Научная статья на тему 'О некоторых аспектах использования органами внутренних дел средств массовой информации при чрезвычайных обстоятельствах'

О некоторых аспектах использования органами внутренних дел средств массовой информации при чрезвычайных обстоятельствах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
497
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
EMERGENCY CIRCUMSTANCES / MASS MEDIA / INFORMATION OF THE PUBLIC / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Снеговой А. В.

В статье исследованы особенности использования органами внутренних дел средств массовой информации при выполнении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств. В частности, рассмотрены проблемы правового и организационного обеспечения информирования граждан и организаций о чрезвычайных обстоятельствах и мерах принимаемых органами внутренних дел по нормализации обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Снеговой А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Several aspects of the use of the mass media by law enforcement agencies in case of emergency

The article examines the use of the mass media by law enforcement agencies while performing emergency duties. Among other things, the article looks at regulatory and organizational support for informing citizens and organizations of emergency circumstances and emergency arrangement made by law enforcement agencies in order to return to normal conditions

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах использования органами внутренних дел средств массовой информации при чрезвычайных обстоятельствах»

А.В. СНЕГОВОЙ,

заместитель начальника кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,

кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

A.V. SNEGOVOY,

Deputy Chief of the Department of Law Enforcement Agencies Management under specific circumstances,

Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor (the Academy of Management of the Interior Ministry of Russia)

УДК 351.74

О некоторых аспектах взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации при чрезвычайных обстоятельствах

Several aspects of the use of the mass media by law enforcement agencies in case of emergency

В статье исследованы особенности взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации при выполнении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств. Рассмотрены проблемы правового и организационного обеспечения информирования граждан и организаций о чрезвычайных обстоятельствах и мерах, принимаемых органами внутренних дел по нормализации обстановки.

Чрезвычайные обстоятельства, средства массовой информации, информирование общественности.

The article examines the use of the mass media by law enforcement agencies while performing emergency duties. Among other things, the article looks at regulatory and organizational support for informing citizens and organizations of emergency circumstances and emergency arrangement made by law enforcement agencies in order to return to normal conditions.

Emergency circumstances, mass media, information of the public.

Средства массовой информации (далее — СМИ) оказывают значительное влияние на общественное сознание, поэтому отношения органов внутренних дел и СМИ составляют один из важнейших аспектов связей с общественностью, который обеспечивает доверие и поддержку со стороны граждан и выступает в качестве реализации принципа открытости, закрепленного в Федеральным законе РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ [3].

Открытость органов внутренних дел выражается в доступности для населения информации о деятельности МВД России, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы каждого гражданина, а также — в систематическом информировании общества о предполагаемых или принятых органами внутренних дел решениях [8, с. 5].

Правовой основой деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах являются Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты.

Термин «чрезвычайные обстоятельства» получил широкое распространение в системе действующего правового регулирования и используется в различных отраслях современного российского права: гражданском, налоговом, административном, уголовно-процессуальном, жилищном, земельном, трудовом и других. Однако единого понятия «чрезвычайные обстоятельства», зафиксированного на уровне

9

И <

ш о а С

и S а

и и

У S

I—

о <

о ^

о н

и

0

1

< I

10

федерального законодательства, с четким разграничением их видов, пока не существует.

Термин «чрезвычайные обстоятельства» использован в Федеральном конституционном законе РФ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ, где рассматриваются обстоятельства, представляющие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. Далее, в этом законе перечисляются исследуемые обстоятельства, которые могут послужить основанием для принятия решения о введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации или ее отдельных местностях, они подразделяются на две группы: чрезвычайные обстоятельства социально-политического и криминального характера и чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера [1].

Ссылаясь на сложившуюся нормотворческую практику, А.В. Мелёхин отмечает, что среди ученых, законодателей и практиков нет единой точки зрения в трактовке понимания содержательной части термина «чрезвычайные обстоятельства» и в определении их видов [10, с. 67].

Чрезвычайные обстоятельства криминального, социально-политического или военного характера, в том числе такие, как чрезвычайная обстановка, приводящая к особым условиям в деятельности органов и подразделений МВД России, по мнению М.А. Громова, создаются в результате совершений тяжких и особо тяжких преступлений. [7, с. 18].

Полагаем, что чрезвычайные обстоятельства — это обстановка, обусловленная событиями, происходящими в социальной, техногенной сферах и природной среде, создающая повышенную угрозу для безопасности личности, общества, государства, которая требует принятия комплекса срочных специальных (в том числе силовых) мер по защите от возникших опасностей, ликвидации последствий и ее нормализации.

В зависимости от причин, вызвавших наступление чрезвычайных обстоятельств, они могут быть разделены на чрезвычайные обстоятельства криминального характера и чрезвычайные обстоятельства некриминального характера.

К чрезвычайным обстоятельствам криминального характера следует отнести обстановку, сложившуюся в результате массовых беспорядков, захвата заложников, террористических актов, действий вооруженных преступников, банд и незаконных вооруженных формирований, массовых противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций, других социальных процессов и явлений, требующих от федеральных органов исполнительной власти специальных организа-

ционных, правовых и иных (в том числе силовых) мер.

К чрезвычайным обстоятельствам некриминального характера следует отнести обстановку, вызванную чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и биолого-социального характера.

В соответствии с нормами законодательства определена степень участия органов государственной власти (в частности, органов внутренних дел) и пределы их компетенции в период деятельности при чрезвычайных обстоятельствах.

Так, в соответствии с Федеральным законом РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ на полицию возлагаются следующие обязанности (ч. 1 ст. 12 и соответственно п. 7, 17, 29 и 30):

— принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб;

— обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

— участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и обеспечению правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов;

— участвовать в обеспечении режимов военного и чрезвычайного положения в случае их введения на территории РФ или в отдельных ее регионах;

— оказывать содействие пограничным органам федеральной службы безопасности в проведении мероприятий по защите Государственной границы РФ, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением пограничного режима, обеспечивать, по представлениям пограничных органов федеральной службы безопасности, временное ограничение или запрет доступа граждан к отдельным участкам местности или объектам вблизи Государственной границы РФ во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию РФ или при воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы РФ (ч. 1 ст. 12, п. 7, 17, 29, 30) [3]. Для выполнения возложенных обязанностей при чрезвычайных обстоятельствах полиции предоставляется право применять меры и временные ограничения, установленные федеральными конституционными законами

и федеральными законами, в период действия военного положения или чрезвычайного положения, а также во время проведения контртеррористической операции [3].

Безусловно, ввиду различия видов чрезвычайных обстоятельств формы и способы организации органами внутренних дел использования СМИ, а также акценты в информировании общественности будут обладать определенными особенностями.

Согласно Закону РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 под СМИ понимаются периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) [4].

В соответствии с п. 35 ст. 13 Федерального закона РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ для выполнения возложенных обязанностей полиции предоставлено право использовать на безвозмездной основе возможности СМИ и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях установления обстоятельств совершения преступлений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести [3].

Следует отметить, что согласно требованиям п. 4 ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485—1 на информационное освещение установлены определенные ограничения. Применительно к рассматриваемой нами проблеме в перечень сведений, составляющих государственную тайну, входят следующие:

— сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, а также в сфере противодействия терроризму;

— об источниках, силах, средствах, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

— о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-разыскную деятельность;

— о мерах по обеспечению защищенности критически важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов;

— о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности [2].

Кроме того, при освещении контртеррористической операции запрещается распространение в СМИ сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами РФ, регламентирующими сферу государственной тайны и обращения персональных данных [4].

Отметим, что в числе мер и временных ограничений, применяемых в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в п. «а» ст. 3 Федерального конституционного закона РФ «О чрезвычайном положении», предусмотрено ограничение свободы печати и других СМИ путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов [1].

Недопустимы случаи превращения сообщений СМИ в источник информирования злоумышленников (как, например, случилось осенью 2002 г., когда некоторые российские телеканалы сообщали всю последнюю информацию о действиях спецслужб, оцепивших Театральный центр на улице Дубровка, и выдавали информацию о расположении запасных выходов из здания) [6, с. 71].

Затруднить нормализацию обстановки может недостоверная (ложная) информация о чрезвычайных обстоятельствах и принимаемых государственными органами мерах (как, например, произошло в июле 2013 г., когда в ряде СМИ и интернет-блогов появились сведения о якобы состоявшемся вводе войск и бронетехники в г. Пугачев Саратовской области [9]).

Одной из функций подразделений органов внутренних дел по взаимодействию с институтами гражданского общества и СМИ является создание необходимых условий для своевременного доведения до государственных и муниципальных органов, представителей СМИ, общественности и граждан информации о дея-

11

И <

ш о а С

и S а

и и

У S

I—

о <

о ^

о н

и

о X

< I

12

тельности органов, организации, подразделений системы МВД России и их должностных лиц в области противодействия преступности, предупреждения и пресечения правонарушений, а также о принимаемых мерах по реализации государственной политики в сфере внутренних дел [5].

При чрезвычайных обстоятельствах за информирование общественности о проводимых мероприятиях через СМИ непосредственно отвечает руководитель органа оперативного управления (оперативного штаба, группы управления), функционирующего при наступлении чрезвычайных обстоятельств, а также группа взаимодействия со СМИ. Вместе с тем в регионах со сложной оперативной обстановкой организуется работа временных пресс-групп и пресс-центров.

Группа взаимодействия со СМИ предназначена для информирования общественности о результатах проведения специальных мероприятий, подготовки для органов оперативного управления официальных информационных материалов (сообщений, выступлений, комментариев), создания условий по недопущению огласки и распространения информации, способной негативно повлиять на ход проведения специальных мероприятий, участия в специальных информационных мероприятиях, оказания содействия представителям СМИ в подготовке информационных материалов.

Таким образом, одной из составляющих взаимодействия органов внутренних дел со СМИ при чрезвычайных обстоятельствах является использование указанных средств для информирования населения об опасностях, возникающих в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, и о мероприятиях, проводимых органами внутренних дел и иными органами государственной власти.

Полагаем, что в качестве основной цели работы по информированию общественности о проводимых мероприятиях при чрезвычайных обстоятельствах через СМИ следует рассматривать реализацию прав граждан на получение актуальной и объективной информации и создание благоприятной информационной обстановки для деятельности органов внутренних дел и иных органов государственной власти, местного самоуправления.

В рамках реализации указанной цели в первую очередь, на наш взгляд, следует отнести: доведение до представителей СМИ официальных данных о наступлении чрезвычайных обстоятельств и мерах, принимаемых органами государственной власти по осуществлению контроля над складывающейся обстановкой и для ее нормализации; предотвратить возможную панику среди населения, противодействовать распространению искаженной или недостоверной

(ложной) информации; доводить рекомендации по действиям граждан, которые находятся в районе возникновения чрезвычайных обстоятельств.

Качественная реализация указанных целей и задач требует закрепления в ведомственном нормативном правовом акте, регулирующем деятельность органов оперативного управления (оперативных штабов, групп управления), создаваемых для управления органами внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах; порядка информирования общественности через СМИ о чрезвычайных обстоятельствах и принимаемых мерах по их предупреждению, пресечению и (или) минимизации и ликвидации их последствий.

В таком документе (порядке информирования общественности через СМИ о чрезвычайных обстоятельствах и принимаемых мерах по их пресечению и (или) ликвидации их последствий) должны быть регламентированы следующие вопросы.

Во-первых, необходимо определить перечень субъектов (например, это пресс-службы Следственного комитета РФ, МВД России, ФСБ России, Минздрава России, Управление информации МЧС России, Информационный центр НАК, антитеррористическая комиссия в соответствующем субъекте РФ и др.), ответственных за распространение соответствующей информации (о возбуждении уголовных дел, ходе расследования; мероприятиях, направленных на установление, розыск и задержание преступников; о численности пострадавших, мерах, предпринимаемых для оказания необходимой неотложной медицинской и психологической помощи пострадавшим и их родственникам и другие данные о принимаемых мерах; об установлении уровней террористической опасности, их отмене при конкретных видах чрезвычайных обстоятельств (связанных с совершением тяжких преступлений, угрозой или совершением террористических актов, возникновением чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и др.).

Во-вторых, должны быть установлены содержание и периодичность информирования о ходе и результатах проводимых мероприятий по нормализации обстановки.

В-третьих, нужно определить мероприятия по контролю за соблюдением представителями СМИ установленных требований, в частности, меры по недопущению распространения информации, способной привести к затруднениям при реализации мероприятий, предусмотренных планом действий при чрезвычайных обстоятельствах и решениями руководителей органов оперативного управления, обеспечить безопаность участников мероприятий и граждан. В целях своевременного предупреждения

распространения искаженной или недостоверной (ложной) информации о чрезвычайном обстоятельстве и деятельности органов государственной власти РФ необходимо обеспечить мониторинг информационного пространства, включая интернет-ресурсы.

Совершенствование взаимодействия органов внутренних дел со СМИ при чрезвычайных обстоятельствах будет способствовать повышению эффективности деятельности привлекаемых сил и средств в рассматриваемых условиях.

Список литературы

1. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ // СПС КонсультантПлюс.

2. О государственной тайне: Федеральный закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 // СПС КонсультантПлюс.

3. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

4. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 // СПС КонсультантПлюс.

5. Об утверждении Положения об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 683.

6. Верчагин В.И. Не давать трибуны экстремистам: материалы международного антитеррористического медиафорума. М., 2004.

7. Громов М.А. Особые условия как универсальное понятие для деятельности органов

и подразделений МВД России: виды, характеризующие признаки, классификация // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 4.

8. Коробов В.Б. Реализация принципов открытости и публичности в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. МВД опровергло данные о вводе бронетехники в саратовский Пугачев. Агентство РИА Новости. URL: http://ria.ru/inci-dents/20130708/ 948377762.html# 1373306863 0444&message=resize&relto=login&action=re moveClass&value=registration (дата обращения: 28.10.2013).

10. Мелёхин А.В. Чрезвычайное законодательство Российской Федерации: теоретические, правовые и организационные проблемы его реализации: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2005.

E-mail: snegovoi-av@mail.ru

и <

ш о а С

и S а

и и

У S

I—

о <

о ^

о н

и

о X

< X

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.