ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
АЛ. БЕЖЕНЦЕВ,
доцент кафедры административной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, капитан милиции, кандидат юридических наук 12.00.14 - административное право, финансовое право, информационное право
adovd@mail.ru
Научный консультант профессор кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России, полковник милиции, доктор юридических наук, профессор Л.И. КАПЛУНОВ
Аннотация. Дается оценка современному состоянию противоправных проявлений несовершеннолетних в России, делается умозаключение о недостаточном совершенстве административно-правовых мер предупреждения и противодействия детской безнадзорности, административным и иным правонарушениям лиц, не достигших 18 лет. Ообосновывается вывод о том, что парадигма профилактической деятельности в сфере противодействия правонарушениям несовершеннолетних в современном обществе должна быть основана на принципе синхронизированного, скоординированного взаимодействия всех субъектов системы превенции, высказываются идеи по форсированной модернизации работы подразделений по делам несовершеннолетних ОВД для нормализации ситуации в этом сегменте.
Ключевые слова: подразделения ОВД по делам несовершеннолетних, инспекторы по делам несовершеннолетних, детская безнадзорность, противоправные проявления несовершеннолетних, превентивная деятельность в отношении правонарушителей, не достигших совершеннолетия.
Из рецензии профессора кафедры административной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, полковника милиции, доктора юридических наук, профессора С.Ю. Косарева:«Полноценное изучение организации и деятельности подразделений милиции по профилактике правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия, позволит повысить эффективность работы сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних и снизить коэффициент подростковой преступности и безнадзорности в России на современном этапе развития. Положительным моментом в статье являются идеи о модернизации работы подразделений по делам несовершеннолетних ОВД для нормализации ситуации в этом сегменте».
NEW TENDENCIES OF INCREASING EFFECTIVE OF ACTIVITY JUVENILE DELINQUENCY AGENCIES OF THE INTERNAL AFFAIRS ANNOTATION
A.A. BEZHENTSEV,
senior lecturer chair of administrative activity agencies of the internal affairs Saint-Petersburg university Ministry of the internal affairs of Russian Federation,
captain of militia, candidate of juridical science
Annotation. In the science research «New tendencies of increasing effective of activity juvenile delinquency agencies of the internal affairs» gives an estimation modern status juvenile delinquency in Russian Federation, draw a conclusion about insufficient perfection administrative-law measures of preventive and struggle child neglect, administrative and other delinquents of under 18. In the article draw a conclusion, that paradigm of preventive activity in sphere of struggle juvenile delinquency in modern society must be base on the principle of synchronized coordination interaction all subjects of prevention system, expressed ideas by force modernization work of juvenile delinquency agencies of the internal affairs for normalization situation in considered segment.
Key words: juvenile delinquency agencies of the internal affairs, juvenile inspectors of militia, child neglect, juvenile delinquency, preventive activity conduct under 18 delinquents, administrative reform of Ministry of the internal affairs of Russian Federation.
Провозглашение в ст. 1 главного нормативного правового документа — Конституции РФ идеи демократического правового государства предполага-
ют наличие стабильной и мощной системы органов, способной в полном объеме решать сложнейшие, а иногда и парадоксальные задачи предупреждения
административных правонарушении несовершеннолетних при одновременном максимальном обеспечении прав и законных интересов личности. Это, в свою очередь, означает необходимость усиления и интенсификации дифференцированного подхода к регулированию общественных отношении во всех сферах жизнедеятельности с участием лиц, не достигших совершеннолетия.
Сложные процессы метаморфоз социального, экономического, политического, правового и иного характера, происходящие в России, оказывают серьезное влияние на систему, организацию и функционирование как государственных, так и негосударственных органов, занимающихся вопросами защиты прав, законных интересов и благополучия несовершеннолетних. Для решения глобальных проблем по профилактике правонарушении несовершеннолетних, социальнои и правовои защиты подростков, в том числе находящихся в труднои жизненнои ситуации, необходима комплексная консолидированная профилактика, которая в настоящее время проводится компетентными органами. В то же время следует признать, что кардинальных позитивных изменении в сегменте обеспечения прав и законных интересов лиц, не достигших совершеннолетия, пока не произошло.
Обеспечение безопасности детеИ, защита их благосостояния является однои из центральных, приоритетных задач любого демократического государства, которое должно обеспечивать максимально высокии уровень жизни и здорового развития ребенка. Не может не вызывать серьезную озабоченность моральное состояние нашего общества: утрата нравственных ценностей, стремление к быстрому обогащению, культ грубои силы и жестокости, распространение разных форм дискриминации. Все это активно способствует быстрому росту количества правонарушении, обострению криминогеннои ситуации в стране, в том числе в подростковой среде. Изучение судебной практики в исследуемом сегменте свидетельствует о том, что под влияние этих факторов в основном попадают несовершеннолетние, на которых внимание общества и государства не сосредоточено в должной степени.
Административные правонарушения и антиобщественное поведение несовершеннолетних отличаются крайней динамичностью и высокой степенью активности подростков. Человек, вставший на путь совершения правонарушений в юном возрасте, трудно поддается исправлению и перевоспитанию и, как правило, представляет собой потенциальный резерв для преступности совершеннолетних.
Преступность взрослых зачастую своими корнями уходит к истокам формирования личности человека, когда только вырабатывается его жизненная позиция и профессиональная ориентация, когда актуальными являются проблемы воспитания, образования, ста-
новления личности, направленности ее поведения. Путь несовершеннолетнего к правонарушению, начинаясь с нарушений школьной дисциплины, идет, как правило, через разные нарушения правопорядка, за которые он по возрасту не подлежит юридической ответственности. Кроме этого, не последним фактором цепи причин является безнадзорность несовершеннолетних, т.е. отсутствие или недостаточность наблюдения и контроля над формированием личности и поведением подростков вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей, иных законных представителей, а также государственных, муниципальных и общественных организаций. Деструктивным фактором, оказывающим большое влияние на минимизацию эффективности деятельности по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является и недостаточность достоверной информации о точном количестве беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей, что не позволяет своевременно принимать адекватные меры предупреждения этих отрицательных явлений.
Фундаментальные проблемы лиц, не достигших 18 лет, усугубляются и тем, что законодательство отличается несбалансированностью, отсутствием последовательности и не обеспечивает в должной мере надежную правовую защиту от жестокого обращения взрослых в семье, в воспитательных и образовательных учреждениях. Несовершенны и нуждаются в конкретизации административно-правовые меры предупреждения и противодействия детской безнадзорности, проституции, токсикомании, алкоголизму и наркомании.
Большое влияние на усиление негативных тенденций в подростковой среде оказывают асинхронность и значительное запоздание реагирования разных государственных и муниципальных органов и учреждений, на которых возложены обязанности осуществления мер по защите и восстановлению прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, а также, в случае необходимости, по их бытовому и трудовому устройству.
Превентивная деятельность в отношении правонарушителей, не достигших совершеннолетия, безусловно, строится на сочетании всего спектра консолидированных регулирующих воздействий — от воспитательно-психологических до карательных, и никакая официальная структура, действующая по отношению к детям строго в формальных рамках, обеспечить такое воздействие вряд ли сможет. Оно жизненно необходимо, поскольку истоки антиобщественного поведения следует искать в начале жизненного пути преступника, там, где начиналось его формирование как личности, как социального существа.
Недостатком нормативных правовых актов, негативным шлейфом окутывающих ситуацию в подрос-
тковой среде, является и то, что реализация прав и законных интересов лиц, не достигших 18 лет, в большинстве случаев предусматривается посредством родителей либо законных представителей. Однако, как показывает практика, нередко родители безнадзорных и правонарушителей несостоятельны для протекции их прав и законных интересов либо в силу неустановленности места жительства беспризорного невозможным является определение его законных представителей.
Правовая новелла конца XX в. — Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает сложную систему профилактики безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших 18 лет. Субъекты профилактической деятельности, различаясь по конкретным задачам, объему, формам деятельности, находятся в системной взаимосвязи друг с другом, но деятельность их не должна отличаться тождественностью. Для достижения эффективной работы всей системы превентивная деятельность должна строиться на началах синхронизированного комплексного взаимодействия функционально специализированных субъектов, объединенных общей целью, итогом которого будет совокупный позитивный результат системы, а не отдельных звеньев единой цепи. Единство целей разных субъектов предупреждения и пресечения административных и иных правонарушений не достигших 18 лет лиц обычно рассматривается в качестве одной из объективных предпосылок взаимодействия, в котором заинтересованы стороны, поскольку не каждая из них располагает всеми необходимыми средствами для решения общих задач. Вектор координации усилий всех этих органов должен быть направлен в одну сторону, а исполнение ими обязанностей на должном уровне должно привести к улучшению положения несовершеннолетних в стране и к уменьшению девиант-ного поведения среди них.
На последнем рубеже профилактики административных правонарушений и преступлений лиц, не достигших совершеннолетия, эту деятельность осуществляют подразделения по делам несовершеннолетних ОВД. Отталкиваясь от того, что между правонарушениями лиц, не достигших 18 лет, и преступностью взрослых существует определенная взаимосвязь, так как более трех пятых взрослых преступников-рецидивистов совершили первые правонарушения, будучи несовершеннолетними, можно сделать вывод о том, что, если их защита снизится и условный рубеж падет, Россию может захлестнуть фатальный хаос, образовавшийся ввиду возможного ежегодного роста в геометрической прогрессии тяжких и особо тяжких рецидивных преступлений, совершаемых в том числе несовершеннолетними. Подразделениям по делам несовершеннолетних в системе профилактики правонарушений отводится особая роль замыкающего звена, которое ни при каких обстоятельствах не
должно ослаблять своего превентивного воздействия под угрозой колоссальных негативных последствий. Именно это обстоятельство, а не наименьшая в рассматриваемой профилактической деятельности роль, и побудило законодательные органы поставить в ряд органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ОВД на последнее место.
Повышение эффективности деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД связано прежде всего с наличием надежного механизма координации предпринимаемых ими усилий, при котором порядок, виды и формы их сбалансированной и согласованной работы должны найти свое отражение в соответствующих федеральных, региональных и муниципальных программах. Это позволит ОВД в пределах подведомственной им линии предупреждения сконцентрировать усилия на наиболее важных направлениях профилактической работы.
Достаточно «мутной» продолжает оставаться и ситуация с формированием и функционированием комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также ювенальных судов. Перспективы ювенальных судов остаются призрачными и неопределенными, так как требует своего разрешения целый комплекс вопросов относительно их нормативно-правового и финансового обеспечения.
В обязательном порядке необходимо пересмотреть и унифицировать правовые и организационные формы создания и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав всех уровней — федерального, регионального и муниципального.
С целью оптимизации работы подразделений по делам несовершеннолетних органы милиции целесообразно комплектовать сотрудниками, которые имеют навыки и опыт работы с детьми, а также осуществлять подготовку специалистов по этому направлению во всех образовательных учреждениях системы МВД России.
Необходимо исключить факты привлечения инспекторов по делам несовершеннолетних ОВД к деятельности, не связанной с их основными функциями. Для этого целесообразно дополнить гл. III «Организация работы ПДН аппаратов МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России» Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних ОВД, утвержденной приказом МВД России от 26 мая 2000 г. № 569, пунктом следующего содержания: «Принимают меры по исключению случаев привлечения инспекторов отделов по делам несовершеннолетних и школьных инспекторов милиции к деятельности, не связанной с их основными функциями». По выявленным фактам неоднократного привлечения инспекторов по делам несовершеннолетних ОВД к деятельности, не связанной с выполне-
нием возложенных на них обязанностей, проводить служебные проверки с привлечением руководителей, допустивших нарушение, к ответственности.
Требуется периодически вносить на рассмотрение как в МВД России, так и в органы исполнительной власти субъектов Федерации предложения, предусматривающие максимальное доведение до установленных нормативов штатной численности инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних ОВД и увеличения, с учетом возросших объемов работы, количества их помощников из числа внештатных сотрудников милиции.
Целесообразно ежегодно вносить на рассмотрение в МВД России и в органы исполнительной власти субъектов Федерации предложения по повышению уровня материально-технического обеспечения и социальной защищенности сотрудников подразделений милиции по делам несовершеннолетних, в том числе по выделению в полном объеме служебных помещений на территории обслуживаемых участков, автотранспортных средств, установке в помещениях стационарной телефонной связи, созданию автоматизированных рабочих мест.
Начальникам служб и подразделений милиции, затрагивающих в процессе осуществления профессиональной деятельности вопросы как прав и законных интересов несовершеннолетних, так и правонарушений лиц этой категории, следует в рамках занятий по служебной подготовке с личным составом рассматривать темы, касающиеся защиты прав, свобод и законных интересов детей и профилактики административных и иных правонарушений несовершеннолетних. Это будет способствовать повышению эффективности взаимодействия всех служб милиции с инспекторами по делам несовершеннолетних. По отработке вопросов этих тем руководителям следует организовать прием зачетов.
Следует периодически проводить с инспекторами по делам несовершеннолетних ОВД совещания на уровне министерств, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Федерации с заслушиванием инспекторов, допустивших определенные нарушения в процессе выполнения должностных обязанностей, выступлениями по модернизации деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних ОВД, освещением новейшего законодательства и изучением дискуссионных моментов правоприменительной практики по направлению деятельности.
На базе факультетов переподготовки и повышения квалификации образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России следует проводить регулярные занятия с инспекторами по делам несовершеннолетних ОВД, другими сотрудниками подразделений милиции общественной безопасности, криминальной милиции по темам, затрагивающим вопросы профилактики правонарушений лиц, не достигших 18 лет.
В целях повышения эффективности согласованного взаимодействия инспекторов по делам несовершеннолетних ОВД с органами управления социальной защитой населения, органами управления образованием, опеки и попечительства, по делам молодежи, управления здравоохранением, службы занятости, прокуратуры и суда необходимо периодически на базе высших образовательных учреждений МВД России проводить тематические семинары-совещания и конференции с участием работников всех органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Кроме этого, мероприятия позволят вырабатывать научные рекомендации по активизации и улучшению деятельности субъектов системы превенции правонарушений несовершеннолетних в условиях изменчивых реалий современной жизни.
Для минимизации количества латентных правонарушений, совершенных лицами, не достигшими 18 лет, декриминализации ситуации в субъектах Федерации в подростковой среде и усиления связи инспекторов подразделений милиции по делам несовершеннолетних с населением необходимо обеспечить доведение до населения порядка деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних ОВД и школьных инспекторов милиции, место и время приема граждан через местные средства массовой информации, в том числе региональные печатные издания, местное телевидение и интернет.
Необходимо регулярно осуществлять выезды сотрудников Департамента охраны общественного порядка, организационно-инспекторских подразделений МВД России, сотрудников аппаратов милиции общественной безопасности ОВД субъектов Федерации с целью проверки состояния законности на территории, обслуживаемой инспекторами по делам несовершеннолетних ОВД.
С целью дальнейшего эффективного внедрения новых форм контроля над деятельностью инспекторов по делам несовершеннолетних ОВД следует осуществлять на плановой основе совместные с прокуратурой контрольные выезды руководителей горрайорганов внутренних дел на территории, обслуживаемые инспекторами по делам несовершеннолетних ОВД.
По всем фактам нарушений в организации деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних ОВД, ущемления прав и законных интересов несовершеннолетних, ухудшении криминогенной ситуации в образовательном учреждении, изложенным в представлениях прокуроров, качественно проводить служебные проверки. По их результатам в случае выявления нарушений привлекать к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, как самих инспекторов по делам несовершеннолетних, так и руководителей, обязанных осуществлять должный контроль.
Для консолидированного информационного и методического сопровождения деятельности подразде-
лений по делам несовершеннолетних, других специализированных социальных институтов, работающих с подростками, увеличить тираж и организовать распространение по регионам ежемесячного информационно-методического журнала «Инспектор по делам несовершеннолетних».
Целесообразно ежегодно проводить конкурс на звание лучшего инспектора по делам несовершеннолетних ОВД в ОВД субъектов Федерации, в процессе которого проверять профессиональные знания по нормативной документации, регламентирующей деятельность подразделений по делам несовершеннолетних, навыки владения табельным оружием, специальными средствами, боевыми приемами борьбы, анализировать умение инспектора применять имеющиеся навыки в смоделированных нештатных ситуациях. По результатам конкурса можно вручать участникам грамоты, поощрять наиболее отличившихся инспекторов.
Важно разработать новейшие методические рекомендации по организации деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних ОВД и обеспечить ими территориальные ОВД. Иизложенные в научной статье подходы и особенности их применения для повышения эффективности системы профилактики правонарушений лиц, не достигших 18 лет, могут послужить фактологической основой для разработки практических рекомендаций для правоприменителей ОВД.
Решение сложнейшей проблематики подростковой преступности — задача всех государственных органов, общественных организаций и объединений. Сле-
довательно, ОВД целесообразно расширять сотрудничество с общественными и благотворительными организациями и иными структурами гражданского общества для перспективного использования их позитивного потенциала в интересах несовершеннолетних, протекции их интересов и законных прав.
Итак, основную работу по предупреждению и пресечению административных и иных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, проводят ОВД. Однако утверждать, что подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних полностью справляются с поставленными перед ними задачами и практически достигли своей основной цели, пока преждевременно. Скоординированная деятельность подразделений ОВД по делам несовершеннолетних нуждается в совершенствовании по разным направлениям, в частности на ниве правоприменения материальных и процессуальных норм административного права следует вырабатывать единообразные, не противоречащие законодательству подходы. Кроме того, требуют частичной коррекции и сами нормы как в части мер принуждения по отношению несовершеннолетних правонарушителей, так и в части защиты установленных законодателем их интересов и неотъемлемых прав и свобод.
Предложения и рекомендации позволят оптимизировать деятельность подразделений по делам несовершеннолетних ОВД и качественно улучшить ситуацию в России в сегменте превенции административных и иных правонарушений несовершеннолетних.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДЫ ПРАВОВОГО ЗНАНИЯ
А.Е. ВОЛКОВ 12.00.00 - юридические науки
Аннотация. Рассматривается проблема природы правового знания как специфического духовного явления, раскрывается его главная особенность — единство гносеологического и регулятивно-идеологического. Характеризуется процесс формирования правового знания как с точки зрения влияния социальной реальности, так и активно рефлексирующего и действующего субъекта — человека, являющегося существом правовым, внутренний мир которого выступает источником правового знания, придает ему целостность.
Ключевые слова: правовое знание, гносеологические и регулятивно-идеологические основы, социальная реальность, правовое существо.
METHODOLOGICAL GROUNDS FOR THE RESEARCH OF LEGAL
KNOWLEDGE NATURE
A.E. VOLKOV
Annotation. This article examines the problem of nature of legal knowledge as a spiritual phenomenon, revealing its basic feature - the unity of the gnosological and regulatory-ideological, The article provides characteristic of the process of legal knowledge formation from the standpoint of social reality influence and an actively reflecting and operating subject — an individual, who is considered a legal person, having his own inner world. Giving him integrity, this inner world is a source of legal knowledge.
Key words: legal knowledge, gnosological and regulatory-ideological grounds, social reality, legal person.