НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*
Ю. М. ЛЕРМОНТОВ,
консультант Минфина России
Освобождение от налогообложения доходов в виде остаточной стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта. Если у организации после окончания действия договора гранта остается имущество, приобретенное (созданное) за счет средств гранта, возникает обязанность увеличить доходы организации на остаточную стоимость такого имущества на момент окончания договора гранта.
Предлагается освободить от налогообложения доходы в виде стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта, но в пределах 20 % первоначальной стоимости такого имущества.
Уточнение порядка принятия для целей налогообложения расходов в виде платежей по лицензионным (сублицензионным) договорам. В настоящее время существует неопределенность в части принятия для целей налогообложения прибыли расходов на приобретение прав пользования программами для ЭВМ и баз данных по сублицензионным договорам, а также единовременных платежей за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации.
Предлагается уточнить соответствующие положения Налогового кодекса РФ (НК РФ), чтобы указанные расходы при условии их экономической обоснованности и документального подтверждения принимались при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Разрешение переноса убытков на будущее при совершении операций в рамках договора простого товарищества. Если организация является участником совместной деятельности (договора простого
* Окончание. Начало см. в журнале «Бухгалтер и закон» № 8 (140) -2010.
товарищества) и по такой деятельности получен убыток, организация не может уменьшить облагаемую налогом прибыль на сумму такого убытка.
Поскольку форма договора простого товарищества является одной из распространенных форм объединения ресурсов для инвестиций в венчурные проекты, предлагается разрешить перенос убытков на будущее при совершении операций в рамках договора простого товарищества.
Возможно принятие норм, согласно которым, если в рамках совместной деятельности (простого товарищества) был получен убыток, сумма убытка может быть распределена между организациями-участниками в соответствии с заключенным договором, при этом каждая организация-участник получит право уменьшить прибыль будущих периодов в рамках того же договора о совместной деятельности (т. е. с тем же составом участников и видами осуществляемой деятельности), на сумму приходящегося на нее убытка.
Распространение налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на суммы уплаченных процентов по образовательным кредитам. В настоящее время НК РФ представляет право на применение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в части перечисленной налогоплательщиком суммы платы за свое обучение. Предлагается распространить налоговый вычет и на уплату процентов по образовательным кредитам.
2.2. Налог на прибыль организаций
В части налога на прибыль организаций помимо уже перечисленных ранее изменений, направленных на поддержку инновационной активности, следует внести изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям.
1. Должны быть внесены изменения, направленные на сокращение возможностей минимиза-
ции налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний, поскольку отсутствие подобных ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без последующего его развития.
Так, п. 5 ст. 283 НК РФ разрешает правопреемникам реорганизованной организации уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 283 НК РФ, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации. На это указывается и в письме УФНС России по г. Москве от 11.01.2009 № 19-12/000118.
Поэтому в законодательстве о налогах и сборах необходимо установить особый порядок переноса убытков при реорганизации, предусматривающий ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка для реорганизуемых организаций.
2. Необходимо изменить действующие правила, ограничивающие отнесение процентов на расходы, установленные НК РФ. В частности, в рамках регулирования трансфертного ценообразования необходимо разработать правила определения сопоставимого уровня процентной ставки для их использования при определении рыночного уровня отнесения процентов в отношениях между взаимозависимыми лицами, а также между лицами, сделки между которыми будут признаваться контролируемыми.
3. Следует изменить показатели, на которых основан расчет предельного уровня процентов по долговым обязательствам, принимаемых к вычету из базы по налогу на прибыль организаций. В настоящее время по долговым обязательствам, оформленным в рублях, в качестве такого показателя применяется ставка рефинансирования Банка России, увеличенная в 1,1 раза, а по обязательствам, оформленным в иностранной валюте, используется фиксированная ставка в размере 15 % годовых.
При этом необходимо учитывать, что ставка рефинансирования не всегда отражает сложившийся в экономике средний уровень процентной ставки, что может создавать нежелательные искажения, которые либо приводят к излишнему ужесточению налогового законодательства для налогоплательщиков (как это происходит в российской экономике, начиная с осени 2009 г.), либо предоставляют избыточные возможности для отнесения уплаченных процентов на расходы.
Фиксированный размер предельной величины процентов по долговым обязательствам, оформленным в иностранной валюте, также не отвечает
поставленным задачам, поскольку средняя процентная ставка может различаться не только в разные периоды времени, но и определяется валютой, в которой оформлено обязательство.
В целях исправления перечисленных недостатков предлагается изучить возможность использования иных индикаторов для установления предельной величины отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы по налогу на прибыль организаций. При этом уже в ближайшее время в качестве подобного индикатора для процентов по долговым обязательствам, оформленным в иностранной валюте, предлагается использовать ставку рефинансирования Банка России.
4. Поскольку в хозяйственной деятельности нередко встречаются случаи, когда одна организация предоставляет другой организации (не зависящей от нее) беспроцентные займы, векселя, кредиты и т.п., необходимо установить порядок налогообложения экономической выгоды при совершении подобных операций.
5. С 2011 г. будет усовершенствован механизм учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов.
В частности, в настоящее время НК РФ установлен особый порядок признания расходов на освоение природных ресурсов, к которым относятся расходы на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых. При этом расходы на строительство и ликвидацию разведочной скважины на месторождениях нефти и газа, которая оказалась непродуктивной, относятся на расходы, связанные с расходами на освоение природных ресурсов, т.е. уменьшают налоговую базу в текущем периоде, не формируя первоначальную стоимость объекта основных средств, которым является такая скважина.
По мнению официальных органов, данный порядок может быть применен только к разведочным скважинам, ликвидированным как выполнившие свое назначение (непродуктивные). Порядок признания расходов на строительство и ликвидацию иных видов скважин (например, опорных, параметрических, структурных, поисково-оценочных, водозаборных, которые необходимы, в частности при поиске и оценке месторождений углеводородного сырья) НК РФ не предусмотрен (письма Минфина России от 11.08.2008 № 03-03-06/1/460, от28.03.2008 № 03-03-06/1/208).
Однако суды придерживаются другой позиции. Так, по мнению ВАС РФ, из анализа положений НК РФ, а также содержания нормативных правовых актов, регулирующих порядок создания и ликвидации скважин, следует, что действующее законодательство предусматривает возможность
признания расходов на освоение природных ресурсов в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль, и включает в себя расходы налогоплательщика на строительство и ликвидацию всех скважин, связанных с проведением геологоразведочных работ (постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 № 10592/09 № А29-6246/2008).
В связи с тем, что перечисленные виды скважин прямо не указаны в НК РФ, в целях исключения различных трактовок законодательных норм предлагается соответствующим образом уточнить НК РФ.
Необходимо разрешить налогоплательщикам относить на расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций затраты на освоение природных ресурсов, связанные с подготовкой территории к ведению горных работ; по устройству временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов; на подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, а также расходов по возмещению комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам землепользователями в процессе строительства и эксплуатации объектов, выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений в том периоде, в котором данные расходы были осуществлены.
6. С 2011г. должна быть введена в действие новая редакция положений НК РФ, направленных на уточнение порядка налогообложения прибыли налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств. Редакция, действующая в настоящее время, содержит определение объектов обслуживающих производств и хозяйств, не позволяющее однозначно установить виды деятельности, по которым на доходы (убытки) распространяется указанный этой статьей режим определения налоговой базы. Также требуют уточнения критерии признания убытков обслуживающих производств (хозяйств), установленные НК РФ.
7. Срок полезного использования амортизируемого имущества определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.
Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов
служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.
Главой 25 НК РФ предусмотрено применение к норме амортизации повышающих коэффициентов, которые позволяют ускорить признание в расходах по налогу на прибыль организаций затрат на приобретение амортизируемых основных средств.
Учитывая принятые в последнее время решения (в частности, о возможности единовременного списания в расходы не более 10% (не более 30% в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств, корректировке состава амортизационных групп в целях сокращения срока полезного использования отдельных видов основных средств) представляется необходимым провести анализ практики применения повышающих коэффициентов к норме амортизации в целях принятия решения об их дальнейшем использовании (речь идет о применении повышающих коэффициентов в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, а также являющихся предметом договора финансовой аренды).
8. Согласно ст. 286 НК РФ организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 3 млн руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. Данный размер не пересматривался с момента принятия нормы, т. е. с 01.01.2002.
Учитывая изложенное, предлагается его повышение с 3 до 10 млн руб., что позволит снизить нагрузку для налогоплательщиков, прежде всего субъектов малого предпринимательства.
2.3. Налогнадобавленную стоимость
Необходимо урегулирование порядка возмещения НДС с тем, чтобы контроль за правомерностью возмещения не создавал излишних препятствий для добросовестных налогоплательщиков.
1. Практика показывает, что необходимо разрешить оформление счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов) в целях урегулирования порядка применения налоговых вычетов при предоставлении скидок.
Минфин России в письме от 29.05.2007 № 0307-09/09 указывает, что ст. 169 НК РФ не предусмотрено выставление счетов-фактур с отрицательными значениями. При этом также сообщается, что при изменении цены уже проданного товара (на сумму скидки) следует откорректировать ранее выписанные счета-фактуры (см. письма УФНС
России по г. Москве от 21.11.2006 № 19-11/101863, Минфина России от29.05.2007 № 03-07-09/09).
Однако суды по данному вопросу придерживаются обратной позиции и указывают на то, что действующим законодательством не запрещается выставлять отрицательные счета-фактуры. Например, такой вывод приведен в постановлениях ФАС Московского округа от 25.06.2008 № КА-А40/5284-08, от 11.09.2008 № КА-А41/8495-08-П, ФАС Западно-Сибирского округа от 07.02.2007 № Ф04-9404/2006 (30453-А45-26). Также суды отметили то обстоятельство, что предоставление скидки покупателю услуг является отдельной хозяйственной операцией, которая по времени ее совершения не совпадает со временем совершения операции по передаче товара. Следовательно, такая операция должна быть оформлена отдельным первичным документом в момент предоставления скидки.
2. Необходимо установить порядок восстановления сумм НДС, ранее правомерно принятых к вычету по строительно-монтажным работам, атак-же по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции) объектов недвижимости, приводящей к изменению их первоначальной стоимости, в случае дальнейшего использования этих объектов для осуществления операций, не подлежащих налогообложению.
Так, согласно позиции ФНС России (письмо от23.03.2009 №ШС-22-3/216@), согласованной с Минфином России (письмо от 24.02.2009 № 03-0715/24), если при вводе (или после ввода) в эксплуатацию завершенного капитальным строительством объекта данный объект недвижимости начинает использоваться только в операциях, не облагаемых НДС, то суммы НДС, исчисленные налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления (а также суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), имущественным правам, использованным при строительстве, стоимость которых на основании п. 2 ст. 159 НК РФ не учитывается при определении налоговой базы по НДС), принятые к вычету в порядке, установленном п. бет. 171 и п. 5ст. 172 НК РФ, на основании п. Зет. 170 НК РФ подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
3. Требует решения в законодательном порядке вопрос восстановления сумм НДС, ранее принятых к вычету, в случае выбытия товаров, в том числе основных средств, не связанных с операциями по реализации (в настоящее время этот вопрос регулируется разъяснениями Минфина России).
Так, в случае выявления в ходе инвентаризации недостачи по товарам суммы НДС, ранее
принятые к вычету по таким товарам, подлежат восстановлению, поскольку такие товары не могут быть использованы организацией для осуществления операций, подлежащих налогообложению НДС (письма Минфина России от 18.11.2005 № 03-04-11/308, от 31.07.2006 № 03-04-11/132, от 06.05.2006 № 03-03-04/1/421).
Следует отметить, что суды данную позицию не всегда разделяют (см., например, постановления ФАС Московского округа от 13.01.2009 № КА-А40/12259-08, ФАС Северо-Кавказского округа от 10.08.2009 № А32-5096/2007-12/27, ФАС Волго-Вятского округа от 29.06.2009 № А17-2257/2008-05-21).
По мнению УФНС России по г. Москве, высказанному в письме от 25.11.2009 № 1615/123920.1, необходимо восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету, в случае уничтожения товара в связи с истечением срока годности.
Необходимо на законодательном уровне установить, что при выбытии основных средств в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, несмотря на то, что такое выбытие формально не связано с операциями по реализации, не производится восстановление сумм НДС, ранее принятых к вычету по таким товарам. В настоящее время данной позиции придерживается судебная практика (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26.11.2009 по делу № А53-8721/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 28.03.2007 № Ф04-1732/2007(32815-А45-14), ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.10.2005 № А58-1710/05-Ф02-5175/05-С1, ФАС Поволжского округа от 06.08.2009 № А65-3671/2009, ФАС Центрального округа от20.07.2005 № А64-764/05-22).
4. Следует внести изменения в НК РФ, предусматривающие порядок применения НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах.
Так, согласно письму УФНС России по г. Москве от 31.10.2006 № 21-11/95156@, если по условиям договора оплата товаров (работ, услуг) производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах), уменьшать сумму налога, исчисленную и уплаченную в бюджет по итогам налогового периода, в котором произведена отгрузка товаров (работ, услуг), на отрицательные суммовые разницы, возникающие в налоговом периоде, в котором фактически получена оплата за ранее отгруженные товары (работы, услуги), оснований нет.
В случае возникновения положительной суммовой разницы эта сумма подлежит включению в налоговую базу по НДС на основании подп. 2 п. 1ст. 162 НК РФ в отношении сумм, связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), т. е. независимо от того, в каком налоговом периоде возникает положительная суммовая разница.
Подобный вывод содержится в письмах Минфина России от 19.12.2005 № 03-04-15/116 (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 25.01.2006 № ММ-6-03/62@), УФНС России по г. Москве от 12.05.2006 № 19-11/39204.
Однако в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.02.2009 № 9181/08 № А40-20314/07-112-124 указывается, что налоговая базадолжнакорректироваться на сумму отрицательных суммовых разниц.
5. Согласно п. 12ст. 165 НК РФ порядок применения налоговой ставки 0%, установленной международными договорами Российской Федерации, при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами определяется Правительством РФ (см. Правила применения налоговой ставки 0 % по НДС при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.07.2006 № 455).
Однако в ст. 164 НК РФ указанная льгота не предусмотрена. В связи с изложенным следует внести в НК РФ изменение, предусматривающее установление ставки НДС 0 % в отношении реализации товаров (работ, услуг) международным организациям и их представительствам, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, в целях приведения в соответствие норм НК РФ и международных соглашений, предусматривающих льготный порядок налогообложения НДС указанных операций.
6. Следует уточнить порядок освобождения от налогообложения НДС услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки спортивно-зрелищных мероприятий, проводимых организациями физической культуры и спорта.
Так, не ясно, распространяется ли указанная льгота на услуги арендатора спортивных сооружений по предоставлению арендованного имущества в субаренду организации физической культуры и спорта для проведения ею спортивно-зрелищных мероприятий.
7. Необходимо уточнить перечень документов, представляемых в налоговые органы для подтверж-
дения правомерности применения ставки НДС в размере 0% при реализации товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами экспорта и перемещения припасов, в случае поступления выручки от реализации указанных товаров (припасов) от третьих лиц. Данный перечень необходимо оптимизировать по мере осуществления мероприятий по реализации Концепции создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 % по НДС, одобренной распоряжением Правительства РФ от 07.03.2008 № 288-р, и создания указанной системы.
2.4. Акцизное налогообложение
Как и в предыдущие годы, в планируемом периоде предполагается осуществлять ежегодную индексацию ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации. При этом опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами будут проиндексированы ставки акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию.
2.5. Введение налога на недвижимость
В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010—2012 годах» указывается на необходимость скорейшего создания условий для введения местного налога на недвижимость, прежде всего, завершение формирования кадастра объектов недвижимости.
Так, в целях формирования государственного кадастра недвижимости был принят федеральный закон, который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Однако в настоящее время законодательно не урегулированы вопросы, связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, порядком проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Кроме того, требуется принятие уже внесенного проекта федерального закона, устанавливающего общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требования к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также определяющего порядок утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
После включения в НК РФ главы, регулирующей налогообложение недвижимости, налог на
недвижимость может быть введен в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости.
2.6. Налогообложение имущества (в том числе земельных участков) 1. В настоящее время законодательством о налогах и сборах не урегулированы вопросы, связанные с налогообложением имущества (в том числе земельных участков), переданного в паевой инвестиционный фонд. Подобная ситуация на практике привела к появлению инструмента легальной минимизации налогообложения имущества (а с использованием соглашений об избежании двойного налогообложения — и доходов от имущества) путем его передачи в паевой инвестиционный фонд.
В соответствии с законодательством о паевых инвестиционных фондах данный фонд, представляя собой обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление, и имущества, полученного в процессе такого управления, не является юридическим лицом, поэтому он не может быть налогоплательщиком Подобные выводы содержатся в письме Минфина России от 20.11.2007 № 03-05-06-01/133.
При этом имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности.
На основании Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. При этом проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
При государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указывается, что собственниками такого объекта являются владельцы инвестиционных паев соответствующего паевого инвестиционного фонда без указания имен (наименований) владельцев инвестиционных паев и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности, т. е. содержится обезличенная информация о владельцах инвестиционных паев.
При этом доля в праве собственности на имущество (в том числе на земельный участок),
переданное в доверительное управление управляющей компании, удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой этой управляющей компанией (инвестиционный пай), которая не является правоустанавливающим документом на это имущество (в том числе на земельный участок).
Из действующего законодательства следует, что размер доли в праве общей долевой собственности на имущество паевого инвестиционного фонда определяется количеством инвестиционных паев, записи о которых содержатся в реестре владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда. Кроме того, существенной проблемой администрирования налога на имущество организаций и земельного налога в отношении имущества (в том числе земельных участков), составляющего паевой инвестиционный фонд, является то, что доля каждого конкретного владельца пая меняется ежедневно, как и состав владельцев инвестиционных паев.
Указанные обстоятельства не позволяют налоговым органам получать сведения о владельцах инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налога на имущество организаций и земельного налога.
В связи с этим, а также в целях повышения эффективности администрирования налога на имущество организаций и земельного налога представляется целесообразным возложить обязанность по уплате этих налогов в отношении имущества (в том числе земельных участков) паевого инвестиционного фонда на управляющие компании.
2. В настоящее время в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, ставка земельного налога установлена в размере 0,3 %.
Учитывая массовые случаи использования земельных участков, отнесенных к такой категории, с нарушением требований в области охраны и использования земель, предлагается рассмотреть вопрос об установлении порядка исчисления суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в таких случаях с учетом коэффициента.
3. В рамках реализации Бюджетного послания Президента РФ «О бюджетной политике в 2010—2012 годах» будет продолжена работа по сокращению установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам.
2.7. Водный налог
Действующие ставки водного налога были установлены еще в 2004 г. и до настоящего времени не пересматривались. Однако тарифы на воду, отпускаемую потребителям, за период с 2004 по
2009 г. увеличились в 6,2 раза, что привело к существенному снижению налоговой нагрузки на экономических агентов, осуществляющих деятельность по использованию водных объектов.
Действующие ставки водного налога не способствуют заинтересованности хозяйствующих субъектов в организации рационального водопользования (водоемкость производства в России в несколько раз выше в сравнении с промышленно развитыми странами).
Таким образом, для приведения уровня налоговой нагрузки пользователей водными объектами необходима индексация ставок водного налога.
2.8. Налогообложение в рамках
специальных налоговых режимов
Предусмотренные в настоящее время специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения на основе патента и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) нуждаются в реформировании.
1. В рамках совершенствования упрощенной системы налогообложения на основе патента будет уточнен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых данный налоговый режим может применяться, усовершенствован порядок определения размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, используемого для определения стоимости патента.
2. Сфера применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности будет сокращаться, в том числе в целях избежания конкуренции с упрощенной системой налогообложения на основе патента. В перспективе система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности будет отменена.
2.9. Налоговое администрирование
Среди важнейших мер, направленных на дальнейшее совершенствование налогового администрирования и налогового контроля, можно отметить следующие:
— внесение в НК РФ изменений, направленных на упрощение порядка учета в налоговых органах организаций (например, постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах филиалов и представительств в порядке, подобном порядку, применяемому в отношении юридическихлиц);
— урегулирование в НК РФ порядка уплаты налогов и сборов с использованием электронных платежных средств;
— продолжение последовательного расширения электронного документооборота в налоговой сфере (в том числе создание системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде);
— совершенствование положений НК РФ о зачете, возврате сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов и сборов, а также об уточнении налоговых платежей;
— совершенствование порядка досудебного урегулирования споров между налоговыми органами и другими участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
— совершенствование информационной и разъяснительной работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами;
— расширение и повышение результативности взаимодействия российских налоговых органов с налоговыми органами иностранных государств для целей налогового контроля;
—установление единого порядка администрирования налогообложения физических лиц (транспортным налогом, земельным налогом, налогом на имущество, НДФЛ), в частности, формирование и актуализация электронных баз данных, содержащих необходимые сведения для исчисления и уплаты налогов, развитие онлайновых способов взаимодействия с налогоплательщиками («электронных сервисов»), интеграция соответствующих систем в целях оплаты налоговых платежей.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая: Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от24.07.2009 № 213-ФЭ
3. Об инвестиционных фондах: Федеральный закон от29.11.2001 № 156-ФЗ.
4. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от22.04.1996 № 39-Ф3.