ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
УДК 343.973:2
Дараган Валерий Валерьевич Daragan Valeriy Valer’evich
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники факультета подготовки специалистов для подразделений криминальной милиции
Днепропетровский государственный университет внутренних дел (49005, Украина, Днепропетровск, пр. Гагарина, 26)
candidate of sciences (law), senior lecturer in operational and investigative activities and special equipment for faculty training units of the criminal police
Dnepropetrovsk state university of internal affairs (26 Gagarin av., Dnepropetrovsk, Ukraine, 49005)
E-Mail: [email protected]
Преступность в сфере государственных закупок и ее взаимосвязь с коррупционной преступностью
Crime in the area of public procurement and its relation to corruption crimes
В статье рассмотрена взаимосвязь преступности в сфере государственных закупок и коррупционной преступности. На основании проведенного анализа нормативных правовых актов, а также научных исследований сделан вывод о том, что преступность в сфере государственных закупок является одним из видов коррупционной преступности.
Ключевые слова: государственные закупки, преступность, коррупция, коррупционные преступления, борьба с коррупцией.
The article examined the relationship of crime in public procurement and corruption-related crimes. Based on the analysis of legal acts, as well as research concluded that crime in public procurement is a type of corruption-related crimes.
Keywords: public procurement, crime, corruption, crimes of corruption, combating corruption.
Согласно данным международной организации Transparency International и Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма наиболее склонными к коррупции секторами являются: сфера строительных подотрядов и государственных закупок, сектор жилищной и коммерческой недвижимости, нефтяная и газовая промышленность, тяжелая промышленность и сфера добычи полезных ископаемых. При этом на первом месте находится сфера строительных подотрядов и государственных закупок [1].
В последние годы как для Украины, так и для других стран мира стала негативной практика расточительства денежных средств на фоне коррупционных правонарушений и преступлений в сфере проведения государственных закупок. Такое положение дел ставит перед всеми странами мира общую задачу — предупреждение и предотвращение коррупционных прояв-
лений во время проведения государственных закупок.
Вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственных закупок рассматривали такие ученые, как: В.И. Василинчук, Т.В. Дученко, В.В. Коряк, Л.П. Скалозуб, В.Р Сливенко (Украина), Питер Трепте (Великобритания), Н.И. Соловянен-ко, А.А. Анисимов, С.С. Цветанов (Российская Федерация), Г.А. Василевич (Республика Беларусь), Хасан Гюль (Турция), Лаура Штефан (Румыния), Мартин Каменик (Чешская Республика), Сергей Злотников (Республика Казахстан), а также другие.
Вопросы коррупционной преступности изучали М.И. Данилюк, Ю.И. Дмитрик, Д.И. Йо-сифович, И.В. Красницкий, А. Леденева, С.И. Мельник, Е.А. Пластинина, Г.В. Прокопович, С.В. Пряхин, С.В. Якимова и др.
Однако непосредственно вопрос взаимосвязи преступности в сфере государственныхзаку-пок и коррупционной преступности исследован еще недостаточно.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
61
Дараган В.В. Преступность в сфере государственных закупок и ее взаимосвязь с коррупционной преступностью
Дараган В. В. Преступность в сфере государственных закупок и ее взаимосвязь с коррупционной преступностью
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
Целью статьи является проведение анализа нормативных правовых актов, а также научных исследований, касающихся вопросов преступности в сфере государственных закупок и коррупционной преступности, для выявления признаков их взаимосвязи.
Коррупция в сфере государственных закупок является общераспространенным в мире явлением. Большая доля стран с целью своевременного предупреждения отмеченного явления внедряют общегосударственные программы, а некоторые из них объединяются и разрабатывают общие планы действий. Так, в Конвенции Организации Объединенных Наций «Против коррупции» государственным закупкам посвящена отдельная статья (ст. 9). Согласно положениям части 1 статьи 9 отмеченной Конвенции каждое государство-участник осуществляет, согласно основополагающим принципам своей правовой системы, необходимые меры для создания надлежащей системы закупок, которые основываются на прозрачности, конкуренции и объективных критериях принятия решений и являются эффективными с точки зрения предупреждения коррупции [2].
Что касается национальных программ противодействия коррупции, то как пример можно привести постановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 308 «Об утверждении отраслевой Программы по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011—2015 годы». Пунктом 12 плана мероприятий предусмотрено: «Повысить прозрачность проведения процедур государственных закупок» [3]. Еще одним примером является «Национальная антикоррупционная стратегия», утвержденная правительством Румынии 13 сентября 2011 года, одним из заданий отмеченной стратегии является «увеличение эффективности механизмов предотвращения коррупции в сфере государственных закупок» [4].
На Украине также действуют нормы, направленные на противодействие коррупции в сфере государственных закупок. Так, согласно Указу Президента Украины «О национальной антикоррупционной стратегии на 2011—2015 годы», одним из направлений реализации указанной Стратегии определено усовершенствование законодательства относительно процедур государственных закупок и внедрение системы их внешнего аудита, обеспечение прозрачности процесса государственных закупок [5]. Как заявил во время заседания Правительства 23 марта премьер-министр Украины Арсений Яценюк: «Это самая коррумпированная схема
украинской государственной власти, которая в течение года, по разным оценкам, вымывала до 300 млрд. Это общий оборот среди государственных закупок. Все закупки должны быть в Интернете, все компании — прозрачные. Все тендеры должны проходить исключительно по предварительному информированию, у всех должно быть право принять участие в этом тендере, и вся общественность и вся страна должна знать кто, на каких основаниях и на каких условиях выиграл или проиграл тот или иной тендер» [6].
Как показали исследования Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, около 70% государственных расходов в конечном счете приобретают форму контрактов. Риски, связанные с коррупцией и хищениями в сфере государственных контрактов, могут существовать даже до начала процесса проведения тендеров, а именно во время распределения государственных средств, и сохраняются на протяжении всего последующего процесса — от определения победителя по тендеру до выполнения контракта.
По данным Transparency International Украина занимает 144 место среди 175 государств мира по уровню коррупции. Африканские страны стали уже традиционными соседями Украины в рейтингах по уровню коррупции. Ближайшие соседи к Украине, такие как Белоруссия, Россия и Казахстан занимают 123, 127 и 140 место в общем рейтинге соответственно [7].
Исследование теоретических и нормативных источников исследуемой проблемы дает основания понимать под преступлениями, которые совершаются во время проведения закупок товаров, работ и услуг за государственные средства, общественно опасные действия, предусмотренные уголовным законом, содеянные с нарушением установленных законодательством Украины процедур закупки за государственные средства.
Анализ статистических данных МВД Украины показал, что к преступлениям в сфере государственных закупок относят составы преступлений, предусмотренных статьями 190 («Мошенничество»), 191 («Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением»), 205 («Фиктивное предпринимательство»), 210 («Нецелевое использование бюджетных средств, осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их пре-
62
Юридическая наука и практика
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
вышением»), 364 («Злоупотребление властью или служебным положением»), 364-1 («Злоупотребление полномочиями служебным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы»), 365-2 («Злоупотребление полномочиями лицами, которые предоставляют публичные услуги»), 366 («Служебная подделка»), 367 («Служебная небрежность»), 368 («Принятие предложения, обещания или получение неправомерной выгоды служебным лицом»), 368-2 («Незаконное обогащение»), 368-4 («Подкуп лица, которое предоставляет публичные услуги»), 369 («Предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды служебному лицу») УК Украины [8], совершение которых связано с осуществлением государственных закупок.
Сегодня наблюдаются многочисленные факты проведения фиктивных конкурсных торгов и торгов по завышенным ценам, монополистического сговора участников, продвижение на рынок «своих» или фиктивных фирм, существование системы «откатов» и так называемого «кумовства». С целью создания фиктивной конкуренции довольно часто проводятся торги, когда «родственные» фирмы-участники подают разные по цене предложения конкурсных торгов для формального соблюдения процедуры государственной закупки [9].
Следует отметить, что исследуемый нами вид преступной деятельности связан с совершением множества различных преступлений. Все эти преступления преимущественно интегрируются в организованной преступной деятельности, которая характеризуется единством умысла ее участников, согласованностью способов, методов и средств их подготовки, совершения и сокрытия, а также коррупционными связями с представителями государственного заказчика.
Таким образом, проанализировав преступления, связанные с хищением государственных средств во время проведения государственных закупок, можно прийти к выводу, что большинство указанных преступлений совершаются с помощью коррупционных связей и схем. В последнее время ученые-юристы, которые занимаются исследованием криминологии, все чаще выделяют понятие «коррупционная преступность» [10].
Современными формами (проявления) коррупции полагают: «взяточничество, фаворитизм, кумовство, протекционизм, лоббизм, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, незаконная приватизация, незаконная поддержка и финансирование политических структур (партий и
др.), вымогательство, предоставление льготных кредитов, заказов (использование личных контактов для получения доступа к общественным ресурсам — товарам, услугам, источникам дохода, привилегиям) [11].
Следует отметить, что Уголовный кодекс Украины не имеет понятия «коррупционное преступление». Но, рассмотрев уголовное законодательство других стран, можно прийти к выводу о том, что к таким преступлениям можно отнести преступления раздела XVII Уголовного кодекса Украины «Преступления в сфере служебной деятельности и профессиональной деятельности, связанной с предоставлением публичных услуг» [8]. В частности, указанную мысль поддерживают и некоторые ученые-криминологи, а именно: Ю.И. Дмитрик, Д.И. Йо-сифович, И.В. Красницкий, С.И. Мельник, Г.В. Прокопович, С.В. Пряхин, С.В. Якимова [9; 12]. Например, большинство преступлений, предусмотренных указанным выше разделом Уголовного кодекса Украины, в Казахстане определяются главой 13 Уголовного кодекса Республики Казахстан, которая имеет название «Коррупционные преступления против интересов государственной службы и государственного управления» [13].
Также ученые-криминологи, кроме вышеуказанных преступлений, к коррупционным относят преступления, предусмотренные статьями 191,372, 375 и 423 УК Украины.
Учитывая вышеизложенное, можно прийти к выводу, что преступность, связанную с осуществлением государственных закупок, можно отнести к коррупционной преступности.
Примечания
1. URL: http://eurasiangroup.org/ru/restricted/
embazzelment_rus.doc.
2. URL: http://www.rada.gov.ua.
3. URL: http:// transparencykazakhstan.org/ content/ 310.html.html.
4. URL: http://www.just.ro/LinkCNck.aspx?fNeticket= bkeWU7ApxMw% 3D&tabid=93.
5. URL: http://www.rada.gov.ua.
6. URL: http://www.kmu.gov.ua/control/publish/article ?art_id= 247132124.html.
7. URL: http://www.transparency.org/cpi2013/results. html.
8. URL: http://www. zakon.rada.gov.ua/go/2341-14.
9. Зб1рник методичних рекомендацш з ви-криття та документування злочишв у бюджетнш сферм методичш рекомендацп / Л.П. Скалозуб, B.I. Василинчук, В.Р. Сливенко. К., 2009.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
63
Дараган В. В. Преступность в сфере государственных закупок и ее взаимосвязь с коррупционной преступностью
Дараган В. В. Преступность в сфере государственных закупок и ее взаимосвязь с коррупционной преступностью
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
10. Протид1я корупцшнш злочинносл в УкраТш: навч. пос1бник / Ю.1. Дмитрик, Д.1. Йосифович,
I.B. Красницький, C.I. Мельник, G.B. Пряхш, С.В. Якимова; за заг. I.B. Красницького. Льв1в, 2010.
11. Леденева А. Блат и рынок: трансформация блата в постсоветском обществе // Неформальная экономика: Россия и мир. М., 1999.
12. Прокопович Г.В. Протид1я оперативними пщроздтами мтщп УкраТни корупцшним злочинам в органах виконавчоТ влади: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. К., 2010.
13. URL: http://www.zakon.kz/ 211944-ugolovnyjj-kodeks-rk-2011.html.
Notes
1. URL: http://eurasiangroup.org/ru/restricted/emba-zzelment_rus.doc.
2. URL: http://www.rada.gov.ua.
3. URL: http:// transparencykazakhstan.org/ con-tent/310.html.html.
4. URL: http://www.just.ro/LinkClick.aspx?fileticket= bkeWU7ApxMw% 3D&tabid=93.
5. URL: http://www.rada.gov.ua.
6. URL: http://www.kmu.gov.ua/control/publish/article ?art_id= 247132124.html.
7. URL: http://www.transparency.org/cpi2013/results. html.
8. URL: http://www. zakon.rada.gov.ua/go/2341-14.
9. Compilation of guidelines to expose and document the crimes in the public sector: guidelines / L.P. Skalo-zub, V.I. Vasylynchuk, V.R. Slyvenko. K., 2009.
10. Combating corruption crime in Ukraine: teach. guide / Y.I. Dmytryk, D.I. Josyfovych, I.V Krasnytskyy, S.I. Melnyk, E.V. Pryakhin, S.V. Yakimova; edited by I.V Krasnytskoho. L'vov, 2010.
11. Ledeneva A. Bluth and market: the transformation of society, cronyism in postsovetskom // Informal economy: Russia and the world. Moscow, 1999.
12. Prokopovych G.V. Opposition operative divisions Ukraine police corruption offenses in the executive branch: author's. abstract... candidate of legal sciences. K., 2010.
13. URL: http://www.zakon.kz/211944-ugolovnyjj-
kodeks-rk-2011.html.
64
Юридическая наука и практика