ON THE TRAINING SPECIALISTS IN MEDICAL HOW IN IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
I. V. Mahv, A. V. Voropaev, J.S. haev (Faculty of management in health care organization and medicine low oflSMU)
Due to health care system rising needs for knowledge of health care professionals in medical exercise law directives Irkutsk State Medical University prepares a new postdiploma specialization in medical rights.
© ОКЛАДНИКОВ В.И., СТЕФАНИДИ A.B., БОЖЬЕВ E.H. -
О НЕОБХОДИМОСТИ МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА К ПРЕПОДАВАНИЮ МАНУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
В. И. Окладников, А. В. Стефаниди, Е. П. Божъев (Кафедра нервных болезней ИГМУ, зав. проф. В.И. Окладников)
Резюме. В статье на основании анализа современного состояния медицинской науки обосновывается необходимость мультидисциплинарного подхода к преподаванию мануальной терапии в ВУЗах.
Ключевые слова. Мануальная терапия, методика преподавания.
Медицина в настоящее время развивается все ускоряющимися темпами. На вооружение берутся как знания, получаемые при помощи новейшего оборудования, созданного на основе последних разработок, так и многовековые знания, проверенные временем и используемые в традиционной медицине. При этом наибольшие изменения происходят как раз в новых для классической медицины областях, таких, какой является мануальная терапия.
За последние десятилетия мануальная терапия из традиционной хиропрактики или, как у нас было принято называть, костоправства, превратилась в целую самостоятельную отрасль медицины, которая использует для избавления человека от боли и болезней знания и методы множества новых наук. Приказом М3 РФ № 337 от 10.12.97 г. в номенклатуру медицинских специальностей была введена специальность «мануальная терапия». В нее органично вошли: краниотерапия, висцеротерапия, прикладная кине-зиология, рефлексотерапия и многие другие дисциплины.
Согласно унифицированной программе последипломного обучения врачей по мануальной терапии, подготовка врачей по этой специальности производится с изучением не только непосредственно мануальной терапии, но и смежных дисциплин, таких как неврология, рентгенология, ревматология, травматология и ортопедия, кардиология, пульмонология, гастроэнтерология, акушерство и гинекология, урология, эндокринология, сексопатология, дерматология, оториноларингология, офтальмология, спортивная медицина, педиатрия, геронтология. То есть в базовую подготовку врача-мануального терапевта входит не только наличие знаний по имеющейся врачебной специальности (специализация по неврологии или травматологии), но и изучение практически всего спектра медицинских наук.
Но, к сожалению, представления врачей о мануальных терапевтах остаются как о костоправах, которые, в лучшем случае, могут чем-то помочь-при заболеваниях и травмах позвоночника и суставов. О том, что с помощью методов мануальной терапии воз-
можно лечение заболеваний нервной системы, внутренних органов, гинекологических проблем, мало кто знает. То есть на настоящий момент создалось такое положение медицины, когда знания и умения одной ее области упорно игнорируются другими областями.
На кафедре нервных болезней Иркутского государственного медицинского университета для студентов 4 курса лечебного факультета проводится элективный курс мануальной терапии. Этот курс дает возможность будущим врачам дать знания о современном состоянии мануальной терапии, ликвидировать ту вопиющую безграмотность, которая сплошь и рядом встречается у практикующих врачей в отношении мануальной терапии.
На курсе будущие врачи знакомятся с подходом мануальных терапевтов к лечению многих заболеваний, с методами, применяемыми ими, с возможностями этой дисциплины по оказанию помощи в лечении заболеваний из других областей медицины.
Помимо этого, на курсе мануальной терапии ИГМУ разработаны циклы усовершенствования для врачей различных специальностей. На этих циклах проводится обучение врачей других специальностей подходам и методам мануальной терапии, которые могут быть использованы для более успешного лечения профильных терапевтических, педиатрических, хирургических, травматологических и ортопедических, неврологических, гинекологических, и многих других заболеваний.
Коллективом курса разрабатываются и издаются не только, учебно-методические пособия, но и научно-популярные издания, способствующие укреплению здоровья населения и распространению знаний современной мануальной терапии.
Таким образом, опыт курса мануальной терапии ИГМУ показал необходимость мультидисциплинарного подхода к преподаванию мануальной терапии в ВУЗах, с обязательным изучением не только непосредственно мануальной терапии, но и смежных дисциплин.
ON THE NECESSITY OF MULTYDISCIPLINARY APPROACH TO THE TEACHING MANUAL THERAPY
A. V. Stefanidy, VI Okladnikov, E.N. Boyev (The Department ofNervous Diseases oflSMU)
The analysis of nowadays state of medicine as a science shows the necessity of complex approach to teaching manual therapy in Higher Education Establishments.,
© КРАВЧУК Л.А., КУПЕРТ А.Ф., БУРДУКОВА Н.В., ШАРИФУЛИН М.А., ЛАБЫГИНА А.В. -
ОБУЧАЮЩИЕ ПРИЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ ГИНЕКОЛОГИИ НА 5 КУРСЕ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Л.А. Кравчук, А.Ф. Куперт, П.В. Бурдукова, М.А. Шарифулин, А.В. Лабыгина (Кафедра акушерства и гинекологии лечебного факультета ИГМУ, зав. - проф. Н.В. Протопопова)
Резюме. С целью оптимизации педагогического процесса на кафедре используются обучающие приемы: студенческие конференции, игровые диалоги «Врач-Пациентка», «Врачебный консилиум», кроссворды, работа с литературными источниками и алгоритмами.
Ключевые слова. Обучающие приемы, студент, преподаватель.
Для студентов 5 курса изучение гинекологии является достаточно сложным процессом, что обусловлено короткими циклами (5 6 дней в каждом семестре) и большим объемом учебного материала. Кроме этого, не всегда возможно провести гинекологический осмотр больной в присутствии студентов.
Для оптимизации педагогического процесса на кафедре используются как академическая система обучения, так и различные обучающие приемы с элементами игры, что позволяет повысить заинтересованность студентов в усвоении изучаемой дисциплины. Следует отметить, что гинекология является составной частью государственного экзамена на 5 курсе и итоговой аттестации на 6 курсе.
Среди обучающих приемов, по нашему мнению, наиболее оптимальным для усвоения предмета, но сложным в организации является проведение студенческих конференций. Данная конференция планируется в начале цикла, чтобы студенты имели возможность тщательно подготовиться, используя дополнительную литературу. У каждого студента обозначена функция представление доклада, оппоненция, составление кроссворда, демонстрация клинического материала и т.д. Доклады сопровождаются показом «слайдов» на формате А-4. При составлении «слайда» студенты используют схемы, рисунки. Наиболее эрудированный и авторитетный студент назначается председателем конференции. Он ведет ее, дополняя доклады, а в конце занятия выступает с заключением. Из подготовленных студентами «слайдов» формируется альбом, который становится учебным пособием для студентов.
Кроме студенческих конференций используются и другие обучающие приемы.
Игровые диалоги «врач больной». Данный педагогический прием используется, в основном, при изучении вопросов контрацепции, т.к. выбор метода контрацепции зависит от многих факторов возраста, репродуктивных планов, состояния здоровья, желания больной. Для выполнения индивидуального задания по данной теме студенческая группа разбивается на
пары. Один студент выступает в роли «врача центра планирования семьи», другой «больной», которая пришла на консультацию. Диалог готовится на 10 15
минут. Оценивается как правильность ответов «врача», так и качество вопросов «больной». При этом нарабатываются и деонтологические навыки. Данный прием в обучении является тренингом будущей самостоятельной работы.
«Врачебный консилиум». Студентам представляется для обсуждения реальная клиническая ситуация. Обсуждение происходит без непосредственного участия преподавателя, заключение «консилиума» формулирует также один из студентов. При этом, слушая рассуждения студентов, часто переходящих в бурную дискуссию, преподаватель делает вывод о глубине знаний студентов по данной теме и при необходимости корректирует заключение.
Работа с алгоритмами. В настоящее время разработаны алгоритмы оказания гинекологической помоши при различных гинекологических заболеваниях. К сожалению, они редко приведены в учебной литературе. Нами все алгоритмы разбиты на фрагменты, отображающие различные этапы обследования и лечения. Каждому студенту раздаются карточки с этими фрагментами, логически не связанных между собой. Он их зачитывает и поясняет всей группе. Таким образом проговариваются и запоминаются различные варианты ситуаций, а предварительная подготовка помогает изучению алгоритма в целом.
Кроссворды это групповое задание, которое студенты выполняют с особым интересом. Вопросы по определенной теме представлены в виде кроссвордов. Они составлены таким образом, что даже при наличии учебника не всегда удается студентам написать все ответы. В данной ситуации должна проявиться роль преподавателя в повышении знаний студентов. Целесообразно эту форму работы использовать в начале или конце занятия.
Работа с литературными источниками. Студентам раздаются ксерокопии разных научных статей по теме занятия (например, внематочная беременность). Они