ON THE NECESSITY OF MULTYDISCIPLINARY APPROACH TO THE TEACHING MANUAL THERAPY
A. V. Slefanidy, V.I. Okladnikov, E.N. Boyev (The Department ofNervous Diseases oflSMU)
The analysis of nowadays state of medicine as a science shows the necessity of complex approach to teaching manual therapy in Higher Education Establishments.,
® КРАВЧУК Л.А., КУПЕРТ А.Ф., БУРДУКОВА Н.В., ШАРИФУЛИН М.А., ЛАБЫГИНА A.B. -
ОБУЧАЮЩИЕ ПРИЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ ГИНЕКОЛОГИИ НА 5 КУРСЕ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Л. А. Кравчук, А.Ф. Куперт, Н.В. Бурдукова, М.А. Шарифулип, A.B. Лабыгина (Кафедра акушерства и гинекологии лечебного факультета ИГМУ, зав. - проф. Н.В. Протопопова)
Резюме. С целью оптимизации педагогического процесса на кафедре используются обучающие приемы: студенческие конференции, игровые диалоги «Врач-Пациентка», «Врачебный консилиум», кроссворды, работа с литературными источниками и алгоритмами.
Ключевые слова. Обучающие приемы, студент, преподаватель.
Для студентов 5 курса изучение гинекологии является достаточно сложным процессом, что обусловлено короткими циклами (5—6 дней в каждом семестре) и большим объемом учебного материала. Кроме этого, не всегда возможно провести гинекологический осмотр больной в присутствии студентов.
Для оптимизации педагогического процесса на кафедре используются как академическая система обучения, так и различные обучающие приемы с элементами игры, что позволяет повысить заинтересованность студентов в усвоении изучаемой дисциплины. Следует отметить, что гинекология является составной частью государственного экзамена на 5 курсе и итоговой аттестации на 6 курсе.
Среди обучающих приемов, по нашему мнению, наиболее оптимальным для усвоения предмета, но сложным в организации является проведение студенческих конференций. Данная конференция планируется в начале цикла, чтобы студенты имели возможность тщательно подготовиться, используя дополнительную литературу. У каждого студента обозначена функция — представление доклада, оппоненция, составление кроссворда, демонстрация клинического материала и т.д. Доклады сопровождаются показом «слайдов» на формате А-4. При составлении «слайда» студенты используют схемы, рисунки. Наиболее эрудированный и авторитетный студент назначается председателем конференции. Он ведет ее, дополняя доклады, а в конце занятия выступает с заключением. Из подготовленных студентами «слайдов» формируется альбом, который становится учебным пособием для студентов.
Кроме студенческих конференций используются и другие обучающие приемы.
Игровые диалоги «врач—больной». Данный педагогический прием используется, в основном, при изучении вопросов контрацепции, т.к. выбор метода контрацепции зависит от многих факторов — возраста, репродуктивных планов, состояния здоровья, желания больной. Для выполнения индивидуального задания по данной теме студенческая группа разбивается на
пары. Один студент выступает в роли «врача центра планирования семьи», другой — «больной», которая пришла на консультацию. Диалог готовится на 10—15 минут. Оценивается как правильность ответов «врача», так и качество вопросов «больной». При этом нарабатываются и деонтологические навыки. Данный прием в обучении является тренингом будущей самостоятельной работы.
«Врачебный консилиум». Студентам представляется для обсуждения реальная клиническая ситуация. Обсуждение происходит без непосредственного участия преподавателя, заключение «консилиума» формулирует также один из студентов. При этом, слушая рассуждения студентов, часто переходящих в бурную дискуссию, преподаватель делает вывод о глубине знаний студентов по данной теме и при необходимости корректирует заключение.
Работа с алгоритмами. В настоящее время разработаны алгоритмы оказания гинекологической помоши при различных гинекологических заболеваниях. К сожалению, они редко приведены в учебной литературе. Нами все алгоритмы разбиты на фрагменты, отображающие различные этапы обследования и лечения. Каждому студенту раздаются карточки с этими фрагментами, логически не связанных между собой. Он их зачитывает и поясняет всей группе. Таким образом проговариваются и запоминаются различные варианты ситуаций, а предварительная подготовка помогает изучению алгоритма в целом.
Кроссворды — это групповое задание, которое студенты выполняют с особым интересом. Вопросы по определенной теме представлены в виде кроссвордов. Они составлены таким образом, что даже при наличии учебника не всегда удается студентам написать все ответы. В данной ситуации должна проявиться роль преподавателя в повышении знаний студентов. Целесообразно эту форму работы использовать в начале или конце занятия.
Работа с литературными источниками. Студентам раздаются ксерокопии разных научных статей по теме занятия (например, внематочная беременность). Они
прорабатывают их (10—15 минут), тем самым обога- цинского университета , по нашему мнению, способ-
шая свои знания по разбираемой теме. ствует повышению заинтересованности и активности
Таким образом, использование различных обучаю- студентов на практических занятиях и, следовательно,
тих приемов с элементами игры на практических за- помогает более глубокому усвоению изучаемой диснятиях при изучении гинекологии на 5 курсе меди- циплины.
TEACHING METHODS IN STUDY OF GINECOLOGY IN 5™ CORSE OF MEDICAL UNIVERSITY
L.A. Kravchuk, A.F. Kupert, N. V. Burdukova, М.Л. Sharifulin, A. V. Labygina (Department of Obstctrics and Gynccology, Thcrapcutic Faculty oflSMU)
With the purpose of optimization of pedagogical process on the Chair the following methods arc used: student's conference, playing dialogues «Physician- Patient-woman», «Medical consilium», crosswords, work with literary soursc and algorithm.
' АБРАМОВИЧ Г.М., ГОЛУБ И.Е., СОРОКИНА Л.В. -
ПОСТДИПЛОМНОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ В ИРКУТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
Г.М. Абрамович, И.Е. Голуб, Л.В. Сорокина (Кафедра анестезиологии и реаниматологии ИГМУ, зав. кафедрой — проф. И.Е. Голуб)
Резюме. В статье говорится о постдипломном преподавании анестезиологии и реаниматологии в медицинском ВУЗе.
Ключевые слова. Преподавание, анестезиология и реаниматология.
Подготовка анестезиологов и реаниматологов является сложной и многоплановой проблемой. Эта специальность прошла непростой путь в совершенствовании формирования системы подготовки студентов, врачей-интернов, клинических ординаторов.
На качественно новый уровень поднялась подготовка анестезиологов и реаниматологов после создания курса анестезиологии и реаниматологии в 1981 году. Одногодичная специализация, т. е. интернатура по специальности анестезиология-реаниматология была утверждена официально приказом М3 РФ 44 от 20.01.1982 года. По мере становления специальности преподавание анестезиологии и реаниматологии в ВУЗе и постдипломная подготовка врачей анестезио-логов-реаниматологов постоянно претерпевает изменения. Вопросы постдипломного образования неоднократно обсуждались на пленумах и съездах анесте-зиологв-реанииматологов (Ярославль, 1971; Красноярск, 1981; Ворошиловград, 1988; Запорожье, 1991; Москва, 1998 год; Санкт-Петербург, 2000; Омск, 2002). С 1992 года приказом М3 РФ №173 от 04.06.1992 года была введена двухгодичная подготовка в клинической ординатуре.
Независимо от формы обучения по анестезиологии и реаниматологии согласно утвержденной М3 РФ программе (1996) учебный процесс включает следующие разделы; профессиональная подготовка, смежные специальности и фундаментальные дисциплины. Профессиональная подготовка составляет 80% основного времени и включает теоретический курс лекций (144—160 часов), семинарские занятия по специальности (240 часов) два раза в неделю по 3 часа, семинары — «круглый стол», обход профессора и (или) доцента
ежедневно с последующим обсуждением, практическая работа в операционной и отделениях реанимации и интенсивной терапии, обязательные дежурства два раза в месяц. Следует отметить, что рабочая неделя врача-ординатора анестезиолога-реаниматолога составляет 72—76 часов, что соответствует таковой в развитых странах (Англия - 84-88 часов, США - 80-90 часов). Смежные специальности, изучаемые ординаторами; токсикология, иентенсивнаятерапия (144 часа); эндокринология (36 часов); онкология (36 часов); акушерство ( 36 часов). Фундаментальные дисциплины преподаются в виде лекционного курса, включающего лекции по клинической фармакологии, биохимии, патофизиологии, организации здравоохранения, менеджменту, юриспруденции.
В аспекте профессиональной подготовки ординаторы распределяются по отделениям анестезиологии и интенсивной терапии, где в полном объеме осваивают практические навыки. По графику происходит ротация их пребывания в каждом специализированном отделении с таким расчетом, чтобы в конце обучения они могли освоить работу в областях, предусмотренных программой и овладеть определенным объемом практических навыков. Учитывая тот факт, что большинство ординаторов готовится для самостоятельной работы в области, республиках Бурятия, Тува и Якутии задача кафедры состоит в том, чтобы основу плана подготовки врача анестезиолога-реаниматолога составляла работа в неотложных отделениях и палатах интенсивной терапии. Это — отделения сосудистой и абдоминальной хирургии, неотложной хирургии, травматологии, родильного дома, гинекологии, работе в реанимационном отделении и палатах интенсив-