направления развития рынка консультационных услуг в различных отраслях приволжского региона
Е.М. Деева,
доцент кафедры экономики и менеджмента Ульяновского государственного технического университета, кандидат экономических наук, [email protected]
Ю.Н. Богданова,
аспирант Ульяновского государственного технического университета
В статье рассматриваются основные направления развития рынка консультационных услуг в России и в Приволжском регионе. Показано экономическое состояние региональных зон и приоритетные направления их развития в рамках концепции развития маркетинга консультационных услуг.
Ключевые слова: консалтинг, консультационные услуги, маркетинг, регион.
УДК 336.717 ББК 65.29 я7
В современных условиях с развитием конкурентной среды в российской экономике возрастает значение маркетинга на рынке консультационных услуг, включенности в мировое сообщество консультантов. Российские консультанты участвуют в конференциях Международной Ассоциации по организационному развитию (ЮDA), в мероприятиях института по организационному развитию, в Европейской федерации ассоциаций консультантов ^ЕАСО). В Школе консультантов по управлению преподают консультанты из Голландии, Англии, Израиля, ЮАР В России утверждаются законы, разрабатываются и внедряются проекты и программы по защите интеллектуальной собственности, развитию консультационного бизнеса. Регулярно издается серия бизнес-каталогов, получивших официальный статус, имеющих федеральную бизнес-аудиторию и т.д. Это определяет потребность в развитии рынка консультационных услуг, использования маркетинга консультационных услуг, его инструментария и т.д.
Несмотря на различие в ассортименте, у консультационных фирм существуют проблемы, связанные с выходом из кризиса, достижением конкурентных преимуществ [1]. Российская практика хозяйствования демонстрирует низкий уровень инновационной активности в сфере консультационного бизнеса. По мнению Т.А. Алферовой [2], основанные на многолетней практике западные технологии продвижения услуг неприменимы в российских условиях, особенно в таких сложных для анализа и эксперимента областях как консультационная деятельность. Российские менеджеры становятся более требовательными к качеству консультационных услуг, к выбору конкретного консуль-танта-исполнителя. По мнению В.С. Дудченко, существует нарушение этических норм кодекса консультанта [3]. По отношению к 2008 году суммарная выручка 150 консалтинговых компаний сократилась всего на 5%, составив почти 79 млрд. рублей. Участникам рынка пришлось сосредоточить усилия на сохранении накопленных компетенций, возобновлении мероприятий по обучению и развитию человеческих ресурсов, которые приостановлены с началом кризиса. Не обошлось и без сокращения персонала на рынке: в целом по списку крупнейших компаний число специалистов, обеспечивающих доходы от консалтинга, сократилось приблизительно на 7%, до 24,6 тыс. человек.
Одной из причин неэффективной российской политики в сфере развития рынка консультационных услуг является недооценка эволюционного подхода развития маркетинга консультационных услуг. Недостаточная разработанность концептуальных и методических аспектов маркетинговых преобразований требует, с одной стороны, углубления экономико-теоретических исследований в этой области, а с другой — использования адекватно этим преобразованиям методического подхода к системе оценок экономической эффективности маркетинга консультационных услуг и т.д. Это позволит усовершенствовать концепцию развития маркетинга консультационных услуг, включающую комплексную совокупность целей, задач, принципов функционирования системы маркетинга консультаци-
онных услуг, направленную на адаптацию участников рынка к воздействиям макросреды, микросреды и интерактивной среды. Все это необходимо в целях развития виртуального рыночного пространства, устранения психически негативных последствий состояния сознания клиента, контроля способов успешного преодоления сопротивления изменениям.
На основании анализа современной консалтинговой деятельности можно выделить следующие направления развития маркетинга консультационных услуг в России:
— развитие человеческого потенциала России;
— создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику;
— структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития;
— закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ консультационных фирм России в предоставлении консультационных услуг в следующих традиционных сферах: фармацевтика, энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов;
— расширение и укрепление внешнеэкономических позиций консультационных фирм России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда;
— переход к новой модели пространственного развития российской экономики.
Инновационный и социальный векторы долгосрочного социально-экономического развития консультационных фирм в Российской Федерации в региональном разрезе проявляются в следующем:
— развитии научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой;
— формировании территориально-производственных кластеров (не менее 6-8 до 2020 года), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях российской экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах;
— формировании территориально-производственных кластеров на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую добычу и переработку сырья, производство энергии с использованием современных технологий (механизированных, ресурсосберегающих и экологичных, нетрудоемких);
— образовании и развитии туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания консультационных услуг на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;
— развитии крупных транспортно-логистических и производственных узлов в рамках формирования опорной национальной транспортной сети, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь центров экономического роста, с постепенной ее интеграцией в развивающиеся мировые транспортные системы;
— значительном снижении межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, сближении стандартов жизни между столичными регионами и провинцией, крупными и малыми городами, городским и сельским населением;
— сохранении культурного многообразия, традиционного уклада жизни и занятости коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, применении особых мер социальной поддержки населения арктических территорий России.
В период до 2012 года региональное развитие консультационных предприятий должно определяться уже сформировавшимися зонами опережающего экономического роста, к которым относятся:
— крупнейшие агломерации с наиболее динамичным экономическим ростом, обеспечивающим приток населения и инвестиций (в среднесрочной перспективе сохранится тенденция к опережающему развитию столичных агломераций и концентрации в них основных финансовых, инновационных ресурсов);
— крупные города-центры регионов, рост которых обеспечивается концентрацией сервисных функций и индустриальных производств (с растущей долей обрабатывающих отраслей, ориентированных преимущественно на внутренние рынки), которые пока еще недостаточно поддерживаются притоком населения и инвестициями;
— территории, на которых сосредоточена добыча полезных ископаемых и их переработка в условиях менее устойчивого роста и зависимости от конъюнктуры цен, что при значительных бюджетных ресурсах позволяет поддерживать человеческий капитал и инфраструктуру;
— порты европейской части России, через которые проходят основные грузо- и пассажиропотоки;
— территории юга России с развитой инфраструктурой, выходом к морскому побережью, уникальными рекреационными ресурсами.
При этом важнейшее значение будет иметь «инфраструктурный эффект» формирования городских агломераций, связанный с реализацией проектов строительства новых энергомощностей, крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов, образовательной и инновационной инфраструктуры. На востоке страны такой сценарий может дать выборочный толчок развитию городов с самым значительным объемом накопленного инновационного потенциала.
В то же время каждый из структурных элементов развития маркетинга консультационных услуг имеет самостоятельное значение и содержание и одновременно решает различные задачи, а также характеризует принципы общей системы развития маркетинга консультационных услуг.
Динамика рынка в 2011 году будет определяться в основном спросом на короткие и сравнительно дешевые работы, призванные оперативно разрешить самые острые проблемы
заказчиков. В работе использованы данные структуры выручки крупнейших консалтинговых групп в 2008 и 2009 гг., которые представлены в табл.1.
Таблица 1
Структура выручки крупнейших консалтинговых групп в 2008 и 2009 гг. [4]
Виды консультационной услуги Структура выручки крупнейших консалтинговых групп, доля в %
2008 г. 2009 г.
ИТ-разработка и системная интеграция 33 34
ИТ-управленческий консалтинг 23 22
Оценка 10 11
Финансовый консалтинг 7 8
Налоговый консалтинг 8 7
Стратегический консалтинг 6 6
Производственный консалтинг 5 4
Управление персоналом 3 3
Маркетинговый консалтинг 2 2
Прочее 3 3
Дополнительный анализ структуры выручки крупнейших консалтинговых групп в 2008 и 2009 гг., представленный в работе, позволяет сделать вывод о том, что несмотря на спад ИТ-консалтинг остается самым емким сегментом. Общий объем и прирост совокупной выручки консультантов трех крупнейших консалтинговых групп сферы ИТ-консалтинга представлены в таблице 2. На основании представленных данных можно сделать вывод о том, что доходы компаний от разработки и системной интеграции снизились на 4%. Устойчивого возобновления восходящей динамики спроса консультанты ожидают лишь через год. Фактор, который будет влиять на рынок ИТ-консалтинга — его недофинансирование в 2008-2010 гг. В результате чего у заказчиков накапливается багаж нерешенных проблем. В частности, техника устаревает очень быстро, и к 2011 г. это устаревание станет критическим.
Согласно анализу рынка консультационных услуг в Приволжском регионе в 2008 г., устойчивое развитие бизнеса в регионе повлияло на высокий рост показателей деятельности фирм. Список крупнейших консалтинговых групп в Приволжском регионе представлен в табл.3. Анализируя рынок консультационных услуг в Приволжском регионе, можно отметить, что он стремится к интеграции с национальными аудиторскими сетями и объединению в крупные группы. Резко изменяется структура спроса на консультационные услуги. В условиях глобализации экономики укрупнение и развитие международных и национальных сетей неизбежно.
Таблица 2
Общий объем и прирост совокупной выручки трех крупнейших консалтинговых групп сферы ИТ-консалтинга — управленческое консультирование [5]
№ Место по итогам Консалтинговая группа Выручка за год Прирост совокупной выручки, %
2007 год 2008 год 2007 год 2008 год
1 1 1 ІВБ 2506 163 2 857 355 1,1
2 2 2 «Компьюлинк Групп» 1 801 008 2 319 326 1,2
3 6 6 «Оптима» 2 2147 90 2 479 605 1,1
Таблица 3
Список пяти крупнейших консалтинговых групп в Приволжском регионе [6]
№ Место по итогам Консалтинговая группа Выручка за год в При-волжье, тыс. руб. Прирост совокупной выручки на 1 консультанта в 2009 году, %
2008 год 2009 год 2008 год 2009 год
1 47 37 «Новгородаудит» 408027 518539,00 0,23
2 140 89 Центр правовых технологий «ЮРКОМ» 70156,00 20499 13,4
3 102 102 КЦУ «Вектор эффективности» 49633,0 55610 -0,16
4 106 106 «Аудэкс» 45681,00 46896 -0,04
5 115 - Поволжский антикризисный институт 39963,00 34148 0,41
Многие средние компании стремятся войти в национальные сети международных объединений, небольшие фирмы преобразовываются в филиалы и представительства крупных компаний. Процесс реформирования будет продолжаться долгое время, что в сочетании с принятием изменений в законодательстве должно привести к развитию рынка консультационных услуг в России и в Приволжском регионе.
Статистические данные, характеризующие социальноэкономическое состояние Приволжского региона за отчетный сентябрь месяц 2010 в % к соответствующему месяцу прошлого года представлены в табл. 4.
Для достижения требуемых показателей социально-экономического развития Приволжского региона консультационные фирмы должны участвовать в реализации концепции долгосрочного социально-экономического развития Приволжского федерального округа (ПФО) Российской Федерации (далее — Концепция). Она разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 29 мая 2009 г. Пр-1371 и стратегической целью Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 20082020 гг. — «Определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 гг.) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе».
Целесообразно участие консультационные фирм в разработке и реализации стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 г., в мероприятиях посткризисного развития Ульяновской области, в Программе развития конкуренции в Ульяновской области до 2012 года.
Консультационные фирмы должны развивать сотрудничество со СМИ и использовать в своей деятельности реестр крупных инвестиционных проектов, направленных на создание новых и модернизацию существующих конкурентоспособных производств в реальном секторе экономики Приволжского федерального округа. Концепцией ПФО предусмотрено решение социальных и институциональных проблем, важнейшими из которых являются:
высокий уровень коррупции, взяточничества и административных нарушений;
значительный уровень социального неравенства, достаточно большая доля населения, находящегося в состоянии бедности;
высокие риски ведения предпринимательской деятельности;
слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровень доверия в со-
четании с низким уровнем эффективности государственного управления;
низкий уровень конкуренции на рынке продукции и услуг, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда;
недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса.
В соответствии с поручением Президента основное внимание в Концепции уделено:
модернизации существующих и созданию новых производств в реальном секторе экономики путем реализации крупных инвестиционных проектов;
развитию транспортной инфраструктуры, направленной на создание экономически эффективной, современной логистики перевозок;
комплексному освоению минерально-сырьевой базы и развитию энергетики, в том числе мерам по повышению энергоэффективности экономики и внедрению ресурсосберегающих технологий;
созданию инновационной инфраструктуры с целью реализации сценария инновационного развития ПФО, планомерного перехода к экономике «знаний»;
совершенствованию и развитию социальной инфраструктуры;
развитию малого бизнеса.
Концепция ставит целью развития округа реализацию конкурентных особенностей (географических, технологических, интеллектуальных и др.) Приволжского федерального округа для развития экономики и, как следствие, улучшение жизни людей. Ведущая роль в перспективной пространственной структуре ПФО отводится шести крупнейшим урбанизированным территориям: Казанской, Нижегородской, Самарско-Тольяттинской, Пермской, Саратовской и Уфимской агломерациям, в каждой из которых проживает более 1 миллиона человек. Из этих шести агломераций выделяются три — Нижегородская, Самарско-Тольяттинская и Казанская, в которых сложились наиболее существенные предпосылки для формирования крупнейших в России многофункциональных центров расселения и экономики. Особенностью всех крупных агломераций ПФО является их значительная протяженность вдоль водных артерий, что определяет специфические проблемы пространственного развития, связанные с удаленностью центра от периферийных частей региона, неэффективностью транспортной сети и пр.
Ещё один территориально-пространственный уровень узлов опорного каркаса округа — региональные центры, такие как Ульяновск, Оренбург, Пенза, Киров, Ижевск, Чебоксары, Саранск, Йошкар-Ола и другие крупнейшие города округа, а также межрайонные центры.
Таблица 4
Статистические данные Приволжского региона за отчетный месяц (сентябрь) 2010 в % к соответствующему месяцу прошлого года [7]
Численность населения (тыс. человек) Динамика ре -альных доходов населения (%) Доля просроченной задолженности по кредитам юридическим лицам (%) Те м п р о с -та прибыли прибыльных предприятий (%) Доля прибыльных предприятий (%) Доля текущих расходов в общем объеме расходов (%) Темп роста объема платных услуг населению (%)
Республика Чувашия 1279.40 115.10 13.60 73.30 59.50 87.40 101.10
Кировская область 1401.20 95.30 6.60 153.00 56.10 97.90 102.70
Нижегородская область 3340.70 110.60 8.70 111.90 59.80 98.10 102.70
Оренбургская область 2111.50 95.20 3.80 49.10 61.00 97.50 104.20
Пензенская область 1379.80 101.70 8.80 75.40 56.80 89.60 104.40
Пермский край 2708.40 100.40 6.40 120.30 55.20 96.10 97.80
Республика Башкортостан 4057.30 111.30 9.80 121.00 79.20 97.80 102.50
Республика Марий Эл 700.10 102.40 2.90 93.20 65.20 90.40 103.20
Республика Мордовия 833.00 116.40 4.00 81.60 65.50 98.20 109.80
Республика Татарстан 3768.60 113.80 6.40 49.40 68.20 99.70 100.50
Республика Удмуртия 1528.50 107.80 19.40 95.00 55.90 94.50 99.80
Самарская область 3171.40 110.20 10.50 135.10 54.40 97.40 94.40
Саратовская область 2572.90 126.70 7.00 112.30 56.30 98.60 109.70
Ульяновская область 1305.00 87.10 4.40 84.90 63.60 97.40 105.90
Такая иерархия центров развития задает пространственные приоритеты для размещения объектов (инфраструктурных и производственных) федерального, окружного и регионального уровней. Таким образом, на территории округа формируется шесть укрупненных зон развития:
• Нижегородская (с центром в Нижнем Новгороде), включающая зоны опережающего экономического роста с инновационными, промышленными (машиностроение, химическая, нефтехимическая, фармацевтическая промышленность, металлургия, лесопромышленный комплекс и др.) и транспортнологистическими функциями;
• Камско-Вятская (с центром в Перми), включающая зоны опережающего экономического роста с промышленными функциями (машиностроение, химия, минеральные удобрения и органический синтез, нефтепереработка, лесопромышленный комплекс и др.). Важную системообразующую роль для данной территории будет играть реализация проекта «Белкомур»;
• Казанская (с центром в Казани), включающая зоны опережающего экономического роста с инновационными, промышленными (транспортное машиностроение, авиастроение, нефтепереработка и нефтехимия и др.), агропромышленными и транспортно-логистическими функциями;
• Уфимская (с центром в Уфе), включающая зоны опережающего экономического роста с промышленными (нефтепереработка и нефтехимия, машиностроение и др.), агропромышленными, туристско-рекреационными функциями;
• Средневолжская (с центром в Самаре), включающая зоны опережающего экономического роста с инновационными, промышленными (транспортное, авиационно-космическое, приборостроительное и другие подотрасли машиностроения, химия и нефтехимия и др.), агропромышленными, туристско-рекреационными, транспортно-логистическими функциями;
• Оренбургская (с центром в Оренбурге), включающая зоны опережающего экономического роста с промышленными (газо-химия, металлургия, машиностроение), агропромышленными и транспортно-логистическими функциями.
Действенной мерой по обеспечению распространения опыта зон опережающего экономического роста в регионы, уровень социально-экономического развития которых ниже среднего в округе и стране, является создание зон с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности в целях привлечения инвестиций. Создание зон территориального развития должно сопровождаться консультационными услугами по налоговым,
таможенным и неналоговым платежам, а также упрощением порядка предоставления земельных участков инвесторам в целях размещения производств, находящихся в границах такой зоны.
Консультационные услуги в области экономического развития Приволжского федерального округа должны ориентироваться на модернизацию крупного промышленного потенциала регионов и, одновременно, развитие сектора современных услуг в полицентрической системе агломераций. Индустриальное развитие должно быть связано с внедрением новых технологий, позволяющих перейти к выпуску конкурентоспособной продукции, улучшением менеджмента, привлечением внешних инвесторов и технологических разработок, а для отраслей оборонной промышленности -со стабильным государственным заказом. Это позволит повысить конкурентоспособность ведущих отраслей специализации — машиностроения, в том числе авиационнокосмического и автомобилестроения, химической и нефтехимической промышленности.
В долгосрочной перспективе должны развиваться межрегиональное разделение труда и кооперация с опорой на мировые технологические инновации и отраслевую научно-исследовательскую базу ведущих индустриальных центров регионов и крупных центров Поволжья.
Для решения проблем на рынке фирмам рекомендуется применять гибкий подход в ценообразовании и рассрочку платежа. Для повышения эффективности и сокращения издержек можно сократить штат или перевести сотрудников на режим неполного рабочего времени. Усиление конкуренции, слияние и поглощение на рынке приведет к повышению качества консультационных услуг, освоению новых видов услуг, связанных с оценкой корпоративных финансов, постановкой бюджетирования, управленческого учета и контроля. В производственном комплексе востребованными для консультирования являются отрасли: легкой промышленности, сельского хозяйства, туристический сектор, авиастроение, автомобилестроение, нефтедобыча, деревообработка.
Последние достижения на рынке информационных технологий, глобальные информационные сети изменяют представления о границах деятельности консультационных предприятий и о технологиях обслуживания, управления и ведения бизнеса. Насыщение традиционных рынков консультационных услуг требует поиска новых подходов к привлечению заказов на услуги и в работе с клиентами.
Литература
1. Ned Lips. The Ten Critical Steps to Becoming a Rainmaker // Consulting http://www.consultingmag.com/article/ART649090?C=5M XXVpLYqBydSS6B/
2. Алфёрова Т.А. Эффективный маркетинг консультационных услуг в интересах клиентов. Тема встречи экспертов компании «Объединенные консультанты «ФДП» и ведущих канадских консультантов // URL:http://consulting.inthepress.ru/v/4379.html
3.Дудченко В.С. Нарушение этических норм в управленческом консультировании // URL: http://www.cfin.ru/consulting/ethics_ violations.shtml
4.Рассчитано автором по данным Рэнкинг консалтинговых групп: Российский консалтинг» по итогам 2009 года // URL: http// www.raexpert.ru/ratings/consulting/2009/
5. Рассчитано автором по данным Рэнкинг консалтинговых групп: Российский консалтинг» по итогам 2008-2009 года // URL: http//www.raexpert.ru/ratings/consulting/2009/
6. Рассчитано автором по данным Рэнкинг консалтинговых групп: Российский консалтинг» по итогам 2008-2009 года // URL: http//www.raexpert.ru/ratings/consulting/2009/
7. Составлено автором по статистическим данным Министерства регионального развития: Статистические данные Приволжского региона за отчетный месяц, в % // URL: http://www.minregion.ru/volga/