Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма в учреждении среднего профессионального образования'

Теоретические основы формирования профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма в учреждении среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / СИСТЕМА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / TOURISM INDUSTRY / PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калиновская Татьяна Сергеевна

В статье рассматривается проблема теоретического обоснования процесса формирования профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма в учреждении среднего профессионального образования; на основе анализа психолого-педагогической литературы дается авторское определение понятий «профессиональная компетентность специалистов индустрии туризма» и «формирование профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Bases for Tourism Experts’ Professional Competence Forming in a Secondary Professional Education Institution

The article considers the problem of the theoretical bases for tourism experts’ professional competence forming in a secondary professional education institution; on the basis of psychological and educational literature analysis the author defines such notions as "tourism experts’ professional competence" and "tourism experts’ professional competence forming".

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма в учреждении среднего профессионального образования»

УДК 374.014 ББК 74.201.507

Калиновская Татьяна Сергеевна

соискатель г. Челябинск Kalinovskaya Tatyana Sergeevna

Applicant for a Degree Chelyabinsk

Теоретические основы формирования профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма в учреждении среднего профессионального образования Theoretical Bases for Tourism Experts’ Professional Competence Forming in a Secondary Professional Education Institution В статье рассматривается проблема теоретического обоснования процесса формирования профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма в учреждении среднего профессионального образования; на основе анализа психолого-педагогической литературы дается авторское определение понятий «профессиональная компетентность специалистов индустрии туризма» и «формирование профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма».

The article considers the problem of the theoretical bases for tourism experts’ professional competence forming in a secondary professional education institution; on the basis of psychological and educational literature analysis the author defines such notions as "tourism experts’ professional competence" and "tourism experts’ professional competence forming".

Ключевые слова: профессиональная компетентность, индустрия

туризма, система среднего профессионального образования.

Key words: professional competence, tourism industry, professional education system.

На сегодняшний день туризм в России признается приоритетной отраслью экономики, его состоянию и развитию государство уделяет пристальное внимание. К 2020 г. Россия может войти в первую десятку стран мира, обеспечивающих популярные направления международного туризма. При этом одной из ключевых задач в решении данной проблемы является создание современной конкурентоспособной системы подготовки кадров для индустрии туризма.

В настоящее время в РФ отсутствует единая концепция и методология непрерывной подготовки кадров для индустрии туризма. С одной стороны, в российском профессиональном туристском образовании еще не накоплен

достаточный опыт подготовки высококвалифицированных, компетентных кадров. С другой - слепое копирование зарубежного опыта неэффективно, так как отраслевые системы подготовки кадров в развитых странах направлены на решение задач развития национального туризма в рамках мирового туристского рынка, на котором доля России незначительна. Таким образом, требования к уровню профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма существенно возросли, что связано с приведением отрасли к соответствию мировым стандартам ведения туристического бизнеса.

Педагогическая теория и практика сегодня, решая проблему формирования специалиста индустрии туризма, соответствующего требованиям современного общества, обращаются к компетентности как интегративному качеству личности, способствующему не только усвоению знаний, умений, но и применению их на практике.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма рассматривалась с различных позиций: уточнялась сущность ключевого понятия «профессиональная компетентность»; выявлялись его существенные признаки как интегративного личностного качества; анализировались особенности данного процесса. Изучению профессиональной компетентности личности уделено значительное внимание в психолого-педагогических исследованиях А.Ф. Аменда, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Е.Ю. Никитиной, А.В. Хуторского, М.А. Чошанова и др. Вопросы, связанные с подготовкой будущего специалиста, рассматривались

Э.М. Андросовой, С.М. Кожуховской, Ю.В. Назаровым, А.В. Тимарцевым, Е.В. Ткаченко и др. Построение модели личности менеджера по туризму, систематизация требований к данному специалисту осуществлены в работах

Н.И. Зайцевой, Ю.С. Тюнникова, М.А. Мазниченко, А.П. Черватюк и др.

В исследовании А.Х. Чупанова рассматривается система формирования профессиональной культуры будущего менеджера по туризму. Особенности формирования профессионального самосознания специалистов в сфере туризма

24

рассматривались в работе Н.Ю. Веселовой. Проблема профилирования культурологической подготовки будущих менеджеров по туризму изучалась в работе О.В. Еремкиной. В исследовании А.А. Клеман предпринята попытка описать пути обеспечения профессиональной направленности коммуникативной подготовки студентов туристского вуза.

Однако, несмотря на существенный интерес ученых и значительность полученных результатов, проблема формирования профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма в учреждении среднего профессионального образования остается недостаточно разработанной.

Основными предпосылками развития туризма является формирование эффективно действующей системы подготовки специалистов туристского профиля. В связи с этим задача совершенствования организации учебного процесса в подготовке специалистов туристской деятельности, формирование их профессиональных и деловых качеств выдвигается в качестве ведущей задачи как программы дальнейшего развития сферы туризма, так и становления туристской образовательно-педагогической системы.

Потребность совершенствования системы профессионального образования в туризме вызвана социальным заказом общества: сегодня меняются требования к уровню качества подготовки выпускника со стороны работодателей, а, следовательно, и к педагогической деятельности. Налицо необходимость разработки такой модели профобразования туризма, которая отвечала бы требованиям времени и обеспечивала устойчивое положение специализированного учебного заведения на рынке образовательных услуг.

Уровень экономического развития страны напрямую зависит от уровня квалификации рабочей силы. Соответственно развитие системы образования предъявляет повышенные требования к качеству подготовки специалистов индустрии туризма.

От современного учебного заведения требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих наряду с его фундаментальностью развитие коммуникативных, творческих и профессиональных компетенций,

25

потребностей в самообразовании на основе потенциальной многовариантности содержания и организации образовательного процесса.

Профессиональное образование в области туризма в России лишь в последние годы стало рассматриваться как социально-педагогическая система, обеспечивающая процесс непрерывного профессионального образования в индустрии туризма. Теоретические основы создания этой системы и ее практическая реализация в нашей стране неразрывно связана с именем В.А. Квартальнова, который рассматривал профессиональное туристское образование в качестве связующего звена между наукой и туризмом [4].

В этой связи особую актуальность приобретает мысль В.А. Квартальнова о том, что профессиональное образование в индустрии туризма «превращается в настоящее время в главную область вложения интеллектуально-трудовых и экономических затрат в туризме ... Образованность является новым пониманием качества туристской деятельности, при которой накопление и закрепление профессионального и жизненного опыта, общее и профессиональное развитие самосознания и сознания специалистов туризма на протяжении всей их туристской занятости являются приоритетной целью. Исходя из этого, туристское образование следует рассматривать как сферу профессиональной жизни, вокруг которой объединяются представители всех структур и направлений туризма и его практики, заинтересованные в положительном изменении туристского феномена и его образовательных систем и структур» [4, с. 94].

Рассматривая в своих исследованиях перспективы развития туризмологии в контексте педагогики, В.К. Федорченко, Н.А. Фоменко, М.И. Скрипник, Г.С. Цехмистрова доминирующее место среди изменений в образовательнопедагогической парадигме отвели новым эталонам содержания профессионального образования, ориентированным на подготовку специалистов для разных отраслей производства. В связи с этим возникает необходимость разработки педагогики туризма как целостной системы, в

26

состав которой должны войти методологические установки совместных научных систем: философии, психологии, социологии, методики [7].

Перед современным специалистом индустрии туризма XXI века ставится задача достичь и поддерживать на высоком уровне в течение активного трудоспособного периода жизни компетентность в туристической сфере деятельности.

Таким образом, перед системой среднего профессионального образования ставится проблема воспитания молодежи с установкой на непрерывное обучение, постоянное самосовершенствование, повышение своих профессиональных навыков и умений. И привить эти качества, на наш взгляд, можно только через формирование профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма.

Историографический анализ рассматриваемой проблемы показал, что профессиональная компетентность является в большей степени личностным, а не социальным феноменом, так как отражает не только социальный опыт человечества, но и индивидуальный опыт человека. В связи с этим можно констатировать, что профессиональная компетентность в большей степени индивидуальна, чем социальна, поскольку является не столько характеристикой развития профессиональной среды определенного общества, сколько характеристикой самого человека, активно действующего в этой среде. Сущность профессиональной компетентности выражается в том, что, преломляясь через профессиональную деятельность, она проявляется в более высоком качестве этой деятельности и более высоком уровне развития целостной индивидуальности и личности. Профессиональная компетентность как субъективное явление отличается динамичностью, изменчивостью за счет тех преобразований, которые происходят в опыте человека, развитии его психических и личностных качеств. С другой стороны, профессиональная компетентность как понятие и объективное явление также постоянно обогащается, уточняется, совершенствуется в связи с развитием самой профессиональной среды.

Такое понимание сущности профессиональной компетентности сформулировано нами на основе анализа смежных понятий, таких как компетентность.

Так, на основе анализа исследований В.П. Бездухова, Н.Н. Лобановой и др. ученых [1; 5] мы утверждаем, что сущность компетентности отражает деловую, надежность и способность успешно и безошибочно осуществлять деятельность как в стереотипных, так и в нестандартных ситуациях. На основе проведенного анализа мы даем определение компетентности как интегративной характеристики личности, отражающей готовность и способность человека эффективно решать задачи, которые возникают перед ним в процессе деятельности.

Таким образом, на основе вышеприведенных определений и проведенного нами анализа психолого-педагогических исследований можно утверждать, что профессиональную компетентность специалистов индустрии туризма необходимо рассматривать как сложное системное образование, отражающее интеграцию знаний о современных технологиях и особенностях их применения в производственном процессе, сформированность профессионально-личностных качеств в сфере туризма.

Под формированием профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма мы понимаем специально организованный педагогический процесс посредством компетентностно ориентированных технологий обучения, характеризующийся усвоением знаний, умений и профессионально-личностных качеств специалиста индустрии туризма, необходимых для решения профессиональных задач.

В результате проведенного теоретического исследования выявлено, что несмотря на существенный интерес ученых и значительность полученных результатов, проблема формирования профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма в учреждении среднего профессионального образования остается недостаточно разработанной. Основными причинами актуализации проблемы формирования профессиональной компетентности

28

специалистов индустрии туризма в учреждении среднего профессионального образования являются: тенденциями в образовании, связанными с

необходимостью повышения качества среднего профессионального образования; повышением требований к уровню профессиональной компетентности выпускников системы СПО в связи с изменениями социальноэкономических условий в стране; нереализованным потенциалом учреждений среднего профессионального образования при подготовке специалистов индустрии туризма, обладающих необходимым уровнем профессиональной компетентности; недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения процесса целенаправленного формирования профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма в учреждении среднего профессионального образования.

Библиографический список

1. Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя / В.П. Бездухов, С.Е. Мишина, О.В. Правдина. -Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. - 132 с.

2. Денисова, М.В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сферы туристского бизнеса: автореф. дис. канд. пед. наук / М.В. Денисова. -Челябинск, 2006. - 24 с.

3. Калиновская, Т.С. Практическая реализация компетентностно ориентированных технологий обучений в системе среднего профессионального образования / Т.С. Калиновская // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты: науч. журнал. - М.-Челябинск: Изд-во «АНО «Со-Действие», 2011. - № 4 (5). - С. 16-25.

4. Квартальнов, В.А. Теория и практика туризма: учебник / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 672 с.

5. Лобанова, Н.Н. Профессиональная компетентность педагога / Н.Н. Лобанова, В.В. Косарев, А.П. Крючатов. - Самара; СПб., 1997. - 106 с.

6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Директор шк. - 2001. - № 1. - С. 98-105.

7. Полевая, М.В. Модернизация системы подготовки кадров для индустрии туризма / М.В. Полевая. - М.: ООО «Технологии стратегического менеджмента», 2011.

8. Саламатов, А.А. Конъюнктурные аспекты инновационной деятельности

образовательных учреждений / А.А. Саламатов // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование.

Педагогические науки. Вып. 15. - 2012. - № 4 (263). - С. 70-73.

Bibliography

1. Bezdukhov, V.P. Theoretical Problems of Teachers’ Pedagogical Competence Forming / V.P. Bezdukhov, S. Mishina, O. Pravdina. - Samara: SamSPU, 2001. - 132 p.

2. Denisova, M.V. Future Tourism Experts’ Professional Competence Forming: Synopsis of Diss. ... Candidate of Ped. / M.V. Denisova. - Chelyabinsk, 2006. - 24 p.

3. Kalinovskaya, T.S. Practical Implementation of Competence-Oriented Learning Technologies in Secondary Professional Education / T.S. Kalinovskaya // Professional Project: Ideas, Technologies and Results: Scientific Journal. - Moscow-Chelyabinsk: "ANO" Co-Action", 2011. - № 4 (5). - P. 16-25.

4. Kvartalnov, V.A. Theory and Practice of Tourism: Textbook / V.A.

Kvartalnov. - Moscow: Finances and Statistics, 2003. - 672 p.

5. Lobanova, N.N. Teacher’s Professional Competence / N. Lobanova, V. Kosarev, A.P. Kryuchatov. - Samara, St. Petersburg, 1997. - 106 p.

6. National Doctrine of Education in the Russian Federation // School Master. -2001. - № 1. - P. 98-105.

7. Polevaya, M. Modernization of Training for Tourism Industry / M. Polevaya. - Moscow: "Technology Strategic Management" Ltd, 2011.

8. Salamatov, A.A. Opportunistic Aspects of Innovation Activities for Educational Institutions / A.A. Salamatov // Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Teaching of Science. - № 15. - 2012. - № 4 (263). - P. 70-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.