девушек понимание целей и задач наших оппонентов, твёрдую убеждённость в разрушительности навязываемых либералами и западными «доброжелателями» чужих ценностей, необходи-
Библиографический список
мости защиты национальных интересов в области воспитательно-патриотической деятельности, в том числе и отечественной культуры, истории и славных традиций.
1. СМИ: Минобрнауки займётся патриотическим воспитанием при помощи блогеров и соцсетей. 29.03.2017 г. Available at: https:// russian.rt.com/russia/news/373130-minobrazovaniya-patriotizm-socseti
2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Available at: minobr.government-nnov.ru
3. Путин В.В. Выступление на встрече в г. Краснодаре 12.09.2012 г. с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи. Available at: http://baldin.ru/article/a-218.html
4. Расторгуев С.П. Информационная война. Москва: Радио и связь, 1999.
5. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: монография. Москва: МИФИ, 2003.
6. Баранов А.В. Педагогические условия защиты российской молодёжи от негативного информационного воздействия. Молодой учёный. 2013; 8: 369 - 373.
7. Степанова Н.С. Информационное противоборство на современном этапе: анализ и тенденции. Молодой учёный. 2009; 2: 52 - 256.
8. Атаманов Г.А. О некоторых особенностях воспитания молодёжи и студентов в современном информационном обществе: Тезисы выступления на конференции в ВГСХА. 22-23.04. 2009 г. Available at: http://pycode.ru/2011/03/education-youth/
References
1. SMI: Minobrnauki zajmetsya patrioticheskim vospitaniem pripomoschiblogerovi socsetej. 29.03.2017 g. Available at: https://russian.rt.com/ russia/news/373130-minobrazovaniya-patriotizm-socseti
2. Koncepciya patrioticheskogo vospitaniya grazhdan RossijskojFederacii. Available at: minobr.government-nnov.ru
3. Putin V.V. Vystuplenie na vstreche vg. Krasnodare 12.09.2012 g. s predstavitelyami obschestvennostipo voprosam patrioticheskogo vospitaniya molodezhi. Available at: http://baldin.ru/article/a-218.html
4. Rastorguev S.P. Informacionnaya vojna. Moskva: Radio i svyaz', 1999.
5. Manojlo A.V. Gosudarstvennaya informacionnaya politika vosobyh usloviyah: monografiya. Moskva: MIFI, 2003.
6. Baranov A.V. Pedagogicheskie usloviya zaschity rossijskoj molodezhi ot negativnogo informacionnogo vozdejstviya. Molodoj uchenyj. 2013; 8: 369 - 373.
7. Stepanova N.S. Informacionnoe protivoborstvo na sovremennom 'etape: analiz i tendencii. Molodoj uchenyj. 2009; 2: 52 - 256.
8. Atamanov G.A. O nekotoryh osobennostyah vospitaniya molodezhi i studentov v sovremennom informacionnom obschestve: Tezisy vystu-pleniya na konferencii v VGSHA. 22-23.04. 2009 g. Available at: http://pycode.ru/2011/03/education-youth/
Статья поступила в редакцию 31.05.17
УДК 371
Umaev A.U., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Technologies of Vocational Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Salakhbekov A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Technology and Methods of Training, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Rahmetov T.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Economics and Design, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
MANAGING PROFESSIONAL CHOICE AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS. The article deals with problems of professional self-determination in the aspect of professional choice management. The work identifies the main stages of professional self-determination, as well as the factors and conditions that affect the choice of profession, such as the position of senior family members, especially parents, peer positions, the position of teachers, the class teacher, personal professional plans, abilities, talents, the level of claims for public recognition, awareness, inclination. The society demands competent professionals, who are able to integrate knowledge and skills and who are always ready to self-improvement. The authors conclude that during the study it is necessary to train students for professional mobility, for the need to learn more, in accordance with changing conditions and the demand in the society for new professions.
Key words: self-determination, profession, professional choice, professional self-determination.
А.У. Умаев, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и технологий профессионального образования, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] А.П. Салахбеков, канд. пед. наук, доц. каф. технологии и методики обучения, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] Т.С. Рахметов, канд. пед. наук, доц. каф. экономики и дизайна, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫБОРОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМООПРЕДЕЛЕНИЕМ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматриваются проблемы профессионального самоопределения в аспекте управления профессиональным выбором. Выявлены основные этапы профессионального самоопределения, а также факторы и условия, влияющие на выбор профессии, такие как: позиция старших членов семьи, особенно родителей, позиция сверстников, позиция учителей, классного руководителя, личные профессиональные планы, способности, таланты, уровень притязаний на общественное признание, информированность, склонности. Авторы делают вывод том, что в течение учёбы необходимо готовить учащихся к профессиональной мобильности, необходимости переучиваться, в соответствии с изменяющимися условиями труда, востребованностью в обществе тех или иных профессий.
Ключевые слова: самоопределение, профессия, профессиональный выбор, профессиональное самоопределение.
На современном этапе переосмысливания жизненных ценностей, а также запроса общества на «нужные» и востребованные профессии возникает проблема профессионального само-
определения молодого человека, уже поступившего в высшее учебное заведение и выбравшего определённую специальность. Совпадает ли выбранная специальность с интересами, жела-
ниями, стремлениями личности? Или личность идёт на поводу обстоятельств, ситуации, целей других людей? На основе выявления того, что именно доминирует в актуальной деятельности человека - условия ситуации или его собственные цели, можно делать заключение о степени активности его в процессе профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. В литературе [1; 2] самоопределение понимается как сознательный выбор, выявление и утверждение личностью своей позиции в проблемных ситуациях. В настоящее время в литературе есть разные подходы к пониманию сущности профессионального самоопределения.
С.Н. Чистякова [3] готовность к выбору профессии определяет как устойчивую целостную систему профессионально важных качеств личности (положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, наличие необходимых навыков, умений, знаний).
Н.С. Пряжников [4] готовность к выбору профессии определяет как интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора, что проявляется в нравственной, психофизиологической и практической готовности к формированию и реализации профессионального намерения и стремления. С его позиции, готовность к профессиональному самоопределению - результат целенаправленной подготовки и самоподготовки, одно из проявлений уровня развития личности подростка.
В психологической энциклопедии самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ её самореализации; длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.
Профессиональное самоопределение, будучи неотъемлемой частью развития личности, является сложной системой, включающей профессиональную направленность и профессиональное сознание, из которых первоначально формируются профессиональные предпочтения, переходящие впоследствии в профессиональные намерения.
Итогом, результатом профессиональной ориентации является наличие у школьников сформированного самоопределения, поэтому управление профориентацией может осуществляться только через процесс развития профессионального самоопределения личности.
Процесс профессионального самоопределения - длительный процесс, завершённость его можно констатировать только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Поэтому выбор профессии - это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития.
Е.А. Климова [5] выделяет восемь основных факторов, влияющих на выбор профессии:
1) позиция старших членов семьи, особенно родителей. Наблюдения, показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям;
2) позиция сверстников. Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.
3) позиция учителей, классного руководителя. Каждый учитель, наблюдая за учёбой и поведением учащегося, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося;
4) личные профессиональные планы, представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль;
5) способности, таланты учащегося необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам обще-
ственно ценной активности, так как именно они определяют будущую профессиональную пригодность;
6) уровень притязаний на общественное признание. Реалистичность притязаний старшеклассника - первая ступень профессиональной подготовки;
7) информированность - важная, неискаженная информация - важный фактор выбора профессии;
8) склонности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления.
Эти факторы составляют основу объективных и субъективных условий выбора профессии.
К объективным условиям относятся: система объективно действующих закономерностей, условия жизни субъекта, среда, воспитание, экономическое окружение и другие.
К субъективным условиям относятся: возможности субъекта, склонности, интересы, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент, задатки и другие стороны личности.
Управление выбором профессии немыслимо без знания личности, ее структуры. Человеческая личность чрезвычайно сложна. Она обладает как приобретенными при жизни качествами, так и биологическими свойствами, характеризующимися относительным постоянством (задатки, тип нервной системы и т. д.). Управление профориентацией только тогда научно, когда строится с учётом индивидуально-психологических особенностей учащихся, базируется на знании динамической функциональной структуры личности.
Требование изучать каждого школьника общепризнано. Однако в практике нередки случаи, когда учитель может подробно охарактеризовать одного-двух своих воспитанников, всем остальным он в состоянии дать лишь самую общую характеристику.
Современному выпускнику школы нужна характеристика, в которой оценки личностных качеств должны быть полными и точными. В характеристике необходимо указывать перспективу развития личности, прогнозировать её будущее. Нельзя ограничиваться в характеристике учащегося указанием на его дисциплину, учебные оценки и общую активность.
Особое внимание нужно обращать на динамику интересов учащихся, на их склонности в процессе учебы. При этом крайне важно проектировать возможности развития способностей в процессе обучения. Если учитель заметит определенную направленность профессиональных интересов учащегося, настойчивость и упорство, проявляемое им, то он обязан отразить это в характеристике и убедить воспитанника, что даже при небольших способностях он может достичь успеха.
Важное значение в профессиональном самоопределении имеет формирование адекватной самооценки. При завышении уровня притязаний сделанный выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности. Поэтому формируется в процессе развития личности и имеет разную степень объективности и полноты.
Формирование самооценки, её полноты и адекватности -одна из задач профессиональной ориентации. Важное значение в формировании объективной самооценки имеет идеального образа профессионала. Идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональной «биографией», их определенными профессиональными ценностями.
В профессиональном самоопределении существуют заключительные барьеры, которые могут быть преодолены только со временем. К ним можно отнести, например, динамику изменения самой профессионально самоопределяющей личности.
Нередко человек не может быть связан с одной профессией и изменения в интересах, жизненные обстоятельства, изменения в рынке труда детерминируют потребность осваивать другие профессии.
В связи с этим в обществе востребованы компетентные профессионалы, способные интегрировать знания и умения и которые всегда готовы к самоизменению и самосовершенствованию. Тем самым в течение учёбы необходимо готовить учащихся к профессиональной мобильности, необходимости переучиваться, в соответствии с изменяющимися условиями труда, востребованностью в обществе тех или иных профессий.
Библиографический список
1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения. Москва, Воронеж, 2008.
2. Назаренко В.В. Личностное самоопределение старшеклассников в контексте социальных изменений в российском обществе. Психолого-педагогические исследования. Барнаул, 1997.
3. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодёжи. Москва, 1997.
4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва, 1996.
5. Климов Е.А. Как выбрать профессию. Москва, 1990.
References
1. Zeer 'E.F. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya. Moskva, Voronezh, 2008.
2. Nazarenko V.V. Lichnostnoe samoopredelenie starsheklassnikov v kontekste social'nyh izmenenij v rossijskom obschestve. Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya. Barnaul, 1997.
3. Chistyakova S.N. Professional'noe samoopredelenie iprofessional'naya kar'era molodezhi. Moskva, 1997.
4. Pryazhnikov N.S. Professional'noe ilichnostnoe samoopredelenie. Moskva, 1996.
5. Klimov E.A. Kak vybrat'professiyu. Moskva, 1990.
Статья поступила в редакцию 29.05.17
УДК 330.101
Ushakova T.N., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Dean of Department of Economics and Management, Northern State Medical University, (Arkhangelsk, Russia), E-mail: [email protected]
Konovalova L.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Northern State Medical University (Arkhangelsk, Russia), E-mail: [email protected]
Hudjakova O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Northern State Medical University (Arkhangelsk, Russia), E-mail: [email protected]
ECONOMIC EDUCATION IN MEDICAL SCHOOL: STAGES AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT. The purpose of this article is to analyze the evolution of the development of economic education at different stages of development of the russian state. The main objectives of the paper is to identify the main distinctive features of the state standards and educational programs that determine the development of economic knowledge in specialists from different fields, including the health system, and to determine the causes of the prospects of updating of standards of the third generation and the planned learning outcomes, regional specificity.
Key words: educational standard, "pre-standard" period, didactic units, competence approach, universal and general professional competence, economic culture.
Т.Н. Ушакова, канд. экон. наук, декан факультета экономики и управления, Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск, Е-mail: [email protected]
Л.В. Коновалова, канд. экон. наук, доц., Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск, Е-mail: [email protected]
О.Н. Худякова, канд. филол. наук, Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск, Е-mail: [email protected]
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ: ЭТАПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В статье анализируется эволюция формирования экономического образования на различных этапах развития российского государства, выявляются основные отличительные особенности государственных стандартов и образовательных программ, определяющих формирование экономических знаний у специалистов различных сфер деятельности, в том числе и системы здравоохранения, определяются причины и перспективы актуализации стандартов третьего поколения и планируемые результаты обучения.
Ключевые слова: образовательный стандарт, «достандартовый» период, дидактические единицы, компетент-ностный подход, универсальные и общепрофессиональные компетенции, экономическая культура, региональная специфика.
В условиях активного внедрения в Российской Федерации стандартов профессиональной деятельности, стремления к четкой регламентации требований к квалификации работников, осуществляющих деятельность во всех отраслях национального хозяйства, в том числе в здравоохранении и социальной сфере, необходимость получения экономических знаний выходит далеко за рамки собственно экономического образования. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт формирует основу для разработки образовательных стандартов. Проследим эволюцию развития экономического образования в России.
Советский период («достандартовый» период) - до 1992 г., характеризуется ориентацией экономики на развитие отраслей материального производства, прежде всего тяжелого машиностроения, военно-промышленного комплекса. Образовательные программы носят консервативный характер, основная цель -фундаментальная подготовка специалистов с высшим образованием. К основным особенностям данного периода можно отнести следующие:
- государственный заказ на подготовку специалистов для плановой экономики;
- обязательное распределение на рабочие места;
- «типовые» учебные планы по всем специальностям. Следующий период эволюционного развития - Российская
Федерация (начало 1990-х гг.). К основным задачам указанного периода можно отнести такие, как:
- сохранение единого образовательного пространства в
РФ;
- создание основы для государственного контроля качества подготовки специалистов (государственной аккредитации);
- разработка государственных образовательных стандартов.
В 1992 г. Законом Российской Федерации «Об образовании» вводится понятие государственного образовательного стандарта как документа, регламентирующего формирование основных образовательных программ. С этого момента начинается «стан-дартовый» период конструирования образовательных программ.
В РФ образовательный стандарт - это требования к образованию, закрепленные в особом нормативном документе. Стандарт определяет минимальный (пороговый) уровень качества