Научная статья на тему 'О некоторых вопросах деятельности территориальных органов и внутренних войск МВД России при обеспечении режима чрезвычайного положения в условиях кризисных ситуаций'

О некоторых вопросах деятельности территориальных органов и внутренних войск МВД России при обеспечении режима чрезвычайного положения в условиях кризисных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
574
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / EMERGENCY / КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / EMERGENCY CIRCUMSTANCES / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / SOCIAL TENSION / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / TERRITORIAL BODIES / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА / INTERNAL TROOPS / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / SOCIAL CONFLICT / ОПЕРАТИВНЫЙ ШТАБ / OPERATIONAL HEADQUARTERS / УРЕГУЛИРОВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ / THE SETTLEMENT OF CRISIS SITUATION / CRISIS SITUATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинников В. В., Новиков М. П.

В статье рассмотрены отдельные направления деятельности территориальных органов и внутренних войск МВД России при обеспечении режима чрезвычайного положения в условиях кризисных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some questions of the activities of territorial units of interior bodies and internal troops of the Russian Ministry of the Interior while ensuring the regime of emergency in crisis situations

Some directions of the activities of territorial units of interior bodies and internal troops of the Russian Ministry of the Interior while ensuring the regime of emergency in crisis situations are considered.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах деятельности территориальных органов и внутренних войск МВД России при обеспечении режима чрезвычайного положения в условиях кризисных ситуаций»

МБЫ 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)

В.В. ОВЧИННИКОВ,

профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,

доктор юридических наук (Академия управления МВД России)

М.П. НОВИКОВ,

адъюнкт* кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях

(Академия управления МВД России)

О некоторых вопросах деятельности территориальных органов и внутренних войск МВД России при обеспечении режима чрезвычайного положения в условиях кризисных ситуаций

В статье рассмотрены отдельные направления деятельности территориальных органов и внутренних войск МВД России при обеспечении режима чрезвычайного положения в условиях кризисных ситуаций.

Чрезвычайное положение, кризисная ситуация, чрезвычайные обстоятельства, социальная напряженность, территориальные органы, внутренние войска, социальный конфликт, оперативный штаб, урегулирование кризисных ситуаций.

Деятельность территориальных органов и внутренних войск МВД России по обеспечению режима чрезвычайного положения четко регламентирована Конституцией Российской Федерации [1], Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3 «О чрезвычайном положении» [2], Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» [5], Федеральным законом от 1 марта 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [6], Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» [4], Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [8], постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Статья первая Федерального конституционного закона РФ № 3 «О чрезвычайном положении» гласит: «Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Консти-

Ранее — начальник отдела внутренних дел по Сычевскому району УВД по Смоленской области.

туцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей» [3].

Из вышеуказанной статьи следует, что основные усилия по выполнению задач в зоне введения чрезвычайного положения возлагаются на территориальные органы и внутренние войска Министерства внутренних дел России, Федеральную службу исполнения наказаний, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

На МВД России в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» возложены обязанности по обеспечению режима чрезвычайного положения в случае его введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях; принятию неотложных мер по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействию в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечению общественного порядка при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)

74

На рубеже XX и XXI столетий Россия столкнулась с новым явлением — конфронтацией как между субъектами федерации, так и внутри их (Северная Осетия—Алания, Ингушетия, Чеченская Республика, а теперь и Дагестан). Основными задачами деятельности органов внутренних дел в подобных конфликтах являлись миротворчество или борьба с незаконными вооруженными формированиями, терроризмом, всплеском экстремистских и сепаратистских настроений, бандитизмом и религиозным экстремизмом.

Социальные вызовы первого десятилетия XXI в. показали тесную взаимосвязь внешних и внутренних угроз для Российской Федерации, и наибольшая опасность таится во всевозможных внутренних противоречиях, являющихся источниками конфликтов и кризисных ситуаций, включая и вооруженные.

Как полагают эксперты, в ближайшие 25— 30 лет в России эти угрозы и противоречия не только сохранятся, но и могут повлечь серьезные последствия для безопасности и судьбы государства. Поэтому представляется важным определить начало зарождающегося социального конфликта в обществе.

Основными индикаторами приближающегося противостояния являются социальная напряженность, которая представляет собой сопутствующие конфликту состояния общественного сознания и поведения, складывающаяся специфическая ситуация восприятия и оценки действительности, эмоциональное состояние населения или общества в целом, продолжающееся в течение более или менее длительного времени.

К признакам зарождающегося конфликта можно отнести распространение недовольства существующим положением дел в жизненно важных сферах или существующим общественным порядком; утрату доверия к властям или отдельным социальным группам; психическое беспокойство, эмоциональное возбуждение, истерию в массовых (групповых) действиях; усиление борьбы за сферы влияния, официальную и неофициальную власть; стихийные и организованные стычки и др.

Эти процессы, как правило, происходят на фоне осложнения криминальной обстановки, активизации действий преступных групп и сообществ (нападение на арсеналы и склады с оружием, предприятия военно-промышленного комплекса, распространение оружия, взрывчатых веществ, рост количества заказных убийств с использованием оружия и взрывных устройств, диверсий, террористических актов, распространение ложных слухов и т. д.).

В складывающейся обстановке наиболее предпочтительным является комплекс предупредительных мер, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, направленных на снижение напряженности и разрешение конфликта несиловыми методами.

Скоординированные действия правоохранительных органов, общественных организаций, граждан способны погасить конфликт без применения силы, гибели людей, разрушений и иных социально-экономических бедствий, как это имело место в осетино-ингушском (1990 г.) и чеченском (1994 г.) конфликтах.

Эффективное противодействие зарождающемуся конфликту требует быстрого создания в каждом административном районе (оперативной зоне) группировки сил и средств (что многократно подтверждено практикой деятельности территориальных органов и внутренних войск МВД России в зоне кризисной ситуации), которые формируются на разных уровнях управления: муниципальном, межмуниципальном и региональном.

Такие группировки сил и средств целесообразно создавать в составе территориально -го органа внутренних дел районного уровня, усиленного батальона оперативного назначения внутренних войск МВД России; оперативного резерва (на два-три административных района) — полка оперативного назначения внутренних войск МВД России.

Задачи частям и подразделениям внутренних войск устанавливаются решением руководителей территориальных органов МВД России по согласованию со штабами региональных командований внутренних войск в соответствии с Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» [4].

Кроме того, воинские части оперативного назначения и специальные моторизованные воинские части (СМВЧ) внутренних войск МВД России могут привлекаться для поддержания особого режима въезда-выезда; ограничения свободы передвижения по территории, где введено ЧП; усиления охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; ограничения движения транспортных средств и их досмотра; поддержания режима комендантского часа; сопровождения и охраны колонн с военными грузами, материальными средствами и людьми; разоружения незаконных вооруженных формирований, изъятия оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, военной и другой техники; обеспечения работы следственно-

МВЫ 20772-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)

оперативных групп территориальных органов МВД России, ФСБ и прокуратуры.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения от воинских частей, подразделений внутренних войск и территориальных органов МВД России, как правило, создаются заставы, контрольно-пропускные пункты, маневренные группы, заслоны, патрули и посты охраны порядка, резерв. Для сопровождения и охраны колонн (транспортов) с военными грузами, материальными средствами и людьми назначается группа сопровождения.

Основной формой действий группировки сил и средств территориальных органов в случае, если обстоятельства, вызвавшие кризисную ситуацию и чрезвычайные обстоятельства не были разрешены, является специальная операция. При кризисных ситуациях, связанных с проявлениями и угрозами террористического характера, проводится контртеррористическая операция [7].

Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории, на которой введено ЧП, Указом Президента Российской Федерации может быть создан объединенный оперативный штаб, в состав которого входят представители органов, обеспечивающих режим ЧП, руководство которым осуществляет комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Комендант территории наделен властью над всеми силами и средствами как региональными, так и федеральными, для обеспечения особого правового режима ЧП на территории его введения.

Активные и успешные действия объединенных сил способствуют постепенной нормализации обстановки на территории действия режима чрезвычайного положения. Часть населения на собственном опыте убеждается в том, что решения противоречий, послуживших причиной конфликта, можно достичь без людских и материальных потерь, путем переговоров с федеральным органом власти. В то же время падает авторитет организаторов вооруженного конфликта, сокращается поддержка незаконных вооруженных формирований со стороны населения материальными и финансовыми ресурсами, в частности, и из-за рубежа.

В этой обстановке со стороны федеральных сил на территории Чеченской Республики была применена иная стратегия, а именно — операции «невоенного типа» (гуманитарные операции, операции по поддержанию мира, антипартизанские действия, операции по демонстрации силы).

По оценкам и мнению руководства МВД России, при меньшей готовности структур МВД России к общевойсковому бою в сравнении с частями и подразделениями вооруженных сил Министерства обороны России, территориальные органы и внутренние войска МВД России в целом более других адаптированы к решению задач не силовыми методами при разрешении кризисных ситуаций. Вместе с тем сотрудники органов внутренних дел умеют находить контакты с местным населением, используя специфические формы и методы правоохранительных органов.

Совместная целенаправленная деятельность территориальных органов и внутренних войск МВД России при обеспечении режима чрезвычайного положения — это основной способ устранения возникших причин и угроз для населения, государства и его органов правовыми, организационными, силовыми и иными мерами в условиях кризисных ситуаций.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ // Рос. газ. 2001. 2 июня.

3. О защите населения и территорий от кризисных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ // Рос. газ. 1994. 24 декабря.

4. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 6 декабря 1997 г. № 27-ФЗ // Рос. газ. 1997. 12 февр.

5. О безопасности: Федеральный закон РФ от

28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // Рос. газ. 2010.

29 дек.

6. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.

7. О противодействии терроризму: Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // Рос. газ. 2006. 10 марта.

8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента России от 12 мая 2009 г. № 537 // Рос. газ. 2009.19 мая.

9. О классификации кризисных ситуаций природного и техногенного характера: постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 // СПС КонсультантПлюс.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.