www.volsu.ru
DOI: https://doi.Org/10.15688/lc.jvolsu.2018.2.14
UDC 37.017 LBC 74.200.515
TOPICAL ISSUES OF LEGAL EDUCATION
Arman S. Akhmetov
Pavlodar State Pedagogical University, Pavlodar, Kazakhstan
Introduction: the creation of a holistic concept in the field of improving the legal culture of the citizen and the whole society directly depends on the quality of the system of legal education. The study of the essence and content of legal education, which is an important means of improving the level of legal culture of a modern society, is becoming a particularly necessary component of the activities of any state bodies. Legal education along with legal training is one of the means to improve the level of legal culture of the society. The improvement of the entire system of legal education has a positive impact on the reforms carried out in the state, and also contributes to the growth of the participation of every citizen in the activities of the state. The current research aimed at studying this phenomenon is not sufficient to disclose its nature and essence, therefore, the relevance of the research topic is in little doubt. The purpose of the scientific work is to study the essence and content of legal education, which has an active impact on improving the level of legal culture of the individual and the society. Methods: the methodological framework for this research is the general scientific and special legal methods of cognition. Results: in the scientific work the analysis of the essence and content of legal education as a process of purposeful and systematic influence on the consciousness and behavior of the person from the state, various public organizations and individuals is carried out. Conclusions: as a result of this research, on the basis of the domestic and foreign sources there are studied the essence and content of legal education as one of the main means of forming the level of legal culture of the society.
Key words: legal education, society, culture, legal culture, individual, civil society, state, legal education.
УДК 37.017 ББК 74.200.515
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Арман Серикович Ахметов
Павлодарский государственный педагогический университет, г. Павлодар, Казахстан
Введение: создание целостной концепции в области повышения правовой культуры гражданина и всего общества напрямую зависит от качества системы правового воспитания. Изучение сущности и содержания правового воспитания, которое является важнейшим средством повышения уровня правовой культуры современного общества, становится особо необходимой составляющей деятельности любых государственных органов. Правовое воспитание наряду с правовым обучением является одним из средств повышения уровня правовой культуры общества. Совершенствование всей системы правового воспитания положительно влияет на проводимые в государстве реформы, а также способствует росту активности участия каждого гражданина в деятельности государства. На сегодняшний день существующие научные исследования, направленные на изучение данного феномена, недостаточно раскрывают его природу и сущность, поэтому актуальность представленной темы исследования не вызывает сомнений. Целью научной работы является
00
изучение сущности и содержания правового воспитания, которое оказывает активное воздействие на повышение уровня правовой культуры индивида и всего общества. Методы: при написании научной работы О методологическую основу данного исследования представили общенаучные и специальные юридические методы познания. Результаты: в научной работе проведен анализ сущности и содержания правового воспитания как процесса целенаправленного и систематического воздействия на сознание и поведение человека § со стороны государства, различных общественных организаций и отдельных граждан. Выводы: в результате данного научного исследования на основе отечественных и зарубежных источников изучена сущность и
содержание правового воспитания как одного из основных средств формирования уровня правовой культуры общества.
Ключевые слова: правовое воспитание, общество, культура, правовая культура, индивид, гражданское общество, государство, правовое образование.
Введение
В современной правовой науке присутствует большое количество вопросов, которые касаются проблемы изучения правового воспитания, так как оно является неотъемлемой частью формирования правовой культуры общества. На сегодняшний день существует множество различных подходов, которые раскрывают в определенной степени сущность и содержание правового воспитания, систему механизмов его развития, а также особенности повышения качества процесса усвоения индивидом всех правовых знаний. Научные исследования, проводимые учеными, юристами-практиками в этом направлении, безусловно, заслуживают должного внимания и анализа в силу актуальности изучения данного феномена.
Целью правового воспитания является формирование человека, который знает и уважает закон, противодействует правонарушениям, борется с правовым нигилизмом, коррупцией и т. п. Для этого необходимо, чтобы человек всегда имел высокие нравственные идеалы и соответствовал им [5, с. 28].
Процесс правового воспитания преследует главную цель - развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом, что в итоге даст возможность ему соответствовать правовому поведению, которое согласовывается с потребностями и ценностями правового государства. Суть правового воспитания выражается в формировании установок на согласование собственных ожиданий, устремлений и интересов с ожиданиями социума. Для этого очень важно, чтобы потребности человека не противоречили потребностям всего общества и его ценностям. Правовое воспитание довольно тесно взаимосвязано с правовым обучением, так как процесс воспитания практически невозможен без процесса обучения, а обучение, как правило, несет в себе воспитательный эффект.
Сущность и содержание правового воспитания
Правовое воспитание - это процесс формирования правовой культуры у отдельных граждан или в обществе в целом. Этот процесс осуществляется посредством СМИ, государственными органами, должностными лицами, всеми учебными заведениями, а также неправительственными организациями. Если говорить о правовом воспитании, то оно выражается в широком и узком смыслах. В широком смысле важно говорить не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, то есть когда на человека оказывается воспитательное воздействие окружающей обстановки в целом, всей системой юридической практики, а также поведением должностных лиц - представителей государственных органов правовой сферы. Если говорить о правовом воспитании в узком смысле, то здесь необходимо отметить, что оно выражается своей направленностью на повышение уровня правовой культуры отдельного человека, группы людей или общества в целом [1, с. 364].
По мнению О.А. Рузаковой, А.Б. Руза-кова, правовое воспитание - это определенный процесс систематического воздействия на сознание человека, на уровень его культуры поведения, который осуществляется для достижения необходимого уровня правовых знаний, а также выработки уважения к законам и правил точного соблюдения его требований на основе личных убеждений [7, с. 10].
Например, З.З. Гумерова считает, что правовое воспитание - это диалектический процесс формирования и закрепления системы определенных ценностей правосознания, которые задают направленность социальному поведению субъектов [4, с. 173].
По мнению Л.М. Матвиенко, под правовым воспитанием необходимо понимать сам процесс формирования личности с наличием широкого диапазона знаний в области права, возможностью осознанного восприятия зако-
нов, а также способность человека к правомерному поведению и собственной сформированной активной правовой позиции [6, с. 127].
Стоит обратить внимание на позицию Т.В. Синюковой, которая считает, что «...правовое воспитание - это необходимое систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования у него определенных положительных взглядов, представлений, ценностных ориентаций, установок, которые обеспечивают соблюдение, исполнение и использование правовых норм. Правовое воспитание - это сложная система деятельности, как со стороны государственных органов, так и со стороны самого общества, направленная на формирование правового сознания и правовой культуры у каждого индивида...» [8, с. 121].
Правовое воспитание требует вариативную модель использования технологий обучения и воспитания. Совокупность параметров правового воспитания, ее технологии включены в многочисленные государственные программы, которые предусматривают в себе активное использование 1Т-технологий и различных коммуникационных систем. Основные технологии формирования правовой культуры включают в себя информатизацию, правовое образование и правовое воспитание в школах и вузах, проведение различных практико-ори-ентированных научных исследований, систематическое повышение квалификации юридических кадров.
Но каковы же основные элементы системы правового воспитания? Прежде всего необходимо выделить формы (способы) организации воспитательного процесса. В настоящее время к формам правовой работы с населением можно отнести:
- пропаганду права посредством средств массовой информации;
- организацию правового всеобуча;
- организацию правовоспитательной работы в связи проведенными конституционными мероприятиями (референдум, выборы).
К основным средствам правового воспитания можно отнести:
- организацию правовой пропаганды;
- систему правового обучения;
- применение юридической практики;
- процесс самовоспитания.
В основе применения всех вышеназванных средств правового воспитания лежит обеспечение правовой информированности, которая предполагает прямую передачу, восприятие, а также преобразование и использование правовой информации.
Определенный интерес вызывает пара-дигмальный подход к изучению правового воспитания, предложенный Т.В. Губаевой и З.З. Гумеровой. Содержание этого подхода сводится к следующему. Парадигма правового воспитания - это система устоявшихся на текущий момент различных теоретических воззрений, которая предопределяет дальнейшее продуктивное развитие научных знаний об исследуемом объекте (например, правовом воспитании). Представленная парадигма включает в себя следующие признаки: 1) обладает инструментальным характером (то есть является способом познания, а также средством осуществления различных исследовательских программ); 2) выражается посредством диалектического синтеза знаний (основана на предшествующем, то есть обращена к перспективе); 3) актуализирует имеющиеся множественные междисциплинарные связи [3, с. 179].
Выводы
Процесс формирования гражданского общества напрямую связан с устранением таких явлений как правовой нигилизм, коррупция и т. д. При этом важное значение играет уровень правосознания и правовой культуры населения, поэтому для этого необходимо создать продуманную систему правового воспитания. Практически абсолютным решением актуальной проблемы современности - правового нигилизма - является развитие правового воспитания. Правовое воспитание - это целенаправленный процесс воздействия на сознание индивида с целью формирования у него достаточно высокого уровня правовой культуры. Данное воздействие может осуществляться органами государственной власти, общественными объединениями, правозащитными движениями в целях формирования и повышения уровня правовой культуры [2, с. 78].
К основным направлениям правового воспитания как деятельности, которая направ-
лена на повышение уровня правовой культуры человека, прежде всего относятся конкретные способы организации воспитательного процесса. К ним можно отнести:
1) процесс формирования правосознания и правовой культуры в семье;
2) систему обучения правовым знаниям и правовой культуры в школах;
3) наличие профессиональной правовой подготовки в вузах юридического профиля;
4) процесс самовоспитания;
5) организацию выпуска и распространение разнообразной юридической литературы;
6) организацию правовой пропаганды всеми государственными органами, должностными лицами;
7) организацию пропаганды права посредством средств массовой коммуникации и художественной литературы;
8) создание общедоступной компьютерной базы данных, а также распространение правовой информации посредством сети Интернет [9, с. 52].
Таким образом, можно сделать вывод, что правовое воспитание - это определенный процесс воздействия на сознание и поведение человека со стороны государства, общественных организаций и отдельных граждан, который имеет целенаправленный и систематический характер. Данный процесс осуществляется в целях формирования у индивида системы мировоззрений, представлений, взглядов, ценностных ориентаций, которые обеспечивают соблюдение, исполнение и практическое использование правовых норм (правил поведения).
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Балшикеев, С. Б. Средства формирования правовой культуры личности / С. Б. Балшикеев, М. М. Карасартова // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6 (31). - С. 364-367.
2. Ватаева, Л. А. Правовая культура на современном этапе / Л. А. Ватаева, Т. Т. Царикаева // Система ценностей современного общества. - 2014. -№ 38. - С. 78-81.
3. Губаева, Т. В. Правовое воспитание: пара-дигмальный подход / Т. В. Губаева, З. З. Гумерова // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. -№ 4. - С. 179-182.
4. Гумерова, З. З. Идея права как детерминанта правового воспитания / З. З. Гумерова // Вест-
ник Костромского государственного университета. - 2016. - № 7. - С. 172-174.
5. Дерюгина, Т. В. Нравственность и право как основы правового воспитания и правомерного осуществления субъективных гражданских прав / Т. В. Дерюгина, А. О. Зайцев // Правовая парадигма = Legal Concept. - 2017. - Т. 16, № 1. - С. 28-33. -DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2017.1.4.
6. Матвиенко, Л. М. К вопросу о значимости правового воспитания / Л. М. Матвиенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 31. - С. 127-129.
7. Рузакова, О. А. Проблемы правового воспитания и просвещения детей в Российской Федерации / О. А. Рузакова, А. Б. Рузаков // Правовая парадигма = Legal Concept. - 2017. - Т. 16, № 1. - С. 1015. - DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2017.1.1.
8. Синюкова, Т. В. Правовое воспитание в современных условиях / Т. В. Синюкова // Потенциал современной науки. - 2015. - № 3. - С. 121-124.
9. Скубак, Н. Ю. Правовое воспитание и правовое обучение в процессе формирования правовой культуры / Н. Ю. Скубак, М. Е. Норсеева // Технологии гражданской безопасности. - 2011. - № 8. - С. 52-55.
REFERENCES
1. Balshikeev S.B., Karasartova M.M. Sredstva formirovaniya pravovoy kultury lichnosti [Means of Personality's Legal Culture Formation]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2011, no. 6 (31), pp. 364-367.
2. Vataeva L.A., Tsarikaeva T.T. Pravovaya kultura na sovremennom etape [Legal Culture at the Present Stage]. Sistema tsennostey sovremennogo obshchestva, 2014, no. 38, pp. 78-81.
3. Gubaeva T.V., Gumerova Z.Z. Pravovoe vospitanie: paradigmalnyy podkhod [Legal Education: A Paradigmatic Approach]. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii, 2015, no. 4, pp. 179-182.
4. Gumerova Z.Z. Ideya prava kak determinanta pravovogo vospitaniya [The Idea of Law as the Determinant of Legal Education]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta, 2016, no. 7, pp. 172-174.
5. Deryugina T.V., Zaytsev A.O. Nravstvennost i pravo kak osnovy pravovogo vospitaniya i pravomernogo osushchestvleniya subyektivnykh grazhdanskikh prav [Morality and Law as the Basics for Legal Education and the Lawful Implementation of Subjective Civil Rights]. Pravovaya paradigma = Legal Concept, 2017, vol. 16, no. 1, pp. 28-33.
6. Matvienko L.M. K voprosu o znachimosti pravovogo vospitaniya [On the Importance of Legal Education]. Lichnost, semya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii, 2014, no. 31, pp. 127-129.
7. Ruzakova O.A., Ruzakov A.B. Problemy pravovogo vospitaniya i prosveshcheniya detey v Rossiyskoy Federatsii [The Problems of Legal Education and Enlightenment of Children in the Russian Federation]. Pravovaya paradigma = Legal Concept, 2017, vol. 16, no. 1, pp. 10-15.
8. Sinyukova T.V. Pravovoe vospitanie v sovremennykh usloviyakh [Legal Education in
Modern Conditions] Potentsial sovremennoy nauki, 2015, no. 3, pp. 121-124.
9. Skubak N.Yu., Norseeva M.E. Pravovoe vospitanie i pravovoe obuchenie v protsesse formirovaniya pravovoy kultury [Legal Education in the Process of Legal Culture Formation]. Tekhnologii grazhdanskoy bezopasnosti, 2011, no. 8, pp. 52-55.
Information about the Author
Arman S. Akhmetov, Ph.D, Associate Professor, Professor of Department of Social Disciplines and Humanities, Pavlodar State Pedagogical University, Mira St., 60, 140000 Pavlodar, Kazakhstan, arman. ahmetov@mail. ru.
Информация об авторе
Арман Серикович Ахметов, доктор Ph.D, ассоциированный профессор (доцент), профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Павлодарский государственный педагогический университет, ул. Мира, 60, 140000 г. Павлодар, Казахстан, arman.ahmetov@mail.ru.