19(154) - 2010
ПОИСК. ПРОБЛЕМЫ. РЕШЕНИЯ
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
М. В. БЕСПАЛОВ,
кандидат экономических наук, доценткафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: [email protected] Тамбовский государственный университет им. Г. Р.Державина
Определены условия, на которые должна опираться базовая концепция формирования новой модели политики регионального социально-экономического развития. Выявлены первоочередные задачи, требующие решения в процессе реализации инновационно и социально ориентированного сценария регионального развития, экономического потенциала регионов, опирающегося на зоны опережающего экономического роста.
Ключевые слова: развитие региональной экономики, повышение конкурентоспособности, государственная политика.
При всем разнообразии природных и иных условий на территории любого современного федеративного государства его реальная целостность, политическая и социальная стабильность поддерживаются определенным региональным единством комплекса социальных благ и способностью хозяйства каждого из регионов обеспечивать этот комплекс. При этом всегда одни регионы в определенный период характеризуются более высокими, другие — более низкими социальными и экономическими стандартами. Сложившееся межрегиональное соотношение не является застывшим и может меняться под воздействием сложной гаммы внешних и внутренних обстоятельств.
Наличие в Российской Федерации большого числа территорий, значительная дифференциация региональных показателей порождены длительным системным кризисом предшествующего этапа развития экономики. Региональная дифференциация, имеющая хронический характер приводит к неустойчивости экономической системы государства в целом.
При этом рыночные механизмы не всегда способны предупредить и преодолеть серьезные территориальные различия в уровне жизни населения, эффективности региональной экономики. В этом случае государство оказывается перед необходимостью, создавая все условия для роста и развития всего хозяйства, прогрессивных структурных сдвигов, одновременно из социальныхи политических требований поддерживать определенную однородность территориального экономического и социального пространства.
Базовая концепция формирования новой модели политики регионального социально-экономического развития опирается на следующие условия:
• ослабление региональной дифференциации, формирование рациональных и справедливых региональных пропорций возможно только при условии экономического роста и развития всех регионов с упором на собственные силы;
• право на федеральную поддержку имеют не только депрессивные районы, но и богатые, вложения в которые являются высокоэффективными;
• помощь отсталым регионам базируется прежде всего на принципе экономической эффективности с учетом идей социальной справедливости;
• интересы Федерации имеют приоритет перед интересами отдельных ее регионов;
• перспективные интересы Федерации и регионов имеют приоритет перед текущими;
• федеральное законодательство и административно-правовое регулирование способствуют снижению региональной социальной и экономической асимметрии.
Суть предлагаемой концепции состоит в смене парадигмы региональной политики — в переходе от методов временного ослабления региональной дифференциации, базирующихся преимущественно на процессах территориального перераспределения ресурсов, к методам, основанным на региональном развитии с упором прежде всего на собственные силы.
Базовый подход к реализации новой модели со стороны центра состоит в провозглашении и реализации единых, общих принципов и механизмов региональной по отношению ко всем без исключения субъектам РФ и одновременно активной дифференцированной региональной политики в отношении групп и отдельных субъектов Российской Федерации. Поясним суть этого подхода: поощрение собственных усилий регионов может быть основано на принципе институционального партнерства, трансформируемом на практике в принцип дополнительности, при котором центральная власть в известной пропорции добавляет свои ресурсы к региональным. При этом сама эта пропорция может быть различной для территорий, находящихся на разных стадиях экономического и социального развития.
Федеральная поддержка предоставляется регионам на принципиально иных основаниях, чем раньше. Поддержка территорий основывается прежде всего не на бедственном положении региона в прошлом и даже в настоящем, а на том, какой эффект федеральная поддержка дает региону в будущем. При этом необходимо различать помощь регионам в экстраординарных условиях и поддержку регионов для развития. Помощь осуществляется для достижения краткосрочных и быстрых результатов и объективно носит гуманитарный характер, преследуя прежде всего социальные цели. Природа этой помощи не предполагает решения задач регионального выравнивания.
Ослабление региональных диспропорций, достижение долгосрочных устойчивых результатов базируются на федеральной поддержке, в которой инвестиционная составляющая играет все большую роль. Государство должно оказывать помощь слабым регионам и опираться на сильные, оказывая поддержку всем территориям, способным обеспечить рост и развитие, создать условия и стимулы для постепенного перехода от пассивного использования финансовой помощи к созданию сильных конкурентоспособных регионов.
В процессе выделения средств регионам следует руководствоваться параметрами их социальной и экономической эффективности, в том числе в масштабах региона и Федерации в целом. Приоритет должен отдаваться тем направлениям, которые обеспечивают наибольший охват населения, расширяют доходную базу региона и Федерации. Основным инструментом решения этой задачи должен стать фонд регионального развития и федеральный фонд поддержки регионов.
Федеральная помощь предоставляется только при наличии договора-контракта между центром и субъектом РФ, в котором оговариваются условия предоставления этой помощи и взаимные обязательства сторон. Основная идея такого договора — увязать предоставление федеральной поддержки с улучшением экономического (социального) положения в регионе, в частности, с расширением в перспективе налогового потенциала субъекта РФ.
Приоритетным направлением нового этапа социально-экономического развития России является переход к политике повышения конкурентоспособности, основанной на инновационной модели развития экономики. В достижении этой стратегической цели важную роль призваны сыграть региональные и местные органы власти, в связи с чем должны измениться приоритеты в их деятельности. Если на предшествующем этапе их главная задача состояла в создании благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности с целью привлечения инвестиций в региональную экономику, то в настоящее время перед органами власти всех уровней стоит задача инициации и поддержки инновационной деятельности в реальном секторе экономики, которая должна обеспечить переход на качественно новый уровень развития региональной экономики с целью повышения конкурентоспособности территорий.
Решение данного вопроса невозможно в рамках традиционных схем территориально-отраслевого управления региональной политикой и требует применения новых подходов к территориальной органи-
зации инновационной деятельности, способных как реализовать уже имеющиеся, так и создать новые конкурентные преимущества региональной экономики (кластеры, зоны опережающего развития и т.д.).
Следует отметить, что в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации, а именно в разделе, посвященном региональному развитию, сформулированы основные принципы государственной политики регионального развития:
• скоординированность принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслевой экономики и социальной сферы и формированию зон опережающего экономического роста на территории страны с учетом конкурентных преимуществ каждого региона;
• оказание дополнительной финансовой поддержки регионам на условиях сокращения дифференциации уровня социально-экономического развития регионов;
• применение механизмов стимулирования органов местного самоуправления к эффективному осуществлению их полномочий1. Направленность государственной политики
в отношении регионов на достижение их конкурентоспособности напрямую в рассматриваемом документе не обозначена, что является его главным недостатком, поскольку не позволяет выстраивать эффективное целеполагание с системой взаимосвязанных и согласованных целей государства и регионов по достижению максимальной эффективности в реализации мер, осуществляемых для достижения устойчивого социально-экономического развития России и ее регионов. Вместе с тем в проектировках регионального блока Концепции долгосрочного развития Российской Федерации векторы социально-экономического развития страны и регионов имеют направленность на инновационное и социальное развитие и не противоречат содержанию региональной конкурентоспособности. При этом конкретизация инновационной и социальной составляющих определена в документе следующим образом:
• развитие научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой;
• формирование территориально-производственных кластеров (не менее 6 до 2020г.2), ориен-
'иКЬ: http://www. economy.gov.ru.
2 иКЪ: http://premier.gov.ru.
тированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях российской экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;
• формирование территориально-производственных кластеров, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии на ранее не освоенных территориях;
• образование и развитие туристско-рекреацион-ных зон с высоким уровнем оказания услуг на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;
• развитие крупных транспортно-логистических и производственных узлов в рамках формирования опорной национальной транспортной сети, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь центров экономического роста, с постепенной ее интеграцией в развивающиеся мировые транспортные системы;
• значительное снижение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, сближение стандартов жизни между столичными регионами и провинцией, крупными и малыми городами, городским и сельским населением;
• сохранение традиционного уклада жизни и занятости коренных малочисленных народностей, прежде всего Севера, Сибири и Дальнего Востока, применение особых мер социальной поддержки населения арктических территорий России.
Инновационно и социально ориентированный путь развития предполагает многополярное развитие территории страны и формирование новых зон опережающего развития. Конфигурация пространственного развития становится более разнообразной, не привязанной жестко к сложившимся энерго-сырьевым и финансовым зонам развития, с образованием новых центров инновационного роста, опирающихся на концентрацию человеческого и технологического потенциала.
Для реализации инновационно и социально ориентированного сценария регионального развития, экономического потенциала регионов, опирающегося на зоны опережающего экономического роста, планируется решать следующие первоочередные задачи.
1. Развитие федеральной транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной производственной и социальной инфраструктуры с учетом пространственной организации зон опережающего
экономического роста. Долгосрочные (федеральные) целевые программы должны содержать четкую последовательность выполнения взаимно увязанных в пространстве и во времени мероприятий, направленных нареализацию соответствующихдолгосроч-ных программных документов развития отраслевой экономики и социальной сферы, с указанием сроков и объемов финансирования применительно к конкретным объектам. При этом федеральные целевые программы должны задавать ориентиры для региональных и муниципальных целевых программ социально-экономического развития соответствующих регионов и муниципальных образований, а в совокупности они призваны сформировать благоприятную среду для реализации инвестиционных проектов предпринимательских структур.
2. Применение особых режимов тарифного, финансово-кредитного, налогового регулирования для особо депрессивных или геополитически значимых территорий. В отношении особо депрессивных (в частности, Сахалинская и Магаданская области, Камчатский край, Чукотский автономный округ) или геополитически значимых (в частности, Калининградская область)3 территорий требуется установление системы особых налоговых, таможенных, тарифных, кредитно-финансовых и иных преференций (в том числе путем создания особых экономических зон), формирующих благоприятные условия для направления частных инвестиций в развитие приоритетных экономических специализаций и сохранения традиционно сложившегося социально-экономического профиля территорий.
3. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В целом предоставление средств федерального бюджета на оказание финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации (субсидий) должно осуществляться на единых, прозрачных условиях соблюдения рекомендуемых стандартов реализации софинансируемых полномочий. Одновременно должен быть установлен жесткий контроль за целевым расходованием бюджетных субсидий, основанный на оценке результата — достижения установленных показателей обеспеченности населения соответствующими услугами и экономического роста региона. Неисполнение обязательств со стороны региональных властей должно влечь применение мер ответственности, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также прекращение субсидирования из средств федераль-
3 иКЬ: http://www.minregion.ru.
ного бюджета расходных обязательств субъектов РФ на срок до замены их руководителей.
Предполагается также расширить круг делегированных полномочий, передав на региональный уровень осуществление всех исполнительно-распорядительных полномочий, непосредственно не связанных с вопросами обороны, безопасности, охраны правопорядка, национальными интересами и специальными режимами, с тем чтобы нарастить возможности и повысить ответственность региональных органов власти за комплексное развитие территорий. Одновременно должны быть установлены регламенты и критерии эффективности исполнения переданных полномочий, организован контроль за их исполнением, предусмотрены меры ответственности за ненадлежащее исполнение полномочий, включая политическую ответственность руководителей субъектов Российской Федерации.
4. Рост территориальной мобильности населения и преодоление депопуляции. Реализация этой задачи требует в первую очередь содействия добровольному переселению соотечественников и иностранной рабочей силы в регионы с прогнозируемой потребностью в трудовых ресурсах, а также создания экономических условий для миграции трудовых ресурсов из перенаселенных регионов страны в регионы с дефицитом рабочей силы.
Повышение региональной конкурентоспособности требует разработки эффективного инструментария организации системы управления инновационным процессом развития и, в отличие от традиционных стратегий долгосрочного регионального развития, а также программ по достижению отдельных целей такого развития, должен быть разработан новый подход, носящий в большей степени характер технологии по достижению конкурентоспособности региона. Данная технология предполагает целенаправленную деятельность всех заинтересованных сторон, в том числе региональных властей, представителей бизнеса, научного сообщества в создании общих условий для развития региональной экономики.
В числе главных факторов, определяющих общие условия для развития региональной экономики можно выделить следующие:
• наличие квалифицированной рабочей силы;
• развитость транспортной инфраструктуры;
• географическое местоположение;
• стоимость рабочей силы;
• емкость рынка и близость партнеров по бизнесу;
• законодательные условия поддержки бизнеса;
• наличие свободных площадок для создания
нового бизнеса;
Развитие регионального
рынка коммерческой недвижимости
• качество жизни населения в регионе;
• место территории в межрегиональном разделении труда и степень интернационализации хозяйственных связей;
• развитость технологической среды и НИОКР;
• доступность финансовых ресурсов и т. д.
В целях более эффективной работы по созданию общих условий для развития региональной экономики необходимо иметь четкое представление о том, что конкретно хотят от региона представители бизнеса. Такое понимание должно достигаться на основе тематических опросов предприятий различных сфер и отраслей экономики. В целях осуществления профессиональной деятельности по поддержке экономического развития и продвижения региона в нем необходимо иметь специализированную структуру (агентство регионального развития), которая, исходя из стратегии социально-экономического развития региона, вырабатывает свою специфическую стратегию и меры по ее реализации, направленные на достижение задач регионального развития.
Для развития региональной экономики необходимо наличие целого комплекса условий (см. рисунок).
Следует отметить, что учет потребностей бизнеса необходимо производить и с точки зрения наложения этих потребностей на местоположение региона. Этот процесс можно назвать «позиционированием посредством дифференциации», в ходе которого необходимо найти ответы натри основных вопроса:
1) для какой целевой группы бизнес-структур особенно подходит местоположение региона?
2) каков рынок инвестиций для этой целевой группы?
3) каков уровень конкуренции среди регионов за эту целевую группу?
Эффективными средствами поддержания контактов с предприятиями являются их анкетирование, опрос и взаимодействие через региональные ассоциации промышленников и предпринимателей, торгово-промышленные палаты регионов. В этой связи агентство регионального развития выступает разработчиком таких анкет и опросных листов, а также координатором взаимодействия заинтересованных сторон.
Кроме того, должны использоваться стандартные процедуры и мероприятия (инструменты) по
Основание и развитие центров поддержки начинающих предпринимателей
Развитие существующих региональных кластеров
Развитие института государственных гарантий
Создание бизнес-инкубаторов и технопарков
Содействие кооперации бизнеса
Субсидирование процентных ставок по кредитам
Схема общих условий для развития региональной экономики
привлечению инвесторов в региональную экономику: дни экономики региона, экономические и инвестиционные форумы, профессионально-тематические мероприятия, биржи деловых контактов, экономические делегации, технические симпозиумы, выставки, ярмарки и презентации внутри региона и за его пределами. В ходе таких контактов особое место занимает выявление мнения субъектов бизнеса относительно важности для них различных аспектов услуг, оказываемых им органами исполнительной власти региона, а также степень удовлетворенности такими услугами. В ходе перечисленных мероприятий оцениваются:
• скорость обработки информации и время, затрачиваемое бизнесом на оформление разрешительных процедур;
• понимание потребностей предприятий со стороны региональной власти;
• доступность, полнота, своевременность и достоверность информации, получаемой бизнесом от органов власти;
• инициативность управленческих кадров региональной власти;
• прозрачность управленческих процессов и принимаемых решений и т. д. На сегодняшний день наиболее перспективным
механизмом развития экономики региона является максимальная поддержка процесса инвестирования в развитие конкурентных преимуществ регионов с акцентом на инновационный характер такого развития.
Список литературы
1. Антикризисное управление: учебн. М.: Инфра-М, 2009г. С. 624.
2. КистановВ. В., КопыловН.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2009.
3. Кузнецова О. В., Кузнецов А. В., Туровский Р. Ф., Четверикова А. С. Инвестиционные стратегии крупного бизнеса и экономика регионов. М.: Либроком, 2008.