Научная статья на тему 'О правовом мониторинге'

О правовом мониторинге Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
459
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ МОНИТОРИНГ / МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / МОНИТОРИНГ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / МОНИТОРИНГ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ / МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТОВ СФЕРЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галиев Темир Тлекович

В статье рассмотрен правовой мониторинг, как совокупность различных видов мониторинга: мониторинга законодательного процесса, мониторинга нормативных правовых актов, мониторинга правоприменения и мониторинга состояния объектов сферы правового регулирования. Ключевые слова: правовой мониторинг, мониторинг законодательного процесса, мониторинг нормативного правового акта и законодательства, мониторинг правоприменения, мониторинг состояния объектов сферы правового регулирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О правовом мониторинге»

Галиев Темир Тлекович,

ведущий научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства РК, доктор педагогических наук, профессор

О ПРАВОВОМ МОНИТОРИНГЕ

Правовой мониторинг, имеющий системный характер его организации и осуществления, является весьма сложным видом деятельности. Для того чтобы целостно познать правовой мониторинг и развить его теоретико-методологические, методические, технологические и иные основы и средства, необходим системный подход. Вместе с тем, реализация системного подхода требует разработки необходимых для этого системных методов и технологий. Но для этого, как минимум, нужны специалисты, обладающие системными представлениями и навыками системного подхода и системного мышления. Современная система образования пока еще не реализует соответствующие образовательные программы.

Как системный объект, правовой мониторинг (рассматриваемый в качестве разновидности контроля) в определенном смысле является функцией управления. Обеспечивая соответствующее представление о состоянии всех этапов, процедур, звеньев, рассматриваемых объектов и т.д., включенных в общий процесс достижения целей и решения поставленных задач, мониторинг, вместе с тем, является актуальной составляющей обратной связи. Благодаря именно обратной связи изучаемые системы функционируют, совершенствуются и развиваются.

Мониторинг позволяет уловить и отобразить динамику изменения состояния изучаемого нормативного правового акта в рамках отрасли законодательства, системы законодательства в целом и правового регулирования отношений в прошлом, настоящем и будущем.

Основу содержания правового мониторинга составляет «наблюдение» (в широком понимании), как совокупность процедур слежения за состоянием и поведением изучаемых объектов, соответствующего анализа, оценки, требуемого представления и т.д. полученной информации. В дальнейшем, по нашему мнению, исследование процессов использования подобной инфор-

мации различными пользователями позволит более точно оценить эффективность самого правового мониторинга и реализуемых им функций.

По мнению Ю.А. Тихомирова, правовой мониторинг представляет собой динамичный организационный и правовой институт информационно-оценочного характера, движущийся по всем стадиям функционирования управления, хозяйствования и т.п., проявляющийся на всех этапах возникновения и действия права. Правовой мониторинг должен занять высокое место в системе правового обеспечения государственных и общественных процессов и в механизме управления [1, с. 385].

В работе [2, с. 30] предлагается понятие правового мониторинга, как системы информационных наблюдений, дающей возможность анализировать и оценивать: 1) результаты законопроектной деятельности (правотворческий процесс); 2) качество нормативных правовых актов, принятых тем или иным правотворческим органом в соответствии с предоставленной ему правотворческой компетенцией; 3) эффективность их практического действия, реализации (правоприменительный процесс).

Как явление, правовой мониторинг должен охватывать всю правовую действительность, включая мониторинг нормативных правовых актов. С точки зрения системного подхода правовой мониторинг является системой более высокого порядка, чем система мониторинга нормативных правовых актов. При этом обе указанные системы по отношению к процессам построения правового государства, реализации правовой политики государства и т.д. выступают в роли обеспечивающих подсистем. Таким образом, системный подход может существенно изменить уже сложившиеся представления о правовом мониторинге.

Правовой мониторинг позволяет уловить и отобразить динамику изменения состояния изучаемого нормативного правового акта в рамках

отрасли законодательства, системы законодательства в целом, результатов правового регулирования отношений в прошлом, настоящем и будущем, изменения состояния общества и т.д. В таком случае экспертиза нормативных правовых актов, а также научная экспертиза проекта нормативного правового акта могут рассматриваться в качестве инструмента правового мониторинга.

Определяя принадлежность правового мониторинга к государственному управлению и обратной связи, необходимо иметь в виду наличие у него своих собственных функций, в том числе, познавательной, аналитической, прогностической и т.д. Наличие тех или иных функций определяется в первую очередь совокупностью включенных в его состав различных видов мониторинга.

Как интегрированный объект правовой действительности, правовой мониторинг является весьма сложной информационной системой, для обращения с которой нужны специально подготовленные специалисты. При этом осуществляемый ими мониторинг может включать в себя разнообразные виды деятельностей и действий (анализ, синтез, сравнение, исследование и т.д.), требующие их усвоения, совершенствования и развития.

Актуальными для субъектов правового мониторинга являются проблемы его интенсификации и информационного опережения. В этой связи информация прямой (в рамках правового мониторинга как функции контроля) и обратной связи должна содержать в себе опережающую составляющую. Это позволит в определенной степени повышать опережающий смысл государственного управления, нормативных правовых актов и законодательства.

Правовой мониторинг рассматривается нами как целостная система мониторингов законодательного процесса, нормативных правовых актов и законодательства, правоприменения, а также состояния объектов (в широком смысле) сферы правового регулирования.

В контексте государственного управления правовой мониторинг (как разновидность контроля) может быть представлен как совокупность целенаправленной деятельности субъектов мониторинга по выявлению, анализу, аналитическому и статистическому обобщению, пред-

варительной оценке и передаче объективной информации о процессе, динамике, результатах и последствиях правотворчества, правового регулирования и планируемого изменения состояния объектов, явлений и процессов правовой действительности.

Как компонент обратной связи, правовой мониторинг, объединяя в себе потоки указанной выше информации, служит обеспечению устойчивого функционирования и развития системы государственного управления и государства в целом. При этом рассматриваемая информация должна быть не только объективной и своевременной, но и при необходимости носить упреждающий характер.

Основными целями правового мониторинга являются повышение эффективности и качества нормативно-правового обеспечения политики и стратегии государства, совершенствование и развитие правовой политики, государственного управления, законодательства и т.д.

Рассмотрение правового мониторинга как целостной системы позволит более обоснованно подойти к формированию единой системы правового мониторинга, включающего также такие виды «предметного» мониторинга, как финансовый мониторинг, образовательный мониторинг, экологический мониторинг.

Учитывая, что в законодательстве существуют такие понятия государственного контроля как, например, государственный экологический контроль, государственный контроль за проведением процедуры внешнего наблюдения, реабилитационной процедуры, конкурсного производства и т.д., может возникнуть вопрос о необходимости введения такого понятия, как правовой государственный контроль.

Представление системы правового мониторинга в контексте контроля будет способствовать развитию методологических и теоретических основ не только государственного контроля, но и связанного с контролем мониторинга [3, с. 48]. Здесь следует заметить, что в действующем Законе Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» [4] ничего не сказано о мониторинге. Вместе с тем, в пункте 4 статьи 10-3 Закона Республики Казахстан «О банкротстве» впервые в законодательстве указывается мониторинг как форма государственного контроля [5].

£ -

Я

= =

С.

Е

я =

с-

г >=

с

х С л

а

с

Проект НГ1Л

Законодательный процесс

Принятие закона

1111А как система

Законодательство

Реализация 11ПА

Результаты и последствия

Состояние законодательства

А.

Состояние объектов сферы III1

ь

и

(5 ■=1

Е ^

I;; &

О =

л

1С.

к

г-*

3

\

Прушнюй мониторинг как функции обратной спичи

Рис. 1 Концептуальная модель правового мониторинга

Общие представления о правовом мониторинге, как целостной системе, представлены на рисунке 1, где правовой мониторинг рассматривается как функция наблюдения (в широком смысле) и контроля, а также в качестве функции обратной связи. К компонентам правового мониторинга в данном случае относятся:

мониторинг законодательного процесса; мониторинг НПА и законодательства; мониторинг правоприменения; мониторинг состояния объектов сферы правового регулирования.

От результатов правового мониторинга во многом зависит устойчивое функционирование системы государственного управления, поддержание необходимой эффективности правовой политики, надлежащее нормативно-правовое

обеспечение процессов реализации целей и задач преобразования и развития общества, экономики и государства.

Таким образом, правовой мониторинг рассматривается нами как целостная система, функционирование которой обусловливается систематической деятельностью субъектов различных (относящихся к данной системе) видов мониторинга по целенаправленному выявлению, анализу, аналитическому и статистическому обобщению, предварительной оценке и передаче (в том числе в целях обеспечения обратной связи) объективной информации о динамике, результатах и последствиях государственного управления, правового регулирования и планируемого изменения состояния объектов, явлений и процессов правовой действительности.

Список литературы

1. Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. - М.: Формула права, 2007. - 485 с.

2. Горохов Д.Б., Спектор Е.И., Глазкова М.Е. Правовой мониторинг: концепция и организация // Журнал российского права. - 2007. - № 5. - С. 25-38.

3. Галиев Т.Т., Тлеухан Н.Т. Правовой мониторинг: теоретико-методологический аспект. - Астана: Изд-во Парламента РК, 2008. - 234 с.

4. Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года, № 377-1У «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» // Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 2011 г. - № 1 (2578). - ст. 1.

5. Закон Республики Казахстан от 21 января 1997 года №67-1 // Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 1997 г. - №1-2. - ст. 7.

Мащалада щущыщтыщ мониторинг мониторингтщ алуан mYpiHiH, жиынтыгы реттде щарастырылган: зацнама процесШцмониторингi, нормативтт щущыщтыщакттердщмониторингi, щущыщты цолдану мониторингi жэне щущыщтыщ реттеу саласы o6beKmrnepi жагдайыныц мониторинга.

Ty^h свздер: щущыщтыщмониторинг, зацнама процесШц мониторингi, нормативтж-щущыщтыщ акттер жэне зацнама мониторингi, щущыщты цолдану мониторингi, щущыщтыщ реттеу саласы объектiлерi жагдайыныц мониторингi.

В статье рассмотрен правовой мониторинг, как совокупность различных видов мониторинга: мониторинга законодательного процесса, мониторинга нормативных правовых актов, мониторинга правоприменения и мониторинга состояния объектов сферы правового регулирования.

Ключевые слова: правовой мониторинг, мониторинг законодательного процесса, мониторинг нормативного правового акта и законодательства, мониторинг правоприменения, мониторинг состояния объектов сферы правового регулирования.

The article describes the legal monitoring, as a complex of different types of monitoring: monitoring of the legislative process, monitoring of regulations, monitoring of enforcement and monitoring of the objects in the sphere of legal regulation.

Keywords: legal monitoring, monitoring of the legislative process, monitoring of regulations and legislation, monitoring of enforcement, monitoring of the objects in the sphere of legal regulation.

TeMip Тшек^лы Галиев,

КР Зац шыгару институты К^ьщтьщ мониторинг орталыгыныц жетекшi гылыми ^ызметкер^ пед.гыл.докт., профессор

^укыктык мониторинг туралы

Галиев Темир Тлекович,

ведущий научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства РК, докт.пед.наук, профессор О правовом мониторинге

Galiyev Temir Tlekovich,

senior research fellow of the Legal Monitoring Center of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, doctor of education, professor Abowt the legal monitoring

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.