Научная статья на тему 'О необходимости и направлениях изменения российского валютного законодательства'

О необходимости и направлениях изменения российского валютного законодательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА / CURRENCY POLICY / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / EXCHANGE CONTROLS / ВАЛЮТНЫЙ КУРС / EXCHANGE RATE / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / CENTRAL BANK / ОТТОК КАПИТАЛА / CAPITAL FLIGHT / ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CURRENCY LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Масленников Владимир Владимирович, Масленников Олег Владимирович

Современная российская либеральная модель валютной политики показала свою неэффективность из-за ее несоответствия как внешним, так и внутренним условиям, определяющим развитие российской экономики. В статье сформулированы несоответствия действующего валютного законодательства национальным интересам инвестиционного развития страны. Предложены подходы к изменению Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT NECESSITY AND DIRECTIONS OF CHANGE OF THE RUSSIAN CURRENCY LEGISLATION

Modern the Russian liberal model of a currency policy has shown the inefficiency, because of it Discrepancies to the external and internal conditions defining development of the Russian economy. In article discrepancies of the operating currency legislation to national interests of investment development of the country are formulated. Approaches to change of the Federal law «On currency regulation and currency control» are offered.

Текст научной работы на тему «О необходимости и направлениях изменения российского валютного законодательства»

УДК 336.743

О НЕОБХОДИМОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ РОССИЙСКОГО ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В. В. Масленников

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

О.В. Масленников

Ивановский государственный химико-технологический университет

Современная российская либеральная модель валютной политики показала свою неэффективность из-за ее несоответствия как внешним, так и внутренним условиям, определяющим развитие российской экономики. В статье сформулированы несоответствия действующего валютного законодательства национальным интересам инвестиционного развития страны. Предложены подходы к изменению Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Ключевые слова: валютная политика, валютный контроль, валютный курс, Центральный Банк, отток капитала, валютное законодательство.

На протяжении последних месяцев 2014 года и всего 2015 наблюдается падение курса рубля, сопровождаемое длительной и высокой волатильностью курса национальной валюты. Это делает актуальным обсуждение проблемы обоснованности дальнейшего сохранения либерального валютного законодательства.

Проведение политики либерализации трансграничных перемещений капитала не дало ожидаемого результата: страна остается в числе крупнейших в мире нетто-экспортеров капитала. Согласно данным И. Квашниной и В. Оболенского [1], по объему экспорта-импорта капитала во всех формах Россия занимает лидирующие позиции среди стран с формирующимися рынками, уступая лишь Китаю (без Гонконга, Тайваня и Макао) и опережая других членов БРИКС.

За короткий период с 2008 по 2014 год из страны только по официальным данным, которые не отражают скрытого оттока капитала, было выведено 572,4 млрд. долл США, в среднем 81,8 млрд. долл. США за каждый год (для сравнения за 1994-2005 годы средний показатель оттока капитала составлял 13,5 млрд. долл. США в год) [2]. Чистый отток капитала из России в 2015 году составил, по предварительной оценке

Банка России, 56,9 млрд. долл. США. Некоторое снижение оттока капитала в 2015 году связано с падением в России платежеспособного спроса на иностранные товары и, следовательно, импорта.

Проанализировав международную инвестиционную позицию Российской Федерации, можно прийти к выводу, что на 01.10.15 в активах, по сравнению с обязательствами, превалируют качественно более привлекательные составляющие:

1) «Участие в капитале и паях/акциях инвестиционных фондов» (сальдо активов и обязательств -82,7 млрд. долл. США);

2) «Наличная валюта и депозиты» (сальдо - 18,8 млрд. долл. США);

3) «Торговые кредиты и авансы» (сальдо -28,6 млрд. долл. США);

4) «Резервные активы» - 385,4 млрд. долл. США, из которых 253,9 млрд. долл. США составляют «Долгосрочные долговые ценные бумаги».

Обязательства, наоборот, превышают активы по «Долговым инструментам» (на 47,6 млрд. долл. США), «Портфельным инвестициям» (на 99,8 млрд. долл. США), «Ссудам и займам» (на 65,7 млрд. долл. США) [2].

В 2014-2015 годах для Российской Федерации сложились неблагоприятные

внешнеэкономические факторы, что в сочетании с введенными в отношении Российской Федерации международными санкциями, привело к усилению оттока капитала. Значительно сократился внешний долг Российской Федерации (с 728,8 млрд. долл. США на 01.01.14 до 538,2 млрд. долл. США на 01.10.15) [2]. Это также оказало значительное давление на курс рубля.

Банк России без учета сложившейся ситуации приступил к практической реализации политики свободного курсообразо-вания. В условиях отсутствия законодательно закрепленных эффективных инструментов валютного регулирования, ожидаемо произошла дестабилизация внутреннего валютного рынка, характеризуемая высокой волатильностью и падением курса рубля.

Резкое падение курса рубля при сильной зависимости отечественной экономики от импорта современных технологий, оборудования и иной продукции привело не только к росту инфляции и падению жизненного уровня населения, но и к снижению инвестиционных возможностей отечественных производителей, производящих продукцию для внутреннего потребления, дальнейшему росту несбалансированности структуры российской экономики. Так зависимость от импорта в производстве электронных вычислительных машин и прочего оборудования для обработки информации в 2013 году составляла 35%, в производстве электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи - до 93%, по машиностроению в целом - 36,5% [3].

В декабре 2014 года на фоне нарастающих кризисных явлений Банком России была предпринята попытка стабилизировать ситуацию на валютном рынке за счет повышения ключевой ставки. Данная мера привела к дальнейшему ухудшению условий функционирования реального сектора экономики и падению экономического роста, но лишь временно сняла остроту проблемы на валютном рынке. Единствен-

ной действенной мерой оказалось давление в ручном режиме на экспортеров с целью продажи ими придерживаемой валютной выручки. Это демонстрирует неэффективность существующей валютной политики и недостатки применяемого валютного законодательства. Отметим, что подобное давление на экспортеров, т.е. грубое вмешательство государства в экономику, выглядит неестественным на фоне либеральной денежно-кредитной политики.

Действующее в настоящее время в Российской Федерации валютное законодательство является селективно либеральным. Огромные преференции получает определенная категория юридических лиц, заинтересованных в проведении валютных спекуляций и выводе капитала из Российской Федерации. Полагаем, что подобная политика вступает в противоречие с общенациональными интересами инвестиционного развития российской экономики по следующим причинам:

1. Созданы максимально благоприятные условия для оттока капитала из Российской Федерации.

2. Образующийся в России капитал активно выводится за рубеж и затем частично возвращается в страну уже как иностранные инвестиции в формах, позволяющих вновь быстро вывести его за пределы России. Оставшаяся часть выводимых из России ресурсов размещается преимущественно в низкодоходные долгосрочные ценные бумаги и капитал инвестиционных фондов. Так, по оценкам академика РАН С.Ю. Глазьева [4] «через офшорные зоны пропускается ежегодно порядка 140 ... 160 млрд долларов, а возвращается только половина». Таким образом, вместо внутренних инвестиций, в которых так нуждается отечественная экономика, российский капитал используется для финансирования развития иных государств, а также для обогащения представителей транснациональной капиталистической элиты.

3. Создаваемые благоприятные ус-

ловия для притока капитала не компенсируют высокие риски прямого инвестирования в российские предприятия, в связи с чем в Россию привлекается наиболее рисковый спекулятивный капитал, быстро изымаемый из страны вместе с заработанной прибылью при возникновении малейших негативных конъюнктурных изменений. Невзирая на то, что в «Отчете о глобальной конкурентоспособности 20152016», опубликованном Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), Российская Федерация улучшила показатели на 8 позиций по сравнению с прошлым годом, поднявшись на 45 место, качество институтов оставляет желать лучшего. Так, по качеству соблюдения права частной собственности, Россия находится на 123 месте из 140 возможных, по безопасности - на 99, по уровню инфляции - на 123 [5]. Таким образом, отсутствуют предпосылки для широкого привлечения прямых иностранных инвестиций.

4. Валютная выручка от экспорта товаров и услуг, оставаясь в распоряжении экспортеров, создает первооснову для внутреннего оборота иностранной валюты [6].

5. Российская национальная валюта превратилась в высокодоходный инструмент для спекулятивных сделок, что негативно влияет на реальный сектор экономики и население.

6. Чрезмерная открытость внутреннего валютного рынка позволяет заинтересованным лицам манипулировать ситуацией на российском финансовом рынке. Это осуществляется посредством управления информационной средой. Появление негативной или позитивной, в отношении нашей страны, информации используется валютными спекулянтами для манипуляций с курсом рубля, что, в конечном итоге, не только повышает привлекательность спекулятивных операций с иностранной валютой на внутреннем валютном рынке, но и усиливает действие на российскую экономику международных санкций.

7. Колебание курса рубля слабо

поддается прогнозированию, так как в значительной мере определяется экзогенным фактором - динамикой цен на нефть. Подобная ситуация подрывает доверие к рублю и экономической власти со стороны бизнеса и населения страны.

8. Проводимая в настоящее время либеральная валютная политика делает малопредсказуемыми колебания размера притока-оттока иностранной валюты. Благоприятные условия для использования иностранной валюты в экспортно-импортных операциях не стимулируют расширение использования рубля в международных расчетах, что требует наличия дополнительных международных резервов, которые размещаются в странах, которые ввели санкции в отношении Российской Федерации.

Вместе с тем, действующее валютное законодательство содержит необоснованные препятствия в отношении валютных операций, совершаемых физическими лицами, которые обходятся последними без нарушений и особых усилий.

Учитывая изложенное, полагаем необходимым принципиальное изменение действующего валютного законодательства Российской Федерации и, в первую очередь, - Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

В указанном законодательном акте необходимо предусмотреть:

1. Приоритет интересов стабильности внутреннего валютного рынка и обеспечения устойчивости валюты Российской Федерации;

2. Использование административных мер валютного регулирования в случае низкой эффективности и оперативности применяемых мер экономического характера;

3. Разрешительный порядок для совершения валютных операций, не связанных с экспортом или импортом товаров и услуг;

4. Приобретение юридическими лицами, кроме уполномоченных банков, а

также физическими лицами - индивидуальными предпринимателями иностранной валюты исключительно для оплаты контрактов, кредитов и займов, уплаты сумм процентов и штрафных санкций;

5. Дифференцированный подход к размеру открытой валютной позиции уполномоченных банков в зависимости от целевого характера совершаемых уполномоченным банком операций по приобретению и продаже иностранной валюты;

6. Ограничения на привлечение резидентами и нерезидентами (юридическими лицами, кроме уполномоченных банков, а также физическими лицами - индивидуальными предпринимателями) на срок, превышающий 180 дней, средств, подлежащих возврату в иностранной валюте;

7. Снятие каких-либо ограничений при совершении на территории и за пределами Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютных операций в валюте Российской Федерации и с внутренними ценными бумагами без использования валютных ценностей в качестве средства платежа;

8. Отмену неработающих ограничений для физических лиц в части перевода иностранной валюты на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации;

9. Обязательную продажу в полном объеме валютной выручки резидентами (юридическими лицами и физическими лицами - индивидуальными предпринима-

телями), а также нерезидентами (юридическими лицами и физическими лицами - индивидуальными предпринимателями) от экономической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, зачисляемой на их счета, открытые в уполномоченных банках;

10. Повышение ответственности виновных лиц за нарушение валютного законодательства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Квашнина, И. Ввоз и вывоз капитала: эффекты для России / И.Квашнина, В. Оболенский // Мировая экономика и международные отношения. -2015.

- №1- С. 63-76.

2. Официальный сайт Банка России. Международная инвестиционная позиция Российской Федерации (стандартные компоненты) (РПБ6) URL.

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа к ресурсу: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=Par 47562# CheckedItem (дата обращения: 14.01.2015).

3. Березинская, О. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения / О. Бере-зинская, А. Ведев // Вопросы экономики. -2015.- № 1.- С. 103—115.

4. Глазьев, С.Ю. О роли центрального банка России в экономическом кризисе: проблемы и решения. / С.Ю. Глазьев // Экономическое возрождение Рос-сии.-2014.- №4. - С. 22-23.

5. Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2015-2016. URL. -[Электронный ресурс ] - Режим доступа к ресурсу: http://www3.weforum.org/docs/gcr/2015-2016/Global Competitiveness Report 2015-2016.pdf (дата обращения: 14.01.2015).

6. Наговицин, А. Метаморфозы российского рубля. / А. Наговицин // Вестник Института экономики Российской академии наук.- 2012.- №2 - С.52-65.

Рукопись поступила в редакцию 28.06.2016.

ABOUT NECESSITY AND DIRECTIONS OF CHANGE OF THE RUSSIAN CURRENCY LEGISLATION

V. Maslennikov, O. Maslennikov

Modern the Russian liberal model of a currency policy has shown the inefficiency, because of it Discrepancies to the external and internal conditions defining development of the Russian economy. In article discrepancies of the operating currency legislation to national interests of investment development of the country are formulated. Approaches to change of the Federal law «On currency regulation and currency control» are offered.

Key words: currency policy, exchange controls, exchange rate, the Central Bank, capital flight, currency legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.