Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №3, Том 10 / 2018, No 3, Vol 10 https://esj.today/issue-3-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/59ECVN318.pdf Статья поступила в редакцию 17.05.2018; опубликована 09.07.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Баташев Р.В., Эльжуркаев И.Я. Подходы к оценке эффективности налогового контроля на региональном уровне // Вестник Евразийской науки, 2018 №3, https://esj.today/PDF/59ECVN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Batashev R.V., Elzhurkayev I.Ya. (2018). Approaches to assessment of efficiency of tax control at the regional level. The Eurasian Scientific Journal, [online] 3(10). Available at: https://esj.today/PDF/59ECVN318.pdf (in Russian)
УДК 33
Баташев Руслан Вахаевич
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», Грозный, Россия
Старший преподаватель E-mail: [email protected]
Эльжуркаев Ислам Янарсович
Инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Чеченской Республике, Грозный, Россия
Заместитель начальника Инспекции Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса
E-mail: [email protected]
Подходы к оценке эффективности налогового контроля на региональном уровне
Аннотация. Необходимость исследования вопросов эффективности налогового контроля объясняется тем, что в условиях макроэкономической нестабильности, сокращения ответственности налогоплательщиков снижается уровень дисциплинированности налогоплательщиков, растет уровень уклонения от оплаты налоговых обязательств. На основе SWOT анализа проведена оценка слабых и сильных сторон налогового контроля в Чеченской Республике и даны некоторые рекомендации по повышению его эффективность. Основной вывод заключается в том, что необходимо пересмотреть стратегию повышения эффективности налогового контроля в сторону добровольного погашения налоговых платежей налогоплательщиками, что, в свою очередь, серьезно сократит разрыв между запланированными и реальными поступлениями в бюджет.
Ключевые слова: налоговый контроль; эффективность; совершенствование; регион; развитие; поступление налогов
Вопросы повышения эффективности налогового контроля, особенно, в период макроэкономической нестабильности, осуществляемого территориальными налоговыми органами ФНС России, являются неотъемлемым элементом комплексных мер, направленных на улучшение налогового администрирования, в целом, и собираемости налоговых платежей, в частности. Взятый сегодня Правительством РФ курс на улучшение качества администрирования доходов бюджетной системы основан на создании системы администрирования, построенной на единой методологической и информационной основе, что обеспечит рост собираемости налогов и снижение административной нагрузки для
добросовестного бизнеса. Создание качественной основы улучшения налогового администрирования невозможно без повышения эффективности налогового контроля.
Налоговые доходы составляют значительный вклад в бюджете, а Правительство фокусируется как на уровне сбора этих доходов, так и на внедрении современных, правильных и последовательных мер в области налогового администрирования. Поэтому проблема повышения эффективности налогового контроля тесно оппонирует с проблемой уклонения от уплаты налогов, которая усиливается в условиях воздействия на экономику макроэкономических шоков. Тем более, что уклонение от уплаты налогов в РФ - явление масштабное по широте и комплексности проявления, и может негативно влиять на экономическую безопасность, которая во многом определяется общим состоянием экономики и нормативно-правового регулирования налоговой сферы. [9]
Массовое уклонение от налогообложения и допущение нарушений в налоговом законодательстве деструктивно влияют не только на саму сферу налогообложения, но и, в целом, - на все сферы жизнедеятельности общества, экономики и государства, являются существенной угрозой для экономической и национальной безопасности России и отдельного взятого региона. [1, с. 23]
Эффективность налогового контроля и собираемость налогов предопределяются макроэкономическими условиями, в которых, с одной стороны, осуществляют хозяйственную деятельность налогоплательщики, с другой - осуществляют реализацию основных полномочий налогового контроля налоговые органы.
Налоговый контроль направлен на пресечение и предупреждение налоговых правонарушений. Здесь основная проблема кроется в том, что при формировании общей негативной экономической конъюнктуры, подталкивающей хозяйствующие субъекты к незаконному занижению налоговых обязательств, общая картина результативности налоговых проверок значительно снижается. То есть, налоговые правонарушения будут совершаться независимо от административных усилий, прилагаемых налоговыми службами, в том числе и при проведении налоговых проверок. С другой стороны, это приводит к увеличению административных издержек налоговых органов, связанных с осуществление налогового контроля.
Основной вывод заключается не в том, что отсутствие оппортунизма налогоплательщиков является прямым следствием прилагаемых усилий налоговых служб в рамках налоговых проверок, а в наличии благоприятной экономической конъюнктуры, позволяющей налогоплательщикам обеспечить конкурентоспособность своему бизнесу в легальном секторе экономике. Вопросы повышения эффективности налогового контроля в экономической литературе в последнее время освещаются в рамках дискуссии о наличии возникающих при определенных условиях отрицательных конкурентных эффектов из-за налогового оппортунизма.
Рассмотрим особенности и специфику налогового контроля на территории Чеченской Республики, а также проведем качественную и количественную оценку эффективности организации и проведения налогового контроля.
Следует отметить, что важную роль в деятельности налоговых служб играет бюджетно-налоговая политика региона, в частности - изменения, внесенные на протяжении года в первоначально утвержденный бюджет. Экономический цикл, через который проходит страна, связан с падением объемов производства, уменьшением деловой активности и, соответственно, снижением возможностей выполнения налогоплательщиками налоговых обязательств. Несмотря на то, что российская экономика испытывает всю тяжесть валютного кризиса и антироссийских санкций, выразившаяся в падении темпов роста ВВП, снижении спроса на
внутреннем рынке, снижении инвестиционной активности и падении реальных доходов населения, Чеченской Республике удалось сохранить положительную динамику по показателям социально-экономического развития.
В условиях нестабильной общероссийской экономической конъюнктуры в сохранении положительной динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет ЧР сыграли роль положительные тенденции в экономике региона.
Благодаря достигнутым положительным результатам социально-экономического развития и целенаправленному налоговому контролю в 2017 году доходы консолидированного бюджета Чеченской Республики увеличились на 7,5 % от уровня 2016 года, то есть на 5405,7 млн руб. и составили 77477,4 млн руб. По сравнению с запланированными показателями доходов фактически полученные доходы превысили плановые показатели на 23,5 % (59251,6 млн руб.).
Налоговые и неналоговые доходы составили 15199,4 млн руб., что выше плановых показателей в 2017 году на 29,4 % (на 4469,8 млн руб.) и уменьшились по сравнению с уровнем 2016 года на 1,9 %. Доля налоговых и неналоговых доходов в доходах консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2017 году составила 19,6 %, что незначительно ниже уровня
2016 года (21,5 %).
По сравнению с 2016 годом из бюджетообразующих налогов увеличение произошло только по налогу на прибыль организаций на 16,4 %. Существенный прирост также произошел по налогу на имущество физических лиц на 52,1 % к уровню 2016 года, поступления составили 63,4 млн руб., а также по транспортному налогу на 74,5 %, поступления составили 283,3 млн руб. В то же время произошло снижение поступлений по НДФЛ на 75 млн руб. или 0,8 %, составив 8 886,1 млн руб. Также снизились и поступления по налогу на имущество организаций к уровню 2016 года на 7,3 %, составив 1 959,8 млн руб. Таким образом, в настоящее время перед налоговыми органами стоит проблема повышения эффективности налогового контроля, поскольку от эффективности налогового контроля в целом и организации контрольной работы в частности в немалой степени зависит состояние бюджета страны. [5, с. 62] В связи с этим необходимо отметить сохраняющуюся высокую зависимость регионального бюджета от помощи из федерального бюджета. Безвозмездные поступления из федерального бюджета в
2017 году перечислены в объеме 62278,0 млн руб., что составляет 80,4 % доходов консолидированного бюджета. При этом, на фоне снижения налоговых и неналоговых доходов доля безвозмездных перечислений увеличилась на 10,1 %. Такая картина характерна еще для четырех регионов России: Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Алтай и Республики Тыва. В условиях отсутствия стабильной финансовой базы регионального бюджета значение налогового контроля, как одного из важного фактора обеспечения полноты и своевременности уплаты налогов, особенно возрастает.
Как уже было отмечено, условием эффективного функционирования налоговой системы является качественный налоговый контроль, который позволяет обеспечить своевременность и полноту поступлений налогов и обязательный платежей в бюджет, а также способствующий пресечению нарушений налоговой дисциплины. При этом наиболее действенной и эффективной формой налогового контроля являются налоговые проверки соблюдения законодательства о налогах и сборах. Цель налоговой проверки - контроль за соблюдением налогового законодательства, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов. [2, с. 27]
Отсутствие в академической литературе регионального уровня актуальных исследований в области проблем налогового контроля затрудняет проведение теоретико-методологической и практической проработки данной области налоговой сферы. В основном существующие разработки авторов связанны с отражением текущей тенденции мобилизации
налоговых платежей в бюджетную систему и выработкой общих рекомендаций повышения качества их администрирования без углубленного анализа. [11, 12, 13] В целом в исследованиях регионального уровня отмечается, что в последние годы в регионе намечаются тенденции приобретения налоговым контролем системного характера и неотъемлемым условием развития налогового контроля в рамках действующего налогового законодательства является налаживание сотрудничества с налогоплательщиками. [14]
При анализе эффективности контрольной работы за основу взят показатель, отражающий суммы дополнительных начислений по результатам мероприятий налогового контроля. Общая сумма дополнительных начислений по результатам контрольной работы налоговых органов Чеченской Республики за 2017 год составила 440 280 тыс. руб. и снизилась по сравнению с 2016 г. на 20,8 % (таблица 1).
Таблица 1
Суммы дополнительно начисленных платежей по результатам налоговых проверок за 2015-2017 гг.
Наименование показателей 2015 2016 2017 Отклонение 2017/2016
Всего по результатам контрольной работы 469 583 556 218 440 280 - 20,8 %
Налог на прибыль организаций 45 258 69 174 50 589 - 28,9 %
Налог на доходы физических лиц, удерживаемый налоговыми агентами - организациями 28 452 82 071 30 630 - 62,7 %
Налог на доходы физических лиц, исчисленный индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой 2 432 2 979 5 626 + 88,8 %
Налог на доходы физических лиц, исчисленный физическими лицами (не являющимися индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающимися частной практикой) 2 799 2 944 3 241 + 10 %
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 279 120 246 933 190 909 + 77,3 %
Налог на имущество организаций 23 871 58 940 83 004 + 40,8 %
Земельный налог 24 438 23 589 17 984 - 23,2 %
Транспортный налог 5 825 8 767 4 480 - 48,9 %
Составлено автором на основании данных Управления ФНС России по Чеченской Республике
Наиболее эффективной формой налогового контроля, как было отмечено выше, являются выездные налоговые проверки (ВНП). По выездным налоговым проверкам 2017 году дополнительно начислено 114 776 тыс. руб. Динамика основных показателей контрольной работы по выездным налоговым проверкам за последние три года приведена в таблице 2.
Таблице 2
Динамика основных показателей контрольной работы по выездным налоговым проверкам за 2015-2017 гг.
Наименование показателей 2015 2016 2017
Количество ВНП 118 80 75
Доначислено (тыс. руб.) 186901 199264 114776
Взыскано (тыс. руб.) 89107 189022 131294
Количество сотрудников - ВНП 48 40 50
Составлено автором на основании данных Управления ФНС России по Чеченской Республике
Основополагающими показателями эффективности работы налоговых органов являются общие суммы доначислений, а на них в ходе контрольной работы влияют многие субъективные и объективные факторы. Как видно на таблице 2, несмотря на увеличение количества сотрудников налоговых органов, задействованных в проведении выездных налоговых проверках, и снижение количества налоговых проверок, в 2017 году наблюдается резкое
снижение доначисленных платежей. Детальный анализ контрольной работы налоговых органов показал, что причинами снижения объема доначисленных платежей наряду со снижением количества проведенных выездных налоговых проверок (ВНП) являются, прежде всего, неэффективная аналитическая работа, низкое качество проводимых ВНП, формальное проведение предпроверочного анализа налогоплательщиков.
Как известно, предпроверочный анализ является подготовительным этапом, необходимый для проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика, и должен представлять собой комплекс проводимых налоговым органом аналитических, контрольных и иных мероприятий, обеспечивающих углубленное изучение информации о налогоплательщике. Несмотря на это, анализ, проводимый налоговыми органами, в большинстве случаев сводится к информации о виде деятельности предприятия, численности работающих, налоговой нагрузке, наличии счетов и сводных данных по представленной налоговой отчетности. Также необходимо отметить, что процесс планирования выездных налоговых проверок в налоговых органах республики, и связанное с ним распределение нагрузки на работников отделов соответствующих отделов, значительно затруднён.
Всесторонний анализ статистической отчетности налоговых органов, включая результаты рассмотрения жалоб налогоплательщиков, показал, что несмотря на положительные результаты по камеральному налоговому контролю, эта область налогового администрирования не лишена недостатков. В 2017 году выросли суммы дополнительно начисленных платежей по результатам проведения рассматриваемого вида налогового контроля. Динамика роста составила 145,7 %, а абсолютный рост дополнительно начисленных платежей - 38111 тыс. руб. Здесь налоговые органы сталкиваются с ростом проблем в области добровольного соблюдения законодательства налогоплательщиками в среде, где существует уклонение от налогов, теневая экономика. Основные проблемы данного сектора налогового контроля связаны с плательщиками НДС. Эти проблемы значительным образом способствуют росту налоговой недоимки. В первую очередь это связано с низким качеством проведения мероприятий налогового контроля при отработке расхождений НДС при установлении потенциальных выгодоприобретателей: в большинстве случаев не проводятся осмотры помещений, установление налогоплательщика по адресу, допросы должностных лиц. В правоохранительные органы, кредитные учреждения сведения о наличии признаков фирм «однодневок» направляются за сроками, не позволяющими пресекать их незаконную деятельность.
Сопутствующим фактором при организации и проведении налогового контроля, отражающим его специфику, является налоговая задолженность. Наличие налоговой задолженности может являться результатом неплатёжеспособности налогоплательщиков. Однако анализ экономической конъюнктуры в регионе показал, что налогоплательщики не испытывают серьезных финансовых трудностей, связанных с необходимостью уплаты налогов: количество прибыльных организаций, растет; налоговая нагрузка малого и среднего бизнеса снижается; доходы населения растут, хоть и незначительно.
Статистический анализ налоговой задолженности, администрируемой налоговыми органами Чеченской Республики, показал, что при планировании выездных налоговых проверок пристальное внимание необходимо уделять организациям, которые осуществляют деятельность в области обрабатывающего производства, обеспечения энергией, водоснабжения, транспортировки и хранения, строительства и оптовой и розничной торговли, так как наибольший удельный вес налоговой задолженности перед бюджетной системой приходится именно на данные организации.
Как известно, на формирование и реализацию налоговой политики, и как следствие, эффективность работы налоговых органов, оказывают влияние внутренние и внешние факторы,
обусловленные потенциальными возможностями региона и негативными угрозами. [3, с. 145] Принимая во внимание специфику налоговых органов как государственного института, необходимо определить ряд факторов, влияющих на различные направления деятельности, для выявления сильных и слабых сторон налогового контроля. Для этих целей был использован SWOT анализ, результаты которого представлены в таблице 3.
Таблица 3
Матрица слабых и сильных сторон налогового контроля в Чеченской республике
Сильные стороны (Strengthts) Слабые стороны (Weaknesses)
Рост поступлений в бюджет. Доступность для населения и СМИ информации о принимаемых решения в налоговой сфере. Условия для взаимодействия с внутренними и внешними партнерами. Снижение бюрократических барьеров посредством упрощения административных процедур. Наличие должностных лиц только с высшим образованием. Высококвалифицированные специалисты. Активное информационно-разъяснительное взаимодействие с налогоплательщиками и их налоговыми агентами. Достаточно развитая система подготовки управленческого персонала. Досудебный аудит. Высокий уровень налоговой задолженности. Нестабильное налоговое законодательство, создающее избыточные сложности для налогоплательщиков и налоговых органов. Плохое качество внутреннего аудита. Недостаточные финансовые, материальные ресурсы, создающие среду для развития коррупционной составляющей. Акцентирование внимания на применение мер принудительного характера вместо продвижения добровольного соблюдения налогового зако нодательства. Низкий уровень налоговой грамотности населения. Трудности при проведении оперативно-розыскных работы (слабое взаимодействие с МВД). Низкий уровень предпроверочного анализа. Допущение существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговых проверок.
Возможности (Opportunnities) Угрозы (Threats)
Технологическое обеспечение налогового контроля, позволяющее сокращать административные издержки. Упрощение требований налогового управления. Активное и плодотворное взаимодействие с внешними партнёрами. Готовность гражданского общества к социальному диалогу в рамках улучшения качества предлагаемых налогоплательщикам услуг. Нелегальный сектор экономики является основной причиной несоблюдения налогового законодательства в добровольном порядке. Рост сложных схем уклонения от уплаты налогов. Низкий уровень лояльного отношения общества к налоговым службам. Проблемы, связанные с финансированием. Высокая текучесть квалифицированного с большим опытом работы персонала.
Как видно, при организации и осуществлении налогового контроля необходимо использовать сильные стороны налоговых администраций и учитывать возможности и угрозы для избежания серьезных последствий для бюджета региона и сокращения ответственности и дисциплинированности налогоплательщиков в условиях экономического спада, следствием чего является рост масштабов уклонения от исполнения налоговой обязанности.
Рост сложности схем уклонения от уплаты налогов является одним из серьезных последствий низкой эффективности налогового контроля. Хотя общая тенденция использования различных схем ухода от налогов в Чеченской Республике значительно отличается от общероссийской в виду отсутствия в регионе насыщенной экономической среды, многообразия видов деятельности, международных организаций и т. д. Теневая экономика, безусловно, сегодня является одной из основных «болевых точек» деятельности не только для налоговых органов, но и налоговой политики региона в целом. Тенезация предпринимательской деятельности является одним из главных способов уклонения от уплаты налогов в регионе.
Следствием теневой экономики является формирование в экономике региона неравных конкурентных условий. Неравные конкурентные налоговые преимущества могут ограничивать рост производительности труда и сдерживают процессы модернизации и внедрения инноваций.
К примеру, отмечено, что основным фактором, препятствующим развитию в республике торговой деятельности интернет-магазинов, является наличие неравных конкурентных преимуществ у местных торговых организаций и предприятий, достигаемых путем установления более низких цен на товары благодаря экономии на налогах. Розничные цены на многих региональных и местных рынках значительно ниже закупочных цент интернет-магазинов, вследствие чего они не могут проникнуть на рынки Чеченской Республики. Основной способ избежания уплаты налогов здесь - уклонение от постановки на налоговый учет. В тоже время интернет-площадки, осуществляющие дистанционную торговлю, имеют серьезные положительные социальные последствия, что благоприятно скажется на социально-экономическом положении региона (снижение нагрузки на транспортную инфраструктуру, устранение различных предубеждений, неприязни между народами и т. п.). Наличие теневого сектора в сфере расчетов в розничной торговле является прямым следствием высокой доли наличных денежных расчётов, и главным инструментом борьбы здесь может стать перевод операций физических лиц на безналичную формую.
В связи с этим побуждение налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговой обязанность является важнейшей институциональной основой налогового контроля. В экономической среде существует целый ряд видов и форм предпринимательской деятельности, в отношении которых принудительные инструменты налогового контроля совершенно бессильны. В рамках разработки матрицы сильных и слабых сторон налогового контроля в регионе была отмечена излишняя концентрация налоговых служб на налоговом контроле вместо продвижения добровольного соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства, что подтверждается увеличивающейся налоговой задолженностью в сфере имущественного налогообложения физических лиц; выявляемыми усилиями налоговых органов сокрытых объектов налогообложения; осуществляемыми без государственной регистрации и постановки на налоговый учет видов предпринимательской деятельности.
В Чеченской Республике за последние годы существенно увеличилось количество налогоплательщиков. Так, по состоянию на 1 января 2008 г., согласно Единому государственному регистру, было зарегистрировано 6655 юридических лиц, а на 1 января 2018 г. уже было зарегистрировано 10038 юридических лиц, что примерно в 2 раза больше. В том числе увеличилось и число налогоплательщиков - физических лиц, что свидетельствует о необходимости повышения эффективности работы с налогоплательщиками, повышения уровня их обслуживания с целью содействия их добровольному соблюдению законодательства.
Необходимость исследования процессов управления налогообложением и налоговым контролем, направленных на обеспечение добровольного исполнения налоговых обязательств перед бюджетной системой, многократно отмечается отечественными налоговедами. [8, с. 21] В частности, отмечается, что уровень добровольности уплаты позволяет оценить эффективность налогового контроля с позиции реакции налогоплательщика не только на действия контролирующих органов, но и налоговую политику государства в целом. Основой эффективной реализации налогового контроля в данном направлении является использование информационной среды. Для этого налоговым органам необходимо на постоянной основе производить необходимые исследования, чтобы понять предпочтения и интересы налогоплательщиков в разных областях деятельности. Полученная информация будет использована для предоставления налогоплательщикам более развитых услуг и упрощения доступа к информации и услугам. При этом стимулировать налогоплательщика к добросовестному исполнению своих обязанностей перед государством при спорной (с точки зрения эффективности) системе мер налоговой ответственности возможно только при качественном проведении мероприятий налогового контроля. [10, с. 747]
Ряд авторов отмечают высокую значимость в обеспечении добровольности уплаты налоговых платежей и института налогового консультирования. Необходимость наличия в системе налогового представительства налоговых консультантов объясняется тем, что формирование и развитие налоговой системы России отличается противоречивостью и сложностью, с точки зрения, законодательной и административной практики. [7, с. 10] Роль налогового консультирования в системе налоговых отношений определяется следующим: повышение информированности налогоплательщиков и налоговых агентов; поддержка принятия управленческих решений по отдельным вопросам; поддержка принятия комплекса управленческих решений, направленных на решение проблемных ситуаций; аутсорсинг комплексных задач, связанных с учетом и отчетностью.
В Российской Федерации налоговый консалтинг является довольно «молодым» видом консультационной деятельности, не имея при этом развитой нормативно-правовой базы, что препятствует развитию его престижа и создает условия для проникновения на рынок налогового консалтинга неквалифицированных специалистов. Общероссийская тенденция развития рынка налогового консультирования такова, что потребность в деловом консультировании растет очень быстрыми темпами, налоговое консультирование становится все более востребованной услугой у налогоплательщиков, так как консультирование со специалистом в сфере налогообложения позволяет уменьшить, не нарушая законодательства, совокупность налоговых платежей, снизить риски неправильного и несвоевременного исчисления и уплаты налогов, защитить себя от ущерба, связанного с налоговыми санкциями, улучшить конечные результаты деятельности. [6, с. 143]
В Чеченской Республике на сегодняшний день в силу слабой насыщенности экономической среды остро не стоит вопрос необходимости предоставления налогоплательщикам всесторонних и доступных услуг налоговых консультантов. Однако с развитием многообразия финансово-хозяйственной деятельности, способов ведения дел и форм заключения сделок, а также потребности в объективном решении налоговой проблемы, отсутствие в общественно-экономической жизни региона данного вида консультационной деятельности может стать в перспективе причиной низкой дисциплины и ответственности налогоплательщиков, а также серьезной угрозой в контрольной деятельности налоговых органов.
Подводя итог, отметим, что в настоящее время финансовое положение большинства региональных и местных бюджетов остается сложным, что, естественно, препятствует росту региональной экономики и развитию социальной сферы. [4] В связи с чем особую актуальность приобретает задача повышения качества контроля в налоговой сфере.
Рассмотрение основных показателей контрольно-аналитической работы Чеченской Республики позволило определить проблемные аспекты налогового контроля и следующие факторы повышения его эффективности:
• повышение уровня предпроверочной экспертизы налоговой отчетности на этапе отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
• улучшение качества доказательной базы совершения налогового правонарушения. Проблема отсутствия полноценной доказательной базы особенно актуальна для камеральных налоговых проверок;
• качественная постпроверочная экспертиза выездной контрольной работы в целях получения показателей, наиболее сильно влияющих на результативность работы, в целях учета данных величин при планировании выездной оперативной работы;
• необходимость соблюдения такого баланса между мерами административного и побудительного характера, при котором повышение нагрузки и рисков ведения «серых» практик происходит на фоне снижения издержек для легального бизнеса в регионе;
• укрепление потенциала для расследования налоговых нарушений;
• разработка дорожной карты повышения эффективности налогового контроля в регионе.
Ключевым приоритетом налогового контроля в итоге должно стать создание отношений с налогоплательщиками, построенных на взаимном доверии и сотрудничестве. Конечной целью является переход к добровольному соблюдению налогоплательщиками своих налоговых обязательств без использования налоговыми органами методов принуждения и контроля.
Итогом проведенного исследования является расширение возможности применения SWOT-анализа к оценке качества налогового администрирования на территории региона с учетом локальной специфики, а также выявлению основных проблемных аспектов проведения налогового контроля на территории рассматриваемого региона. Также можно отметить, что разработка практических рекомендаций к предотвращению применения хозяйствующими субъектами схем уклонения о уплаты налогов позволит повысить наполняемость доходов бюджета региона, снизив тем самым зависимость от трансфертов из федерального бюджета, устранить неравные конкурентные условия, укрепить налоговую дисциплины и повысить качество услуг для налогоплательщиков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения: монография для магистрантов, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова, А.П. Кириенко, Ю.Б. Иванова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015 - 383 с.
2. Слабинская И.А. Организация и методика проведения налоговых проверок [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.А. Слабинская, Т.Н. Ковалева. -Электрон. текстовые данные. - Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2015. - 285 с.
3. Чотчаева М.З. Региональный налоговый менеджмент: проблемы и противоречия (на примере Карачаево-Черкесской республики) // Экономические науки. 2014. №8.
4. Н.И. Малис. Налоговые доходы региональных бюджетов: проблемы и перспективы // Финансы. 2018. №1.
5. Ящина Н.И., Александров Е.Е. Оценка эффективности налогового контроля с учетом риска исполнения налоговых обязательств // Известия УрГЭУ. 2016. № 3(65). С. 50-64.
6. Н.А. Урман. Налоговое консультирование: развитие и проблемы // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. №4 (24).
7. Сулейманов Д.Н. Профессиональное налоговое консультирование и соблюдение прав консультируемого лица // Основные направления развития налогового консультирования в Российской Федерации. Сборник статей.
8. Сиражудинова С.И. Повышение эффективности налогового администрирования на современном этапе: дис. ... канд. экон. наук. Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ, 2017.
9. Г.Г. Калатози. Налоговый контроль как условие обеспечения экономической безопасности в российской федерации // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2017. № 3. С. 33-35.
10. А.В. Тихонова, Д.В. Дзюба. К вопросу об оценке эффективности налогового контроля // Экономический анализ: теория и практика, 2017, т. 16, вып. 4, стр. 746-755.
11. Баснукаев М.Ш., Баматалиев А-В.Б., Керимова М.Ш. Налоговое администрирование: теория и практика // Экономические науки. 2017. № 3. С. 6368.
12. Алиева Ж.М. Организация налогового администрирования и роль налоговых органов в экономическом развитии региона // Научный альманах. 2016. №2. С. 56-63.
13. Сайдулаев Д.Д., Курбанов С.А. Налоговый контроль: сущность, предмет и формы // Экономика и предпринимательство. 2016. №11. С. 280-286.
14. Решиев С.С. Опыт работы налоговых органов чеченской республики по мобилизации налоговых платежей в бюджетную систему российской федерации в 2010 г. // Финансы и кредит. 2009. № 42. С. 59-65.
Batashev Ruslan Vakhayevich
The Chechen state university, Grozny, Russia E-mail: [email protected]
Elzhurkayev Islam Yanarsovich
Inspectorate of the federal tax service of Russia No. 1 for the Chechen Republic, Grozny, Russia
E-mail: [email protected]
Approaches to assessment of efficiency of tax control at the regional level
Abstract. Need of a research of questions of efficiency of tax control is explained by the fact that in the conditions of macroeconomic instability, reduction of responsibility of taxpayers the level of discipline of taxpayers decreases, evasion level from payment of tax obligations grows. On the basis of SWOT analysis assessment weak and strengths of tax control in the Chechen Republic is carried out and some recommendations about increase its efficiency are made. The main conclusion is that it is necessary to reconsider the strategy of increase in efficiency of tax control towards voluntary repayment of tax payments by taxpayers that, in turn, will seriously reduce a gap between the planned and real receipts in the budget.
Keywords: tax control; efficiency; improvement; region; development; receipt of taxes