Научная статья на тему 'О правовом статусе сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: теоретико-правовой аспект'

О правовом статусе сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: теоретико-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6754
1605
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СЛУЖБА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ» / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПОЛИЦИИ» / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРАВА / ОБЯЗАННОСТИ / ЗАПРЕТЫ / ОГРАНИЧЕНИЯ / СОТРУДНИК / ГАРАНТИИ / СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ / ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА / ПРИКАЗ / КОНКУРС / РЕЗЕРВ / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маюров Николай Петрович, Константинов Георгий Леонидович

Цель написания статьи: исследовать актуальные проблемы, связанные с правовым статусом сотрудников органов внутренних дел; область исследования: организационно-правовые основы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел; выводы: сформулированы и обоснованы предложения по совершенствованию действующего законодательства о порядке прохождения государственной службы в органах внутренних дел; возможность последующего использования результатов работы: результаты работы могут использоваться в дальнейших научных изысканиях, посвященных вопросам исследования института правового статуса сотрудников органах внутренних дел; практическое применение: результаты работы могут быть использованы в рамках совершенствования практики реализация и осуществления правового статуса сотрудниками органов внутренних дел; ценность: работа может быть полезна сотрудникам аппаратов по работе с личным составом органов внутренних дел, руководителям (начальникам), а также всем иным категориям сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маюров Николай Петрович, Константинов Георгий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the legal status of police officers: theoretical and legal aspects

Purpose of writing: to explore topical issues related to the legal status of police officers; field of study: organizational and legal basis of service members of the Interior; conclusions are formulated and substantiated proposals to improve the existing legislation on the order of the civil service in the internal affairs; the possibility of subsequent use of the results of work: the results can be used to further scientific studies on the issues of the research institute of the legal status of employees of the Interior ; practical use: the results can be used in the improvement of practice and implementation of the legal status of members of the Interior ; value: the work may be useful to members of the staff to work with the personnel of law-enforcement bodies, the head (head ), as well as all other categories of police officers.

Текст научной работы на тему «О правовом статусе сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: теоретико-правовой аспект»

9.2. О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Маюров Николай Петрович, д.ю.н., профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, полковник полиции. Должность: Начальник кафедры кадровой и воспитательной работы. Место работы: Санкт-Петербургский университет МВД России, Межрегиональный институт экономики и права при МПА Евр Аз ЭС. E-mail: mayurov2010@mail.ru Константинов Георгий Леонидович, майор полиции. Должность: Старший преподаватель кафедры кадровой и воспитательной работы. Место работы: Санкт-Петербургский университет МВД России. E-mail: georgii_popov@mail.ru

Аннотация: цель написания статьи: исследовать актуальные проблемы, связанные с правовым статусом сотрудников органов внутренних дел;

область исследования: организационно-правовые основы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел;

выводы: сформулированы и обоснованы предложения по совершенствованию действующего законодательства о порядке прохождения государственной службы в органах внутренних дел;

возможность последующего использования результатов работы: результаты работы могут использоваться в дальнейших научных изысканиях, посвященных вопросам исследования института правового статуса сотрудников органах внутренних дел;

практическое применение: результаты работы могут быть использованы в рамках совершенствования практики реализация и осуществления правового статуса сотрудниками органов внутренних дел;

ценность: работа может быть полезна сотрудникам аппаратов по работе с личным составом органов внутренних дел, руководителям (начальникам), а также всем иным категориям сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: органы внутренних дел, служба в органах внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел, Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел», Федеральный закон «О полиции», правовой статус, права, обязанности, запреты, ограничения, сотрудник, гарантии, служебный контракт, элементы правового статуса, приказ, конкурс, резерв, правовые нормы.

ON THE LEGAL STATUS OF POLICE OFFICERS: THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS

Majurov Nikolay Petrovich, Dr of law, professor, Honored lawyer of the Russian Federation, police colonel. Position: Head of personnel and educational work chair. Place of employment: Saint-Petersburg university of MIA Russia, Interregional Institute of Economics and Law at the IPA Euro-Asian EC. E-mail: mayurov2010@mail.ru Konstantinov George Leonidovich, police major. Position: Senior lecturer at personnel and educational work chair. Place of employment: Saint-Petersburg university of MIA Russia. E-mail: georgii_popov@mail.ru

Annotation:

purpose of writing: to explore topical issues related to the legal status of police officers;

field of study: organizational and legal basis of service members of the Interior;

conclusions are formulated and substantiated proposals to improve the existing legislation on the order of the civil service in the internal affairs;

the possibility of subsequent use of the results of work: the results can be used to further scientific studies on the issues of the research institute of the legal status of employees of the Interior ;

practical use: the results can be used in the improvement of practice and implementation of the legal status of members of the Interior ;

value: the work may be useful to members of the staff to work with the personnel of law-enforcement bodies , the head (head ) , as well as all other categories of police officers .

Keywords: the bodies of internal affairs, the service in the police, an employee of the Interior, the Federal Law "On service in the police," the Federal Law "On Police", the legal status, rights, duties, prohibitions, restrictions, employee, warranty, service contract , the elements of the legal status, order, contest, reserve law.

Принятие и вступление в силу Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-Фз «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 не могло не повлечь за собой значительных изменений по большому спектру вопросов в законодательстве о службе в органах внутренних дел. Правовой статус (правовое положение) сотрудника органов внутренних дел в этом смысле не стал исключением.

Термин «сотрудник», как правило, имеет два значения:

1) тот, кто работает вместе, соучастник в трудах, помощник в деле, сотоварищ по деловым вопросам;

2) название представителя профессионального сообщества работников и некоторых специальностей (например, научный сотрудник) или вообще служащих как представителей особой категории работников. Применительно к статье 10 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» термин «сотрудник» используется во втором значении. Кроме того, Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел» устанавливает три обязательных признака сотрудника органов внутренних дел:

1) обладание гражданством Российской Федерации;

2) на должностях рядового или начальствующего состава;

3) наличие специального звания рядового или начальствующего состава органов внутренних дел2.

Кроме того, Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел», также изменил и саму концепцию определения понятия «сотрудник органов внутренних дел». Так, если раньше смыслообразующее содержание рассматриваемого понятия строилось посредством привязки к таким ключевым элементам, как: нахо-

1 Далее - Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел».

2 См. подробнее: Маюров Н.П., Бялт В.С., Гибов В.В. О порядке присвоения специальных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации: историко-правовое исследование//

Пробелы в российском законодательстве. 2013. - № 4.

ждение на должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, в том числе, нахождение в кадрах МВД России и наличие специального звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, то в соответствии с этим Законом в данное понятие добавился еще один элемент - взятие гражданином на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел: «Сотрудник органов внутренних дел -гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава» (ч.1 ст. 10)3.

Впервые на уровне Закона специально закрепляются основы правового регулирования статуса сотрудника органов внутренних дел, включающие в себя:

1) Федеральный закон «О службе в органах внутренних»;

2) федеральные законы, регулирующие особенности прохождения службы в органах внутренних дел (ч. 3 ст. 10).

Нельзя не отметить в позитивном плане более четкую прорисовку законодательных норм об основных атрибутах правового статуса сотрудника органов внутренних дел, как-то - служебное удостоверение и специальный жетон. Дело в том, что в ранее действовавшем Положении о службе в ОВД правовые нормы формулировались таким образом, что ключевым моментом здесь становилось юридическое действие по выдаче служебного удостоверения сотруднику и жетона. При этом ни смысл, ни назначение такого юридического акта Положением не раскрывался. Таким образом, вопрос, для чего сотрудник получает служебное удостоверение, оставался без ответа. Новый закон в этом смысле восполняет правовой пробел, тесно увязывая назначение служебного удостоверения с наличием правового статуса сотрудника органов внутренних дел. Кроме того, служебное удостоверение сотрудника, по сути, Законом приравнивается документу, удостоверяющему личность сотрудника.

К сожалению, авторы Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» проигнорировали закрепленное еще в ранее действовавшем Положении о службе в ОВД, ключевое положение, описывающее содержание правового статуса сотрудника органов внутренних дел: «Сотрудник органов внутренних дел выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, Присягой, настоящим Положением и контрактом» (ч.1 ст. 4 Положения).

Однако, именно потому, что авторы Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» сконцентрировались на более тщательной проработке отдельных элементов правового статуса, к числу которых можно отнести и права, возможно это и послужило причиной тому, что в Законе не нашло своего отражения общее понятие правового статуса сотрудника органов внутренних дел.

Права сотрудника органов внутренних дел, коррес-пондируемые его обязанностям, составляют важней-

3 См. подробнее: Н.П. Маюров, Г.Л. Константинов. Законодательство о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: теория и практика.// Пробелы в Российском законодательстве: Юридический журнал,2013, №2.

ший элемент в системе юридических норм, определяющих правовое положение (статус) данного субъекта правоотношений.

Исходя из этого основные права сотрудников органов внутренних дел по новому Закону могут быть условно разделены на следующие две группы.

К первой группе относятся права, которые должны реализоваться руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляющим полномочия нанимателя от имени Российской Федерации в отношении сотрудников органов внутренних дел, или уполномоченным руководителем на основе действующего законодательства напрямую и в полном объеме независимо от усмотрения этих руководителей. В этом случае при невыполнении или неполном исполнении указанных прав соответствующий руководитель несет установленную законодательством ответственность.

Ко второй группе можно отнести права, объем и полнота которых в каждом конкретном случае могут быть скорректированы на основе соответствующего документа организационного характера (положения, регламента, указания, приказа, распоряжения), утвержденного соответствующим руководителем. Для примера, премия за выполнение особо важного задания устанавливается не всем сотрудника органов внутренних дел, а только тем, кто принимал участие в выполнении этого задания.

Новеллой Федерального закона «О службе в органах внутренних» можно признать как сам факт выделения нормативных положений, посвященных правам сотрудника органа внутренних дел, в отдельную статью, так и само количество этих прав, получивших нормативное закрепление.

К таким правам относятся, следующие (статья 11 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел»):

1) Право на условия, необходимые для выполнения служебных обязанностей и профессионального разви-тия4;

Федеральный закон «О службе в органах внутренних» требует от соответствующего руководителя решения вопросов по созданию для сотрудников органов внутренних дел надлежащих как организационных, технических, так и иных условий. Данное право сотрудника органов внутренних дел, как правило, трактуется с точки зрения создания для него безопасных и минимальных условий повседневной оперативно-служебной деятельности, чтобы было не только удобно физически, но и комфортно психологически осуществлять профессиональную служебную деятельность, достигая необходимой результативности.

Под условиями, необходимыми для выполнения сотрудником органов внутренних дел служебных обязанностей следует понимать совокупность ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности в органе внутренних дел, а также вспомогательные работы и услуги, обеспечивающие их деятельность - транспортные услуги, услуги связи, почтовые услуги, организация питания, т.е. не относящиеся к основной деятельности органа внутренних дел.

К материально-техническим ресурсам следует относить:

4 См. подробнее: Н.П. Маюров, Г.Л. Константинов. Законодательство о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: теория и практика.// Пробелы в Российском законодательстве: Юридический журнал,2013, №2.

- компьютеры, оргтехнику, комплектующие и расходные материалы к ним;

- бытовую технику, запасные части и расходные материалы к ним;

- мебель и предметы интерьера;

- канцелярские товары и офисные принадлежности;

- хозяйственные материалы и инвентарь, спецодежду и инструменты;

- программные продукты, литературу, периодические издания;

средства безопасности;

- транспортные средства и запасные части к ним, а также горюче-смазочные материалы и расходные материалы для транспортных средств;

- другие материалы, работы, услуги, не относящиеся к основной деятельности.

К организационным мероприятиям обеспечения надлежащих условий для сотрудника органов внутренних дел следует отнести подготовку и принятие нормативных правовых актов, положений, инструкций, рекомендаций, методических указаний, обеспечивающих эти условия. Нормативными правовыми актами, необходимость разработки и утверждения которых вытекает из Федерального закона «О службе в органах внутренних дел», являются, в том числе должностные регламенты (должностные инструкции) сотрудников органов внутренних дел, правила внутреннего служебного распорядка органа внутренних дел и т.п.

2) Право на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в органах внутренних дел;

Данное право вытекает из существа служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел и имеет направленность на успешное осуществление этой деятельности. Являясь неотъемлемой предпосылкой четкого исполнения сотрудником органов внутренних дел должностных обязанностей, это право призвано обеспечить его нормальную профессиональную деятельность.

Важное значение этому праву придает, то обстоятельство, что исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) относится к основным обязанностям сотрудника органов внутренних дел (п. 2. ч. 1 ст. 12). Гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, и сотрудник органов внутренних дел при заключении служебного контракта о замещении должности обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок органа внутренних дел.

Однако с целью более четкого и полного определения права сотрудника на ознакомление с должностным регламентом было бы целесообразным изложить п.2 ч.1 ст. 11 Федерального закона «О службе в органах внутренних» в следующей редакции: «2) на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности, по замещаемой должности, а также с документами, определяющими права и обязанности сотрудника в случаях, когда сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел, но счи-

тается проходящим службу в органах внутренних дел, и с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в органах внутренних дел».

3) Право на отдых в соответствии с законодательством Российской Федерации5;

Право на отдых сотрудников конкретизируется в статье 55 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел», предусматривающей следующие его виды:

- перерыв в течение служебного дня;

- ежедневный отдых;

- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

- нерабочие праздничные дни;

- отпуска.

4) Право на денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей6;

Денежное довольствие является основой стимулирования служебной деятельности сотрудника и должно обеспечивать ему и его семье надлежащее качество жизни. Впервые на уровне Закона закрепляется критерий, которому должно соответствовать устанавливаемое сотрудникам денежное довольствие - являться основным средством материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности для сотрудника органов внутренних дел. Очевидно, что такой посыл законодателя с одной стороны теперь предъявляет серьезные требования к качеству нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти в целях регулирования вопросов материального обеспечения сотрудников, а с другой стороны, ставит перед Правительством Российской Федерации задачу по своевременному реагированию на те риски и угрозы, которые создают для денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел инфляционные процессы в условиях современной социально-экономической обстановки. Так, в соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российское Федерации» размеры окладов денежного содержания увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). При этом решение об увеличении (индексации) окладов денежного содержания принимается Правительством Российской Федерации.

Следует отметить, что серьезные обновления законодательства о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел не только связаны принятием Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений

5 См. подробнее: Маюров Н.П., Бялт В.С. Актуальные вопросы правового регулирования порядка прохождения службы в органах внутренних дел, служебного времени и времени отдыха сотрудников // Пробелы в российском законодательстве. 2013. - № 3.

6 См. подробнее: Маюров Н.П., Бялт В.С. Институт социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел на современном этапе реформирования системы МВД России // Пробелы в российском законодательстве. 2013. - № 1.

в отдельные законодательные акты Российское Федерации», но также с целой системой иных нормативных правовых актов, формирующих современный облик правового регулирования реализации сотрудниками права на денежное довольствие: постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. №878 г. «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации; постановление Правительства РФ от 8 декабря 2011 года № 1021 «О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации»; приказ МВД России от 16 января

2012 года № 27 «Об утверждении порядка замены части основного отпуска денежной компенсацией сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации»; приказ МВД России от 1 декабря 2011 года № 1192 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»; приказ МВД России от 31 января

2013 г. № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»; приказ МВД России от 19 декабря 2011 года № 1260 «О порядке оказания материальной помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации»; приказ МВД России от 10 января 2012 года № 9 «Об организации медицинского обеспечения сотрудников органов внутренних дел, командируемых для выполнения служеб-но-боевых и оперативно-служебных задач»; приказ МВД России от 16 мая 2012 года № 514 «Об утверждении Порядка оплаты проезда сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей, а также выплаты денежной компенсации расходов, связанных с оплатой проезда, членам семей и родителям погибшего (умершего) сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»; приказ МВД России от 18 июня 2012 года № 590 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам»; приказ МВД России от 27 июня 2012 года № 638 «Об утверждении Порядка выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации»; приказ МВД России от 5 июля 2012 года № 677 «Об утверждении Порядка выплаты подъемного пособия и суточных при переезде сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на новое место службы в другой населенный пункт» и др.

Вместе с тем, сотруднику должно гарантироваться не только само денежное довольствие, как основной вид материального стимулирования, но также и право на иные выплаты, в том числе, предусмотренные контрактом о службе в органах внутренних дел. В связи с чем, было более целесообразно изложить п.4 ч.1 ст. 11 Федерального закона «О службе в органах внутренних» в следующей редакции: «4) на денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей, а также иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и со служебным контрактом».

5) Право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

Впервые Законом так широко формулируется право на доступ сотрудника к информации, имеющей значение для качественного исполнения этим сотрудником своих служебных обязанностей. Кроме того, закон, по сути, закрепляет систему «обратной связи», позволяющей сотруднику вносить предложения по совершенствованию деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

6) Право на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) Право на доступ в установленном порядке в связи с выполнением служебных обязанностей в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации;

8) Право на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими определенными федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел документами до внесения их в личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и мате-риалов7;

Безусловной новеллой является закрепление на уровне Закона правовой нормы, гарантирующей сотруднику право на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими определенными федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел документами до внесения их в личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов. Однако то, как будет выглядеть правоприменительный механизм такого права не может не вызывать вопросов.

Речь идет о том, что предложенная Законом редакция правовой нормы о праве на ознакомление сотрудника с материалами не предусматривает права сотрудника на ознакомление с материалами личного дела. Однако, по нашему мнению, было бы опрометчиво толковать такую норму Закона, как запрет на ознакомление сотрудника с материалами его личного дела. Так как анализ действующего ведомственного законодательства позволяет сделать совсем другой вывод, о том, что сотрудник все же имеет право на ознакомление с определенными материалами своего личного дела. В частности, согласно соответствующим нормативным правовым актам МВД России сотрудник знакомится с записями в послужном списке личного не реже одного раза в пять лет, а также перед убытием к новому месту службы, перед представлением к увольнению. В этой связи представляется странным, почему законодатель, зная о существовании данного положения на уровне ведомственного нормативного правового акта, то есть приказа, не придал этим нормам статуса федерального закона? А ведь, это один из принципиальных моментов и вопросов, необходимость отражения которых в настоящем Законе не вызывает

7 См. подробнее: Н.П. Маюров, В.С. Бялт. К вопросу о совершенствовании процедуры привлечения сотрудников ОВД к дисциплинарной ответственности// «Черные дыры» в Российском законодательстве. Юридический журнал, 2010. № 3.

сомнений. В этой связи, было бы целесообразным дополнить п.8 ч.1 статьи 11 Федерального закона «О службе в органах внутренних» предложением следующего содержания: «Сотрудник имеет право на ознакомление с материалами личного дела в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел».

9) Право на защиту своих персональных данных8;

Право на защиту персональных данных сотрудника

органа внутренних дел, несомненно, является новшеством для законодательства о службе в органах внутренних дел с учетом целой системы правовых норм, с которыми Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел» связывает реализацию рассматриваемого права.

Речь идет, в первую очередь, о статье 39 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел», которая предусматривает, что защита персональных данных сотрудника от неправомерного их использования или утраты обеспечивается за счет средств федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Кроме того, сотрудник органов внутренних дел, виновный в нарушении норм, регулирующих получение, хранение, обработку, использование и передачу персональных данных другого сотрудника, либо в утрате таких данных, несет ответственность, установленную федеральным законом.

Нельзя не отметить и то важное новшество, что, кстати, его отличает от иных аналогичных федеральных законов такого типа в рассматриваемом вопросе, что в нем предпринята попытка централизованно описать круг правоотношений и видов деятельности, в которых в той или иной степени затрагиваются вопросы, связанные с персональными данными сотрудников органов внутренних дел. Так, в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях ведутся личные дела, документы учета сотрудников органов внутренних дел, банки данных о сотрудниках и гражданах, поступающих на службу в органы внутренних дел, содержащие персональные данные сотрудников, сведения об их служебной деятельности и стаже службы, а также персональные данные членов семей сотрудников и граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел. Таким образом, спектр ситуаций и случаев, актуализирующих вопросы защиты персональных данных сотрудника, является достаточно широким.

10) Право на продвижение по службе в органах внутренних дел с учетом результатов служебной деятельности, стажа службы9 и уровня квалификации10;

8 См. подробнее: Н.П. Маюров, О.Д. Ороева. Место и роль органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека и гражданина // «Черные дыры» в Российском законодательстве. Юридический журнал, 2010. № 3.

9 См. подробнее: Н.П. Маюров, Г.Л. Константинов. Законодательство о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: теория и практика.// Пробелы в Российском законодательстве: Юридический журнал,2013, №2.

10 См. подробнее: Н.П. Маюров, В.С Бялт. Актуальные пробле-

мы нормативного правового регулирования условий прохождения службы в органах внутренних дел на современном этапе реформирования системы МВД России// Пробелы в Российском законодательстве: Юридический журнал, 2012. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматриваемое право может быть реализовано путем участия в конкурсе на замещение вакантной должности в органах внутренних дел, который проводится в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» и приказом МВД России от 29 марта 2013 г. №174 «Об утверждении Порядка и условий проведения конкурса на замещение вакантной должности в органах внутренних дел Российской Федерации и Перечня должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, назначение на которые осуществляется по результатам конкурса», или назначения сотрудника на должность в органах внутренних дел без конкурса, которое осуществляется из кадрового резерва, сформированного на конкурсной основе (ст. 25 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел»).

В соответствии со ст. 78 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» кадровый резерв формируется для замещения:

а) для замещения должностей высшего начальствующего состава - федеральный кадровый резерв;

б) для замещения должностей руководителей (начальников) из числа должностей среднего и старшего начальствующего состава - кадровые резервы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, подразделений.

11) Право на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в

11

установленном порядке";

Сегодня не вызывает вопросов то обстоятельство, что подготовка высоко квалифицированных кадров для органов внутренних дел является одной из приоритетных задач. Не удивительно, что именно в этой области законодательство о службе в органах внутренних дел претерпевает наибольшие изменения. Важной частью таких изменений становится и само право сотрудника на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку, гарантирующее этому сотруднику возможность стать активных участником новой системы профессиональной подготовки в органах внутренних дел.

Рассматриваемым отношениям посвящены статьи 75 - 77 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел». Однако реализация сотрудником рассматриваемого права регламентируется не только данным Законом, но также целой системой как соответствующих ведомственных, так и не ведомственных нормативных правовых актов: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Указ Президента России от 16 января 2013 года №21 «О подготовке кадров для органов внутренних дел Российской Федерации по договорам на обучение»; приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 «Об утверждении По-

11 См. подробнее: Н.П. Маюров. Подготовка и повышение квалификации кадров в правоохранительных органах зарубежных государств// Кадровая и воспитательная работа в правоохранительных органах: состояние, проблемы и перспективы: Материалы межведомственной научно-практической конференции, 7 апреля 2000 г., Санкт-Петербург / Под общ. ред. академика В.П. Сальникова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000; Н.П. Маюров. Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел. Тезисы выступления// Актуальные проблемы борьбы с преступностью: Материалы международной научно-практической конференции, 3-4 октября 2001 г., Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2001.

рядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации»; приказ МВД России от 10 августа 2012 года № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации»; приказ МВД России от 13 ноября 2012 г. № 1025дсп «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации»; приказ МВД России от 13 ноября 2012 г. № 1030дсп «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации»; приказ МВД России от 6 марта 2013 г. № 129 «Об утверждении перечней видов учебного оборудования, материальных запасов и услуг связи, расходы на которые учитываются в размере средств федерального бюджета, затраченных на обучение сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в образовательном учреждении высшего профессионального образования МВД России»; приказ МВД России от 30 мая 2013 г. № 318 «О некоторых вопросах организации подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации»; приказ МВД России от 7 августа 2003 г. № 610 «Об утверждении Положения о подготовке педагогических и научных кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях министерства внутренних дел российской Федерации»; распоряжение МВД России от 13 февраля 2013 года № 1/1236 «Об утверждении перечня проектов приказов МВД России, подлежащих разработке в рамках реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и др.

12) Право на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) Право на проведение по его заявлению служеб-

12

ной проверки'2;

14) Право на обращение к вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицам, в вышестоящие органы или в суд для защиты своих прав и законных интересов, а также для разрешения споров, связанных с прохождением службы в органах внутренних дел;

15) Право на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации13;

16) Право на государственную защиту его жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

17) Право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом;

18) Право на медицинское обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации;

19) Право на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации;

20) Право на надлежащие организационно-технические и санитарные условия службы с учетом особенностей службы в органах внутренних дел;

21) Право на применение физической силы и специальных средств, применение и использование оружия

12 Маюров Н.П., Бялт В.С. Служебная проверка в органах внутренних дел: теория и практика // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2012. - № 4.

13 См. подробнее: Н.П. Маюров, Г.Л. Константинов. Законодательство о службе в органах внутренних дел Российской Федера-

ции: теория и практика.// Пробелы в Российском законодательстве: Юридический журнал,2013, №2.

в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами;

22) Право на создание и участие в деятельности общественных объединений, не преследующих политические цели, в свободное от выполнения служебных обязанностей время, если это не влечет за собой возникновение конфликта интересов14.

Рассмотренный выше перечень прав сотрудников органов внутренних дел не будет считаться полным без еще одной категории - «иные права». Тем самым, Закон оставляет определенное правовое пространство для «маневра» в отношении возможности посредством различных нормативных документов влиять на объем прав сотрудника органов внутренних дел. Речь, в частности, например, может идти и о контракте как локальном документе, устанавливающем определенный объем правомочий сотрудника по отношению к органу внутренних дел в части вопросов прохождения службы в органах внутренних дел.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Неукоснительное соблюдение Конституции РФ и законодательства Российской Федерации является прямой обязанностью каждого сотрудника органа внутренних дел и как элемента федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, и как должностного лица, и, наконец, как гражданина.

Несомненно, что требование соблюдения норм права в связи с особым правовым статусом сотрудника органов внутренних дел серьезные изменения претерпевает и правовой режим сотрудника органов внутренних дел как представителя государства.

Впервые на уровне Закона и в рамках одной статьи получает закрепление большой массив правовых норм, посвященных служебным обязанностям сотрудников органов внутренних дел. Кроме того, эти правовые нормы лишь описывают главные контуры, но не исчерпывают правовое регулирование широкого диапазона рассматриваемых служебных обязанностей сотрудников.

Итак, сотрудник органов внутренних дел обязан (статья 12 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел»):

1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере;

2) знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться зако-

14 См. подробнее: См. подробнее: Н.П. Маюров, Г.Л. Константинов. Законодательство о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: теория и практика.// Пробелы в Российском законодательстве: Юридический журнал,2013, №2; Н.П. Маюров. Деятельность профессионального союза сотрудников милиции по совершенствованию дисциплинарных правоотношений в органах милиции (1918-1937 гг.)// «Черные дыры» в Российском законодательстве. Юридический журнал, 2005. № 1

нодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямых или непосредственных руководителей (начальников), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации;

3) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному руководителю (начальнику), а при необходимости и к прямому руководителю (начальнику), поставив при этом в известность непосредственного руководителя (начальника);

4) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

5) соблюдать внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником своих служебных обязанностей;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей, проходить в установленном порядке профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;

9) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

10) сообщить непосредственному руководителю (начальнику) о подаче заявления о выходе из гражданства Российской Федерации в день подачи заявления;

11) сообщить непосредственному руководителю (начальнику) о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;

12) не допускать злоупотребления предоставленными служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника;

13) сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к возникновению конфликта интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры к предотвращению такого конфликта;

14) уведомлять непосредственного руководителя (начальника), органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы о каждом

случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения;

15) соответствовать по уровню физической подготовки квалификационным требованиям к замещаемой должности в органах внутренних дел;

16) проходить ежегодно профилактическое медицинское обследование, а также по направлению медицинского учреждения либо уполномоченного руководителя медицинское освидетельствование (обследование);

17) рассматривать в пределах служебных обязанностей и в установленные сроки обращения граждан и организаций;

18) в порядке, установленном статьей 31 настоящего Федерального закона, временно исполнять по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо уполномоченного руководителя обязанности, не предусмотренные должностным регламентом (должностной инструкцией) по замещаемой должности в органах внутренних дел, без освобождения от замещаемой должности;

19) выполнять по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо уполномоченного руководителя и в соответствии с настоящим Федеральным законом обязанности, аналогичные обязанностям по замещаемой должности в органах внутренних дел, при перемещении сотрудника в том же подразделении и в той же местности;

20) пройти обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с федеральным законом;

21) знать и соблюдать требования охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда).

Кроме того, права и обязанности сотрудников полиции определяются также Федеральным законом «О полиции»

Впервые на законодательном уровне подробно и скрупулезно описывается также система ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел. К сожалению, речь, в данном случае, только идет не о Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел» (статья 14 рассматриваемого Закона, на самом деле, только отсылает к другому федеральному закону), а о Федеральном законе «О полиции», которым они закрепляются.

Проведенный в рамках данной статьи анализ произошедших в законодательстве о службе в органах внутренних дел изменений, в части касающейся основ правового статуса сотрудников органов внутренних дел позволил прийти к следующим наиболее важным выводам. Впервые на законодательном уровне подробно и скрупулезно описывается система прав, обязанностей, ограничений и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел, формирующих основы правового статуса сотрудника органа внутренних дел.

Однако, исследование даже существенно обновленного законодательства о службе в органах внутренних дел позволило выявить все еще не решенные в этом законодательстве проблемы, уходящие своими корня-

15 См. подробнее: Н.П. Маюров, Г.Л. Константинов. Законодательство о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: теория и практика// Пробелы в Российском законодательстве: Юридический журнал.2013. №2.

ми в то наследие, которое оставили этому новому законодательству Закон «О милиции» и Положение о службе в ОВД.

Ведь еще в Законе «О милиции» законодатель не дифференцировал элементы правового статуса в зависимости от той роли, в которой выступал сотрудник милиции: либо как представитель власти в отношениях с третьими лицами, либо как государственный служащий реализующего правовой статус в отношениях с нанимателем (органом внутренних дел). Аналогичный подход, к сожалению, был закреплен и в Федеральном законе «О полиции». А между тем, сама логика современного законодательства о службе в органах внутренних дел и необходимость его дальнейшего совершенствования свидетельствуют о том, что такая дифференциация назрела давно и должна быть закреплена посредством внесения соответствующих изменений в Федеральных законах «О службе в органах внутренних дел» и «О полиции». А это значит, что все ограничения, обязанности и запреты должны получить свое развернутое описание именно в правовых нормах первого. В то время как, в Федеральном законе «О полиции» могут остаться, если это необходимо, только бланкетно-отсылочные нормы. Более того, в перспективе представляется более целесообразным изъять из Федерального закона «О полиции» все нормы, регулирующие вопросы прохождения службы в полиции, закрепив их в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел» в качестве отдельной главы.

Список литературы:

Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Указ Президента России от 16 января 2013 года №21 «О подготовке кадров для органов внутренних дел Российской Федерации по договорам на обучение»

Маюров Н.П., Бялт В.С. Актуальные проблемы нормативного правового регулирования условий прохождения службы в органах внутренних дел на современном этапе реформирования системы МВД России // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - №1.

Маюров Н.П., Бялт В.С. Институт аттестации в органах внутренних дел Российской Федерации: актуальные проблемы и пути решения // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - №3.

Маюров Н.П., Бялт В.С. Служебная проверка в органах внутренних дел: теория и практика // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2012. - №4.

Маюров Н.П., Бялт В.С. Институт социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел на современном этапе реформирования системы МВД России // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №1.

Маюров Н.П., Бялт В.С. Актуальные вопросы правового регулирования порядка прохождения службы в органах внутренних дел, служебного времени и времени отдыха сотрудников // Пробелы в российском законодательстве. -2013. - №3.

Маюров Н.П., Бялт В.С., Гибов В.В. О порядке присвоения специальных званий сотрудникам органов внутренних

дел Российской Федерации: историко-правовое исследование // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №4.

Маюров Н.П., Бялт В.С., Гибов В.В. К вопросу о профилактике коррупционных правонарушений среди личного состава органов внутренних дел Российской Федерации // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2013. -№2.

Маюров Н.П., Константинов Г.Л. Законодательство о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: теория и практика // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №2.

Маюров Н.П., Трофимова Т.А. Применение интерактивных образовательных технологий в процессе повышения квалификации и переподготовки сотрудников полиции // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - №2.

Маюров Н.П., Трофимова Т.А., Алиев Я.Л. Организация и методика проведения государственно-патриотических ритуалов в органах внутренних дел // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2013. - №2.

Рецензия

на статью доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ Маюрова Н.П. и старшего преподавателя кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России кандидата юридических наук Константинова Г.Л. «О правовом статусе сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: теоретико-правовой аспект»

Законодательство о службе в органах внутренних дел с 2011 года переживает новый этап своего становления и развития, отражая основные тенденции, задающие тон в конституционно-правовой сфере законодательства о государственной службе в Российской Федерации. Вместе с тем, применительно к органам внутренних дел тема правового статуса сотрудников органов внутренних дел приобретает особое звучание и актуальность, позволяя наделить субъектов правоотношений в сфере внутренних дел (сотрудника и сам орган внутренних дел) таким объемом полномочий, который позволит им наиболее эффективно и слаженно осуществлять соответствующие функции в сфере внутренних дел.

В рецензируемой статье предпринята попытка исследовать наиболее проблемные аспекты законодательства о правовом статусе сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, к которым, несомненно, относятся права и обязанности сотрудника. Авторами исследованы отдельные правовые нормы в указанной сфере, выявлены их недостатки, а также сформулированы и обоснованы конкретные предложения, направленные на совершенствование рассматриваемого законодательства.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что сформулированные в статье предложения, направленные на совершенствования рассматриваемого законодательства, регламентирующего правовой статус сотрудника органов внутренних дел, несомненно, будут способствовать формированию более согласованного законодательства в сфере внутренних дел.

Статья написана грамотным научным языком, структура и содержание статьи обоснованы, логичны.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что рецензируемая статья соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам и может быть рекомендована к опубликованию в журнале, рекомендованном ВАК.

Профессор кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета управления и экономики, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Н.В. Бугель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.