О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
А.В. Королёва
Koroleva A.V. On the necessity of resolution of training and professional contradictions in the professional training of social pedagogues. The article considers one of the groups of contradictions taking place in the professional training of social pedagogues in an institution of higher education. All training-professional contradictions are thoroughly analyzed and the necessity of effective training of future specialists in this area for their resolution is grounded.
При подготовке специалистов по социальной педагогике и в процессе их профессиональной деятельности возникает ряд проблем, порожденных различного рода противоречиями. Под противоречием понимается взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые, вместе с тем, находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания, выражая сущность закона единства и борьбы противоположностей. Это подтверждает логичность нашего анализа противоречий подготовки и профессиональной деятельности социальных педагогов для выявления имеющихся в этой сфере проблем.
Эффективность такого метода исследования подтверждена рядом научных исследований (С.И. Архангельский, А.А. Вербицкий, И.Ф. Исаев, Л.Н. Макарова, А.К. Маркова, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, И.А. Шаршов и др.). Одной из групп противоречий, имеющих место в подготовке и профессиональной деятельности социальных педагогов, является учебно-профессиональная, которая содержит противоречия между необходимым уровнем подготовки социальных педагогов к практической деятельности и неготовностью выпускников вуза к ее реализации. Рассмотрим противоречия этой группы подробнее.
Первое учебно-профессиональное противоречие заключается между необходимостью в развитии определенных профессионально важных умений будущих социальных педагогов и отсутствием в учебном плане специальных дисциплин, удовлетворяющих эту потребности. Проанализировав основные функции социального педагога и сопоставив их с содержанием профессиональной подго-
товки, мы пришли к выводу, что в процессе профессиональной подготовки будущие социальные педагоги не получают специальной подготовки по развитию аналитических, прогностических и рефлексивных умений. Стоит отметить, что эти умения связаны с осуществлением прогностических и диагностических функций социального педагога, которые являются ведущими в их профессиональной деятельности. Неумение же специалиста должным образом осуществлять эти функции может привести к ошибкам в постановке социального диагноза у подопечного, нахождении первопричин возникновения его проблем и, как следствие, принятию несоответствующих мер по их решению. Вследствие неготовности будущих социальных педагогов к осуществлению этих функций эффективность их профессиональной деятельности снижается.
Мы предполагаем, что такое положение можно исправить путем введения специальных курсов, целью которых станет развитие таких качеств мышления будущего специалиста, которые обеспечат должный уровень его аналитических и прогностических умений.
В практической деятельности социального педагога большое место занимает работа с различного рода документацией, так как все предпринимаемые социальным педагогом действия должны быть определенным образом оформлены. Это общий план работы социального педагога, документы, касающиеся оказания помощи конкретным лицам, взаимодействия с другими специалистами и учреждениями и многое другое. Однако подготовка социального педагога в вузе к такому виду деятельности практически не ведется. Только при прохождении практики будущие специалисты сталкиваются с необхо-
Краткие сообщения
димостью работы с соответствующей документацией.
Однако нам представляется это недостаточным, так как на практике часто встречаются случаи, когда студенты просто механически копируют эту документацию, не понимая ее значения. Вследствие этого, по окончании вуза у них возникают трудности в практической социально-педагогической деятельности. Вместе с тем, введение соответствующей подготовки в вузе по этому направлению сняло бы это противоречие между практической необходимостью в знаниях по документоведению социального педагога и их отсутствием.
Следующее противоречие, входящее в эту группу, заключается в том, что для успешности профессиональной деятельности будущий социальный педагог должен отвечать определенным требованиям, предъявляемым к нему профессией, но целенаправленная работа в вузе по выявлению и повышению уровня соответствия этим требованиям не проводится. Для начала уточним, что соответствие индивида профессионально обусловленным требованиям определяет его профессиональную пригодность. В общем смысле профессиональная пригодность - это комплекс качеств индивида, требующихся для обучения и дальнейшего эффективного труда в той или иной профессиональной области.
Процесс формирования профессиональной пригодности зависит не только от природных данных человека, но и от уровня его мотивации и полученной подготовки (знаний, умений, навыков). В разных профессиях и при разных условиях каждый из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине профпригодности человека. Это означает, что формирование профпригодности - всегда индивидуальный процесс, требующий соответствующего подхода. Поэтому при работе над повышением и/или оптимизацией уровня профессиональной пригодности будущих социальных педагогов важное место занимает проведение индивидуального тестирования на профпригодность с целью выявления соответствия ее актуального уровня требуемому. Но это не единственная цель такого тестирования. Проведение этой процедуры позволит фиксировать изменения, происходящие по окончанию оп-
ределенных этапов работы над повышением и/или оптимизацией уровня профессиональной пригодности для внесения в нее определенных коррективов.
Стоит так же отметить, что проведение подобного рода работы над повышением и/или оптимизацией уровня профессиональной пригодности не гарантирует, но увеличивает вероятность успешности профессиональной деятельности. Ведь далеко не каждый человек может в приемлемые сроки овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня его профессиональной подготовки и мотивации. Профессиональная пригодность к этим профессиям может сформироваться лишь при наличии определенных природных данных.
Исходя из вышесказанного, мы предполагаем, что включение в процесс профессиональной вузовской подготовки социальных педагогов специальных курсов, целью которых станет развитие и/или оптимизация уровня профессиональной пригодности, увеличит вероятность успешности их будущей практической деятельности.
Междисциплинарный характер социальной педагогики как науки является общепризнанным фактом. Как отмечает А.В. Мудрик, социальная педагогика, решая свои специфические задачи, может делать это более или менее эффективно, с одной стороны, лишь интегрируя в той или иной мере данные других отраслей человеко- и обществознания, а с другой - трактуя под своим углом зрения и широко используя достижения различных отраслей педагогики. Эта характеристика также относится и к практической деятельности социальных педагогов, о чем свидетельствует закрепленный в их квалификационной характеристике перечень знаний и умений, которые относятся к различным областям знаний.
Эту особенность профессии подтверждает количество предметов, включенных в содержание основной образовательной программы подготовки социального педагога. Но само по себе наличие этих предметов не свидетельствует о том, что студенты в должной степени усваивают их на междисциплинарном уровне. И здесь кроется противоречие, заключающееся в том, что хотя факт важности содержания междисциплинарных
связей в социальной педагогике является общепризнанным, он остается неучтенным в процессе профессионального обучения будущих социальных педагогов. Рассмотрим это противоречие подробнее.
В ходе практической деятельности социальные педагоги должны уметь работать одновременно с несколькими проблемами подопечных, решение которых подчас находится в различных областях знаний но в процессе профессионализации они не получают представлений о взаимосвязи этих знаний. То есть при большом количестве получаемых будущим социальным педагогом разнообразных профессионально важных знаний в недостаточной степени учитываются их междисциплинарные (межпредметные) связи, что может привести к неумению применять эти знания в практической деятельности, а следовательно, к их бесполезности.
В общем смысле под междисциплинарными связями понимается система отношений между знаниями и умениями, формируемыми в результате последовательного отражения в средствах, методах и содержании изучаемых предметов тех объективных связей, которые существуют в реальном мире. Как отмечает Ю.К. Бабанский, междисциплинарные связи устанавливаются при изучении основ наук и являются дидактическим эквивалентом межнаучного взаимодействия. Таким образом, разрешение противоречия, связанного с установлением междисциплинарных связей между учебными предметами, является важным как в контексте профессиональной подготовки, так и в учебной деятельности студентов специальности «Социальная педагогика». На основе вышеизложенного мы предполагаем, что для разрешения данного противоречия следует внести соответствующие коррективы в учебные предметы, направленные на установление межпредметных связей.
Несмотря на большое значение креативности («творческости») в учебной и профессиональной деятельности социального педагога, работа по развитию творческого потенциала студентов этой специальности не ведется, что также является противоречием.
Термин «креативность» был введен в середине прошлого века в англо-американской психологии для обозначения способности, отражающей свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. Отечественные исследователи креативности личности (И.В. Борзенкова, Н.М. Гнатко, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин и др.) отмечают, что в российской психолого-педагоги-ческой литературе креативность понимается как «творческость», т. е. творческая возможность человека, обусловливающая способность проявлять социально значимую творческую активность.
В силу специфики профессиональной деятельности социальный педагог должен уметь налаживать контакты и строить совместную плодотворную деятельность, работать с людьми, имеющими различный уровень образования и культуры, относящимися к различными возрастными и социальными группам. Также социальный педагог должен быть готов к решению неординарных профессионально ориентированных проблем, возникающих в конкретных условиях. И первое, и второе говорит не только о присутствии в его профессиональной деятельности креативности, но и о ее важности. Следовательно, если креативность присуща и важна в деятельности социального педагога, то в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов должны присутствовать элементы, способствующие развитию их творческого потенциала.
В этой группе противоречий нашли отражение некоторые проблемы, связанные с удовлетворением необходимости в развитии профессионально значимых знаний, умений и навыков социального педагога. Следовательно, содержание вузовской подготовки будущих специалистов данного профиля требует определенного пересмотра, целью которого должно стать повышение качества профессиональной подготовки социальных педагогов.
Поступила в редакцию 01.12.2009