УДК 685.01:351.12
О ПОИСКЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАСТЕРА
© 2010 г. Л.А. Романова , Е.В. Прохорова , Б.В. Морозов , В.А. Полякова , Л.Б. Томилина , В. Т. Прохоров , Г.Ю. Волкова
Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, г. Шахты
**ООО «Юг-тест» г. Ростов-на-Дону
Студия универсального дизайна Галины Волковой, г. Москва
South-Russian State University of the Economy and Service, Shahty
**LTD «Yug- test» Rostov-on-Don
***Studio of Universal Design of Galina Volkova
Представлены результаты экспертного опроса о влиянии кластерных связей на обспечение эффективности результатов деятельности кластера - на рентабельность производства. Они подтвердили эффективность выбранного способа оценки факторов на результирующий признак - обобщенный показатель деятельности формируемого кластера на базе обувных предприятий ЮФО и СКФО.
Ключевые слова: кластер; кластерный признак; рентабельность производства; ранговая рандомизация; коэффициент конкордации; критерий Пирсона; согласованность; программное обеспечение.
In the article the results of the expert questioning are presented on influence of cluster connections on ob6spechenie efficiency of results of activity of cluster - on profitability ofproduction. They confirmed efficiency of the chosen method of estimation of factors on a resulting sign is the generalized performance of the formed cluster indicator on the base of shoe enterprises of YUFO and SKFO.
Keywords: cluster; cluster sign; profitability of production; grade randomization; coefficient of konkordacii; criterion of Pearson; co-ordination, software.
Кластерный подход нужно рассматривать, прежде всего, с точки зрения конкурентоспособности. С середины 80-х гг. прошлого века концепции конкурентоспособности стали развиваться во всем мире, и на сегодняшний день можно выделить три фундаментальных подхода: американский, британский и скандинавский. Американский подход к формированию кластеров и кластерной политики в наибольшей степени ориентирован на практику. Британский подход к вопросу повышения конкурентоспособности уделяет большее внимание развитию цепочек добавленной стоимости и локальных кластеров между развитыми и развивающимися странами. Скандинавская школа известна разработкой нескольких концепций, в частности, национальных региональных инновационных систем и экономик обучения для регионов.
Все три подхода не дают четкого определения основных критериев конкурентоспособности кластеров, но выделяют такие показатели, как производительность труда, доля в мировом экспорте, общая занятость населения, качество управления и образования.
Главным признаком конкурентоспособности кластера является способность превратить недостатки своего экономико-географического положения в конкурентные преимущества. Это значит, что если в регионе есть недостатки, с помощью творческого подхода и без привлечения ресурсов из центра выход из кризисной ситуации возможен.
Но пока региональная политика в России строится на постулате, что достаточно выявить регионы-лидеры, определить их точки роста, выделить на них деньги, после чего они будут развиваться. При этом на Западе всем государственным менеджерам кластерных инициатив категорически запрещается что-то выделять, давать средства и поддерживать произвольно. Кластерная политика требует дифференцированного подхода. Необходимо выделить все типы кластеров - развитые, потенциальные - и стараться поддерживать все. Единственное, что нельзя делать, это создавать кластеры на пустом месте - там, где бизнес-инициативы подменяются инициативами чиновников.
Для того чтобы кластеры можно было в России спроектировать и создать, на наш взгляд, должно быть создано несколько конкурирующих групп, которые могли бы предъявить методологию и конкретные организационные технологии построения кластеров, а затем получить право на создание кластеров. Естественным образом никакие кластеры в России, конечно, сформированы не будут. По обычной Российской привычке мы назовём кластерами очень разные вещи -перевод в Россию с Украины моторостроительных заводов, покупку и запуск технологических линий на Западе по освоению новых единиц продукции, восстановление разрушенных после развала Советского Союза самых примитивных кооперативных связей, возможность продавать и коммерциализировать соз-
данные ещё в 60-е гг. прошлого века технологические решения. Делая всё это и оживляя российскую промышленность, мы не будем делать только одного -создавать новую промышленную мультисистему, прорываясь к новой форме организации профессионального труда. С этой точки зрения мы будем, скорее всего, создавать квазирыночный отраслевизм, где изолированные и обособленные ведомства, реально ни с кем не конкурируя, будут назначать определённую монопольную цену. Ведомственно-отраслевое сознание будет смешано с формально экономическим, «рыночным», но к удивлению многих никакой новой формы организации деятельности не возникнет. Такие, появляющиеся где угодно и по любому поводу, кластеры будут похожи на новые промышленные платформы как «Созвездие Пса на собаку лающее животное», хотя всё и будет называться кластерами. Поэтому нам действительно нужны организационно-управленческие промышленно-методологические групппы, способные разрабатывать организационные формы кластеров и создавать их на основе эпистеми-ческих технологий, позволяющих различать и соорга-низовывать разные типы знаний (фундаментально-научное знание, технологическое знание, маркетинго-во-гуманитарное знание, финансово-инжиниринговое знание, а также стратегическое видение), обеспечивающих продвижение новых кластерных корпораций, поскольку отрасль формируется стихийно, только ориентируясь на вещь- продукт. Основным требованием при этом является стремление сделать изделие-вещь любой ценой.
Критическая ситуация в обувной отрасли ЮФО и СКФО, не в последнюю очередь, - результат неспособности многих руководителей обувных предприятий быстро приспособиться к новым требованиям, выдвигаемым рынком, к возникшей конкуренции со стороны российских и иностранных производителей. Поэтому сложившаяся ситуация привела к необходимости разработки стратегии развития производств по выпуску конкурентоспособного ассортимента обуви, востребованного на обувных рынках ЮФО и СКФО, ближнего и дальнего зарубежья и направленной на удовлетворение потребительского спроса на отечественную продукцию и решение вопросов по улучшению социально-экономического положения в регионах за счет создания новых рабочих мест. Особую актуальность эта проблема имеет для производителей обуви в ЮФО и СКФО, где имеются благоприятные условия для реализации данной стратегии, а именно:
- большая концентрация квалифицированной рабочей силы;
- скоординированная специализация производителей;
- многолетние традиции обувного ремесла;
- небольшое количество местных поставщиков, но качественного сырья, комплектующих материалов;
- высокий спрос в ЮФО и СКФО на качественную обувь.
Методологической основой оценки эффективности результатов работы обувного предприятия явилась
бы модель формирования конкурентоспособности предприятия, в соответствии с которой оценка конкурентоспособности предприятия была бы возможна на количественном измерении влияния факторов на конкурентоспособность продукции и конкурентный потенциал этого предприятия. При новом подходе к решению многофакторных экстремальных задач по изучению влияния факторов на конкурентоспособность предприятия имеет место обоснованное планирование эксперимента, которое проводится в несколько этапов. Но на первом этапе оправданно было бы провести анкетирование ведущих специалистов отрасли. Главным критерием для оценки конкурентоспособности кластера обоснованно выбирать результирующий признак - обобщающий показатель эффективности деятельности предприятия, которым по экономическому смыслу является рентабельность производства.
При этом рекомендуется включить в анкету как можно больше факторов, которые в данной ситуации «подозреваются» в способности воздействовать на этот самый результирующий признак - рентабельность производства. Для этой цели специалистам, работающим в обувной отрасли, был предложен список факторов, имеющих, с нашей точки зрения, определённое влияние на обеспечение эффективных результатов деятельности кластера (табл. 1).
При заполнении табл. 1 эксперт-респондент соблюдал следующее правило, которое определено требованиями ранговой рандомизацией, а именно, ознакомиться с перечнем факторов, оказывающих влияние на рентабельность производства, и распределить их по степени влияния, используя правило арифметического ряда, т. е. фактор, который эксперты-респонденты считают наиболее важным, получает более высокий ранг, т. е., как в спорте - 1-е, а остальные - по степени уменьшения их влияния на исследуемый процесс, т.е. 2-е, 3-е места и т.д. (табл. 2). Если же эксперт-респондент не может принять однозначное решение о присвоении соответствующих единственно верных с его точки зрения мест по двум или нескольким факторам, то он имел право приписывать им одно и то же место, т. е. при расчетах вводится понятие «связанные» ранги. Все результаты опроса заносятся в матрицу (табл. 3), и обрабатываются в автоматическом режиме на основе программного обеспечения, разработанного в ЮРГУЭС с одновременным расчетом коэффициента конкордации (Ж) и критерия Пирсона (Хд). Так как коэффициент конкордации оказался равным 0,757, то можно считать, что мнение экспертов-респондентов совпадает в полной мере из-за высокого уровня компетентности участников вопроса.
Учитывая, что участники опроса всегда представляют «разные школы», т. е. имеют свое особое мнение, программа позволяет определить число таких экспертов-респондентов, чье мнение не совпадает с мнением большинства участников опроса. Оценивается это по изменению коэффициента конкордации (Ж). Если его значение возрастает, то такой эксперт-респондент может быть исключен из списка участ-
вующих в опросе и процедура расчета (Ш) повторяется, выявляя новых респондентов, чье мнение не совпадает с большинством. Если же коэффициент кон-кордации (Ш) не изменяется, то данный эксперт-респондент остается в списке. Операция осуществляется до тех пор, когда коэффициент конкордации достигнет своего максимального значения, т. е. приблизится к единице. Кроме того, программа позволяет осуществить построение априорной диаграммы рангов как без тех экспертов, чье мнение не совпадает с мнением большинства, так и с учетом всех участников опроса. Такой подход для оценки эффективности деятельности кластера с нашей точки зрения оправдан, так как позволяет существенно снизить затраты на проведение исследований с целью получения более достоверной информации уже на основе только результатов опроса.
Таблица 1
Влияния кластерных связей на обеспечение эффективности результатов деятельности кластера - на рентабельность производства
Факторы Ранг
1. Снижение затрат на 1 руб. товарной продукции Xi
2. Повышение конкурентоспособности предприятий Х2
3. Рост производительности труда Хз
4. Средневзвешенная конкурентоспособность товара Х4
5. Остатки готовой продукции на складе по сравнению с нормой Х5
6. Доля предприятия на рынке Хб
7. Темп роста объема продаж Х7
8. Доходность инвестиций Х8
9. Рентабельность совокупных активов Х9
10. Коэффициент обеспеченности собственными средствами Х10
11. Динамика коэффициента текущей ликвидности Xii
12. Коэффициент использования производственных мощностей Х12
13. Темп роста товарной продукции Xi3
14. Износ основных средств в целом по предприятию Х14
15. Материалоотдача Xi5
16. Объем поставок по прямым связям Х16
17. Доля инновационных товаров Х17
18. Расходы на инновации Х18
19. Соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы Х19
20. Коэффициент текучести кадров Х20
21. Затраты на лизинг Х21
Диаграммы рангов (рис. 1 и 2) построены как для случая, когда учитывается мнение всех экспертов-респондентов (рис. 1), принявших участие в опросе, так и без тех экспертов чьё мнение не согласуется с мнением большей части экспертов-респондентов (рис. 2).
Но в любом случае результаты априорного ранжирования с участием специалистов подтвердили возможность оценки эффективной деятельности кластера через рентабельность производства как обобщающий показатель результатов производственно-хозяйственной деятельности кластера.
И, что интересно, достичь этого возможно лишь в том случае, если в рамках кластера предприятиям удастся обеспечить снижение затрат на один рубль продукции - Х1, постоянно повышать конкурентоспособность изготавливаемой продукции - Х2, обеспечивая при этом повышение производительности труда -Х3, реализуя условия формирования конкурентоспособности этой самой продукции - Х4 за счет производства именно востребованной продукции и обеспечивая ей 100 %-ю реализацию - Х5, наращивая постоянно долю объема продаж на рынке - Х6 и темпов роста объема продаж - Х7. Неудивительно, что при всем этом должны расти доходность инвестиций кластера -Х8, рентабельность совокупных активов - Х9, с постоянным увеличением доли собственных средств - Х10.
Достижение цели в области развития кластеров возможно только при проведении комплексной технологической модернизации реального сектора экономики региона. Применительно к ЮФО и СКФО она возможна только при учете интересов всех участвующих хозяйствующих субъектов. Речь идет о таких направлениях, как:
- увеличение доли инновационного сектора и внедрение технологических инноваций на предприятиях, образующих кластеры;
- развитие предпринимательской деятельности в области крупного, среднего и малого бизнеса и взаимное сотрудничество в целях внедрения инноваций, что ведет к расширению действующих и созданию новых кластеров;
- усиление связей и взаимозависимости предприятий промышленности и научно-исследовательских и образовательных центров и школ;
- совершенствование территориального размещения промышленных предприятий.
Итак, управление спросом для кластера - процесс управления продуктом от концептуальной разработки до утилизации. Когда этот процесс работает эффективно, кластер получает возможность управлять прибыльными инновациями - ускорять разработку новых продуктов, быстро выводить их на рынок и постоянно улучшать качество, одновременно снижая затраты.
При этом, стремясь устоять в конкурентной борьбе, обувные предприятия, входящие в кластер, вынуждены постоянно улучшать потребительские свойства производимых ими товаров и расширять гамму условий поставок и услуг, хотя все это в той или иной мере учитывается в цене и в конечном итоге оплачивается потребителем.
Таблица 2
Результаты опроса экспертов-респондентов о влиянии кластерных связей на обеспечение эффективности результатов деятельности кластеров на рентабельность производства
Эксперты Факторы
X1 X2 X3 X4 X5 X6 X7 X8 X9 X10 X11 X12 X13 X14 X15 X16 X17 X18 X19 X20 X21
1 1 2 3 3 13 4 5 6 10 3 12 4 7 11 8 6 4 4 9 13 10
2 3 2 4 1 14 5 7 8 12 2 13 6 9 12 10 6 4 6 11 13 12
3 2 1 3 3 11 4 7 7 9 2 11 6 7 10 8 7 5 6 8 12 9
4 1 2 3 4 17 5 8 12 15 2 14 6 9 16 10 7 5 6 11 18 13
5 2 1 4 3 20 8 9 13 18 6 19 12 5 14 15 16 12 11 10 17 7
6 1 2 4 3 16 7 6 9 11 5 15 5 8 12 14 10 7 11 13 15 14
7 2 1 5 4 20 7 11 12 16 3 19 9 13 18 14 10 6 8 15 21 17
8 2 1 3 3 15 4 7 8 12 3 14 5 9 14 10 6 4 5 11 16 13
9 1 1 2 2 17 4 8 9 13 2 16 6 10 15 11 7 3 5 12 18 14
10 3 1 4 2 15 17 5 5 6 11 10 6 13 15 16 8 6 7 9 12 14
11 1 3 2 7 13 6 4 18 8 19 12 11 10 9 15 14 5 16 21 17 20
12 2 1 3 3 17 4 8 9 13 2 16 6 10 15 11 7 4 5 12 18 14
13 3 1 2 2 14 6 5 7 8 4 12 4 6 9 10 7 5 8 9 13 11
14 1 2 4 3 15 7 6 8 10 5 14 5 7 11 13 9 6 10 12 14 13
15 5 2 6 1 19 21 7 4 3 15 14 8 17 11 18 12 10 9 13 16 20
16 2 1 3 3 17 8 6 10 13 4 16 5 9 13 15 11 7 12 14 16 15
17 2 1 2 3 16 4 4 6 9 3 14 3 5 10 12 7 4 8 11 15 13
18 3 1 2 2 13 4 8 8 10 2 12 6 9 12 9 7 4 5 10 14 11
19 2 1 3 8 20 7 5 4 6 9 16 11 10 12 15 14 13 18 17 19 21
20 4 13 3 12 16 13 2 9 14 15 6 7 1 8 18 5 18 19 10 17 11
45 40 35 30 25 20 15 10 05 00
120 100
80
60 40 20
0
Рис. 2. Диаграмма рангов для респондентов, чье мнение совпадает друг с другом
388,5 394,5
...335,5346,5 —
296,53 11 ,53 1 5 —
219,5 181,5 223 225
163 165,5168,5n 5 п 1 1 П
77 84 I
42 49
2 1 3 4 10 12 17 7 6 8 13 16 18 9 19 14 15 21 11 20 5
Рис. 1. Диаграмма рангов
„. 99.5 0 5
8 0,5 8 4, 5 9 0, 95
59,5 6 3 7 5 0, 5 7 4, 5
41 44 5 1 5 5 5 5
16 21 22 32 33
5n5 0
2 1 10 4 3 17 6 18 12 16 7 8 13 15 19 9 21 14 11 5 20
Устанавливая цену изделия, предприятие должно учитывать и уровень уже сложившихся цен на другие близкие по назначению и качеству товары, находящиеся на рынке. Это тем более необходимо еще и потому, что в финансово-хозяйственной деятельности обувного предприятия чрезвычайно важное место принадлежит наличию денежных средств и их движению. Ни одно предприятие, входящее в кластер, не может осуществлять свою деятельность без денежных средств.
Управление денежными потоками является одним из важнейших элементов финансовой политики предприятий, входящих в кластер, влияющим на оптимизацию структуры и оборачиваемости капитала, платежеспособность, эффективность и сбалансированность реализации его стратегических и тактических задач. Наличие у предприятия денежных средств нередко связывается с его прибыльной деятельностью. Однако такая связь не всегда очевидна. Современный мировой финансовый кризис, приведший, в том числе, к обострению проблемы взаимных неплатежей, подвергает сомнению абсолютную незыблемость прямой связи между этими показателями. Разработанное программное обеспечение позволяет рассчитывать поступление денежных средств от операционной деятельности предприятий, входящих в кластер. Эта программа для менеджера по продажам или маркетолога, контролирующего процесс продажи конкретной выпускаемой модели. В результате предложенного расчета получим чистый приток от операционной деятельности. Снижение объема продаж приводит к уменьшению денежного потока и требует снижения отпускной цены изделия с целью повышения объема продаж. Если такое мероприятие не приводит к увеличению денежного потока, то встает вопрос о целесообразности дальнейшего выпуска этой модели.
Для обувных предприятий это расширение ассортиментного набора товаров помимо прочего позволило сгладить сезонность денежных потоков, предупредить снижение поступления денежных средств, обеспечить стабильность результатов деятельности обувных предприятий, входящих в кластер. Движение денежной наличности по данному направлению связано с оптимизацией его расчетов с покупателями, а значит, будет гарантом устойчивости предприятий, входящих в кластер.
В современной коммерческой практике для этого используются следующие виды финансовых инструментов: товарное (коммерческое) кредитование; вексельные взаиморасчеты; факторинговые операции. Для обувных предприятий наиболее эффективным является товарное (коммерческое) кредитование. Оно применяется ограниченный временной период, предоставляет возможность выбора условий кредитования, стимулирует долгосрочные партнерские отношения в бизнесе. Однако из-за отсутствия необходимости специального обеспечения оно связано с повы-
шенным кредитным риском, особенно при ухудшении конъюнктуры рынка.
Использование матричного метода позволяет рассмотреть различные финансовые предложения партнеров по бизнесу и выбрать компромиссный вариант для обеих сторон коммерческой сделки. Так, предоставление 3 %-й скидки к цене реализации возможно практически при любом периоде отсрочки платежа; 5 %-й скидки - при отсрочке платежа на 30 дней и более; 7 %-й скидки - при отсрочке на 40 дней и более; 8 %-й скидки - при отсрочке оплаты на 50 дней и более.
Следует заметить, что расширение практики применения товарного (коммерческого) кредитования приводит к необходимости решения проблемы эффективного управления дебиторской задолженностью хозяйствующего субъекта как динамичного элемента оборотных средств. Она может быть допустимой, обусловленной действующей формой расчетов, и недопустимой, свидетельствующей о недостатках в управлении финансово-хозяйственной деятельностью и нарушении платежной дисциплины. Для малого торгового предприятия, занимающегося розничными продажами, проблема управления дебиторской задолженностью, как правило, не возникает.
Синхронизация денежных потоков малого торгового предприятия зависит также от условий его сбытовой политики; размера оптовых скидок к ценам реализации и удельного веса оптовых продаж. На первый взгляд, может показаться, что для обувных предприятий выгоднее перейти полностью на оптовую торговлю товарами легкой промышленности. Однако из-за высокого уровня конкуренции для привлечения оптовых покупателей предпринимателю придется пойти на увеличение ценовой скидки, что приведет к снижению рентабельности продаж. Не следует также забывать о вероятности роста величины дебиторской задолженности, в том числе и просроченной. В результате при ценовой скидке до 3 % целесообразно иметь удельный вес оптовых продаж до 40 %; при диапазоне ценовой скидки от 3 до 5 % - 40 - 60 %. Дальнейшее повышение скидки к цене реализации, по нашим расчетам, является неэффективным.
Применение системного подхода к решению проблемы повышения конкурентоспособности предприятий вызвало необходимость формирования системы управления конкурентоспособностью предприятий на основе кластерного подхода. Все элементы системы на основе диалектического закона всеобщей связи тесно взаимодействуют:
- во-первых, друг с другом,
- во-вторых, с объектом управления,
- в-третьих, с различными элементами системы управления более высокого уровня,
- в-четвертых, с различными элементами территориальных систем управления (местные органы управления, центры маркетинга, торгово-промышленные палаты и др.),
- в-пятых, с элементами системы управления предприятий других отраслей (поставщики материалов, ресурсов, услуг и др., потребители продукции).
Управление денежными потоками является одним из важнейших элементов финансовой политики обувных предприятий, влияющих на оптимизацию структуры и оборачиваемости капитала, платежеспособность, эффективность и сбалансированность реализации его стратегических и тактических задач.
Управление денежными потоками включает:
- расчет финансового цикла (в днях);
- анализ денежного потока;
- прогнозирование денежного потока;
- определение оптимального уровня денежных средств;
- составление бюджетов денежных средств.
Оптимизация и планирование движения денежных
средств включают в себя комплексное решение организационно-производственных и финансово-экономических проблем, связанных с максимизацией их притока и минимизацией их оттока.
По данным бухгалтерского учета у предприятии может быть чистая прибыль, которую оно отражает в отчете о прибылях и убытках, и вместе с тем недостаток денежных средств.
Сравнивая две функции, можно понять разницу между прибылью и чистым движением денежных средств:
Прибыль = Доходы - Затраты
Чистый денежный поток = денежные притоки -денежные оттоки.
Если сравнивать «Доходы» и «Денежные притоки», то они чаще всего различаются по своей величине, хотя основная часть доходов предприятия, как и денежных притоков, образуется за счет реализации производимой продукции. Отличие между этими показателями обусловлено тем, что доход исчисляется по методу начисления, а денежные поступления - по кассовому методу.
Сравнивая сущность затрат и денежных оттоков, видим, что они по своей сути различны. Часть затрат никак не связана с выбытием денежных средств, и наоборот, не всякое выбытие денежных средств можно отнести на затраты. Например, амортизация основных средств и нематериальных активов включается в стоимость продаж и расходы периода, но выбытия денежных средств при этом не происходит, так как это лишь бухгалтерская операция. С другой стороны, если предприятие взяло кредит в банке и возвращает банку заемный капитал плюс проценты за кредит, то на расходы относятся только проценты, в то время как в денежные оттоки включается вся возвращаемая сумма.
Основные этапы управления денежными потоками можно представить следующим образом:
- прогнозирование денежных потоков;
- определение оптимального уровня денежных средств;
- анализ движения денежных потоков.
Необходимость прогнозирования денежных потоков в условиях рыночной экономики становится действительно актуальной задачей.
Прогнозирование денежных потоков базируется на прямом методе, т.е. исчисляются возможные поступления и выбытия денежных средств в будущем, при этом предприятие само определяет степень детализации показателей.
В связи с тем что большинство показателей достаточно трудно спрогнозировать с большой точностью, нередко прогнозирование денежного потока сводят к построению бюджетов денежных средств на планируемый период, учитывая лишь основные составляющие потока: объем реализации, долю выручки за наличный расчет, прогноз кредиторской задолженности. Прогноз осуществляется по подпериодам: внутри года по кварталам или по месяцам, внутри квартала - по месяцам.
В любом случае процедуры методики прогнозирования выполняются в следующей последовательности:
- прогнозирование денежных притоков по подпе-риодам;
- прогнозирование оттоков денежных средств по подпериодам;
- расчет чистого денежного потока (излишек/ недостаток) по подпериодам;
- определение совокупной потребности в краткосрочном финансировании по подпериодам.
Чтобы вовремя оплачивать счета поставщиков, предприятие должно обладать определенным уровнем абсолютной ликвидности, т.е. располагать определенным запасом денежных средств (речь идет о совокупном остатке на банковском счете и в кассе). Кроме этого, должен быть и некий страховой запас на случай непредвиденных выплат. С другой стороны, нет смысла создавать чрезмерные денежные запасы. Они не способствуют созданию прибыли, а просто снижают общий оборот капитала, тем самым, понижая норму прибыли, приходящуюся на 1 руб. собственного капитала. Таким образом, предприятия очень заинтересованы в применении эффективного управления денежными ресурсами: если могут заставить свою наличность «работать усерднее», то смогут снизить оптимальные остатки денежных средств. С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один из частных случаев инвестирования в товарно-материальные ценности, поэтому к ним применимы общие требования: во-первых, необходим базовый запас денежных средств для выполнения текущих расчетов. Во-вторых, необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов. В-третьих, целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности.
В целях эффективного управления предприятием необходимо также проводить анализ денежных потоков, целесообразность которого определена следующими обстоятельствами:
- с позиции текущей (оперативной) деятельности денежные средства играют важнейшую роль, так как их можно использовать для ликвидации любых пробелов и сбоев в финансовом и производственном процессах;
- прибыль и денежные средства - не одно и то же, в текущей деятельности предприятие работает с деньгами, а не с прибылью;
- для оценки эффективности работы предприятия важно знать, какие виды деятельности генерируют основной объем денежных поступлений и выплат.
Информационной базой для проведения анализа денежных потоков предприятия служит, прежде всего, отчет о движении денежных средств. Результатом анализа является факторное разложение чистого поступления (выбытия) денежных средств за отчетный период, т. е. разности между суммарным притоком и оттоком этих средств. По сути, разложение этого показателя делается в ходе составления отчета о движении денежных средств. Так как все предприятия представляют его по единой форме, то изменение остатка денежных средств за отчетный период (АДС) можно представить в виде следующей аддитивной модели:
АДС = ДСк - ДСн = ДП - ДВ= (ДПТ - ДВт)+(ДПи -ДВи)+(ДПф - ДВф)±КВП, где ДСк - остаток денежных средств на конец периода; ДСн - остаток денежных средств на начало года; ДП - денежные поступления за период; ДВ - денежные выплаты за период; КВП -курсовые валютные разницы.
Индексы т, и, ф означают виды деятельности: текущую, инвестиционную, финансовую.
Величина потока денежных средств в результате текущей деятельности может быть определена либо прямым, либо косвенным методом. Отчет о движении денежных средств в нашей стране составляется прямым методом на основе счетов бухгалтерского учета путем сопоставления притоков и оттоков денежных средств. Прямой метод позволяет судить о ликвидности баланса предприятия, но не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения величины денежных средств. Поэтому рекомендуется применять и косвенный метод анализа, заклю-
Поступила в редакцию
чающийся в корректировке чистой прибыли с учетом активов (запасов, дебиторской задолженности, начисленных обязательств).
Таким образом, в результате применения прямого и косвенного методов анализа денежных потоков можно оценить степень обеспечения предприятия денежными активами, определить источники поступления и направления их использования, установить потенциал предприятия в качестве плательщика текущих долгов и прогнозировать достаточность средств для развития текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Если изготовленная обувь будет реализована не полностью, предприятие теряет часть прибыли, которая необходима для дальнейшего развития производства. Для снижения убытков производитель должен иметь ежедневные сведения о реализации продукции и принимать решения о своевременном изменении цен на конкретные модели обуви.
Таким образом, разработанное авторами программное обеспечение позволяет руководителям обувных предприятий своевременно принимать управленческие решения, связанные с движением денежных потоков. Оптимизация и планирование движения денежных средств с помощью этого программного обеспечения дает возможность комплексно решать организационно-производственные и финансово-экономические проблемы, связанные с максимизацией их притока и минимизации их оттока.
Выявленные с помощью разработанного программного обеспечения внутрихозяйственные резервы на основе расчетов оценки степени выполнения и динамики производства реализации продукции гарантируют уменьшение потерь, что обеспечит обувным предприятиям экономическую стабильность.
В заключение рассмотрения процесса формирования и реализации кластерной политики в регионах ЮФО и СКФО укажем, что это - сложная задача, разработка и реализация которой должна носить научный характер. Ее успех зависит от множества факторов и условий, и центральное место здесь принадлежит научным принципам управления и стремлению к динамичному развитию региона, заинтересованности всех ветвей власти, как муниципальных и региональных, так и федеральных.
27 апреля 2010 г.
Романова Людмила Анатольевна - аспирант, кафедра «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация», Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, ООО «Юг-тест». Тел. 8-(8636) 291-08-98.
Прохорова Екатерина Владимировна - студент, кафедра «Реклама», Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса. Тел. 8-(8636) 22-77-56 доб. (2061).
Морозов Борис Владимирович - аспирант, кафедра «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация», Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса. Тел. 8-(8636) 23-72-22 доб. (2072).
Полякова Валентина Александровна - аспирант, кафедра «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация», Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса. Тел. 8-(8636) 23-72-22 доб. (2072).
Томилина Людмила Борисовна - аспирант, кафедра «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация», Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса. Тел. 88-(8636) 23-72-22 доб. (2072).
Прохоров Владимир Тимофеевич - д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация», Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса. Тел. 8-(8636) 23-72-22 доб. (2102).
Волкова Галина Юрьевна - канд. техн. наук, член союза Дизайнеров России. Студия универсального дизайна Галины Волковой, г. Москва. Тел. 8(499)-369-42-07.
Romanova Ljudmila Anatol'evna - post-graduate student, department «Technology of Wares from a Skin, Standardization and Certification», South-Russian State University of the Economy and Service, LTD «Yug- test». Ph. 8-(8636) 291-08-98.
Prokhorova Ekaterina Vladimirvna - student, department «Management and advertising», South-Russian State University of the Economy and Service. Ph. 8-(8636) 22-77-56 доб. (2061).
Morozov Boris Vladimirovich - post-graduate student, department «Technology of Wares from a Skin, Standardization and Certification», South-Russian State University of the Economy and Service. Ph. 8-(8636) 23-72-22 доб. (2072).
Polyakova Valentina Alexandervna - post-graduate student, department «Technology of Wares From a Skin, Standardization and Certification», South-Russian State University of the Economy and Service. Ph. 8-(8636) 23-72-22 доб. (2072).
Tomilina Ljudmila Borisovna - post-graduate student, department «Technology of Wares from a Skin, Standardization and Certification», South-Russian State University of the Economy and Service. Ph. 88-(8636) 23-72-22 доб. (2072).
Prokhorov Vladimir Timothyevich - Doctor of Technical Sciences, professor, head of department «Technology of Wares from a Skin, Standardization and Certification», South-Russian State University of the Economy and Service. Ph. 8-(8636) 23-72-22 доб. (2102).
Volkova Galina Yurievna - Candidate of Technical Sciences, Studio of Universal Design of Galina Volkovа, Moscow. Ph. 8(499)-369-42-07._