ЭКОНОМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
ECONOMICS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
УДК 338:796 ББК 65.497.5 К 56
М.Г. Коваленко,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Тел.: +7 (918) 319-09-26, e-mail: [email protected]
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
( Рецензирование )
Аннотация. На сегодняшний день физическая культура и спорт становятся одним из главных направлений общественной деятельности, а также социальной политики молодежи. Реализация спорта решает задачи оздоровления общества, а кроме того создает имидж Краснодарского края на международной арене. В статье представлены данные о состоянии физической культуры и спорта на территории Краснодарского края. Для осуществления развития спортивных зданий, сооружений и спорта в целом необходимо, при наличии достаточного количества финансов, их оптимальное и рациональное распределение по всему региону.
Ключевые слова: спортивные здания и сооружения, физическое развитие граждан, физическая культура и спорт, развитие отрасли, организация, финансы, спортивные организации, спортивные объекты.
M.G. Kovalenko,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Economics and Management Department, Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar. Ph.: +7 (918) 319-09-26, e-mail: [email protected]
ECONOMIC STABILITY OF DEVELOPMENT OF ENTERPRISES OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS
Abstract. Today, physical education and sports are becoming one of the main directions of social activity, as well as social youth "policy". The realization of sports activity "solves" the tasks of improving the society, and also creates an image of the Krasnodar territory on the international arena. The article provides data on the state of physical education and sports in the Krasnodar territory. To implement the
development of sports buildings, facilities and sport in general. It is necessary to have their optimal and rational distribution throughout the region with sufficient financial resources the supported.
Keywords: sports buildings, facilities, physical development of citizens, physical education, industry development, finance, sports organizations.
Одним из важных направлений общественной деятельности страны считается уровень физической культуры и спорта, главной целью которого является физическое развитие граждан, улучшение их здоровья и массовая пропаганда здорового образа жизни.
Огромное внимание со стороны федеральных, областных и районных органов власти уделяется развитию физической культуры и спорта из числа различных возрастных и социальных групп населения с помощью осуществления долгосрочных целевых проектов развития, а кроме того поддержки местных инициатив.
Ситуацию в сфере физической культуры и спорта на региональном уровне можно оценить с помощью ряда показателей, таких как: обеспеченность жителей спортивными зданиями и сооружениями; часть граждан Российской Федерации, занятых физической культурой и спортом по месту жительства; доля школьников и студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом; часть лиц с ограниченными возможностями здоровья, систематически занятых физической культурой и спортом [1].
Развитие спортивной организации обретает первостепенное значение в прогрессивных экономических условиях, так как только спортивные компании с результативной и квалифицированной системой анализа и управления экономическими ресурсами могут увеличить свои ресурсы и предложить рынку свои услуги, что дает возможность окупить все без исключения расходы и представляет вероятность увеличить результативность внутренних и внешних спортивных и культурно-оздоровительных проектов.
Значимость рассматриваемой темы доказана трудами ряда ведущих российских экономистов, которые основную роль отводят высокой эффективности экономической деятельности субъекта, которому также принадлежат и спортивные компании. Главенствующим моментом обозначают, в первую очередь, наиболее эффективную систему анализа и управления капиталами, которая даст возможность усовершенствовать движение финансовых потоков, убавить потери финансовых ресурсов, даст возможность провести сокращение излишнего и малоэффективного числа персонала, и как результат - придаст спортивной организации необходимое движение в сторону увеличения доходности и производительности работы, а кроме того - позволит принимать оперативные управленческие решения согласно абсолютно всем нюансам спортивной, хозяйственно -экономической, экономической и инвестиционной деятельности организации.
Важные финансовые исследования и повышение производительности управления капиталами явно или косвенно оказывают огромное воздействие на такие основные характеристики спортивной организации, как прибыль, результативность, прибыльные выплаты по кредитным ресурсам, дивиденды, затраты и расходы [2].
Устойчивость хозяйствующего объекта подразумевает собой совокупность единичных, отдельных и индивидуальных равновесий. Финансовое положение компании способно меняться от крайне неустойчивого, при котором оно находится на грани разорения, вплоть до относительно стабильного. В случае несоблюдения стабильности существенную значимость имеет
направленность процесса: повышение непостоянства либо снижение. В степени хозяйствующих субъектов разногласие может быть и источником современного формирования, несмотря на то, что отражаемая в базе спроса и предложения конкурентоспособная сфера регулярно нарушает баланс, подрывает финансовую стабильность одних, в то же время увеличивая устойчивость других субъектов.
Целями спортивной организации считаются сохранение здоровья, формирование физических возможностей человека и применение их в согласовании с нуждами социальной практики. Это требует в главную очередь наличия в спортивной компании работников высокой квалификации в сфере спорта и медицины. Спортивные организации должны принимать во внимание возрастные изменения, совершающиеся в организме человека, для того чтобы скорректировать программы занятий. Конструкция организаций, сопряженных со значительными достижениями в сфере спорта, должна содержать научно-экспериментальные отделы согласно оценке достижений спортсменов и предложений согласно их улучшению [3].
Можно отметить, что спортивная деятельность целиком зависит от квалификации персонала - практически никакое техническое обеспечение не в состоянии гарантировать выигрышное состояние при условии невысокой квалификации работников.
Важным фактором в работе спортивной компании считаются высокая значимость репутации и имидж организации на рынке предоставляемых услуг. Престиж и имидж нужны, с одной стороны, в период выбора организации спонсором, покупателем либо болельщиком, с другой стороны, потому что недобросовестность в оказании отдельной услуги способна создать представление о том, что данная
организация не подготовлена к осуществлению услуги.
Зачастую спортивные клубы либо спортивные школы в целом рассматриваются непосредственно как учебное заведение для специалистов, чтобы повысить свою квалификацию. Приобретя значимый опыт работы со спортсменами и клиентами, высокую квалификацию, утвержденную как документально, так и самими навыками тренера или инструктора, работники приобретают возможность перейти в другую спортивную организацию и, как правило, на более высокую должность.
В наше время в Российской Федерации создан целый ряд различных, согласно масштабам и характеру работы, внебюджетных фондов содействия развитию и формированию физической культуры и спорта.
Внебюджетные фонды содействия формированию спорта формируются не только лишь на общероссийском уровне, однако и на уровне субъектов Российской Федерации, а кроме того - и на местном уровне [2].
Деятельность и последующее формирование физической культуры и спорта в условиях рыночной экономики подразумевает непрерывный отбор дополнительных источников финансирования и материального обеспечения, например, спонсорство.
В целом за минувшие годы из краевого бюджета в городские образования на развитие физической культуры и спорта, в том числе и на строительство спортивных объектов, было направлено свыше 70 миллиардов рублей - на строительство спортсооружений, обновление инвентаря и оборудования для спортивных школ, а также для непосредственного участия спортсменов в различных соревнованиях, покупку автомобилей для перевозки участников и необходимого инвентаря. Данные средства помогли выйти нам на новый уровень в спорте [1].
Бесспорно, важнейшим спортивным событием для Краснодарского края стали Зимние Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи. Они прошли на высшем уровне, что не смогли не отметить руководители всех уровней и отраслей спорта, а также сами спортсмены, тренеры и все остальные участники данного события. Кубанские спортсмены на Зимних Олимпийских и Паралим-пийских играх завоевали 6 золотых медалей - достаточно высокий результат для нашего края в данных соревнованиях [4].
Помимо этого, особую заинтересованность болельщиков вызвали достижения кубанских спортсменов в иных крупнейших спортивных состязаниях планеты - чемпионате мира по стрельбе в Испании, чемпионате мира по дзюдо в России, чемпионате мира по тяжелой атлетике, чемпионате мира по плаванию в Катаре, а также чемпионате мира по гребле на байдарках и каноэ. На данных соревнованиях наши спортсмены завоевали 12 медалей.
Все без исключения достижения стали возможны в связи с ежегодным увеличением числа кубанских спортсменов в сборной страны в различных видах спорта. За прошедший год эта цифра увеличилась, и на сегодняшний день Кубань в России представляют около 900 лучших спортсменов по 50 летним и зимним спортивным видам. И с каждым годом все больше спортсменов пополняют ряды сборной России [1].
В Краснодарском крае не прекращается масштабная постройка спортивных объектов в муниципальных образованиях. Всего на территории края в рамках разных федеральных и краевых проектов построено и пребывает в завершающей стадии строительства 427 больших спортивных зданий и сооружений -71 многофункциональная спортивно-игровая площадка и 169 воркаут-зон. Лидеры в данном направлении - Славянский и Апшеронский районы, Новороссийск и Геленджик [5].
По количеству спорткомплексов, оборудованных спортивно-техническим оснащением за счет средств федерального бюджета, Краснодарский край занимает 1 место.
Доля населения Кубани, регулярно занимающегося спортом, составляет приблизительно около 40% от общего числа жителей региона, в общей сложности примерно на 10% больше, нежели в среднем по стране [6].
Процент детей и подростков, занятых в спортивных школах, с каждым годом все увеличивается. Также год от года растет и число спортивных учреждений.
В Краснодарском крае в настоящий момент около 40 ЦСП, 302 спортивных школы, в общей сложности в них занимаются: 862 члена сборной России, 7600 спортсменов, 203 400 детей и около 40% подростков.
При исследовании 18 муниципалитетов выявлено, что Апшеронский, Динской, Павловский, Мостовской и Тбилисский районы обращают на себя внимание, так как их показатели не только ниже среднекраевого, однако и среднероссийского.
Но число занимающихся спортом обязательно должно переходить в качество. Деятельность спортшкол, в первую очередь, состоит из спортивных результатов, присвоения спортивных разрядов. Здесь обстановка несколько различается.
К примеру, разберем такого рода показатель, как процент спортсменов-разрядников в муниципальных образованиях. Среднекраевой показатель примерно составляет 30%. Спортивный разряд присваивается за достижение определенного результата либо осуществление определенных нормативов на официальных соревнованиях. В различных видах спорта спортивные разряды присваиваются с 6 лет. Определенной возрастной границы для присвоения разрядов не существует. Другими словами, спортивные разряды отображают качество работы
и считаются неотъемлемым условием для перевода спортсмена с одного этапа на другой в физкультурно-спортивной организации [3].
Также можно рассмотреть такой показатель, как процент подготовленных членов сборной Краснодарского края по видам спорта от числа занимающихся в спортивных учреждениях. Среднекраевой показатель составляет около 4%. Фаворитами выступают: Краснодар, Староминский и Гулькевичский районы. В числе отстающих - Тем-рюкский, Абинский и Калининский районы.
Таким образом, с группой лидеров все предельно понятно. А вот сдают свои позиции следующие районы: Тихорецкий - минус 12 позиций, Славянский - минус 11, Анапа - минус 12, Кавказский район - минус 28, Калининский - минус 26. Все эти районы показывают минус в своих позициях, практически неизменным по своим показателям остался только Армавир. Примерно 8 из 10 районов по данному показателю показывают результат ниже среднекраевого.
Еще одним из важнейших показателей развития массового детского спорта является доля вовлечения ребенка во всекубанские турниры, например, на Кубок губернатора по футболу, стритболу, легкой атлетике, плаванию, а также настольному теннису. Данные соревнования имеют исключительно региональный характер. В среднем по краю к данным турнирам было привлечено практически 60% детей разного возраста. Данный показатель превышен в 23-х муниципалитетах. Менее 50% детей привлекли в 11 городах и районах.
Значительно повысили свои позиции Отрадненский район - с 43-го места перешел на 14-е, а также Коре-новский район - с 19-го перескочил на 3-е место. Следует обратить внимание, что 50% - это низший порог. Привлекают к себе внимание 36% Староминского района, особенно
если его сопоставить с результатом Ленинградского района - 69%.
Также следует отметить, что наш край превышает в 2 раза общероссийский уровень занимающихся спортом людей с ограниченными возможностями - 11,5% против 5,7%. И общероссийский коэффициент превышен абсолютно во всех населенных пунктах и районах Краснодарского края. Однако в таком случае среднекраевой уровень достигнут только в 15 муниципальных образованиях. Традиционный лидер - Крыловский район, где физкультурой и спортом занимаются более 24% всех людей с ограниченными физическими возможностями [5].
Теперь же единые данные муниципальных образований по всем показателям - это процент населения, регулярно занимающегося физической культурой; доля детей и подростков, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах; процент спортсменов-разрядников; процент членов сборной Краснодарского края; процент людей с ограниченными возможностями, привлеченными к занятиям спортом; процент привлечения школьников к участию в кубках губернатора; финансирование отрасли.
Проанализировав данные по всем характеристикам, следует заметить, что работу 7 муниципальных образований можно охарактеризовать как наиболее эффективную и результативную. Особое внимание обращаем на Славянский район, который превышает общекраевые показатели по всем характеристикам. Этот район - безусловный лидер и более продуктивный муниципалитет в развитии физической культуры и спорта.
А также по 6 из 7 показателям превосходит Белореченский район, по 5 - Геленджик, Новороссийск, Кавказский, Ейский и Красноармейский районы.
Большая часть районов и городов демонстрируют средние результаты, говорящие о том, что в некоторых
позициях они занимают лидирующие места, а по каким-то другим признакам - отстают.
В конечном итоге есть группа из 5 муниципальных образований, которые согласно всем 7 показателям показывают итоги ниже средне-краевого. Это Белоглинский, Павловский, Темрюкский, Приморско-Ахтарский и Тбилисский районы. Причем несколько лет подряд из этого списка не выходят Павловский, Темрюкский и Тбилисский районы.
Павловский и Темрюкский районы усугубили свои собственные позиции по четырем показателям, Тбилисский - по пяти. Что свойственно, у всех 3-х муниципалитетов финансирование отрасли на низком уровне.
Главные показатели эффективности работы любого муниципального образования никак не зависят ни от числа населения, ни от географического положения. По большей степени все зависит от качества деятельности в любом из муниципалитетов, от того, на каком месте находятся физическая культура и спорт, являются ли они приоритетом работы власти того или иного города или района [7].
В действующей системе подготовки не имеется четко установленных задач для организаций различного уровня, что выражается в межуровневой и межведомственной разобщенности и несогласованности в постановке вопросов о подготовке спортивного резерва, в планировании работ спортивных учреждений.
Не предусматривается реальная необходимость спортивных сборных команд субъектов государства и сборной Российской Федерации в целом. Следует абсолютное федеральное регулирование данного процесса с назначением точных задач по каждому уровню подготовки, начиная от городского образования и заканчивая сборной командой Российской Федерации.
Основными целями и задачами развития отрасли физической культуры и спорта на 2018 год можно считать: увеличение процента жителей, систематически занимающихся физической культурой, до 50,5%, процент детей и подростков, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах - увеличить до 42%, довести процент людей с ограниченными возможностями, занимающихся физической культурой и спортом, до 17,7%.
Примечания:
1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р. URL: http:www.gov.ru.
2. Воеводина С.С., Гетман Е.П., Гремина JI.A. Предпринимательство в физической культуре и спорте: экономическо-правовые основы: коллективная монография. Краснодар: КГУФКСТ, 2015. С. 251.
3. Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес. М., 2006. 321 с.
4. Программа постолимпийского использования олимпийских объектов, утв. Правительством Российской Федерации от 09.02.2013 № 630-п-ПЭ // Консультант Плюс. Законодательство. Версия Проф / АО «Консультант Плюс». М., 2014.
5. Федеральный закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г., № 329-Ф3.
6. Зубаев Ю.А. Спонсорство в спорте. Омск, 2011. С. 21-25.
7. Починкин А.В., Какузин В.А. Экономика физической культуры и спорта. Малаховка, 2013. С. 10-41.
References:
1. Strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period until 2020: Order of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009 No. 1101-r. URL: http: www.gov.ru.
2. Voevodina S.S., Getman Е.Р., Gremin L. A. Entrepreneurship in physical culture and sports: economic and legal basis: collective monograph. Krasnodar: KSUFKST, 2015. P. 251.
3. Galkin V.V. The economy of sports and sports business. M., 2006. 321 p.
4. Program of Post-Olympic use of Olympic facilities, approved Government of the Russian Federation No. 630-p-P9 of February 9, 2013 // Consultant Plus. Legislation. Version Prof / Consultant Plus. M., 2014.
5. Federal Law of the Russian Federation "On Physical Culture and Sport" of December 4, 2007, No. 329-FZ.
6. Zubayev Yu.A. Sponsorship in sports. Omsk, 2011. Pp. 21-25.
7. Pochinkin A.V., Kakuzin V.A. Economics of Physical Culture and Sports. Malakhovka, 2013. Pp. 10-41.