ISBSiNJ 20772-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)
10
розыскной деятельности: сб. науч. тр. М., 2002.
Доля Е.А. Формирование доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности: монография. М., 2010. Европейский Суд по правам человека в Российской Федерации: постановления и решения: в 3 т. 2005. Т. 2.
Зажицкий В.И. Результаты оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве: теория и практика. СПб., 2006.
. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» с приложением решений Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека. М., 2006.
11. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / под рук. В.В. Николюка. М., 2000.
12. Программа модельного законотворчества в Сотрудничестве независимых государств на 1996-1998 годы. СПб., 1997.
13. СеменцовВ.А., СафоновВ.Ю. Правовые предпосылки и этапы реализации оперативно-розыскной деятельности в досудебном производстве: монография. Екатеринбург, 2006.
14. Токарева М.Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам: методич. пособие. М., 2000.
E-mail: [email protected]
М.А. ГРОМОВ,
профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,
профессор, доктор юридических наук (Академия управления МВД России)
Актуальные проблемы обеспечения готовности органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях
В статье рассматриваются проблемы обеспечения готовности сил и средств органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях, а также основные направления и виды обеспечения готовности, даются определения понятий «готовность», «обеспечение готовности».
Особые условия, чрезвычайные ситуации, чрезвычайные обстоятельства, правовой режим, готовность, обеспечение готовности.
Под особыми условиями в деятельности органов и подразделений МВД России понимаются специфические условия их функционирования в чрезвычайной обстановке в следующих ситуациях:
— при обеспечении действий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, биолого-социального или техногенного характера (ЧС);
— при решении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств социально-политического и криминального характера (ЧО);
— при обеспечении правового режима контртеррористической операции (КТО),
участии в ее организации и проведении, а также при введении особых правовых режимов чрезвычайного положения (ЧП), военного положения (ВП), ведении гражданской и территориальной обороны и обеспечении мобилизационной готовности;
— при реальных угрозах безопасности (личности, обществу и государству), значительного материального и морального ущерба, людских потерь;
— при возникновении таких угроз, которые способны оказать существенное влияние на жизнедеятельность населения, функционирование органов власти и управления, предприятий, учреждений, организаций, в частности органов и подразделений МВД России;
— при возникновении ситуаций, в целях предотвращения которых требуется принятие адекватных чрезвычайных мер, в частности задействование государственных систем предупреждения, предотвращения, пресечения, ликвидации последствий и минимизации ущерба, создание специальной системы управления (органов оперативного управления, пунктов управления, средств связи),
IISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)
54
формирование функциональных групп, объединяемых в группировки сил и средств;
— при восстановлении общественного порядка и общественной безопасности, защите конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета государства.
Готовность является важнейшей категорией управления в социальных системах, включая и правоохранительную. Ее обеспечение — объективный критерий успешной деятельности органов и подразделений МВД России в особых условиях как при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чрезвычайных социально-политических и криминальных обстоятельствах, так и в условиях обеспечения чрезвычайных правовых режимов (правового режима контртеррористической операции, особых правовых режимов чрезвычайного и военного положения) [1].
Не случайно в документах МВД России последних лет (решениях коллегии МВД России, директивах МВД России, нормативных правовых актах) встречаются термины «готовность», «обеспечение готовности» и «подготовка различных сил и средств» органов и подразделений МВД России к деятельности в особых условиях.
Так, например, только на коллегии МВД России в 2008 г. специально рассматривались вопросы о причинах и условиях чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью и ранениями сотрудников и военнослужащих при исполнении служебных обязанностей (обязанностей военной службы); состоянии служебно-боевой и морально-психологической подготовки личного состава; об уровне профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России и их готовности к действиям, связанным с применением оружия, специальных средств и боевых приемов борьбы. В решении этой коллегии руководителям территориальных органов внутренних дел указано на необходимость при проведении оперативных совещаний (командующим — на военных советах в округах внутренних войск МВД России) проанализировать указанные вопросы и принять ответственное решение.
В качестве приоритетных направлений деятельности системы МВД России были определены совершенствование организации специальной, боевой и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних дел МВД России за счет интенсификации и максимального приближения содержания обучения к реальным условиям оперативно-служебной
деятельности, осуществления объективного контроля за его результатами [2].
В одном из базовых приказов МВД России руководителям органов и подразделений приказано обеспечить подготовку сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск к выполнению задач при чрезвычайных обстоятельствах; организовать обучение и сла-живание сил органов внутренних дел, привлекаемых к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, на занятиях по служебно-боевой подготовке и в ходе проведения тренировок, тактико-строевых занятий, штабных тренировок, командно-штабных и тактических (тактико-специальных) учений по тематике, разработанной совместно штабными подразделениями и подразделениями по работе с личным составом.
Среди основных направлений обеспечения готовности органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях целесообразно выделить следующие.
1. Наличие и реальность оперативных планов.
2. Обеспечение готовности личного состава (обучение, выработка психологической, морально-волевой устойчивости, слаживание элементов группировки сил и средств, а также органов управления, знание законов и иных нормативных правовых актов, умение сотрудников пользоваться специальной техникой, средствами индивидуальной защиты и активной обороны, оружием, выработка умений и навыков в принятии оперативных решений в чрезвычайной обстановке).
3. Всестороннее ресурсное обеспечение.
4. Организационная готовность системы управления (органов оперативного управления (ОШ), пунктов управления, средств управления — средств связи, систем автоматизированного управления, электронной и организационной техники, систем связи.
5. Организационная готовность взаимодействия (внутреннего и внешнего).
6. Организационная готовность информационного обеспечения.
7. Правовая обеспеченность действий сил и средств органов и подразделений МВД России в особых условиях.
Объективная необходимость обеспечения готовности объединенных в группировки сил и средств органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях определяется, с одной стороны, опасностью ЧО и ЧС, их динамикой, масштабностью, тяжкими последствиями; с другой — появлением дополнительных задач, увеличением объема выполняемых функций, изменением пространственных и временных границ их
МБЫ 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)
возникновения и развития. Это приводит к резкому усложнению условий деятельности органов внутренних дел, требует задействования имеющихся и дополнительных сил и средств, создания специальной системы управления (органов оперативного управления, пунктов управления, средств связи), применения временных ограничительных мер и дополнительных обязанностей в рамках чрезвычайных правовых режимов, формирования необходимых функциональных групп, объединенных в группировки под единым командованием и оперативным управлением.
Подготовка органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях — это заблаговременная системная организованная деятельность по обеспечению готовности сил и средств, функциональных групп, органов оперативного управления, группировки в целом к действиям в чрезвычайной обстановке.
Обеспечение готовности органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях — это процесс непосредственной подготовки сил и средств, функциональных групп, органов оперативного управления, группировки в целом к работе в указанных условиях.
Готовность органов и подразделений МВД России к действиям в особых условиях — это нормативно-правовое, функциональное, организационное, профессиональное, морально-психологическое состояние сил и средств органов внутренних дел, а также их материально-техническая оснащенность, способность к эффективному и результативному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач в определенное время и в обозначенном месте.
В основных видах готовности органов и подразделений МВД России выделяются нормативно-правовой, организационный, функциональный, алгоритмический (поэтапно-временной), профессиональный, морально-психологический, материально-технический (ресурсный) и служебно-боевой.
Основными формами и методами обеспечения готовности органов и подразделений МВД России (функциональных групп, органов оперативного управления, группировки сил и средств в целом) являются подготовка (корректировка) оперативных планов; подготовка сотрудников (на служебных занятиях, инструктажах, психологических тренингах); слаживание функциональных групп; проведение штабных тренировок, командно-штабных учений, тактико-специальных учений, оперативных игр; организация системы управления (формирование органов оперативного управления, создание пунктов управления, установление коммуникационных средств связи и управления); отработка алгоритмов действий должностных лиц в особых условиях деятельности; организация информационного обеспечения; налаживание взаимодействия; отработка схем оповещения сотрудников по сигналам и сбора личного состава.
Проводимое реформирование системы МВД России объективно повышает требования к сотрудникам органов и подразделений МВД России, их профессионализму при выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач.
Обеспечение их готовности достигается планомерной и регулярной подготовкой к действиям в особых условиях на всех уровнях управления при непременном осуществлении таких важнейших функций управления, как планирование, организация и контроль, а также организация взаимодействия.
Список литературы
1. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. № 7. Ст. 900.
2. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента России от 12 мая 2009 г. № 537 // Рос. газ. 2009. 19 мая.
E-mail: [email protected]