УДК 374.014 ББК 74.201.507
Калиновская Татьяна Сергеевна
соискатель г. Челябинск Kalinovskaya Tatyana Sergeevna
Applicant for a Degree Chelyabinsk
Теоретические основы формирования профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма в учреждении среднего профессионального образования Theoretical Bases for Tourism Experts’ Professional Competence Forming in a Secondary Professional Education Institution В статье рассматривается проблема теоретического обоснования процесса формирования профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма в учреждении среднего профессионального образования; на основе анализа психолого-педагогической литературы дается авторское определение понятий «профессиональная компетентность специалистов индустрии туризма» и «формирование профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма».
The article considers the problem of the theoretical bases for tourism experts’ professional competence forming in a secondary professional education institution; on the basis of psychological and educational literature analysis the author defines such notions as "tourism experts’ professional competence" and "tourism experts’ professional competence forming".
Ключевые слова: профессиональная компетентность, индустрия
туризма, система среднего профессионального образования.
Key words: professional competence, tourism industry, professional education system.
На сегодняшний день туризм в России признается приоритетной отраслью экономики, его состоянию и развитию государство уделяет пристальное внимание. К 2020 г. Россия может войти в первую десятку стран мира, обеспечивающих популярные направления международного туризма. При этом одной из ключевых задач в решении данной проблемы является создание современной конкурентоспособной системы подготовки кадров для индустрии туризма.
В настоящее время в РФ отсутствует единая концепция и методология непрерывной подготовки кадров для индустрии туризма. С одной стороны, в российском профессиональном туристском образовании еще не накоплен
достаточный опыт подготовки высококвалифицированных, компетентных кадров. С другой - слепое копирование зарубежного опыта неэффективно, так как отраслевые системы подготовки кадров в развитых странах направлены на решение задач развития национального туризма в рамках мирового туристского рынка, на котором доля России незначительна. Таким образом, требования к уровню профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма существенно возросли, что связано с приведением отрасли к соответствию мировым стандартам ведения туристического бизнеса.
Педагогическая теория и практика сегодня, решая проблему формирования специалиста индустрии туризма, соответствующего требованиям современного общества, обращаются к компетентности как интегративному качеству личности, способствующему не только усвоению знаний, умений, но и применению их на практике.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма рассматривалась с различных позиций: уточнялась сущность ключевого понятия «профессиональная компетентность»; выявлялись его существенные признаки как интегративного личностного качества; анализировались особенности данного процесса. Изучению профессиональной компетентности личности уделено значительное внимание в психолого-педагогических исследованиях А.Ф. Аменда, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Е.Ю. Никитиной, А.В. Хуторского, М.А. Чошанова и др. Вопросы, связанные с подготовкой будущего специалиста, рассматривались
Э.М. Андросовой, С.М. Кожуховской, Ю.В. Назаровым, А.В. Тимарцевым, Е.В. Ткаченко и др. Построение модели личности менеджера по туризму, систематизация требований к данному специалисту осуществлены в работах
Н.И. Зайцевой, Ю.С. Тюнникова, М.А. Мазниченко, А.П. Черватюк и др.
В исследовании А.Х. Чупанова рассматривается система формирования профессиональной культуры будущего менеджера по туризму. Особенности формирования профессионального самосознания специалистов в сфере туризма
24
рассматривались в работе Н.Ю. Веселовой. Проблема профилирования культурологической подготовки будущих менеджеров по туризму изучалась в работе О.В. Еремкиной. В исследовании А.А. Клеман предпринята попытка описать пути обеспечения профессиональной направленности коммуникативной подготовки студентов туристского вуза.
Однако, несмотря на существенный интерес ученых и значительность полученных результатов, проблема формирования профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма в учреждении среднего профессионального образования остается недостаточно разработанной.
Основными предпосылками развития туризма является формирование эффективно действующей системы подготовки специалистов туристского профиля. В связи с этим задача совершенствования организации учебного процесса в подготовке специалистов туристской деятельности, формирование их профессиональных и деловых качеств выдвигается в качестве ведущей задачи как программы дальнейшего развития сферы туризма, так и становления туристской образовательно-педагогической системы.
Потребность совершенствования системы профессионального образования в туризме вызвана социальным заказом общества: сегодня меняются требования к уровню качества подготовки выпускника со стороны работодателей, а, следовательно, и к педагогической деятельности. Налицо необходимость разработки такой модели профобразования туризма, которая отвечала бы требованиям времени и обеспечивала устойчивое положение специализированного учебного заведения на рынке образовательных услуг.
Уровень экономического развития страны напрямую зависит от уровня квалификации рабочей силы. Соответственно развитие системы образования предъявляет повышенные требования к качеству подготовки специалистов индустрии туризма.
От современного учебного заведения требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих наряду с его фундаментальностью развитие коммуникативных, творческих и профессиональных компетенций,
25
потребностей в самообразовании на основе потенциальной многовариантности содержания и организации образовательного процесса.
Профессиональное образование в области туризма в России лишь в последние годы стало рассматриваться как социально-педагогическая система, обеспечивающая процесс непрерывного профессионального образования в индустрии туризма. Теоретические основы создания этой системы и ее практическая реализация в нашей стране неразрывно связана с именем В.А. Квартальнова, который рассматривал профессиональное туристское образование в качестве связующего звена между наукой и туризмом [4].
В этой связи особую актуальность приобретает мысль В.А. Квартальнова о том, что профессиональное образование в индустрии туризма «превращается в настоящее время в главную область вложения интеллектуально-трудовых и экономических затрат в туризме ... Образованность является новым пониманием качества туристской деятельности, при которой накопление и закрепление профессионального и жизненного опыта, общее и профессиональное развитие самосознания и сознания специалистов туризма на протяжении всей их туристской занятости являются приоритетной целью. Исходя из этого, туристское образование следует рассматривать как сферу профессиональной жизни, вокруг которой объединяются представители всех структур и направлений туризма и его практики, заинтересованные в положительном изменении туристского феномена и его образовательных систем и структур» [4, с. 94].
Рассматривая в своих исследованиях перспективы развития туризмологии в контексте педагогики, В.К. Федорченко, Н.А. Фоменко, М.И. Скрипник, Г.С. Цехмистрова доминирующее место среди изменений в образовательнопедагогической парадигме отвели новым эталонам содержания профессионального образования, ориентированным на подготовку специалистов для разных отраслей производства. В связи с этим возникает необходимость разработки педагогики туризма как целостной системы, в
26
состав которой должны войти методологические установки совместных научных систем: философии, психологии, социологии, методики [7].
Перед современным специалистом индустрии туризма XXI века ставится задача достичь и поддерживать на высоком уровне в течение активного трудоспособного периода жизни компетентность в туристической сфере деятельности.
Таким образом, перед системой среднего профессионального образования ставится проблема воспитания молодежи с установкой на непрерывное обучение, постоянное самосовершенствование, повышение своих профессиональных навыков и умений. И привить эти качества, на наш взгляд, можно только через формирование профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма.
Историографический анализ рассматриваемой проблемы показал, что профессиональная компетентность является в большей степени личностным, а не социальным феноменом, так как отражает не только социальный опыт человечества, но и индивидуальный опыт человека. В связи с этим можно констатировать, что профессиональная компетентность в большей степени индивидуальна, чем социальна, поскольку является не столько характеристикой развития профессиональной среды определенного общества, сколько характеристикой самого человека, активно действующего в этой среде. Сущность профессиональной компетентности выражается в том, что, преломляясь через профессиональную деятельность, она проявляется в более высоком качестве этой деятельности и более высоком уровне развития целостной индивидуальности и личности. Профессиональная компетентность как субъективное явление отличается динамичностью, изменчивостью за счет тех преобразований, которые происходят в опыте человека, развитии его психических и личностных качеств. С другой стороны, профессиональная компетентность как понятие и объективное явление также постоянно обогащается, уточняется, совершенствуется в связи с развитием самой профессиональной среды.
Такое понимание сущности профессиональной компетентности сформулировано нами на основе анализа смежных понятий, таких как компетентность.
Так, на основе анализа исследований В.П. Бездухова, Н.Н. Лобановой и др. ученых [1; 5] мы утверждаем, что сущность компетентности отражает деловую, надежность и способность успешно и безошибочно осуществлять деятельность как в стереотипных, так и в нестандартных ситуациях. На основе проведенного анализа мы даем определение компетентности как интегративной характеристики личности, отражающей готовность и способность человека эффективно решать задачи, которые возникают перед ним в процессе деятельности.
Таким образом, на основе вышеприведенных определений и проведенного нами анализа психолого-педагогических исследований можно утверждать, что профессиональную компетентность специалистов индустрии туризма необходимо рассматривать как сложное системное образование, отражающее интеграцию знаний о современных технологиях и особенностях их применения в производственном процессе, сформированность профессионально-личностных качеств в сфере туризма.
Под формированием профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма мы понимаем специально организованный педагогический процесс посредством компетентностно ориентированных технологий обучения, характеризующийся усвоением знаний, умений и профессионально-личностных качеств специалиста индустрии туризма, необходимых для решения профессиональных задач.
В результате проведенного теоретического исследования выявлено, что несмотря на существенный интерес ученых и значительность полученных результатов, проблема формирования профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма в учреждении среднего профессионального образования остается недостаточно разработанной. Основными причинами актуализации проблемы формирования профессиональной компетентности
28
специалистов индустрии туризма в учреждении среднего профессионального образования являются: тенденциями в образовании, связанными с
необходимостью повышения качества среднего профессионального образования; повышением требований к уровню профессиональной компетентности выпускников системы СПО в связи с изменениями социальноэкономических условий в стране; нереализованным потенциалом учреждений среднего профессионального образования при подготовке специалистов индустрии туризма, обладающих необходимым уровнем профессиональной компетентности; недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения процесса целенаправленного формирования профессиональной компетентности специалистов индустрии туризма в учреждении среднего профессионального образования.
Библиографический список
1. Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя / В.П. Бездухов, С.Е. Мишина, О.В. Правдина. -Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. - 132 с.
2. Денисова, М.В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сферы туристского бизнеса: автореф. дис. канд. пед. наук / М.В. Денисова. -Челябинск, 2006. - 24 с.
3. Калиновская, Т.С. Практическая реализация компетентностно ориентированных технологий обучений в системе среднего профессионального образования / Т.С. Калиновская // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты: науч. журнал. - М.-Челябинск: Изд-во «АНО «Со-Действие», 2011. - № 4 (5). - С. 16-25.
4. Квартальнов, В.А. Теория и практика туризма: учебник / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 672 с.
5. Лобанова, Н.Н. Профессиональная компетентность педагога / Н.Н. Лобанова, В.В. Косарев, А.П. Крючатов. - Самара; СПб., 1997. - 106 с.
6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Директор шк. - 2001. - № 1. - С. 98-105.
7. Полевая, М.В. Модернизация системы подготовки кадров для индустрии туризма / М.В. Полевая. - М.: ООО «Технологии стратегического менеджмента», 2011.
8. Саламатов, А.А. Конъюнктурные аспекты инновационной деятельности
образовательных учреждений / А.А. Саламатов // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование.
Педагогические науки. Вып. 15. - 2012. - № 4 (263). - С. 70-73.
Bibliography
1. Bezdukhov, V.P. Theoretical Problems of Teachers’ Pedagogical Competence Forming / V.P. Bezdukhov, S. Mishina, O. Pravdina. - Samara: SamSPU, 2001. - 132 p.
2. Denisova, M.V. Future Tourism Experts’ Professional Competence Forming: Synopsis of Diss. ... Candidate of Ped. / M.V. Denisova. - Chelyabinsk, 2006. - 24 p.
3. Kalinovskaya, T.S. Practical Implementation of Competence-Oriented Learning Technologies in Secondary Professional Education / T.S. Kalinovskaya // Professional Project: Ideas, Technologies and Results: Scientific Journal. - Moscow-Chelyabinsk: "ANO" Co-Action", 2011. - № 4 (5). - P. 16-25.
4. Kvartalnov, V.A. Theory and Practice of Tourism: Textbook / V.A.
Kvartalnov. - Moscow: Finances and Statistics, 2003. - 672 p.
5. Lobanova, N.N. Teacher’s Professional Competence / N. Lobanova, V. Kosarev, A.P. Kryuchatov. - Samara, St. Petersburg, 1997. - 106 p.
6. National Doctrine of Education in the Russian Federation // School Master. -2001. - № 1. - P. 98-105.
7. Polevaya, M. Modernization of Training for Tourism Industry / M. Polevaya. - Moscow: "Technology Strategic Management" Ltd, 2011.
8. Salamatov, A.A. Opportunistic Aspects of Innovation Activities for Educational Institutions / A.A. Salamatov // Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Teaching of Science. - № 15. - 2012. - № 4 (263). - P. 70-73.