DOI: 10.12731/2077-1770-2016-3-2-29-34 УДК 746.3
О НАРОДНОМ ВЫШИВАНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ КИТАЯ
Ван Сяомэй
Цель. Основной целью данной статьи является исследование культурных особенностей народного вышивания на северо-востоке Китая, исходя из территориальной принадлежности и специфики народных обычаев.
Метод или методология проведения работы. Методологией исследования является историко-материалистических подход, а основным методом - историко-культурологический анализ.
Результаты. На северо-востоке Китая проживает много национальных меньшинств, в ходе развития которых складывались национальные особенности мастерства вышивания. Эти работы по форме и художественному стилю, отражающие внутренний дух и общественные нормы, показывают разнообразие национальной культуры и занимают важное место в истории китайского вышивания. Для народного вышивания на северо-востоке Китая характерныраз-личные виды, обширная и содержательно богатая тематика.
Область применения результатов. Полученные результаты отражают основные черты народной вышивки Северо-Восточного Китая и могут быть использованы при разработке учебных курсов по культуре Китая.
Ключевые слова: народное вышивание; национальные меньшинства; Китай; этническая специфика.
MINORITY NATIONALITIES FOLK EMBROIDERY OF NORTHEASTERN PART OF CHINA
Wang Xiaomei
Purpose. The main purpose of this paper is the considering of the cultural features of the folk embroidery of Northeast China, taking into account the regional affiliation and ethnic traditions.
Methodology. The methodology of this research includes the historical and materialistic approach. The main method is the historical and cultural analysis.
Results. The multiple ethnic minorities inhabit Northeast China. They have their own ethnic characteristics which formed the features of the local embroidery art. The embroidery of minorities with their different forms, artistic styles and inner spirit reflects a diverse cultural connotation and has an important place in the history of Chinese ethnic art. The folk embroidery in Northeast China has a wide range of subjects with a rich content.
Practical implications. The obtained results reflect the main features of the ethnic embroidery of Northeast China and can be used for the creation of the courses about the Chinese culture.
Keywords: folk embroidery; national minorities; China; ethnic specific.
На северо-востоке Китая проживают многочисленные национальные меньшинства, среди которых: маньчжуры, монголы, корейцы, дауры, эвенки, орочоны и другие. Они вместе c другими народностями формируют уникальную, специфическую этническую культуру [1]. В ее состав входит промысел вышивания как важная часть прикладного искусства, отражающий территориальные и национальные черты. Для этих работ характерны изысканные рисун-
ки, согласованное сочетание цветов и отточенное мастерство. Они не только обладают практичностью, но и имеют декоративный характер и высокую художественную ценность.
На северо-востоке в народе вышивание имеет широкую массовую основу. В течение длительного периода рыболовно-охотни-чьего, кочевого и агрокультурного развития промысел вышивание являлся обязательным предметом деятельности женщин [2]. Как одежда, пища, жилище, средства передвижения, подарки на женитьбу и замужество, рождение сына, поздравление с днём рождения, так и похороны, жертвоприношения, общение между людьми и другие народные обычаи легли в основу художественных сюжетов. Также в процессе длительной творческой практики, женщины с помощью вышивки изображали бесчисленные диковинные растения, горы Чаншоу (бессмертных), павлинов, животных, птиц, персонажей опер, народные легенды, показывая красоту жизни и свой духовный мир, а также свое стремление к счастливой жизни.
Технология народной вышивки включает в себя пять этапов: композиция рисунка, приготовление материалов и инструментов, проектирование узора, укрепление узора на ткани и приведение в порядок композиции. У каждой народности есть свои особые технические приёмы и сочетание цветов. Можно сказать, что существует много технических приёмов и разнообразных красок, выражающих художественный стиль народного искусства на северо-востоке. Общим является то, что вышивка выполняется на основе бумажной вырезки: сначала переносится по вырезке на ткань, потом делается вышивка по линии рисунка (также можно прямо рисовать на ткани и вышивать).
Для народного вышивания северо-востока Китая характерны разнообразные виды, обширные темы и богатое содержание. В частности, имеются хлопчатобумажная вырезка, вышивка из ткани, составление из ткани и т.д. Многочисленность национальных меньшинств
обусловила этнический колорит мастерства вышивания в ходе его развития. Рисунки вышивки в основном отражены в одежде и украшениях, используются на подоле, воротнике, рукаве, спине одежды, плечевом упоре, набрюшнике, подоле юбки, в нижней части штанины и других частях. Кроме того, на подушке, трубке, игрушке, простыне, украшениях на руках, кошельке, мешочке с ароматическими веществами, шапке, платке, палатке, настенной ткани, женской вуалевой накидке на плечи и других бытовых предметах тоже имеются вышивки [3]. Для узоров вышивания характерны изысканность, богатое воображение исполнителя, необычные образы, включая разнообразных животных, растения, персонажей мифических легенд, опер, сказок, сооружений, условные знаки, геометрические орнаменты, счастливые слова, имеющие магическую составляющую и т.д. У разных народностей используются краски, чаще всего встречаются красный, синий, розовый, пурпурный, белый, чёрный, зелёный цвета. Яркое и смелое применение красок, сочетание простоты и таинственности являются особенностью вышивки нацменьшинств. Способы вышивания (вышивание золотом, столичная вышивка, вышивка по тонкому шёлку, аппликация, тонкий одноцветный шёлк с вытканным узором, узел, складная вышивка и т.д.) отражают высокий уровень мастерства вышивки у разных народностей.
Содержание народной вышивки основано на народной сказке, рисунке счастливого сигнала, обладает определённым культурным кодом и несет смысловое значение. Так, например, «Полная идиллия»: толстяк с круглым лицом и телом сидит в середине, с ласковым и радостным выражением лица. По легенде у него «лёгкая рука» -торгует шапками в июне, несмотря на летнюю жару, а в декабре, когда продавал веера, наступала сильная жара. Поэтому люди считали его богом счастья и благополучия, его образ сохранился в народе.
Восхитительные волшебные легенды являются источником народного творчества, например, «Чанъэ возносится на луну», «Бо-
гиня сочетается с богиней», «Парные божества бракосочетания», «Супруги, живущие в разных местах», «Взрывать и раскапывать горы для спасения матери» и т.д. представляют собой самые живые, трогательные рассказы. Множество работ, вышитых народными мастерами, смоделировано и сотворено по их любви и желанию, наблюдению и восприятию жизни. Например, на подушке для свадьбы вышиты узоры «Благополучие с любимым», «Мудрецы появляются в эпоху мира и процветания» и т.д., что символизирует богатый урожай всех зерновых культур, счастье и благополучие, спокойствие, богатство и положение, продление жизни, выражая стремление людей к прекрасному, к счастливой жизни. Почему эти художественные произведения народной вышивки способны вызывать у людей сильные чувства, стремление полюбоваться? В этих работах заложено эстетическое чувство, жизненная сила человека, они несут в своих образах простые человеческие чувства, заключают в себе много скрытых смыслов народных обычаев.
Таким образом, среди множества форм художественных народных промыслов вышивка является самой доступной и любимой, отражая историческую память народа, сохраняя его представления о мире, человеке, красоте и добре. В то же время, это знаковая система передачи информации, закрепляющая символы, образы и целые комплексы представлений, связанных с этими образами. Народная вышивка северо-востока Китая является свидетельством богатейшей фантазии нацменьшинств, их тонкого художественного вкуса и изобретательности, высокого мастерства.
Список литературы 1. Ху Жун, Чжоу Вэй. Сборник народного изобразительного искусства наций на северо-востоке: «Том вышивки». Ляонин: Художественное издательство, 1995. 52 с.
2. Ван Ляньхай. Фигуры народной вышивки. Хунань: Художественное издательство, 2001. 32 с.
3. Ван Цзи, Ван Цюань, Ван Чуньсинь. Иллюстрированный справочник вышивки на подушке у маньчжуров. Гирин: Издательство литературы и истории, 2009. 79 с.
References
1. Khu Zhun, Chzhou Vey. Sborniknarodnogo izobrazitel'nogo iskusst-va natsiy na severo-vostoke: «Tom vyshivki» [Collection of folk fine arts of nations in the northeast, "Tom embroidery"]. Lyaonin, 1995. 52 p.
2. Van Lyan'khay. Figury narodnoy vyshivki [Figures folk embroidery]. Khunan, 2001. 32 p.
3. Van Tszi, Van Tsyuan', Van Chun'sin'. Illyustrirovannyy spravochnik vyshivki na podushke u man'chzhurov [Illustrated Guide embroidery on the pillow in the Manchus]. Girin, 2009. 79 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Ван Сяомэй, замдиректора института международного образования, магистр, доцент Хэйхэский университет
ул. Сюеюань, №1, г. Хэйхэ, провинция Хэйлунцзян, КНР wxm058@msn.com
DATA ABOUT THE AUTHOR Wang Xiaomei, Heihe College Associate Dean of International Education, Master's degree, Associate Professor
Heihe University
College road, no.1, Heihe, Heilongjiang province, China wxm058@msn.com