Научная статья на тему 'Исторические предпосылки и правовая основа оказания принудительной помощи по вытрезвлению граждан'

Исторические предпосылки и правовая основа оказания принудительной помощи по вытрезвлению граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ГРАЖДАНИН / ПОМОЩЬ / МЕДИЦИНСКИЙ ВЫТРЕЗВИТЕЛЬ / МВД РОССИИ / МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ / POLICE / THE CITIZEN / THE HELP / A MEDICAL SOBERING-UP STATION / THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / MINZDRAVSOTSRAZVITIJA OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковшевацкий В. И.

Приводятся ретроспективный анализ оказания государством принудительной помощи по вытрезвлению граждан; рассматриваются правовые основы оказания принудительной помощи гражданам в настоящее время, проблемы, связанные с передачей медицинских вытрезвителей в подведомственность Министерства здравоохранения и социального развития России, зарубежный опыт оказания помощи по вытрезвлению граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ковшевацкий В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL PRECONDITIONS AND LEGAL BASIS OF RENDERING OF THE COMPULSORY HELP ON SOBERING OF CITIZENS

Article is devoted the retrospective analysis of rendering by the state of the compulsory help on sobering of citizens, legal bases of rendering of the compulsory help to citizens now, to the problems connected with transfer of medical sobering-up stations in jurisdiction of Ministry of health and social development of Russia, foreign experience of rendering assistance on sobering of citizens.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки и правовая основа оказания принудительной помощи по вытрезвлению граждан»

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОКАЗАНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПО ВЫТРЕЗВЛЕНИЮ ГРАЖДАН

В.И. Ковшевацкий,

адъюнкт кафедры административного права Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 -административное право, финансовое право, информационное право профессор Зырянов С.М.

Рецензент: доктор юридических наук, профессор Зырянов С.М.

E-mail: Kovshevatsky@yandex.ru

Аннотация. Приводятся ретроспективный анализ оказания государством принудительной помощи по вытрезвлению граждан; рассматриваются правовые основы оказания принудительной помощи гражданам в настоящее время, проблемы, связанные с передачей медицинских вытрезвителей в подведомственность Министерства здравоохранения и социального развития России, зарубежный опыт оказания помощи по вытрезвлению граждан.

Ключевые слова: полиция, гражданин, помощь, медицинский вытрезвитель, МВД России, Минздрав-соцразвития России

HISTORICAL PRECONDITIONS AND LEGAL BASIS OF RENDERING OF THE COMPULSORY HELP ON SOBERING

OF CITIZENS

V.I. Kovshevatsky,

graduated in a military academy of chair of administrative law of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. Article is devoted the retrospective analysis of rendering by the state of the compulsory help on sobering of citizens, legal bases of rendering of the compulsory help to citizens now, to the problems connected with transfer of medical sobering-up stations in jurisdiction of Ministry of health and social development of Russia, foreign experience of rendering assistance on sobering of citizens.

Keywords: police, the citizen, the help, a medical sobering-up station, the Ministry of Internal Affairs of Russia, Minzdravsotsrazvitija of Russia

В настоящее время вопросы алкоголизма и чистого алкоголя в год. При этом, по данным Все-

пьянства в России носят все более острый харак- мирной ассоциации здравоохранения, потребление

тер. Борьба с этим социальным злом является ак- уже 8 литров в год представляет угрозу для обще-

туальной и приоритетной задачей на всех уровнях ства. Мы потребляем в два раза больше! Негатив-

государственной власти. Сейчас у нас в России по- ные последствия описывать нет необходимости. требление на душу населения — от 16 до 18 литров Проблема пьянства и алкоголизма — комплекс-

ная, она не может решаться без участия государства, однако наибольшая доля ответственности лежит на органах образования, здравоохранения и внутренних дел. При этом, органы внутренних дел в значительной степени вынуждены предотвращать последствия указанного явления — применять меры принуждения к гражданам, злоупотребляющим спиртными напитками.

Надо сказать, что понимание необходимости применения мер принуждения, а нередко и оказания помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения в общественных местах, пришло довольно давно. Первое упоминание о заведении для «перебравших» на Руси относится к XVI веку. При царе Алексее Михайловиче боярин Фёдор Ртищев постановил своим помощникам регулярно объезжать Москву и, увидев валяющегося пьяного, немедленно его отправлять в специальный приют. Настоящий медицинский вытрезвитель появился чуть более ста лет назад в уездном городе Туле. Он открылся 7 ноября 1902 года. Организовал приют врач Федор Сергеевич Архангельский. Инициативу Архангельского поддержала Тульская Дума, а содержался он за счет городской казны. Основной целью приюта было спасение замерзающих под забором тульских оружейников («дать бесплатное помещение, уход и медицинскую помощь тем лицам, которые будут подбираемы чинами полиции или иным способом на улицах г. Тулы в тяжелом и бесчувственно пьяном виде и которые будут нуждаться в медицинской помощи»). На открытии приюта Архангельский произнес речь, выдвинув задачу борьбы с алкоголизмом, приводящем «к вырождению населения, к экономическому разорению и нравственной порче пораженного им населения». Приют состоял из двух отделений: амбулатории для алкоголиков и приюта для детей пьющих родителей. В штате приюта были фельдшер и кучер. Кучер ездил по городу и подбирал пьяных. (В настоящее время в Туле действуют четыре вытрезвителя, принимающие около 80 граждан в день). Через несколько лет после открытия первого приюта для выпивших почти в каждом губернском городе открылись аналогичные учреждения. В 1913 году Архангельский был удостоен за свой почин золотой и серебряной медали на гигиенической выставке в Санкт-Петербурге. Первый советский вытрезвитель был открыт 14 ноября 1931 в Ленинграде на ул. Марата (дом № 79).

Приказом наркома внутренних дел СССР Л. П. Берии № 00298 от 4 марта 1940 медицинские вытрезвители были выведены из Наркомата здравоохранения и подчинены НКВД. С того времени они остаются в системе органов внутренних дел в качестве специализированных учреждений милиции, выполняющих функции пресечения нарушений антиалкогольного законодательства, и, в частности, появления на улицах и в других общественных местах граждан в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, и оказания лицам, находящимся в средней или тяжелой степени опьянения, медицинской помощи1.

Вместе с тем, уже неоднократно принимались

решения о передаче медицинских вытрезвителей в

" 2

ведение других органов исполнительной власти2. Данными правовыми актами предусматривалось сохранение медицинских вытрезвителей в системе органов внутренних дел временно, «до решения всех организационных вопросов, связанных с передачей обязанностей милиции другим органам».

До вступления в силу ФЗ «О полиции», медицинские вытрезвители, согласно ст.ст. 7 и 9 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»3 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. № 926 с изменениями от 26 июля 2001 г. «О подразделениях милиции общественной безопасности»4 относились к числу подразделений милиции общественной безопасности, входили в структуру горрайорганов внутренних дел, но финансировались из бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом их создание, реорганизация и ликвидация осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с МВД России.

Пункт 45 Положения о медицинском вытрезвителе устанавливал, что гражданин после его вытрезвления и оформления соответствующих материалов должен быть выписан из медицинского вытрезвителя, что дает основания рассматривать деятельность медицинских вытрезвителей как оказание государственной услуги медицинского характера, поскольку термин «выписка» — не юридический, а медицинский. Однако, согласно ст. 32 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан5 необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражда-

нина, следовательно, медицинские услуги оказываются гражданам в добровольном порядке.

В России до 12 октября 2011г. будут ликвидированы последние 12 медицинских вытрезвителей, находящихся в структуре МВД. Как сообщил журналистам первый заместитель министра внутренних дел Александр Горовой, некоторые из них будут перепрофилированы в другие учреждения.

Отвечая на вопрос РБК о том, как дальше будет строиться работа полиции с нетрезвыми гражданами, замглавы МВД отметил, что пока этот вопрос окончательно не решен. В ближайшее время его планируется рассмотреть на заседании правительственной комиссии по профилактике правонарушений и внести выработанные предложения в правительство.

Пока же сотрудникам полиции приходится задерживать нарушающих общественный порядок подвыпивших граждан и привлекать их к административной ответственности. Что касается "крепко" пьяных, то полицейским приходится доставлять их в обычные ОВД и следить за ними, пока те не про-трезвеют6.

Анализ показал, что только в 2% случаев гражданам, доставленным в медицинские вытрезвители требовалась медицинская помощь. При этом акцент делался на то, что необходимо улучшить условия содержаний в вытрезвителях. "Если говорить о подвыпивших гражданах, то здесь существуют две проблемы — оказание медицинской помощи и если совершается правонарушение", — сказала замглавы Минздравсоцразвития РФ В.Скворцова7.

В итоге на данный момент времени, прекратили свою работу все медицинские вытрезвители в России. В практике деятельности органов внутренних дел, сотрудники полиции доставляют граждан, находящихся в состоянии алкогольного опьянения в дежурные части органов внутренних дел до полного вытрезвления без оказания квалифицированной медицинской помощи. Будем надеяться на скорейшее решение вопроса о передаче функций медицинского вытрезвителя специализированным учреждениям Минздравсоцразвития России и принятие соответствующих правовых актов.

В соответствии с пунктом 14 статьи 13 Федерального Закона «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного,

наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации; доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу.

Обратимся к зарубежному опыту как государственные органы оказывают помощь по вытрезвлению граждан. Так, например, в США в большинстве штатов полиция не имеет права задерживать лиц в нетрезвом состоянии, если те не совершают противоправных действий (спят на скамейке, идут пьяной походкой и т. д.), так как это считается нарушением прав человека. Такой формальный подход часто заканчивается трагически. В северных штатах зимой погибают или получают обморожение значительное количество людей. Если же лицо в нетрезвом состоянии совершает какое-либо нарушение порядка, его доставляют в полицейский участок8.

В Канаде действует служба «Красный нос», которая доставляет выпивших людей до места их проживания, взимая при этом плату. Если же клиент находится в стадии глубокого опьянения, его доставляют в медицинское учреждение. Подобная служба действует и в Швеции.9

В странах Западной Европы пьяных задерживают лишь при нарушении порядка, однако, существуют благотворительные службы, которые на добровольной основе могут доставить человека домой. Их активность особенно проявляется в холодное время года10.

Вытрезвители продолжают действовать в Белоруссии, Казахстане, Чехии и Польше. На Украине решение о закрытие всех вытрезвителей было принято в 1999 году. В Ривне вместо прежних вытрезвителей при медицинских заведениях будут созданы хозрасчетные отделения по детоксикации. Согласно распоряжению городского председателя Виктора Чайки создана рабочая группа, которая подготовит соответствующее решение для рассмотрения горисполкомом.

Главными инициаторами создания таких заведений стали медицинские работники, которых больше

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

всего донимают пьяницы. Как сообщил в местной прессе главный врач городской станции "скорой помощи" Евгений Мальчевский, решение о закрытии медвытрезвителей несколько лет назад было необоснованным.

В прошлом году "скорая помощь" подобрала на улицах и доставила в приемное отделение центральной городской больницы 3128 граждан в состоянии алкогольного опьянения, большинство из которых не нуждалось в медицинской помощи как таковой. Им достаточно было отоспаться.

Пьяницы часто наносят медикам не только материальные, но и моральные убытки. Они ломают мебель и стены, нередко провоцируют драки в приемном отделении. Кроме того, в прошлом году в больницы были доставлены 815 человек без постоянного места проживания, что обошлось "скорой помощи" в 200 тыс. гривен. Поэтому в новых спецзаведениях пьяницы будут платить за свое пребывание тут, а у кого не будет денег, компенсирует расходы уборкой, ремонтом и другим трудом. В отделениях детоксикации будут дежурить милиционеры11.

Заметим, что в большинстве стран Западной Европы и Северной Америки участие государства в помощи указанной категории граждан весьма низка. Защищая право граждан на неприкосновенность личности, государство, в лице органов полиции, вмешивается лишь для пресечения противоправных действий нетрезвых граждан. Такой подход, на наш взгляд, является спорным и неприемлемым для России с суровыми климатическими условиями. К тому же, уровень жизни населения и деятельность благотворительных фондов и общественных организаций, оказывающих помощь нетрезвым гражданам в России объективно ниже, чем в странах Запада.

На наш взгляд, для России с убийственной статистикой пьянства, алкоголизма и наркомании, безусловно необходимо участие государства в решении этой проблемы. Нужен комплексный подход. В настоящее время государство должно принять следующие первоочередные меры: создать правовую основу, принять ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих процессуальную основу деятельности соответствующих организаций, оказывающих принудительную помощь гражданам.

1 Приказ МВД СССР от 30 мая 1985 г. № 106 «Об утверждении положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане вну-

тренних дел и инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители».

2 См.: Постановление Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 года «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 12.11.1992, N 45, ст. 2553; Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1992 года № 723 «Об организационных мерах по выполнению Постановления Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции»//Со-брании актов Президента и Правительства РФ», 21.09.1992,№12 ст. 980

3 Закон Российской Федерации « О милиции» от 18.04.1991 г. №1026-1. Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. №16. ст. 503.

4 Собрание законодательства РФ», 11.12.2000, N 50, ст. 4905.

5 «Ведомости СНД и ВС РФ», 19.08.1993, N 33, ст. 1318,

6 http://top.rbc.ru/society/27/09/2011/617518.shtml

7 http://www.epochtimes.rU/content/view/53829/7/

8 http://sigaretaspb.rU/c/s/vyitrezvitel_-_analogi_vyitrezviteley

9 http://sigaretaspb.rU/c/s/vyitrezvitel_-_analogi_vyitrezviteley

10 Там же.

11 http://www.medlinks.ru/article.php?sid=14648

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.