Научная статья на тему 'О подготовке специалистов по медицинскому праву в Иркутском государственном медицинском университете'

О подготовке специалистов по медицинскому праву в Иркутском государственном медицинском университете Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
118
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ В ИГМУ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Малов Игорь Владимирович, Воропаев Артём Валерьевич, Исаев Юрий Сергеевич

Принимая во внимание возрастающую потребность системы здравоохранения в медицинских кадрах с углубленными знаниями по вопросам правового обеспечения медицинской деятельности, ИГМУ ввел с нового учебного года постдипломную подготовку практиков здравоохранения по медицинскому праву.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Малов Игорь Владимирович, Воропаев Артём Валерьевич, Исаев Юрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE TRAINING SPECIALISTS IN MEDICAL HOW IN IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

Due to health care system rising needs for knowledge of health care professionals in medical exercise law directives Irkutsk State Medical University prepares a new postdiploma specialization in medical rights.

Текст научной работы на тему «О подготовке специалистов по медицинскому праву в Иркутском государственном медицинском университете»

тов. За короткий срок была создана учебно-методическая база, подготовлены практикумы в биологическом и теоретическом корпусах, развернута лаборатория психофизиологических исследований, подготовлены материалы для тестового контроля. Организовано преподавание психологии в системе постдипломного дополнительного профессионального образования (интерны и ординаторы, семейные врачи) и предсер-тификационной подготовки провизоров. С нынешнего года ведется работа на факультете менеджмента в здравоохранении и медицинского права. Организована и осуществляется научно-исследовательская работа студентов, результаты которой представляются еже-

годно на итоговой сессии СНО им. И.И. Мечникова, на которую традиционно приглашаются студенты-психологи других вузов, практические психологи лечебных учреждений. Изучаются сотрудниками курса вопросы, связанные с системой управления качеством образования, качеством жизни различных категорий работающего населения и по другой тематике. Большую помощь в работе курса оказывают администрация университета, деканы факультетов и сотрудники кафедр. Становление курса завершено, впереди стоят новые задачи, решение которых мы связываем с новыми сотрудниками, как выпускниками психологических факультетов, так и медицинского университета.

CREATION AND DEVELOPMENT OF THE PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS COURSE AT IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

V.A. Chichkaljuk, S.B. Belogorov, A.B. Atamanuik (The Course ofPsychology and pedagogics oflSMU)

The History of Psychology Development in Russia, Creation of the Psychology and Pedagogic of Course at Irkutsk State Medical University is described..

© МЛЛОВ И.В., ВОРОПЛЕВ А.В., ИСАЕВ Ю.С. -

О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО МЕДИЦИНСКОМУ ПРАВУ В ИГМУ

И.В. Малое, А.В. Воропаев, Ю.С. Исаев (Факультет «Менеджмент в здравоохранении и медицинское право» ИГМУ, декан проф. И.В. Малов)

Резюме. Принимая во внимание возрастающую потребность системы здравоохранения в медицинских кадрах с углубленными знаниями по вопросам правового обеспечения медицинской деятельности, ИГМУ ввел с нового учебного года постдипломную подготовку практиков здравоохранения по медицинскому праву.

Ключевые слова. Медицинское право, организация преподавания в ИГМУ.

Никому не секрет, что в России отсутствует такое направление подготовки медицинских работников, как правовое регулирование медицинской деятельности или медицинское право.

Эта область знаний активно развивается в Европе с середины 80-х годов и дала свои положительные результаты. Тогда как США захлестнули иски пациентов по оказанию им некачественной медицинской помощи, каждый врач вынужден до 25 % от зарплаты выплачивать за страхование профессиональной ответственности, вплоть до появления так называемых «специальностей высокого риска» (например акушерство и гинекология) где очень часты судебные разбирательства и студенты-медики предпочитают учиться другим специальностям.

В то же время в Европе, на основе подробного правового регулирования взаимоотношений между пациентом, врачом и лечебным учреждением с приоритетом на улучшение соблюдения прав пациентов, количество судебных разбирательств сведено к минимуму. При этом пациенты получают бесплатные дополнительные гарантии (например, созданы Фонды компенсации жертв медицинских несчастных случаев), нет такого дефицита врачебных кадров определенных специальностей, частная и государственная медицина мирно сосуществуют, дополняя друг друга.

На какой путь станет Россия: европейский или американский? Статистика судебных разбирательств за последние годы говорит об их значительном росте, особенно в центральной России. Иркутская область также подтягивается к лидерам по количеству медицинских исков. Улучшиться ли способность лечебного учреждения оказывать медицинскую помощь, покупать новое дорогостоящее оборудование, если оно с каждым годом все большие и большие суммы будет выплачивать по судебным искам?

Закон это не столько запрет или ограничение, сколько действенное средство эффективно пользоваться своими правами, не затрагивая и не нарушая при этом прав и свобод других граждан. Пришло время, когда правовое обучение стало обязательной важной составной частью общей подготовки врача, когда без знания правовых норм, регулирующих профессиональную медицинскую деятельность, врач не может на должном уровне выполнять свои служебные обязанности, надлежаще врачевать. Сегодня уровень ме-дико-правовыхзнаний улиц медицинского персонала крайне низок, а правовая подготовка специалистов сферы здравоохранения, как важнейшая составная часть общей профессиональной подготовки врача, находится в неудовлетворительном состоянии. В целом же, и юридическая и медицинская практика убеди-

тсльно свидетельствуют: чем выше правовая культура врачей, тем неукоснительнее исполняются ими профессиональные обязанности, тем выше качество и эффективность леЧебно-диагностической помощи населению, тем реальнее обеспечиваются права и законные интересы граждан в сфере охраны здоровья.

Один из основных и наиболее известных постулатов права гласит: «Незнание закона не освобождает от ответственности». Негативные последствия неправомерных действий отдельных медицинских работников нередко отражаются на деятельности всего лечебного учреждения. Известно, что в условиях внедрения медицинского страхования произошло резкое (но пока еще не обвальное) возрастание случаев обращения пациентов в судебные органы и территориальные общества защиты прав потребителя с исками о возмещении ущерба, причиненного ненадлежащим оказанием лечебной и диагностической помощи и компенсации морального вреда. Суммы по предъявляемым гражданским искам порой уже составляют сотни тысяч рублей, что, естественно, крайне отрицательно сказывается на финансовом положении лечебно профилактических учреждений и медицинских страховых компаний, дезорганизует их деятельность. Не лишним будет напомнить, что зачастую пусковым моментом обращения с жалобами и исками являются грубые деонтологические нарушения.

Можно сделать обоснованный вывод, что в современных условиях особое значение приобретают знание, соблюдение и правильное применение законов, иных правовых норм всеми медицинскими работниками, а тем более должностными лицами - руководящим звеном учреждений и организаций здравоохранения. Общий долг всех руководителей сферы здравоохранения сделать все необходимое, чтобы восполнить пробел в профессиональной подготовке медицинского персонала в области правовых знаний. Должностным лицам сферы здравоохранения необходимо целенаправленно и постоянно вести правообразовательную н правовоспитательную работу в медицинских коллективах, что позволит своевременно предупреждать случаи ненадлежащего оказания помощи пациентам, повысит качество лечебной помощи, обеспечит защиту прав и законных интересов граждан в сфере охраны здоровья, а равно и правовую защищенность врача.

Таким образом, необходимо подготовить грамотные в сфере правовой регламентации медицинской деятельности кадры государственных, муниципальных и частных лечебных учреждений и специалистов по защите прав застрахованных медицинских страховых компаний.

Иркутский государственный медицинский университет один из трех Российских вузов (в партнерстве с Московским медико-стоматологическим университетом и Саратовской академией права), где впервые в России с нового учебного года начнется подготовка специалистов по медицинскому праву. Научно-педагогическая поддержка проекта осуществляется факультетом медицинского права Университета Париж 8 (Франция). Данная инициатива реализуется при поддержке министерства образования РФ.

Подготовка по медицинскому праву будет проис-

ходить в виде ординатуры «Общественное здоровье и организация здравоохранения со специализацией по медицинскому праву», предусматривающей знания по организации здравоохранения и по юридическим основам медицинской деятельности.

Полученные слушателями знания в абсолютно новой области отечественного здравоохранения - правовые основы организации государственной и частной медицинской деятельности, поставят выпускников факультета на более высокий уровень в рынке труда сферы здравоохранения.

Сфера профессиональной деятельности специалиста по медицинскому праву:

государственные и муниципальные лечебнопрофилактические учреждения и учреждения медикосоциальной помощи организаторская работа и внутриведомственный контроль за качеством медицинской помощи и соблюдением прав пациентов на должностях главного врача, заместителя главного врача по лечебной работе, заведующего отделением:

страховые медицинские компании и фонды обязательного медицинского страхования вневедомственная оценка качества медицинской помощи и соблюдения прав застрахованных:

фармацевтические учреждения различных форм собственности контроль за правовой регламентацией фармацевтической деятельности:

органы управления здравоохранением, включая центральные, местные и ведомственные ведомственный контроль качества оказания медицинской помощи: частные медицинские клиники организация частной медицинской деятельности, контроль за качеством лечения и соблюдением прав пациентов, профилактика конфликтов с потребителями медицинских услуг:

научно-исследовательские учреждения и организации, ведущие клинические биомедицинские исследования:

медицинские ассоциации соблюдение правил медицинской деонтологии медицинскими работниками: образовательные учреждения среднего медицинского образования.

Совершенно новая форма очно-заочного обучения позволяет получать знания без отрыва от основной работы с качеством очного обучения. Установочные двухнедельные сессии, где дается базовый материал и происходит разбор практических случаев, переходят в заочную часть в виде непрерывного интернет образования с помощью системы Интернет-обучения «Гекадем», которая обеспечивает возможность обучения с рабочего компьютера либо из дома при условии, что он подключен к интернету либо из интернет класса ИГМУ.

Кроме того, применение современных информационных н дистанционных технологий в учебном процессе, позволяет оперативно получать необходимую информацию, дает возможность самоконтроля степени усвоения материала, проводить телеконференции с российскими и европейскими ведущими специалистами в области здравоохранения и медицинского права. Все это повышает эффективность учебного процесса и позволяет приблизиться к качеству очного обучения за счет непрерывности усвоения материала.

ON THE TRAINING SPECIALISTS IN MEDICAL HOW IN IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY

I. V. Mahv, A. V. Voropaev, J.S. haev (Faculty of management in health care organization and medicine low oflSMU)

Due to health care system rising needs for knowledge of health care professionals in medical exercise law directives Irkutsk State Medical University prepares a new postdiploma specialization in medical rights.

© ОКЛАДНИКОВ В.И., СТЕФАНИДИ А.В., БОЖЬЕВ Е.Н. -

О НЕОБХОДИМОСТИ МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА К ПРЕПОДАВАНИЮ МАНУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

В. И. Окладников, А. В. Стефаниди, Е. П. Божъев (Кафедра нервных болезней ИГМУ, зав. проф. В.И. Окладников)

Резюме. В статье на основании анализа современного состояния медицинской наукн обосновывается необходимость мультнднецнплннарного подхода к преподаванию мануальной терапнн в ВУЗах.

Ключевые слова. Мануальная терапия, методика преподавания.

Медицина в настоящее время развивается все ускоряющимися темпами. На вооружение берутся как знания, получаемые прн помощи новейшего оборудования, созданного на основе последних разработок, так н многовековые знания, проверенные временем н используемые в традиционной медицине. Прн этом наибольшие изменения происходят как раз в новых для классической медицины областях, таких, какой является мануальная терапия.

За последние десятилетня мануальная терапия нз традиционной хиропрактики нлн, как у нас было принято называть, костоправства, превратилась в целую самостоятельную отрасль медицины, которая использует для избавления человека от болн н болезней знания н методы множества новых наук. Приказом М3 РФ № 337 от 10.12.97 г. в номенклатуру медицинских специальностей была введена специальность «мануальная терапия». В нее органично вошли: краннотерапня, внецеротерапня, прикладная кнне-знологня, рефлексотерапия н многие другие дисциплины.

Согласно унифицированной программе последипломного обучения врачей по мануальной терапнн, подготовка врачей по этой специальности производится с изучением не только непосредственно мануальной терапнн, но н смежных дисциплин, таких как неврология, рентгенология, ревматология, травматология н ортопедия, кардиология, пульмонология, гастроэнтерология, акушерство н гинекология, урология, эндокринология, сексопатология, дерматология, оториноларингология, офтальмология, спортивная медицина, педиатрия, геронтология. То есть в базовую подготовку врача-мануального терапевта входит не только наличие знаний по имеющейся врачебной специальности (специализация по неврологии нлн травматологии), но н изучение практически всего спектра медицинских наук.

Но, к сожалению, представления врачей о мануальных терапевтах остаются как о костоправах, которые, в лучшем случае, могут чем-то помочь-прн заболеваниях н травмах позвоночника н суставов. О том, что с помощью методов мануальной терапнн воз-

можно лечение заболеваний нервной системы, внутренних органов, гинекологических проблем, мало кто знает. То есть на настоящий момент создалось такое положение медицины, когда знания н умения одной ее области упорно игнорируются другими областями.

На кафедре нервных болезней Иркутского государственного медицинского университета для студентов 4 курса лечебного факультета проводится элективный курс мануальной терапнн. Этот курс дает возможность будущим врачам дать знания о современном состоянии мануальной терапнн, ликвидировать ту вопиющую безграмотность, которая сплошь н рядом встречается у практикующих врачей в отношении мануальной терапнн.

На курсе будущие врачи знакомятся с подходом мануальных терапевтов к лечению многих заболеваний, с методами, применяемыми нмн, с возможностями этой дисциплины по оказанию помощи в лечении заболеваний нз других областей медицины.

Помимо этого, на курсе мануальной терапнн ИГМУ разработаны циклы усовершенствования для врачей различных специальностей. На этих циклах проводится обучение врачей других специальностей подходам н методам мануальной терапнн, которые могут быть использованы для более успешного лечения профильных терапевтических, педиатрических, хирургических, травматологических н ортопедических, неврологических, гинекологических, н многих других заболеваний.

Коллективом курса разрабатываются н издаются не только, учебно-методнческне пособия, но н научно-популярные издания, способствующие укреплению здоровья населения н распространению знаний современной мануальной терапнн.

Таким образом, опыт курса мануальной терапнн ИГМУ показал необходимость мультнднецнплннарного подхода к преподаванию мануальной терапнн в ВУЗах, с обязательным изучением не только непосредственно мануальной терапнн, но н смежных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.