Курина Татьяна Евгеньевна - методист кафедры безопасности жизнедеятельности института естественных наук ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»,
г. Москва.
105568, г. Москва, ул. Чечулина, д. 1.
Тел: 8-495-603-54-41. E-mail: [email protected]
Т.Е. Курина
О НЕОБХОДИМОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
В современной мировой экономике все большее значение приобретает туризм. Опыт туристических структур высокоразвитых стран свидетельствует о том, что он может не только удовлетворять потребительский спрос, но и является одной из самых высокодоходных сфер деятельности, т.к. приносит изрядный доход государству [3, с. 18].
Развитие индустрии туризма несет огромное значение с точки зрения:
- создания позитивного образа любой страны и ее привлекательности для иностранных туристов;
- увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет, а также
обеспеченности занятости населения;
- повышения образовательного и культурного уровня населения [14, с. 29].
В это же время в России значение индустрии туризма, как одного из
ведущих секторов экономики, ее мощность и способность генерировать занятость не соответствуют тому положению, которое она заслуживает. Необходимо четко понимать, что в данной сфере основа успеха заключается именно в постоянном взаимодействии туристического сектора с соответствующими службами и государственными структурами. [18, с. 130].
Одной из заслуг индустрии туризма в современных условиях является участие в решении мировых социально-экономических проблем, связанных, в первую очередь, с трудоустройством населения. По данным Международной организации труда в туристской индустрии каждое рабочее место приводит к созданию в среднем 1,5 рабочего места в смежных отраслях. Однако, если среднемировой показатель доли туризма в занятости за 2009 г. равен 8%, в США
- 10,1 %, в Великобритании - 9,7%, то в Российской Федерации он составляет лишь 5,6 %.
Этими и другими факторами обусловлена необходимость подготовки работников нового типа, способных легко адаптироваться к изменяющемуся миру профессий, имеющих профессионально значимые качества и способности, позволяющие находить решения в незапланированных ситуациях [12, с. 10]. И.В. Зорин отмечает, что туристическому рынку, отличающемуся особо острой конкуренцией, требуется высокопроизводительная и гибкая рабочая сила, способная адаптироваться к быстроменяющимся условиям.
Анализ различных статистических и аналитических данных позволяет обозначить факторы, связанные с глобализацией индустрии туризма, которые оказывают влияние на подготовку кадров для данной сферы деятельности [15; 16; 17]. Среди них:
- постоянное увеличение международных путешествий;
- усиление региональных интеграционных процессов;
- увеличение рабочих мест в индустрии туризма;
- внедрение международной стандартизации статистических методов исследования и мониторинга туризма;
- создание новых общественных ассоциаций туризма;
- обеспечение безопасности индустрии туризма;
- интеграция предприятий туризма и образовательной среды.
Действительно, проблеме подготовки кадров для туристического бизнеса
во всем мире уделяется большое внимание. Например, в России в начале 2000-х гг. насчитывалось около 70 образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, готовивших кадры для сферы туризма и смежных отраслей. В 2010 г таких заведений стало более 250. К сожалению, высокий уровень туризма и большой опыт профессиональной подготовки кадров для туризма за рубежом почти не нашли отражения в отечественных теориях и концепциях, в которых были бы обобщены тенденции, факторы, подходы и пути достижения профессиональной отраслевой подготовки кадров. Очевидным фактом является то, что стремительная попытка удовлетворить возрастающий спрос развития массового туризма привела к тому, что большой процент кадров, необходимых для этой отрасли экономики, дают другие ее сектора, не имеющие никакой профессиональной специальной
подготовки в сфере туризма. До 60 % кадров в индустрии туризма не имеют отраслевой профессиональной подготовки [13, с. 33]. О недостаточном уровне профессионально значимых качеств специалистов, занятых в туристической индустрии в России, свидетельствуют крупнейшие туроператоры и представители гостиничного бизнеса.
Естественным образом это приводит к вопросу, каким должно быть высшее профессиональное образование и что следует предпринять для его совершенствования?
Образование во всех странах мира становится основой для развития человека, экономики и общества в целом. В течение последней четверти века происходит существенное обновление содержания среднего и высшего профессионального образования в рамках Болонского процесса, направленное на стандартизацию учебных планов образовательных программ, введение системы образовательных кредитов (зачетных единиц) для обеспечения академической мобильности студентов [2, с. 54].
Сегодняшняя актуальность развития профессионального образования определяется глубокими требованиями рынка труда к качеству труда, профессионализму рабочего, его социально-культурному статусу, уровню подготовки конкурентоспособного рабочего, гибко реагирующего на запросы рынка труда, промышленных производств, мелких, средних и крупных предприятий. Модернизация образования предполагает повышение качества профессиональной подготовки обучающихся с тем, чтобы из стен учебного заведения выходили конкурентоспособные на рынке труда специалисты, готовые к принятию самостоятельного ответственного решения в условиях морального выбора, способные нести ответственность за свою судьбу и быть ответственными перед семьей, референтной группой, обществом [11, с. 67].
Можно выделить следующие тенденции в профессиональном образовании, определяющие требования к качеству подготовки специалистов:
- формирование единого образовательного пространства регионов и страны в целом;
- формирование мирового рынка труда, региональных и межрегиональных рынков труда в России, интеграция на рынках труда, глобализация и формирование единого образовательного пространства;
- интеграция образовательной и профессиональной среды;
- формирование адекватной современным федеральным и мировым требованиям системы оценки качества подготовки специалистов.
Актуальность проблемы обеспечения качества профессионального образования возрастает и определяется:
- противоречиями между объективной потребностью усиления политической, социальной и экономической базы саморазвития регионов и недостаточной полнотой и динамикой включения системы профессионального образования в решение этих задач;
- отсутствием сопрягаемости во взаимодействии динамично изменяющегося регионального рынка, рынка труда и рынка образовательных услуг;
- противоречиями между отраслевой централизованной экономикой (процессами глобализации) и региональными особенностями рынка, что предопределяет оторванность образовательных систем от ориентации на рынок туриндустрии;
- особенностями самой системы профессионального образования, позволяющей формировать открытое образовательное пространство, доступное для всех граждан;
- особой ролью категории «качества образовательного процесса», заключающейся в том, что в современных условиях наблюдается в большей степени ее декларирование многими учебными заведениями.
Реальное же экономическое, материально-техническое состояние и методическое обеспечение, а также грядущие демографические изменения не позволят кардинально изменить отношение к проблеме качества профессионального образования, если не придать этой проблеме особого значения в свете происходящих изменений:
- жесткой, централизованной привязкой к оценке качества профессионального образования государственных структур, без учета мнений государственно-общественного и профессионального сообщества;
- отсутствием нормативно-правовой базы для привлечения государственнообщественных структур и профессионального сообщества для оценки качества профессионального образования в учебном заведении [19].
Возрастающие требования, связанные, в первую очередь, с уровнем теоретической подготовки персонала, степенью ответственности, профессиональными способностями и навыками, предъявляет рынок труда.
Повышение качества высшего профессионального образования в индустрии туризма в условиях глобализации становится возможным в результате интенсификации и интеграции инновационных процессов, всесторонне обеспечивая интеграцию образовательной, научной и практической деятельности. Такой подход снижает замкнутость образовательных систем, открывает возможности по взаимодействию с внешними системами, обеспечивает постоянное обновление содержания образовательного процесса и технологий обучения и воспитания.
Предполагается, что поставленные задачи будут во многом решены; при обучении в учебном заведении профессионального образования учащийся (студент) овладеет профессионально значимыми качествами личности1.
Изменения требуют нового уровня квалификации, общеобразовательная основа которой заложена в средней школе (общеобразовательная школа или профессиональный колледж, лицей). Способности, которые традиционно были опорой той или иной профессии, сегодня больше не отвечают требованиям самих этих изменившихся профессий. Например, в России необходимо быть готовым к трудностям и перекосам рынка труда, учиться принимать нестандартные решения, взаимодействовать с самыми разными людьми, обоснованно принимать или отвергать чьи-то действия и т.д. Внимание, уделяемое формированию личных качеств, переносит акцент на усиление развития человеческих ресурсов, от которых сегодня, возможно, более чем когда-либо зависит жизнь общества.
В содержании туристского образовании заложено не только изучение научных основ и различных технологий, но и выработка в процессе обучения практических навыков и умений, а также привитие важных моральных и психологических качеств личности, необходимых для работы в сфере туризма.
1 Под профессионально важными качествами личности следует понимать интегральные характеристики отдельных профессиональных составляющих, отражающих не только степень овладения знаниями, умениями и навыками в определенной области профессиональной деятельности, но и личные качества, которые отражают способность человека жить и функционировать в современном социуме. - Т.К.
Профессиональное туристское образование, как считают И.В. Зорин и В.А. Квартальнов, может быть охарактеризовано как системно-ролевой синергетический процесс, который способен адекватно объяснить функцию системной ориентации личности. Оно позволяет ориентировать личность во времени и в пространстве (знания о природе, культурных и природных ценностях, профессиональная ориентация), эффективно осваивая его благодаря развитию навыков выполнения социальных ролей в процессе регулярного образования и саморегуляции. При этом профессиональная ориентация многократно усиливается благодаря интерактивному воздействию экскурсий и походов, которые широко используются уже на допрофессиональном этапе туристского образования [см.: 4 - 10].
Однако большой потенциал туризма не снижает, а усложняет требования к подготовке кадров. Зависимость развития туризма от квалификации кадров была исследована с различных сторон. Начиная с 70-х гг. XX века туризм изучают, как сферу занятости, спорят относительно особенности профессий в туризме и предлагают разнообразные варианты обучения специалистов. Однако до сих пор существуют две основные проблемы: характер туристских профессий и профессиональные компетенции в туризме [1].
Формулировка миссии и задач подготовки кадров для индустрии туризма неоднократно декларировалась на встречах и конференциях ученых и представителей бизнес-сообщества. Однако, все равно разгораются споры в образовательных учреждениях, когда дело доходит до практических вопросов составления учебных планов и программ. Теоретики и практики туристского образования часто имеют противоречивые интересы: большинство педагогов полагает, что образование должно быть разработано в соответствии с традиционными академическими представлениями об образовании; практики индустрии заинтересованы в получении профессиональных навыков и умений [20, с. 56].
Бурное развитие туризма и рынка рабочих мест, безусловно, воздействует на развитие системы подготовки кадров. Но при этом могут возникать различные опасности, которые приведут к нежелательным последствиям из-за слишком поверхностного содержания, недостаточной структуры, слабой разработанности профессиональных компетенций, в частности:
- создание слишком широких программ по туризму за счет объединения гостеприимства, досуга, спорта и других программ в одной;
- фрагментация программ на слишком большое количество мелких учебных дисциплин;
- слишком большой акцент на профессиональной подготовке, исключая познание теоретических основ.
Потребности и требования к профессиональной отраслевой подготовке кадров, по мнению автора, должны анализироваться и выражаться не только в показателях миллионов рабочих мест, но и в виде современных требований к профессионализации индустрии туризма.
Международная практика туристической индустрии свидетельствует, что увеличение числа туристов и географическое расширение поездок связано с резким возрастанием необходимости более детального учета специфики конкретных путешествий и обеспечения мер безопасности. Это касается, прежде всего, регионов со сложной геополитической обстановкой. При этом высокая степень обеспечения безопасности туризма может быть достигнута исключительно исходя из всесторонней профилактической работы всех заинтересованных лиц в индустрии туризма, включая национальные туристические структуры, туроператоров и гидов.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что назрела острая необходимость повышения эффективности подготовки бакалавров по направлению «Туризм», как истинных профессионалов своего дела, формирования у них профессионально значимых качеств, которые будут особенно востребованы в сфере технологий и организации безопасности индустрии туризма.
* * *
1. WorldTourismOrganization.Tourism and Employment, Enhansing the Status of Tourism professions. Madrid: WTO, 1983.
2. Всемирный доклад по образованию 2000 г. М.; Изд-во ЮНЕСКО, 2000. 192с.
3. Гаврильчак И.Н. Туризм как определяющий фактор модернизации экономики и стабилизации социальной обстановки в России: дис. .. .д-ра экон. наук. СПб.: СПГИСЭ, 2002. 151 с.
4. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: справочник. М.: Финансы и статистика, 2004. 360 с.
5. Зорин И.В. Профессиональное образование и карьера в туризме: учебник для вузов. М.: Советский спорт, 2005. 528 с.
6. Зорин И.В. Теоретические основы формирования содержания профессионального туристского образования: автореф. Дис. ...д-ра пед. наук. М., 2001. 319 с.
7. Зорин И.В. Феномен туризма: избранные сочинения: Миссия и функции туризма. Этнологические начала путешествий. Профессиональное туристское образование. Образование и карьера в туризме. М.: Наука, 2005. 552 с.
8. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристика: монография. М.: Советский спорт, 2001. 287 с.
9. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. М.: Финансы и статистика, 2003. 672 с.
10. Квартальнов В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2002. 320 с.
11. Князев Е.А. Смена парадигм: преобразование высшей школы России в XIX - начале XX века: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / Вып. 8. М., 2008. 80 с.
12. Кокшарова Н.М. Роль естественнонаучных дисциплин в формировании ключевых компетенций будущего бакалавра туризма: монография. Чита.; ЗИП СибУПК, 2011. 251 с.
13. Кравец В.И. Проблемы развития национального туризма // Туризм: проблемы, практика, перспективы. 2006. № 6.
14. Кто должен «продвигать» туристский имидж России? // Турбизнес. 2002. № 14.
15. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 2007. 17 янв.
16. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 24
ноября 1996 г. №132-Ф3 [Электронный ресурс] // правовой портал «Консультант Плюс». URL:http://base.consultantra^ons^gi^nlme.cgi?req=doc;base=LAW;n=129632
(дата обращения: 18.12. 2012)
17. Положение о системе подготовки кадров в спортивном туризме Российской Федерации. М., 2001.
18. Храбовченко В.В. Экологический туризм: учеб.-метод. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. 208 с.
19. Хуторской А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. 2003. №5. С. 55-61.
20. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма. М.: РДЛ, 2005. 618с.