Сафарова Тамарахан Сериковна,
ведущий научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства РК, кандидат юридических наук
некоторые аспекты нового законодательства республики Казахстан о правовом мониторинге
В пп.20) ст.1 нового Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-У ЗРК «О правовых актах» (далее - Закон) закреплено, что «правовой мониторинг - система постоянного наблюдения, сбора, анализа информации о состоянии законодательства Республики Казахстан и практике его применения, осуществляемая в соответствии со статьями 50 и 51 Закона».
Данное понятие носит общий характер, выражение которого через «систему» отражает правовой мониторинг как часть (институт) государственной правовой политики, а не просто как государственную функцию.
В контексте правовой политики правовой мониторинг выступает как источник прогнозно-аналитической информации для формирования научно обоснованной правотворческой политики, являющейся основной формой реализации правовой политики государства. Задача правового мониторинга состоит в обеспечении достижения поставленных законодателем ожидаемых целей путем обеспечения правового качества законодательства, а также оценки эффективности законодательства.
Правовой мониторинг, использующий такие инструменты обеспечения качества нормативных правовых актов, как социологические исследования, обработка и анализ статистических данных, прогнозирование и моделирование действия будущих законов, комплексная экспертиза законопроектов, должен рассматриваться в качестве одного из важнейших информационных ресурсов правотворческой политики. В этой связи правовой мониторинг определяется как система непрерывного наблюдения, анализа и оценки действия нормативных правовых актов в целях прогнозирования дальнейшего развития
законодательства и повышения эффективности его регулирующего воздействия.
Перечисленные качественные характеристики правового мониторинга вытекают из общего теоретико-правового его толкования как метода государственного контроля за качеством законодательства и его реализации. Данное обстоятельство, по признанию ученых [1], в свою очередь, позволяет рассматривать правовой мониторинг как обязательное звено механизма реализации правотворческой политики.
Мониторинг правотворческой деятельности (правовой мониторинг) призван обеспечить государственную политику на законодательном уровне, его можно отнести к «самым необходимым современным инструментам управления делами государства и развития гражданского общества». А.Н.Алексеев рассматривает деятельность государства по осуществлению правового мониторинга «в качестве одного из главных инструментов повышения уровня эффективности правового регулирования, обеспечения должного качества принимаемых нормативных правовых актов и их реализации» [2].
Цели мониторинга являются определяющими при формировании структуры и содержания его системы, которая может рассматриваться как компонент целостной системы контроля. Иными словами, траектория, методология и содержание мониторинга, а также его результаты во многом зависят от поставленной цели [3].
Цели правового мониторинга в новом законодательстве изложены в п.1 статьи 50 Закона о правовых актах. Так, согласно законодательству, правовой мониторинг проводится с целью оценки и прогнозирования эффективности законодательства путем выявления противоречащих законодательству
№2 (43) 2016 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
Республики Казахстан, устаревших,
коррупциогенных и неэффективно реализуемых норм права, а также выработки предложений по его совершенствованию. Очевидно, что конечной цельюправового мониторингазаконодательством определяется оценка и прогнозирование эффективности законодательства.
Для достижения обозначенной цели необходимособрать,обобщить,проанализировать и оценить информацию, содержащую не только качественные характеристики нормативных правовых актов, принятых тем или иным уполномоченным органом, но и эффективность их практической реализации.
Это означает, что наряду с текущим мониторингом НПА должен быть введен отраслевой правовой мониторинг, направленный на определение степени эффективности действующего правового регулирования в конкретной сфере общественных отношений. Его объектом должны стать НПА законодательного уровня. Результаты отраслевого правового мониторинга должны лечь в основу законопроектной деятельности государственных органов (формирование плана законопроектных работ, концептуального плана, разработка концепций).
Правовой мониторинг является официальной деятельностью государства по наблюдению, сбору, анализу информации о состоянии законодательства Республики Казахстан и практике его применения. Признак официальности правового мониторинга отличает его от всех других видов наблюдения за нормативными правовыми актами и практикой их применения. Следовательно, субъектом правового мониторинга являются государственные органы, уполномоченные его осуществлять на постоянной основе.
Новым законодательством расширены субъекты осуществления правового
мониторинга. В соответствии с п. 3 ст. 50 Закона, при проведении правового мониторинга государственные органы имеют право привлекать общественные и научные организации, граждан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Исходя из указанных основополагающих положений законодательства о правовом мониторинге главными методами его проведения являются наблюдение, оценка и совершенствование нормативной правовой информации и практики ее использования (применения).
Наблюдение - деятельность по сбору, изучению, обобщению информации о состоянии законодательства и практике его реализации.
В соответствии с пп.1) пункта 10 проекта Правил, проведение правового мониторинга в Республике Казахстан осуществляется государственными органами путем сбора, обобщения и анализа информации относительно объекта правового мониторинга в соответствии с целями, предусмотренными пунктом 4 Правил и статьей 50 Закона.
Оценка - аналитическая деятельность субъектов правового мониторинга, направленная на определение эффективности нормативной правовой информации и практики ее использования (применения), проверки соответствия правовой информации планируемому результату правового
регулирования.
Совершенствование - деятельность по устранению противоречий, коллизий и ошибок в нормативной правовой информации и правоприменительной практике.
Основным условием проведения
наблюдения и анализа нормативной правовой информации является поиск и сбор «исходных сведений» о нормотворческих процессах, правоприменительной и иной практики реализации закона и иных нормативных правовых актах. Это означает, что на стадии сбора и обобщения информации осуществляется сбор и обобщение первичной и вторичной информации об объекте исследования на основе данных, имеющихся в поисковых информационных базах, досье нормативных актов, актах правоприменения, судебных актах, официальных отчетах органов государственной власти, а также в ходе непосредственного проведения социологических исследований.
Сбор информации о нормативном правовом акте предполагает применение п.11 проекта Правил, а именно, изучение:
1) обзоров практики применения законодательства, подготовленные государственными органами (Генеральной прокуратурой, Верховным Судом и другими государственными органами);
2) информации, содержащейся в ежегодных посланиях Президента Республики Казахстан, ежегодных посланиях Конституционного Совета Республики Казахстан Парламенту Республики Казахстан о состоянии конституционной законности в стране, нормативных постановлениях Конституционного Совета и
Верховного Суда Республики Казахстан, других программных документах государства;
3) результатов анализа нормативных правовых актов, проведенных Государственным учреждением «Институт законодательства Республики Казахстан»;
4) результатов анализа и обобщений обращений граждан в государственные органы и рассмотрения актов прокурорского надзора, судебных решений, поступивших в государственный орган, относительно практики применения нормативных правовых актов;
5) материалов научно-практических конференций, семинаров, совещаний, проводимых по проблемам действующего законодательства, а также материалов, предоставляемых неправительственными организациями;
6) информации, содержащейся в средствах массовой информации и на интернет-ресурсах в общедоступных телекоммуникационных сетях, в том числе в научных публикациях;
7) результатов социологических исследований по вопросам правоприменения;
8) статистических данных;
9) анализов, проводившихся ранее по той же или схожей тематике.
Собранная и обобщенная нормативная правовая информация относительно объекта исследования подвергается анализу, в результате которого необходимо провести оценку нормативного правового акта на эффективность. При этом, учитывать, что к числу основных правовых факторов, влияющих на эффективность законодательства в современных условиях, относятся: а) правовое качество законодательства, выявление которого предполагает оценку (здесь следует вернуться к выявленным ранее дефектам социального содержания и юридической формы законодательных норм и провести более углубленный анализ, направленный на выработку предложений по их устранению); б) качество правоприменительной деятельности.
В соответствии с пп.2) п. 10 проекта Правил результатом аналитической деятельности является составление аналитической справки в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил либо справки в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил.
Список литературы
1. Поленина С.В. Правотворческая политика. С. 180.; Мазуренко А.П. Правотворческая политика: общетеоретический аспект / Под ред. А.В. Малько. Москва — Мин.Воды: Московский гуманитарно-экономический институт, Северо-Кавказский филиал МГЭИ, «Спецпечать», 2005. [В соавторстве с Н.В. Исаковым] (10,0/5,0 п.л.); Г.И. Иванец. В.И, Червонюк. Глобализация государства, права// Государство и право. М., 2004, №8, с. 8.
2. См. А.Н. Алексеев К вопросу о понятии и сущности правового мониторинга. - Российская юстиция. М., 2011. - № 10. - С. 15.
3. Галиев Т.Т., Тлеухан Н.Т. Правовой мониторинг: теоретико-методологический аспект. - Астана: Изд-во Парламента РК, 2008. - С. 53.
«КР цуцыцтыц мониторинг туралы жаца зацнамасыныц кейбгр аспектыерг» мацаласында цуцыцтыц мониторинг саласындагы жаца зацнаманыц нег1зг1 ережелер1 цозгалган.
TYuin свздер: цуцыцтыц мониторинг, жаца зацнама, цуцыцтыц мониторинг ddici.
В статье «Некоторые аспекты нового законодательства РК о правовом мониторинге» освещаются основополагающие положения нового законодательства в сфере правового мониторинга.
Ключевые слова: правовой мониторинг, новое законодательство, метод правового мониторинга.
The «Some aspects of the new legislation of the Republic ofKazakhstan on the legal monitoring» article highlights the basic provisions of the new legislation in the field of legal monitoring.
Keywords: legal monitoring, new legislation, legal monitoring method.
№2 (43) 2016 ж Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
Тамарахан СерЫцызы Сафарова,
КР Зацнама институты К^щыщтыщ мониторингi орталыгыныц жетекшг гылыми цызметкерг, ЦР ц^цыцтьщ мониторинг туралы жаца зацнамасыныц кейбiр аспектiлерi Сафарова Тамарахан Сериковна,
ведущий научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства РК, к.ю.н.
Некоторые аспекты нового законодательства РК о правовом мониторинге Safarova Tamarahan Serikovna,
Leading Research Fellow of the Center of legal monitoring of Institute of the legislation of RK, c.j.s. Some aspects of the new legislation of the Republic of Kazakhstan on the legal monitoring