УДК 372.881.161.1
DOI: 10.18384/2310-7219-2018-1-82-90
о базисной категории «метод преподавания» в учебниках по методике преподавания русского языка начала хх в.
Текучева ИВ.
Московский педагогический государственный университет 119991, Россия, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1
Аннотация. В данной статье рассматривается одна из базисных категорий методики преподавания русского языка в школе - «метод преподавания» - в представлении учёных начала ХХ в. Данная категория рассматривается как часть исторически сложившейся методической системы. В качестве научно-исторического источника исследования избраны учебники по методике. На основе их анализа описаны основные методы преподавания русского языка - дедуктивный и индуктивный, использовавшиеся в начале ХХ в., и определены условия использования этих методов, возможные формы и приёмы их реализации.
Ключевые слова: методика преподавания, методическая система, базисная категория методики, метод обучения, учебник.
ON THE BAsIs CATEGORY "METHOD OF TEACHING" PREsENTED
in the textbooks on methods of teaching the Russian language of the early twentieth century
I. Tekucheva
Moscow State Pedagogical University
1/1 M. Pirogovskaya Str, 119991, Moscow, Russian Federation
Abstract. This article discusses one of the basic categories of methodology of teaching the Russian language at school - «method of teaching» in the view of scholars of the early twentieth century. This category is considered as part of the historically developed methodical system. As a scientific and historical source of study the textbooks on methodology were chosen. Based on their analysis the principal methods of teaching the Russian language - deductive and inductive were described, the methods were used in the early twentieth century, the conditions for the use of these methods, the possible grades and implementation techniques were determined.
Key words: methodology of teaching, methodological system, basic category of methodology, method of teaching, textbook.
Знание истории методики преподавания русского языка помогает видеть перспективы развития этой отрасли научных знаний, эффективно планировать научные исследования. Критический анализ существовавших взглядов и концепций, рассмотрение условий, в которых они появлялись, помогают совершенствовать теорию, а следовательно, и практику обучения русскому языку в школе.
© Текучева И.В., 2018.
В научно-методической литературе мы находим несколько подходов к анализу истории методики преподавания русского языка в школе. Во-первых, это анализ научной деятельности крупных учёных-методистов и их вклада в науку [9; 14; 25]. Во-вторых, аспектное описание отдельных исторических периодов развития методики [18; 30]. В-третьих, рассмотрение основных вопросов методики в социально-культурном контексте [3; 12; 19; 26].
В нашем исследовании, посвящён-ном анализу состояния и развития методики преподавания русского языка в первой трети ХХ в., мы использовали категориальный подход. Этот подход является комплексным и включает все указанные выше подходы, а также позволяет реконструировать целостную методическую систему избранного периода, определить тенденции в её развитии с учётом социально-культурного контекста и вклада учёных-методистов [27].
В предлагаемой вниманию читателей статье представлено описание одной из базисных категорий методики преподавания русского языка - методов преподавания на материале учебников по методике русского языка начала ХХ в. Эти учебники являются ценным научно-историческим источником, поскольку каждый из них в той или иной степени отражает методическую систему обучения русскому языку. Нами были рассмотрены тексты более двадцати учебников, хранящихся в библиотеках Москвы. Это учебники С.А. Золотарёва (1909), Н.К. Кульмана (1912, 1915), А.Д. Алфёрова (1912), В.В. Данилова (1912, 1914, 1917), В.А. Воскресенского (1913), М.А. Тростникова (1910, 1913), А. Кли-
ментова (1914), К.В. Ельницкого (1902, 1914), А.Н. Бунакова (1914), П.О. Афанасьева (1914, 1917), В.Я. Смирнова
(1916), Н.С. Державина (1917), А.В. Попова (1912, 1917), А.Е. Грузинского
(1917), А.М. Лободы (1915) и др. [27].
В этих учебниках мы не находим определений понятий «метод преподавания» или «метод обучения», хотя сами термины используются. В то же время, по данным других научно-методических источников второй половины XIX - начала ХХ вв., вопрос о методах преподавания русского языка неоднократно обсуждался [20; 29]. Показательно, что в учебнике Н.С. Державина «Основы методики преподавания русского языка и литературы в средней школе» (1917) есть основательный обзор исторического развития представлений о методах преподавания русского языка в школе [11]. В том числе в нём анализируется книга Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844), в которой предлагалось следующее определение метода преподавания: «Метода может быть принята, во-первых, как способ или образ учения. В значении гораздо высшем метода имеет целью подчинить человеческий дух, как существо учащееся, известным законам» [5, с. 30]. Ф.И. Буслаев писал, что существует два метода (способа) преподавания: либо ученик самостоятельно анализирует изучаемый материал и делает выводы, либо материал даётся ученику в готовом виде. Первый метод (методу) он называл гейристическим, второй - исто-рико-догматическим. Выбор того или иного метода Ф.И. Буслаев связывал с предметом преподавания и личностью учащегося, при этом высказывал сомнения в возможности использования
гейристического (сократического) метода в первоначальном преподавании отечественного языка, поскольку у учащихся нет «запаса наглядного знания» и «умения выражаться о чём-либо определённо» [5, с. 32].
Можно предположить, что авторы анализируемых нами учебников были знакомы с педагогическими трудами М.И. Демкова. В написанном им «Учебнике педагогики» (1916) мы находим следующее определение рассматриваемой базисной категории: «Метод - правильный путь, порядок, которому человек следует в своих мыслях и действиях. Метод - искусство направлять мысли и располагать деятельность по известному плану и целесообразно» [10, с. 79]. М.И. Демков, ссылаясь на труды по логике, различал догматическое и генетическое изложение науки и на этой основе выделял догматический и генетический методы преподавания (обучения). Догматический метод предполагает сообщение материала учителем в готовом виде; целью этого сообщения являются запоминание и воспроизведение материала по памяти. Генетический метод на первое место выдвигает постановку определённой учебной задачи и самостоятельное решение этой задачи «при помощи учителя, но своим умом» [10, с. 86]. В учебнике М.И. Демкова описаны формы объяснения нового материала. Он выделял акроаматическую (монологическую, излагающую) и эро-тематическую (вопросительную, разговорную) формы. И как один из вариантов эротематики называл эвристику (эвристическую форму), когда урок (а фактически - часть урока) «разлагается на ряд вопросов и ответов, ... ответы на вопросы не сообщаются в
готовом виде, а развиваются или находятся учащимися из имеющихся в запасе сведений, и всякий новый вопрос учителя с точностью примыкает к данному учеником ответу и из него заимствуется» [10, с. 95]. Надо заметить, что в качестве двух других вариантов эротематики М.И. Демков называл катехетику (урок «разлагается» на ряд вопросов и ответов, но ученик запоминает и вопрос, и ответ) и взаимный диалог (по мысли М.И. Дем-кова, «высший приём эротематики»). М.И. Демков полагал, что эвристика наиболее актуальна в начальной школе и низших классах средне-учебных заведений (5-7 классы современной школы). Эвристическая форма объяснения, как писал М.И. Демков, имеет свои достоинства, она: «1) возбуждает внимание учащихся, 2) побуждает сосредоточиться на предмете, 3) вызывает не соучастие в уроке, а самодеятельность, 4) развивает познания изнутри учащихся и поэтому делает их истинной собственностью его, 5) даёт возможность в процессе общения следить за ходом их мыслей, исправлять ошибки и промахи, дополнять, разъяснять непонятое» [10, с. 87]. Выбор формы объяснения ставился М.И. Демковым в зависимость от материала и подготовки учеников, а искусству составлять вопросы рекомендовалось уделять особое внимание.
Несмотря на то, что в педагогических трудах рассматриваемого периода неоднократно отмечали преимущества генетического метода преподавания, в школе безраздельно господствовал догматический метод, поскольку являлся, по мнению учителей, наиболее лёгким способом обучения, дающим возможность быстрого прохождения
материала [8, с. 75; 16, с. 23]. М.А. Тростников писал: «В прежние времена, да и теперь ещё в большинстве случаев сведения по грамматике сообщались так: учитель разъясняет грамматическое правило и заставляет заучить его наизусть по учебнику...» Думали: «от простого и ясного толкования правил самый разум учеников изощряется и нечувствительно готовится к восприятию высших словесных наук» [28, с. 10]. По словам П.О. Афанасьева, в начале ХХ в. в школе преимущественно использовался дедуктивный метод преподавания, механическое усвоение материала происходило путём «подзу-бривания» [2, с. 139].
Авторы анализируемых нами учебников придерживались идеи, что догматический метод не является эффективным, поскольку активизирует по преимуществу только работу памяти, не содействует развитию самостоятельности (самодеятельности) учащихся, не отвечает принципу связи теории и практики [8, с. 75; 23, с. 16]. Предлагалось использовать индуктивный (эвристический, генетический) метод преподавания грамматики, заключавшийся в том, что ученики непосредственно и самостоятельно (самодеятельно) наблюдают под руководством учителя за живой и книжной речью, анализируют «частные элементы знаний» посредством их сравнения, обобщения, формулируют выводы [21, с. 12; 22, с. 118; 13, с. 118]. В учебниках нет определений индуктивного и дедуктивного методов, также нет определения эвристического (генетического) метода. Однако сами термины используются во всех изданиях, причём «индуктивный» является синонимичным «эвристическому» и «генетическому»,
а «дедуктивный» используется как синоним «догматического».
Можно выделить несколько оснований, на которых основывалось убеждение авторов учебных книг в том, что индуктивный (эвристический, генетический) метод наиболее целесообразен для преподавания в средней школе. Во-первых, методисты считали, что индуктивный метод позволяет приучить детей к наблюдению над родной речью, что способствует постепенному овладению «правильным построением речи» и «пользованию всеми грамматическими формами русского языка» (развитию дара слова). Такое преподавание грамматики даёт возможность учителю ввести изучение грамматики «в общую систему занятий родным языком, поставив его в связь и с объяснительным чтением, и с предметными классными беседами, и с различного рода упражнениями» [4, с. 9]. Во-вторых, использование индуктивного метода «возбуждает самодеятельность учащихся и помогает им прийти к таким или другим обобщениям, основанным на изучении отдельных явлений языка» [4, с. 9]. В-третьих, реализуется принцип наглядности, поскольку учащиеся наблюдают за живой речью, а речь связана с окружающим миром; с помощью грамматического анализа уточняется представление учащихся о мире. В-четвёртых, сама грамматика является эмпирической наукой, опирающейся на опыт и наблюдения, и использует индуктивный метод исследования. Следовательно, и метод преподавания грамматики должен быть индуктивным [4, с. 9]. В-пятых, индуктивный метод способствует развитию мышления учащихся [16, с. 105].
В учебниках мы находим три варианта реализации индуктивного метода объяснения грамматического материала. Первый вариант заключается в том, что ученики сами подбирают языковой материал в соответствии с темой и поставленной учителем целью; затем этот материал анализируется учащимися с помощью учителя, дети делают обобщения и формулируют грамматическое правило (этот термин используется в источниках). Второй вариант: учитель приводит примеры грамматического материала, дети записывают примеры на доске и в тетрадях; затем материал анализируется детьми с помощью учителя, делаются обобщения, формулируется грамматическое правило. Третий вариант: учитель предлагает текст; дети по заданию учителя находят определённые грамматические явления в тексте; анализ этих явлений проводится под руководством учителя, делается обобщение, формулируется грамматическое правило [4, с. 26; 13, с. 148; 22, с. 119]. О том, что учитель может использовать метод наведения на вывод грамматического правила (терминология источника), пишет А. Климентов, однако отмечает, что в том случае, «если вопрос труден для наведения, то учитель гораздо лучше сделает, если сам в немногих, но понятных словах объяснит его, чем добиваться решения его от детей» [15, с. 148].
В процессе объяснения грамматического материала авторы учебников рекомендовали использовать различные приёмы, в том числе приёмы заполнения таблицы, записи примеров на доске и в тетрадях, подчёркивания анализируемых грамматических явлений. Давались также рекомендации по
подбору грамматического материала для анализа: предпочтение отдавать предложениям и текстам; предложения рекомендовалось использовать содержательные [13, с. 148; 6, с. 49].
В учебниках приводятся конспекты примерных уроков по грамматике. По ним можно судить, как авторы предлагали реализовывать теоретические рекомендации на практике. Показательны представленные в учебниках А.Н. Бунакова и Н.К. Кульмана конспекты уроков на тему «Степени сравнения имён прилагательных» (первый класс гимназии, учащиеся 11-ти лет). В конспектах реализуются теоретические идеи, сформулированные в учебниках: используется индуктивный метод объяснения через наблюдение над языковым материалом в форме вопросов-ответов с опорой на известный учащимся материал; при этом в определённой степени реализуются принципы наглядности и самостоятельности; учитель формулирует выводы и даёт определения грамматическим понятиям [4, с. 26; 17, с. 121].
Анализ учебников по методике позволяет сделать выводы относительно представлений учёных-методистов начала ХХ в. о методах преподавания.
1. Метод преподавания (обучения) понимается как способ достижения определённой цели обучения или путь к поставленной цели. Это определение мы находим в педагогических трудах; но в учебниках по методике преподавания русского языка определений данной категории нет.
2. Достоинство, пригодность, ценность тех или иных методов преподавания (обучения) определяется тем, насколько эти методы эффективны в достижении поставленных целей
обучения и развития учащихся [24, с. 4].
3. Выбор метода преподавания (обучения) опирается на принцип самостоятельности (самодеятельности) учащихся. Рекомендуется привлекать личный опыт учащихся, организовывать самостоятельное (самодеятельное) наблюдение детей над живой и книжной русской речью [7, с. 14].
4. Выбор метода преподавания опирается на принцип наглядности. Занятия грамматикой должны состоять в наблюдении и группировке явлений языка учащимися [1, с. 98].
5. Выделяются дедуктивный (догматический) и индуктивный (эвристический, сократический) методы преподавания (обучения).
6. Основным методом препода-
вания грамматики в средней школе должен быть индуктивный (эвристический, сократический), в основе которого - самостоятельное (самодеятельное) наблюдение и группировка детьми явлений языка под руководством учителя. Формулировка вывода, грамматического правила может быть сделана и учителем, если это непосильно для детей и если требуется введение научной терминологии [11, с. 330; 21, с. 128].
7. Основная форма реализации индуктивного метода - вопросно-ответная.
8. Возможность использования дедуктивного (догматического) метода при обучении грамматике не отрицается, однако указываются ограничения в его применении - характер грамматического материала, возраст учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алферов А.Д. Родной язык в средней школе (опыт методики). 2-е изд., исправл. М., 1912. 439 с.
2. Афанасьев П.О. Методические очерки о преподавании родного языка и примерные уроки по всем отделам русского языка с методическими пояснениями. 2-е изд., испр. М., 1917. 284 с.
3. Баранов М.Т. Русский язык в школе: к 210-летию включения в учебные планы // Русский язык в школе. 1999. № 5. С. 60-68.
4. Бунаков А.Н. Методика обучения русскому языку в средних учебных заведениях. М., 1914. 155 с.
5. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка: учебное пособие. М., 2010. 360 с.
6. Воскресенский В.А. О преподавании русского языка в начальном училище. Методика объяснительного чтения, грамматики и письменных упражнений. 4-е изд. СПб., 1913. 80 с.
7. Грузинский А.Е. Методика русского языка и литературы: курс, читанный на Московских высших женских курсах в 1916-1917 учебном году. М., 1917. 122 с.
8. Данилов В.В. Русский язык в высшем начальном училище. Петроград, Киев, 1914. 188 с.
9. Дейкина А.Д. Методическое наследие Михаила Трофимовича Баранова (1924-1999) // Русский язык в школе. 2004. № 4. С. 47-50.
10. Демков М.И. Учебник педагогики для учителей семинарий, женских гимназий и для народных учителей. 3-е изд., испр. Ч. 1. М., 1916. 216 с.
11. Державин Н.С. Основы методики преподавания русского языка и литературы в средней школе. Петроград, 1917. 512 с.
12. Донская Т.К. Краткие очерки по истории методики русского языка. 2-е изд. СПб., 2003. 143 с.
13. Ельницкий К.В. Методика начального обучения отечественному языку. 15-е изд. СПб., 1902. 195 с.
14. Идеи А.В. Текучева в новом методическом времени (к 110-летию со дня рождения академика АПН СССР А.В. Текучева): коллективная монография / под науч. ред. А.Д. Дейкина. М., Ярославль, 2013. 100 с.
15. Климентов А. Методика преподавания родного языка. 4-е изд. Одесса, 1914. 200 с.
16. Кульман Н.К. Из истории русской грамматики. Петроград, 1917. 105 с.
17. Кульман Н.К. Методика русского языка. 5-е изд. Петроград, 1915. 289 с.
18. Лапатухин М.С. Из истории преподавания русского языка в средних учебных заведениях России (дореволюционный период) // Учёные записки Калининского государственного педагогического института им. М.И. Калинина. 1963. Т. 34. С. 3-204.
19. Львов М.Р. Русский язык в школе: история преподавания: курс лекций для студентов педвузов и колледжей. М., 2007. 331 с.
20. Первый Всероссийский съезд преподавателей русского языка средней школы в Москве. М., 1917. 64 с.
21. Попов А.В. Методика русского языка. 2-е изд. М., 1912. 257 с.
22. Смирнов В.Я. Методика русского языка. М., 1916. 186 с.
23. Солонина П.Н. Записки по методике русского языка. Отд. III. СПб., 1911. 104 с.
24. Солонина П.Н. Записки по методике русского языка. Отд. I. Методика обучения грамоте. 24-e изд. СПб., 1913. 72 с.
25. Текучев А.В. Очерки по истории методики преподавания русского языка. М., 2008. 92 с.
26. Текучев А.В. Очерки по методике обучения русскому языку. М., 1980. 232 с.
27. Текучева И.В. Тенденции в развитии методики преподавания грамматики (начало ХХ в.) // Школа будущего. 2017. № 1. С. 84-89.
28. Тростников М.А. Методика грамматики русского литературного языка. 2-е изд., испр. и доп. Юрьев, 1910. 96 с.
29. Труды первого съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведений, 22-31 декабря 1903 г. СПб., 1904. 360 с.
30. Янченко В.Д. Научное наследие в области методики преподавания русского языка последней трети ХХ века - учителям-словесникам: монография. 2-е изд. М., 2017. 168 с.
REFERENCES
1. Alferov A.D. Rodnoi yazyk v srednei shkole (opyt metodiki) [Native language at a secondary school (experience methods)]. Moscow, 1912. 439 p.
2. Afanas'ev P.O. Metodicheskie ocherki o prepodavanii rodnogo yazyka i primernye uroki po vsem otdelam russkogo yazyka s metodicheskimi poyasneniyami [Methodological essays on teaching the native language and exemplary lessons for all divisions of the The The Russian language to the methodological explanations]. Moscow, 1917. 284 p.
3. Baranov M.T. [The The The Russian language at school: to 210-th anniversary of including into the curriculum]. In: Russkii yazyk v shkole [The The The Russian language at school], 1999, no. 5, pp. 60-68.
4. Bunakov A.N. Metodika obucheniya russkomu yazyku v srednikh uchebnykh zavedeniyakh [Methods of teaching the The The Russian language in secondary schools]. Moscow, 1914. 155 p.
5. Buslaev F.I. O prepodavanii otechestvennogo yazyka [On the teaching of the national language]. Moscow, 2010. 360 p.
6. Voskresenskiy V.A. O prepodavanii russkogo yazyka v nachal'nom uchilishche. Metodika ob"yasnitel'nogo chteniya, grammatiki i pis'mennykh uprazhnenii [On teaching the Russian language at primary school. Methodology explanatory reading, grammar and written exercises]. Saint Petersburg, 1913. 80 p.
7. Gruzinskii A.E. Metodika russkogo yazyka i literatury: kurs, chitannyi na Moskovskikh vysshikh zhenskikh kursakh v 1916-1917 uchebnom godu [Methodology of the Russian language and literature: The course, delivered at Moscow Higher Courses for women]. Moscow, 1917. 122 p.
8. Danilov V.V. Russkii yazyk v vysshem nachal'nom uchilishche [The Russian language in the higher primary school]. Petrograd, Kiev, 1914. 188 p.
9. Deikina A.D. [Methodological heritage of Mikhail Trofimovich Baranov (1924-1999)]. In: Russkii yazyk v shkole [The Russian language at school], 2004, no. 4, pp. 47-50.
10. Demkov M.I. Uchebnik pedagogiki dlya uchitelei seminarii, zhenskikh gimnazii i dlya narod-nykh uchitelei. Ch. 1 [Textbook pedagogy for teachers of seminaries, girls. Part 1]. Moscow, 1916. 216 p.
11. Derzhavin N.S. Osnovy metodiki prepodavaniya russkogo yazyka i literatury v srednei shkole [The basic methodology of teaching the Russian language and literature at a secondary school]. Petrograd, 1917. 512 p.
12. Donskaya T.K. Kratkie ocherki po istorii metodiki russkogo yazyka [Short essays on the history of the methodology of the Russian language]. Saint Petersburg, 2003. 143 p.
13. El'nitskii K.V. Metodika nachal'nogo obucheniya otechestvennomu yazyku [Methodology of teaching native language at primary level]. Saint Petersburg, 1902. 195 p.
14. Deikin A.D., ed. Idei A.V. Tekucheva v novom metodicheskom vremeni (k 110-letiyu so dnya rozhdeniya akademika APN SSSR A.V. Tekucheva) [A.V. Tekuchev's ideas in the new methodological time (to the 110 anniversary of A.V. Tekuchev, academician of the USSR Academy of Pedagogy)]. Moscow, Yaroslavl, 2013. 100 p.
15. Klimentov A. Metodika prepodavaniya rodnogo yazyka [Methods of teaching native language]. Odessa, 1914. 200 p.
16. Kul'man N.K. Iz istorii russkoi grammatiki [From the history of the Russian grammar]. Petrograd, 1917. 105 p.
17. Kul'man N.K. Metodika russkogo yazyka [The methodology of the Russian language]. Petrograd, 1915. 289 p.
18. Lapatukhin M.S. [From the history of teaching the Russian language at secondary schools of Russia (pre-revolutionary period)]. In: Uchenye zapiski Kalininskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta im. M.I. Kalinina [Proceedings of Kalinin State Pedagogical Institute, named after M.I. Kalinin], 1963, vol. 34, pp. 3-204.
19. L'vov M.R. Russkii yazyk v shkole: Istoriya prepodavaniya [The Russian language at school: the History of teaching]. Moscow, 2007. 331 p.
20. Pervyi Vserossiiskii s"ezd prepodavatelei russkogo yazyka srednei shkoly v Moskve [First all-Russian Congress of teachers of the Russian language of secondary schools in Moscow]. Moscow, 1917. 64 p.
21. Popov A.V. Metodika russkogo yazyka [The methodology of the Russian language]. Moscow, 1912. 257 p.
22. Smirnov V.Ya. Metodika russkogo yazyka [The methodology of the Russian language]. Moscow, 1916. 186 p.
23. Solonina P.N. Zapiski po metodike russkogo yazyka. Otd. III [Notes on the methodology of the Russian language. Division III]. Saint Petersburg, 1911. 104 p.
24. Solonina P.N. Zapiski po metodike russkogo yazyka. Otd. I. Metodika obucheniya gramote
[Notes on the methodology of the Russian language. Division I. Methods of teaching literacy]. Saint Petersburg, 1913. 72 p.
25. Tekuchev A.V. Ocherki po istorii metodiki prepodavaniya russkogo yazyka [Essays on the history of methods of teaching the Russian language]. Moscow, 2008. 92 p.
26. Tekuchev A.V. Ocherki po metodike obucheniya russkomu yazyku [Essays on methodology of teaching the Russian language]. Moscow, 1980. 232 p.
27. Tekucheva I.V. [Trends in the development of methods of teaching grammar (beginning of XX century)]. In: Shkola budushchego [School of the future], 2017, no. 1, pp. 84-89.
28. Trostnikov M.A. Metodika grammatiki russkogo literaturnogo yazyka [Technique grammar of the Russian literary language]. Yuriev, 1910. 96 p.
29. Trudy pervogo s"ezda prepodavatelei russkogo yazyka v voenno-uchebnykh zavedenii, 22-31 dekabrya 1903 g. [Proceedings of the first Congress of the Russian language teachers of military schools, December 22-31, 1903]. Saint Petersburg, 1904. 360 p.
30. Yanchenko V.D. Nauchnoe nasledie v oblasti metodiki prepodavaniya russkogo yazyka posled-nei treti XX veka - uchitelyam-slovesnikam [Scientific heritage in the field of methodology of teaching the Russian language in the last third of the twentieth century - for language teachers]. Moscow, 2017. 168 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Текучева Ирина Викторовна - кандидат филологических наук, профессор Московского педагогического государственного университета; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Irina V Tekucheva - Candidate of Philological Sciences, Professor, Moscow State Pedagogical University;
e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Текучева И.В. О базисной категории «метод преподавания» в учебниках по методике преподавания русского языка начала ХХ в. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 1. С. 82-90. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-1-82-90
FOR CITATION
Tekucheva I.V. On the Basis Category "Method of Teaching" Presented in the Textbooks on Methods of Teaching the Russian Language of the Early Twentieth Century. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2018. no. 1, рр. 82-90. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-1-82-90