мира; рекреация и туризм как фактор регионального развития и др. В конференции приняли участие 106 ученых из разных стран. С пленарными докладами выступили проф. Роланд Хан из Германии; проф. А. А. Науменко из Казахстана; проф. А. К. Станайтис из Литвы; проф. Г. В. Балабанов из Украины, проф. А. Ю. Александрова из МГУ и др. Всего были представлены доклады 22 докторов и 76 кандидатов наук из 20 регионов России. Материалы Международной научной конференции опубликованы (Страноведение и регионоведение в решении проблем устойчивого развития в современном мире / Матер. Междунар. научной конференции СПбГУ, 15-18 апреля 2010. СПбГУ: ВВМ. 2010. 628 с.).

По мнению многих экспертов, важнейшим преимуществом отечественных университетов и институтов, перед зарубежными, всегда являлась фундаментальность образования. Специализированные знания в той или иной научной области в России базируются на фундаментальных курсах соответствующих образовательных дисциплин. При этом кафедры являются теми научно-образовательными центрами, в которых формируются научные школы и выстраивается оптимальный каркас обучения студентов, осуществляются профильные научные исследования. Именно структура специализаций кафедр географического профиля позволяет сохраниться «древу географии», не раствориться и не исчезнуть среди других наук.

Перспективы развития кафедры страноведения и международного туризма видятся в активизации научных исследований в области рекреационного природопользования в России и за рубежом. Предполагается внедрение в учебный процесс новых курсов и образовательных технологий, с расширением спектра предоставляемых «образовательных услуг» для студентов. В соответствии с современными мировыми тенденциями развития рекреационного природопользования, ориентированного на расширение сети национальных парков и заповедников, на организацию в них природно-ориентированных видов туризма, представляется целесообразным ввести в учебный план бакалавриата и магистратуры такие новые курсы как «Проблемное страноведение»; «Рекреационное освоение Арктики», «Природно-ориентированный туризм», «Рекреационный мониторинг». В соответствии с этим на кафедре разработана новая магистерская программа «Страноведение и рекреационное природопользование», которая ориентирована на изучение зарубежного опыта эксплуатации национальных и природных парков и на рациональную организацию рекреационного пространства, на разработку проектов охраняемых природных территорий, и поэтому предусматривает привлечение

к преподаванию специалистов-практиков, обладающих опытом организации и планирования рекреационного пространства. Это даст возможность повысить уровень образовательных компетенций выпускников кафедры и расширить возможности их адаптации на рынке труда.

Статья поступила в редакцию 28 ноября 2014 г.

Контактная информация:

Севастьянов Дмитрий Викторович — доктор географических наук, профессор; ecolim@rambler.ru Григорьев Алексей Алексеевич — доктор географических наук, профессор; neva8137@mail.ru

Sevastyanov D. V. — Doctor of Geographic Science, Professor; ecolim@rambler.ru Grigoriev A. A. — Doctor of Geographic Science, Professor; neva8137@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.