Конституционное и административное право
УДК 351.74
А. А. Беженцев*
Контроль за соблюдением законности в деятельности органов внутренних дел (милиции)
по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Анализ законности как доминирующего принципа деятельности органов милиции, в целом, и деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних, в частности, проводится в статье путем детального изучения способов обеспечения законности. Рассматриваются осуществление государственного, общественного и внутриведомственного контроля, надзор прокуратуры за законностью в деятельности милиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних и обжалование неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел (милиции).
Ключевые слова: законность, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, государственный контроль за соблюдением законности, общественный контроль за соблюдением законности, внутриведомственный контроль за соблюдением законности, надзор прокуратуры за законностью, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
A.A. Bezhentsev*. Control of observance lawfulness in activity agencies of the internal affairs (militia) by preventive juvenile delinquency
Analysis of lawfulness, how dominating principle of activity agencies of the internal affairs in a whole, and activity by preventive juvenile delinquency in particular, conducted in the article, in a way detailed learning methods of guaranteeing lawfulness. In the article regarded realizing state, social and inside department control of observance lawfulness, public prosecutor supervision of observance lawfulness in militia activity of preventive juvenile delinquency and appealing illegally activity employees of department of preventive juvenile delinquency agencies of the internal affairs.
Keywords: lawfulness, subunits of preventive juvenile delinquency agencies of the internal affairs, state control of observance lawfulness, social control of observance lawfulness, inside department control of observance lawfulness, public prosecutor supervision of observance lawfulness, Plenipotentiary of President of Russian Federation to the child rights.
Ключевым фактором, наиболее ярко характеризующим всю деятельность милиции по обеспечению безопасности личности, уважению прав и свобод человека и гражданина, в т.ч. и по отношению к лицам, не достигшим совершеннолетия, является законность. Она относится к числу сложных политических и юридических явлений и в общественной жизни выступает как важнейший конституционный принцип, как метод государственного руководства обществом и как необходимый элемент демократии и правового государства.
Обеспечение законности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел органично связано с задачей обеспечения прав человека в правоохранительном сегменте деятельности общества и государства. В настоящее время существует определенный разрыв между
* Беженцев, Александр Анатольевич, доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, кандидат юридических наук, капитан милиции. Санкт-Петербургский университет МВД России. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова д. 1, р.т. 730-25-81. E-mail: adovd@mail.ru.
* Bezhentsev, Alexander Anatolievich, senior lecturer chair of administrative activity Saint-Petersburg university Ministry of the internal affairs of Russian Federation, candidate of juridical science, captain of militia. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.
Статья поступила в редакцию 20.11.2009 г.
Беженцев A.A. Контроль за соблюдением законности в деятельности органов внутренних дел (милиции)...
юридическими гарантиями законности деятельности органов внутренних дел и фактической реализацией этих гарантий. Фундаментальное значение имеют нормативное закрепление порядка осуществления правоохранительной деятельности милиции, т.е. формально-юридической основы законности, формируемой кадровой и воспитательной работой.
Анализ законности как доминирующего принципа деятельности органов милиции, в целом, и деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних, в частности, следует проводить исходя из характера тех отношений, которые складываются при осуществлении прежде всего внешней административной деятельности по профилактике антиобщественного поведения несовершеннолетних между милицией, подростками и гражданами.
Проблема обеспечения законности и прав граждан в деятельности милиции начинается на стадии определения и нормативного закрепления прав граждан в правоохранительной сфере и требований законности их обеспечения со стороны милиции. Представляется, что нормативные акты различной юридической силы недостаточно конкретизируют права и обязанности как граждан — в сфере соблюдения правил общественного порядка, так и милиции — по поддержанию режима законности собственной деятельности. Ст. 15 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти, должностных лиц и граждан соблюдать законы, а ст. 45 гарантирует государственную защиту прав и свобод граждан1. Однако нормативного определения понятия законности к настоящему моменту еще не выведено.
Итак, учитывая, что правовое определение понятия «законность» еще не разработано, под законностью в деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних нами понимается соблюдение, а также единообразное исполнение и применение всего комплекса правовых норм Российской Федерации, иначе говоря, полное соответствие действий сотрудников подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних административно-правовым, уголовным, уголовно-процессуальным и иным правовым нормам, в той или иной степени затрагивающим как сферу обеспечения прав и законных интересов лиц, не достигших восемнадцатилетия, так и деятельность милиции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Законность как принцип касается также актов ведомственного нормотворчества МВД России. Чтобы такие акты считались законными, при их подготовке необходимо соблюдение определенных требований:
— верховенство Конституции и законов Российской Федерации, единство и непротиворечивость системы нормативно-правовых актов в МВД России;
— издание актов уполномоченными органами в рамках их компетенции;
— соблюдение установленного порядка издания и внешней формы актов;
— обязательная государственная регистрация и официальное опубликование нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер.
Одной из важнейших характеристик, отличающих как милицию в целом, так и подразделения органов внутренних дел, основные задачи которых связаны с профилактикой правонарушений и преступлений несовершеннолетних, от других государственных органов, являются обширные полномочия в вопросах применения мер принуждения, что бывает сопряжено с ограничением отдельных прав и свобод несовершеннолетних, сужением индивидуальной свободы личности. Только при строгом следовании закону можно констатировать правомерность действий сотрудников милиции. Использование сотрудниками милиции тех или иных методов убеждения и принуждения, в частности, применение специальных мер пресечения, а именно, физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, неразрывно связано с требованием законности. Проблема законности в деятельности подразделений милиции по делам несовершеннолетних актуальна еще потому, что сотрудники милиции действуют от лица государства, а нарушения закона последними имеют характер чрезвычайных и подрывают авторитет государственной власти.
К признанным учеными-адмнистративистами способам обеспечения законности в административной деятельности органов внутренних дел относятся следующие:
— осуществление контроля;
— надзор прокуратуры за законностью деятельности милиции;
— обжалование неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел (милиции).
Контроль представляет собой деятельность по проверке фактического положения дел на
подконтрольном объекте, обнаружению недостатков, их устранению, а также привлечению к ответственности виновных лиц. Контроль может быть общим и специальным, внешним и внутренним, предварительным, текущим и последующим.
В зависимости от органов (должностных лиц), осуществляющих контроль за деятельностью милиции, различают:
1) государственный контроль, который можно в свою очередь подразделить на контроль, проводимый:
— органами законодательной и исполнительной власти;
— судебными органами;
— внутриведомственный контроль, осуществляемый руководителями органов внутренних дел, их организационно-инспекторскими, штабными и другими аппаратами;
2) общественный контроль2.
Конституционное право, административное право
Наиважнейшими организационными формами контроля со стороны представительных и исполнительных органов власти города (района) за работой органов внутренних дел в сфере профилактике правонарушений несовершеннолетних могут быть:
— обсуждение и согласование с вышестоящими начальниками вопросов по кандидатурам начальников подразделений по делам несовершеннолетних при назначении их на должность;
— отчеты и конструктивные предложения руководителей отделов (отделений) органов внутренних дел по делам несовершеннолетних, о состоянии общественного порядка и результатах профилактической деятельности в сегменте профилактике правонарушений несовершеннолетних на заседаниях законодательных и исполнительных органов;
— обсуждение личных докладов руководителей подразделений милиции по делам несовершеннолетних законодательному (представительному) органу, администрации города (района) по вопросам деятельности по предупреждению административных правонарушений и преступлений, совершаемых лицами до достижения восемнадцатилетнего возраста;
— анализ и оценка ежесуточных сводок о динамике общественно-опасных деяний несовершеннолетних, поступающих в администрацию из отделов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;
— изучение и рассмотрение администрацией города (района) жалоб и заявлений граждан на неправомерные действия сотрудников подразделений милиции по делам несовершеннолетних и принятие по ним необходимых мер.
Подчеркнем, что огромную роль в контроле за обеспечением законности в органах внутренних дел по делам несовершеннолетних играют такие органы Законодательного Собрания и Правительства регионов Российской Федерации, как Комитеты по вопросам законности, правопорядка и безопасности. В данном случае широко используется такой вид контроля, как запрос депутата или группы депутатов, который направляется начальнику органа внутренних дел субъекта федерации с целью проверки законности в сфере соблюдения законных прав лиц, не достигших совершеннолетия.
В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина, Конституция Российской Федерации в 1993 г. установила не только институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации3, но и определила полномочия Государственной думы по назначению на эту должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека (ст. 103 п. «д» Конституции Российской Федерации). Результаты проверок Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации деятельности органов внутренних дел свидетельствуют о многочисленных нарушениях законности, в т.ч. по отношению к детям. Как уже было отмечено выше, в целях наиболее полного контроля в сфере защиты прав детей в 2009 г. Президентом Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Непосредственного подчинения Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации у данного должностного лица нет, следовательно, они должны совместно в рамках взаимодействия обеспечивать комплексный контроль за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних, в т.ч. контролировать деятельность подразделений милиции по делам несовершеннолетних.
Контрольными функциями в деятельности органов исполнительной власти обладают Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах4. В частности, полномочный представитель имеет право:
— запрашивать и получать необходимые материалы от должностных лиц органов государственной власти, в том числе от сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, находящихся в пределах соответствующего федерального органа;
— направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации (к примеру, например, для участия в совещании МВД, ГУВД, УВД, УВДТ по итогам работы подразделений по делам несовершеннолетних за определенный отчетный период);
— организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, непосредственно касающихся защиты прав детей и профилактики их противоправного поведения, а также хода реализации федеральных программ по рассматриваемому направлению в соответствующем федеральном округе;
— вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти предложения о поощрении руководителей подразделений по делам несовершеннолетних органов милиции и применении к ним мер дисциплинарного взыскания за незначительные нарушения законности.
Судебные органы контролируют деятельность милиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних путем рассмотрения судьями материалов о направлении несовершеннолетних в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Коме того, судья при выявлении неоднократных нарушений в материалах, поступающих из отделов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел о направлении лиц, не достигших совершеннолетия, в указанные учреждения, правомочен вынести частное определение в адрес руководителя подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел. Районные суды рассматривают также жалобы граждан на действия руководителей и сотрудников милиции по делам несовершеннолетних и принимают по ним обоснованные решения (производство по жалобам и заявлениям граждан).
Беженцев A.A. Контроль за соблюдением законности в деятельности органов внутренних дел (милиции)...
Итак, рассматривая материалы, жалобы и заявления граждан, протесты прокурора, суд проверяет правомерность принимаемых руководителями отделов по делам несовершеннолетних, инспекторами по делам несовершеннолетних и школьными инспекторами милиции решений, исправляет ошибки и упущения и тем самым активно способствует укреплению законности в деятельности милиции по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
Контроль общественности за деятельностью милиции в сегменте профилактики правонарушений и преступлений лиц, не достигших восемнадцати лет, реализуется на основе ст. 33 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные жалобы в государственные органы, в т.ч. и в органы внутренних дел.
Надзор прокуратуры за законностью деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Осуществляя надзор за законностью в деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних, прокурор вправе:
— в любое время суток посещать центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и служебные помещения инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
— изучать документы, на основании которых несовершеннолетние граждане подвергнуты доставлению в орган внутренних дел, административному задержанию или заключению под стражу;
— опрашивать задержанных и заключенных под стражу несовершеннолетних, принимать и рассматривать их жалобы и заявления;
— своим постановлением освобождать лиц, не достигших возраста совершеннолетия и незаконно подвергнутых административному задержанию, на основании решений несудебных органов;
— вносить представления об устранении нарушений закона в сфере защиты интересов и законных прав несовершеннолетних и требовать от руководителей подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел ответов в письменном виде в течение одного месяца;
— объявлять должностным лицам подразделений милиции по делам несовершеннолетних предостережения о недопустимости нарушения закона.
Обжалование неправомерных действий сотрудников подразделений милиции по делам несовершеннолетних как неотъемлемое право граждан закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 46). Кроме этого, в соответствии со ст. 39 Закона «О милиции», гражданин, в т.ч. и несовершеннолетний, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод или законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд.
Организацию внутриведомственного контроля за соблюдением законности в деятельности органов внутренних дел (милиции) по профилактике правонарушений несовершеннолетних целесообразно проводить по двум направлениям:
— организация контроля за соблюдением законности со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими;
— организация контроля за соблюдением законности сотрудниками милиции в горрайорганах внутренних дел.
Проверка исполнения вводных и контроль в органах внутренних дел является неотъемлемой составной частью организаторской работы, важнейшим средством совершенствования их деятельности, укрепления законности и дисциплины и повышения культуры в работе. Они направлены на обеспечение своевременного выполнения задач, стоящих перед органами внутренних дел.
Проверки и контроль в целом возлагаются на Организационно-инспекторский департамент МВД России5; контроль за правомерностью действий подразделений милиции по делам несовершеннолетних — на Департамент охраны общественного порядка МВД России6.
На настоящий момент организовано несколько видов контроля со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими. К ним относятся: инспектирование; контрольные проверки; комплексные выезды для оказания практической помощи; целевые (самостоятельные) выезды по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности, проверке жалоб, заявлений и другим вопросам; оперативно-зональный контроль; линейный контроль; заслушивание отчетов руководителей органов внутренних дел на заседаниях коллегий.
Наряду с контролем, который проводится вышестоящими органами внутренних дел, большая роль отводится контролю, осуществляемому начальником горрайоргана внутренних дел и его заместителями. Контроль и проверка исполнения — это не обособленная управленческая функция, а составная часть руководства, прямая обязанность руководителей органов внутренних дел. Важно не только отдать распоряжение, но и проследить за его своевременным и точным исполнением, оказывая при этом необходимую помощь исполнителям.
Наиболее действенными видами контроля и проверки исполнения поручений руководства за деятельностью подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, как показывает практика, являются следующие:
— каждодневный контроль работы подчиненных;
— спланированная заранее проверка работы служб и подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
Конституционное право, административное право
— проверка состояния работы по отдельным направлениям деятельности служб и подразделений в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних;
— заслушивания на собраниях и оперативных совещаниях руководителей отделов по делам несовершеннолетних, школьных инспекторов милиции и инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
— отчет (доклад) в устном виде сотрудника подразделения милиции по делам несовершеннолетних о проделанной работе непосредственно у начальника органа внутренних дел и его заместителей;
— письменный отчет как способ контроля применяется как в отношении отдельных сотрудников подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних, так и в отношении иных служб и подразделений, задачи которых опосредованно затрагивают защиту прав, свобод и интересов несовершеннолетних;
— контроль за выполнением планов работы сотрудников как по отдельным намеченным профилактическим мероприятиям в отношении несовершеннолетних правонарушителей, так и в целом.
Итак, можно сделать вывод, что категория законности лежит в области правосознания и юридической психологии сотрудников органов внутренних дел. Ведущими средствами формирования у сотрудников милиции чувства законности является кадровая и воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел.
Для обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел (милиции) по профилактике правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия, используются различные способы. Важнейшим из них является внутриведомственный контроль, который проводится как вышестоящими органами внутренних дел и их линейными службами, так и начальниками горрайорганов внутренних дел и их заместителями. Важной формой связи органов внутренних дел с населением является также прием от граждан обращений и их личный прием. Виды и способы контроля могут быть самыми разнообразными, но все они должны преследовать достижение единой цели, а именно, недопущение случаев нарушений законности и дисциплины сотрудниками органов внутренних дел в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. Представляется, что дальнейшее формирование «чувства законности» должно найти отражение в конкретных мероприятиях, предусмотренных программой комплексного реформирования системы воспитательной работы как в целом в органах внутренних дел, так и в подразделениях по делам несовершеннолетних, в частности.
Список литературы
1. Аврутин, Ю. Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел (опыт системного исследования). — СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998.
2. Транат, Н. Л. Сотрудник нарушил законность // Вестник МВД России. — 1995. — № 2.
3. Заиграев, Т. Т., Мельник, Е. А. О некоторых причинах совершения преступлений и нарушений законности сотрудниками органов внутренних дел // Вестник МВД России. — 1993. — № 3.
4. Каплунов, А. И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ) : дис. ... докт. юрид. наук. — М., 2004.
5. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. Л. А. Окунькова.
- М.: Изд-во БЕК, 1996.
6. Кубышко, В. Воспитательная работа в органах внутренних дел и пути ее комплексного реформирования / / Профессионал. — 2007. — № 6.
7. Мехович, А. М, Мордовец, А. С., Силантьева, А. В. Законность и уважение прав человека в деятельности органов внутренних дел / / Правоведение. — 1999. — № 3. - С. 154-162.
8. Поникаров, В. А. Гарантии законности в административной деятельности милиции : дис. ... канд. юрид. наук. — М.: МЮИ МВД России, 1998.
9. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов / гл. ред. О. Е. Кутафина, предисл. В. Д. Зорькина. — М.: ЗАО Библиотечка «Российской газеты», 2003.
10. Ростовщиков, И. В. Обеспечение и защита прав и свобод личности: вопросы теории и практики органов внутренних дел : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. — М.: Юридический институт МВД России, 1997.
11. Сорокин, В. А. Избранные труды. К 80-летию со дня рождения и 50-летию научно-педагогической деятельности. — СПб., 2004.
12. Старилов, Ю. Н. Принцип законности и административная юстиция в «правовом поле» России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Право». — 2007. — № 2.
13. Шершеневич, Т. Ф. О чувстве законности // Российский юридический журнал. — 2005. — № 4.
Literature
1. Avrutin, J. E. Effectively activity agencies of the internal affairs (experience system research). — Saint-Petersburg, 1998.
2. Granat, N. L. Official violate lawfulness // Herald Ministry of the internal affairs of Russian Federation.
— 1995. — № 2.
3. Zaigraev, G. G, Melnic, E. A. About some reasons committing crimes and violating lawfulness employees agencies of the internal affairs // Herald Ministry of the internal affairs of Russian Federation. — 1993. — № 3.
Тареева И.А. Организационно-правовые проблемы регулирования предметов совместного ведения Российской Федерации.
4. Kaplunov, A. I. Administrative compulsion applied by agencies of the internal affairs (system law analysis). Dissertation doctor of juridical science. — Moscow, 2004.
5. Commentary to the Constitution of Russian Federation (by paragraphs) / Chief-redactor L.A. Okunkov - Moscow, 1996.
6. Kubyshko, V Rearing work in agencies of the internal affairs and the ways of her complex reforming // Professional. - 2007. - № 6.
7. Mechovich, A. M, Mordovec, A. S, Silanteva, A. V. Lawfulness and respected human rights in activity ageneses of internal affairs // Law knowing. — 1999. — № 3.
8. Ponikarov, V. A. Guaranties of lawfulness in administrative activity of militia. Dissertation candidate of juridical science. — Moscow, 1998.
9. By paragraphs science practical commentary to the Constitution of Russian Federation prepared by scientists lawyers / Chief redactor O. E. Kutafin. Preface V D. Zorkin. — Moscow, 2003.
10. Rostovshikov, I. V. Guarantying and guarding human rights and freedoms: questions theory and practice ageneses of internal affairs. Autoreferat of dissertation doctor of juridical science. - Moscow, 1997.
11. Sorokin, V D. Selected works. To 80 years from birthday and 50 years science, pedagogic activity. — Saint-Petersburg, 2004.
12. Starilov, J. N. Principle of lawfulness and administrative justice in the «law field» of Russia // Herald of Voronezh state university. — 2007. — № 2.
13. Shershenevich, G. F. About feeling of lawfulness // Russian juridical magazine. — 2005. — № 4.
1 Капустина И.Ю. Нормативное закрепление принципа законности служебной деятельности сотрудников милиции / / Российский следователь. 2009. № 4.
2 Административная деятельность органов внутренних дел. Учебник. Часть I / Под. ред. В.П. Сальникова. М.: ДКО МВД России, 2005. С. 291.
3 Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1011.
4 Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 20. Ст. 2112.
5 Приказ МВД России от 18 ноября 2004 г. № 751 «Вопросы Организационно-инспекторского департамента МВД России и непосредственно подчиненных подразделений».
6 Приказ МВД России от 20 ноября 2004 г. № 766 «Вопросы Департамента охраны общественного порядка МВД России и Центра выдачи разрешений (лицензий)».
УДК 316.000 И.А. Гареева*
Организационно-правовые проблемы регулирования предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в области здравоохранения
В статье представлен анализ и обобщение основных правовых проблем российского здравоохранения. Рассмотрены некоторые недоработки в законодательстве, которые не позволяют ликвидировать существующие проблемы.
Ключевые слова: системы здравоохранения, нормативно-правовое обеспечение, компетенции, уровни власти.
I.A. Gareeva*. Legal and management problems of the common authority regulation in the sphere of health service system by Russian Federation and the subjects of the Russian Federation.
The article deals with analysis and generalization of the main legal problems of Russian health service system and some legal drawbacks.
Keywords: service systems, normative and legal support, jurisdiction, health, government levels.
Обеспечение принципов правового государства неразрывно связано с высокой эффективностью правового регулирования общественных отношений, основой которых являются единство и непротиворечивость правовой системы, строгая соподчиненность и согласованность нормативных правовых
* Гареева Ирина Анатольевна, доцент, докторант, Тихоокеанский государственный университет, кафедра социологии, политологии и социальной работы, кандидат социологических наук, доцент. Адрес: 680035, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская 135, тел. раб. 22-43-95, моб. 8 924 206 43 41, дом. тел. (4212) 72 23 46, e-mail: gar_ia@mail.ru.
* Gareeva Irina, Pacific National University, the department sociology, political science and social work, the candidate of sociological science, assistant of professor. Ap. 92, 58 Trehgornaya st., Khabarovsk, Russia, e-mail: gar_ia@mail.ru, tel.:722346, 8 924 206 43 4146
Статья поступила в редакцию 25.03.2010 г.