ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ...
УДК 37.036:745/749(045)
Зарицкая Людмила Александровна
Старший преподаватель кафедры иностранных языков естественнонаучных и инженерно-технических специальностей Оренбургского Государственного Университета, [email protected], Оренбург
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Zaritskaya Lyudmila Aleksandrovna
Senior teacher, Orenburg State University, [email protected], Orenburg
THE PEDAGOGICAL MODEL OF DESIGNER'S AESTHETIC DEVELOPMENT IN THE LINGUISTIC EDUCATION
В настоящее время в образовании наблюдается расширение сферы педагогической инноватики, поддержка инновационных инициатив. В отечественной педагогике инновационная деятельность исследовалась в самых различных аспектах: с точки зрения теории и практики внедрения достижений педагогической науки и распространения передового педагогического опыта, как проблема управления инновационными процессами в образовании, в учебном процессе в современной зарубежной педагогике, как развитие творческого потенциала педагога в процессе освоения педагогических инноваций, в системе профессионального образования, в подготовке будущих специалистов [1]. Таким образом, современная ситуация требует переосмысления сущности и роли университетского образования, нового взгляда на соотношение образование и общество, образования и культуры, в том числе и обновленного понимания их совокупного влияния на личность.
Существенные изменения происходят и в профессиональной подготовке будущих дизайнеров, которым необходимо эстетическое развитие вообще и эстетическое развитие в плане иностранного языка.
Традиционно в качестве основного результата профессионального образования рассматривалась система знаний и умении необходимых для успешного решения профессиональных задач в той или иной сфере деятельности. Однако в настоящее время такое понимание образовательного результата нельзя считать достаточным, поскольку владение собственно профессиональными знаниями и навыками не гарантирует реализации карьерных планов выпускника.
В педагогической литературе продолжается дискуссия вокруг проблемы определения образовательного результата. Стимулом для этой дискуссии, как отмечают её участники, является сохранение ориентации на когни-
тивный компонент образования. Исследователи говорят о кризисе зна-ниево-просветительской парадигмы, обусловлено новыми требованиями к личности, призванной осваивать ситуации социальных перемен, решать творческие задачи, выступать источником инноваций в различных сферах деятельности.
Мы рассматриваем эстетическое развитие будущего дизайнера в лингвистическом образовании как процесс личностного преобразования, заключающийся в актуализации творческих возможностей личности порождать множество разнообразных оригинальных идей с помощью выразительных форм, которые соответствуют его представлениям об окружающем мире и являются отождествлением способа мышления о прекрасном. Эстетическое развитие заключается в интеграции различных знаний, навыков, умений по предмету «Дизайн» и по предмету», «Иностранный язык».
Исходя из данного понимания эстетического развития, мы обращаемся в своём исследовании к аксиологическому подходу, где система личностных ценностей складывается в процессе деятельности. В свою очередь они мотивируют и направляют деятельность, что является основой для реализации целей и задач. Для того чтобы ценностные ориентации личности занимали одну из главных позиций в профессиональной структуре будущего дизайнера, необходимо, чтобы они стали подлинным приобретением личности и принимали определённый смысл.
В педагогической литературе нет единства в трактовке понятия «ценностная ориентация». Её природу и сущность учёные рассматривают во взаимосвязи с такими понятиями, как «ценность», «установка», «потребность», «интерес», «оценка», «личность» и т. д. В философском словаре ценностные ориентации трактуются как элементы внутренней структуры личности, сформированные и закреплённые жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, осознаваемых в качестве рамки предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации.
По В. М. Полонскому, ценностные ориентации являются моральными, эстетическими, гражданскими, религиозными и другими основаниями, на которые ориентируется человек в поведении, оценке своей и чужой деятельности. Они служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием.
Эстетическое развитие будущего дизайнера в лингвистическом образовании состоит в активном творческом освоении социальных отношений, возникающих на разных этапах и в разных видах социального взаимодействия, а также в творческом присвоении человеком основных этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внут-риличностных социальных позиций, отношений.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ...
Успешное эстетическое развитие будущего дизайнера немыслимо без знания его компонентов: когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностно - творческого.
Когнитивный компонент состоит в приобретении различных знаний не только по дизайну на русском языке, но и по иностранному языку, а именно по аудированию (восприятие иноязычной речи на слух), говорению (монологическая и диалогическая речь), различным видам чтения (просмотровое, изучающее и другие виды чтения по своей конкретной специальности «Дизайн» с минимальным использованием словаря), а также письму (письменная речь). Другими словами, когнитивный компонент необходим для поддержания контактов (письменных и устных) с людьми, которые имеют непосредственное отношение к данной профессии дизайнера , в способности адекватно чувствовать и вести себя в соответствии с конкретной ситуацией (мы знаем насколько сейчас востребованы личные профессиональные контакты с зарубежными коллегами); в умении слышать и понимать точку зрения другого; в умении инициировать, грамотно и профессионально презентовать себя, включиться и поддержать диалог, свободно высказывать свое мнение на иностранном языке; в адаптации стиля общения (формальный, неформальный) к определенной коммуникативной ситуации.
Эмоционально-ценностный компонент рассматривается нами как признание определенных ценностных ориентаций, а именно как ценности себя и других людей; процесса общения с другими людьми; интерес к общению вообще и к профессиональному общению в частности; соотношение своей профессиональной деятельности с ценностями и целями других субъектов общения, т. е. представителями других стран; владение собственной системой ценностно-смысловых и эмоциональных регуляторов действий в общении с окружающими его людьми, т. е. позитивное, плодотворное, профессиональное общение на ровной эмоциональной основе.
Деятельностно-творческий компонент включает в себя умение будущего дизайнера определять для себя цели совместной познавательной, учебной, игровой, трудовой и творческой деятельности; способность самоорганизоваться в индивидуальной самостоятельной работе и в сотрудничестве с группой; способность управлять бесконфликтным поведением и способами общения; умение осуществлять взаимодействие в группе на основе предписанных правил, согласованных целей и ценностей. Таким образом, деятельностно-творческий компонент в профессиональном педагогическом образовании предполагает смещение акцента с монолога на диалог. На основе диалога как обмена не только знаниями, но и личностными смыслами, вероятнее всего, создаются условия для совместного «проживания» процесса образования его непосредственными участниками [2]. На наш взгляд, данный компонент работает при наличии творческого образовательного пространства и творческих способностей личности. В. И. Андреев выделяет сгруппированные «блоки» творческих способностей, рассматривая мотивационно-творческую активность и направленность личности,
интеллектуально-логические способности, эвристические, интуитивные способности, мировоззренческие, нравственные, эстетические свойства личности, коммуникативно-творческие способности и другие.
Процесс формирования эстетического развития будущего дизайнера в лингвистическом образовании можно организовать в рамках реализации специально разработанной педагогической модели.
Метод моделирования широко используется в педагогических исследованиях благодаря многообразию его гносеологических функций. Изучение педагогических явлений и процессов осуществляется на специальном объекте-модели, являющейся промежуточным звеном между субъектом-педагогом-исследователем и предметом исследования [3].
Педагогическая модель понимается учеными различно. Есть мнение, что модель может быть на основе базисных векторов, т. е. динамическая модель. Существуют также структурные, структурно-функциональные, технологические, дидактические и другие модели. По мнению Т. С. Паниной существует два подхода к построению модели какой-либо деятельности педагога: от «профессии» и от «личности».
В первом случае (профессиографическом) выбор основных профессионально-значимых свойств осуществляется на основании требований, предъявляемых профессией к данному специалисту. Во втором случае (персоноло-гическом) выбираются базовые профессионально-значимые характеристики, исходя из общепсихологических представлений о личности, при этом имеется в виду его многофакторная структура. В обоих случаях степень соответствия реально сформированной системы профессионально-значимых качеств личности эталонным моделям может быть интерпретирована как мера психологической подготовленности будущего специалиста к профессиональной деятельности. В практике научного исследования эти два подхода чаще всего пересекаются, взаимодополняются как на этапе подготовки к профессиональной деятельности, так и в процессе ее осуществления.
Эстетическое развитие будущего дизайнера в лингвистическом образовании происходит через определенный тип обучения с элементами присущими любой дидактической системе: целями, закономерностями, принципами, содержанием, формами, методами, системой контроля и оценки результатов обучения. Это потребовало разработки особой дидактической модели.
На основе сопоставительного анализа опыта предшествующих лет и современного опыта нами выделены основные принципы построения педагогической модели организации деятельности для эстетического развития в лингвистическом образовании: профессиональное знание, аксиологизация и творческая деятельность.
Сконструированная нами педагогическая модель представляет собой совокупность таких составляющих как цель обучения, эстетическое развитие будущего дизайнера с позиции межпредметной интеграции, содержание обучения, методы обучения, методическое обеспечение, средства обучения,
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ...
дидактические принципы, которые задают определенную стратегию в обучении и результат обучения.
Цель: эстетическое развитие будущего дизайнера в лингвистическом образовании.
Содержание процесса эстетического развития состоит в активном творческом приобретении и освоении профессиональных знаний по иностранному языку на разных этапах и в разных видах на аксиологической основе.
К методам обучения относятся: различные виды работ с текстом по специальности, устная презентация себя как будущего специалиста и своих работ на иностранном языке, составление письменного резюме, беседа в рамках профессии на иностранном языке, обсуждение проекта.
Методическое обеспечение включает в себя учебный диалог, учебный текст, а также необходимо интенсивное освоение иноязычного материала.
Средства обучения: креативная среда - это непременное слагаемое успешного обучения. Она вбирает в себя учебные коммуникативные ситуации, создаваемые преподавателем на занятии и во время внеаудиторной работы со студентами, разработка групповых и индивидуальных заданий с учетом личности студента и его будущей профессиональной деятельности, педагогическая поддержка со стороны преподавателя в дальнейшем приобретении знаний самостоятельно.
Дидактические принципы, как упоминалось выше, задают стратегию в обучении, поэтому, на наш взгляд, необходима готовность и актуализация субъектной позиции личности будущего дизайнера, а также формирование ценностного отношения к изучаемому языку. Будущий специалист должен воспринимать иностранный язык как элемент успешности в его профессиональном росте. Также необходима интеграция знаний и умений лингвистического и узко профильного плана в сочетании с интенсификацией процесса обучения. Благодаря этому происходит ценностная трансформация иноязычной информации в иноязычное знание и, далее, в иноязычные умения.
В свою очередь готовность представляет собой интегральное образование и может характеризоваться разнообразными параметрами. Е. Н. Михейченкова, например, выделяет такие виды готовности как временную (ситуативную) и устойчивую (долговременную). Временная готовность отражает особенности и требования предстоящей ситуации. Длительная готовность выступает как устойчивая система профессионально важных качеств личности, она действует постоянно и ее не надо каждый раз формировать в связи с поставленной задачей. Будучи сформированной, такая готовность является существенной предпосылкой успешной деятельности.
Результатом реализации педагогической модели является, по нашему мнению, ценностное отношение к личности, образованию, иностранному языку и эстетическое развитие будущего дизайнера в лингвистическом образовании.
С. А. Хаецкая
Данная педагогическая модель решает определенные задачи непрерывного профессионального образовательного процесса, процесса эстетического развития будущего дизайнера с аксиологической позиции.
Таким образом, в предложенной нами модели определены границы необходимого содержания эстетического развития, разработаны методы, средства, принципы для будущего дизайнера в реальном лингвообразовательном процессе.
Библиографический список
1. Белобородое, Н. В. Социальное творчество учащихся как фактор успешной самореализации личности [Текст] / Н. В. Белобородов. - М.: АПКиПРО, 2004. 134 с.
2. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. [Текст] / Ю. В. Сенько. - М., 2000. - С. 11.
3. Михеев, В. И. Моделирование и методы теории изменений в педагогике. [Текст] / В. И. Михеев. - М.: Высшая школа, 1987. - 198 с.
УДК 60.5 + 06
Хаецкая Светлана Александровна
Преподаватель кафедры «Иностранныеязыки», аспирант (13.00.01) Ростовского государственного университета путей сообщения, [email protected], Ростов-на-Дону
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
Khaetskaya Svetlana Alexandrovna
Is a teacher of Foreign Languages Department and a postgraduate student at The Rostov State Transport University, [email protected], Rostov-on-Don
THE MEANING AND STRUCTURE OF STUDENTS' CIVIC CULTURE: COMPETENCE APPROACH
Современный этап развития российского общества, характеризующийся формированием нового типа социальных отношений, развитием принципов демократии и национального самосознания, возникновением новых культурных феноменов, выдвигает ряд актуальных задач в сфере образования и воспитания. Внимание к проблеме становления личности гражданского общества, ее места и роли в системе субъектов общественного процесса является предметом исследования широкого круга гуманитарных наук, таких как социология, политология, правоведение, культурология, психология и педа-