DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-175-30-36 УДК 37.062+374.32
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОС ТКА КАК РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛЬНОГО ВОС ПИТАНИЯ И ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Максим Викторович ХАРНИКОВ
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 Е-таП: drugiiiinaan@yaiidex.ni
Аннотация. Представлены причины, актуализирующие формирование правовой культуры подростка: постоянное обновление законодательства, приоритет прав и свобод человека как высшей ценности в правовом государстве и гражданском обществе, усиление просвещенческо-предупредительной функции суда и правоохранительных органов как гарантов соблюдения прав человека, интерес к праву и правовым институтам со стороны общества, развитие превентивного характера работы с взрослеющим населением. Установлено, что правовое просвещение подростков способствует росту их правовой культуры, основной целью правового просвещения подростков является воспитание уважения к законности и праву. Результатом правового просвещения подростка является правовая культура. Представлены различные современные трактовки понятия «правовая культура». Дана собственная трактовка понятия правовая культура подростка как одни из видов культуры, результат целенаправленного социального воспитания подростка, содержанием которого выступают ценности, знания, правомерное поведение, готовность руководствоваться правом в различных видах социально-полезной деятельности на практике. Обобщены взгляды исследователей на структуру правовой культуры личности. Определены основные компоненты правовой культуры подростка: ценностный (нравственно-правовые ценности, уважение к закону, решение проблем в правовом поле), когнитивный (знания нормативно-правовых актов, позволяющие функционировать и развиваться в современном обществе), деятельно стный (соблюдение закона, включенность в правовые отношения, социально-полезную деятельность).
Ключевые слова: правовая культура: правовое просвещение; подросток: правовая культура подростка: компоненты правовой культуры подростка
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, актуализируют постановку и решение социально-воспитательной задачи в теории и практике социальной педагогики -формирование правовой культуры подростка. Отсутствие у подростков правовой культуры, недостаточность социально-правового опыта, неспособность прогнозировать последствия неправомерного поведения, как правило, приводят к допущению проступков, незначительных правонарушений, иногда и к совершению опасных преступлений. Сфор-мированностъ правовой культуры у подростка - показатель устойчивого и безопасного социального развития будущего России. Поэтому необходимо формировать правовую культуру взрослеющего населения средствами правового просвещения.
Вступая во взрослую жизнь, подросткам нужно быть готовыми, с одной стороны, к происходящим в обществе изменениям, а с другой - к возрастающей социально-право-
вой ответственности и самостоятельности. У большей части подростков наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий современным требованиям. Подростки часто не задумываются о существовании законов, регламентирующих их жизнь, не знают о последствиях совершенного правонарушения.
Среди причин возникновения социальных проблем, влияющих на социальное благополучие подростков, можно выделить: ослабление социальных связей и социального контроля, несогласованность социальных ожиданий и реальных возможностей в достижении конкретных целей, социальная маргинализация. социальная изоляция и др. В современном обществе происходят сокращение пространства непосредственного общения, снижение потребности во взаимной привязанности, взаимной ответственности в сете, одновременно увеличиваются объемы мгновенно обновляемой информации, которую потребляет молодежь, особенно развлекательного характера, усиливаются потреби-
30
© Харнпков М.В., 2018
тельские тенденции. Воздействие внешних социальных факторов усиливается, если этот процесс сопряжен с ощущением трудностей в учебной и личностной сферах, неуспешно-стъю в различных видах деятельности.
В современных условиях требуют особого внимания проблемы участия подростков в незаконной деятельности религиозных сект и экстремистских организаций, предотвращения конфликтов на межнациональной почве, появления киберпреступности. распространения незаконной информации, хакерства, интернет- и телефонного терроризма, автоагрессии. суицидов и буллинга.
Все это актуализирует системную организацию социального воспитания и правового просвещения подрастающего поколения. Актуальность формирования правовой культуры подростка средствами правового просвещения объясняется рядом причин: во-первых. происходит постоянное обновление законодательства. усиливается приоритет прав и свобод человека как высшей ценности в правовом государстве и гражданском обществе, во-вторых, происходит усиление про-свещенческо-предупредительной функции суда и правоохранительных органов как гарантов соблюдения прав человека, интереса к праву и правовым институтам со стороны общества, в-третьих, происходят создание исследовательских моделей и реализация превентивных видов работы с взрослеющим населением.
Для социально-воспитательной работы как превентивной деятельности важно формирование социально устойчивой, жизнеспособной личности [1, с. 133]. И.М. Ильинский, П.И. Бабочкин разработали модель жизнеспособной личности в динамично изменяющемся обществе, одними из ведущих качеств такой личности авторами выделены закон о-послушание, наличие национального сознания российского гражданина [2].
Правовое просвещение призвано помочь подростку стать жизнеспособным, овладеть социальной культурой, освоить специфический правовой понятийный аппарат, при помощи которого он сможет принять решение о модели поведения в конкретной ситуации, производя отбор и переработку поступающей извне информации, в том числе правовой, и приобрести опыт законопослушного поведения.
Согласны с позицией Э.И. Атагамовой. II.H. Федорова о том, что правовое просвещение подростков способствует росту их правовой культуры, основной целью правового просвещения подростков является воспитание уважения к законности и праву. Знания, полученные в ходе правового просвещения. необходимо превратить в личностные убеждения - строго следовать правовым нормам, а потом и в потребность и привычку соблюдать закон, проявлять социально-правовую активность [3].
Правовые знания приобретаются посредством правового образования и могут оказывать значительное влияние на формирование правовой культуры молодежи. Правовое просвещение как часть правовой социализации в образовательных учреждениях является важным фактором в освоении подростком правовой культуры. Образовательная система должна быть не только источником правовой информации, но и должна системно воздействовать на формирование правовой культуры подростка.
Рассматриваем результатом правового просвещения подростка именно правовую культуру. В ходе исследования рассмотрены различные подходы к определению сущности «правовая культура», результаты анализа определений понятия «правовая культура» собраны и приведены в табл. 1.
При обобщении исследуемых современных трактовок (2010-2017 гг.) понятия «правовая культура» выделены общее и особенное, показаны два основных вида правовой культуры, важные для социального воспила-ния. это «правовая культура общества» и «правовая культура личности». Наша позиция близка к подходу О.Н. Замятиной о том. что это «необходимый вид социальной культуры личности, проявляющийся в единстве правовых знаний, эмоционального социально полезного отношения и правомерного поведения» [4].
Социальная культура, ее формирование особо значимы в подростковом возрасте, сензитивном для освоения социальных норм и ценностей. Право и ответственность как социальные ценности в правовом и гражданском обществе связаны с социальной защищенностью личности и социальной активностью. Развитие правового государства в России требует поддержания нравственных
Таблица 1
Определение понялия «правовая культура» в современных исследованиях
Понятие Определение Автор Особенное
Правовая культура - «совокупность знании, идеи, ценностей, обеспечивающая взаимную интерпретацию и понимание всех субъектов правоотношений и возможность их правового поведения» [5, с. 70-711 И.К. Нижних Знания + идеи + ценности + правовое поведение
Правовая культура старшекла ссников - это «личностное образование. <...> содержанием которого выступают правовые знания н сфоршфованные на нх основе правовые компетенции, правомерное поведение и готовность личности руководствоваться правовым: убеждениями в различных видах социальной деятельности» [6] М.С. Фабриков Личностное образование + выполнение правомерной социальной роли: знания -компетенции + правомерное поведение + готовность руководствоваться правом в социальной деятельности
Правовая культура - это «совокупность правовых ценностей, знаний, правопоннмания и правового поведения...» [7] М.М. Муртазалнев Ценности + знания + понимание + поведение. Ведущая роль у ценностей
Правовая культура общества - это «часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества... Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса» [8. с. 271 Г.А. Головченко Часть общей культуры, система ценностей, показатель правового прогресса
Правовая культура - это «результат целенаправленного воспитания правосознания, его высшая степень, выражающая среди прочего внутреннее осознанное отношение к правам и свободам, а через них ко всей правовой жизни общества» [9, с. 16] Е.М. Павленко Результат целенаправленного воспитания
Правовая культура «является субъективной и объективной сферой, базовой составляющей которой выступает правовой менталитет» [10, с. 1431 A.C. Балакшин Субъективная и объективная сфера
Правовая культура - это «один из видов культуры, который характеризует состояние разработки и применения правовой теории, знакомства и исполнения законодательных, нормативных актов» [Щ Т.П. Исакова Одни из видов культуры, правовая теория + исполнение
Правовая культура личности это «познание структурных элементов правового статуса личности, а также механизмов реализации ее прав, свобод и фиксирование достигнутого уровня правового сознания, культуры и поведения людей» [111 Знания + механизмы реализации
Правовая культура - это «необходимый вид социальной культуры личности. Она выражается в единстве правовых знаний, адекватно отражающих правовую действительность, эмоционального социально полезного отношения к правовым явлениям и правомерного поведения» [4] О.Н. Замятина Необходимый вид культуры. знания + отношения + поведение
устоев, общечеловеческих ценностей. Возрастает роль социального воспитания как направленной социализации, позволяющей включить подростков в социально-значимые виды деятельности, приобрести социальный опыт и освоить правовые категории и ценности в социальной практике и жизнедеятельности.
Опираясь на социально-педагогический подход (A.B. Мудрик), дадим собственную трактовку понятия «правовая культура подростка» - это один из результатов целенаправленного социального воспитания и правового просвещения ребенка, вид социальной культуры личности, проявляющийся в ценностях, знании, правомерном поведении.
готовности руководствоваться правом в различных видах социально-полезной деятельности на практике.
Для проектирования социально-иедаго-гического процесса необходимо структурировать правовую культуру подростка. В ходе исследования проведен анализ различных вариантов компонентного описания правовой культуры личности. Это важно для организации системной результативной социально-воспитательной деятельности, для оценки ее результатов на основе критериально-диагностического инструментария. В ходе исследовательской деятельности проведен анализ работ по структуризации и выделению компонентного состава правовой культуры.
В работе М.С. Фабрикова в структуре воспитания правовой культуры старшеклассников выделены три компонента:
1) когнитивный компонент (правовые знания);
2) мотивационно-оценочный (отношение к праву, правовые убеждения);
3) деятельностный (поведенческая позиция) [6].
Т.И. Исакова представила следующие «критерии воспитания правовой культуры подростков в социально-культурной среде специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа:
- когнитивный (знания в области правовой культуры, правовая информированность);
- деятельностный (соблюдение норм и правил, проявление правовой культуры в поведении);
- личностный (качества: нравственность, законопослушность, гражданская ответственность, дисциплинированность) [11].
И.К. Нижних отмечает, что «в состав правовой культуры входят три компонента.
Когнитивный компонент - это знания, обеспечивающие взаимную интерпретацию и понимание всех субъектов правоотношений, в том числе знания о правовых нормах, о правовых институтах и правоприменительной практике.
Эмоционально-ценностный компонент -это эмоционально-ценностные отношения личности, обеспечивающие взаимную интерпретацию и понимание всех субъектов правоотношений, в том числе положительное эмоциональное отношение к основным цен-
ностям правового государства, к правовым нормам, к деятельности его правовых институтов.
Деятельностный компонент - это привычно осуществляемое поведение в соответствии с нормами права в повседневной деятельности» [5, с. 70-71].
Г.И. Аксенова и Т.И. Цыганова выделяют следующие компоненты в правовой культуре студента:
- когнитивный компонент (умения ориентироваться в правовых источниках, знания правовых норм);
- мотивационно-ценностный компонент (уважение к закону и восприятие его сути как ценности, гражданственность, активная отрицательная позиция по отношению к правонарушениям);
- регулятивно-деятельностный компонент (выработка привычки к соблюдению правовых норм; владение умениями и навыками адекватно применять нормы права: выбор правильного с точки зрения норм права варианта поведения) [12, с. 137].
Обобщая взгляды исследователей, определим основные компоненты правовой культуры подростка как результата социального воспитания:
- ценностный (нравственно-правовые ценности, уважение к закону, ценностные отношения, обеспечивающие решение проблем в правовом поле);
- когнитивный (знание нормативно-правовых актов, позволяющих функционировать и развиваться в современном обществе);
- деятельностный (соблюдение закона, включенность в правовые отношения, социально-полезную деятельность).
Для формирования правовой культуры подростка, ориентируясь на приведенные выше критерии и показатели, считаем, что важно создавать социальную среду, ориентированную на личность и ее потребности, всеми социальными институтами обеспечивающими качество социализации и качество жизни [13, с. 76].
Соответственно считаем, что правовая культура подрастающего поколения будет влиять на качество жизни общества и личности.
Правовое просвещение подростков можно рассматривать как интегративное направление социально-педагогической деятельности, включающее восшпательный потенциал
не только учебных (в том числе элективные и факультативные) предметов (модули/темы), решающее задачи повышения уровня правосознания и правовой культуры участников образовательных отношений, но и проведение специальных мероприятий по повышению уровня правосознания и правовой культуры участников образовательных отношений с привлечением специалистов микросоциума. создание новых институтов решения проблем подростков (службы медиации, введение специалистов ювенальной юстиции, уполномоченных по правам ребенка в образовательных организациях и др.).
В процессе правового просвещения несовершеннолетних важной является выработка таких качеств, как уважение к праву, чувство правового долга, непримиримость к правонарушениям, привычка действовать в любой ситуации правомерно. То есть конечная цель правового просвещения состоит в том, чтобы уважение к праву стало личным убеждением подростка [14, с. 135].
Это является вектором организации социального воспитания в правовом государстве.
Таким образом, в ходе исследования определили понятие правовая культура подростка как один из видов социальной культуры личности, результат целенаправленного социального воспитания подростка, содержанием которого выступают ценности, знания, правомерное поведение, готовность руководствоваться правом в различных видах социально-полезной деятельности на практике. Основными компонентами правовой культуры подростка являются ценностный компонент (нравственно-правовые ценности, уважение к закон}', решение проблем в правовом поле), когнитивный компонент (знание нормативно-правовых актов, позволяющих функционировать и развиваться в современном обществе), деятельностный компонент (соблюдение закона, включенность в правовые отношения, социально-полезную деятельность). Понимание результатов правового просвещения подростков в форме структурных компонентов правовой культуры позволит качественно организовать важное направление социального воспитания подростка в современных условиях, обеспечивая развитие правового государства.
Список литературы
1. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. М.: Социум. 2000. 176 с.
2. Ильинский И.М., Бабочкин П.И. Концепция воспитания жизнеспособных поколений российской молодежи. М.: Социум, 1999. 16 с.
3. Атагимова Э.И., Федоров И.Н. Нравственно-правовое воспитание и правовое просвещение в современной школе: проблемы и путн решения // Мониторинг правоприменения. 2016. №3(20). С. 70-76.
4. Замятина О.Н. Правовая культура как вид социальной культуры в системе высшего образования // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 134. С. 125-133.
5. Нижних И.К. Использование игры в формировании правовой культуры старших подростков группы риска в условиях системы дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов. 2014. Вып. 4 (132). С. 70-74.
6. Фабриков М.С. Педагогические условия воспитания правовой культуры старшеклассников. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017.
7. Муртазалиев ММ. Профессиональная правовая культура сотрудников прокуратуры: основные характеристики и деформационные тенденции // Вестник .Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионове-дение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология.
2015. №2(158). С. 188-194.
8. Головченко Г.А. Роль правового воспитания в стратегии формирования правовой культуры личности // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2016. № 1 (69). С. 22-27.
9. Павленко Е.М. Влияние деформаций правового сознания на формирование правовой культуры и культуры прав человека // Российское государствоведенне. 2016. № 2. С. 15-27.
10. Балакишн A.C. Правовая культура как социальный феномен // Актуальные проблемы государства. права и гуманитарных наук: сб. материалов межвуз. иауч.-практ. конф. аспирантов, магистрантов, студентов. Н. Новгород, 2016. С. 143-149.
11. Исакова Т.И. Модель формирования правовой культуры несовершеннолетних правонарушителей в специальных профессиональных училищах закрытого типа средствами социально-куль тур ной деятельности // Современная высшая школа: инновационный аспект.
2016. Т. 8. №2 (32). С. 49-56.
12. Аксенова Г.И., Цыганова Т.И. Формирование правовой культуры в системе профессиональной подготовки студентов // Интеграция образования. 2006. № 2. С. 135-139.
13. Гарашшна Н.В., Дружинина A.A. Инновационные технологии обеспечения социального здоровья // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов. 2016. Вып. 10 (162). С. 72-81. DOI: 10.20310/18100201 -2016-21-10( 162)-72-81.
14. Блясова И.Ю. Правовая культура подрастающего поколения: проблемы н пути решения // Педагогическое образование в России. 2014. № 10. С. 134-138.
Поступила в редакцию 17.05.2018 г. Отрецензирована 14.06.2018 г. Принята в печать 10.08.2018 г.
Информация об авторе
Харников Максим Викторович, аспирант, кафедра исихолого-педагогического и социального образования. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов. Российская Федерация. Е-таИ: ¿т§тшаап@уап(1ех. ш
Для цитирования
Харников М.В. Сущность и структура правовой культуры подростка как результат социального воспитания и правового просвещения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов. 2018. Т. 23. № 175. С. 30-36. БО!: 10.20310/1810-0201-2018-23-175-30-36.
DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-175-30-36
THE ESSENC E AND STRUC TURE OF THE TEENAGER'S LEGAL CULTURE AS A RESULT OF SOC IAL EDUCATION AND LEGAL EDUC ATION
Maksim Viktoiovich KHARNIKOV
Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: dnigiiiinaan@yandex.ru
Abstract. We present the reasons that actualize the formation of a teenager's legal culture: the constant updating of legislation, the priority of human rights and freedoms as the supreme value in the rule of law and civil society, strengthening the enlightenment and preventive function of the court and law enforcement agencies as guarantors of human rights, interest in the law and legal in-stinitions on the part of society, development of the preventive nature of work with the adult population. It is established that the legal education of teenagers promotes the growth of their legal culture. the main goal of legal education of adolescents is the education of respect for the rule of law. The result of the legal education of a teenager is a legal culture. We present various modem concepts of "legal culture". Given his own interpretation of the concept of the legal culture of teenagers as one of the types of culture, the result of a pmposeful social education of teenagers, whose content is values, knowledge, lawful behavior, willingness to be guided by law in various types of socially useful activities in practice. We summarize the views of researchers on the structure of the legal culnire of the individual. The main components of the legal culture of teenagers are defined: value (moral and legal values, respect for law, solution of problems in the legal field), cognitive (knowledge of regulatory and legal acts that allow to function and develop hi modem society), activity (observance of the law, involvement in legal relations, in socially useful activities).
Keywords', legal culture; legal education; teenager; legal culture of teenagers; components of teenager's legal culnire
References
1. Babochkin P.I. Stanovleme zhiznesposobnoy molodezhi v dinamichno izmenyayushchemsya obshchestve [Formation of Vital Youth in Dynamically Changing Society], Moscow. Sotsium Publ.. 2000. (In Russian).
2. Ilinskiy I.M.. Babochkin P.I. Kontseptsiya vospitaniya zhiznesposobnykh pokoleniy rossiyskoy molodezhi [Conception of Education for Viable Generations of Russian Youth], Moscow. Sotsium Publ., 1999, 16 p. (In Russian).
3. Atagimova EL, Fedorov I.N. Nravstvenno-pravovoe vospitanie i pravovoe prosveshchenie v sovrememioy shkole: problemy i puti resheniya [Legal-cum-moral education and raising legal awareness in the modern school: problems and ways to solve them]. Monitoringpramprimenemya—Monitoring of law Enforcement, 2016.no. 3 (20). pp. 70-76. (In Russian).
4. Zamyatina O.N. Pravovaya kul'tura kak vid sotsial'noy kul'tiuy v sisteme vysshego obrazovaniya [Legal culture as a kind of social culture in the system of higher education], PolitematichesMy setevoy elektronniy nauchniy zhumal Ku-banskogo gosudars tvenn ogo agramogo universiteta - Polythematic Online Scientific Journal of Kuban State Agrarian University. 2017.no. 134. pp. 125-133. (In Russian).
5. Nizhnikh I.K. Ispol'zovanie igry v formirovanii pravovoy kul'tuiy starshikli podrostkov gruppy riska v usloviyakh sis-temy dopolnitel'nogo obrazovaniya [Using of game in legal culture formation of older adolescents of risk group in terms of supplementary education]. Vestnik Tarnbovskogo universiteta. Seriya: Gumanitamye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities. 2014. no. 4 (132), pp. 70-74. (In Russian).
6. Fabrikov M.S. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya pravovoy kul'tuiy staisheklassnikov [Pedagogical Conditions of Nurturing Legal Culture in High Schoolers]. Vladimir. Vladimir State University Publ., 2017. (In Russian).
7. Murtazaliev M.M. Professional'naya pravovaya kul'tura sotrudnikov prokuratury: osnovnye kharakteristiki i deformat-siomiye tendentsii [Professional legal culture of prosecution officers: basic characteristics and deformation trends], Vestnik Advgeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Regionovedenie: filosofiya, istoiiya, sotsiologiya, yuri-sprudentsiya, politologiya, kul'turologiya - The Bulletin of the Adyghe State University. Series "Region Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Culturology", 2015, no. 2 (158). pp. 188-194. (In Russian).
8. Golovchenko G.A. Rol1 pravovogo vospitaniya v strategii formirovaniya pravovoy kul'tiuy lichnosti [The role of legal education in the strategy of person's legal culture formation]. Ekonomika. Piavo. Pechat'. Vestnik KSEI [Economics. Law. Press. Hie Bulletin of Kuban Social and Economic Institute], 2016, no. 1 (69). pp. 22-27. (In Russian).
9. Pavlenko E.M. Vliyanie deformatsiy pravovogo soznaniya na fonnirovanie pravovoy kul'tuiy i kul'tuiy prav cheloveka [The impact of legal awareness on the formation of legal culture and human rights culture], Rossivskoe gosudarstvove-denie [The Russian Political Science]. 2016. no. 2. pp. 15-27. (hi Russian).
10. Balakshin A S. Pravovaya kul'tura kak sotsial'niy fenomen [Legal culture as a social phenomenon], Sbornik materialov mezhvuzovskoy na uch no -prakticheskoy konferentsii aspirantov. magistrantov, studentov «Aktual'nye problemy gosu-darstva, prava i gumanitarnykh nauk» [Proceedings of Interuniversity Scientific and Practical Conference of PostGraduate Students. Master's Degree Students. Students "Current Issues of the State. Law and Humanities"]. Nizliny Novgorod. 2016. pp. 143-149. (In Russian).
11. Isakova T.I. Model1 formirovaniya pravovoy kul'tury nesovershennoletnikh pravonarushiteley v spetsial'iiykli profes-sional'nykh uchilishcliakli zakiytogo tipa sredstvami sotsial'iio-kul'tunioy deyatel'nosti [Model of forming legal culture in juvenile offenders at special closed vocational schools via social and cultural activities] Smremennaya vysshaya shkola: innovatsionniy aspect — Contemporaty Higher Education: Innovative Aspects. 2016, vol. 8. no. 2 (32). pp. 4956. (In Russian).
12. Aksenova G.I., Tsyganova T.I. Formirovanie pravovoy kul'tury v sisteme professional'iioy podgotovki studentov [Formation of legal culture hi system of professional training of students], Integratsiya obrazovaniya - Integration of Education. 2006. no. 2. pp. 135-139. (InRussian).
13. Garashkina N.V., Druzhinina A.A. Innovatsionnye tekhnologii obespecheniya sotsial'nogo zdorovya [Innovative technology to ensure social health], Vestnik Tarnbovskogo universiteta. Seriya: Gumanitamye nauki — Tambov University Revim*. Series: Humanities. 2016, vol. 21, no. 10 (162). pp. 72-81. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-72-81. (hi Russian).
14. Blyasova I.Y. Pravovaya kul'tura podrastayushchego pokoleniya: problemy i puti resheniya [Legal culture of yoimg generation: problems and ways of solution]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii - Pedagogical Education in Russia. 2014.no. 10. pp. 134-138. (In Russian).
Received 17May2018 Reviewed 14 June 2018 Accepted for press 10 August 2018
Information »bout the author
Khamikov Maksim Viktorovich. Post-Graduate Student. Psychological and Pedagogical and Social Education Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin. Tambov. Russian Federation. E-mail: drugininaan@yandex.ru
For citation
Khamikov M.V. Sushchnost1 i struktura pravovoy kul'tury podrostka kak rezul'tat sotsial'nogo vospitaniya i pravovogo prosveshcheniya [The essence and structure of the teenager's legal culture as a result of social education and legal education], Vestnik Tarnbovskogo universiteta. Seriya: Gumanitamye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities. 2018. vol. 23. no. 175, pp. 30-36. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-175-30-36. (In Russian. Abstr. in Engl).