МБЫ 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)
В.В. ОВЧИННИКОВ,
профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,
доктор юридических наук (Академия управления МВД России)
М.П. НОВИКОВ,
адъюнкт* кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях
(Академия управления МВД России)
О некоторых вопросах деятельности территориальных органов и внутренних войск МВД России при обеспечении режима чрезвычайного положения в условиях кризисных ситуаций
В статье рассмотрены отдельные направления деятельности территориальных органов и внутренних войск МВД России при обеспечении режима чрезвычайного положения в условиях кризисных ситуаций.
Чрезвычайное положение, кризисная ситуация, чрезвычайные обстоятельства, социальная напряженность, территориальные органы, внутренние войска, социальный конфликт, оперативный штаб, урегулирование кризисных ситуаций.
Деятельность территориальных органов и внутренних войск МВД России по обеспечению режима чрезвычайного положения четко регламентирована Конституцией Российской Федерации [1], Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3 «О чрезвычайном положении» [2], Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» [5], Федеральным законом от 1 марта 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [6], Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» [4], Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [8], постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Статья первая Федерального конституционного закона РФ № 3 «О чрезвычайном положении» гласит: «Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Консти-
Ранее — начальник отдела внутренних дел по Сычевскому району УВД по Смоленской области.
туцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей» [3].
Из вышеуказанной статьи следует, что основные усилия по выполнению задач в зоне введения чрезвычайного положения возлагаются на территориальные органы и внутренние войска Министерства внутренних дел России, Федеральную службу исполнения наказаний, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На МВД России в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» возложены обязанности по обеспечению режима чрезвычайного положения в случае его введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях; принятию неотложных мер по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействию в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечению общественного порядка при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.
IISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)
74
На рубеже XX и XXI столетий Россия столкнулась с новым явлением — конфронтацией как между субъектами федерации, так и внутри их (Северная Осетия—Алания, Ингушетия, Чеченская Республика, а теперь и Дагестан). Основными задачами деятельности органов внутренних дел в подобных конфликтах являлись миротворчество или борьба с незаконными вооруженными формированиями, терроризмом, всплеском экстремистских и сепаратистских настроений, бандитизмом и религиозным экстремизмом.
Социальные вызовы первого десятилетия XXI в. показали тесную взаимосвязь внешних и внутренних угроз для Российской Федерации, и наибольшая опасность таится во всевозможных внутренних противоречиях, являющихся источниками конфликтов и кризисных ситуаций, включая и вооруженные.
Как полагают эксперты, в ближайшие 25— 30 лет в России эти угрозы и противоречия не только сохранятся, но и могут повлечь серьезные последствия для безопасности и судьбы государства. Поэтому представляется важным определить начало зарождающегося социального конфликта в обществе.
Основными индикаторами приближающегося противостояния являются социальная напряженность, которая представляет собой сопутствующие конфликту состояния общественного сознания и поведения, складывающаяся специфическая ситуация восприятия и оценки действительности, эмоциональное состояние населения или общества в целом, продолжающееся в течение более или менее длительного времени.
К признакам зарождающегося конфликта можно отнести распространение недовольства существующим положением дел в жизненно важных сферах или существующим общественным порядком; утрату доверия к властям или отдельным социальным группам; психическое беспокойство, эмоциональное возбуждение, истерию в массовых (групповых) действиях; усиление борьбы за сферы влияния, официальную и неофициальную власть; стихийные и организованные стычки и др.
Эти процессы, как правило, происходят на фоне осложнения криминальной обстановки, активизации действий преступных групп и сообществ (нападение на арсеналы и склады с оружием, предприятия военно-промышленного комплекса, распространение оружия, взрывчатых веществ, рост количества заказных убийств с использованием оружия и взрывных устройств, диверсий, террористических актов, распространение ложных слухов и т. д.).
В складывающейся обстановке наиболее предпочтительным является комплекс предупредительных мер, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, направленных на снижение напряженности и разрешение конфликта несиловыми методами.
Скоординированные действия правоохранительных органов, общественных организаций, граждан способны погасить конфликт без применения силы, гибели людей, разрушений и иных социально-экономических бедствий, как это имело место в осетино-ингушском (1990 г.) и чеченском (1994 г.) конфликтах.
Эффективное противодействие зарождающемуся конфликту требует быстрого создания в каждом административном районе (оперативной зоне) группировки сил и средств (что многократно подтверждено практикой деятельности территориальных органов и внутренних войск МВД России в зоне кризисной ситуации), которые формируются на разных уровнях управления: муниципальном, межмуниципальном и региональном.
Такие группировки сил и средств целесообразно создавать в составе территориально -го органа внутренних дел районного уровня, усиленного батальона оперативного назначения внутренних войск МВД России; оперативного резерва (на два-три административных района) — полка оперативного назначения внутренних войск МВД России.
Задачи частям и подразделениям внутренних войск устанавливаются решением руководителей территориальных органов МВД России по согласованию со штабами региональных командований внутренних войск в соответствии с Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» [4].
Кроме того, воинские части оперативного назначения и специальные моторизованные воинские части (СМВЧ) внутренних войск МВД России могут привлекаться для поддержания особого режима въезда-выезда; ограничения свободы передвижения по территории, где введено ЧП; усиления охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; ограничения движения транспортных средств и их досмотра; поддержания режима комендантского часа; сопровождения и охраны колонн с военными грузами, материальными средствами и людьми; разоружения незаконных вооруженных формирований, изъятия оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, военной и другой техники; обеспечения работы следственно-
МВЫ 20772-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)
оперативных групп территориальных органов МВД России, ФСБ и прокуратуры.
Для обеспечения режима чрезвычайного положения от воинских частей, подразделений внутренних войск и территориальных органов МВД России, как правило, создаются заставы, контрольно-пропускные пункты, маневренные группы, заслоны, патрули и посты охраны порядка, резерв. Для сопровождения и охраны колонн (транспортов) с военными грузами, материальными средствами и людьми назначается группа сопровождения.
Основной формой действий группировки сил и средств территориальных органов в случае, если обстоятельства, вызвавшие кризисную ситуацию и чрезвычайные обстоятельства не были разрешены, является специальная операция. При кризисных ситуациях, связанных с проявлениями и угрозами террористического характера, проводится контртеррористическая операция [7].
Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории, на которой введено ЧП, Указом Президента Российской Федерации может быть создан объединенный оперативный штаб, в состав которого входят представители органов, обеспечивающих режим ЧП, руководство которым осуществляет комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.
Комендант территории наделен властью над всеми силами и средствами как региональными, так и федеральными, для обеспечения особого правового режима ЧП на территории его введения.
Активные и успешные действия объединенных сил способствуют постепенной нормализации обстановки на территории действия режима чрезвычайного положения. Часть населения на собственном опыте убеждается в том, что решения противоречий, послуживших причиной конфликта, можно достичь без людских и материальных потерь, путем переговоров с федеральным органом власти. В то же время падает авторитет организаторов вооруженного конфликта, сокращается поддержка незаконных вооруженных формирований со стороны населения материальными и финансовыми ресурсами, в частности, и из-за рубежа.
В этой обстановке со стороны федеральных сил на территории Чеченской Республики была применена иная стратегия, а именно — операции «невоенного типа» (гуманитарные операции, операции по поддержанию мира, антипартизанские действия, операции по демонстрации силы).
По оценкам и мнению руководства МВД России, при меньшей готовности структур МВД России к общевойсковому бою в сравнении с частями и подразделениями вооруженных сил Министерства обороны России, территориальные органы и внутренние войска МВД России в целом более других адаптированы к решению задач не силовыми методами при разрешении кризисных ситуаций. Вместе с тем сотрудники органов внутренних дел умеют находить контакты с местным населением, используя специфические формы и методы правоохранительных органов.
Совместная целенаправленная деятельность территориальных органов и внутренних войск МВД России при обеспечении режима чрезвычайного положения — это основной способ устранения возникших причин и угроз для населения, государства и его органов правовыми, организационными, силовыми и иными мерами в условиях кризисных ситуаций.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ // Рос. газ. 2001. 2 июня.
3. О защите населения и территорий от кризисных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ // Рос. газ. 1994. 24 декабря.
4. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 6 декабря 1997 г. № 27-ФЗ // Рос. газ. 1997. 12 февр.
5. О безопасности: Федеральный закон РФ от
28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // Рос. газ. 2010.
29 дек.
6. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.
7. О противодействии терроризму: Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // Рос. газ. 2006. 10 марта.
8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента России от 12 мая 2009 г. № 537 // Рос. газ. 2009.19 мая.
9. О классификации кризисных ситуаций природного и техногенного характера: постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 // СПС КонсультантПлюс.
E-mail: [email protected]