Формулы речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение и др.) похожи в своей имплицитной направленности: пожелание здоровья, добра, счастья, благополучия, успехов и т. д. В ингушском языке такими формулами являются: ассалам алейкум (здравствуйте), дерик халд шун (добрый день), эрдик халд шун (добрый вечер), мышти jа мажол (как здоровье). В карачаевском языке формулы представлены следующими клишированными фразами: салам алейкум (здравствуйте, мужчина мужчине), кюн ашхы болсун (здравствуйте, мужчина женщине), мен сизни кергениме бек разыма (искренне благодарю), ашхы (всего хорошего), иги джолгъа (барыгъыз) (счастливого пути).
Некоторые традиционные речевые культуры содержат благопожелания («алгыс тыллар» у якутов, «алгъыш» у карачаевцев и балкарцев и др.) как вид обрядовой поэзии. Благопожелания используются как суггестия, духовный посыл, используемый для сообщения хорошего настроения, симпатии: «Имей спереди угоняемого, сзади ведомого» (якут.). Аналогично используются формулы прощания: «Ходи по верхушкам благословения» (якут.).
Исторически этика общения проявлялась во многих сторонах поведения собеседников. Например, традиционная культура общения горцев Северного Кавказа обязывала младшего первым приветствовать старшего, едущего - пешего, спускающегося с горы - поднимающегося, проходящего - сидящих, пришедшего - собравшихся. Младший член общества должен был молчать в присутствии постороннего, не заговаривать первым, не перебивать говорящего, не вмешиваться без разрешения в разговор, не говорить и не смеяться громко, не употреблять невежливых выражений. Подчинение этим запретам прививало навыки внимательного слушания собеседника, умеренного темпа речи и тона разговора.
Нравственное содержание этикета требовало от подрастающего поколения скромности и сдержанности, не допускало эгоцентризма и хвастовства («Не кичись богатством» (якут.), упоминания о совершённых мужественных поступках. Крайне неприличным считалось пренебрежение советом и мнением старшего («Всегда советуйся со стариком» (якут.), «Бери от старика благословение, у молодого - понимание» (якут.), старикам нельзя было возражать, отказывать в просьбе или услуге («Старший - это колода, на которой рубят дрова» (адыг.). Способом убеждения в споре являлась ссылка на мнение старших: «Старики так говорили».
Интересны исторические правила сопровождающего общение невербального поведения. В присутствии старших молодежи не разрешалось стоять развязно, повернувшись к ним лицом, размахивать руками, держать их в карманах. Сидеть позволялось ровно, не ёрзая, желательно в отдалении от взрослого, на низком сидении. Обычай требовал, чтобы все вставали при приветствии мужчины или женщины старшего возраста независимо от положения. Сесть можно было только после разрешения пришедшего. Вопиющим нарушением этикета было зачем-нибудь окликнуть старшего.
Этикетные формы этнопедагогического дискурса требуют целостности и эмоциональной насыщенности. Они достигаются с помощью эпитетов, метафор, специальных стилистических украшений, соответствующих авторскому замыслу. Иллюстрацией выступают высокохудожественные дидактические произведения устного народного творчества (песни, считалки, пестушки, загадки, сказки, сказания, легенды и др.), максимально насыщенные стилистическими украшениями. В качестве примера выступают пословицы: «Кто не похож на весь аул, на плечах у того ослиная голова» (даг.), «Знания - это конь на скаку и орел в поле-
Библиографический список
те» (ингуш.), «Честь дороже денег»(адыг.), «Под спокойствием лежит золото» (балк.), «Доброе слово гору места сдвинуло» (чеч.), «Дружные кошки победили недружных волков» (чеч.), колыбельная песня: «Илала, свет моего сердца» (даг.) и др.
Логика наших рассуждений о содержании этикетных форм этнопедагоги-ческого дискурса как компонента национально-региональной компетентности подводит нас к выделению моделей формирования у студентов этикетных форм этнопедагогического дискурса. К числу таких моделей отнесем: 1) эволюционистскую, когда этикетные формы являются продуктом этнопедагогического воспитания и не зависят от субъективного желания субъекта, 2) целерациональную, рассматриваемую как результат рационального выбора студента, 3) гражданскую, представляющую собой смешанную естественно-искусственную систему, соединяющую в себе формально рациональные и спонтанные образовательные процессы, 4) субъективно-коммуникативную, заключающуюся в формировании этнопедагогических этикетно-поведенческих стереотипов в контексте развития академической культуры, профессиональных и региональных ценностных ориен-таций методами субъектной педагогики.
Требования к владению этикетными формами этнопедагогического дискурса с позиции компетентностного подхода раскрываются следующим образом:
Знает: 1) этнопедагогический дискурс этнической общности,
2) этикетные формы, применяемые в воспитании и обучении.
Умеет: 1) анализировать развивающе-воспитательный процесс с учетом его цели и национальной специфики,
2) обобщать и использовать традиционный опыт, создавать условия для его распространения.
Готов: 1) внедрять этикетные формы этнопедагогического дискурса в раз-вивающе-воспитательный процесс,
2) проектировать его результат в зависимости от используемых этикетных форм,
3) оценивать свою деятельность по достижению этого результата.
Выводы
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что продуктивность этнопедагоги-ческого дискурса достигается в процессе воспитательной деятельности благодаря активности, инициативности педагога.
Принципами такой деятельности являются: иерархичность (реализация деятельности на разных уровнях: операционном, тактическом, стратегическом), целостность (интеграция основных видов деятельности: ценностно-ориентировочной, коммуникативной).
Средства названной деятельности делятся на языковые, материально-технические и достигаются посредством учебника, компьютера, а также собствеено этнопедагогических средств воспитания (слово, личностный пример, игра).
Методами такой деятельности выступают: наблюдение, изучение литературных, документальных источников, сбор полевого материала, обобщение, сравнение.
Таким образом, этикетные формы этнопедагогического дискурса рассматриваются нами как компонент национально-региональной компетентности будущих педагогов. Уточнены ключевые понятия, выделены модели формирования названных форм, требования к владению ими. Названы принципы, средства, методы этнопедагогического дискурса.
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва: Азбуковник, 1997.
2. Лингвистический энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1990.
3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Москва: Когито-Центр, 2002.
4. Бозиева М.А. Национально-региональная профессиональная компетентность педагога. Пятигорск: ПГЛУ, 2009. References
1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. Moskva: Azbukovnik, 1997.
2. Lingvisticheskij 'enciklopedicheskj slovar'. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1990.
3. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obschestve. Moskva: Kogito-Centr, 2002.
4. Bozieva M.A. Nacional'no-regional'naya professional'naya kompetentnost'pedagoga. Pyatigorsk: PGLU, 2009.
Статья поступила в редакцию 08.08.19
УДК 371
Masny V.V., Head of the 2nd faculty (Federal service of national guard troops of the Russian Federation), Federal State Military Educational Institution of Higher
Education "Military University' of Ministry of Defense of Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: vodoley2006@yandex.ru
MEANING, CONTENT AND WAYS OF DEVELOPMENT OF CULTURE OF COMMUNICATION OFFICERS OF DIVISIONS OF TROOPS OF THE NATIONAL GUARD. For many thousands of years, the officer corps can rightly be considered as the most patriotic, loyal and faithful in the performance of military duty. Education of officers is based on nobility, honoring their profession, awareness of their purpose and role in the life of the country. That is why the officer must embody a model of culture, honesty, nobility and decency. An officer must always remember the truth in order to have authority, he must be impeccable in everything, including in the culture of communication with colleagues. The problem of culture of communication officers of the units has always been important, and at different times was decided in accordance with modern requirements of the society. Modern officer should have such personal qualities that are associated with the desire to achieve high praise from the others. All this is possible only for such officer who has excellent communication skills with co-workers.
Key words: culture, communication, development, officers of division, etiquette, ways of development.
В.В. Масный, начальник 2 факультета (федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации),
ФГКВОУ ВО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: vodoley2006@yandex.ru
СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ОФИЦЕРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
На протяжении многих тысячелетий офицерский корпус по праву может считаться самым патриотичным, преданным и верным в исполнении воинского долга. Воспитание офицеров строится на благородстве, почитании своей профессии, осознании своего предназначения и роли в жизни страны. Именно поэтому офицер должен воплощать в себе образец культуры, честности, благородства и порядочности. Офицер всегда должен помнить прописную истину, чтобы иметь авторитет, он должен быть безупречным во всем, в том числе и в культуре общения с сослуживцами. Проблема культуры общения офицеров подразделений всегда была актуальной, и в разное время решалась в соответствии с современными запросами общества. Современному офицеру должны быть присущи такие личностные качества, которые связаны со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих. Всё это под силу только такому офицеру, который обладает высокой культурой общения с сослуживцами.
Ключевые слова: культура, общение, коммуникации, развитие, офицеры подразделения, этикет, пути развития.
Введение
Общение выполняет множество различных функций и играет важную роль в жизни каждого человека, в том числе и офицера. Оно может выступать как: условие существования; форма организации совместной деятельности; средство проявления человеческих отношений; способ воздействия друг на друга; механизм регуляции взаимодействия; процесс психологического познания человека человеком и т. д. В настоящее время насчитывается множество работ, посвященных рассмотрению проблем общения и отношений. Но не многие рассматривают и анализируют эти категории в сопряжении друг с другом. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что именно отношение проявляется и формируется, как правило, в общении, и наоборот, имеющиеся у общающихся лиц отношения всегда влияют на многие характеристики общения [1 - 7].
Именно изучение вопросов общения и отношения в офицерской среде позволили выйти на понимание более широкой проблемы - культуры общения офицеров. Офицер, формируясь и развиваясь как личность в конкретной социальной среде, усваивает и характерный для этой среды «язык общения» выражения отношений. Все это характерно и для современного офицера войск национально гвардии Российской Федерации.
Формулировка цели статьи
Современное состояние культуры общения офицеров подразделений войск национальной гвардии не в полной мере соответствует современным требованиям, отстает от привычных, традиционных взглядов, сложившихся веками в обществе на роль, облик и место офицера в военной организации. Это несоответствие и отставание проявляются в следующем:
Во-первых, в распространении преступлений, связанных с превышением должностных полномочий офицеров в отношении подчиненных военнослужащих. Об этом говорилось в докладе А.К. Прохорова: «Проблемные вопросы в работе по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка в войсках национальной гвардии» на Учебно-методическом сборе руководящего состава органов по работе с личным составом, проходившем в Москве 2-4 апреля 2019 года [6, с. 11].
Во-вторых, исследования показывают, что среди личностных конфликтов военнослужащих различных категорий значительное место отводится конфликтам между офицерами. Как правило, конфликты выражаются в моральных оскорблениях чести и достоинства в словесной форме. В результате анализа оценки военнослужащими выраженности моральных качеств офицеров-руководителей, наиболее низкие оценки подчиненных получила выраженность таких качеств личности командиров, как «уважение к людям, вежливость, тактичность» [2, с. 53].
В-третьих, в органах внутренних дел и подразделениях внутренних войск МВД России за последние десятилетия сильной деформации подверглась культура речи офицерского состава. Речевая культура офицера, являясь составным элементом его общей культуры, в настоящее время поражена такими негативными явлениями, как ограниченный словарный запас, употребление сленга, жаргона и нецензурных выражений, бедность, примитивизм речи [3].
В-четвёртых, в культуре общения появились серьёзные нравственные изъяны, связанные с личной примерностью офицерского состава. Если в армии Российской Империи офицер был примером кристальной честности и чести, то с переходом на рыночные отношения в 1990-е годы в сознании ряда офицеров произошли разительные перемены. Наиболее частыми правонарушениями среди офицеров стали мошенничество, превышение должностных полномочий, получение и дача взяток. Эти нарушения захватили все иерархические ступени - от лейтенанта до генерала.
Изложение основного материала статьи
Причинами негативных явлений в области культуры общения офицерского состава являются: утрата ценностных ориентиров и идеалов, на которых воспитывалось предыдущее поколение офицерского состава; отсутствие общей объединительной идеи, во имя которой сплачивались воинские коллективы; сужение сферы общественного воздействия, существовавшей в советское время (воспитательная и профилактическая работа партийных и комсомольских организаций, судов чести офицеров и др.); ликвидация должностей заместителей командиров
воинских частей и подразделений по политической части, обладавших значительным влиянием на строевых командиров и занимавшихся их воспитанием; ослабление внимания к формированию культуры общения офицерского состава во время учебы в военно-учебных заведениях. Офицеры с несформированной культурой общения в профессиональной сфере не могут воспитывать такую культуру у подчиненного личного состава.
Понятие «культура» имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает «возделывание земли, уход» [8, с. 432]. В науке «культура» понимается как развитость, состояние всех видов деятельности общества и человека, как сложноорганизованное, системное явление, культура может подразделяться на общечеловеческую, этническую, конфессиональную, художественную, техническую и т. д. В этот ряд можно поставить и культуру отдельного человека, индивида. В любой из перечисленных видов культуры имеются многочисленные элементы, которые составляют все многообразие данной культуры и которые являются структурными элементами той или иной культуры. К такому элементу можно отнести культуру общения людей между собой. При этом понятие культура общения может делиться на свои подсистемы, одной из которых являются её носители. Именно здесь находится рассматриваемое нами понятие - культура общения офицеров подразделений войск национальной гвардии. В свою очередь, культура общения офицеров национальной гвардии как система включает в себя собственные элементы, являющимися ее подсистемами.
Источниками формирования культуры общения людей являются социальная среда, в которой происходит социализация человека и его профессиональная деятельность. Так, например, офицер национальной гвардии, вступая в ее ряды, уже имеет сформированную культуру общения между людьми, однако сформированной профессиональной культуры у них пока нет. Эта культура формируется в процессе профессиональной деятельности и обусловливается, прежде всего, её спецификой.
Культура общения офицеров подразделений предполагает и наличие у них общей военно-профессиональной культуры. Военно-профессиональная культура представляет собой синтез технических, организационных и морально-психологических элементов, характеризующих уровень подготовленности военнослужащих к выполнению задач по предназначению. Общая культура - это фундамент личности офицера. Она даёт верную ориентацию в человеческом мире, позволяет быть, на уровне своего времени, развивает глубину суждений, аналитические способности и концептуальное мышление, способствует эффективному общению с другими военнослужащими.
Развитие культуры общения офицеров подразделений войск национальной гвардии происходит в процессе их повседневной профессиональной деятельности, обучения и воспитания, осуществляемого повседневно в войсках. При этом культура общения офицеров подразделений оказывает существенное влияние на их морально-психологическое состояние и, в конечном счете, на состояние боевой готовности войск. По мнению исследователя В.Н. Панкратова - «культура общения офицера, будучи важнейшим показателем его интеллигентности и воспитанности, подразумевает такой уровень сформированности коммуникативных черт характера и умений офицера, который позволял бы ему эффективно и компетентно решать задачи взаимодействия с людьми» [6].
Говоря о развитии культуры общения офицеров подразделений, следует иметь в виду, что это продолжение процесса социализации офицера, происходящего до его поступления на службу. Член-корреспондент РАО, профессор И.А. Алехин считает, что «развитие» - это целенаправленный педагогический процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности военнослужащих в соответствии с характером решаемых задач и условий военной службы [1, с. 43].
Анализируя различные научные источники, можно сделать вывод о том, что общение офицеров - это объективный процесс взаимодействия и взаимовлияния, обусловленный общественно-значимыми целями в котором происходят обмен продуктами деятельности, информацией, передача опыта, служебных навыков, проявляются и удовлетворяются духовные потребности, вырабатываются нравственно-оценочные нормы и правила, регулирующие отношения военнослужащих, формируются социально-психологические качества, самым существен-
ным образом влияющие на характер, содержание и уровень межличностных отношений военнослужащих.
Системообразующим фактором подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации является совместная деятельность, которая предполагает:
1) наличие общей общественно-значимой цели;
2) обмен действиями, информацией, результатами взаимодействия;
3) наличие квалифицированного руководства и «ядра» коллектива, что относится, прежде всего, к офицерскому коллективу;
4) разделение задач совместной деятельности между участниками в соответствии с квалификацией исполнителей;
5) ценностно-ориентационное единство мнений и действий;
6) авторитет командира подразделения, сплоченность офицерского коллектива;
7) успешность совместной деятельности группы и удовлетворенность работой.
Важнейшим условием развития культуры общения офицеров подразделений является уставной уклад жизни воинской части и эффективность организации воспитательной работы с личным составом войск национальной гвардии. При этом развитие культуры общения офицеров происходит в специфических условиях военной службы, которые проявляются в следующем:
• жестком нормировании взаимодействий между частями и подразделениями, между отдельными военнослужащими в составе подразделения;
• наличии официальных взаимоотношений, которые являются определяющими между военнослужащими, способствуют сплоченности и повышению эффективности совместной деятельности;
• функционировании воинских коллективов на основе принципа субординации;
• твердом централизованном управлении со стороны командира и нормированная жизнедеятельность;
• необходимости неукоснительного выполнения приказа, военный руководитель знает, что подчиненный должен находиться в состоянии готовности выполнить отданный приказ.
Как и любое системное явление, культура общения офицеров подразделений имеет свое специфическое содержание. В содержание культуры общения входят такие проявления в повседневной деятельности офицеров подразделений, как:
1) дисциплинированность - строгое и точное выполнение требований уставов, которые регламентируют жизнь, служебно-боевую деятельность, быт и взаимоотношения между военнослужащими;
2) воинская вежливость - моральное качество противоположное грубости;
3) тактичность - наличие чувства меры в поведении и общении;
4) скромность - признание достоинств других людей и исключение своего самолюбия;
5) авторитетность - явление заслуженного примера службы и поведения в глазах сослуживцев и подчиненных;
6) языковая культура - общение в воинских коллективах на языке культуры народа и профессиональном языке общения;
7) эмпатийность - умение понять и войти в психологическое состояние сослуживца;
8) товарищеская взаимопомощь - готовность оказать помощь сослуживцу в трудную для него минуту жизни;
9) незлопамятность - умение понять и прощать мелкие, незначительные ошибки сослуживцев;
10) соблюдение субординации - подчинение старшим по званию и возрасту, уважительное отношение к ним;
11) гигиеничность - учёт влияния своей деятельности на жизнь и условия труда сослуживцев и подчиненных;
12) умение слушать и слышать собеседника;
13) целесообразность - стремление к определенному идеалу и др.
Перечисленные структурные элементы культуры общения офицеров подразделений всегда выступали и продолжают выступать ориентиром для организации и осуществления взаимодействия офицеров друг с другом; при этом служебные отношения не стоят особняком от этих норм, не свободны от соблюдения тех правил, которые закреплялись десятилетиями в обществе и его военной организации и стали традиционными.
Основные направления формирования культуры общения следует разделить на три части. Во-первых, это вооружение офицеров подразделений знаниями культуры общения и поведения. Во-вторых, организация в воинских частях и подразделениях атмосферы взаимоуважения и взаимной требовательности, основанных на наличии в воинских частях и подразделениях твердого уставного порядка; В-третьих, организации всесторонней воспитательной работы с офицерским составом по утверждению в его сознании культуры общения между военнослужащими.
Библиографический список
Направления морально-психологического обеспечения войск национальной гвардии, определены приказом Директора Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 05.12.2018 г [4, с. 6], имеют прямое отношение к развитию культуры общения офицерского состава, в том числе и к реализации всех ниже перечисленных направлений. Направлениями морально-психологического обеспечения являются:
1. Воспитательная работа в целях формирования и развития общественно значимых и профессионально важных качеств личности военнослужащих и сотрудников, обеспечивающих осознанное и добросовестное выполнение воинского и служебного долга.
2. Психологическая работа. Основными направлениями психологической работы являются: изучение индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей военнослужащих, поступающих на пополнение по призыву в воинские части (организации) войск национальной гвардии; психологическое обеспечение адаптации военнослужащих и сотрудников к условиям военной службы (службы) и различным видам деятельности; исследование психотравми-рующих факторов служебно-боевой (служебной) деятельности; изучение, анализ и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и служебных коллективах, в том числе, и в области культуры общения;
3. Работа по укреплению и поддержанию воинской и служебной дисциплины и правопорядка. Эта работа направлена на утверждение в частях и подразделениях твердого уставного порядка, уставных норм и правил взаимоотношений и общения между военнослужащими;
4. Военно-социальная работа призвана снять социальную напряженность в офицерских коллективах подразделений, являющуюся основой происходящих конфликтов и напряженности в общении офицерского состава. Основными задачами военно-социальной работы являются: своевременная и полная реализация социальных гарантий и компенсаций; обучение должностных лиц правовым основам деятельности по осуществлению социальной защиты подчиненных; социальная поддержка военнослужащих и сотрудников, получивших увечья, а также членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников и др.;
5. Культурно-досуговая работа направлена на удовлетворение культурных и духовных потребностей военнослужащих, сотрудников, членов их семей и гражданского персонала, формирование средствами культуры и искусства у военнослужащих и сотрудников государственно-патриотического сознания, морально-психологических и боевых качеств, а также организации досуга личного состава.
Важную роль в решении задач развития культуры общения офицеров подразделений призваны сыграть такие направления воспитательной работы, как:
1. Патриотическое воспитание - представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов управления (должностных лиц) по формированию у военнослужащих и сотрудников государственно-патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению воинского, служебного долга
2. Профессиональное воспитание - это деятельность органов управления (должностных лиц) по формированию и развитию у военнослужащих и сотрудников профессиональных качеств, знаний профессионально-этических требований к поведению на службе и в быту, обусловленных требованиями к службе в войсках национальной гвардии;
3. Нравственное воспитание - это деятельность органов управления (должностных лиц) по воспитательному воздействию на сознание, чувства военнослужащих и сотрудников в целях формирования необходимых нравственных черт, качеств и норм поведения в воинском (служебном) коллективе, на службе и в быту;
4. Защита от негативного информационно-психологического воздействия представляет собой деятельность органов управления (должностных лиц) по нейтрализации влияния негативных факторов на МПС военнослужащих и сотрудников, воинских и служебных коллективов [5].
Выводы
Таким образом, культура общения офицера, будучи важнейшим показателем его интеллигентности и воспитанности, подразумевает такой уровень сфор-мированности коммуникативных черт характера и умений офицера, который позволял бы ему эффективно и компетентно решать задачи взаимодействия с людьми.
Временное наставление по организации морально - психологическому обеспечению войск национальной гвардии Российской федерации, методические рекомендации по организации и проведению воспитательной работы в войсках национальной гвардии Российской Федерации предоставляет полную возможность органам по работе с личным составом развивать культуру общения военнослужащих, определяет формы и методы этой работы. Главное - наполнить каждое воспитательное направление и мероприятие содержанием, решающим проблемы развития культуры общения офицеров подразделений войск национальной гвардии.
1. Алехин И.А. Роль и место военной педагогики в подготовке военнослужащих. Военная педагогика: учебник. Москва: Юрайт, 2017.
2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В., Буранов С.Н. Военная конфликтология. Москва: ВУ 2008.
3. Лазуткина Л.Н. Педагогическая концепция формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2007.
4. Приказ Директора Федеральной службы ВНГ РФ от 05.12.2018 № 625. Об утверждении Временного наставления по организации морально-психологическому обеспечению войск национальной гвардии Российской Федерации.
5. ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 07.11.2017 № 467. Об утверждении Особенностей организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации (Зарегистрирован 30.11.2017 № 49050).
6. Панкратов В.Н. О культуре общения офицера. Available at: http://old. nasledie.ru /kyltyra
7. Прохоров А.К. «Проблемные вопросы в работе по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка в войсках национальной гвардии». Материалы учебно-методического сбора руководящего состава органов по работе с личным составом войск национальной гвардии Российской Федерации. Москва, 2-4 апреля 2019: 11.
8. Философский словарь. 2-е изд., испр. и доп. Под редакцией М.М. Розенталя. Москва: Политиздат, 1968: 432.
References
1. Alehin I.A. Rol' i mesto voennoj pedagogiki v podgotovke voennosluzhaschih. Voennaya pedagogika: uchebnik. Moskva: Yurajt, 2017.
2. Ancupov A.Ya., Baklanovskij S.V., Buranov S.N. Voennaya konfliktologiya. Moskva: VU, 2008.
3. Lazutkina L.N. Pedagogicheskaya koncepciya formirovaniya irazvitiya rechevojkultury u kursantov voennyh komandnyh vuzov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.
4. Prikaz Direktora Federal'noj sluzhby VNG RF ot 05.12.2018 № 625. Ob utverzhdenii Vremennogo nastavleniya po organizacii moral'no-psihologicheskomu obespecheniyu vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii.
5. PRIKAZ FEDERAL'NOJ SLUZhBY VOJSK NACIONAL'NOJ GVARDII ROSSIJSKOJ FEDERACII OT 07.11.2017 № 467. Ob utverzhdenii Osobennostej organizacii i osuschestvleniya obrazovatel'noj, metodicheskoj i nauchnoj (nauchno-issledovatel'skoj) deyatel'nosti v oblasti podgotovki kadrov v interesah oborony i bezopasnosti gosudarstva, obespecheniya zakonnosti i pravoporyadka, a takzhe deyatel'nosti voennyh obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii (Zaregistrirovan 30.11.2017 № 49050).
6. Pankratov V.N. O kulture obscheniya oficera. Available at: http://old. nasledie.ru /kyltyra
7. Prohorov A.K. «Problemnye voprosy v rabote po podderzhaniyu voinskoj discipliny i pravoporyadka v vojskah nacional'noj gvardii». Materialy uchebno-metodicheskogo sbora rukovodyaschego sostava organov po rabote s lichnym sostavom vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Moskva, 2-4 aprelya 2019: 11.
8. Filosofskij slovar'. 2-e izd., ispr. i dop. Pod redakciej M.M. Rozentalya. Moskva: Politizdat, 1968: 432.
Статья поступила в редакцию 02.08.19
УДК 378 1 3
Davydova L.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor of Preschool and Primary Education Department, Astrakhan State University, Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: lugena2003@mail.ru
Melnikova N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia), E-mail: mielnikova54@list.ru
Melnikova N.S., Senior Lecturer, Department of World Economics and Finance, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia), E-mail: camry2000@list.ru
ON THE QUESTION ABOUT TRAINING STUDENTS OF ECONOMIC PROFILES TO STRATEGIC PLANNING. The article actualizes the need to prepare economists for strategic planning in the turbulent current economic situation. The focus of a course "Strategic planning" on improving of competitiveness and expanding of the range of professional competence of graduates is stated. The analysis of definitions of strategic planning of different authors, objectives of strategic planning, principles and levels are presented in order to justify the contents of "Strategic planning" and filling its four modules. The authors suggest the following structural components of the readiness of students of economic profiles for strategic planning: target, cognitive, predictive, reflective. The criteria of readiness for strategic planning such as intellectual activity, independence and productivity are highlighted.
Key words: strategic planning, modules of programs, criteria of readiness for strategic planning.
Л.Н. Давыдова, д-р пед. наук, проф. каф. дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань; проф. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: lugena2003@mail.ru Н.М. Мельникова, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, E-mail: mielnikova54@list.ru
Н.С. Мельникова, ст. преп. каф. мировой экономики и финансов, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, E-mail: camry2000@list.ru
К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
В статье актуализируется необходимость подготовки экономистов к стратегическому планированию в условиях турбулентности современной экономической ситуации. Аргументирована направленность курса «Стратегическое планирование» на повышение конкурентоспособности и расширение диапазона профессиональной компетентности выпускников. Представлены анализ определений стратегического планирования различных авторов, уровни стратегического планирования, с целью обоснования содержания курса «Стратегическое планирование» и наполнения четырех его модулей. Авторы высказывают предположение о следующих структурных компонентах готовности студентов экономических профилей к стратегическому планированию: целевой, когнитивный, деятельностный, рефлексивный. Выделены критерии готовности к стратегическому планированию, такие как интеллектуальная активность, самостоятельность и продуктивность.
Ключевые слова: стратегическое планирование, модули программы, критерии готовности к стратегическому планированию.
Введение
Повышение качества подготовки и конкурентоспособности выпускников вузов является одной из задач образовательной политики России. Это подтверждается такими документами, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, в которых подчёркивается необходимость обеспечения инновационного характера образования, в том числе взаимосвязи академических знаний и практических умений, развитие вариативности образовательных программ, способствующих обеспечению конкурентоспособности подготавливаемых кадров.
Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», одним из видов профессиональной деятельности является организационно-
управленческая. Данный вид деятельности включает стратегическое планирование, что предполагает участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ. Кроме того, организационно-управленческая деятельность подразумевает подготовку и обсуждение вариантов управленческих решений, обоснование их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений. В свою очередь добавим, что в профессиональном стандарте экономиста указывается такой вид профессиональной деятельности, как управление финансово-экономической и административной деятельностью. Трудовая функция в данном случае заключается в экономической постановке задач стратегического управления, включающего стратегическое планирование как этап.