Л.А. Зарицкая
О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КРЕАТИВНОСТИ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ,
БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ
В предложенной статье осуществляется попытка рассмотреть педагогическую сущность эстетической креативности студентов и преподавателей высшей школы в лингвистическом образовании, дается анализ пяти основных функций педагогической деятельности преподавателя вуза.
В концепции модернизации российского образования рассматриваются условия повышения качества высшего профессионального образования. Для этого необходимо создавать систему постоянного контроля и наблюдения за текущими и перспективными потребностями рынка труда в кадрах различной квалификации, к том числе с учетом международных тенденций. Все это требует знания иностранных языков.
Адаптация студента - сложный и многоаспектный процесс. В нем различают: профессиональную адаптацию - приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе, социально-психологическую адаптацию - приспособление студента к учебной группе, взаимоотношения с ней, выработка общественного стиля поведения [3, с. 124].
Рассматривая профессиональную адаптацию студентов-дизайнеров, на наш взгляд необходимо остановиться на таких понятиях как «ценность», функции педагогической деятельности преподавателя, а также коснуться вопроса эстетической креативности и ее педагогической сущности в лингвистическом образовании студентов-дизайнеров.
Содержание понятия «ценность» большинство ученых (Л.М. Архангельский, А.Г Здравомыслов, М.С. Каган, В.А. Ядов) характеризуют через выделение целого ряда признаков, свойственных общественному сознанию: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и его оценка формируют особый вид отношения к миру, к себе, к другим -ценностное отношение. Ценностное отношение к профессии дизайнера мы рассматриваем как результат осмысления полученных знаний, умений, впечатлений, в познании особенностей творческой деятельности ведущих дизайнеров региона, страны, мира в своем преломлении через эстетическую креативность.
Опираясь на концепцию А.В. Кирьяковой, мы выделили три фазы развития ценностных отношений студентов-дизайнеров в процессе формирования эстетической креативности: познание мира ценностей профессии (Образ мира Дизайнера); осознание себя, осуществляемое на основе присвоенных личностью профессиональных ценностей (Образ Я - дизайнер); построение своей жизненной перспективы в освоенной системе (Образ будущей профессиональной деятельности, которая зачастую связана с иностранным языком).
Первая фаза развития ценностных отношений формируется под воздействием культурных образцов, несущих знания об основных закономерностях мира дизайна, его понимание как социального явления.
Особую роль в формировании эстетической креативности студентов-дизайнеров играет вторая фаза развития ценностных отношений «Я -будущий дизайнер». Ее становлению способствует участие студентов в конкурсах молодых дизайнеров, фестивалях, выставках, просмотрах, а также преддипломная практика, которая как правило проходит в крупных городах, где есть возможность общения с представителями своей профессии на иностранном языке. Все это вызывает определенные ожидания и трудности, для преодоления которых необходимо раскрытие резервных возможностей личности.
Образ «Я - будущий дизайнер» - это личностное новообразование, синтезирующее в себе совокупность профессионально-значимых ориентаций, раскрывающее отношение к профессиональным знаниям, к будущей практической деятельности, к себе как будущему дизайнеру [4; 9].
В качестве образа будущего, выступают цели дальнейшей деятельности, перспективы жизненного выбора (в том числе и зарубежные контакты), четкость постановки которых может служить критерием эффективности процесса ориентации.
В понятие ценности человека ученые вкладывают его внешнее и внутреннее содержание, что
368
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009
© Л.А. Зарицкая, 2009
неотъемлемой частью входит в общий процесс взаимодействия человека с окружающей средой. В ходе социального прогресса происходит не ослабление, не разрыв, а обогащение связей человека с природой и социальной средой. Тем самым, все более возрастает роль совершенствования человека. Красота должна присутствовать на всех этапах становления личности, способствуя ее гармоническому развитию и совершенству. Красота - категория эстетическая. Зная воспитательное, образовательное, развивающее действие эстетических впечатлений, педагоги с давних времен советовали окружать рост и взросление подрастающего поколения красотой, которая является одной из необходимых потребностей человека.
Такой же исходной и истинной является потребность человека в творчестве, самовыражении, утверждении себя в мире посредством внесения в него нового, креативного. Существует множество определений креативности. Мы рассматриваем креативность как имманентную способность индивида к созиданию, которая реализуется при наличии соответствующих условий [8].
В философской, психолого-педагогической литературе понятие «креативность» принято рассматривать как уровень творческой одаренности личности, способной к творчеству, которая составляет относительно устойчивую характеристику данной личности. Но в современном контексте невозможно отождествлять креативность личности без знаний иностранного языка. Обращение к эстетической креативности как части, которая составляет один из основных компонентов развития творческой личности студентов-ди-зайнеров позволяет решать ряд проблем, связанных с профессиональным становлением личности в целом. Эстетическая креативность вместе с умениями, знаниями и навыками по предмету иностранный язык - это та мера качества, которая необходима для нового образовательного результата на сегодняшний день.
Общий смысл многочисленных определений креативности позволяет видеть в нем комплексный, многосоставный и многоуровневый культурный феномен, сутью которого является особого человеческого способа отношения - к миру, к обществу, к себе, какой бы сферы деятельности это ни касалось.
Эстетическая креативность оказывает общее гуманизирующее влияние на духовный мир студента, направленное на развитие и использова-
ние всех его творческих способностей. Эстетическая креативность предполагает формирование определенной системы ценностей и установок, помогающей всесторонне активно воспринимать иностранный язык и правильно оценивать его значимость среди других предметов в процессе обучения, особенно на стадии адаптации студенческой жизни. Каждый этап студенческой жизни и учебы имеет свои трудности, но больше всего их на первом курсе. На этом этапе происходит осмысление новой роли, настройка на получение знаний, умений и на процесс обучения вообще. Формируется самооценка правильности принятия решения, отношение к избранной профессии, к особенностям учебного процесса и его требованиям, а также роли иностранного языка в будущей профессии студента. Эстетическая креативность расширяет возможности в поиске и нахождении новых путей, новых решений, в том числе в сфере науки, производства, экономики.
Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к будущему специалисту как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития нынешнего студента, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Профессиональная направленность понимается сейчас как избирательное положительное отношение к профессии и представляет собой интегральное динамическое свойство личности, которое выражает доминирующие осознаваемые и неосознаваемые отношения к профессии, предопределяющие и подготовку к предстоящей деятельности, и являющееся решающим фактором будущего специалиста. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство - человек, а еще точнее - творческая, креативная личность. Воспитать творческую личность, т.е. сформировать контекст, условия и установку на креативность, с одной стороны, и потребность и побуждение к эстетической креативности, с другой, нельзя без специальных креативных усилий педагога [2, с. 11].
Наше обращение к исследованию эстетической креативности в лингвистическом образовании студентов ставит задачу выявить ее педагогическую сущность.
Педагогические исследования последних десятилетий как в России (И.В. Бестужев-Лада, М.И. Бордуков, А.В. Булгаков, А.М. Гендин,
В.В. Игнатов), так и за рубежом (Дж. Касти,
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009
369
Т. Хоеен) ставят под сомнение традиционный подход к организации учебного процесса в вузе. Установлено, что мотивационная направленность студента формируется по законам развития не только отдельного индивидуума, но социальнокультурного и экономического развития.
На наш взгляд педагогическая сущность эстетической креативности в лингвистическом образовании обозначает комплекс интеллектуальных и личностных особенностей студента, будущего дизайнера, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению через наглядные выразительные средства. В нашем случае это подготовка к презентациям работ, оформление и составление проспектов, выставки своих произведений с аннотацией, комментарии при показе художественных работ на иностранном языке и т.д.
Компоненты содержания современного высшего профессионального образования и содержания образования будущего должны включать в себя всю совокупность социально-ценностных ориентаций студентов, их направленность. По Б.Т. Лихачеву, к ним относятся: общеобразовательный характер учебного материала; связь учебного материала с практикой; гуманитарноэтическая направленность содержания образования; взаимосвязь и взаимообусловленность смежных параметров; эстетические аспекты содержания образования [5; 7].
Для любого педагога, и, в особенности, для современного преподавателя высшей школы, исключительно важным и существенным показателем его профессионализма, на наш взгляд, является адекватная интеграция всех функций педагогической деятельности.
Ученые выделяют пять основных функций педагогической деятельности: информационная, развивающая, ориентационная, мобилизационная, исследовательская [1, с. 112].
Информационная функция требует от преподавателя глубокого и свободного владения учебным материалом.
Реализация развивающей функции, в которой отражается единство обучения, воспитания и развития, немыслима без глубоких знаний души человека, структуры и закономерностей возникновения и функционирования психики, сознания, личностных, возрастных и индивидуальных психических особенностей каждого обучаемого.
Ориентационная функция предполагает знание ценностных ориентаций обучающихся по отношению к природной и социальной среде и умение их формировать.
Мобилизационная функция направлена на формирование у студентов мотивов, побуждающих их к познавательной активности и самостоятельности.
Исследовательская функция требует от преподавателя креативного подхода к педагогическим явлениям, знаний технологии и методов пси-холого-педагогических исследований для создания оптимальных условий успешного решения педагогических задач.
Каждая функция педагогической деятельности требует определенных знаний и качеств, которые реализуются и переходят в основные педагогические способности: познавательные (гностические), конструктивные, коммуникативные, организаторские.
Педагогическое общение включает в себя задачи и средства взаимодействия со студентами, которые способствуют их профессиональному образованию.
Интерес к личности обучаемого, равное сотрудничество со всеми студентами, педагогический такт, общительность, знание гуманистических норм своей профессии и следование им, все эти умения являются важными показателями профессиональной компетентности преподавателя.
Организаторские способности и умения играют особую роль в работе преподавателя. Воспитание, организация познавательной, научноисследовательской деятельности - это элементы управления процессом профессионального обучения [6].
Первым признаком профессиональной готовности студента должно быть устойчивое желание быть профессионалом в своей области, любовь к выбранной профессии, а также креативный, нестандартный подход в решении профессиональных задач.
Библиографический список
1. Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе: Учеб. метод. пособие / Под ред. Н.К. Сергеева. - М.: АКП и ППРО, 2005. - 120 с.
2. Белобородов Н.В. Социальное творчество учащихся как фактор успешности самореализации личности: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -М., 2005. - 22 с.
370
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009
3. Белых И.Л. Формирование мотивации учения студентов в процессе профессионально ориентированного дополнительного изучения иностранного языка: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 198 с.
4. КирьяковаА.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. - Оренбург: Юж. Урал, 1996. - 222 с.
5. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.: Прогресс, 1998. - 200 с.
6. Морозов А.В. Формирование креативности преподавателя вуза в системе непрерывного об-
разования: Дис. ... канд. пед. наук. - М.: РГБ, 2005. - 200 с.
7. ПоляковаА.А. // Вестник ОГУ - 2000. - Т. 1. -№4. - С. 16-21.
8. Сахарова Н.С. Развитие иноязычной компетенции студентов университета. - М.: Творческий центр «Сфера», 2003. - 206 с.
9. Халю шова Г. А. Креативные умения как фактор становления и развития ценностных ориентаций студентов университета // Перспектива. Сб. статей. - №4. - Оренбург: Из-во ГОУ ОГУ, 2004. -
С. 124-134.
Т.И. Ибрагимов
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ДЕЙСТВИЮ»
В СОВРЕМЕННОМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЗНАНИИ
В статье раскрываются концептуальные основы понятия «готовность будущего специалиста к профессионально — педагогической деятельности». Показана значимость реализации формирования готовности специалистов с позиций формирования у них основ критического мышления.
Социально-экономические условия современного общества предъявляют к будущему специалисту высокие требования в плане его профессиональной компетентности и квалификации. Как следствие, ответом вузовского образования на эти требования должно стать формирование у студента готовности к осуществлению творческого, критически осмысленного, активного и продуктивного профессионального действия. Разработке понятия «готовность к профессионально-педагогическому действию» в современной психолого-педагоги-ческой мысли посвящены труды многих известных исследователей. Проанализируем наиболее интересные работы, посвященные данной проблематике, выясним, какие содержательные компоненты включены в него и раскроем основную сущность указанного понятия.
Толкование этого слова в психолого-педаго-гическом аспекте позволяет понимать его как состояние, при котором личность готова перейти к новой сфере жизнедеятельности, к новому этапу жизни (в широком смысле) или к освоению новой для нее деятельности (в узком смысле слова).
В работах Л.И. Божович, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Рубинштейна и др. по формированию готовности личности к профес-
сиональной деятельности отмечается, что специальная подготовка создает условия для успешного выполнения любого вида деятельности.
Таким образом, готовность представляется как динамическое образование, движущееся от общего к частному, и в то же время, помогающее через решение частных задач в области готовности к определенной профессиональной деятельности решить основную задачу педагогики: обучение, воспитание и развитие.
В наиболее общем виде готовность личности, по мнению Н.В. Бордовской, А.А. Реана, сводится к обладанию ею такими качествами как:
1) интеллект;
2) эмоциональность;
3) устойчивость к стрессам;
4) уверенность в себе и приятия себя;
5) позитивное отношение к миру и приятие других;
6) самостоятельность, автономность;
7) мотивация самоактуализации, самосовершенствования и их развитие.
Конкретизируя данное толкование понятия «готовность», ряд авторов выделяют психологическую и практическую готовность (Ю.К. Васильев), социальную (Б.Г Ананьев), психическую (Б.Ф. Ломов, Д.Н. Узнадзе), готовность к умственной и физической деятельности (Ю.К. Бабанский), готовность, свя-
© Т.И. Ибрагимов, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2009
371