ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
DOI: 10.17803/1994-1471.2020.110.1.179-188
А. С. Доценко*
О понятии правового просвещения
Аннотация. В статье предпринята попытка комплексного исследования правового просвещения как юридической категории. Рассматриваются современные научные подходы к определению понятия правового просвещения, проводится разграничение и определяется соотношение исследуемого правового феномена со смежными юридическими категориями. Автор приходит к однозначному выводу о том, что правовое просвещение как юридическая категория имеет самостоятельное правовое значение. На основе анализа современной научной юридической литературы и действующего законодательства автором выделены признаки правового просвещения, уточняющие и дополняющие существующие концепции. Сегодня правовое просвещение представляет собой самостоятельное направление государственной политики. Реализуемые в системе правового просвещения мероприятия выступают своеобразным инструментом формирования правовой культуры, стимулируют активное правомерное поведение индивидуумов. Целью правового просвещения является обеспечение полномерной правовой социализации человека, а конечным ожидаемым результатом — становление высокой правовой культуры общества.
Ключевые слова: правовое просвещение; правовая культура; правосознание; правовое образование; правовое воспитание; правовое обучение; правовое информирование; правовая грамотность; правовая социализация; правовая активность личности; активное правомерное поведение.
Для цитирования: Доценко А. С. О понятии правового просвещения // Актуальные проблемы российского права. — 2020. — Т. 15. — № 1. — С. 179—188. — DOI: 10.17803/1994-1471.2020.110.1.179-188.
On the Concept of Legal Education
Anastasia S. Dotsenko, Teaching Assistant of the Department of Forensic Medicine and Jurisprudence at Orenburg State Medical University ul. Sovetskaya, d. 6, Orenburg, Russia, 460000 a-dotsenko-orb@yandex.ru
Abstract. The paper attempts to conduct a comprehensive study of legal education as a legal category. Modern scientific approaches to the definition of the concept of legal education are considered, a distinction is made and the relationship between the legal phenomenon under study and related legal categories is determined. The author comes to the unequivocal conclusion that legal education as a legal category has an independent legal significance. Based on the analysis of modern scientific legal literature and current legislation, the author identifies features of legal education that clarify and supplement the existing concepts. Today, legal education is an independent direction of state policy. The measures implemented in the system of legal education act as a kind
© Доценко А. С., 2020
* Доценко Анастасия Сергеевна, ассистент кафедры судебной медицины и правоведения Оренбургского государственного медицинского университета Советская ул., д. 6, г. Оренбург, Россия, 460000 a-dotsenko-orb@yandex.ru
of tool for the formation of a legal culture and stimulate the active lawful behavior of individuals. The purpose of legal education is to ensure the full legal socialization of a person, and the final expected result is the formation of a high legal culture of society.
Keywords: legal education; legal culture; legal awareness; legal education; legal education; legal education; legal information; legal literacy; legal socialization; legal activity of an individual; active lawful behavior. Cite as: Dotsenko AS. O ponyatii pravovogo prosveshcheniya [On the Concept of Legal Education]. Aktualnye problemy rossiyskogo prava. 2020;15(1):179-188. DOI: 10.17803/1994-1471.2020.110.1.179-188.
Вопросы повышения правосознания, формирования высокой правовой культуры, борьбы с правовым нигилизмом, развития институтов гражданского общества и укрепления начал правового государства всегда имели большое значение. Сегодня в связи с колоссальными темпами социальных преобразований, прогрессирующим усложнением хозяйственных отношений, нарастающими процессами информатизации и цифровизации проблемы правового просвещения, воспитания и образования не только остаются актуальными, но и приобретают новое звучание. Наиболее перспективным направлением развития России в указанной области является формирование и развитие прогрессивной и отвечающей современным вызовам системы правового просвещения населения.
Отсутствие закрепленного законом, равно как и устоявшегося в науке, определения понятия правового просвещения обусловливает существование самых разнообразных интерпретаций этого термина. Рассмотрение существующих подходов к пониманию исследуемого явления важно для выяснения полного набора признаков его как юридической категории.
На начальном этапе исследования правового просвещения как правового феномена считаем возможным воспользоваться семантическим методом и установить общеупотребительное определение понятия «просвещение» по толковым словарям.
Большой академический словарь русского языка, являясь эталонным академическим словарем, определяет «просвещение» как «распространение знаний, образования, культуры; совокупность образовательно-воспитательных
мероприятий; приобретение, получение знаний; образование»1. Производные от «просвещения» понятия БАС определяет следующим образом: «просвещать» — «передавать знания, распространять образование, культуру»; «просвещенный» — «образованный, имеющий высокий уровень культуры, знаний (о человеке); отличающийся высоким развитием и широким распространением культуры, образования (об эпохе, государстве)».
По Толковому словарю В. И. Даля «просветить, просвещать» — значит «даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру; образовать ум и сердце. Просвещенный человек — современный образованием; книжный, читающий, с понятиями об истине, доблести и долге»2 (орфография и стилистика автора сохранены).
Анализ современной юридической научной литературы позволил выявить существование нескольких точек зрения на содержательное наполнение термина «правовое просвещение», которые иногда являются концептуально противоположными. Правовое просвещение в большинстве случаев дефиницируется в различных соотношениях с такими юридическими категориями, как правовая культура (в том числе с отдельными ее элементами, например правосознанием), правовое образование, правовое обучение, правовое воспитание, правовое информирование.
В. В. Стреляева, рассматривая проблемы правового воспитания в условиях становления правового государства, упоминает о правовом просвещении как об одном из аспектов правового воспитания. Автор верно указывает на
1 Большой академический словарь русского языка / гл. ред. А. С. Герд. М. — СПб. : Наука, 2012. Т. 21. С. 237.
2 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М. : Прогресс, Универс, 1994. Т. 3 : П — Р. С. 1328.
недопустимость отождествления указанных правовых категорий, однако несправедливо сужает объем задач, стоящих перед правовым просвещением, отводя ему второстепенную, по сравнению с правовым воспитанием, роль3.
Профессор О. О. Миронов понимает правовое просвещение как «лишь начальный этап в понимании правовых категорий, юридических норм», выделяя в качестве последующих ступеней «обучение, воспитание культуры прав человека, образование в правовой области» (отмечая при этом, что данные категории близки, но не тождественны)4. По нашему мнению, такой подход является неоправданно узким, а предлагаемые соотношения приводимых категорий не отвечают смысловому наполнению терминов.
Профессор О. Ю. Рыбаков выделяет правовое просвещение в качестве одной из значимых форм реализации правовой политики, с помощью правового просвещения можно воздействовать на сознание, формировать определенный образ мыслей, юридическую культуру5. Автор особый акцент делает на том, что данная сфера должна быть охвачена государственными структурами, т.к. именно властные органы имеют наибольшие ресурсы для реализации обозначенных задач.
М. В. Барыкина приводит следующее определение: «Правовое просвещение представляет собой распространение в обществе знаний о праве и разъяснение положений действующих нормативных правовых актов, а также практики их применения в целях формирования убежденности в необходимости соблюдения законов и предупреждения правонарушений»6. Приво-
димое определение заслуживает внимания, однако требует уточнения и расширения.
В учебной литературе авторы редко упоминают о правовом просвещении при рассмотрении проблем правовой культуры и правосознания, но часто правовое просвещение рассматривается в качестве одного из аспектов правового воспитания. Так, И. А. Иванников понимает правовое просвещение как один из методов правового воспитания и определяет его следующим образом: «Правовое просвещение — это процесс распространения правовых знаний среди населения, что способствует росту их правовой культуры, уважительного отношения к праву, правосудию и законности»7. В. Л. Кулапов относит правовое просвещение (не раскрывая при этом его содержания) к числу организационных форм правового воспитания (наряду с правовым обучением, которое он называет «первостепенной формой», и правовой пропагандой)8. Концептуальные идеи приведенных подходов представляют научный интерес, однако требуют уточнения характера и объема взаимосвязей правового просвещения с правовым воспитанием, правовым образованием и обучением, правовым информированием.
Для того чтобы выяснить специфическое содержательное наполнение понятия правового просвещения, требуется не только разграничить его со смежными категориями, но и соотнести с ними. Содержание понятий «правовая культура», «правосознание», «правовое воспитание» достаточно хорошо исследовано современной юридической наукой9. Сложности вызывает определение содержания (и, как следствие, про-
3 Стреляева В. В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства : дис. ... канд. юр. наук. М., 2006. С. 11, 71.
4 Миронов О. О. Правовое просвещение — функция омбудсманов // Право и образование. 2009. № 5. С. 15.
5 Рыбаков О. Ю. Формы реализации правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 2. С. 14.
6 Барыкина М. В. Взаимодействие органов прокуратуры с Уполномоченным по правам человека в рамках правового просвещения и правовой пропаганды // Экономика и право. XXI век. 2013. № 1. С. 58.
7 Иванников И. А. Теория государства и права : учебник. М. : РИОР ; Инфра-М : Академцентр, 2012. С. 280.
8 Кулапов В. Л. Теория государства и права : учебник. М. : Кнорус, 2014. С. 360.
9 В последние годы издан ряд крупных монографических исследований, посвященных проблемам правовой культуры, правосознания, правового воспитания, например: ПетручакЛ. А. Правовая культура
ведение разграничения правового просвещения с ними) понятий «правовое образование», «правовое обучение», «правовое информирование».
Правовое образование предполагает усвоение систематизированного знания, а также, как правило, наличие обязательных механизмов контроля за таким процессом. Правовое обучение имеет своей целью передачу правового знания конкретной тематики либо привитие конкретных навыков. Очевидно, что в той или иной ситуации правовое обучение может быть как составляющей правового образования (например, быть одним из элементов учебного процесса в вузе), так и выступать в качестве относительно самостоятельной категории (например, обучение основам права взрослого населения).
Правовое воспитание также можно рассматривать и в качестве относительно самостоятельной категории (например, как одну из сфер государственной деятельности), и как составляющую образования. Л. А. Петручак подчеркивает, что образование человека осуществляется через его воспитание и обучение, которые составляют стороны единого процесса, а собственно образование в настоящее время рассматривается в качестве главного инструмента культурной преемственности поколений10. Такому подходу отвечает и современное легальное определение образования, которое понимается законом как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения...»11
Изложенное выше позволяет сделать однозначный вывод о том, что правовое просвеще-
ние имеет самостоятельное смысловое значение. Оно сопряжено, однако не совпадает полностью с правовым воспитанием, правовым образованием и обучением, ни одна из названных категорий содержательно не поглощает другую. Правовое образование, правовое воспитание и обучение включены в правовое просвещение в той же степени, в которой правовое просвещение включено в них, при этом правовое просвещение является содержательно более широкой категорией.
Актуальным является также разграничение и соотнесение понятий «правовое просвещение» и «правовое информирование». «Информировать — давать информацию кому-либо, сообщать нужные сведения, осведомлять»12. Просвещение, как было установлено выше, предполагает не только распространение знаний, культуры, но и определенную совокупность образовательно-воспитательных мероприятий. Правовое информирование как явление имеет отношение скорее к сфере «наличного» права, «работает» с правом в позитивистском его понимании13. Правовое просвещение в своем содержании заметно шире. Здесь право предстает в своем самом широком понимании. При этом правовое информирование всегда сопровождает правовое просвещение, выступая в качестве одного из его инструментов.
Термин «правовое просвещение» используется многими действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации14, однако устоявшееся определение понятия
и юридическое образование в контексте модернизации российского общества : монография. М. : Проспект, 2011. 224 с. ; Она же. Правовая культура как детерминанта современного российского общества. М. : Юриспруденция, 2012. 400 с. ; Певцова Е. А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже ХХ—ХХ1 веков. М. : Новый учебник, 2003. 416 с. ; Байниязов Р. С. Правосознание и правовой менталитет в России : Введение в общую теорию : монография. Саратов : СЮИ МВД России, 2001. 296 с.
10 Петручак Л. А. Правовая культура как детерминанта современного российского общества. С. 276.
11 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 2 // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
12 Большой академический словарь русского языка / гл. ред. К. С. Горбачевич. М. — СПб. : Наука, 2007. Т. 7. С. 348.
13 См. подробнее об информации, подлежащей доведению до сведения граждан в целях правового информирования: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Ст. 28 // СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 6725.
14 Например: Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан : Утв. приказом Президента РФ № Пр-1168 от 28 апреля 2011 г. // Рос-
правового просвещения в законодательстве по-прежнему отсутствует.
В современной юридической литературе наиболее часто используемым определением понятия правового просвещения является следующее — это целенаправленная и систематическая деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства15.
Наиболее полному отображению содержательного наполнения исследуемого правового феномена будет способствовать выделение признаков правового просвещения как юридической категории:
1. Правовое просвещение сегодня представляет собой не просто специально организованную деятельность государства и общества, а выступает в качестве самостоятельного направления государственной политики.
Сформулированная в 2011 г. Президентом РФ доктрина формирования высокой правовой культуры населения и борьбы с правовым нигилизмом получила официальное закрепление в Основах государственной политики Рос-
сийской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан на сегодняшний день являются ключевым документом, определяющим принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики в сфере правового просвещения. Как следует из текста документа, Основы государственной политики направлены на формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма; повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности; создание системы стимулов к зако-нопослушанию как основной модели социального поведения; внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм. Адресатом осуществления государственной политики является весь многонациональный народ России, отдельные социальные группы и каждый гражданин.
Субъектный состав системы правового просвещения представлен органами государственной власти (наиболее активно включены в систему правового просвещения органы про-
сийская газета. 14.07.2011. № 151 ; Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011 ; Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вст. в силу с 01.01.2019) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145 ; Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 26 (ч. 1). Ст. 3851 ; Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 6725 ; приказ Генпрокуратуры России от 2 августа 2018 г. № 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию» ; распоряжение Правительства РФ от 26 октября 2016 г. № 2246-р «О подписании Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в области правового просвещения потребителей» // СЗ РФ. 2016. № 44. Ст. 6189 (опубликован без приложений).
15 См.: Певцова Е. А., Соколов Н. Я. Правовое просвещение в России : состояние и проблемы : монография. Ярославль — Москва : Канцлер, 2013. С. 41 ; Савченко Е. В. Вопросы правового воспитания молодежи в условиях современности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 12-4. С. 135 ; Андреева Е. Е., Морозов Г. Б. Об эффективных формах правового просвещения граждан Российской Федерации // Педагогическое образование в России. 2016. № 1. С. 76 ; Атагимова Э. И. Роль правового просвещения в развитии правового государства // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2016. № 4. С. 67.
куратуры, органы исполнительной власти), их должностными лицами и подведомственными организациями — как на федеральном уровне, так и в регионах; органами местного самоуправления; уполномоченными по правам человека; профессиональными юридическими сообществами и общественными объединениями юристов; общественными организации; иными субъектами, в числе которых выделяются как специально создаваемые для реализации социально значимых проектов, так и осуществляющие правопросветительскую деятельность на функциональной основе.
Наиболее полно политика в сфере правового просвещения представлена в регионах Российской Федерации. С. Ю. Фильчакова и Л. Ю. Черняк, анализируя опыт организации правового просвещения в субъектах Российской Федерации, обращают особенное внимание на то, что правовое просвещение является одним из наиболее актуальных направлений государственной политики. Авторы делают выводы о том, что в России в различных формах и порядке формируется система правового просвещения, и о том, что она начала свою работу, исходя из богатого нормативного материала, накопленного в регионах16.
Деятельность общественных организаций (особенно выделяются региональные отделения Ассоциации юристов России, правозащитные организации) и иных субъектов, наделенных правом проведения государственной политики в сфере правового просвещения населения (юридические клиники при вузах, центры правовой информации и др.), в настоящее время представлена в основном их участием в системе оказания бесплатной юридической помощи. Она получает достаточно серьезную законодательную поддержку как на федеральном, так и на региональном уровнях.
По нашему мнению, современные реалии требуют более активного включения институ-
тов гражданского общества в систему правового просвещения населения, где они имеют возможность раскрыться как эффективный и результативный субъект. Они обладают значительным, но еще неиспользуемым в полной мере потенциалом. Такие перспективы обеспечиваются высоким доверием адресатов право-просветительского воздействия к институтам гражданского общества, которые не являются носителями государственной воли, а потому воспринимаются гражданами достаточно лояльно.
2. Обязательным атрибутом правопро-свещенной личности должно стать активное правомерное поведение.
Л. А. Петручак ввела в научный оборот категорию «правовая активность субъектов». Правовая активность является высшим проявлением правового поведения личности, базируется на правосознании, зависит от него и предполагает осознанное движение личности к праву17. «Активное правомерное поведение является глубоко осознанным, целеустремленным, инициативным, направленным на осуществление правовых норм, поддержание правопорядка, законности, защиту интересов государства, общества, других граждан. Нормы права воспринимаются индивидом как объективно необходимые, целесообразные, выражающие его собственные взгляды, потребности, устремления». В данном контексте важно отметить тесную связь права как социального института с другим социальным феноменом — нравственностью.
О. Г. Шапиева, исследуя проблемы нравственно-правовой социализации личности, отмечает, что право и нравственность, соотносясь друг с другом в рамках нравственно-правовой культуры, оказывают регулятивное воздействие на сферу свободы, которая является основой духовного развития личности и всего общества, и объективно направлены на стимулирование правовой активности субъектов18.
16 Фильчакова С. Ю., Черняк Л. Ю. Опыт организации правового просвещения в субъектах Российской Федерации // Вестник Института законодательства и правовой информации им. М. М. Сперанского. 2014. № 5—6 (32). С. 18—33.
17 Петручак Л. А. Правовая культура как детерминанта современного российского общества. С. 90—91.
18 Шапиева О. Г. Нравственно-правовая социализация личности : дис. ... д. ю. н. СПб., 1997. С. 20.
3. Правовое просвещение имеет своей целью обеспечение полномерной правовой социализации личности.
Право и нравственность создают необходимые предпосылки для социализации личности. По нашему мнению, именно полномерная социализация является необходимым условием и детерминантой активного правомерного поведения субъектов.
О. Г. Шапиева предлагает понимать структуру социализации как единство образования, воспитания и самовоспитания личности19. Действительно, социализация личности является двусторонним процессом, в который в равной степени должны быть включены как общество, так и сам индивид. В. Н. Кудрявцев и В. П. Казимирчук отмечают: «Социализация включает в себя, с одной стороны, целенаправленное воздействие социальных условий, различных социальных институтов на человека с целью приобщения его к системе понятий, оценок, представлений, социальных норм и иных ценностей культуры, принятых в обществе, с другой — социальную деятельность самого человека в процессе социализации, становления личности»20.
Правовая социализация является не только целью, но и ожидаемым результатом правопро-светительского воздействия. Правовое воспитание и образование, являясь одновременно формами и инструментами такого воздействия, стимулируют и закладывают фундамент процесса самовоспитания индивида, что способствует его полномерной социализации, обеспечивает непрерывность этого процесса.
4. Правовое просвещение выступает своеобразным инструментом формирования правовой культуры посредством воздействия на правосознание, которое, в свою очередь, обусловливает правовое поведение (в том числе в его наиболее развитой форме — правовой активности личности).
Е. А. Певцова, рассуждая о сущности правового просвещения в современных условиях, отмечает, что соответствующий целям правового просвещения уровень правового сознания и правовой культуры «предполагает наличие правовой подготовки и системы убеждений, характеризующихся признанием права, пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации права. Полученные в ходе правового просвещения знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем — во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и политическую активность»21.
5. Конечным ожидаемым результатом проведения государственной политики в сфере правового просвещения населения является становление высокой правовой культуры общества.
Профессор В. Н. Синюков, рассуждая о современных вызовах российской юридической науки и права, заявляет о запросе общества на формирование опережающей правовой культуры, что позволило бы справиться с ними своевременно и качественно. В социальном правовом государстве, к статусу которого стремится Россия, правовая культура выступает естественной средой развития человека и важнейших сфер его жизни22. Надлежащий уровень правосознания, развитая правовая культура и достаточная правовая социализация членов общества являются предпосылкой и условием понимания человеком высокой степени собственной ответственности за свое благополучие во всех сферах, с одной стороны, и коррелирующей ей обязанности всегда иметь в виду интересы другого, равного себе по правам и обязанностям человека — с другой. Потому одной из ключевых задач правового просвещения является
19 Шапиева О. Г. Указ. соч. С. 312.
20 Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Современная социология права : учебник. М. : Юристъ, 1995. С. 102.
21 Певцова Е. А., Соколов Н. Я. Указ. соч. С. 41.
22 Синюков В. Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. 2009. № 7. С. 34.
повышение доли целенаправленного процесса формирования правосознания и, тем самым, обеспечение требуемого уровня и качества правовой социализации субъектов.
Итак, проведенный анализ позволяет выделить следующие сущностные признаки правового просвещения как юридической категории:
1. Правовое просвещение представляет собой направление государственной политики, реализуемое широким кругом уполномоченных субъектов с активным включением институтов гражданского общества.
2. Реализуемые в системе правового просвещения мероприятия стимулируют ак-
тивное правомерное поведение индивидуумов.
3. Правовое просвещение посредством воздействия на правосознание выступает своеобразным инструментом формирования правовой культуры личности, социальной группы, общества в целом.
4. Целью правового просвещения является обеспечение полномерной правовой социализации человека.
5. Конечным результатом деятельности в сфере правового просвещения является становление высокой правовой культуры общества.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Андреева Е. Е., Морозов Г. Б. Об эффективных формах правового просвещения граждан Российской Федерации // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 1. — С. 75—81.
2. Атагимова Э. И. Роль правового просвещения в развитии правового государства // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. — 2016. — № 4. — С. 61—68.
3. Байниязов Р. С. Правосознание и правовой менталитет в России : Введение в общую теорию : монография. — Саратов : СЮИ МВД России, 2001. — 296 с.
4. Барыкина М. В. Взаимодействие органов прокуратуры с Уполномоченным по правам человека в рамках правового просвещения и правовой пропаганды // Экономика и право. XXI век. — 2013. — № 1. — С. 57—60.
5. Большой академический словарь русского языка / гл. ред. А. С. Герд. — М. — СПб. : Наука, 2012. — Т. 21. — 630 с.
6. Большой академический словарь русского языка / гл. ред. К. С. Горбачевич. — М. — СПб. : Наука, 2007. — Т. 7. — 730 с.
7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М. : Прогресс, Универс, 1994. — Т. 3 : П — Р. — 1782 с.
8. Иванников И. А. Теория государства и права : учебник. — М. : РИОР ; Инфра-М : Академцентр, 2012. — 352 с.
9. Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Современная социология права : учебник. — М. : Юристъ, 1995. — 297 с.
10. Кулапов В. Л. Теория государства и права : учебник. — М. : Кнорус, 2014. — 384 с.
11. Миронов О. О. Правовое просвещение — функция омбудсманов // Право и образование. — 2009. — № 5. — С. 13—29.
12. Певцова Е. А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже ХХ—ХХ1 веков. — М. : Новый учебник, 2003. — 416 с.
13. Певцова Е. А., Соколов Н. Я. Правовое просвещение в России : состояние и проблемы : монография. — Ярославль — Москва : Канцлер, 2013. — 240 с.
14. Петручак Л. А. Правовая культура и юридическое образование в контексте модернизации российского общества : монография. — М. : Проспект, 2011. — 224 с.
15. Петручак Л. А. Правовая культура как детерминанта современного российского общества : монография. — М. : Юриспруденция, 2012. — 400 с.
16. Рыбаков О. Ю. Формы реализации правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. — 2003. — № 2. — С. 5—14.
17. Савченко Е. В. Вопросы правового воспитания молодежи в условиях современности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015. — № 12-4. — С. 135—138.
18. Синюков В. Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. — 2009. — № 7. — С. 31—44.
19. Стреляева В. В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства : дис. ... канд. юр. наук. — М., 2006. — 183 с.
20. Фильчакова С. Ю., Черняк Л. Ю. Опыт организации правового просвещения в субъектах Российской Федерации // Вестник Института законодательства и правовой информации им. М. М. Сперанского. — 2014. — № 5—6 (32). — С. 18—43.
21. Шапиева О. Г. Нравственно-правовая социализация личности : дис. ... д-ра юрид. наук. — СПб., 1997. — 376 с.
Материал поступил в редакцию 26 апреля 2019 г.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Andreeva E. E., Morozov G. B. Ob effektivnyh formah pravovogo prosveshcheniya grazhdan Rossijskoj Federacii // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2016. — № 1. — S. 75—81.
2. Atagimova E. I. Rol' pravovogo prosveshcheniya v razvitii pravovogo gosudarstva // Vestnik Moskovskogo gumanitarno-ekonomicheskogo instituta. — 2016. — № 4. — S. 61—68.
3. Bajniyazov R. S. Pravosoznanie i pravovoj mentalitet v Rossii : Vedenie v obshchuyu teoriyu : monografiya. — Saratov : SYul MVD Rossii, 2001. — 296 s.
4. Barykina M. V. Vzaimodejstvie organov prokuratury s Upolnomochennym po pravam cheloveka v ramkah pravovogo prosveshcheniya i pravovoj propagandy // Ekonomika i pravo. XXI vek. — 2013. — № 1. — S. 57—60.
5. Bol'shoj akademicheskij slovar' russkogo yazyka / gl. red. A. S. Gerd. — M. — SPb. : Nauka, 2012. — T. 21. — 630 s.
6. Bol'shoj akademicheskij slovar' russkogo yazyka / gl. red. K. S. Gorbachevich. — M. — SPb. : Nauka, 2007. — T. 7. — 730 s.
7. Dal' V. I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka. — M. : Progress, Univers, 1994. — T. 3 : P — R. — 1782 s.
8. Ivannikov I. A. Teoriya gosudarstva i prava : uchebnik. — M. : RIOR ; Infra-M : Akademcentr, 2012. — 352 s.
9. Kudryavcev V. N., Kazimirchuk V. P. Sovremennaya sociologiya prava : uchebnik. — M. : Yurist", 1995. — 297 s.
10. Kulapov V. L. Teoriya gosudarstva i prava : uchebnik. — M. : Knorus, 2014. — 384 s.
11. Mironov O. O. Pravovoe prosveshchenie — funkciya ombudsmanov // Pravo i obrazovanie. — 2009. — № 5. — S. 13—29.
12. Pevcova E. A. Pravovaya kul'tura i pravovoe vospitanie v Rossii na rubezhe HH—HHI vekov. — M. : Novyj uchebnik, 2003. — 416 s.
13. Pevcova E. A., Sokolov N. Ya. Pravovoe prosveshchenie v Rossii : sostoyanie i problemy : monografiya. — Yaroslavl' — Moskva : Kancler, 2013. — 240 s.
14. Petruchak L. A. Pravovaya kul'tura i yuridicheskoe obrazovanie v kontekste modernizacii rossijskogo obshchestva : monografiya. — M. : Prospekt, 2011. — 224 s.
15. Petruchak L. A. Pravovaya kul'tura kak determinanta sovremennogo rossijskogo obshchestva : monografiya. — M. : Yurisprudenciya, 2012. — 400 s.
16. Rybakov О. Yu. Formy realizacii pravovoj politiki // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. — 2003. — № 2. — S. 5—14.
17. Savchenko Е. V. Voprosy pravovogo vospitaniya molodezhi V usloviyah sovremennosti // Ак1иа!'пуе ргоЬ1ету gumanitarnyh i estestvennyh паик. — 2015. — № 12-4. — S. 135—138.
18. Sinyukov V. N. Yuridicheskoe obrazovanie V kontekste rossijskoj pravovoj ku!'tury // Zhurna! rossijskogo prava. — 2009. — № 7. — S. 31—44.
19. Strelyaeva V. V. Pravovoe vospitanie v us!oviyah stanov!eniya pravovogo gosudarstva : dis. ... kand. yur. nauk. — М., 2006. — 183 s.
20. Fi!'chakova S. Yu., Chernyak L. Yu. Opyt organizacii pravovogo prosveshcheniya v sub"ektah Rossijskoj Federacii // Vestnik Instituta zakonodate!'stva i pravovoj informacii т М. М. Speranskogo. — 2014. — № 5—6 (32). — S. 18—43.
21. Shapieva О. G. Nravstvenno-pravovaya socializaciya lichnosti : dis. ... d-ra yurid. nauk. — SPb., 1997. — 376 s.