ЛИТЕРАТУРА:
1. Букреева Л.Я. Профильная дифференциация довузовской подготовки старшеклассников в системе непрерывного образования лицей-вуз // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Уникум-центр, 2002. - С.112-118.
2. Луговая И.В. Роль предметов гуманитарного цикла в нравственном воспитании учащихся // В.А.Сухомлинский и современная школа Урала, Сибири: Материалы региональной научно-практической конференции: Оренбург. Часть 3. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003.- С.48.
3. Новые педагогические технологии / Пособие
для учителей. М.: Российская академия образования, 1997. С.9.
4. Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования // Школьные технологии. - 2002. - №4. - С. 79-91.
5. Петунин О.В., Трифонова Л.В. Формирование познавательного интереса школьников в процессе предпрофильной подготовки по предметам гуманитарного цикла. // Профильная школа. - 2006.-№ 1. - С.18.
6. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 198с.
7. Хабибуллина Л.К. Современное образование: проблемы и перспективы / Под ред. Г.Г.Габдулли-на. - Казань: РИЦ «Школа», 2005. - 384с.
О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
И.Г. Кондратьева, ст. преподаватель ТГГПУ, г. Казань
Одной из ключевых идей модернизации образования в России в последние годы является идея развития компетенции, необходимость которой предопределена исторически в виде глубинных, корневых изменений мировоззрения, традиций, стиля мышления и мотивов поведения людей, составляющих современный социум в России. Компетенции рассматриваются, как цели образования. Компетенции - деятельностная составляющая полученного образования, которая помогает проявиться знаниям, умениям и навыкам в незнакомой ситуации. Многие ученые рассматривают компетентность по-разному: В.М.Шепель [1] выделяет теоретико-прикладной компонент компетентности, М.А.Чошанов [2] указывает на содержательный компонент компетентности, В.Ландше-ер [3] рассматривает компетентность, как актуальное выполнение деятельности. Л.М.Митина [4] в структуре педагогической компетентности учителя выделяет две подструктуры: деятельностную и коммуникативную. Э.Ф. Зеер, анализируя различные подходы и толкования смыслообразующих конструктов компетентностного подхода,
указывает на необходимость еще одного конструкта компетенции: учебно-познавательных и социально-профессиональных качеств - экстрафункциональных качеств, определяющих продуктивность учебной, учебно-профессиональной и социально-профессиональной деятельности (мета-качеств) [5]. Р.Х. Гильмеева предлагает методику исследования профессионального роста учителя, основанную на структурализации уровней его компетентности по критериям мастерства и эффективности [6].
Мы понимаем под компетенцией общую готовность и способность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность. Анализируя компонентный состав и определения профессионально-педагогической компетентности (ППК) различных ученых, мы выделили общие компоненты ППК: содержательный, операционально-технологический, социальный, личностный, информа-
ционныи, коммуникативным, регулятивный, психологический, научно-теоретический, организаторский. Мы объединили некоторые компоненты профессионально-педагогической компетентности в воспитательную компетенцию, а именно: коммуникативный, организаторский, информационный, регулятивный и личностный.
Границы понятия компетенции являются динамическими. Изменение границ зависит от того, какой аспект компетенции будет выделен исследователем. Определение сущности, выделение и изучение компонентов профессионально-педагогической компетентности позволяет оценивать качество образовательного процесса, то есть его состояние и результаты; управлять процессом обновления профессионально-педагогической подготовки будущего учителя; принимать решения по модернизации образовательного процесса. Совокупность компонентов профессионально-педагогической компетентности является одной из важнейших характеристик деятельности педагога и интегральным качеством его личности, выступающим, как результат и важнейшее условие эффективности профессионально-
педагогической подготовки специалиста в области образования. Именно в этой связи мы рассматриваем значимость еще одного актуального для современной педагогической науки понятия - воспитательная компетенция будущего учителя.
Воспитательная компетенция понимается нами, как многогранная способность, эм-патическое свойство, означающее сопереживание, знания о способах ориентации в различных ситуациях и свободное владение вербальными и невербальными средствами общения. Это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с детьми и взрослыми; система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации и деятельности; ориентация в большом потоке информации, ее обработка и отбор; педагогическая рефлексия и особенные личностные качества. По нашему мнению воспитательная компетенция имеет многокомпонентный состав, в нее входит: коммуникативная компетенция; информационная компетенция; регулятивная компетенция; организаторская компетенция; особенные личностные качества (см. схему 1).
Схема 1
Для понимания содержания данных компетенций приведем примеры их описания (см. таблицу 1).
Таблица 1
Компоненты воспитательной компетенции
Коммуникативный Информационный Регулятивный Особенные свойства личности Организаторский
Эмоциональная Национальная культура Способность Толерантность Создание благоприятного
устойчивость Общечеловеческая управлять Социальная микроклимата в коллективе
Определение культура собственным активность Тактичное регулирование
личностных Знание семейных и поведением Трудолюбие и отношений в коллективе
особенностей и профессиональных Целеполагание прилежание Быстрая оценка внешних
эмоционального традиций Планирование Самокритичность изменившихся условий с
состояния других Знание опыта работы Активность в Эмпатия перестройкой своего
людей других педагогов достижении Фантазия поведения
Речевые умения Широкий кругозор результатов Гибкость Умение организовать
Умение слушать Отбор и обработка деятельности Гуманность индивидуальную, групповую и
Деликатность информации Оценка результатов Критичность коллективную работу
Умение делать деятельности мышления Формирование субъект-
коммуникацию Рефлексия Ответственность субъектных отношений в
«гладкой» Ориентация в Интеллигент-ность коллективе
Распределение и различных ситуациях Способность к Владение командными
концентрирование творческому способами деятельности для
внимания самосовершенствов решения проблемы
Культура речи анию
Речевой этикет Организованность Честность Чувство юмора Гибкость
Овладеть той или иной компетенцией изолированно друг от друга невозможно. Все они пересекаются между собой, из характеристики конструктов следует их тесная взаимосвязь. Таким образом, воспитательная компетенция поможет будущему учителю определять последовательность в выполняемой работе, контролировать и оценивать не только результат, но и процесс своей деятельности, прогнозировать результат, корректировать действия, рассчитывать время выполнения заданий. Коммуникативная компетенция поможет выстраивать стратегию общения: управлять диалогом, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, конструктивно критиковать. Не менее важно владеть информационной компетенцией: находить нужную информацию в различных источниках, преобразовывать ее с использованием рациональных приемов анализа учебной информации. Все эти компоненты воспитательной компетенции необходимы будущему учителю в его профессиональной деятельности. Вышеперечисленные компоненты воспитательной компетенции формируются, прежде всего, в процессе освоения дисциплин гуманитарного направления.
По мнению З.Г.Нигматова «в любом учебном предмете заключен немалый воспитательный потенциал. Главное - выявить его и полноценно реализовать» [7].У иност-
ранного языка, как учебного предмета, есть для этого весьма эффективные средства. Занятия иностранного языка являются занятиями обучения общения посредством общения. В процессе обучения студенты учатся технике общения, этике поведения, правильной речи и деловому языку. Обучая коммуникации, очень важно знать, как правильно построить разговор, как выразить свою мысль. Умение общаться, налаживать контакты с другими людьми, инициативность, доброжелательность, тактичность являются одними из наиболее профессионально значимых качеств современного учителя. «Иностранный язык, - по мнению И.А.Зимней, -единственный предмет, в процессе обучения которому преподаватель может позволить себе целенаправленно учить культуре речевого общения взрослого человека» [8].
Изучение особенностей воспитательной компетенции будущего учителя, специфики ее содержания позволили определить совокупность психолого-педагогических условий эффективного ее формирования:
• деятельностный и личностный подход в обучении и воспитании;
• совершенствование коммуникативной компетенции студентов при обучении иностранному языку;
• переориентация студента с позиции объекта на позиции субъекта педагогической деятельности;
• установка на необходимость самообразования.
Рассмотрим вышеперечисленные психо-лого-педагогические условия более подробно.
Ориентация обучения иностранному языку на формирование воспитательной компетенции предполагает наличие устойчивого деятельностного и личностного подходов к обучению, т.е. владение социокультурными, предметными умениями, умениями соотносить языковые средства с нормами речевого поведения для удовлетворения личностных и профессиональных запросов будущих учителей. Такой подход в обучении и воспитании будет способствовать развитию профессионально значимых и личностных качеств будущих учителей.
Поддержание и повышение уровня владения иностранным языком для совершенствования коммуникативной компетенции будущих учителей в процессе обучения в вузе может осуществляться только непосредственно в деятельности студентов, то есть по мере их возрастающей самостоятельности в овладении иностранным языком.
Реализация данного условия способствует мобилизации сил и ресурсов личности студентов, выявлению ее скрытых резервов, которые могут актуализироваться в будущей профессиональной деятельности. Познание студентами своих возможностей и их оценка происходит под влиянием общения, которое следует рассматривать в качестве основного вида деятельности в процессе обучения иностранному языку. Именно в общении происходит сравнение собственных успехов с успехами других студентов, результаты собственной деятельности оцениваются другими, а сам студент участвует в оценке деятельности своих товарищей, получая возможность видеть себя через деятельность других. Таким образом, происходит формирование регулятивной компетенции через коммуникативную деятельность. Соответственно, для эффективного формирования воспитательной компетенции важным условием является ориентация
обучения иностранному языку на совершенствование коммуникативной компетенции студентов, подготовки их к осуществлению адекватного общения, что поможет им стать полноправными участниками образовательного сообщества.
В этой связи, вторым условием является переориентация студента с позиции объекта на позиции субъекта педагогической деятельности. Чтобы научить студента познавать себя в речи и сформировать у него воспитательную компетенцию важно развивать познавательную активность студентов, учитывая их потребности и социальные факторы, заинтересовывая их процессом деятельности и прививая навыки работы в группе. Преподавателю необходимо создавать благоприятный психологический климат, владеть техникой общения, хорошо знать психологию личности и группы, чтобы процесс обучения иностранному языку был по-настоящему интерактивным, и общение на занятиях не было формальным. Этому способствует атмосфера сотрудничества в обучении. Общение преподавателя и студента превращает студента из объекта педагогического процесса в субъект, тем самым повышает личностную и социально значимую мотивацию совершенствования коммуникативной компетенции.
Мы полагаем, что наиболее важными ценностями, вырабатываемыми в процессе ориентации студента на позиции субъекта, являются повышение уровня мотивации при изучении иностранного языка и уровня самооценки студента.
В исследовании Р.Гарднера выделено два типа мотивации: мотивация интеграции, под которой понимается стремление лично общаться с носителями иностранного языка, стремление больше узнать об их традициях и образе жизни, и инструментальная мотивации, в которой язык рассматривается как средство достижения личного благополучия [9]. Мы считаем оба типа мотивации достаточно существенными при изучении иностранного языка. Привитие интереса к чтению текстов профессиональной и страноведчес-
кой направленности является еще одним способом мотивации студентов.
Третьим условием должна стать установка на необходимость самообразования. Реализация данного условия особенно актуальна для современного образования, в котором каждый должен уметь самостоятельно оценивать себя, самостоятельно принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить средства ее реализации, т.е. владеть регулятивной компетенцией. Поэтому ориентация студентов - будущих учителей на необходимость самообразования является значимым условием при обу-чении иностранному языку. Именно фор-мирование умения использовать иностранный язык, как средство информационной деятельности, средство профессионального общения и самообразования способствует формированию всех компонентов воспитательной компетенции будущих учителей.
Успешному формированию воспитательных компетенций будущих учителей в процессе обучения иностранному языку будет способствовать и реализация ряда организационно-педагогических условий:
• осуществление междисциплинарной интеграции;
• использование педагогических технологий личностно-развивающего и деятельного характера в процессе обучения иностранному языку.
Интеграция учебных дисциплин, альтернативность выбора содержания учебного материала, форм проведения занятий даст возможность актуализировать имеющиеся знания студентов по другим дисциплинам, содействует умственному развитию, формирует научную картину мира. Осуществление интегративных связей реализуется через создание на занятиях по иностранному языку педагогических ситуаций различных учебно-воспитательных задач и социально-бытовых ситуаций, которые ставят студентов перед необходимостью обращения к профильным и другим дисциплинам в поиске нужных сведений. Эти ситуации помогают лучше раскрыть содержание материала,
формируют при этом навыки диалектического мышления и вооружают студентов первоначальным опытом практических отношений и профессиональных действий. Следовательно, активизируется познавательная деятельность будущих учителей, что способствует формированию различных компетенций, в том числе и воспитательной.
Следующим организационно-педагогическим условием формирования воспитательной компетенции будущих учителей будет использование педагогических технологий личностно-развивающего и деятельностного обучения. По мнению многих ученых для активизации учебного процесса и создания устойчивой мотивации обучения применение деятельностных и личностноразвивающих технологий благоприятно влияет на положительное отношение к учебной деятельности и развивает при этом профессионально значимые и личностные качества студентов и способствует развитию творческой индивидуальности будущих учителей.
Для достижения «деятельностных» образовательных результатов особенно эффективны игровые технологии (реальное общение), технология «портфолио» (готовность к решению проблем), проектная технология (ориентирование на самостоятельное решение проблем), разновидности педагогической технологии кейс-стади (имитация реальной профессиональной деятельности), модульно-компетентностная технология (самостоятельность обучения), технология контекстного обучения (переход от учебной деятельности к профессиональной). Все перечисленные технологии объединяет принципиальная замена роли преподавателя, как преимущественно «транслятора знаний», на преобладание обобщенной педагогической позиции «организатора образовательной среды».
Остановимся на игровой технологии. Применение игры основывается на понимании игры, как деятельности человека. Н.П.Аникеева в книге «Воспитание игрой» отмечает: «Ролевая игра - это одновременность двойного общения: реального и во-
ображаемого. В качестве важных моментов выступают эмпатия и рефлексия. Под эмпатией понимается способность понимать психологическое состояние других людей, сопереживание, эмоциональный отклик. Рефлексия рассматривается, как самоуглубление, видение своей позиции со стороны. Рефлексивные способности личности характеризуют интеллект человека, гибкость его поведения, общения» [10, с.126]. Мы полагаем, что введение ролевых игр в традиционное обучение способствует формированию:
• информационной компетенции (возможность показать знание семейных и профессиональных традиций, широкий кругозор, знание национальной культуры, отобрать информацию),
• регулятивной компетенции (дает возможность создать модель речевого поведения и речевых поступков исходя из их будущей социальной роли - учителя, ориентации в различных ситуациях),
• коммуникативной компетенции (культура общения, творческая полемика и критика, эмоциональная устойчивость, деликатность, умение слушать, распределение и концентрирование внимания),
• организаторской компетенции (создание благоприятного микроклимата в коллективе, быстрая оценка изменившихся условий с перестройкой своего поведения, владение командными способами деятельности для решения проблем, способность организовать работу в коллективе и группах).
При моделировании фрагментов будущей деятельности путем проведения ролевых игр осуществляется одна из форм ранней специализации, и, таким образом, занятия по иностранному языку вносят свой вклад в процесс профессионального становления будущего учителя и формирование его воспитательной компетенции.
Практика также показывает, что на занятиях по иностранному языку необходимо применение следующих типов игр: грамматические игры; лексические игры; фонетические игры; орфографические игры; твор-
ческие игры. Все эти игры могут быть использованы также для корректировки произношения и способствовать формированию и развитию лексических и произносительных навыков. Творческие игры особенно способствуют дальнейшему совершенствованию коммуникативной компетенции.
Вышеперечисленные технологии обучения не противостоят традиционному типу обучения, не противоречат современным педагогическим теориям и в будущем могут стать формами интегративного обучения. Поэтому мы считаем, что применение этих технологий при обучении иностранному языку на неязыковых факультетах следует рассматривать в качестве важного условия, способствующего совершенствованию различных компетенций студента педагогического вуза.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. -М.: Народное образование, 1999. -286 с.
2. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод. пособие. - М.: Народное образование, 1996. -160 с.
3. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетенции» // Перспективы: вопросы образования.- 1988.- №1.- С.6-7
4. Митина Л.М. Учитель, как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Флинта, 1994. - 215 с.
5. Зеер Э.Ф. Компетентностью подход к образованию. http://www.iirorao.nl/
6. Гильмеева Р.Х. Профессионализм учителя в социологическом исследовании // Социологические исследования, 1998. - №11. - С.73-80.
7. Нигматов З.Г. Экономика и образование сегодня. Учитель для учителя. Июль 2005 //http:// www.eed.ru/a.bout/
8. Рогова Г.В. Цели и задачи обучения иностранным языкам // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А.А. - М.: Русский язык. - 1991. - С.75-83.
9. GardnerR.C. & Lambert, W.E. (1972), Attitudes and motivation in second language learning, Newbury House, Rowley, Mass.
10. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. - С.126.