Научная статья на тему 'О повышении эффективности патриотического воспитания курсантов на воинских традициях в процессе обучения в вузах войск национальной гвардии России'

О повышении эффективности патриотического воспитания курсантов на воинских традициях в процессе обучения в вузах войск национальной гвардии России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / COMPREHENSIVE APPROACH / ВОИНСКИЕ ТРАДИЦИИ / MILITARY TRADITION / ВОИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MILITARY EDUCATION / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быков О. А., Ракитский А. В.

В данной статье говорится о том, что необходимо максимально и эффективно мотивировать будущих офицеров на овладение своим ремеслом, на сохранение и преумножение боевой славы российского оружия, эффективно применять патриотическое воспитание курсантов, основываясь на воинских традициях. Сегодня проблема патриотического воспитания является не только одной из самых важных и актуальных, но и относится к разряду общенациональных. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ENHANCING THE EFFECTIVENESS OF PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS IN MILITARY TRADITIONS IN THE PROCESS OF LEARNING IN UNIVERSITIES OF NATIONAL GUARD TROOPS OF RUSSIA

The paper discusses the ways how to best motivate future officers to master their craft, the preservation and increase of the combat glory of Russian arms, effectively implement patriotic education of cadets based on military traditions. Today the problem of patriotic education is not only one of the most important and relevant, but also belongs to the category nationwide. The greatest national asset has always been patriotism love for his people, attraction to everything Russian, the inseparable attachment to the place of his birth, respect for ancestors, traditions, culture, the whole way of life. Therefore, the material once again raises the question of increase of the level of the patriotic education.

Текст научной работы на тему «О повышении эффективности патриотического воспитания курсантов на воинских традициях в процессе обучения в вузах войск национальной гвардии России»

Таблица 1

Структура конфликтологической компетентности

№ Компонент Его содержание

1. Мотивационно-ценностный Поддержание бесконфликтного взаимодействия, стремление к сотрудничеству и поиску компромиссных решений в противоречивых вопросах, возникающих в конкретных условиях профессиональной деятельности

2. Когнитивный Знание основ конфликтологии, В том числе технологий, приёмов, стратегий конструктивного разрешения конфликтов в конкретных условиях профессиональной деятельности

3. Личностный Сформированная эмоциональная устойчивость, ответственность, эмпатия, толерантность,

4. Практический Сформированные навыки саморегуляции и самоконтроля в процессе социального взаимодействия, навыки бесконфликтного общения

- между педагогами и учащимися;

- конфликтов учащихся между собой;

- между учащимися и родителями;

- конфликтов в диадах «Педагог - администрация», «Педагог - педагог» и «Педагог - родитель».

А так же включает вопросы, освящающие:

- подходы к предупреждению педагогических конфликтов;

- стратегии и технологии разрешения педагогических конфликтов;

- сущность конструктивного педагогического общения как модель бесконфликтного поведения педагога.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что недостаточный уровень сформированности отдельных компонентов конфликтологической компетентности способствует повышению напряжения, снижению эффективности выполняемой профессиональной деятельности, повышает тревожность, является фактором, способствующим развитию эмоционального выгорания представителей всех профессий, особенно сферы «человек - человек» [4]. Особенно это актуально для сферы образования. Рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций в школьном, социуме связаны с поиском методов формировании благоприятного психологического климата в ученическом и педагогическом коллек-

Библиографический список

тивах, разработка и освоения методик индивидуального консультирования, учета личностного компонента в конфликте.

В настоящий момент педагогами востребованы знания в области психологии и, в частности, конфликтологии, так как данная сфера профессиональной деятельности становится всё более напряжённой в связи с тем, что современные учащиеся имеют массу личностных проблем, ежегодно возрастает число учащихся с выраженными акцентуациями характера и склонностью к девиантному поведению. Тем самым педагоги должны быть вооружены стратегиями эффективного взаимодействия с учащимися с учётом современных реалий. Существенный вклад в психологическое просвещение педагогов вносят практические психологи образования, которые должны быть компетентными в данной области. Деятельность практического психолога в образовании должна способствовать повышению конфликтологической грамотности педагогов, развитию навыков анализа конфликтных ситуаций, умений находить компромиссные решения. В этой связи в процессе профессиональной подготовки будущих психологов важное место занимает дисциплина «Конфликтология», а применительно к будущим практическим психологам сферы образования «Педагогическая конфликтология».

1. Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития. Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001: 373 - 394.

2. Горовая В.И., Петрова Н.Ф. Педагогическая конфликтология: учебное пособие. Ставрополь, 2011.

3. Конфликтология и её значение. Available at: https://economy-ru.com/osnovyi-menedjmenta_990/konfliktologiya-znachenie-68103.html

4. Семёнова Е.М. Психологическое здоровье педагога: возможности его сохранения и укрепления. Available at: https://sites.google. com/site/zdoroviepedagoga/3-sekcia/semenova

5. Медведева В.Е. Эмоциональная устойчивость как профессионально-значимое качество будущего конфликтолога в структуре конфликтологической компетентности. Конфликтология. 2015; 3: 223 - 240.

References

1. Banykina S.V. Pedagogicheskaya konfliktologiya: sostoyanie, problemy issledovaniya i perspektivy razvitiya. Sovremennaya konfliktologiya v kontekste kul'tury mira. Moskva, 2001: 373 - 394.

2. Gorovaya V.I., Petrova N.F. Pedagogicheskaya konfliktologiya: uchebnoe posobie. Stavropol', 2011.

3. Konfliktologiya i ee znachenie. Available at: https://economy-ru.com/osnovyi-menedjmenta_990/konfliktologiya-znachenie-68103.html

4. Semenova E.M. Psihologicheskoe zdorov'e pedagoga: vozmozhnosti ego sohraneniya i ukrepleniya. Available at: https://sites.google.com/ site/zdoroviepedagoga/3-sekcia/semenova

5. Medvedeva V.E. 'Emocional'naya ustojchivost' kak professional'no-znachimoe kachestvo buduschego konfliktologa v strukture konfliktologicheskoj kompetentnosti. Konfliktologiya. 2015; 3: 223 - 240.

Статья поступила в редакцию 15.10.17

УДК 376.1/378

Bykov O.A., Lt. col. just. Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Saint-Petersburg Military Institute of National Guard Troops

(Saint-Petersburg, Russia), E-mail: bykov-oleg@mail.ru

Rakitskiy A.V., Lt. col., teacher, Saint-Petersburg Military Institute of National Guard Troops (Saint-Petersburg, Russia),

E-mail: ivanrakitskiy1985@mail.ru

ON ENHANCING THE EFFECTIVENESS OF PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS IN MILITARY TRADITIONS IN THE PROCESS OF LEARNING IN UNIVERSITIES OF NATIONAL GUARD TROOPS OF RUSSIA. The paper discusses the ways how to best motivate future officers to master their craft, the preservation and increase of the combat glory of Russian arms, effectively implement patriotic education of cadets based on military traditions. Today the problem of patriotic education is not only one of the most important and relevant, but also belongs to the category nationwide. The greatest national asset has always been patriotism - love for his people, attraction to everything Russian, the inseparable attachment to the place of his birth, respect for ancestors, traditions, culture, the whole way of life. Therefore, the material once again raises the question of increase of the level of the patriotic education.

Key words: patriotic education, comprehensive approach, military tradition, military education, educational work.

О.А. Быков, подполковник юст., кан. пед. наук, преп., Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии, г. Санкт-Петербург, Е-mail: bykov-oleg@mail.ru

А.В. Ракитский, подполковник, адъюнкт, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии, г. Санкт-Петербург, Е-mail: ivanrakitskiy1985@mail.ru

О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ НА ВОИНСКИХ ТРАДИЦИЯХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОМ ГВАРДИИ РОССИИ

В данной статье говорится о том, что необходимо максимально и эффективно мотивировать будущих офицеров на овладение своим ремеслом, на сохранение и преумножение боевой славы российского оружия, эффективно применять патриотическое воспитание курсантов, основываясь на воинских традициях. Сегодня проблема патриотического воспитания является не только одной из самых важных и актуальных, но и относится к разряду общенациональных. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм - любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, комплексный подход, воинские традиции, воинское воспитание, воспитательная работа.

Вопросы воспитания курсантов в военных институтах войск национальной гвардии России требуют комплексного подхода. Воспитание будущих офицеров - дело государственной важности, к которому требуется относиться вдумчиво и трепетно. Фундамент для воспитания будущих офицеров должен основываться на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, лежащих в основе деятельности войск национальной гвардии [1]. Новая силовая структура, созданная по решению президента РФ и вобравшая в себя внутренние войска МВД России, подразделения ОМОН, СОБР и ОВО МВД России [2], требует подготовки высококвалифицированных кадров, воспитанных с учетом опыта и традиций, накопленных за долгое существования военного образования в России.

В основу воспитания нужно обязательно закладывать опыт наших предков в воспитании патриотизма; воинские традиции, которые формировались в течение долгого времени. Без учета опыта предыдущих поколений невозможно воспитать такого офицера, который будет беззаветно служить своему делу и готов будет, если нужно, положить свою жизнь на алтарь отечества. Любая армия мира имеет свои традиции, под которыми понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, профессиональные и моральные правила, ставшие общепринятыми нормами поведения воинов при выполнении ими своего воинского долга. Традиции - это, прежде всего история, в том числе и военная, которая, по словам Н.М. Карамзина, «Есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего» [3] Носителями армейских традиций являются, прежде всего, военнослужащие различных категорий, ветераны армии и флота, военные ученые, писатели, художники, композиторы, которые своими деяниями, творчеством аккумулируют и приумножают все лучшее из многовековой истории нашей армии. Справедливо говоря: кто не знает истории, традиций, равнодушен к прошлому, тот обедняет свое настоящее, делает ущербным будущее. Это понимали и наши предки. Вот, например выдержка из статьи «Военного журнала» от 1811 года: «Воспитание благородного юношества есть первейшее и наилучшее средство к заведению хороших офицеров... Ребёнок принадлежит не родителям, а Отечеству; Отечество должно быть для него святее всего на свете, все воспитание его должно клониться к тому, чтоб сделать его не только годным, но и отличным слугой своим согражданам, добрым сыном, добрым отцом; без любезных государство может обойтись, а без сынов отечества - никогда» [4, с. 25].

Подъем духа войск, увеличение их боеспособности являются теми задачами, на выполнение которых направлена вся боевая подготовка и боевая учёба в частях, подразделениях и соединениях войск Росгвардии. Органы по работе с личным составом осуществляют работу именно в целях увеличения уровня морально-психологического состояния войск для повышения их боевого потенциала. Судя по отдельным показателям (например, совершение противоправных деяний среди личного состава офицеров и курсантов), существует объективная потребность в подъеме духа войск, в поиске инструментов для сплочения и единства личного состава. Какие же меры могут обусловить

достижение данной цели? Одним из главнейших факторов повышения боеспособности войск, является поддержание боевых традиций, развитие и укрепление товарищества. Так, например одной из основополагающих традиций является празднование Дня воинской части, который согласно Общевоинским Уставам Вооруженных Сил РФ, отмечается в частях и направлен на укрепление боевых традиций, преемственности и передачу боевого опыта от старшего поколения младшему. Сейчас в армии необходимо придерживаться боевых традиций. Особое внимание уделяют боевым традициям те части и воинские формирования, которым приходится постоянно выполнять реальные боевые задачи (например, отряды специального назначения) и командованием таких частей роль передачи боевого опыта, сохранения традиций понимается недвусмысленно и правильно.

Но почему же в процессе обучения в военных вузах иногда недооцениваются роль традиций? Прежде всего, нужно помнить о том, что не только боевая, но и всякая воинская традиция вообще только тогда будет полезна, и жизненна, когда она не является слепой и безразборно враждебной по отношению ко всему новому вообще. Поэтому, и поддерживать стоит не всякую традицию, а только такую, которая укрепляет дух армии и вместе с тем способствует, или, по крайней мере, не направлена против её роста; и, наоборот, весьма вредно охранять те традиции, которые являются лишь пережитками старого и отжившего. Так, к традициям полезным и продуктивным надо отнести боевые подвиги, товарищество, коллективизм и т. д., поддержание которых совершенно необходимо; с другой стороны, вряд ли кто будет оспаривать, например, вред грубости, высокомерия, формального отношения к службе. Что касается внешней стороны традиций, то всё их значение обусловлено внутренним содержанием.

Хранителем традиций в войсках, является, почти исключительно офицерский состав. Следовательно, с него, точнее с его подготовки, с курсантских времён, и надо начинать решение этого вопроса. У каждого вуза, как и у всякой воинской части, есть примеры образцового выполнения долга, которыми надо гордиться и которые, несомненно, должны и могут быть использованы в ходе воинского воспитания. Проблема заключается в том, что иногда процесс обучения и процесс воспитания разделяются между собой. В ходе передачи знаний от профессорско-преподавательского состава - обучаемым и от командиров и начальников - подчиненным чаще всего делается упор на передачу знаний, воспитательная же, сторона этого процесса не всегда остается неохваченной. А она, на самом деле, является основной. Нельзя говорить о том, что воспитательные мероприятия не проводятся, нет, они проводятся (например, воспитательная работа, время проведения которой определено в распорядке дня воинской части.), но отдельно от обучения. При составлении планов и планов-конспектов проведения занятия, руководителями занятий обязательно указывается и воспитательная цель, но в содержании самого материала проведения занятия, иногда информация по воспитанию отсутствует. А ведь передача опыта, патриотических воззрений и воинских традиций должно осуществляться, прежде всего, на плановых занятиях и иметь системный характер. По нашему мнению, очень важно совмещать процесс обучения и воспитания. У нас в Российской армии, есть что помянуть и чем можно гордиться: Куликовская битва, битва под

Полтавой, оборона Москвы и Севастополя и т. д. Нельзя, забывать свое прошлое, тем более тем, кому есть чем гордиться. Ту же цель - поддержание духа войск и укрепление роли боевых традиций должно преследовать и укрепление воинского коллективизма в войсках.

Среди воинских традиций особое положение занимает такие традиции как соблюдение офицерской чести и верность Боевому Знамени.

Понятия об офицерской чести и морали закладывались в учебных заведениях и прежде всего в кадетских корпусах. Символом воинской чести являлись погоны. Самым тяжелым наказанием за бесчестный поступок являлось лишение погон. Будущий офицер, ни при каких условиях не мог где-либо показаться без погон. Форма одежды офицеров, знаки различия, награды всегда считались внешним выражением чести и достоинства офицера.

Генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев, имевший в армии исключительный авторитет, понятие чести трактовал так: «Честь -это стремление быть благородным, высшим существом по внутренним достоинствам, совершать поступки, достойные славы, без всякого принуждения извне и без всякого другого вознаграждения, кроме одобрения своей совести» [5].

. Верность Боевому Знамени - одна из древнейших традиций нашего воинства. Древние славяне почитали свои знамена выше всех других символов. Оставление знамени влекло жестокое наказание всех офицеров и солдат части. Устав воинский 1716 г. гласил: «Которые стоя перед неприятелем, или в акции, уйдут и знамя свое или штандарт до последней капли крови оборонять не будут, оные имеют шельмованы быть, а когда пойма-ются, убиты будут» [6].

Подчеркивая преемственность данной традиции, газета «Правда» 26 декабря 1942 г. писала: «С незапамятных времен наши предки сражались под знаменами воинской славы. Разными было их наименование: стяг, хоругвь, прапор, бунчук, штандарт, знамя - это честь, доблесть, слава, единство, верность Отечеству, стремление к победе» [7].

Понимая важность традиций и символизма в деле воинского воспитания в Российской Федерации, в целях реализации единой государственной политики в области геральдики, развития исторических традиций, сохранения преемственности в осуществлении мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина, глава нашего государства подписал указ об учреждении знамени войск национальной гвардии [8]. Еще ранее законодательными органами РФ был принят документ, устанавливающий Дни воинской славы и памятные даты [9].

Библиографический список

Беспредельная любовь к Родине, Отечеству, верность присяге, Боевому Знамени, высокая дисциплина и общая культура, уважение к подчиненным, понимание долга, глубокое чувство товарищества - это лишь небольшая часть того, что передавалось из поколения в поколение в офицерской среде, что всегда защищало и спасало Россию от многочисленных бед и потрясений.

Ни одна из наук, которая изучается в военных вузах, не является лишней, и каждая из них так или иначе пригодится в дальнейшей службе и жизни, но, в настоящее время при подготовке офицеров, иногда недооценивается роль истории и литературы (последняя вообще не изучается в военных вузах). Уже давно признано, что только тот может всей душой, всем сердцем любить свою Родину, кто знает её прошлое, кто сроднился с ним, для кого оно не пустой звук, кому известно, насколько дорогой ценой досталось нам независимость и благополучие страны, возможность жить под мирным небом и воспитывать своих детей. Изучение истории своего народа - это наилучшее средство воспитать себя и курсантов в духе любви к Родине. Можно вспомнить, какое значение, имело в своё время появление «Истории Государства Российского» Карамзина. Как радовался появлению её великий поэт и писатель А.С. Пушкин! Да и было чему радоваться - так как важнейшая заслуга «Истории Государства Российского» заключалась в том, что благодаря ей все русские люди стали задумываться над тем, чтоб привести настоящую жизнь русского народа в связь с его прошлым, когда яснее, без всякой примеси, скрывающей и маскирующей суть, вырисовывались основные черты русского народного характера. Русский по рождению - без знания свой истории не русский. А нельзя быть убежденным защитникам России, не будучи русским душой. «Как воспитывать солдата и курсанта в духе любви к Родине, если вы не сумеете убедить его в собственной любви, если не сумеете заставить его проникнуться уважением ко всему родному. А этого можно достигнуть только изучением прошлого и настоящего своей Родины. Этим путем можно воспитать в себе и в своих подчиненных мощь духа и нравственную силу, которая всегда была выше силы физической» [10].

Истинное значение культивирования воинских традиций в процессе обучения курсантов в вузах Росгвардии заключается в том, чтобы максимально мотивировать будущих офицеров на овладение своим ремеслом, на сохранение и преумножение боевой славы российского оружия. Этот инструмент подготовки верящих в своё дело, профессиональных офицерских кадров должен целенаправленно и непрерывно использоваться командованием и профессорско-преподавательским составом вузов войск национальной гвардии и сегодня.

1. О войсках национальной гвардии Российской Федерации. Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ.

2. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157 (ред. от 30.09.2016).

3. Карамзин Н.М. История государства Российского. 3-е изд., Санкт-Петербург: Типография Александра Смирдина, 1830; в 12 томах; Т. 1.

4. О средствах завести хороших офицеров. Военный журнал. Санкт-Петербург: 1811; Кн. 11.

5. Румянцев П.А. Документы. Москва, 1953.

6. Уставы Петра Великого. Москва: Воениздат, 1949.

7. Газета «Правда». 1942; 26 декабря.

8. Об учреждении геральдического знака - эмблемы, знамени и флага войск национальной гвардии Российской Федерации. Указ Президента РФ от 20.12.2016 № 685 (вместе с «Положением о геральдическом знаке - эмблеме войск национальной гвардии Российской Федерации», «Положением о знамени войск национальной гвардии Российской Федерации», «Положением о флаге войск национальной гвардии Российской Федерации»).

9. О Днях воинской славы и памятных датах. Федеральный закон от 13.03. 1995 г. № 32-ФЗ.

10. Журнал «Александровец». Москва, 1906; 3.

References

1. O vojskah nacional'nojgvardii RossijskojFederacii. Federal'nyj zakon ot 03.07.2016 № 226-FZ.

2. Voprosy Federal'noj sluzhby vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Ukaz Prezidenta RF ot 05.04.2016 № 157 (red. ot 30.09.2016).

3. Karamzin N.M. Istoriya gosudarstva Rossijskogo. 3-e izd., Sankt-Peterburg: Tipografiya Aleksandra Smirdina, 1830; v 12 tomah; T. 1.

4. O sredstvah zavesti horoshih oficerov. Voennyj zhurnal. Sankt-Peterburg: 1811; Kn. 11.

5. Rumyancev P.A. Dokumenty. Moskva, 1953.

6. Ustavy Petra Velikogo. Moskva: Voenizdat, 1949.

7. Gazeta «Pravda». 1942; 26 dekabrya.

8. Ob uchrezhdenii geral'dicheskogo znaka - 'emblemy, znameni i flaga vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Ukaz Prezidenta RF ot 20.12.2016 № 685 (vmeste s "Polozheniem o geral'dicheskom znake - 'embleme vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii", "Polozheniem o znameni vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii", "Polozheniem o flage vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii").

9. O Dnyah voinskojslavy ipamyatnyh datah. Federal'nyj zakon ot 13.03. 1995 g. № 32-FZ.

10. Zhurnal «Aleksandrovec». Moskva, 1906; 3.

Статья поступила в редакцию 12.10.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.