УДК 343.74
О НОВЫХ ФОРМАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
НА ИНФОРМАЦИЮ
А.А. Спиридонов, К.С. Евсиков
Рассмотрена трансформация права на свободу информации в конституционно -правовой институт, а также существующие подходы к исследованию данного правового явления. Предложено соотношение механизмов открытого государственного управления с отдельными элементами реализации права граждан на информацию. По результатам исследования сделан вывод о перспективности развития форм реализации права на информацию через механизмы открытого управления.
Ключевые слова: конституционно-правовой институт, право на информацию, открытые данные, открытое управление.
Современное общество вышло на новый этап своего развития, получивший название информационное общество. Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти [1]. Иными словами основной характеристикой данного этапа является возрастающая роль информации и технологий ее обработки в жизни человека.
Повышение роли информации приводит к корректировке базовых прав человека и гражданина, к которым в силу объективных причин добавляется право на информацию. Закрепление в нормативных правовых актах субъективного права на информацию стало происходить после второй мировой войны. В 1945 г. на международной конференции делегацией США был выдвинут лозунг «свободы информации», который понимался как неприкосновенность со стороны государства международного обмена информацией [2]. В дальнейшем на Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 году принята Резолюция, в которой свобода информации рассматривалась как основное право человека, состоящее в возможности беспрепятственно собирать, передавать и опубликовывать информацию [3].
Провозглашенные принципы вошли в текст «Всеобщей декларации прав человека», где в статье 19 закреплена свобода искать, получать и распространять информацию [4]. Следует отметить, что данная свобода была составной частью права на свободу убеждений и на свободное выражение их. Что говорит об отсутствии понимания права на информацию в качестве самостоятельного права человека.
Аналогичная форма закрепления субъективного права на информацию выбрана при написании Конвенции о защите прав человека и основных свобод, где в статье 10 закреплено, что одним из элементов права свободно выражать свое мнение является свобода получать и распространять информацию без
какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ [5].
Таким образом, в базовых актах международного права субъективное право на информацию рассматривается не как самостоятельное право, а как элемент права на свободу выражения мнения.
В Российской Федерации субъективное право на свободу информации получило свое закрепление в результате ратификации вышеназванных международных актов и его включении в текст Конституции Российской Федерации 1993 года.
Однако, мнение об отсутствии в нашей стране конституционного права на свободу информации до принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации некорректно. В качестве составной части права на свободу мнения право на информацию юридически закреплялось в Конституциях РСФСР и ранее. Так, в статье 14 Конституции РСФСР 1918 указывалось, что в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечивает их свободное распространение по всей стране. В дальнейшем право на информацию в конституционном праве нашей страны не имело прямого выражения, до внесения изменений Законом РФ от 21.04.1992 № 2708-1 в Конституцию РСФСР 1978 года [6]. В статье 43 Основного закона закреплялось право искать, получать и свободно распространять информацию.
В дальнейшем аналогичная правовая конструкция использована при формулировании субъективного права на информацию в части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, где закреплено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. С этого момента право на информацию стало одним из объектов исследования ученых конституционалистов.
Изучение авторских подходов к обозначенной проблеме позволяет говорить о нескольких этапах развития права на информацию в конституционном праве. Относительно государственного права, по нашему мнению, данных этапов можно выделить два.
Это, прежде всего, доконституционный период. В этот период нормативную базу права на информацию составляли источники международного права. Имплементация норм международного права при разработке проекта действующей российской конституции и его принятии ознаменовало новый этап развития данного права, который можно обозначить как конституционный.
Конституционное закрепление права на информацию в качестве самостоятельного права, дало предпосылку к его пониманию как базовой ценности, обеспечивающей свободное развитие личности и обеспечение достойной жизни человека и гражданина, и как глобального правового явления,
которое оказывает воздействие на общество по двум основным направлениям
[7]:
1. В общегосударственном контексте, формируя мораль, нравственность, правосознание и культуру (существует закономерность, в соответствии с которой при повышении качества поступающей к гражданам информации влечет соответственно повышение культурного уровня и, как следствие, уровня правосознания, морали, нравственности и культуры общества в целом).
2. Частным образом, оказывая влияние на формирование личности человека, формирование его правосознания, личного культурного уровня, некоторых сфер жизни, в частности, воздействуя на статус личности в части, касающейся реализации его прав и обязанностей.
Данное обстоятельство обосновывает тезис о значимости права на информацию и для индивида, и для государства. Реализация права на информацию в настоящее время играет ключевую роль в становлении и развитии в нашей стране гражданского общества.
При анализе части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации возникает обоснованное предположение, что право на информацию не может ограничиваться только указанным положением. Рассматриваемую норму можно отнести к нормам - принципам, которые получают свое развитие в отраслевом законотворчестве и в иных нормах Конституции Российской Федерации. По нашему мнению, оно реализуется через совокупность следующих конституционных прав и свобод:
1) право на информацию (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации);
2) право граждан на благоприятную окружающую природную среду, а также достоверную информацию о ее состоянии и право на получение достоверных фактов от должностных лиц об обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (часть 3 статьи 41, статья 42 Конституции Российской Федерации);
3) право на интеллектуальную собственность, которая получена в результате творчества, право на доступ к культурным ценностям (часть 1 статьи 44, часть 2 статьи 44 Конституции Российской Федерации);
4) право свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также право знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статьи 23, 24, 29 и часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации);
5) право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, право граждан на информацию следует трактовать, как
самостоятельный институт конституционного прав, включающий в себя совокупность конституционных прав и свобод, реализуемых через комплекс отраслевых нормативных правовых актов. При этом право на информацию нельзя оценивать только в качестве субъективного права на информацию, данная дефиниция нуждается в комплексном анализе, который не раз становился объектом исследования различных авторов. Анализ этих исследований позволяет выделить следующие варианты понимания права на информацию:
1) как совокупность юридических возможностей [8];
2) как правовое явление, находящееся в прямой зависимости от правового статуса граждан[9];
3) как правовое явление, взаимосвязанное с правовым регулированием информационного обеспечения деятельности представительных органов власти и информационных основ гласности решений представительных органов[10];
4) как право, реализуемое через средства массовой информации[11];
5) как право, являющееся частью свободы массовой информации[12];
6) как право, тесно взаимосвязанное с обеспечением информационной безопасности[13];
7) как один из проблемных аспектов правового регулирования информации и информационных систем в обществе[14];
8) через призму его взаимосвязи с системой основ конституционного строя Российской Федерации[15];
9) как правовое явление, связанное с проблематикой освоения новых информационных технологий, автоматизацией процессов управления, нового информационного общества, претендующего на статус новой фазы социального развития общества (при этом упор делается на защиту общества от негативного информационного воздействия[16].
Изложенные нами подходы не являются исчерпывающими, но их анализ позволяет нам сделать вывод, о том, что право на информацию, пройдя серьезную трансформацию, перешло из категории правового понятия к статусу правового института, обладающего комплексным характером, включающим в себя ряд информационных прав, позволяющих раскрыть сущность и содержание данного института. Кроме того, данный институт в связи с развитием информационных правоотношений в обществе, приобрел качественно новые черты, обогатившись новыми гарантиями реализации. Особое место среди которых, по мнению авторов, должны занять новые формы реализации отдельных конституционных прав и свобод человека и гражданина, получившие наименование открытое государственное и муниципальное управление.
Комплексный анализ элементов открытого управления разработанных и внедренных в российской Федерации, проведенный авторами [17], [18], [19] позволяет говорить о существование в нашей стране новых форм реализации отдельных конституционных прав граждан, в том числе и права на информацию. Среди проанализированных авторами организационно-правовых
форм реализации конституционных прав граждан к формам обеспечения права на информацию можно отнести:
- реализация право на информацию, осуществляется через деятельность органов публичной власти по сбору, обработке и размещению в свободном доступе открытых данных (проект «Открытые данные», «Открытый бюджет», «Партисипаторный бюджет» и т.д.);
- реализация право на получение данных о деятельности органов власти, осуществляется через выполнение органами власти обязанности по созданию официальных сайтов и их наполнению сведениями о своей деятельности (проекты «Открытое правительство», «Открытый регион», «Открытый муниципалитет» и т.д.), а также через организацию участия граждан в общественных советах, создаваемых при органах публичной власти;
- реализация права на обращение граждан в органы власти, осуществляется через создание информационных технологий, позволяющих гражданам направлять обращения в органы власти и получать ответы на данные обращения с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет (проекты «Открытое правительство», «Открытый регион», «Открытый муниципалитет» и т.д.).
Указанные механизмы открытого управления, безусловно, способствуют реализации конституционно права на информацию в Российской Федерации. Вовлечение население в реализацию данных проектов, следует рассматривать как форму реализации государством своих обязанностей по обеспечению гарантий реализации прав граждан на информацию.
На основании изложенного, можно сделать следующие выводы.
1. Конституционное право на информацию в нашей стране прошло в свое развитие два этапа: доконституционный и конституционный. Первый из которых характеризуется международным признанием данного права и включением его в международные акты, а второй этап - имплементацией международных норм и принципов в систему российского государственного права.
2. Конституционное право на информацию трансформировалось из составной части права на свободу мнений в комплексный институт конституционного права, включающий в себя совокупность прав и свобод человека и гражданина, анализ которого многократно был объектом исследования ученых правоведов.
3. Современный этап развития конституционного правового институт права на информацию в нашей стране связан с реализацией механизмов открытого государственного и муниципального управления.
Список литературы
1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утверждена Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212 // Российская газета, № 34, 16.02.2008.
2. Колосов Ю.М. Массовая информация и международное право // Ю.М. Колосов. М., 1974. С. 117-118.
3. Международное публичное право: Сб. документов. Т. 1. // М.: БЕК, 1996. С. 125-128.
4. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998, 10 декабря.
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, № 2, ст. 163.
6. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России (ред. от 10.12.1992) // Ведомости ВС РСФСР, 1978, № 15, ст. 407.
7. Морозова А.Н., Гришин С.Г. О пределах применения цензуры в СМИ // Актуальные проблемы права: сборник материалов ежегодной заочной международной научно-практической конференции. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 54.
8. Григорьев М.А. Теоретические основы конституционного права граждан на информацию в Российской Федерации // Государство и право. Юридические науки. Выпуск № 4, 2008. С. 185-187.
9. Корепина А.В. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации : автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2002.
10. Рассолов М.М. Теоретические проблемы управления и информации в сфере права: дис. ... докт. юрид. наук. // М.М. Рассолов. М, 1990.
11. Алхутова Г.А. Средства массовой информации в Российской Федерации: конституционно-правовые основы деятельности. дис. ... канд. юрид. наук. М, 2002.
12. Елизаров В.Г. Свобода массовой информации в Российской Федерации: конституционные основы и правовые ограничения. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
13. Андреев П.Г. Институциональное развитие правового обеспечения информационной безопасности в российском информационном праве: дис. канд. ... юрид. наук. Екатеринбург, 2012.
14. Терещенко Л.К. Правовой режим информации: дис. д -ра ... юрид. наук.// Л.К. Терещенко. М., 2011.
15. Баранова Н.Б. Конституционное право граждан на информацию и его реализация в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. Пенза, 2005.
16. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: теория и технология психологической защиты: дис. ... д-ра. психол. наук. М. 2000.
17. Открытое государственное и муниципальное управление: организационно-правовые аспекты и практика реализации: учебное пособие / под общ. ред. А.А. Спиридонова. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014.
18. Евсиков К.С., Спиридонов А.А. Формы участия граждан в управлении делами государства в бюджетной сфере. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015.
19. Спиридонов А.А., Евсиков К.С.Формы участия граждан в управлении
делами государства: современные организационно-правовые аспекты и практика организации. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015.
Спиридонов Андрей Алексеевич, канд. юрид. наук, доц. кафедры, 9691043@gmail. com, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого,
Евсиков Кирилл Сергеевич, канд. юрид. наук, доц. кафедры, aid-ltd@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
ON NEW FORMS OF REALIZATION OF CONSTITUTIONAL RIGHT TO INFORMATION
A.A. Spiridonov, K.S. Evsikov This article focuses on the transformation of the right to freedom of information into a legal institute and analyzes the existing approaches in relation to this phenomenon. The authors propose to combine the mechanisms of open government with the elements of the constitutional right to truthful and objective information. The article concludes that the mechanisms of open government may become an effective way of realization of the constitutional right to information.
Keywords: constitutional and legal institute, the right to information, open data, open government.
Spiridonov Andrei Alekseevich, PhD, assistant professor, 9691043@gmail. com, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University L.N. Tolstoy,
Evsikov Kirill Sergeevich, PhD, assistant professor of public and administrative law department of the, aid-ltd@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University.
УДК 346.14+346.9
ЗАДАЧИ АПЕЛЛЯЦИОННОГО ПЕРЕСМОТРА В АРБИТРАЖНОМ
ПРОЦЕССЕ
Е.А. Талыкин
Статья посвящена исследованию задач стадии апелляционного пересмотра в арбитражном процессе России. С учетом мирового и отечественного опыта анализируются исходные данные для определения функционально-целевого назначения апелляционного пересмотра. Выясняется роль апелляции как инстанции и влияние апелляционного пересмотра на разрешение арбитражных споров. Обосновывается вывод о необходимости определения задач апелляционного пересмотра в русле обеспечения правильности и единообразия судебного правоприменения.
Ключевые слова: арбитражная процессуальная форма, апелляция, арбитражный суд, пересмотр.
Решение экономического спора по логике последовательных операций получает завершение с постановлением арбитражным судом первой инстанции
280