уДК 796:338.2
о некоторых современных экономических аспектах физической культуры и спорта
Кандидат экономических наук, доцент Н. Ф. Бартош,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
В настоящей статье отражены особенности развития, динамика спорта не только в россии, но и на Кубани. Где немаловажное значение принадлежит губернатору Краснодарского края а. Н. ткачеву. В изложенном материале также приведена определенная статистика, раскрывающая состояние развития физической культуры и спорта на Кубани. В статье уделено определенное внимание развитию детско-юношеского спорта в нашем регионе.
Ключевые слова: развитие спорта; стадионы; социально-экономическое развитие; стратегическое управление; государство; финансирование; спортсмены.
В настоящее время ни одна отрасль народного хозяйства не сможет успешно развиваться, не опираясь на использование экономических законов, присущих как народному хозяйству России в целом, так и данной отрасли конкретно.
Экономические отношения в любой области представляют собой весьма сложную структуру. Они изучаются целым рядом систем экономических наук. К межотраслевым научным дисциплинам относятся, например, народнохозяйственное планирование, экономическая статистика, экономика труда, экономическая география, экономия промышленности, транспорта, сельского хозяйства, строительства, а теперь и экономика спорта.
В нашем исследовании уделяется внимание, в основном, финансово-экономической стороне развития физической культуры и спорта.
На наш взгляд, успешное социально-экономическое развитие физкультурно-спортивного движения в рамках субъекта РФ - Краснодарского края, в среднесрочном, а особенно в долгосрочном периоде, тесно связано с увеличением материально-технических ресурсов, с ростом их использования, а также с реализацией концепции долговременного социально-экономического развития физкультурно-спортивной сферы. Это очень позитивное движение в крае, которое реализуется бла-
годаря губернатору Кубани А. Н. Ткачеву. Он сам человек весьма спортивный и активно работает в продвижении спорта в крае. Ни в одном крае, области, национальном образовании нет такого количества спортсменов, любителей спорта, спортивных залов, стадионов и площадок, как в нашем крае. Более того, как субъект РФ, Кубань лидирует и по представительству команд мастеров на чемпионатах России, о чем свидетельствуют результаты собственных исследований, а также данные департамента по ФК и С Краснодарского края.
Необходимо отметить и тот факт, что деятельность в области социально-экономического развития Краснодарского края в значительной мере связана с перспективным развитием в последние годы социально значимой отрасли физической культуры и спорта, которая является наименее затратным, но в то же время весьма результативным рычагом эффективного физического и морально-психологического оздоровления народа, а следовательно, сохранения и воспроизводства трудового потенциала страны.
Огромная социально-экономическая значимость текущего стратегического управления и развития физкультурно-спортивного сектора объясняется, прежде всего, тем, что, как показывает богатый опыт развитых стран мира (США, Япония, Германия, Англия, Италия и Франция), спортивные, физкультурно-оздоровительные и сопутствующие им услуги начинают занимать заметное место в общем объёме социально значимых услуг, где занято от 40 до 60% трудоспособного населения США и стран Западной Европы.
Представляется немаловажным и обстоятельство, что существуют перспективные возможности роста туристического, спортивного и физкультурно-оздоровительного обслуживания людей, а это, прежде всего, связано с наличием и определенным развитием материально-технических, финансовых и трудовых ресурсов физкультурно-спортивного профиля, а также активного использования природно-ландшафтных условий Краснодарского края. По нашему мнению, темпы роста объема физкультурно-спортивных и иных
разнообразных сопутствующих услуг должны быть скоординированы по наличию и повышению размеров ресурсопотребления, а кроме этого, и по спортивно-рекреационным ресурсам, которые все же имеют некоторые ограничения по использованию в рамках краевого либо муниципального образования. Если использовать показатели социальных норм и нормативов, то можно определить некий уровень соответствия реальной сети различных физкультурно-спортивных сооружений и потребности в них для занятий физкультурой и спортом населения Краснодара и края в целом.
Известно, что в целом по краевому центру обеспеченность населения спортивными залами составляет 24,7%, бассейнами - 4%, плоскостными сооружениями - 77,7%. Но распределение всех этих физкультурно-спортивных сооружений в городе и крае крайне неравномерно. Естественно, что с большим отрывом лидирует Краснодар: около 70% всех спортивных сооружений приходится на его долю; еще в 4-5 городах и в 12-15 сельских районах дела обстоят удовлетворительно, а вот в остальных, почти в 30 районах и городах, ощущается острая нехватка самых различных сооружений, даже самых примитивных, которые могут быть расположены в школах, лагерях труда и отдыха и т. п.
Необходимо отметить и тот негативный факт, что обеспеченность основными физкультурно-спортивными сооружениями для различных категорий занимающихся ФК и самыми разнообразными видами спорта граждан, также заметно разнится. Так, например, потребности в спортзалах для детей детских садов удовлетворены на 57%, для учащихся общеобразовательных школ и гимназий - на 62,5%, учащихся средних специальных учебных заведений, а также учащихся начального профессионального образования - на 42,3%, в высших учебных заведений на 78,7%.
Надо отметить, что в последние годы на Кубани множество спортивных сооружений в городах Сочи, Новороссийске, Ейске, Абинске, Кропоткине, станице Каневской, Тимашевске и других, но все же этого пока недостаточно для занятий физической культурой и спортом для большинства населения края.
По мнению ведущих российских и зарубежных специалистов, с экономической точки зрения физическую культуру и спорт необходимо рассматривать как некий вид общественно полезной деятельности по оказанию разнообразных услуг, относящихся к непроизводственной сфере. Напрямую отрасль «физическая культура и спорт» не создает те или иные материальные блага, но вместе с тем занятия физической культурой и спортом позитивно влияют на повышение работоспособности и улучшение здоровья населения, а следовательно, весьма положительно сказываются на демографических показателях. И не только на них.
В настоящее время большое значение придается вовлечению в систематические занятия физической культурой и спортом детей, подростков и всей молодежи РФ через повседневные занятия и систему самых различных спортивных клубов и школ.
В настоящее время в России насчитывается 4145 образовательных учреждений в области физической культуры и спорта, в которых совершенствуя свое спортивное мастерство, обучается более 2,5 млн. детей, а целенаправленной подготовкой юных спортсменов занимается 1150 школ олимпийского резерва. Необходимо отметить тот положительный факт, что за последние 5-6 лет численность спортивных школ увеличилась на 16,5%. Но одно, весьма негативное обстоятельство, тоже надо отметить: дело в том, что за этот же период стоимость обучения в этих школах, а также экипировки спортсменов - учащихся этих школ, возросла в среднем на 20-40%, а это означает, что увеличивается отток многих перспективных ребят, которые могли бы в дальнейшем прославить Россию в спортивном мире. Что касается работы в спортивных школах, которые относятся к различным спортивным ведомствам, то картина тут в среднем по России и в нашем крае примерно одинакова: наиболее успешно работают физкультурно-спортивные общества «Спартак», «Урожай», «Динамо», «Юность России» и спортивные школы Министерства обороны. В других спортивных ведомствах дела обстоят несколько хуже. Необходимо отметить, что среди субъектов РФ, входящих в ЮФО, функционируют 87 спортивных школ, в которых систематически занимается около 90 тысяч детей, но финансирование этих школ со стороны государства оставляет желать лучшего. В Краснодарском крае в спортивных школах занимается практически каждый 11 ребенок в возрасте от 5 до 15 лет, а в Краснодаре - каждый 8. Это, конечно, весьма положительная тенденция. В то же время само российское государство, вступившее в рыночные отношения, предъявляет совершенно новые требования к каждому человеку в плане физической подготовки и трудовой деятельности. Президент и правительство РФ объявило приоритетным направлением развитие физической культуры и спорта в стране, что стало ключевым направлением и в социальной политике государства.
Несмотря на то что в настоящее время в России и на Кубани наблюдается положительная тенденция увеличения числа занимающихся физической культурой и спортом, но все же показатели физкультурно-спортивной активности гораздо ниже, чем в других экономически развитых странах. Об этом свидетельствуют следующие цифры: в России занимается физической культурой и спортом каждый 11-12 россиянин, а в развитых странах мира этот показатель в 3-4 раза выше. Эти данные свидетельствуют, прежде всего, о том, что наши граждан не считают, что физическая культура и спорт несут им здоровье, физическое и духовное благополучие, что не может не отразиться на благополучии общества в целом. Необходимо привести также данные о том, что в России только каждый 10-11 человек, заботясь о своем здоровье, ведет здоровый образ жизни. А при таких «завидных» показателях нельзя ожидать высокой производительности труда на предприятиях и в организациях. Этот негативный факт
подтверждают и сравнительные данные о производительности труда в экономически развитых странах Европы, США и Японии, что не может не сказываться на ВВП и ВНП.
Вот почему в последнее время в России приобретают особую значимость вопросы экономической эффективности развития физической культуры и спорта в условиях рыночных отношений, а кроме этого, и проблемы выбора наиболее рациональных способов потребления многих ресурсов для расширения существующего рынка производственных услуг, где нельзя не учитывать максимальное потребление их ассортимента и надлежащее качество потребительских запросов населения.
Таким образом, в наши дни очень актуальным становится поиск форм взаимодействия государства как на федеральном уровне, так и на региональном и местном уровне с частными производителями физкультур-но- оздоровительных и спортивных услуг для того, чтобы привлечь капитал и создать дополнительные рабочие места, что в современных рыночных отношениях так же является весьма актуальным делом.
Если обратиться к такому явлению, как взаимосвязь спорта и экономики в настоящее время, то за последние несколько лет спорт в Европе поднялся на более высокий уровень и стал важным сектором экономики, так как он уже опережает другие отрасли и предоставляет большое количество товаров и услуг. Даже по весьма предварительным подсчетам, каждая из 12 наиболее развитых стран Европы в среднем ежегодно отчисляет в спортивный бюджет около двух миллиардов долларов, что составляет 1-2% ВНП. Нельзя не учесть и то, что финансирование спорта происходит из разнообразных источников: государственных, региональных, местных, а кроме этого, существуют еще добровольные общественные, частные отчисления, то есть личные взносы различных слоев и категорий населения. Например, частное финансирование спорта в Германии составляет 15,8, в Великобритании - 14,1, в Италии - 10,7 а во Франции - 9,6 миллиардов долларов. В России же этот показатель остается низким, что объясняется весьма слабым состоянием экономики в стране. Общее же финансирование спорта в западноевропейских странах составляет более 90 млрд. долларов. Местные органы власти стран Западной Европы так же не остаются в стороне, так как вкладывают в спортивные мероприятия около 17 млрд. долларов ежегодно, а 45 млрд. долларов предоставляется спортивным рынком. Отсюда можно сделать вывод о том, что весьма заметна и существенна доля государственного сектора экономики в финансировании спорта в странах Западной Европы.
В этих же странах большее значение придается развитию детского и молодежного спорта. Например, во Франции бюджет Министерства по делам молодежи и спорта в 2004 году составил около 3 млрд. евро, что составляется почти 20% всего государственного бюджета страны. А местные спортивные организации ежегодно
выделяют почти 700 млн. евро, где на заработную плату сотрудников по делам спорта в стране тратится около 340 млн. евро.
В настоящее время никто не будет отрицать тот факт, что современный спорт остро нуждается в финансировании, причем весьма существенном.
Еще 20-30 лет назад спорт еще не был ярким социальным явлением международного масштаба, деньги еще не являлись самой целью, главным был престиж страны. Эта гармония была нарушена с приходом телевидения, когда особое, весомое место заняла реклама, появились чисто коммерческие соревнования в любительском спорте. Вот тут уже начались злоупотребления, так как победа была нужна любой ценой. Практически сразу стали появляться различные категории спонсоров: это спонсоры по рекламе товаров, снаряжения для спортсменов, спонсоры и партнеры по производству фирменных значков и т. д. Между различными телекомпаниями разгораются жаркие, жестокие споры за получение прав на трансляцию спортивных соревнований, а поэтому телекомпании в этой схватке не скупятся на средства. Например, право на трансляцию Олимпийских игр в Атланте обошлось 900 млн. долларов, в том числе одна только американская компания Эн-Би-Си заключила сделку на сумму около 460 млн. долларов, Европейский союз телевидения - на сумму 250 млн. долларов, японская компания Эн-Эйг-Кей - на сумму почти в 100 млн. долларов. Следовательно, логично сделать вывод: спорт заинтересован в телевидении, прежде всего, как в основном источнике финансирования большинства спортивных соревнований и подготовки к ним. Как правило, телевидение финансирует развитие спорта, чтобы доходы получали те спортивные федерации и клубы, которые наиболее успешно с ним сотрудничают.
В последние годы в России произошел явный подъем в области сотрудничества СМИ, прежде всего телевидения и спорта. Необходимо отметить лишь тот факт, что на российском телевидении существуют два спортивных канала, которые практически сразу же завоевали сердца и умы миллионов любителей спорта, так как эти каналы транслируются и в некоторых странах бывшего СССР. На эти трансляции по радио и телевидению, а также на описание наиболее значимых спортивных соревнований расходуются существенные суммы, но здоровый образ жизни, вовлечение в физическую культуру и спорт стоят этих затрат. Необходимо констатировать, что важным экономическим нормативом, отражающим финансирование физической культуры и спорта во многих регионах России, является положение о том, что все основания на финансирование физической культуры и спорта указываются в бюджете отдельно в объеме до 1% городского (районного) бюджета. При этом привлечение средств из внебюджетных источников не предусматривает какое бы то ни было сокращение бюджетных поступлений. Однако необходимо отметить, что массовые спортивные мероприятия и городские (районные) программы по развитию
физической культуры и спорта должны осуществляться государственным органом отраслевого управления. В этом случае общее должное обеспечение мероприятий и программ спортивно-оздоровительных мероприятий в масштабах города и районов осуществляется уже не только за счет городского (районного) бюджета, но и за счет внебюджетных источников.
Это все свидетельствует о том, что необходимо создавать в нашем государстве более благоприятные условия для надлежащей организации, четкого регулирования и управления российской физкультурно-оздоровительной, спортивной, а также обширной туристической сферой на основе тесного взаимодей-
ствия с рыночным механизмом функционирования этого социального вида российской экономики.
ЛИТЕРАТУРЛ:
1. Кутенов, М. Е. Маркетинг в зарубежном спорте: учебное пособие. - М., 1999.
2. Жолдан, В. И., Зуев, В. Н. Основы менеджмента спорта. - Т., 2001 .
3. Карлоф Б. Деловая стратегия. - М.: Экономика, 2003.
4. Кузин В. В. Предпринимательство в спорте. - М., 2003.
5. Паршиков А. Т. Спортивная школа как социально-педагогическая система: монография. - М.: Советский спорт, 2004.
ABOUT SOME MODERN ECONOMIC ASPECTS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT
N. Bartosh, Assistant Professor, Candidate of Economic Sciences,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.
Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.
The peculiarities of development, the dynamics of sport not only in Russia, but also in Kuban, where it is paid great attention to this issue by the Governor of Krasnodar region A. Tkachev, are reflected in the article. It is also given the certain statistics revealing the level of development of physical education and sport in Kuban. The definite
attention is paid to the development of sport for children and youth in our region.
Key words: development of sport; stadiums; social and economic development; strategic management; state; financing; athletes.