Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 4 (44) 2009
Криминалистика, криминология, ОРД
УДК 351.74 А.А. Беженцев*
О необходимости комплексной координации деятельности органов внутренних дел с субъектами государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних
В статье рассмотрены элементы взаимодействия различных подразделений милиции общественной безопасности и криминальной милиции по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, изучен опыт координации деятельности органов внутренних дел с другими субъектами государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации, предложены положения по оптимизации рассматриваемой сферы деятельности.
Ключевые слова: инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, оперативный дежурный дежурной части органов внутренних дел, участковые уполномоченные милиции, патрульно-постовые наряды милиции, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, государственные органы системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации.
A.A. Bezhentsev*. About necessary cooperation activity agencies of the internal affairs with other institutions of state system of preventive juvenile delinquency.
In the article detailed elements of cooperation different subdivisions militia of public safety and criminal militia to the questions of preventive juvenile delinquency, learned experience of coordination activity agencies of the internal affairs with other institutions of state system of preventive juvenile delinquency in Russian Federation, offers variants of optimization detailed sphere of activity.
Keywords: inspectors of preventive juvenile delinquency agencies of the internal affairs, orderly officer of militia, district militia officer, patrol militiaman, Committee by affairs juveniles and protection their rights, institutions of state system of preventive juvenile delinquency in Russian Federation.
Российская Федерация, как правовое государство с развитым гражданским обществом, обязано обеспечить всем детям конституционные права на жизнь, охрану здоровья, образование, вырастить их полноценными членами гражданского общества. Распространение таких негативных социальных явлений, как детская безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних, содержит в себе угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, подрывает нравственные основы общества. Безнадзорность детей представляет угрозу будущему России, поскольку перспектива развития государства непосредственно зависит от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.
Изменение общественного устройства в нашей стране разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности семьи, государства по их жизнеобеспечению и развитию, привело к отторжению детей из неблагополучных семей и резкому увеличению количества детей, лишенных возможности получить необходимое содержание, воспитание и образование. Результатом этого стали безнадзорность и правонарушения
* Беженцев, Александр Анатольевич, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, капитан милиции, кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Телефон: (812) 730-25-81. E-mail: adovd@mail.ru.
* Bezhentsev, Alexander Anatolievich, senior lecturer chair of administrative activity Saint-Petersburg university Ministry of the internal affairs of Russian Federation, captain of militia, candidate of juridical science.
несовершеннолетних. Отторжение значительной части молодого поколения от семьи требует особого внимания со стороны общества и государства. Основным содержанием работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является комплекс разнообразных мероприятий социально-экономического, организационного, воспитательного характера, среди которых правовые и административно-правовые меры играют достаточно важную роль.
Тяжесть непосредственной борьбы с правонарушениями несовершеннолетних лежит на органах внутренних дел. В настоящее время усилия органов внутренних дел сосредоточены на реализации задач по предупреждению преступлений и административных правонарушений со стороны несовершеннолетних; проведению индивидуально-профилактических мероприятий; выявлению причин и условий, способствующих правонарушениям среди несовершеннолетних; укреплению взаимодействия с органами социальной защиты, образования, занятости, здравоохранения, трудовыми коллективами, общественными объединениями и благотворительными фондами.
Основная роль в этой работе отводится подразделениям органов внутренних дел, структурно входящим в состав милиции общественной безопасности, - это отделы (отделения) по делам несовершеннолетних, дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы милиции, участковых уполномоченных и иные подразделения, необходимые для решения стоящих задач в соответствии с Законом Российской Федерации «О милиции». Несмотря на это, эффективность профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав в большой степени зависит от организации деловых контактов всех служб органов внутренних дел между собой, с иными правоохранительными органами и заинтересованными ведомствами.
Так, только на территориальном уровне вопросами профилактики правонарушений несовершеннолетних занимаются более двадцати различных по своему характеру и ведомственной принадлежности государственных, муниципальных и общественных организаций. Поэтому изолированность субъектов профилактики друг от друга может повлечь за собой ненужное дублирование действий, излишнюю трату сил и средств и в конечном итоге привести к рассогласованности и неэффективности функционирования всей многоуровневой системы профилактики. Важную роль в разграничении полномочий субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних играет Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», т.к. именно в нем не только перечислены субъекты профилактики, но и в соответствующих статьях закрепляются их права и обязанности в данной сфере.
Согласованная деятельность служб и подразделений органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних на внутриорганизационном уровне достаточно полно регламентируется ведомственными приказами и инструкциями МВД России, причем центральным звеном в данной системе признается руководитель соответствующего органа внутренних дел. Именно на него возлагается обязанность (и он несет персональную ответственность за эту работы) координировать профилактические усилия всех служб и подразделений органов внутренних дел, обеспечивать их взаимодействие между собой. В системе органов внутренних дел, уполномоченных решать вопросы, связанные с предупреждением административных и иных правонарушений несовершеннолетних, практически нет службы или подразделения, которые не проводили бы эту работу, одни в большей, иные в меньшей степени.
Рассмотрим функции некоторых служб и подразделений горрайлинорганов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Дежурные части территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте обязаны доставлять выявленных безнадзорных и заблудившихся детей в подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних или передавать родителям, родственникам, а детей, оставшихся без родителей, направлять заблудившихся и подкинутых детей до трех лет - в учреждения органов здравоохранения или в учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; старше трех лет - в учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или в учреждения органов здравоохранения или в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. При доставлении несовершеннолетних правонарушителей дежурный по органу обязан установить их личность и в зависимости от состава правонарушения оформить соответствующий акт, либо передать несовершеннолетнего в отдел по делам несовершеннолетних или следователю.
Сотрудники ГИБДД организуют работу по разъяснению среди молодежи и учащихся правил дорожного движения, ответственности за их нарушение, проводят в школах и других образовательных учреждениях занятия по привитию несовершеннолетним навыков поведения на улицах, вождения велосипедов, соблюдению правил дорожного движения.
Патрульно-постовые наряды милиции общественной безопасности должны: выявлять и доставлять в отделы по делам несовершеннолетних, а там, где их нет, в орган внутренних дел, родителям или лицам, их заменяющим, безнадзорных и заблудившихся детей, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения несовершеннолетних; предупреждать и пресекать преступления и иные правонарушения со стороны несовершеннолетних на улицах и в других общественных местах; знать на патрулируемой территории несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательных колоний, осужденных к лишению свободы условно и с отсрочкой отбывания наказания, выявлять преступные группировки несовершеннолетних, места их сборов и докладывать об этом дежурному, инспекторам отдела по делам несовершеннолетних, школьным инспекторам милиции, участковому уполномоченному милиции; выявлять взрослых лиц, вовлекающих
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
Криминалистика, криминология, ОРД
несовершеннолетних в преступную деятельность, употребление спиртных напитков, наркотиков, попрошайничество, азартные игры, и докладывать об этом дежурному, сотрудникам уголовного розыска или инспекторам отдела по делам несовершеннолетних.
Экипажи медицинских вытрезвителей органов внутренних дел должны выявлять несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в общественных местах, выявлять места, где они распивают спиртосодержащую продукцию, и пресекать употребление ими спиртных напитков. Доставлять в исключительных случаях в медицинский вытрезвитель и вызывать родителей, а в случае тяжелого алкогольного отравления - в приемный покой больницы, в иных случаях - передавать несовершеннолетних родителям или лицам, их заменяющих.
Важная роль в работе с несовершеннолетними отводится участковым уполномоченным милиции, которые обязаны: выявлять безнадзорных детей и подростков, а также неблагополучные семьи, родителей, опекунов и попечителей, проявляющих жестокое отношение к детям; совместно с инспекторами отделов по делам несовершеннолетних и школьными инспекторами милиции осуществлять сбор материалов на лишение родительских прав или иного законного представительства; во взаимодействии с инспекторами отдела по делам несовершеннолетних и школьными инспекторами милиции принимать меры по оказанию помощи в трудоустройстве или направлении на учебу несовершеннолетних; способствовать оздоровлению обстановки в их семьях; оформлять материалы о правонарушениях несовершеннолетних и докладывать о них начальнику горрайлиноргана; выявлять несовершеннолетних, совершающих правонарушения, подстрекателей и организаторов правонарушений из числа взрослых лиц и принимать меры в соответствии с действующим законодательством.
Как видно из вышеперечисленного, первостепенная ключевая роль в предупреждении правонарушений подростками принадлежит подразделениям милиции общественной безопасности, но должное всестороннее взаимодействие с сотрудниками криминальной милиции на этапах расследования уголовных дел, обмен информацией и опытом, безусловно, способствует минимизации совершению антиобщественных действий и правонарушений лицами, не достигшими совершеннолетия.
Негативным примером отсутствия должного взаимодействия является ситуация, произошедшая в конце 2007 г. в Санкт-Петербурге. Так, 7 ноября 2007 г. в совершении убийства уроженца Узбекистана Пормонова И.Б. в поселке Репино Курортного района Санкт-Петербурга были изобличены ученик школы № 699 Л., 8 марта 1991 г. рождения и четверо молодых людей в возрасте от 16 до 19 лет, причисливших себя к неформальным молодежным объединениям. В ходе расследования установлено, что с 13 октября 2005 г. подросток Л. состоял на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних как лицо, совершившее общественно-опасное деяние до достижения им возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Кроме того, 1 февраля 2006 г. он был поставлен на списочный учет как лицо, причислявшее себя к неформальному молодежному движению скинхедов, в частности, он поддерживал их взгляды, имел соответствующую атрибутику, одежду, аксессуары, на теле имелись тематические татуировки. Вскоре 9 января 2007 г. подросток Л. был снят с профилактического учета, хотя школу он посещал нерегулярно, нигде не работал. После возбуждения 25 января 2007 г. уголовного дела по статье «Вандализм» (уголовное дело №509447 от 25 января 2007 г.) данный факт не был своевременно доведен до инспектора подразделения по делам несовершеннолетних, осуществлявшего комплекс профилактических материалов с несовершеннолетним Л. В рамках расследования убийства Пормонова И.Б. в поселке Репино Курортного района Санкт-Петербурга было выяснено, что большую часть времени Л. проводил на улице с лицами антиобщественной направленности, склонными к совершению противоправных проступков, потреблял спиртные напитки и психотропные вещества без назначения врача, что и привело его впоследствии к совершению убийства.
Как указано в представлении прокуратуры Курортного района Санкт-Петербурга от 12 ноября 2007 г.1 по данному факту, происшедшее явилось следствием нарушений действующего законодательства, а именно: отсутствовало должное взаимодействие между подразделениями по делам несовершеннолетних, уголовным розыском и следствием по вопросам комплексной профилактики преступлений несовершеннолетних; обмен сведениями в отношении правонарушителя Л., представляющими оперативный интерес, указанными подразделениями осуществлялся непериодично и формально; сотрудниками криминальной милиции своевременно не были выявлены лица, вовлекающие несовершеннолетнего в преступную деятельность, ввиду этого сотрудниками отдела по делам несовершеннолетних профилактическая работа по указанному направлению проводилась слабо; индивидуальная профилактическая работа как сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних, так и уголовного розыска с социально неблагополучной семьей подростка проводилась нерегулярно, бессистемно, с нарушением действующего законодательства; отсутствовал должный контроль со стороны руководства Управления внутренних дел за деятельностью уголовного розыска и подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Устранение указанных недостатков и действенное улучшение всестороннего регулярного взаимодействия между подразделениями милиции общественной безопасности и криминальной милиции по вопросам профилактики правонарушений на всех этапах работы с несовершеннолетним Л. в начале 2007 г. могло бы предупредить столь тяжкие последствия.
К наиболее распространенным деятельным формам взаимодействия инспекторов по делам несовершеннолетних и других служб органов внутренних дел относятся: совместный анализ и оценка оперативной обстановки, характеризующей состояние безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе, районе, пригороде, конкретной зоне обслуживания; совместное
планирование и разработка мероприятий по комплексному использованию сил и средств, в разработке и проведении профилактических мероприятий, рейдов и таких операций, как «Подросток», «Подросток-семья», «Подросток-игла», «Внимание, дети», «Семья», «Забота», «Защита», «Усыновитель», «Здоровье», «Зимние каникулы», «Летние каникулы», «Всеобуч», «Быт», «Контакт», «Безнадзорные дети», «Безнадзорник», «Брошенные дети», «Дети улиц», «Подворотня», «Милиция и дети», «Условник», «Группа», «Лидер», «Свисток», «Мак» и др.; совместное участие в проводимых органами внутренних дел мероприятиях по общей или индивидуальной профилактике; совместное проведение совещаний, отчетов, подготовка различных документов и информаций; оказание взаимной помощи путем выполнения взаимных заданий, поручений, поддержки имеющимися силами и средствами при решении конкретных оперативно-служебных задач, обмена передовым опытом работы, совместной учебы, информирования друг друга по вопросам, представляющим обоюдный интерес.
Сотрудник любого подразделения органа внутренних дел при выявлении несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на детей, обязан составить рапорт, который после рассмотрения начальником органа внутренних дел или его заместителем передается в подразделения по делам несовершеннолетних.
В свою очередь, инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел при получении информации о несовершеннолетних правонарушителях, родителях, отрицательно влияющих на детей, и при наличии оснований представляют начальнику органа внутренних дел предложения о постановке на учет указанных лиц, проводят с ними индивидуальную профилактическую работу. В случае если указанные лица уже состоят на учете у инспекторов по делам несовершеннолетних, производятся соответствующие отметки в учетных документах о правонарушении и принятых в этой связи мерах.
Информирование как одна из форм взаимодействия широко используется на межведомственном уровне. В частности, инспектора по делам несовершеннолетних информируют:
- органы прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
- комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемую органом местного самоуправления - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- органы опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
- органы управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
- органы управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
- органы управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
- органы по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.
Проведение выступлений в образовательных учреждениях по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних, встречи с родителями школьников на собраниях являются также определенными способами взаимодействия. Во время подобных мероприятий инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел не только информируют родителей о состоянии безнадзорности и правонарушениях несовершеннолетних, но и формируют позитивное общественное мнение о деятельности органов внутренних дел в целом, получают возможность прямого общения с гражданами.
Все это позволяет инспекторам по делам несовершеннолетних органов внутренних дел узнать мнение населения о своей работе, обсудить их замечания и предложения, принять своевременные меры, направленные на совершенствование своей профилактической деятельности.
В последние годы укреплению взаимодействия и более тесному сотрудничеству инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел с учебными заведениями, службой занятости, органами здравоохранения, центрами психолого-медицинской помощи несовершеннолетним способствовало принятие целого ряда ведомственных и межведомственных нормативных актов. Так, в целях более четкой регламентации порядка приема в лечебные учреждения детей, нуждающихся в медицинской помощи, доставляемых сотрудниками милиции, принят совместный приказ Минздрава России, МВД России от 20 августа 2003 г. № 414/633 «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел».
Говоря о взаимодействии инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел с субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, нельзя обойти вниманием комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, являющиеся координирующим центром всей системы органов и учреждений профилактики. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются коллегиальными органами, включающими в себя представителей
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009
Криминалистика, криминология, ОРД
практически всех заинтересованных ведомств, занимающихся вопросами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, профилактики правонарушений несовершеннолетних, органами, строящими свою работу при широком участии общественности.
Значение тесного сотрудничества комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с инспекторами по делам несовершеннолетних органов внутренних дел трудно переоценить.
Районные, городские комиссии по делам несовершеннолетних обязаны осуществлять совместно с органами внутренних дел наблюдение за поведением:
- несовершеннолетних, подвергнутых мерам воспитательного или административного воздействия;
- осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы;
- условно осужденных или досрочно освобожденных от отбытия наказания;
- возвратившихся из специальных учебно-воспитательных учреждений или отбывших уголовное наказание;
- осужденных, в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено, а также вести их совместный учет.
В предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних особое место занимает совместная работа комиссий по делам несовершеннолетних и инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по трудоустройству учеников старших классов в период летних каникул.
Одной из важнейших функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав является постоянный контроль за проведением воспитательной работы, общеобразовательного и профессионально-технического обучения, условиями содержания и правильности организации труда в специальных учебно-воспитательных учреждениях, находящихся на соответствующей территории и оказание им необходимой помощи. Тесное взаимодействие комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и органов внутренних дел не только на уровне районных, городских комиссий по делам несовершеннолетних, но и на уровне субъектов Российской Федерации позволяет осуществлять такие организационно-правовые мероприятия, как: совместное планирование различных профилактических мероприятий, проводимых в масштабах республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и автономной области; проведение координационных совещаний руководителей органов внутренних дел и членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; изучение, анализ совместной работы районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и органов внутренних дел; обмен информацией, обобщение и распространение передового опыта; организацию выездных совещаний в города, районы, области субъекта Федерации, оказание методической, материально-технической помощи районным комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделениям по делам несовершеннолетних.
В заключение следует отметить, что государство обязано обеспечивать детям конституционные права на жизнь, охрану здоровья, образование, вырастить их полноценными членами гражданского общества.
Распространение таких негативных социальных явлений, как детская безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних, содержит в себе угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, подрывает нравственные основы общества. Общность целей различных субъектов предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних обычно рассматривается в качестве одной из объективных предпосылок взаимодействия, в котором заинтересованы стороны, поскольку не каждая из них располагает всеми необходимыми средствами для решения общих задач. Взаимодействие всех этих органов и исполнение ими обязанностей на должном уровне должно привести к улучшению положения несовершеннолетних в стране и к уменьшению девиантного поведения среди них.
Таким образом, взаимодействие и координация деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел с другими субъектами профилактики - необходимое условие комплексного решения проблем предупреждения правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав. При этом данная деятельность должна строиться на строгой правовой основе с четкой дифференциацией полномочий, при комплексном планировании совместных мероприятий, основанных на тщательном сборе и анализе информации, взаимном информировании друг друга и согласованном выборе соответствующих правовых средств и методов профилактической деятельности.
Представляется, что учет и реализация высказанных предложений позволят оптимизировать взаимодействие инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел с остальными субъектами государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и качественно улучшить ситуацию в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Список литературы
1. Воронова, Е. Л. Ювенальная юстиция: формирование системы пробации в Ростовской области // Вопросы ювенальной юстиции. - 2007. - 27 декабря. - № 5.
2. Иванов, И. И. Криминалистическая профилактика преступлений (комплексное научнопрофилактическое исследование) / под. ред. И.А. Возгрина. - Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004.
3. Иванцова, А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних // Воспитание школьников. - 2002. - № 8.
4. Савинов, А. Н. Организация работы органов социальной защиты Учебное пособие / А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
5. Черемухина, Ю. А. Основы организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав // Современное право. - 2005. - № 8.
6. Hastings, R. L., Leonard, D. Sansfacon and J. Roberts (eds.). Crime Prevention: Canadian and International Perspectives. Special issue of the Canadian Journal of Criminology and Criminal Justice, 2005. 47 (2).
Literature
1. Voronova, E. L. Juvenile justice: formation system of probation in Rostov region // Questions of juvenile justice. 2007. - 27 December. - № 5.
2. Ivanov, I.I. Criminalistics preventive crime (complex scientific prevention search) / Chief redactor Vozgrin I.A. Saint-Petersburg university Ministry of the internal affairs of Russian Federation, 2004.
3. Ivantsova, A. Social teacher in school and inspector of preventive juvenile delinquency agencies of the internal affairs // Education of schoolboys and schoolgirls. - 2002. - № 8.
4. Savinov, A. N. Work organization institutions of social protection. - Moscow, 2004.
5. Theremyhina, J. A. Base organization activity Committees by affairs juveniles and protection their rights // Modern law. - 2005. - № 8.
6. Hastings, R. L., Leonard, D. Sansfacon and J. Roberts (eds.). Crime Prevention: Canadian and International Perspectives. Special issue of the Canadian Journal of Criminology and Criminal Justice. -2005. - 47 (2).
1 См.: Представление прокуратуры Курортного района Санкт-Петербурга от 12 ноября 2007 г. «Об устранении нарушений действующего законодательства».
УДК 316.624 Я.С. Васильева*
Факторы риска совершения преступлений условно осужденными
В данной публикации приводятся результаты исследования социальных и психологических факторов риска совершения преступления в период условного срока. Данная тема обусловлена высокой социальной значимостью задачи профилактики преступного поведения. Проблема социального контроля рецидивной преступности признается наименее разработанной в пенитенциарной практике.
Ключевые слова: условно осужденные, девиантное поведение, делинквентное поведение, рецидивная преступность, дезадаптация, профилактика срыва.
Y.S. Vasilieva*. Risk factors of commission of crime by probationers
In the publication concerned, the results of investigation into social and psychological risk factors of commission of crime in the period of suspended sentence are cited. The said subject is determined by the great social significance of the problem of prevention of crimes. The problem of social control over recidivism has been recognized as the least elaborated issue in penal practice.
Keywords: probationers, deviant behavior, delinquent behavior, recidivism, maladjustment (disadaptation), prophylactic treatment of prostration.
В свете современной реформы уголовно-исполнительной системы значительное внимание уделяется вопросам гуманизации репрессивных мер. Суть принципа состоит в усилении борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, при одновременном смягчении условий применения мер уголовной ответственности к лицам, совершившим преступления небольшой и средней тяжести. Важной составляющей таких мер является применение наказаний, не связанных с лишением свободы. Подтверждением этому является официальная судебная статистика, которая показывает снижение количества осужденных к лишению свободы. В 2005 г. из 879 тыс. обвинительных приговоров 35% лиц были осуждены к лишению свободы; в 2006 г. из 910 тыс. - 34,5%; в 2007 г. - 32,5% из 929 тыс. Одновременно с этим возрос удельный вес альтернативных наказаний (Статистика судебного департамента. URL: http://www.cdep.ru/statistics.asp?search_frm_auto=1&dept_id=8).
* Васильева, Яна Сергеевна, старший психолог психологической службы ГУФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, майор внутренней службы, соискатель Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. Адрес: Россия, 191123, г. Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 14, мб.: +7-921-303-68-34, E-mail: vasiljeva.jana@yandex.ru.
* Vasilieva, Yana Sergeevna, a senior psychologist working for GU FSIN (State Institution of Federal Penal Enforcement Service) psychological service for St Petersburg and Leningrad Region, major in the internal services, a degree-seeking student at the St Petersburg State Institute of Psychology and Social Work.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (44) 2009