Научная статья на тему 'О необходимости тренингов для подготовки сотрудников органов внутренних дел к применению огнестрельного оружия'

О необходимости тренингов для подготовки сотрудников органов внутренних дел к применению огнестрельного оружия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
552
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ТРЕНИНГ / TRAINING / ПРАВОМЕРНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ / LAWFUL USE OF WEAPONS / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / INDIVIDUAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PERSONALITY / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Головко Владислав Анатольевич, Лапшин Игорь Ефимович

В статье обосновывается целесообразность проведения тренингов в процессе подготовки сотрудников полиции к применению табельного огнестрельного оружия. Результаты исследования демонстрируют повышение общего уровня саморегуляции сотрудников органов внутренних дел, развитие их индивидуально-психологических особенностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Головко Владислав Анатольевич, Лапшин Игорь Ефимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE NECESSITY OF TRAININGS FOR PREPARATION OF LAW-ENFORCEMENT BODIES STAFF FOR APPLICATION OF FIREARMS

Expediency of carrying out trainings in the course of training of police officers for application of organic firearms locates in article. Results of research show increase of the general level of self-control of staff of law-enforcement bodies, development of their individual and psychological features

Текст научной работы на тему «О необходимости тренингов для подготовки сотрудников органов внутренних дел к применению огнестрельного оружия»

циальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2014.

8. Краснокутский Д. Н., Тимошенко Л. И. Использование пейнтбольного и страйкбольно-го оборудования в обучении сотрудников спецподразделений МВД России // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педа-гогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. Ставрополь, 2013.

9. Кочеров Ю. Н., Мартусенко С. Н. Проблема культуры личности сотрудника правоохранительных органов как совокупности составляющих ее подкультур // Вестник университета. 2012. № 9 (1).

10. Мартусенко С. Н. Формирование профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел в условиях начальной профессиональной подготовки // Мир науки, культуры, образования . 2013. № 4 (41).

11. Тарасов В. А., Мартусенко С. Н. Организационное обеспечение процесса формирования

профессиональной компетентности слушателей, проходящих обучение по программе профессиональной подготовки, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2014.

12. Тимошенко Л. И. Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогиче-ских кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. Ставрополь, 2013.

13. Черноусов М. В., Мартусенко С. Н. Актуальные вопросы применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2014.

14. Maslow A. Toward a psychology of Being. N.Y., 1968.

УДК 351.74 : 159.9.072 ББК 88

В. А. Головко, И. E. Лапшин

О НЕОБХОДИМОСТИ ТРЕНИНГОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ПРИМЕНЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

В статье обосновывается целесообразность проведения тренингов в процессе подготовки сотрудников полиции к применению табельного огнестрельного оружия. Результаты исследования демонстрируют повышение общего уровня саморегуляции сотрудников органов внутренних дел, развитие их индивидуально-психологических особенностей.

Ключевые слова: тренинг, правомерное применение оружия, индивидуально-психологические особенности личности, психологическая диагностика.

ABOUT THE NECESSITY OF TRAININGS FOR PREPARATION OF LAW-ENFORCEMENT

BODIES STAFF FOR APPLICATION OF FIREARMS

Expediency of carrying out trainings in the course of training ofpolice officers for application of organic firearms locates in article. Results ofresearch show increase of the general level ofself-control of staffof law-enforcement bodies, development of their individual and psychological features.

Keywords: training, lawful use of weapons, individual and psychological features of the personality, psychological diagnostics.

В соответствии с нормативными документами и служебной необходимостью практически все сотрудники полиции несут службу с табельным огнестрельным оружием. Применение ору-

жия требует от сотрудника ОВД мобилизации всех резервных, защитных и компенсаторных механизмов организма, позволяющих прогнозировать возможные варианты развития ситуа-

ции и обеспечивающих психофизиологическую устойчивость в экстремальных условиях. Уверенное владение огнестрельным оружием и знание порядка его применения представляют собой важнейшую профессиональную предпосылку обеспечения безопасности сотрудника органа внутренних дел в кризисных или опасных ситуациях. Правомерное применение сотрудниками полиции оружия при выполнении служебных обязанностей занимает центральное место в практике служебно-боевой деятельности ОВД.

Изучив исследовательские позиции специалистов, занимающихся проблемой правомерности применения оружия (М. Н. Артамошкина,

A. Д. Сантаревского, В. И. Динеки, А. И. Каплу-нова, Б. П. Кондрашова, Д. А. Корецкого, В. С. Новикова, Э. Ф. Побегайло и других) и профессионально-психологической подготовки сотрудников полиции к деятельности в экстремальных условиях (А. И. Папкина, В. Н. Смирнова,

B. П. Трубочкина, В. Д. Туманова, В. М. Шевченко, Ю. А. Кашубыи других), можно сделать вывод, что умение правомерно применять табельное огнестрельное оружие складывается из ряда факторов: во-первых, это значение юридических оснований применения оружия, что подразумевает изучение нормативных актов, регламентирующих деятельность сотрудников полиции; во-вторых, умение обращаться с огнестрельным оружием; в-третьих, психологическая готовность его к применению. И если первые два фактора можно свести к профессиональной подготовке, которую проходит каждый вновь принятый сотрудник полиции, то третий зависит от имеющихся у полицейского индивидуально-психологических особенностей и от проводимой с ним специальной психологической подготовки.

Специфически сложные условия протекания деятельности сотрудников полиции определяют особую актуальность потенциальных возможностей, психофизиологических, психологических, личностных его свойств, способностей и умения эффективно приспосабливаться к этим условиям, формировать и сохранять высокий уровень активности нервно-психического состояния и работоспособности, то есть умения формировать оптимальный стиль деятельности, активную жизненную позицию, соответствующий потребности уровень саморегуляции психофизиологических функций.

Не все качества присущи человеку изначально. Их формирование и развитие - длительный и напряженный процесс, но это является необходимым условием профессионального становления сотрудника органа внутренних дел. Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств личности сотрудника препятствует нормальному осуществлению им своих функциональных обязанностей, порождает ошибки в его деятельности, вызывает процессы профессиональной дезадаптации и деформации личности. В связи с этим большое значение приобретает профессионально-психологическая подготовка полицейских, одно из предназначений которой - формирование у них вышеперечисленных качеств.

Нами разработана программа комплекса тре-нинговых занятий с сотрудниками полиции и проанализированы показатели психодиагностики до и после занятий*. Для изучения психологических факторов, влияющих на готовность к правомерному применению огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел, использовались методы психологической диагностики: экспертный опрос, метод тестов - многоуровневый личностный опросник «Адаптивности», опросник «Психологическая характеристика темперамента» Айзенка, «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98» В. И. Моро-сановой, шкала самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина, опросник степени решительности и проективной методики - Hand-test и тест Розенцвейга. Для изучения осведомленности сотрудника в области законодательства, регламентирующего основания и порядок применения оружия, а также определения степени готовности к его применению нами была составлена анкета экспертной оценки. В качестве дополнительных методов исследования использовались наблюдение, беседа. Для обработки и интерпретации результатов были применены методы математической статистики.

Мы предположили, что у сотрудника полиции, готового к правомерному применению оружия, должна быть сформирована индивидуальная система осознанной саморегуляции произвольной активности, выражена экстравертиро-ванность, решительность. Для него характерно подавление потребности в агрессии и примиренческая позиция в конфликте. Для проверки характера полученных результатов после проведе-

* Занятия проводились с четырьмя группами сотрудников криминальной полиции подразделений УВД г. Ростова-на-Дону.

ния с сотрудниками тренинговых занятий составлена корреляционная матрица и качественно проанализированы значимые корреляционные связи показателей тестов сотрудников, несущих службу с оружием, до и после тренинговых занятий.

В ходе анализа показателей тестов сотрудников до проведения занятий и после обнаружен ряд закономерностей. Так, значительно изменились личностный адаптационный потенциал, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности и моральная нормативность. Показатели теста МЛОАМ имеют высокий коэффициент корреляции с принадлежностью к группе (до занятий - после занятий), при значимости p < 0,01 коэффициент по показателям теста - от 0,54 до 0,64. Это свидетельствует об эффективности проведения специальных психологических тренингов по повышению личностного адаптационного потенциала сотрудников полиции.

Показатели теста ССП-98 изменились незначительно, за исключением данных об общем уровне саморегуляции. Коэффициент корреляции показателей теста ССП-98 с группами сотрудников до и после проведения тренингов находится в диапазоне от 0,51 до 0,68 (p < 0,01), кроме параметра «самостоятельность» с низким коэффициентом корреляции и меньшей значимостью. Параметр «общий уровень саморегуляции» коррелирует с разделением на группы с коэффициентом 0,81 (p < 0,01). Как мы видим, общий уровень саморегуляции в результате упражнений стал выше. Известно, что чем выше общий уровень осознанной саморегуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, стабильнее добивается успехов в привычных видах деятельности. На основании полученных в результате экспериментального исследования данных можно утверждать, что проведение тренингов для подготовки сотрудников полиции к действиям, связанным с применением оружия, оказывает непосредственное влияние на повышение общего уровня саморегуляции сотрудников.

Показатели Hand-test в результате тренингов практически не изменились. Корреляционные взаимосвязи в этом случае незначительные, с низкими коэффициентами. Из средних показателей теста можно обратить внимание на рост аффектации и снижение директивности, что вполне логично по отношению к этим двум

характеристикам: при повышении сплоченности в группе стали теплее отношения между участниками и улучшилось взаимопонимание. При этом только показатель аффектации изменился при уровне значимости р < 0,05 сколько-нибудь значительно (коэффициент корреляции - 0,21). Также несколько увеличились параметры коммуникативности, что подтверждают результаты, полученные при использовании теста МЛОАМ (показатель «коммуникативные способности»).

При анализе изменений показателей теста Розенцвейга видно, что прошедшие подготовку сотрудники реже находятся во фрустрационной манере, предъявляют повышенные требования к своему поведению и оценивают себя в основном адекватно. После участия в тренингах сотрудники ведут себя менее агрессивно, не боятся брать на себя ответственность за свое поведение. Повышается вероятность действий, направленных на разрешение проблемы, выход из сложной ситуации. Полученные изменения значимы на уровне р < 0,01 с коэффициентами корреляции от 0,42 до 0,73, исключение составляет фактор Е, уровень изменения значений которого имеет невысокий показатель значимости и может не приниматься во внимание. В результате тренингов возросли показатели экстраверсии, активности и пластичности поведения, измеренные с помощью теста «Характеристика темперамента». Незначительно снизились эмоциональная возбудимость и темп реакции (невысокий уровень взаимосвязи показателей диагностики до и после занятий).

Следовательно, можно говорить об эффективности разработанного тренинга для развития вышеперечисленных индивидуально-психологических особенностей личности сотрудника полиции. Показатели тревожности после тренингов снизились на несколько баллов. Эти изменения коснулись и личности, и ситуативной тревожности. Степень решительности стала после тренингов незначительно выше. Но уровень значимости изменений также достаточно высок, поэтому можно утверждать, что изменения наступили в результате тренингов. Таким образом, в результате проведенных тренировок у сотрудников полиции, прошедших специальную подготовку к действиям в экстремальных условиях, какими являются ситуации, связанные с применением оружия, существенно изменились некоторые характеристики личности.

Обобщая и анализируя результаты психологического исследования, следует отметить, что у сотрудников, подготовленных к правомерному применению оружия, присутствуют следующие индивидуально-психологические характеристики: высокая адаптивность, нервно-психическая устойчивость, высокие коммуникативные качества, развитая эмпатия, способность к активной социальной жизни, желание сотрудничать с другими людьми, экстраверсия, активность, пластичность поведения, решительность, моральная нормативность, сформирован общий уровень саморегуляции и развиты качества, входящие в него. Кроме того, наблюдается склонность к осмысливанию, повышена социальная восприимчивость, чувствительность в межличностных отношениях.

В сложной ситуации хорошо подготовленные сотрудники предпочитают интропунитивные реакции и реакции с фиксацией на удовлетворении потребности, что служит признаком адекватного реагирования и хорошей адаптации к социальному окружению. Следствием этого является то, что сотрудник, готовый к правомерному применению оружия, достаточно легко адаптируется к

условиям деятельности, к новому коллективу, быстро ориентируется в ситуации, вырабатывает стратегию своего поведения, обладает высокой эмоциональной и нервно-психической устойчивостью, поведенческой регуляцией, легко вступает в контакт с окружающими, ориентирован на соблюдение общепринятых норм поведения.

В рамках нашего исследования получила подтверждение эффективность проведения психологических тренингов для подготовки сотрудников полиции к действиям в ситуациях, связанных с применением огнестрельного оружия. Результаты исследования имеют конкретное практическое значение для их применения в реальной диагностической работе психологов органов внутренних дел, демонстрируют эффективность применения диагностических методик для прогноза правомерности применения оружия и лучшей оценки сотрудником полиции своих возможностей. Они открывают возможности для дальнейших исследований в этом направлении, в частности, для более глубокого изучения индивидуально-психологических особенностей личности, их психологической коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.